Научная статья на тему 'Подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся 5-11 классов по биологии'

Подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся 5-11 классов по биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЯЯ РАБОТА / ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ / РАБОТА С УЧЕБНИКОМ / БИОЛОГИЯ / УРОК / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО БИОЛОГИИ / HOMEWORK / HOME TASK / WORK WITH A TEXTBOOK / BIOLOGY / LESSON / PRACTICAL EXERCISES / INTERNET RESOURCES / ADDITIONAL LITERATURE / ANALYSIS OF BIOLOGY TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршутина Людмила Александровна

Данная статья дает возможность читателям познакомиться с практикой организации домашней учебной работы в современной школе по биологии; увидеть проблемы учителей при проектировании домашней работы в учебном процессе; выявить трудности, обучающихся при выполнении домашней учебной работы. В статье рассматриваются различные виды домашних заданий по биологии, которые наиболее часто применяются в современном учебном процессе. Предлагаются различные подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся по биологии. Рассматриваются наиболее важные проблемы с которыми ежедневно сталкиваются преподаватели и учащиеся при выполнении домашней работы. Также в статье приводится полный анализ учебников и учебно-методических комплектов по биологии для учащихся 5-11 классов с целью выявления специфики упражнений и заданий для самостоятельной работы школьников. Рассматривается большое количество заданий на формирование у школьников предметных, метапредметных и личностных результатов. Приводятся примеры нетрадиционных, редких заданий, которые заслуживают особого внимания. Рассматриваются современные взгляды и предложения по домашним заданиям педагогов и учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE DESIGN OF TASKS OF VARIOUS TYPES FOR HOMEWORK OF STUDENTS IN GRADES 5-11 IN BIOLOGY

This article provides an opportunity for readers to get acquainted with the practice of organizing biology home study work in a modern school; to see the problems of teachers when designing homework in the educational process; to identify the difficulties of students in homework. The author reviews various types of biology homework, which are most often used in the modern educational process. Different approaches to designing tasks of various types for students’ home work in biology are offered. The most important problems that teachers and students face every day when doing homework are considered. The article also provides a full analysis of textbooks and teaching sets in biology for students in 5-11th grades in order to identify the specifics of exercises and tasks for independent work of students. The author considers a large number of tasks for the formation of students’ subject, meta-subject and personal results. The article gives the examples of non-traditional, rare tasks that deserve special attention

Текст научной работы на тему «Подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся 5-11 классов по биологии»

Подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся 5-11 классов по биологии

Паршутина Людмила Александровна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра естественнонаучного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: parshutinala@mail.ru

Данная статья дает возможность читателям познакомиться с практикой организации домашней учебной работы в современной школе по биологии; увидеть проблемы учителей при проектировании домашней работы в учебном процессе; выявить трудности, обучающихся при выполнении домашней учебной работы. В статье рассматриваются различные виды домашних заданий по биологии, которые наиболее часто применяются в современном учебном процессе. Предлагаются различные подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся по биологии. Рассматриваются наиболее важные проблемы с которыми ежедневно сталкиваются преподаватели и учащиеся при выполнении домашней работы. Также в статье приводится полный анализ учебников и учебно-методических комплектов по биологии для учащихся 5-11 классов с целью выявления специфики упражнений и заданий для самостоятельной работы школьников. Рассматривается большое количество заданий на формирование у школьников предметных, метапредметных и личностных результатов. Приводятся примеры нетрадиционных, редких заданий, которые заслуживают особого внимания. Рассматриваются современные взгляды и предложения по домашним заданиям педагогов и учащихся.

Ключевые слова: домашняя работа, домашнее задание, работа с учебником, биология, урок, практические задания, Интернет-ресурсы, дополнительная литература, анализ учебников по биологии.

Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» № 073-00007-20-01 на 2020 год «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников».

В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования - это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья школьников.

Меняются подходы к школьному образованию, меняется и построенные самого урока. Большое значение на современных уроках сейчас приобретают необычные, творческие, не шаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся, классифицируется как нестандартный. Современный урок биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Наиболее тесно урок связан с домашней работой, которая является логическим продолжением изучения пройденного материала. Учащиеся выполняют задания, связанные с разными видами деятельности. Прежде всего, они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе, проводят наблюдения в природе, знакомятся с дополнительной литературой и др.

Организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания. Домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие.

В методике преподавания биологии, выделяют различные виды домашних работ: проблемные и непроблемные, групповые и индивидуальные, творческие и нетворческие. Все они могут использоваться в практике обучения предмету. Однако большее распространение получили виды домашних работ, такие как: закрепление, углубление знаний и выработка умений, полученных на уроке; подготовка к лучшему восприятию нового учебного материала; решение познавательных задач; выполнение творческих заданий.

Для достижения высокого результата необходимо комбинировать виды домашних работ, практиковать разные ее формы. Среди них можно выделить: • работа с учебником (ответы на вопросы, составление конспектов, подготовка собственно

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

разработанных вопросов, тестов по пройденному материалу);

• чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы;

• использование энциклопедий, определителей;

• подготовка рефератов, иллюстраций;

• практическая работа с натуральными объектами (наблюдения, эксперименты, опыты);

• моделирование природных процессов и явлений;

• изготовление наглядных пособий: схем, моделей, рисунков, фотографий, видеороликов и др.

Домашняя работа по биологии весьма разнообразна. Однако, как показывает педагогическая практика, часто домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях используется широкий спектр учебно-методического комплекта для учащихся и педагогов, в него входят: учебники, методические пособия, рабочие тетради, практикумы, дидактические карточки, электронные приложения и др.

Одним из главных компонентов учебно-методического комплекта является учебник, он объединяет вокруг себя все средства обучения: школьные книги (учебные пособия, популярную научную литературу), наглядные пособия, дидактические материалы, тексты, которые являются для преподавателя руководством к организации учебного процесса, а для учащегося это источник, содержание и инструмент усвоения учебного материала [10, с. 72].

Анализ учебников по биологии для 5-11 классов с целью выявления специфики упражнений и заданий для самостоятельной работы школьников показал, что домашняя работа выражена разными формами: вопросами, практическими и экспериментальными заданиями, творческими работами. Большая часть заданий представлена в виде устных и письменных вопросов, тестов, таблиц, биологических задач. Все они имеют познавательно-обучающий характер.

В учебниках все вопросы и задания обозначены специальными условными знаками. Например, кружочками, квадратиками, треугольниками, вопросительными и восклицательные знаками и др. Термины, которые нужно запомнить, напечатаны жирным шрифтом или курсивом.

Практически во всех учебниках биологии выделены специальные рубрики. Например, вопросы повышенной сложности, приведены в рубрике «Подумайте», которые учат учащихся анализировать изученный материал. В рубриках: «Подведи итоги»; «Проверь себя»; «Выполните задания»; «Обсудите с друзьями»; «Выскажите своё 5 мнение», представлены задания тематического § и творческого характера.

Во всех учебниках из класса в класс проявляется ся тенденция к усложнению заданий, добавляются ав новые рубрики, в котором предложены пошаговые

рекомендации: «Как готовиться к семинару»; «Как выступить успешно с докладом»; «Как искать научную информацию в интернете»; «Примеры тематических каталогов»; «Примеры поисковых систем»; «Организация работы над проектами»; «Основные правила проведения защиты проектов»; «Вопросы для повторения», «Вопросы для обсуждения», «Проблемные области», «Прикладные аспекты». Все это позволяет ученикам еще раз обратить внимание на важнейшие положения пройденного материала, остановиться на основных понятиях, необходимых для запоминания, а также выполнить задания для самостоятельной работы на основе полученных знаний.

Как правило в большинстве учебников место домашнему заданию уделяется после каждой изученной темы. В начале параграфов приводятся тематические задания и вопросы, в конце помещены практические и творческие задания для закрепления и самопроверки приобретённых знаний. После каждой главы даны темы докладов, рефератов, проектов для самостоятельной подготовки во внеурочное время.

В учебниках по биологии реализовано требование ФГОС, предусматривающее формирование у школьников предметных, метапредметных и личностных результатов. Это обеспечивается [7, с. 26]:

• выделением в каждой главе дифференцированных заданий, способствующих разнохарактерной и разноуровневой деятельности учащихся, их можно использовать для организации самостоятельной работы, самопроверки учащихся и подготовке к экзаменам;

• наличием заданий, ориентированных на поисковую учебную деятельность. Такая деятельность требует от учащихся овладения общеучебными умениями: самостоятельно намечать цель и план работы; проводить поиск, анализ и обработку информации, доказывать или защищать возможные результаты;

• наличием заданий, направленных на формирование и развитие умений обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и находить причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, самостоятельно делать выводы. От учащихся требуется написать доклад или сделать презентацию, самостоятельно составить и заполнить таблицу, полученную информацию обсудить с товарищами. Из общего числа заданий, имеются как репродуктивные, так и продуктивные. Приведены задания, направленные на развитие умений и навыков познавательной, учебно-проектной и проектной деятельности. Другим типом заданий являются задания, нацеленные на овладение интеллектуальными умениями применять знания на практике и др.;

• формированием и развитием компетенции в области использования информационно-коммуникативных технологий. Ссылки на элек-тронныеобразовательныересурсы(электронные

приложения, материалы единой цифровой коллекции, Интернет-ресурсы), включённые в тексты и задания, способствуют формированию и развитию информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-компетенции); • включением в содержание учебника лабораторных и практических работ. В них предлагаются задания, направленные на получение учащимися результатов собственного эксперимента, их анализ и осмысление. Результаты лабораторных работ могут быть обсуждены в ученических коллективах, что будет способствовать воспитанию личностных достижений, умение работать в коллективе.

Приведем примеры заданий, направленные на формирование предметных результатов:

Задание 1. Проведите сравнительный анализ процессов роста, размножения и обмена веществ в неживой природе и у живых организмов [9, с. 11].

Задание 2. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения заболевания [4, с. 189].

Примеры заданий, направленных на формирование метапредметных результатов:

Задание 1. Подберите примеры использования приспособлений живых организмов к окружающей среде в качестве моделей для конструирования механизмов или архитектурных сооружений. Используйте дополнительную литературу или ресурсы Интернета [11, с. 19].

Задание 3. Представьте себе, что вы селекционер. Перед вами стоит задача вывести новый высокоурожайный сорт пшеницы на основе искусственного мутагенеза. Расскажите о последовательности вашей работы и раскройте ее содержание [3, с. 137].

Примеры заданий, направленных на формирование личностных результатов:

Задание 1. Предположим, что в вашей местности начал образовываться овраг, и вы решили попытаться прекратить его рост. Каковы ваши действия? [5, с. 184].

Задание 2. Представьте, что вы археолог, исследуйте склоны оврагов, карьеров, куски каменного угля, известняка. Найдите окаменевшие древние организмы или их отпечатки. Зарисуйте или сфотографируйте их. Постарайтесь определить, каким древним организмам они принадлежат [8. С. 229].

Во всех учебниках по биологии есть нетрадиционные, редкие домашние задания, которые заслуживают особого внимания. Например:

Задание 1. Какие растения (животные) обитают рядом с вашим домом, дачей, в деревне? Составьте их список, сделайте их фотографии или зарисуйте [6, с. 123].

Задание 2. Предложите модель организации жизни на Земле в эпоху ноосферы (где располагать города, как организовывать промышленное производство и производство продуктов питания и т.д.) [2, с. 266].

Многие задания для выполнения домашней работы в учебниках требуют дополнительной литературы. Необходимо найти дополнительный материал в библиотеке или Интернете. В этом помогают специальные рубрики, обозначенные значками «Интернет», «Книга», «Вопросы для обсуждения», которые содержат два-три вопроса с привлечением дополнительной литературы. Например:

Задание 1. Пользуясь дополнительной литературой и школьным учебником «Человек», назовите биологически активные вещества организма человека, имеющие липидную природу. Какова их роль? [1, с. 42].

Задание 2. Чем зрелое (климаксное) сообщество отличается от незрелого? Используя дополнительную литературу, выясните, какие зрелые сообщества характерны для вашей местности. Результаты работы оформите в виде проекта [12, с. 327].

В учебниках широко используются задания, требующие использования Интернет-ресурсов. Например:

Задание 1. Используя определители растений, карточки для определения растений или интернет - оп-Нпе-определители, например, открытый атлас сосудистых растений России и сопредельных стран http//www planetarium.ru, выясните названия растений, распространённых в вашей местности [12, с. 119].

Задание 2. Об учёных-биологах прочитайте на сайте WWW.elementv.ru в разделе «Биографии» [9, с. 53].

Также в учебниках по биологии встречается много заданий, которые носят однотипный характер. Среди них:

• Перепишите и заполните в тетради таблицу, схему...

• Найдите лишне слово, решите тесты.

• Рассмотрите рисунок и зарисуйте его в тетрадь, сделайте подписи.

• Ответы на вопросы после параграфов.

• Задания на сравнение и объяснение.

• Уточните формулировку неверных, на ваш взгляд, высказываний.

• Замените одним словом выделенную часть каждого утверждения.

• Охарактеризуйте различия между понятиями. Итак, на основании анализа учебников, можно

сделать вывод, что в обучении биологии выделяют разные виды домашних работ: работа с учебником; чтение научно-популярной литературы; работа с Интернет-ресурсами; подготовка рефератов и проектных работ и др.

Все перечисленные формы заданий представлены во всех учебниках по биологии, в одних больше, в других меньше. На наш взгляд необходимо продумать более четкую структуру, представить разные формы заданий в разумных сочетаниях, таких как индивидуальных и групповых; практических и исследовательских, тематических и творческих.

Все учебники по биологии несмотря на различия в подходах, едины в главном - в узкой пред-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см со

метной направленности. Содержательное пространство учебника, как правило, ограничивается заданными образцами научного знания. Внимание авторов направлено исключительно на усвоение предметного содержания курса без учета необходимости формирования средств, инструментов усвоения и достижения творческого уровня усвоения.

Сегодня многие педагоги, учащиеся и родители отмечают, что учебник служит для преподавателя руководством к организации учебного процесса. Для учащегося учебник - источник, содержание и инструмент усвоения учебного материала. Понятно, что учащийся поставлен в позицию пассивного исполнителя и не может превратиться в активного читателя, извлекающего все заложенные в него содержательные идеи.

Одни школьники видят учебники яркими, с интересными практическими и творческими заданиями. Другие предлагают при подготовке домашних заданий больше использовать разные интернет порталы.

Так выпускница 11 класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы - «Школа № 1505 «Преображенская» - Пикельни Полина, предложила: «Создать единый интернет-портала по подготовке домашнего задания. Портал может включать определенное количество учебных материалов (пособий, учебников, рабочих тетрадей), которые содержат актуальную информацию для подготовки к урокам. Было бы разумно разместить на портале не только учебники, но и другие учебные пособия, которые учителя предпочитают для подготовки к урокам. Учитель может самостоятельно выбирать и регулировать необходимый объем домашнего задания, а также уровень его сложности. Такая форма подготовки к уроку позволит каждому ученику в любое время вернуться к пройденному материалу, восстановить полученные знания и проверить качество самоподготовки. Учащиеся смогли бы иметь доступ к единому реестру учебников, тематических заданий, проверочных и контрольных работ, а также у них была бы возможность самостоятельно повторять пройденный материал по всем разделам».

Таким образом, проблема организации домашних работ по биологии сегодня очень актуальна. Домашние работы мотивируют процесс обучения и позволяют вывести знания предмета на новый, более качественный уровень, а учебники должны ориентировать учащихся не столько на усвоение готовых знаний, сколько на их поиск.

Литература

1. Бородин Л.В., Высоцкая Л.В., Дым-

шиц Г.М. Биология. Общая биология. 10 класс:

углубл. уровень: ч. 1. «Просвещение», 2018.

С. 42.

2. Бородин Л.В., Высоцкая Л.В., Дым-

шиц Г.М. Биология. Общая биология. 11 класс:

углубл. уровень: ч. 2. «Просвещение», 2018. С. 266.

3. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология. 10-11 класс. (базовый уровень). М.: «Просвещение» - М.: 2013, С. 137.

4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общая биология: учебн. для 11 кл. об-щеобразоват. учреждений. /под ред. Захарова В.Б. - М.: «Дрофа», 2019. С. 189.

5. Никишов А.И. Биология. Организмы: учеб. для уч-ся 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов - М.: ООО ГИЦ «Владос», 2019. С. 184.

6. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/-М.: «Вентана -Граф», 2017. С. 123.

7. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Особенности современного учебника как основного компонента учебно-методического комплекса / Специалист. 2015. № 11-12. С. 24-28.

8. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калино-ва Г.С. Биология. 7 класс. - М.: «Просвещение», 2017. С. 229.

9. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. др. Биология. 9 класс. / Под ред. Пасечника В.В. - М.: «Просвещение», 2018. С. 11.

10. Ускова И.В. Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников/Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 71-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сухова Т.С., Строганов В.И.: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: «Вентана - Граф», 2015. С. 19.

12. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс. М.: «Мнемозина», 2018. С. 327.

APPROACHES TO THE DESIGN OF TASKS OF VARIOUS TYPES FOR HOMEWORK OF STUDENTS IN GRADES 5-11 IN BIOLOGY

Parshutina L.A.

Institute of education development strategy of the Russian Academy of education

This article provides an opportunity for readers to get acquainted with the practice of organizing biology home study work in a modern school; to see the problems of teachers when designing homework in the educational process; to identify the difficulties of students in homework. The author reviews various types of biology homework, which are most often used in the modern educational process. Different approaches to designing tasks of various types for students' home work in biology are offered. The most important problems that teachers and students face every day when doing homework are considered. The article also provides a full analysis of textbooks and teaching sets in biology for students in 5-11th grades in order to identify the specifics of exercises and tasks for independent work of students. The author considers a large number of tasks for the formation of students' subject, meta-subject and personal results. The article gives the examples of non-traditional, rare tasks that deserve special attention.

Keywords: homework, home task, work with a textbook, biology, lesson, practical exercises, Internet resources, additional literature, analysis of biology textbooks.

References

1. Borodin L.V., Vysotskaya L.V., Dymshits G.M. Biology. General biology. Grade 10: Deep level: part 1. "Enlightenment", 2018. P. 42.

2. Borodin L.V., Vysotskaya L.V., Dymshits G.M. Biology. General biology. Grade 11: Deep level: part 2. "Enlightenment", 2018. P. 266.

3. Belyaev D. K., Dymshits G.M., Kuznetsova L.N. and other biology. 10-11 grade. (a basic level of). M.: "Education" - M.: 2013, S. 137.

4. Zakharov VB, Mamontov SG, Sonin N.I. Biology. General Biology: Textbook. for 11 cl. general education. institutions. / ed. Zakharova V.B. - M.: "Bustard", 2019. P. 189.

5. Nikishov A.I. Biology. Organisms: textbook. for student 5 cl. general education. textbook. institutions / A.I. Nikishov - M.: GIC Vlados LLC, 2019.P. 184.

6. Ponomareva I.N., Nikolaev I.V., Kornilova O.A. Biology: Grade 5: a textbook for students of educational institutions / - M.: "Ventana-Graf", 2017. P. 123.

7. Parshutina L.A., Samoilenko P.I. Features of the modern textbook as the main component of the educational complex / Specialist. 2015. No. 11-12. P. 24-28.

8. Pasechnik V.V., Sumatokhin S.V., Kalinova G.S. Biology. 7th grade. - M.: "Education", 2017. P. 229.

9. Pasechnik V.V., Kamensky A.A., Shvetsov G.G. other biology. Grade 9. / Ed. Pasechnika V.V. - M.: "Education", 2018. P. 11.

10. Uskova I.V. The development of didactic ideas about homework of schoolchildren / Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2017. No. 3. P. 71-76.

11. Sukhova TS, Stroganov V. I.: Grade 5: a textbook for students of educational organizations. M.: "Ventana - Graf", 2015. P. 19.

12. Teremov A.V., Petrosova R.A. Biology. Biological systems and processes. Grade 11. M.: Mnemosyne, 2018. P. 327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.