Научная статья на тему 'Школьная служба примирения как регулятор развития отечественной медиации'

Школьная служба примирения как регулятор развития отечественной медиации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
медиация в России / восстановительная медиация / работа медиатора / волонтерство / mediation in Russia / restorative mediation / mediator’s work / volunteering

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гиваргизова Н.А., Минасян Л.А., Канеева А.В.

В данной статье рассмотрена проблема содержательного внедрения процедуры медиации в образовательные учреждения страны в выполнении целеполагающих функций улучшения нравственно-морального климата в коллективах и параллельного получения обучающимися практик использования медиации как стартовой площадки с учетом вероятности столкновений выпускников с различного рода конфликтами в предстоящей жизнедеятельности. На основе результатов массового опроса среди школьников городов Батайска и Ростова-на-Дону в возрасте 14-17 лет (425 респондентов), из которых более 50% уже находятся или могут оказаться в конфликтной ситуации, сделан вывод о том, что медиация не получила должного развития в российской общеобразовательной практике, что определяет актуальность настоящей работы. Приведены некоторые данные из отчёта о работе КДНиЗП Администрации города Батайска по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2021 год. Проведено интервью с практикующим медиатором и рассмотрена работа в системе восстановительного правосудия. Новизна исследования состоит в рассмотрении особенностей восстановительной медиации как эффективного способа разрешения конфликтов и сохранения взаимоотношений между акторами общеобразовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School reconciliation service as a regulator of domestic (Russian) mediation development

This article considers the problem of substantive introduction of mediation procedure in educational institutions of the country in fulfilment of improving moral and moral climate goal-setting functions and in obtaining by students the practice of using mediation as a starting point, taking into account the probability of various kinds of conflicts in their future life activities. Based on the results of a survey among schoolchildren in the cities of Bataysk and Rostov-on-Don aged 14-17 (425 respondents), (more than 50 per cent are already or may be in a conflict situation), it was concluded that mediation has not been properly developed in Russian general education practice, which determines the relevance of this work. Some data from the report of the Commission on Minors’ Affairs and Protection of their Rights of the Administration of Bataysk in the prevention of child neglect and juvenile delinquency for 2021 are given. The interview with a practicing mediator has been conducted and the work in the restorative justice system has been considered. The novelty of the research consists in considering the features of restorative mediation as an effective way of conflict resolution and preservation of relationships between the actors of the general education process.

Текст научной работы на тему «Школьная служба примирения как регулятор развития отечественной медиации»

ГиваргизоваН.А.

Аспирант. Донской государственный технический университет, кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства».

Минасян Л.А.

Доктор философских наук, профессор. Донской государственный технический университет,

кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства».

Канеева А.В.

Кандидат филологических наук, доцент. Донской государственный технический университет,

кафедра «Мировые языки и культуры».

Школьная служба примирения как регулятор развития отечественной медиации*

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема содержательного внедрения процедуры медиации в образовательные учреждения страны в выполнении целеполагающих функций улучшения нравственно-морального климата в коллективах и параллельного получения обучающимися практик использования медиации как стартовой площадки с учетом вероятности столкновений выпускников с различного рода конфликтами в предстоящей жизнедеятельности. на основе результатов массового опроса среди школьников городов Батайска и Ростова-на-Дону в возрасте 14-17 лет (425 респондентов), из которых более 50% уже находятся или могут оказаться в конфликтной ситуации, сделан вывод о том, что медиация не получила должного развития в российской общеобразовательной практике, что определяет актуальность настоящей работы. Приведены некоторые данные из отчёта о работе КДниЗП Администрации города Батайска по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2021 год. Проведено интервью с практикующим медиатором и рассмотрена работа в системе восстановительного правосудия. новизна исследования состоит в рассмотрении особенностей восстановительной медиации как эффективного способа разрешения конфликтов и сохранения взаимоотношений между акторами общеобразовательного процесса.

Ключевые слова: медиация в России, восстановительная медиация, работа медиатора, волонтерство.

Givargizova N.A.

Graduate Student. Don State Technical University.

Minasyan L.A.

Doctor of Philosophy, Professor. Don State Technical University.

Kaneeva A.V.

PhD of Philology, Associate Professor. Don State Technical University.

* © Гиваргизова н.А., Минасян Л.А., Канеева А.В., 2024.

Школьная служба примирения как регулятор развития отечественной медиации

School reconciliation service as a regulator of domestic (Russian) mediation development

Abstract. This article considers the problem of substantive introduction of mediation procedure in educational institutions of the country in fulfilment of improving moral and moral climate goal-setting functions and in obtaining by students the practice of using mediation as a starting point, taking into account the probability of various kinds of conflicts in their future life activities. Based on the results of a survey among schoolchildren in the cities of Bataysk and Rostov-on-Don aged 14-17 (425 respondents), (more than 50 per cent are already or may be in a conflict situation), it was concluded that mediation has not been properly developed in Russian general education practice, which determines the relevance of this work. Some data from the report of the Commission on Minors' Affairs and Protection of their Rights of the Administration of Bataysk in the prevention of child neglect and juvenile delinquency for 2021 are given. The interview with a practicing mediator has been conducted and the work in the restorative justice system has been considered. The novelty of the research consists in considering the features of restorative mediation as an effective way of conflict resolution and preservation of relationships between the actors of the general education process.

Key words: mediation in Russia, restorative mediation, mediator's work, volunteering.

Введение

Конфликты, которые возникают в стенах общеобразовательных школ, оценивается как проявление беспорядка в образовательной среде, которые естественно требуют вмешательства со стороны компетентных специалистов. Приведем некоторые выдержки из газет, демонстрирующие проблематику поднятой в настоящей статье темы, отметив, что это, безусловно, не весь перечень школьных конфликтов.

«Газета.ги» (27.11.2020) опубликовала статью под заголовком «Стрельба из-за двойки: учитель в Нальчике попал в реанимацию» [1].

- «Кубанские новости» (22.01.2021) сообщают об инциденте, который происходил в городской школе № 70. Учитель и школьник стали спорить после того, как ученик не смог ответить по предмету [2].

- «Рыбинские известия» (26.02.2021) сообщают об инциденте, произошедшем в школе №32 Рыбинска, где мать третьеклассника напала на учительницу [3].

- «Известия» (28.04.2021) пишет, что следственный комитет возбудил дело после сообщений об избиении школьника сотрудницей ЧОПа в одной из школ Кемерово [4].

- «Ярославский информационный портал» 27.04.2021 сообщает, что девятиклассница, до недавнего времени учащаяся школы №6 Переславля-За-лесского, по мнению родителей, стала объектом травли в своей школе. Из-за небольшой конфликтной ситуации разгорелся скандал, девочка вынуждена была сменить школу [5].

Приведенные случаи требуют к себе явного внимания, так как является серьёзной социальной проблемой. Безусловно, подобные ситуации в образовательной сфере всегда должны быть недопустимыми. Поэтому наша цель - показать возможности современного подхода урегулирования конфликтов в школе, которые могут способствовать достижению позитивного результата.

В настоящее время в большинстве российских школ организованы служ-

бы примирения, которые обеспечивают защиту прав учащихся в сфере образования. Школьная медиация как один из способов урегулирования конфликтов позволяет личности социализироваться, создаёт равные возможности для каждого, снижает уровень агрессии, устраняет деструктивные последствия конфликта и т.п. Проблеме школьных конфликтов и их разрешению было отведено достаточно внимание со стороны ученых и публицистов [6-10]. Данная тема рассмотрена в работе Шам-ликашвили Ц.А. и Хазанова М.А., определивших методы школьной медиации в качестве конструктивного способа создания безопасного пространства [6]. Фролова Е.В., Рябова Т.М., Рогач О.В., Зуйкина А.В. отмечают, что «наибольший риск возникновения конфликтных ситуаций зафиксирован в диаде учитель - ученик» [7]. Гурушкин П.Ю. и Сандрачук Я.Ф. рассмотрели в целом проблемы и перспективы института медиации в России [8].

В разных странах мира, где школьная медиация получила устойчивое и повсеместное распространение, достаточное внимание в исследованиях посвящено специфике организации и эффективности данной процедуры [11- 15]. Bonell et al. [13] отмечают, что после применения медиативных технологий было замечено не только улучшение микроклимата в школе в целом, но и улучшение отношения между школьниками с девиантным поведением. Li, Luo, Zheng, et al. [14], работая со старшеклассниками, наблюдали снижение симптомов тревоги и депрессии. Gong, Ren, Wu et al. [15] подтвердили эффективность при работе со школьниками, у которых был замечен высокий уровень самокритики. Указанные исследования показывают, что применение медиативных технологий в школе даёт по-

ложительный результат, т.е. снижается тревожность, депрессивность, улучшается микроклимат и нормализуются взаимоотношения в группе.

И всё же, несмотря на многообразие публикаций и проведённых исследований, проблема управления конфликтами в сфере образования в нашей стране остаётся актуальной. Не секрет, что изменились времена, изменилось общество и, следовательно, должны быть изменены подходы, позволяющие управлять конфликтами. В этом случае медиация - самый рациональный способ, позволяющий нивелировать взаимоотношения. Однако, изучая ситуацию в системе современного образования, читая новости в газетах страны и сталкиваясь с конфликтами в образовательных учреждениях, невольно задаёшься вопросом: «Почему до сих пор не во всех школах внедрена служба медиации?».

Материалы и методы

В работе использовалась правовая база реализации института медиации, в том числе, в школах страны, закрепленная в ряде нормативно-правовых актов, отражающих государственный заказ в сфере образования и защиты прав детства:

- национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [16].

- Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [17].

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» [18].

- Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» [19].

- Стандарты восстановительной медиации, утверждённые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году [20].

Рассмотрены методики по организации школьной медиации на материалах, представленных в научных трудах отечественных и зарубежных авторов, с проблемной ориентацией на ситуацию конфликта и способов его регулирования. В связи с этим были изучены работы специалистов в области конфликтологии и института медиации.

Эмпирическая база исследования основывается на анализе результатов массового опроса, проведенного среди школьников Ростовской области в возрасте от 14 до 17 лет, с целью выявления уровня знаний о возможностях разрешения конфликтов, структуре и специфике процедуры медиации. Объем выборки составил 425 респондентов.

Рассматривались данные из отчёта о работе КДНиЗП Администрации города Батайска по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2021 год. Проведено интервью с практикующим медиатором и рассмотрена работа в системе восстановительного правосудия. Также использовались результаты массовых опросов взрослого населения страны по данному вопросу, представленные в открытой печати.

Обсуждение

В России с 2001-2002 годов стали организовываться в школах службы примирения благодаря повсеместному распространению модели школьной медиации, разработанной Межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа» [21]. Эта система постоянно пополняется, регионы по всей страны вовлекаются в эту деятельность. Так, на конец 2023 года,

например, в системе образования Ростовской области функционирует 1186 служб медиации [22]. Как отмечено в предыдущем разделе статьи, государством также активно поддерживается служба школьной медиации, так как есть необходимость в современном обществе «развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социальное партнёрство» [23, с.49].

несмотря на все плюсы института медиации как эффективного способа урегулирования конфликтов, население страны имеет смутное представление о самой процедуре медиации. Гурушкин П.Ю. и Сандрачук Я.Ф., проведя исследование по выяснению компетенции жителей Санкт-Петербурга по данной теме, пришли к выводу, что «уровень знаний о медиации среди целевой аудитории достаточно низкий» [8]. Информационно-правовой портал «Гарант.ру» провёл опрос среди россиян, задав вопрос: «Следует ли, по их мнению, создать систему альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров». 53% респондентов ответили, что «систему альтернативных механизмов онлайн-урегулирования споров не следует создавать» [24]. Так что россияне не очень-то готовы принять медиацию как эффективную внесудебную процедуру. Как пишет федеральная палата адвокатов Российской федерации, «количество обращений к медиаторам и число судебных споров, закончившихся подписанием мирового соглашения с помощью медиатора, по-прежнему, крайне мало: за весь 2019 г. утверждено лишь 11 (!) таких соглашений. В то же время средняя нагрузка на судью продолжает расти и во многих регионах значительно превышает установленные нормативы. По статистике Верховного Суда Рф количество дел, рассмотренных арбитражными судами

по гражданско-правовым спорам с вынесением решения в 2019 г., составило почти один миллион (980 тысяч)» [25]. Можно предположить, что население малознакомо с существом деятельности медиации, поэтому не доверяет и не пользуется её преимуществом. Понятно, что это достаточно распространенное неприятие затрагивает и многих педагогов, и, соответственно, обучающуюся молодежь. Именно потому активное внедрение медиации в систему образования позволит охватить большой слой населения в плане не только информирования, но и демонстрации данной процедуры как эффективного способа разрешения конфликта.

Проведенный авторами статьи массовый опрос среди школьников показал, что 59% опрошенных так или иначе уже сталкивались с неразрешенным конфликтом в стенах своей школы.

из приведенных данных следует, что наибольшая доля конфликтов возникает, по мнению школьников, из-за завышенных требований педагогов. и здесь трудно сделать какой-либо однозначный вывод, на сколько прав учитель, желающий передать знания должным образом в преодолении постоянного отвлечения многих учащихся на планшеты и смартфоны. Это определяет, скорее, системную проблему в построении образовательного процесса в целом с учетом современных реалий. Не исключена, разумеется, и возможная предвзятость отдельных педагогов к отдельным ученикам. В любом случае, конфликты имеют место и требуют грамотного подхода к своему разрешению. На вопрос «Кто, по-вашему мнению, чаще всего является участниками конфликта в школе?» 48% учеников ответили, «ученик-ученик», 35% отметили такие стороны, как «учитель-ученик», 10% - «родитель-учитель», 7% затруд-

нились ответить.

В России часто школы умалчивают о конфликтах с целью не запятнать своё имя. Однако стратегия ухода от конфликта, а не разрешения его, переносит конфликт в латентное положение. известны случаи, когда конфликты, которые не решились конструктивным образом, находили своё негативное продолжение, в том числе, когда несовершеннолетние оказывались перед лицом правоохранительных органов. В силу того, что подростки плохо осведомлены о право устанавливающей системе страны и, следовательно, не умеют решить возникшие проблемы с помощью закона, также не получают действенной поддержки со стороны старшего поколения, то в своем понимании прекращения трудноразрешимого спора применяют насилие или уходят из дома или из учреждений.

Результаты массового опроса указывают на сравнительно небольшой процент вышеуказанных случаев, но сама доля подобных негативных явлений не может не вызывать беспокойства.

Видим, что конфликт имеет тенденцию к перерастанию в групповое противостояние (11%), 8% видят разрешение ситуации с применением кулаков, и только 10% обращаются к третьему лицу, 52% предпочитают ждать, когда проблема разрешиться сама по себе.

Характерно, что при организации в школах служб примирения, как показывают результаты опросов, ученики достаточно редко обращаются за помощью куда-либо, чаще предпочитая «не выдавать» соперника.

Также удивление вызывает распределение ответов школьников на вопрос о том, знают ли они о том, что медиация помогает разрешить конфликт взаимовыгодно для обеих конфликтующих сторон? Только 41,6% утвердитель-

но ответили на него, 26,6% выразили свою неосведомленность, а 31,8% затруднились с ответом. При этом 63,1% опрошенных считает, что конфликтная ситуация нуждается в разрешении со стороны третьих - независимых лиц (медиаторов), если обе конфликтующие стороны не справляются, 20,5%

- нежелательным вмешательство третьих лиц со стороны, 16,5% выразили надежду, что конфликт сам по себе со временем разрешится. Отсюда можно сделать, что службы примирения в школах работают недостаточно эффективно, ученики мало осведомлены о самой процедуре медиации и ее основных принципах. Во-первых, это принцип конфиденциальности, неразглашения содержания процедуры. именно конфиденциальность создаёт доверительную обстановку и располагает к сотрудничеству. Второй важный принцип

- равноправие, который основан на справедливости и сотрудничестве. Во время медиативного урегулирования конфликта оппоненты изначально находятся на равных позициях: им уделяется одинаковое время на протяжении прохождения всей процедуры медиации, предоставляется одинаковое право огласить свою позицию и высказать своё мнение, оценивать приемлемость соглашения и предложить взаимовыгодное решение. Следующий принцип

- это принцип добровольности, который основан на стремлении достигнуть честного взаимовыгодного соглашения в ходе процедуры. Само участие в медиации также является добровольным волеизъявлением. Мало того, в любой момент одна из сторон может прервать прохождение процедуры медиации и уйти без объяснения причины. Что касается достигнутых соглашений, то к этому тоже стороны должны прийти добровольно, а их исполнение уже

основано на добросовестности сторон. Как справедливо отметили Шамликаш-вили Ц.А. и Хазанова М.А., «соблюдение принципов медиации во многом способствует удовлетворению базовых психологических потребностей как одного из ведущих механизмов психики человека, что, в свою очередь, обеспечивает успешность и эффективность медиации и медиативного подхода» [6].

Стоит отметить, что принципы медиации не нарушают моральные или этические нормы, а отвечают интересам конфликтующих сторон. Медиация, внедрённая в стенах школ, должна стать доступной и понятной процедурой и для школьников, и для педагогов, и для родителей. В достижении этого результата, демонстрируя свою эффективность, медиация получает тенденцию расширения за границы «личность-школа-семья», распространения на все сферы общества в качестве самой предпочитаемой процедуры урегулирования конфликтов.

интересный результат проведенного опроса выразился в готовности многих учащихся (62%) самим выступать в роли медиаторов в качестве третьей стороны, например, при разрешении конфликта, возникшего в младших, старших или параллельных классах. Также большинство желает более обстоятельно ознакомиться с принципами медиации.

особенно трудные подростки нередко оказываются в стенах полиции и их дела передаются в Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав (КДНиЗП). Например, согласно отчёту о работе КДниЗП Администрации города Батайска Ростовской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2021 году было рассмотрено 690 дел об административных правонарушениях, в 2022 году - 496. Из них в 2021 году 211 - на не-

совершеннолетних, 472 - на родителей и иных законных представителей (опекунов, попечителей и т.п.) и 7 дел на иных лиц; в 2022 году на несовершеннолетних - 85, на родителей - 407, на иных лиц -4 [26]. За весь 2021 г. в городе Батайске несовершеннолетними было совершено 13 преступлений, за 2022 г. - 18 [26].

Естественно в КДН «систематически проводится анализ правонарушений, выясняются причины, способствующие совершению правонарушения. При рассмотрении на заседание приглашаются не только несовершеннолетние с родителями, но и представители образовательных организаций» [26], ведётся профилактические работы, но всё же остаётся актуальным проблема безнадзорности и детской преступности. А это те области, в которых крайне востребовано применение восстановительной медиации для развития социально приемлемых качеств личности.

Положительным примером такого рода деятельности можно назвать Службу примирения, организованной на базе Дома детского творчества г.Батайска. Экспертное интервью, проведенное с медиатором-методистом названной службы, членом Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав Филатьевой Ириной Юрьевной, позволило более обстоятельно исследовать данный вопрос. Филатьева И.Ю., опираясь на свою практику, подтвердила, что люди изначально относятся к медиатору с недоверием, закрываются, сами строят коммуникативный барьер. Потому медиатор испытывает как бы двойную нагрузку, в которой первый шаг - это достижение доверия к себе и к самой процедуре медиации. Медиатор обязан правильно ставить вопросы с созданием доброжелательной атмосферы, строя диалог взаимопонимания. «При встрече мы всегда создаём домаш-

нюю обстановку, - делится Ирина Юрьевна. - Стакан чая или кофе со сладостями всегда подкупают даже самого подозрительно настроенного собеседника. Именно при такой обстановке и происходит неформальное примирение, которое может длиться от 30 минут до 4 часов. При организации программ необходимо учитывать возрастную специфику участников встреч, возможные статусные различия сторон, специфику мотивов участников и пр. При необходимости более «слабая», менее «статусная» сторона должна быть обеспечена поддержкой (участие родителей, друзей, социального работника, психологи и т.п.) [26, с. 64]. Во время проведения процедуры при встрече сторон каждая мелочь имеет своё значение. Например, при встрече желательно рассаживаться за круглым столом, так как такое положение способствует созданию доверительной атмосферы. Родителей стоит посадить позади, а подростков спереди» [26, с. 65].

По словам эксперта, сложность составляет то, что до Службы информация доходит постфактум, то есть поступают сведения о конфликте, который прошёл пару месяцев назад. Очень редко бывают случаи, когда люди обращаются к медиатору с целью разрешить трудную конфликтную ситуацию, пока не «наломано дров». Бывают случаи, когда приходится рассматривать дело, в то время как люди уже примирились. «Я задаю вопросы и понимаю, что их отношения не восстановлены, что после примирения участники прежнего конфликта стараются друг друга не замечать, держаться в сторонке, избегать общения и т.п. Часто сами составляют для себя правила поведения, которые основываются на запретах. Связано это, в первую очередь, с тем, что стороны не знают специфики восстановительной

медиации». Филатьева И.Ю. считает, что именно восстановительная медиация тем и отличается от классической медиации, что ориентирована на заглаживание вины обидчиком перед жертвой, позволяет выровнять социальную ткань до того уровня, как это было до конфликта. «Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который даёт возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям» [26, с. 37].

Процедура восстановительной медиации предполагает после отбора дела проведения индивидуальных встреч. Если дело касается несовершеннолетних детей, то медиатор обязан связаться с родителями или законными представителями. филатьева и.Ю. обратила внимание на важные моменты процедуры: «Во-первых, ни в коем случае нельзя искать виноватых в ситуации, так как это прерогатива суда. Необходимо фокусироваться на отношение собеседника к происходящему. Во-вторых, не стоит выяснять всё досконально. Гораздо важнее обсудить выход из проблемной ситуации. Например, задавая вопрос: «Какие шаги вы готовы сделать для выхода из этой ситуации?» В-третьих, работа в восстановительной медиации начинается с предварительных встреч. Учитывая, что медиация - это процедура добровольная, рекомендуется начинать работу с обидчика, так как если жертва согласилась участвовать в восстановительной медиации, а обидчик нет, то это будет ещё один удар (психологический) для жертвы. Очень важно сразу на предварительной встрече не предлагать совместное обсужде-

ние с противной стороной, а рассмотреть возможные варианты выхода из ситуации, все плюсы, минусы и последствия. Например, не должна стоят задача «забрать заявление обратно», конечная цель - это прекращение дела из-за примирения сторон».

особое значение мы придаем достижению эффективности в школьных службах примирения. Школьная медиация - это не только инновация в области образования и воспитания, которая «диктуется жизнью» и поддерживается государством, но и средство для минимизации конфликтов в обществе в целом.

Важным аспектов является привлечение самих школьников к этой деятельности. В работе [27] предложена искусственная имитация конфликтной ситуации в виде проблемно-ориентированной деловой игры «Роль медиатора в регулировании трудового конфликта», которую целесообразно адаптировать к школьной проблематике. Использование архитектоники данной модели деловой игры является эффективным способом повышения компетентности учеников в области специальных знаний о зарождении, возникновении, развитии, разрешении, завершении конфликтов любого уровня и их предупреждения.

Также следует прислушаться к готовности школьников к личному участию в медиативной деятельности в качестве волонтеров. Школьные службы примирения целесообразно развивать в направлении оформления детско-взрослых команд с приоритетом в подготовке их к использованию восстановительного подхода к конфликтам. Как справедливо отметили авторы учебно-методического пособия «Практическое руководство волонтера-медиатора школьной службы примирения», «восстановительные программы, как методы социально-педагогической работы с

подростками, представляют собой четко выстроенный алгоритм действий,

позволяющий реализовывать на практике программу примирения» [28].

Выводы

Медиация, внедрённая в стенах школ, должна стать доступной и понятной процедурой и для школьников, и для педагогов, и для родителей. Показывая свою эффективность, медиация в скором будущем станет предпочитаемой процедурой урегулирования конфликтов и вне стен школы. Получение школьниками навыков медиативного разрешения споров может способствовать использованию данной процедуры при решении семейных, трудовых, гражданско-правовых, экономических и других конфликтов. Такая востребованность будет вызвана тем, что на примере школы будут проявлены все позитивные особенности медиативного подхода урегулирования конфликтов как более цивилизованного способа.

Важным аспектом является привлечение самих школьников в качестве волонтеров в эту деятельность, организация структуры школьных служб примирения в виде детско-взрослых команд, проведение подготовки членов команд с акцентом на методы восстановительной медиации.

References

[1] Shooting because of a bad mark: a teacher in Nalchik ended up in intensive care. Gazeta.ru. November 27, 2020 // URL: https://www.gazeta.ru/ social/2020/11/27/13377445.shtml

[2] Scandal at school: the Department of Education commented on the conflict between a teacher and a student. Kuban News. 01/22/2021 // URL: https://kubnews.ru/proisshestviya/2021/01/22/ skandal-v-shkole-v-departamente-obrazovani-ya-prokommentirovali-konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom

[3] At school № 32 in Rybinsk, the mother of a third-grader attacked the teacher. Rybinsk news. 02.26.2021 // URL: https://gazeta-rybinsk. ru/2021/02/26/82081

[4] The Investigative Committee opened a case after

reports of a schoolboy being beaten by a private security company employee. News. 04/28/2021 // URL: https://iz.ru/1157902/2021-04-28/sk-vozbudil-delo-posle-soobshchenii-ob-izbienii-shkolnika-sotrudnitcei-chopa

[5] In Pereslavl, due to a conflict, a student was forced

to change schools. Yaroslavl information portal YARNEWS. // URL: https://www.yarnews.net/ news/show/yaroslavl-region/56590/v_pereslav-le_iz-za_konflikta_uchenica_byla_vynuzhdena_ smenit_shkolu.htm

[6] Shamlikashvili T.A., Khazanova M.A. The "school

mediation" method as a way to create a safe space and its psychological mechanisms. // URL: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2014/10/ PN0_2014_2_shamlikashvili_khazanova.pdf

[7] Frolova E.V., Ryabova T.M., Rogach O.V., Zui-

kina A.V. Conflicts in the school education system: key problems, specifics and development factors // Perspectives of science and education. 2019. № 3 (39). P. 227-239.

[8] Gurushkin P.Yu., Sandrachuk Ya.F. Institute of Mediation in Russia: Problems and Prospects // Age of Information (Online publication). 2020. Vol. 4. № 2 (1). // URL: https://doi.org/10.33941/ age-info.com42(11)5

[9] Mediation in education: a multicultural context. Materials of the II International. scientific conf. Krasnoyarsk, September 24-26, 2020 / edited by. ed. O.G. Smolyaninova. Krasnoyarsk: Sib. federal univ., 2020. 320 p.

[10] Mavrin O.V. Conflict resolution technologies (mediation as an effective method of conflict resolution). Kazan: Kazan Publishing House. Univ., 2014. 96 p.

[11] García-Raga L., Grau Vidal R., & Boqué Torre-morell M.C. School Mediation under the Spotlight: What Spanish Secondary Students Think about Mediation [Mediazione scolastica sotto i riflettori: quali studenti secondari spagnoli pen-sano alla mediazione]. Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies, 2019. № 19. P. 41-60. - DOI: 10.7358/ecps-2019-019-garc

[12] Pérez-Albarracín A. & Fernández-Baena J. Más allá de la resolución de conflictos: Promoción de aprendizajes socioemocionales en el alumnado mediador. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 2019. № 17 (2) P. 335-358. - DOI: 10.25115/ejrep.v17i48.2223.

[13] Bonell C., Allen E., Opondo C., Warren E., El-bourne D.R., Sturgess J., Bevilacqua L., McGowan J., Mathiot A. & Viner R.M. Examining intervention mechanisms of action using mediation analysis within a randomized trial of a whole-school health intervention. Journal of epidemiology and community health, 2019. № 73 (5). P. 455-464. - DOI: 10.1136/jech-2018-211443

[14] Li X., Luo X., Zheng R., Jin X., Mei L., Xie X., Gu H., Hou F., Liu L., Luo X., Meng H., Zhang J. & Song R. The role of depressive symptoms, anxiety symptoms, and school functioning in the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

association between peer victimization and internet addiction: A moderated mediation model. Journal of affective disorders, 2019. № 256. P. 125-131. - DOI: 10.1016/j.jad.2019.05.080

[15] Gong T., Ren Y., Wu J., Jiang Y., Hu W. & You J. The associations among self-criticism, hopelessness, rumination, and NSSI in adolescents: A moderated mediation model. Journal of adolescence, 2019. № 72. P. 1-9. - DOI: 10.1016/j. adolescence.2019.01.007

[16] Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 2012 N 761 "On the National Strategy of Action in the Interests of Children for 2012 - 2017." // URL: https://base.garant.ru/7018 3566/?ysclid=lr6g5qot4q182506944

[17] Federal Law "On an alternative procedure for resolving disputes with the participation of a mediator (mediation procedure)" dated July 27, 2010 N 193-FZ. // URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_103038/?ysclid=l-r6g8p04dt529419261

[18] Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 18, 2013 № VK-844/07 "On the direction of methodological recommendations for the organization of school mediation services" // URL: https://docs.cntd.ru/do cument/499064067?ysclid=lr6gai8bdz671449545

[19] Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated April 28, 2016 № AK-923/07 "On the direction of methodological recommendations." // URL: https://legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rossii-ot-28042016-n-ak-92307/?ysclid=lr6giv1uwh754108299

[20] Standards of restorative mediation approved by the All-Russian Association of Restorative Mediation on March 17, 2009 // URL: https://admmegion. ru/upload/iblock/c29/standarty_vosstanovitel-noj_mediacii.pdf?ysclid=lr6gfxt1pn206023694

[21] Konovalov A.Yu. School reconciliation services and restorative culture of relationships: a practical guide / ed. L.M. Karnozova. - M.: MOO Center "Judicial and Legal Reform", 2012. 256 p.

[22] There are 1,186 mediation services in the education system of the Rostov region. Official portal of the Rostov region. // URL: https://www.donland. ru/news/24467/?ysclid=lr0ehdwxnw538967295

[23] Maksudov R.R. Restorative mediation. A practical guide for specialists implementing a restorative approach to working with conflicts and criminal offenses involving minors. - M.: Information and implementation center "Marketing", 2011. 112 p.

[24] 53% of respondents believe that a system of alternative online dispute resolution mechanisms should not be created. Information and legal portal Garant.ru. // URL: http://www.garant.ru/ ia/research/1276410/

[25] The law will not improve the quality of mediation. Federal Chamber of Lawyers of the Russian Federation. // URL: https://fparf.ru/news/fpa/ zakon-ne-povysit-kachestvo-mediatsii/

[26] Administration of the city of Bataysk. Report on the

work of the KDNiZP of the Bataysk City Administration on the prevention of neglect and juvenile delinquency in 2022. // URL: https://www.batay-sk-official.rf/social_sphere/KDN2020/2022.pdf

[27] Minasyan L., Givargizova N., Wiegel N., Kaneeva A., Davidova E. Business Game of the mediation procedure as a way to form conflict-sustainable behavior / E3S Web of Conferences. International Scientific Conference "Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East" (AFE-2022). 2023. P. 01076. // URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202337101076

[28] Deryugina M.V. Practical guide for a volunteer mediator of a school reconciliation service. Petropavlovsk-Kamch.: Kamch. IRO, 2022. 54 p. // URL: https://infourok.ru/ucheb-no-metodicheskoe-posobie-prakticheskoe-rukovodstvo-volontera-mediatora-6575304. html?ysclid=lr6ddpll5g342722389

Список литературы

[1] Стрельба из-за двойки: учитель в Нальчике попал в реанимацию. Газета.га. 27.11.2020г. // URL: https://www.gazeta.ru/ social/2020/11/27/13377445.shtml

[2] Скандал в школе: в департаменте образования прокомментировали конфликт между учителем и учеником. Кубанские новости. 22.01.2021г. // URL: https://kubnews.ru/prois-shestviya/2021/01/22/skandal-v-shkole-v-de-partamente-obrazovaniya-prokommentirovali-konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom

[3] В школе №32 Рыбинска мать третьеклассника

напала на учительницу. Рыбинские известия. 26.02.2021 г. // URL: https://gazeta-rybinsk. ru/2021/02/26/82081

[4] СК возбудил дело после сообщений об избиении школьника сотрудницей ЧОПа. Известия. 28.04.2021 г. // URL: https:// iz.ru/1157902/2021-04-28/sk-vozbudil-delo-po-sle-soobshchenii-ob-izbienii-shkolnika-sotrud-nitcei-chopa

[5] В Переславле из-за конфликта ученица вынуждена была сменить школу. Ярославский информационный портал YARNEWS. // URL: https://www.yarnews.net/news/show/yaroslavl-region/56590/v_pereslavle_iz-za_konflikta_ uchenica_byla_vynuzhdena_smenit_shkolu.htm

[6] Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы. // URL: http://fedim.ru/ wp-content/uploads/2014/10/PN0_2014_2_ shamlikashvili_khazanova.pdf

[7] Фролова Е.В., Рябова Т.М., Рогач О.В., Зуйкина

А.В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227-239.

[8] Гурушкин П.Ю., Сандрачук Я.Ф. Институт ме-

диации в России: проблемы и перспективы // Век информации (Сетевое издание). 2020. Т. 4. № 2 (1). // URL: https://doi.org/10.33941/ age-info.com42(11)5

[9] Медиация в образовании: поликультурный контекст. Материалы II Междунар. науч. конф. Красноярск, 24-26 сентября 2020 г. / под общ. ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. 320 с.

[10] Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 96 с.

[11] García-Raga L., Grau Vidal R. & Boqué Torre-morell M.C. School Mediation under the Spotlight: What Spanish Secondary Students Think of Mediation [Mediazione scolastica sotto i rifletto-ri: quali studenti secondari spagnoli pensano alla mediazione]. Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies, 2019. № 19. P. 41-60.

- DOI: 10.7358/ecps-2019-019-garc

[12] Pérez-Albarracín A. & Fernández-Baena J. Más allá de la resolución de conflictos: Promoción de aprendizajes socioemocionales en el alumnado mediador. Electronic Journal of Research in Education Psychology, 2019. № 17 (2) P. 335-358.

- DOI: 10.25115/ejrep.v17i48.2223.

[13] Bonell C., Allen E., Opondo C., Warren E., El-bourne D.R., Sturgess J., Bevilacqua L., McGowan J., Mathiot A. & Viner R.M. Examining intervention mechanisms of action using mediation analysis within a randomised trial of a whole-school health intervention. Journal of epidemiology and community health, 2019. № 73 (5). P. 455-464. - DOI: 10.1136/jech-2018-211443

[14] Li X., Luo X., Zheng R., Jin X., Mei L., Xie X., Gu H., Hou F., Liu L., Luo X., Meng H., Zhang J. & Song R. The role of depressive symptoms, anxiety symptoms, and school functioning in the association between peer victimization and internet addiction: A moderated mediation model. Journal of affective disorders, 2019. № 256. P. 125-131. - DOI: 10.1016/j.jad.2019.05.080

[15] Gong T., Ren Y., Wu J., Jiang Y., Hu W. & You J. The associations among self-criticism, hopelessness, rumination, and NSSI in adolescents: A moderated mediation model. Journal of adolescence, 2019. № 72. P. 1-9. - DOI: 10.1016/j. adolescence.2019.01.007

[16] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». // URL: https://base. garant.ru/70183566/?ysclid=lr6g5qot4q182506944

[17] Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ. // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1030 38/?ysclid=lr6g8p04dt529419261

[18] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №

ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» // URL: https://docs.cntd.ru/docum ent/499064067?ysclid=lr6gai8bdz671449545

[19] Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций». // URL: https://legalacts. ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28042016-n-ak-92307/?ysclid=lr6giv1uwh754108299

[20] Стандарты восстановительной медиации, утверждённые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации от 17 марта 2009 г. // URL: https://admmegion.ru/upload/iblock/ c29/standarty_vosstanovitelnoj_mediacii. pdf?ysclid=lr6gfxt1pn206023694

[21] Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей ред. Л.М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.

[22] В системе образования Ростовской области функционирует 1186 служб медиации. Официальный портал Ростовской области. // URL: https://www.donland.ru/news/24467/Tyscl id=lr0ehdwxnw538967295

[23] Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. - М.: Информ.-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. 112 с.

[24] 53% респондентов считают, что систему альтернативных механизмов онлайн-урегулиро-вания споров не следует создавать. информационно-правовой портал Гарант.ру. // URL: http://www.garant.ru/ia/research/1276410/

[25] Закон не повысит качество медиации. Федеральная палата адвокатов РФ. // URL: https://fparf.ru/ news/fpa/zakon-ne-povysit-kachestvo-mediatsii/

[26] Администрация города Батайска. Отчет о работе КДНиЗП Администрации города Ба-тайска по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2022 году. // URL: https://www.батайск-официаль-ный.рф/social_sphere/KDN2020/2022.pdf

[27] Minasyan L., Givargizova N., Wiegel N., Kaneeva A., Davidova E. Business Game of the mediation procedure as a way to form conflict-sustainable behavior / E3S Web of Conferences. International Scientific Conference "Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East" (AFE-2022). 2023. P. 01076. // URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202337101076

[28] Дерюгина М.В. Практическое руководство волонтера-медиатора школьной службы примирения. Петропавловск-Камч.: Камч. иРО, 2022. 54 с. // URL: https://infourok.ru/ uchebno-metodicheskoe-posobie-praktiches-koe-rukovodstvo-volontera-mediatora-6575304. html?ysclid=lr6ddpll5g342722389

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.