Научная статья на тему 'Медиативные практики в системе белорусского, европейского, русского и украинского образования'

Медиативные практики в системе белорусского, европейского, русского и украинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ОНЛАЙН-УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ / КОНФЛИКТЫ / ОНЛАЙН-МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / ONLINE DISPUTE RESOLUTION / CONFLICTS / ONLINE MEDIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Екатерина Алексеевна

Трансформация методов разрешения споров в эпоху глобализации и цифровизации продиктована возможностями, которые предоставляют информационно-коммуникативные технологии для эффективного урегулирования конфликтов, повышения уровня образовательного процесса и подготовки современных высококвалифицированных специалистов. Образовательные учреждения, взаимодействующие с различными субъектами, в особенности нуждаются в инновационных способах урегулирования конфликтов. Посредством контент-анализа и сравнительного анализа медиативных практик в образовательной системе ряда европейских стран (Голландии, Испании, Италии, Португалии), а также в России, Белоруссии и на Украине автор рассматривает основные возможности медиации, этапы зарождения и развития медиации, в том числе на законодательном уровне, выделяет и систематизирует альтернативные медиативные практики, а также инновационные. Исследовательская работа послужила основой для формирования универсальной модели разрешения конфликтов с использованием новых ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATIVE PRACTICES IN THE SYSTEM OF BELARUSIAN, EUROPEAN, RUSSIAN AND UKRAINIAN EDUCATION

The transformation of dispute resolution methods in the era of glo-balization and digitalization is dictated by the opportunities that information and communication technologies provide for the effective resolution of conflicts, raising the level of the educational process and training modern highly qualified specialists. Educational institutions interacting with various actors, in particular, need innovative methods of conflict resolution. Through content analysis and comparative analysis of mediation practices in the educational system of several European countries (Holland, Spain, Italy, Portugal), as well as in Russia, Belarus and Ukraine, the author considers the main possibilities of mediation, the stages of the origin and development of mediation, including legislative level, identifies and systematizes alternative mediation practices, as well as innovative ones. The research work served as the basis for the formation of a universal model of conflict resolution using new ICTs.

Текст научной работы на тему «Медиативные практики в системе белорусского, европейского, русского и украинского образования»

Медиативные практики в системе белорусского, европейского, русского и украинского образования

Груздева Екатерина Алексеевна,

аспирант кафедры «Информационных технологий обучения и непрерывного образования», Сибирский федеральный университет

E-mail: katushechka15@gmail.com

Трансформация методов разрешения споров в эпоху глобализации и цифровизации продиктована возможностями, которые предоставляют информационно-коммуникативные технологии для эффективного урегулирования конфликтов, повышения уровня образовательного процесса и подготовки современных высококвалифицированных специалистов. Образовательные учреждения, взаимодействующие с различными субъектами, в особенности нуждаются в инновационных способах урегулирования конфликтов. Посредством контент-анализа и сравнительного анализа медиативных практик в образовательной системе ряда европейских стран (Голландии, Испании, Италии, Португалии), а также в России, Белоруссии и на Украине автор рассматривает основные возможности медиации, этапы зарождения и развития медиации, в том числе на законодательном уровне, выделяет и систематизирует альтернативные медиативные практики, а также инновационные. Исследовательская работа послужила основой для формирования универсальной модели разрешения конфликтов с использованием новых ИКТ.

Ключевые слова: медиация, онлайн-урегулирование споров, конфликты, онлайн-медиация.

о с

CJ

см оэ

Проблема исследования связана с дефицитар-ностью аналитики по различным способам урегулирования конфликтов в России и за рубежом, а также широким внедрением в России именно альтернативной медиации, в то время как за рубежом активно используются информационно-коммуникативные технологии и технические средства в сопровождении медиативных процедур разрешения конфликтов.

Совершенствование подготовки и переподготовки учителей, умение работать с учениками в рамках учебной и внеучебной деятельности, а также ненасильственное разрешение конфликтов являются приоритетными принципами образовательного процесса во многих странах. Основным фактором необходимости активного использования медиативных процедур является влияние психологической обстановки в классе на образовательный процесс.

Актуальность выявления востребованных медиативных практик и максимального внедрения их в образовательную среду обусловлена увеличением числа конфликтов в школах и детских садах и увеличением числа травли и насилия в отношении педагогов.

Целью аналитической работы была систематизация исследований по медиации в зарубежном и российском образовании для дальнейшего усовершенствования и внедрения эффективной модели урегулирования конфликтов.

Использовались следующие методы исследования: контент-анализ российских и зарубежных публикаций по описанию медиативных практик в системе образования. Сравнительный анализ белорусских, европейских, российских и украинских медиативных практик.

В результаты сравнительного анализа становления и развития использования медиации в Белоруссии^], Великобритании[2], Германии[3], Голландии^], Испании[5], Италии[6], Португалии[7], России[8], Украины[9] было установлено:

1. Медиация является общепризнанным и востребованным альтернативным методом разрешения споров в вышеуказанных странах. Это продиктовано возможностями медиативных практик: облегчение работы государственных судов, более глубокое изучение конфликта, достижение удовлетворения требований каждой стороны конфликта, экономия денег.

2. Институт медиации в целом существует практически в каждой стране. Однако на его степень развития влияют традиции и менталитет граждан того или иного государства. Например, население

Италии довольно трудно заставить выбирать внесудебный способ разрешения конфликтов. Также российские граждане склонны не доверять медиативным услугам.

3. На развитие медиации влияет закрепление медиативной процедуры на законодательном уровне.

Государства-члены Европейского союза регулируются принятыми Европейским союзом директивами и законами в области медиации. Помимо этого, в каждой стране процедура медиации регулируется отдельными нормативно-правовыми актами и Законом о медиации, который впервые был принят в европейских странах в 2000-2010 годах. Хотя в Германии, где медиация встроена в систему правосудия, медиативную процедуры закрепили на законодательном уровне уже в 2000 годах.

В России, республике Беларусь и на Украине медиативные практики в современном понимании стали внедряться в 1990 годах. Но законом АРС медиация в России была закреплена в 2010 году, на Украине - в 2011 году, а Беларуси несколькими годами позже - в 2014 году.

4. Реализуются мероприятия, способствующие развитию медиации на профессиональном уровне и развитию квалификации специалистов.

В Европе еще со второй половины 20 века реализуются образовательные программы и курсы для обучения медиативному процессу. Например, с 1898 г. в Италии функционирует Высшая лингвистическая школа медиаторов для подготовки переводчиков-медиаторов, которая в настоящее время реализует курс обучения с присвоением квалификации лингвомедиатора. Это говорит и об актуальности, и широком внедрении поликультурной медиации.

В России медиаторов обучают в различных образовательных центрах медиации, в высшей школе, а также выпускают методические рекомендации, пособия, проводят медиативные мероприятия. В Беларуси и на Украине также проводятся курсы и мероприятия по обучению медиативной процедуры.

5. В России и за рубежом медиативным практикам обучают со школьных лет. Это говорит о широком использовании восстановительной медиации.

В Германии для обучения специалистов созданы институты медиации, в учебных заведениях проводится обязательный учебный курс по медиации, подростков обучают медиации в школах и клубах по месту жительства, практически в каждом третьем образовательном учреждении есть медиаторы-ровесники.

В Великобритании действует Национальная организация медиаторов-ровесников, в которую входят молодые люди 13-25 лет. В Португалии в целях профилактики несовершеннолетних реализуется национальная программа развития медиации.

В России отличительной практикой является широкое распространение «Школьных служб при-

мирения», в Беларуси и на Украине - Школьная служба медиации.

6. В Европейском образовании применяются более разнообразные модели медиации: соседская или общинная, работа с юными правонарушителями, восстановительная практика, медиация-сверстников; поликультурная медиация. Последний вид медиации осуществляется в различных формах: развлекательные мероприятия, неформальное обучение.

В Германии еще с 1981 года при разрешении конфликтов используется и гарвардская концепция, основанная на разграничении интересов и позиций.

В России, Беларуси и на Украине развита восстановительная модель медиации. Кроме того, в России развивается поликультурная медиации.

7. В силу сравнительно недавнего закрепления онлайн-медиации в России на законодательном уровне зарубежные страны используют более разнообразные модели разрешения споров в онлайн-среде. В частности, США практикует комнату виртуального мира, компьютерные игры с заранее запрограммированной ситуацией. В то время как в России онлайн-медиация носит ограниченный характер.

Таким образом, в российском, европейском, украинском и белорусском образовании процедура медиации является развивающейся практикой для всех сторон медиативного процесса. Однако в российском образовании процедура альтернативного разрешения споров находится на стадии развития. Это может быть связано со значительно недавним принятием Закона о медиации, а также психологическими, мировоззренческими особенностями ментальности и восприятие человека русской культуры. При этом более разнообразные модели медиации используются в Европе, нежели чем на Украине и Беларуси. В целом процедура медиации в России, Беларуси и на Украине развивается по схожему сценарию. Однако эти страны нуждаются в систематическом внедрении медиативных практик и обучении инновационным медиативным технологиям.

Литература

1. Бельская И.А. Школьная служба медиации: опыт Беларуси / И.А. Бельская, О.В. Орловская// Конференция АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - Москва, 2018. - С. 13-18.

2. Mediation: a Review of 2017. - 2017. - URL: https://www.ukmediation.net/2017/12/18/ mediation-2017-review-year/.

3. Гребенкин Е.В. Специфика формирования профессионального портрета медиатора в системе школьного образования: опыт России и Германии / Е.В. Гребенкин // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 159.

4. Медиативные практики в образовании: поликультурный контекст: монография / О.Г. Смо-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

лянинова, В.В. Коршунова, Е.А. Безызвестных, Ю.В. Попова; отв. ред. О.Г. Смолянино-ва. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 272 с.

5. Медиации в Испании: модели, стоимость, выбор медиаторов // IQ Decision. - 2020.

6. Mediazione e conciliazione, Organismi di mediazione. - URL: http://www.regione.emilia-romagna.it/mediazione-e-conciliazione/che-cosa-ela-mediazione/organismi-di-mediazione.

7. Mediation in a multicultural environment: The Portuguese experience in the field of intercultural mediation / L. Baptista, M.C. Vieira da Silva, I. Vieira [et al.] // International students summer school "Intercultural mediation in education", Siberian Federal University, 2017.

8. Медиативные практики в образовании: поликультурный контекст: монография / О.Г. Смо-лянинова, В.В. Коршунова, Е.А. Безызвестных, Ю.В. Попова; отв. ред. О.Г. Смолянинова. -Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 272 с.

9. Вшнеусю, А.Ф. Псторыя дзяржавы i права Бе-ларус у дакументах i матэрыялах / А.Ф. Вш-неусю, Я.А. Юхо. - МЫск, 1998. - 311 с.

mediative practices in the system of belarusian, european, Russian and ukrainian education

Gruzdeva E.A.

Siberian Federal University

The transformation of dispute resolution methods in the era of globalization and digitalization is dictated by the opportunities that information and communication technologies provide for the effective resolution of conflicts, raising the level of the educational process and training modern highly qualified specialists. Educational institutions interacting with various actors, in particular, need innovative methods of conflict resolution. Through content analysis and com-

parative analysis of mediation practices in the educational system of several European countries (Holland, Spain, Italy, Portugal), as well as in Russia, Belarus and Ukraine, the author considers the main possibilities of mediation, the stages of the origin and development of mediation, including legislative level, identifies and systematizes alternative mediation practices, as well as innovative ones. The research work served as the basis for the formation of a universal model of conflict resolution using new ICTs.

Keywords: mediation, online dispute resolution, conflicts, online mediation.

References

1. Belskaya I.A. School Mediation Service: Belarus Experience / I.A. Belskaya, O.V. Orlovskaya // Conference ASOU: Collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences. - Moscow, 2018. - P. 13-18.

2. Mediation: a Review of 2017. - 2017. - URL: https://www.ukme-diation.net/2017/12/18/mediation-2017-review-year/.

3. Grebenkin EV The specifics of the formation of a professional portrait of a mediator in the school system: the experience of Russia and Germany / E.V. Grebenkin // Siberian Pedagogical Journal. - 2015. - No. 6. - P. 159.

4. Mediation practices in education: a multicultural context: monograph / O.G. Smolyaninova, V.V. Korshunova, E.A. Bezyzvest-nykh, Yu.V. Popova; open ed. O.G. Smolyaninova. - Krasnoyarsk: Sib. Feder. University, 2018. - 272 p.

5. Mediation in Spain: models, cost, choice of mediators // IQ Decision. - 2020.

6. Mediazione e conciliazione, Organismi di mediazione. - URL: http://www.regione.emilia-romagna.it/mediazione-e-conciliazi-one/che-cosa-ela-mediazione/organismi-di-mediazione.

7. Mediation in a multicultural environment: The Portuguese experience in the field of intercultural mediation / L. Baptista, M.C. Vieira da Silva, I. Vieira [et al.] // International students summer school "Intercultural mediation in education", Siberian Federal University, 2017.

8. Mediation practices in education: a multicultural context: monograph / O.G. Smolyaninova, V.V. Korshunova, E.A. Bezyzvest-nykh, Yu.V. Popova; open ed. O.G. Smolyaninova. - Krasnoyarsk: Sib. Feder. University, 2018. - 272 p.

9. Vishneyski, A.F. Gistoryya jarzhava i rights of Belarus y documents and materials / A.F. Vishneyski, J.A. Juho. - Minsk, 1998. - 311 p.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.