Научная статья на тему 'Медиация в немецком образовании: альтернативные и инновационные практики разрешения конфликтов'

Медиация в немецком образовании: альтернативные и инновационные практики разрешения конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
медиация / онлайн-медиация / медиация в образовании. / mediation / online mediation / mediation in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Екатерина Алексеевна

В статье дается анализ развития медиации в немецком образовании как альтернативного и онлайн-способа урегулирования конфликтов. Автор рассматривает медиацию в качестве действенного метода защиты прав различных категорий населения, подготовки высококвалифицированных специалистов и установления благоприятного климата для потребления информации. Посредством контент-анализа формируются различные информационно-коммуникативные технологии, выступающие в качестве вспомогательных инструментов для эффективного урегулирования конфликтов. Особое внимание уделяется интернет-платформам, которые служат источником персонализированной информации, позволяют выявить причины конфликта и даже предотвратить его на стадии внедрения. Анализ медиативных процедур в одной из передовых стран, использующих медиацию, – Германии – проведен с целью определения эффективных моделей образовательной медиации и ее дальнейшего развития с применением инновационных методов и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION IN GERMAN EDUCATION: ALTERNATIVE AND INNOVATIVE CONFLICT RESOLUTION PRACTICES

The article provides an analysis of the development of mediation in German education as an alternative and online way to resolve conflicts. The author considers mediation as an effective method of protecting the rights of various categories of the population, training highly qualified specialists and establishing a favorable climate for the consumption of information. Through content analysis, various information and communication technologies are formed that act as auxiliary tools for effective conflict resolution. Particular attention is paid to Internet platforms that serve as a source of personalized information, identify the causes of the conflict and even prevent it at the implementation stage. An analysis of mediation procedures in one of the leading countries using mediation – Germany – was carried out in order to determine effective models of educational mediation and its further development using innovative methods and technologies.

Текст научной работы на тему «Медиация в немецком образовании: альтернативные и инновационные практики разрешения конфликтов»

МЕДИАЦИЯ В НЕМЕЦКОМ ОБРАЗОВАНИИ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

MEDIATION IN GERMAN EDUCATION: ALTERNATIVE AND INNOVATIVE CONFLICT RESOLUTION PRACTICES

УДК 37.01

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10133 Груздева Екатерина Алексеевна, аспирант кафедры «Информационных технологий обучения и непрерывного образования» Сибирский федеральный университет, Россия, г. Красноярск

Gruzdeva Ekaterina Alekseevna katushechka157@gmail.com

Аннотация

В статье дается анализ развития медиации в немецком образовании как альтернативного и онлайн-способа урегулирования конфликтов. Автор рассматривает медиацию в качестве действенного метода защиты прав различных категорий населения, подготовки высококвалифицированных специалистов и установления благоприятного климата для потребления информации. Посредством контент-анализа формируются различные информационно-коммуникативные технологии, выступающие в качестве вспомогательных инструментов для эффективного урегулирования конфликтов. Особое внимание уделяется интернет-платформам, которые служат источником персонализированной информации, позволяют выявить причины конфликта и даже предотвратить его на стадии внедрения. Анализ медиативных процедур в одной из передовых стран, использующих медиацию, - Германии - проведен с целью определения эффективных моделей образовательной медиации и ее дальнейшего развития с применением инновационных методов и технологий.

Summary

The article provides an analysis of the development of mediation in German education as an alternative and online way to resolve conflicts. The author considers mediation as an effective method of protecting the rights of various categories of the population, training highly qualified specialists and establishing a favorable climate for the consumption of information. Through content analysis, various information

and communication technologies are formed that act as auxiliary tools for effective conflict resolution. Particular attention is paid to Internet platforms that serve as a source of personalized information, identify the causes of the conflict and even prevent it at the implementation stage. An analysis of mediation procedures in one of the leading countries using mediation - Germany - was carried out in order to determine effective models of educational mediation and its further development using innovative methods and technologies.

Ключевые слова: медиация, онлайн-медиация, медиация в образовании.

Keywords: mediation, online mediation, mediation in education.

Популярность медиативной процедуры продиктована возможностями урегулирования конфликтов при помощи медиатора, особенно в связи с широким внедрением информационно-коммуникативных технологий. Германия, как одна из первых европейских стран, которая стала применять медиацию и внедрять современные технологии в образовательное пространство, представляет наибольший интерес для изучения способов урегулирования споров.

Современные авторские немецкие школы показывают преемственность между деятельностью авторских альтернативных школ Германии (школы М. Монтессори, П. Петерсена, А. Линдт, П. Гехеба, Р. Штайнера) и образовательными учреждениями нового поколения. Этот факт характеризуется широким внедрением школьных служб медиации и использованием ИКТ при обучении и урегулировании конфликтов.

Результативность авторских школ обоснована взаимодействием учителя как старшего партнера и учеником, принципом адаптации к жизни, активизацией методов обучения, принципом свободы и обеспечением демократизации и благоприятного психологического климата. Одним из основных методов улучшения психологического климата и, как следствие, повышения уровня образовательной деятельности является медиация как форма разрешения конфликтов, представляющая социально-психологический феномен.

Немецкие общеобразовательные учреждения акцентируют внимание на образовательно-воспитательной деятельности и внедрении разнообразных средств ИКТ, включая информатику в качестве образовательного предмета для итоговой аттестации в выпускных классах и в ряде федеральных земель Германии профильные технологические классы МИНТ.

Совершенствование подготовки и переподготовки учителей, умение работать с учениками в рамках учебной и внеучебной деятельности, а также ненасильственное разрешение конфликтов являются приоритетными принципами образовательного процесса в Германии. Профессия медиатора в Германии не защищена законом. Первые квалифицированные школьные медиаторы появились в Германии около 1990 года. Обеспечивать высокую квалификацию позволяют созданный институт медиации и единый реестр медиаторов как, например, в Италии. Осуществлением медиативных услуг занимаются как государственные, так и частные учреждения, но все они подчиняются единым стандартам повышения квалификации.

Подготовка школьников-медиаторов проходит непосредственно в школах или клубах по месту жительства. Будущих медиаторов набирают среди учащихся 7-9-х классов. Формируется именно группа медиаторов, участниками которой являются администраторы школы, педагоги-медиаторы и школьники. Занятия со школьниками проводятся в форме тренингов. В настоящее время медиаторы-ровесники есть практически в каждом третьем образовательном учреждении Германии. Одни школы Германии акцентируют внимание на разрешении межличностных конфликтов, другие - на дидактико-воспитательный аспект. В последнем случае конфликты и медиация выступают как средство развития конфликтологических компетенций.

В Германии в качестве метода поддержки школьников в конфликтной ситуации используют метод «медиации сверстников», который был разработан в США Г. Робертсоном в 1983 году. Медиаторами выступают ровесники. Такой метод разрешения конфликтов для детей является предметом социального обучения, а также позволяет установить открытый контакт между сверстниками. В то же время данный метод учит брать ответственность за свои поступки учеников.

Описание альтернативного способа урегулирования конфликтов является важной составляющей, поскольку онлайн-медиация -усовершенствованный аналог медиации, в котором вспомогающим инструментом выступает ИКТ. Последний метод разрешения конфликтов также широко используется в Германии.

На официальном сайте Европейского Союза содержится информация об альтернативном урегулировании споров и онлайн-урегулировании потребительских споров. В том числе размещается информация о мероприятиях, стажировках, программах, касающихся различных сфер: торговля, образование, добровольчество, семья, медицина, проживание,

путешествие, подвижной состав, работа, выход на пенсию. После выбора стран проживания обеих сторон конфликта требуется указать детали споров и пояснить, какие действия для урегулирования конфликта уже были предприняты: связаться с человеком, вовлечь агентство по урегулированию конфликтов, прибегнуть к судебному производству. После обработки обращения специалисты связываются с заявителем по электронной почте.

Многие компании в Германии в случае неудачного предоставления услуг предлагают услуги онлайн-посредничества. Например, на сайте для путешествий нужно заполнить форму заявку, определить причину конфликта и указать действия, которые уже были предприняты для урегулирования спора.

Профессионализм медиаторов обусловлен обучением посредников в высших образовательных учреждениях Германии. Только сайт Keystone Academic Solutions предоставляет услуги семнадцати немецких высших образовательных учреждений, специализирующихся по данному профилю.

Эффективность методов использования ИКТ на всех стадиях учебного процесса отметили немецкие студенты. Самыми распространенными инструментами потребления информации, взаимодействия и визуализации в целом являются презентация, видеоролики, подкасты, различные программы и приложения как Skype, различные программы-мессенджеры. Это способствует высокой информатизации немецкого университета и подготовке специалистов, владеющих новыми технологиями.

Помимо сайтов, платформ, электронной почты и других онлайн-ресурсов, вспомогательными онлайн-инструментами при проведении медиативной процедуры выступают социальные сети, в которых размещена информация личного характера о пользователе. Так, можно заранее предотвратить конфликт или узнать информацию, необходимую для разрешения конфликта - мнения, позиции, интересы.

Таким образом, в Германии внесудебная медиация по предложения суда не является обязательной. Однако альтернативное разрешение споров и онлайн-разрешение споров пользуется спросом и используется в различных сферах деятельности. Большое внимание медиации уделяется в образовательном процессе - акцент делается на обучении учеников самостоятельному разрешению конфликтов как на дидактико-воспитательном аспекте и улучшению общего климата в образовательном учреждении. В учебных заведениях Германии проводится обязательный учебный курс по медиации, а высшие образовательные учреждения предоставляют различные

программы для подготовки профессиональных медиаторов, в том числе посредников обучают разрешать конфликты с использованием новых технологий, которые становятся вспомогательным инструментами для оперативного разрешения споров. Это доказывает востребованность и эффективность медиативных процедур, показывает высокий уровень специалистов-медиаторов.

Использованные источники:

1. Богданова Д.М. Регулирование деятельности медиаторов в Германии: выпускная квалификационная работа / Д.М. Богданова // Санкт-Петербургский государственный университет. - 2016.

2. Герасимова К.Ю. Творческий подход к образовательной деятельности в Германии: история и современность / К.Ю. Герасимова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - Том 5. - № 2.

3. Герасимова К.Ю. Реализация принципов педагогики творчества в практике отечественных педагогов к. XIX - н. XX вв. / К.Ю. Герасимова // Материалы международной научно-практической конференции «Современная наука. Новая перспектива». - Быдгощ: Diamond trading tour, 2014. - С. 52-60.

4. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен /

0.В. Аллахвердова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. - 2007. - Сер. 6. - Вып. 2. - Ч.

1.

5. Von-Fürstenberg-Realschule Paderborn / Официальный сайт немецкой школы. - 2020.

6. Walker. J. Mediation in der Schule: Konflikte Lösen in der Sekundarstufe / J. Walker. - Berlin, 2001. - 223 с.

7. Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии) : учеб. пособие / О.Г. Смолянинова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019.-188с.

8. Lienert С. Schüler lösen Konflikte ohne Lehrer: ein Modell aus den USA Konflikte in der Schule / C. Lienert // Paedagogik. - 1997. - № 10. - С.12-15.

9. Online-Streitbeilegung // ec.europa.eu. - 2020.

10. Online-Formular Flug // soep-online.de. - 2020.

11. Finden Sie LLM-Studiengänge in Streitbeilegung in Deutschland 2020 im Fernstudium // llmstudies.de. - 2020.

12. Ермолаева О.В. Анализ результативности информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в России и Германии / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7 (часть 6) - С. 1087-1090.

Used sources:

1. Bogdanova D.M. Regulation of the activities of mediators in Germany: final qualification work / D.M. Bogdanova // St. Petersburg State University. - 2016.

2. Gerasimova K.Y. Creative approach to educational activity in Germany: history and modernity / K.Y. Gerasimova // World of science. Pedagogy and psychology. - 2017. - Volume 5. - No. 2.

3. Gerasimova K.Y. The implementation of the principles of pedagogy of creativity in the practice of domestic teachers to. XIX - n. XX centuries / K.Y. Gerasimova // Materials of the international scientific-practical conference «Modern science. A new perspective». - Bydgoszcz: Diamond trading tour, 2014 . - S. 52-60.

4. Allahverdova O.V. Mediation as a socio-psychological phenomenon / O.V. Allahverdova // Bulletin of St. Petersburg University. Political science. International relationships. - 2007. - Ser. 6. - Vol. 2. - Part 1.

5. Von-Fürstenberg-Realschule Paderborn / The official website of the German school. - 2020.

6. Walker. J. Mediation in der Schule: Konflikte Lösen in der Sekundarstufe / J. Walker. - Berlin, 2001 . - 223 p.

7. Smolyaninova O.G. The practice of multicultural mediation in Europe (for example, Italy, Portugal, Germany): textbook. allowance / O.G. Smolyaninova. - Krasnoyarsk: Sib. Feder. University, 2019. - 188s.

8. Lienert C. Schüler lösen Konflikte ohne Lehrer: ein Modell aus den USA Konflikte in der Schule / C. Lienert // Paedagogik. - 1997. - No. 10. - S.12-15.

9. Online-Streitbeilegung // ec.europa.eu. - 2020.

10. Online-Formular Flug // soep-online.de. - 2020.

11. Finden Sie LLM-Studiengänge in Streitbeilegung in Deutschland 2020 im Fernstudium // llmstudies.de. - 2020.

12. Ermolaeva O.V. Analysis of the effectiveness of information and communication technologies in teaching a foreign language in Russia and Germany / International Journal of Applied and Basic Research. - 2016. - No. 7 (part 6). - S. 1087-1090.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.