Научная статья на тему '«Школьное экономичиское сообщество» - модель формирования экономической компетентности старшеклассников'

«Школьное экономичиское сообщество» - модель формирования экономической компетентности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ECONOMIC COMPETENCE / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC COMMUNITY / PRACTICE-ORIENTED DIRECTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левадняя М. О.

В статье описаны основные принципы формирования экономической компетентности и навыков предпринимательской деятельности у школьников старших классов. Предлагается механизм формирования экономической компетентности путем создания на базе образовательного учреждения Школьного экономического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Школьное экономичиское сообщество» - модель формирования экономической компетентности старшеклассников»

Левадняя М.О.

Доцент, Приморский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ «ШКОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧИСКОЕ СООБЩЕСТВО» -МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье описаны основные принципы формирования экономической компетентности и навыков предпринимательской деятельности у школьников старших классов. Предлагается механизм формирования экономической компетентности путем создания на базе образовательного учреждения Школьного экономического сообщества.

Ключевые слова: экономическая компетентность, экономическое образование, экономическое сообщество, практико-ориентированное направление в образовательном процессе.

Keywords: economic competence, economic education, economic community, practice-oriented direction in the educational process.

Кардинальные изменения в экономической жизни страны, ранняя социализация и стремление к наиболее полной самореализации способствуют заинтересованности школьников в получении знаний в области экономики и предпринимательства. В этой связи актуальным становится вопрос формирования экономической компетентности школьников.

Потребность государства в решении проблемы экономического образования школьников нашло отражение в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в Законе «Об образовании в РФ» ст. 14 [1], в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, раздел 3.3 «Образование» [3], провозгласивших задачу формирования образованных, предприимчивых людей, способных

совершать рациональный выбор и принимать решения, нести ответственность за собственную деятельность и социально-экономическое будущее страны.

Целью современного экономического образования является формирование высокого уровня экономического мышления и привитие навыков рационального экономического поведения, создание предпосылок для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Проблема экономического образования затрагивает интересы как школьников, родителей и учителей, так и всего общества. Таким образом, формируя экономическую компетентность учащегося ещё на школьной скамье, в конечном счете, создается фундамент благосостояния общества в целом.

Проблема развития экономической компетентности личности исследуется в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, И. А. Сасовой, В. Д. Симоненко, H.A. Томина, Т.И. Шамовой. Формирование экономической компетентности учащегося предусматривает формирование способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, формирование экономического сознания, целостного представления о системе экономических отношений, понимания механизмов функционирования социально-экономических институтов, умения оперировать экономической терминологией [6].

Под экономической компетентностью старшеклассника понимается интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе профильного социально-экономического образования и предусматривающее получение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и жизненного опыта [5].

Изучение состояния практики преподавания основ экономики в школе свидетельствует о том, что существующий традиционный подход не

дает возможности старшим школьникам овладеть достаточным уровнем основ экономической компетентности, так как получаемые ими экономические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реальной действительности. Это обусловлено недостаточным уровнем их практической подготовки, слабой сформированностью ценностного отношения к знаниям.

Актуальность исследования, выявленные несоответствия и противоречия обозначили проблему поиска педагогических условий, технологий, форм и моделей (вариантов организации учебного процесса), способствующих эффективному формированию экономической компетентности старшеклассников.

В связи с этим в рамках правительственной программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 20112014 годах», реализуемой на базе Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, группой директоров и заместителей директоров школ Приморского края Беденко А.Н., Воронов В.Н., Жанков В.А., Никифорова Е.Б., Никольский Р.О., Пироженко М.А., Ушкань Л.В., под научным руководством автора статьи был разработан проект по формированию экономической компетентности старшеклассников через деятельность «Школьного экономического сообщества».

Основной принцип проекта «Школьного экономического сообщества» (ШЭС) - стимулирование учащихся к самостоятельной работе при выполнении различных бизнес-ориентированных мини-проектов, которые предполагают получение основ экономических знаний и выработку универсальных навыков предпринимательской деятельности. Через реализацию таких мини-проектов школьники научатся понимать содержание базовых экономических понятий, развивать экономически значимые качества и умения: чувство собственника и хозяина,

экономически осознанное отношение к труду и его результатам, стремление к повышению трудовых доходов, улучшению качества жизни, ориентацию на рационализацию труда и повышение его эффективности, готовность участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой и др.

Проект «Школьное экономическое сообщество» позволяет объединить академическую направленность преподавания школьных предметов с практическим их применением и включает в себя два направления: теоретическое и практико-ориентированное.

Экономическое образование школьников должно быть системным и безболезненно вписываться в достаточно жесткую структуру образовательного процесса школы. Помимо дисциплины «Экономика», введенного в программу школьного обучения, для расширения знаний в области экономики возможно использование элективных курсов, а также экономических деловых игр. Кроме этого при изучении обязательных дисциплин учебного плана будут использоваться определенные экономические знания. Например, дисциплина «Обществознание» может быть дополнена вопросами экономических сфер жизни общества, истории развития экономики, понятиями предложения, спроса и стоимости, формах собственности и многообразии видов предприятий; дать понятия экономического цикла, рыночной экономики, особенностей налогообложения, экономической культуре и др. В рамках дисциплины «Технология» также могут рассматриваться вопросы экономики: экономика семейного хозяйства, условия продуктивности и культуры труда и др. На уроках естественнонаучного цикла можно рассматривать связь вопросов экологии, производственных процессов, влияния развития научной мысли и техники с экономическими процессами, взаимосвязь научно-технического прогресса и развития социально-экономических отношений в обществе и т.д.

Практико-ориентированное направление позволяет приобрести умения и навыки предпринимательской деятельности через реализацию мини-проектов на рабочих площадках. Одновременно могут реализовываться несколько мини-проектов в зависимости от количества групп по интересам. Допускается образование разновозрастных групп (811 классы). Содержание мини-проектов может кардинально отличаться друг от друга: от проекта снижения себестоимости школьного питания через выращивание садово-огородных культур, до разработки собственной учебной траектории старшеклассника. Обязательным условием разработки проектов должно являться наличие бизнес-плана, написание которого также требует развитие экономических компетенций. Завершающим этапом практической части мини-проектов является реализация полученной продукции. Для этого школьникам необходимо будет проанализировать состояние рынка, определить возможных конкурентов и партнеров, наладить сбыт.

Еще одним блоком практического направления ШЭС является популяризация его деятельности. Данное направление реализуется через выпуск рекламной продукции, создание сюжетов и написание очерков для СМИ. Обязательным условием данного этапа является непосредственное участие в нем школьников, так как умение продвигать товар на рынке -одна из необходимых экономических компетенций.

Для управления деятельностью «Школьного экономического сообщества» предполагается введение новой штатной единицы -руководитель проекта (возможно структурного подразделения ШЭС). В его непосредственном подчинении находятся руководители площадок и мини-проектов (классные руководители, учителя-предметники), которые организуют практико-ориентированную деятельность учащихся. Обслуживающий персонал (электрик, плотник, сантехник) по заявке руководителя ШЭС привлекается администрацией образовательного

учреждения (ОУ) для оказания содействия деятельности ШЭС и выполнения работ, требующих специальной квалификации.

Наиболее оптимальным вариантом организационной формы является регистрация Сообщества как некоммерческой организации. В этом случае решается достаточно серьезный вопрос налогообложения, выплат учебных стипендий участникам Сообщества и др. Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если данная деятельность направлена на достижение целей организации. Если НКО осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что НКО полностью освобождена от уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности НКО обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы.

В качестве источников финансирования проекта планируется привлечь: средства федерального бюджета в рамках программы «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» [4]; средства регионального бюджета в рамках субсидий на реализацию образовательных программ; средства муниципального бюджета в рамках районных целевых программ и бюджета ОУ; частные инвестиции со стороны предпринимателей, родителей и иных заинтересованных лиц, а также гранты.

Кроме этого авторы проекта ШЭС произвели оценку его экономической эффективности на примере одного практического

направления-модуля - площадки по выращиванию цветов в горшочках. Была составлена расходная смета (регистрация НКО, заработная плата руководителя проекта, оборудование специального помещения, приобретение земли, горшков, семян, удобрений, транспортные расходы, налоговые выплаты и др.). Направление ориентировано на участие 50 учащихся 8-11 классов. Срок реализации проекта рассчитан на 1 год 5 месяцев. Расчеты показали, что помимо социальной значимости проекта, он будет окупаем и приносить прибыль.

Согласно Уставу зарегистрированной НКО, получаемая от деятельности Сообщества прибыль позволит улучшить материально-техническую базу ОУ в размере 30% от прибыли и стимулировать учащихся, вовлеченных в деятельность ШЭС в размере 70% от прибыли (стипендии Сообщества по итогам года, оплата участия в пилотных площадках ВУЗов, оплата профильных смен ЦДО, оплата профориентационных экскурсий). Также наиболее активные участники могут представляться ШЭС и ОУ на грант поддержки талантливой молодёжи в рамках программы Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2].

Для выявления факторов, влияющих на деятельность «Школьного экономического сообщества» со стороны внутренней и внешней среды, был проведен 8ШОТ-анализ (табл. 1).

Таблица 1

8ШОТ-анализ деятельности Школьного экономического сообщества

Сильные стороны Слабые стороны

1. Отлаженная инфраструктура ОУ 2. Наличие энергоресурсов, водоснабжение и водоотведение ОУ 3. Наличие подготовленных педагогических кадров 4. Наличие бюджетных средств ОУ 5. Отсутствие отдельного налогообложения на землю и имущество 1. Незаинтересованность на начальном этапе 2. Конкуренция 3. Неготовность ОУ к включению проекта в жесткую структуру образовательного процесса 4. Неотлаженный рынок сбыта продукции

Возможности Угрозы

1. Пополнение внебюджетного счета ОУ

2. Укрепление материально-технической базы ОУ

3. Получение универсальных знаний по ведению предпринимательской деятельности

4. Стимулирование и мотивация участников

5. Наличие у учащихся собственных денег

6. Объединение теории и практики

7. Профориентация учащихся

8. Внеурочная занятость_

1. Некачественное сырье

2. Изменение законодательства в отношении малого бизнеса

3. Неконкурентоспособность продукции

4. Повышение тарифов на энергоресурсы, водоснабжение и водоотведение

5. Форс-мажор

При реализации проекта ожидаются следующие социальные и экономические результаты:

• для учащихся - развитие экономической компетентности, социализация и профориентация, материальное стимулирование;

• для родителей - занятость детей во внеурочное время, экономия семейного бюджета;

• для школы - вовлечение родителей в образовательный процесс, привлечение федеральных средств, материальное стимулирование педагогов, улучшение материальной базы ОУ;

• для предпринимателей муниципального округа - повышение социального статуса, имиджа, приобретение продукции у ШЭС по низким ценам;

• для муниципалитета - получение выпускников школ с навыками предпринимательской деятельности, привлечение дополнительных субсидий в бюджет, развитие малого бизнеса, снижение себестоимости программ озеленения округа.

Исходя из анализа социальной и экономической эффективности проекта, можно сделать вывод, что создание Сообщества выгодно для всех участников и партнёров проекта. Проект «Школьное экономическое сообщество» позволит объединить урочную и внеурочную деятельность

учащихся, решить проблему единства педагогической теории и практики,

сформировать социально-ответственную, активную и экономически

компетентную личность учащегося.

Список источников:

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : приказ Президента РФ № 271-пр от 04.02.2010.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Раздел 3.3 «Образование» : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

4. О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования : Постановление правительства РФ от 31.05.2011 № 438.

5. Кинзибаева, И.Г. Формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеренбург, 2006. - 22 с.

6. Назарова, О.Г. Формирование экономической компетентности у учащихся профессионального лицея в учебном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Орлов. гос. ун-т. - Орел, 2008. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.