ЭЙК ЮБЕРШЕР (Еук иеЬегБсИаг)*
ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗВИТИЯ И БУДУЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ В ГЕРМАНИИ
Аннотация. В настоящее время медиация уже настолько прочно закреплена во многих областях немецкого права, что, благодаря различным типовым проектам, она даже нашла выход в государственную юстицию. С конца 90-х гг. прошлого столетия в Германии на фоне немецкого правопорядка ведется интенсивная дискуссия о том, какое место должна занять медиация в системе юстиции. При этом такие установившиеся в немецком праве инструменты, как «мировое соглашение» и «третейский суд», не считаются самостоятельными и действенными механизмами разрешения конфликтов. Благодаря успешной интернационализации экономических отношений методы урегулирования конфликтов посредством медиации, уже закрепившиеся за рубежом, все чаще стали попадать в поле зрения заинтересованной общественности. Однако применение медиации в экономике Германии до сих пор очевидным образом ограничено. После принятия Европейской директивы о медиации немецкий законодатель исполнил свою обязанность о трансформации норм европейского права и представил проект немецкого закона о медиации (Закон о содействии медиации и другим методам внесудебного разрешения конфликтов — Закон о медиации). Данный законопроект призван компенсировать существующий до сих пор правовой дефицит. Ключевые слова: юриспруденция, медиация, экономическая медиация, система юстиции, мировое соглашение, третейский суд, разрешение конфликтов, Европейская директива о медиации, Закон о медиации ФРГ, право на внесение предложений по медиации.
Целью права является свобода, способом — борьба.
(Рудольф фон Йеринг Борьба за право, 1872)
1. Определение местонахождения
Разрешение конфликтов в рамках судебного производства, как и прежде, требует в Германии много времени и денег. Успех судебного разбирательства и судебные издержки для предприятий, как правило, невозможно предвидеть, что включает в себя также угрозу банкротства вследствие недостаточной платежеспособности участника процесса. Экономические последствия при этом значительны. Утвердившиеся в немецкой правовой системе инструменты «мировое соглашение» и «третейский суд» в целом не рассматриваются как самостоятельные и действенные методы разрешения конфликтов. Кроме того, в немецком экономическом праве можно обнаружить только отдельные посреднические структуры, например, в § 15 Закона против недобросовестной конкуренции (UWG) и в § 305 (абз. 1 № 1) Положения о банкротстве (InsO). Параг-
раф 15a Вводного закона Гражданского процессуального кодекса (EGZPO), который позволяет федеральным землям в незначительных спорах применять обязательное третейское урегулирование, также следует в данном направлении.
Благодаря успешной интернационализации экономических отношений методы урегулирования конфликтов посредством медиации, уже закрепившиеся за рубежом, все чаще стали попадать в поле зрения заинтересованной общественности. В ФРГ до сих пор не существует всеобъемлющего закона о медиации или профессионально-правового регулирования деятельности медиаторов. Независимо от этого были разработаны национальные минимальные стандарты, которые должны были применяться во всех сферах практики. На институциональном уровне в сферах медиации и арбитража действовали, прежде всего, некоторые торгово-промышленные палаты (IHK), причем они преимущественно следовали методу «третейского разбирательства». В настоящий момент около 30 частных учреждений предлагают свои посреднические услуги предприятиям. Между тем медиация во многих сферах все
© Ueberschär Eyk, 2015
* Юбершер Эйк (Ueberschär Eyk) — Dr. iur., внештатный преподаватель по медиации, юридический факультет Потсдамского университета (Германия). 14482, Deutschland, Potsdam, August-Bebel-Str. 89.
же плотно закрепилась в Германии и, благодаря различным типовым проектам, даже нашла выход в государственную юстицию.
По причине конфиденциальности метода о делах с привлечением медиации (либо в пределах одного предприятия, либо между предприятиями) в экономике, в отличие от других сфер права, за исключением отдельных документов или докладов на специальных конгрессах, известно мало. Применение медиации в экономике Германии до сих пор, с эмпирической точки зрения, ограничено. У отдельных крупных предприятий, таких как E.ON, SAP, Audi, Siemens, Bombardier Transportation, Deutsche Bahn AG1, Deutsche Telekom AG, медиация, по-видимому, уже получила признание. Основание этими крупными предприятиями «Round Table Mediation und Konfliktmanagement der deutschen Wirtschaft» (RTMKM, Круглого стола по темам медиации и управления конфликтами в немецкой экономике) в начале 2008 г.2 демонстрирует сильно выросший с их стороны интерес к медиации и другим формам конфликтного менеджмента. Эта веха в подходе к решению конфликтов оставляет надежду. После этого открылся значительный потенциал для медиации как для воспринимаемой всерьез альтернативной правовой услуги в сфере экономики. Также малые и средние предприятия (МСП) в большем объеме используют медиацию для разрешения конфликтов внутри предприятия и между предприятиями3.
Законодатель поспешил с проектом немецкого закона о медиации (Закон о содействии медиации и другим методам внесудебного разрешения конфликтов, далее — Закон о медиации) не только в соответствии с обязательствами по исполнению4. Смена курса в законодательстве с состязательного процесса на консенсуальное урегулирование споров было уже обозначено Федеральным Конституционным судом5. Этот законопроект призван компенсировать существующий до сих пор правовой дефицит. Закон стремится внести важный вклад в культуру самостоятельного и стабильного урегулирования споров. Законопроект предусматривает, например, что в будущем уже в исковом заявлении должно быть указано, была ли проведена медиация до судебной процедуры. Также судам должна быть предоставлена возможность предлагать сторонам медиацию. Подчеркивается, что особенно важна возможность в будущем по заявлению сто-
рон объявлять посреднические соглашения подлежащими исполнению. Новый закон определенным образом должен также регулировать права и обязанности медиаторов. В особенности законом должны защищаться независимость и конфиденциальность медиаторов. Однако в соответствии с текущим состоянием законодательства также и в будущем не представляется возможным законное регулирование стандартов и процедур медиации.
2. Определение экономической медиации
В отличие от других самостоятельных сфер применения медиации, об экономической медиации речь идет чаще всего, когда стороны конфликта при поддержке медиатора прибегают к внесудебному урегулированию спора в предприниматель-ски-экономически-промышленно релевантных обстоятельствах с целью долговременного улаживания существующего конфликта и — в идеальном случае — даже достижения совместной выгоды6. Следует принципиально различать медиацию при конфликтах внутри предприятия и вне него.
2.1. Медиация при конфликтах внутри предприятия
К возможным сферам медиации внутри предприятия относятся, например:
- медиация в пределах организационной структуры (кооперация в концернах);
- медиация между группами лиц, имеющими общие интересы (тарифные конфликты, организация труда);
- медиация в ходе процесса реструктуризации (также в случае банкротства);
Для решения этого типа конфликтов, главная проблема которых заключается в организации предприятия и которые касаются в первую очередь вопросов структуры организации, компетенции и ответственности в органичной системе «предприятие», право предоставляет недостаточно альтернатив7.
К одной из прочих групп конфликтов внутри предприятия обычно относятся:
- конфликты, относящиеся к области трудового права;
- конфликты между производственным советом и руководством предприятия;
- конфликты между руководством и сотрудниками8.
При применении медиации в этой группе конфликтов внутри предприятия чаще говорят
1 См.: Gantz-Rathmann B. Einführung innerbetrieblicher Mediation am Beispiel der Deutschen Bahn AG // Joussen J., Unberath H. Mediation im Arbeitsrecht. München: Verl. C.H. Beck, 2009. S. 93-96.
2 URL: http://www.rtmkm.de/
3 URL: http://www.gwmk.org/mediation_dokumentationen.html
4 Печатное издание БТ 17/5335 в продвижение Норматива 2008/52/EG Европейского парламента от 21.05.2008 г. относительно определенных аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах.
5 BVerfG. NJW-RR. 2007. S. 1073, 1074.
6 Cm.: Wirtschaftsmediation im europäischen Vergleich — Erfahrungen und Perspektiven — Im Auftrag des Bundesministeriums für Wirtschaft und Arbeit — Europäisches Institut für Wirtschaftsmediation. Wien, 2005. S. 11; Pöpping W. Wirtschaftsmediation als Verfahren des betrieblichen Konfliktmanagements, Bedarf und Nachfrage — Eine empirische Untersuchung. München; Mering: Rainer Hampp Verl, 2008. S. 22.
7 Cm.: Wirtschaftsmediation im europäischen Vergleich. S. 13.
8 Cm.: Lambrette K., Herrmann M. Eine explorative Studie zur Akzeptanz von Wirtschafts- und Arbeitsmediation in Deutschland: Diplomarbeit. Dresden, 2002. S. 159.
о «медиации в сфере трудового права»9, чем об «экономической медиации».
2.2. Медиация при конфликтах вне предприятия
К сферам конфликтов вне предприятия, при которых может применяться медиация, относятся:
- конфликты между деловыми партнерами и конкурирующими фирмами;
- конфликты между частными или общественными заказчиками/исполнителями;
- конфликты с банками и страховыми фирмами;
- конфликты в результате слияния;
- конфликты в результате банкротства;
- конфликты в отношениях клиент-поставщик;
- конфликты, вытекающие из договорных отношений или законных на материальную ответственность или из предоставленных гарантий (например, ответственность изготовителя, врачебная ответственность, ответственность за качество строительных работ);
- конфликты интересов в сфере конкурентного права и охраны промышленных прав (антимонопольное право, авторское право, право на товарный знак и патентное право);
- конфликты между предприятием и общественностью (например, план капитального строительства, конфликты, связанные с охраной окружающей среды).
Другую группу конфликтов — часто имеющих решающее значение для существования предприятия — не без труда можно причислить к группе конфликтов за пределами предприятия или к группе конфликтов внутри предприятия:
- конфликты между членами общественных объединений10,
- конфликты вокруг правопреемства юридических лиц11.
3. Внутренние и внешние компоненты экономической медиации
3.1. Управление
Управление рисками является фактором общего управления предприятия. К общим сферам рисков предприятия, таким как:
- рыночные риски;
- финансовые риски;
- реализация;
- логистика и производство;
- персонал;
- финансовые риски и прочие риски относятся также правовые риски. К правовым рискам относятся, например:
- действующее законодательство, предписания, а также законотворчество в целевых областях предприятия;
- судопроизводство;
- действующие соглашения с дебиторами и кредиторами;
- ответственность производителя за качество изделия;
- US-Tr. Act (Закон о торговле США);
- правопреемство юридических лиц;
- ответственность руководителя;
- лицензии, патенты, одобрения и разрешения;
- риски вследствие мошенничества, вымогательства и прочих правонарушений,
а также конфликты внутри предприятия и судебные процессы. Пока не окончен или полным ходом идет правовой спор с неопределенным исходом, предприятие не может осуществлять планирование. Расходы на разрешение конфликтов для предприятия по-прежнему являются недооцененной производственно-экономической нагрузкой.
«Поскольку коммерческие конфликты чаще всего (также) затрагивают предпринимательские вопросы, менеджмент и юридический отдел в ходе разрешения конфликта должны работать в тесном взаимодействии» (Высказывание одной из сторон в иске)12.
Все чаще медиация как составной элемент всеобъемлющего управления конфликтами или как отдельный компонент вовлекается в стратегические перспективы предприятий13. 3.2. Нормативно-правовая база Немецкая правовая система — что обусловлено даже исторически — характеризуется контрадикторным разрешением конфликтов при участии судьи. Но все чаще законодательство должно решать задачи создания правовой базы, необходимой для решения конфликтов, путем достижения консенсуса. Также и в отношении национальной и интернациональной конкурентоспособности предприятий решающее значение имеет то, удастся ли немецкому законодателю сформировать основы пересечения между контрадикторной и кооперативной процедурами урегулирования споров посредством принимаемого закона о медиации, так чтобы каждый конфликт нашел соответствующее разрешение14. Несмотря на то, что правовая система может создать только нормативные рамки, тем самым она, однако, предлагает общепризнанный вариант решения конфликтов. Конфликты требуют подхода и нормативных рамок, которые в состоянии охватить все плоскости,
9 См.: Stevens-Bartol E. Mediation im Arbeitsrecht // Breidenbach S. Henssler M. Mediation für Juristen. Köln: Dr. Otto Schmidt, 1997. S. 141 ff.
10 См. например: Böhm N. Konfliktbeteiligung in personalistischen Gesellschaften. Köln: Dr. Otto Schmidt Verl., 2000.
11 См.: Wirtschaftsmediation im europäischen Vergleich. S. 12.
12 См.: PricewaterhouseCoopers. Commercial Dispute Resolution. Konfliktbearbeitungsverfahren im Vergleich 2005. S. 27.
13 См.: Simen J., Morawitz Ch. Die Einbindung der Mediation in strategische Perspektiven von Unternehmen // Joussen J., Un-berath H. Mediation im Arbeitsrecht. München: Verl. C.H. Beck, 2009. S. 55 ff.
14 См.: Greger R. Auf dem Weg zu einem deutschen Mediationsgesetz // ZKM. 2010. № 4. S. 123 f.
на которых проявляется конфликт. Право всегда предполагает возможность урегулирования и по этой причине представляет собой общественную ценность. Правотворческая деятельность, понимаемая индуктивно, может поэтому означать также и создание ценности, которое окажет позитивное влияние на общественные масштабы разрешения конфликтов. Таким образом, она предписывает также средства и процедуры разрешения конфликтов, часто prima facie (на первый взгляд) — и против воли участников! Содействие альтернативному решению конфликтов, однако, не может полностью обойтись без государственной поддержки: с помощью разъяснения, вспомогательной информации, поощрений и при случае — санкций, которые государство должно предусмотреть, по крайней мере в течение переходного периода15. Также и Федеральный Конституционный Суд ускоряет эту смену парадигмы. Законодатель не только обязан «предусмотреть контрадикторную процедуру. Он может также создать поощрения полюбовного разрешения споров, например, чтобы ускорить процедуру разрешения конфликта, способствовать соблюдению права или разгрузке государственных судов»16.
Кроме того, обязательным является выработка общих для общественности и разработчиков терминов, обеспечивающих облегченную передачу знаний17.
4. Об эволюции в признании экономической медиации в Германии
Одно из первых исследований с реальными данными относительно экономической медиации в Германии (Ламбре/Херрманн, 2002) констатировало, что причина недостаточного признания экономической медиации заключается, прежде всего, в недостаточности информации о данной процедуре. Культура управления конфликтами все еще часто определяется авторитарно, и поэтому «несовместима с равноправной открытой процедурой»18. Важнейшие тезисы можно суммировать следующим образом: по причине нехватки информации относительно посреднической процедуры медиация в немецкой экономической жизни 2002 г. играла незначительную роль, однако предприятия демонстрировали принципиальную готовность решать конфликты посредством медиации в целях сокращения издержек. Достойные упоминания мероприятия по содействию и внедрению медиации в Германии (на тот момент) отсутствовали19.
Результаты исследования «Price Waterhouse Coopers», датированного апрелем 2005 г.20, соответственно, собрали данные по 83 из 100 предприятий Германии относительно первого опыта применения внесудебной процедуры разрешения конфликтов с третьими лицами. Несмотря на наличие информации о данной альтернативе, большинство опрошенных предпринимателей отдали преимущество переговорам и судебной процедуре как классическим формам разрешения конфликта с другими предприятиями. На тот момент исследование в конечном счете отмечает «значительное расхождение между практическим использованием процедур разрешения конфликтов (со значительным акцентом на комбинации процедур «переговоры-суд») и абстрактными представлениями опрошенных относительно отдельных процедур (с дифференцированной и позитивной, в особенности при непосредственном сравнении с судом, оценкой, еще мало применяемой на практике внесудебной процедуры с участием третьих лиц). Исходя из данных результатов, напрашивалась рекомендация оптимизировать урегулирование конфликтов путем использования всего спектра имеющихся процедур — и в особенности внесудебной процедуры с участием третьих лиц. Такое усовершенствование практики намного лучше будет соответствовать актуальным предпочтениям предприятий в вопросе разрешения конфликтов». Исследование сформулировало ясную рекомендацию по систематической разработке конфликтного менеджмента21.
В 2007 г. уже «очевидной была тенденция к медиации», так как двое из трех опрошенных предпринимателей видели будущее за медиацией как за разумной процедурой разрешения конфликтов22.
Актуальное исследование «Price Waterhouse Coopers» «Управление конфликтами — от элементов к системе» (январь 2011 г.) теперь подтверждает смену парадигмы на немецких предприятиях23.
5. От отдельных элементов к системе
С точки зрения предприятия, элементарная ценность экономической медиации заключается не в том, чтобы ограничивать возможность разре-
15 Cm.: Joussen J., Unberath H. Gegenwärtiger Stand und Perspektiven der konsensualen Streitbeilegung — Spezifika des Arbeitsrechts. S. 15.
16 BVerfG. NJW-RR. 2007. S. 1073, 1074.
17 Cm.: Price water houseCoopers. 2011, Januar. S. 75.
18 Lambrette K., Herrmann M. Op. cit. S. 147, 190.
19 Cm.: Weidner W. Konfliktkosten im Unternehmen — Ihre
Chance als Wirtschaftsmediator // Kanzleiführung professio-
nell. 2005. № 8. S. 5.
20 См.: Price water house Coopers, Commercial Dispute Resolution — Konflikt bearbeitungs verfahren в изд.: Vergleich 2005, в сотрудничестве с Европейским университетом Виадрина.
21 См.: Price water house Coopers, Commercial Dispute Resolution — Konflikt bear beitungs verfahren. S. 24.
22 См.: Wolf A. Die Konzeption und Analyse der Wirtschaftsmediation — Eine kritische Best and sauf nahme, Diplomarbeit, Carl-von Ossietzky — Universität Oldenburg, 2007. S. 107.
23 См.: Price water house Coopers. 2011. Januar. Konflikt management — Von den Elementen zum System — Systematisierung von Erfahr ungs wissen und innovativer Praxis im Konflikt management deutscher Unternehmen, Price water house Coopers. 2011. Januar в сотрудничестве с Европейским университетом Виадрина.
шения спорного дела посредством вердикта независимого судьи. Напротив, его ценность в том, что стороны конфликта в силу своих полномочий при проведении переговоров или принятии решений — при поддержке медиатора — пытаются найти возможность завершения конфликта, при этом постоянно помня, что у них в любой момент есть право — возможно (субъективно) оцениваемое как (наиболее) перспективное — обратиться в суд. Наконец, более систематическое внутреннее управление конфликтами с другими предприятиями может оказать существенный вклад в соответствующее интересам и эффективное урегулирование конфликтов. При реализации подобных концепций необходимо учитывать очевидное признание опрошенных по возможности наиболее тесной кооперации между менеджментом и юридическим отделом24.
6. Перспектива: на пути к Германии как территории медиации
Уже сами дискуссии относительно находящегося в процессе становления закона о медиации показывают значительно возросшую заинтересованность общественности в медиации. Если ранее она была ограничена, как казалось, в большей степени академической природой или сферами семейного или экологического права, то сейчас в рамках законодательного процесса слова попросили также и крупные промышленные объединения, особенно участники Круглого стола, с предложениями, которые необходимо было принять всерьез. Исследование «Управление конфликтами — от элементов к системе» констатирует, что спустя годы пассивности отмечается «значительно выросшая готовность к экспериментам среди немецких предприятий».
Однако в конечном счете именно практической потребности в альтернативных методах разрешений конфликтов законодатель позволил реализоваться. Разрешение спорных дел в сфере гражданского или экономического права посредством медиации, однако, и в будущем будет подлежать автономии сторон или положениям договора. Закон о медиации в этом смысле, очевидно, призван создать поощрения обоюдовыгодного разрешения споров и сильнее укрепить медиацию как в сознании предпринимателей, населения, так и при отправлении правосудия. Таким образом, медиация сможет найти более широкое распространение также и в экономике: стороны должны урегулировать свои конфликты, по крайней мере в будущем, подчеркнуто автономно и, следовательно, без вмешательства государства. Так как уже в рекомендации медиации для предприятия скрывается важная возможность при экономически оправданных затратах восстановить договорные отношения и
утерянное доверие внутри предприятия и между предприятиями.
Круглый стол (RTMKM) мог бы внести и другой важный вклад в повышение признания медиации, если бы медиация как средство внесудебного урегулирования споров была бы внесена в текст § 278 (абз. 5 предл. 2) Гражданского процессуального кодекса25. Уже в целях усиления Германии в качестве территории медиации и, следовательно, экономической активности, к которым стремились участники Круглого стола, такое расширение было бы желательно. Так, в Англии и Уэльсе вследствие принятия Legal Service Act, Закона о предоставлении юридических услуг (LSA 2007), с 2009 г. больше не существует ограничений относительно межпрофессионального сотрудничества различных профессиональных групп. Для того чтобы Германия, при сравнении с другими странами, не проигрывала в этом отношении, также и в нашей стране специалисты в области психосоциологии, а также профессиональные группы и органы, близкие к медиации, и юристы должны иметь возможность объединиться с тем, чтобы обеспечить доступ к компетенции, связанной с разрешением конфликтов26. Немецкая экономика, наконец, признала, что обеспечение правопорядка также представляет собой существенный, непременный фактор национальной и международной конкуренции. Поэтому стоит одобрить «признание Германии как территории медиации в международных правовых отношениях. По этой причине немецкий законодатель должен в рамках реализации директив использовать шанс оформить издаваемый закон о медиации в настолько привлекательной и удобной для пользования форме, что, с точки зрения пользователя, он будет обладать приоритетом»27.
Наконец, для создания системы управления конфликтами на предприятиях необходима готовность менеджмента и предоставление структур и ресурсов.
В заключение мы, видимо, можем позволить себе сделать прогноз на будущее:
1. Крупные предприятия уже на основе имеющихся ресурсов и средств будут разрабатывать и систематизировать полную систему управления конфликтами или по крайней мере реализовывать отдельные элементы (омбудсмен, объединение медиаторов).
2. Мелкие и средние предприятия (МСП) будут реализовывать как минимум отдельные компоненты и/или прибегать к услугам внешних медиаторов.
25 См.: Round Table Mediation & Konflikt management der Deutschen Wirtschaft, Positions papier der deutschen Wirtschaft zur Umsetzung der EU-Mediations richtlinie // ZKM. 2009. № 5. S. S. 151.
24 См.: Price water house Coopers, Commercial Dispute Reso-
lution — Konflikt bear beitungs verfahren. S. 24.
26 См.: ZKM.2009. № 5. S. 152.
27 Ibid. S. 147.
3. Мелкие предприятия чаще всего будут прибегать к услугам внешних медиаторов. Проект немецкого закона о медиации в первую очередь свидетельствует о практической потребности. Одновременно он представляет собой прорыв. Законодатель имеет шанс сформулировать, таким образом, «принцип медиации» как общегосударственной потребности и превратить его в важный фактор развития гражданского общества. С общественно-политической точки зрения, медиация не оказывается чрезмерной: притязание медиации
состоит в том, что посредством обширной, прежде всего действенной для общественности практики медиации формируется новый вид взаимодействия, который характеризуется ненасильственной коммуникацией и новой культурой споров.
Право- это беспрестанный труд, и при этом не только государства, а всего народа (Рудольф фон Йеринг, Борьба за право, 1872)
Библиография:
1. Böhm N. Konfliktbeteiligung in personalistischen Gesellschaften. — Köln: Dr. Otto Schmidt Verl., 2000.
2. Breidenbach S., Henssler M. Mediation für Juristen. — Köln Dr. Otto Schmidt Verl., 1997.
3. Gantz-Rathmann B. Einführung innerbetrieblicher Mediation am Beispiel der Deutschen Bahn AG // Joussen J., Unberath H. Mediation im Arbeitsrecht. — München: Verl. C.H. Beck, 2009. — S. 93-96.
4. Greger R. Auf dem Weg zu einem deutschen Mediationsgesetz // ZKM. — 2010. — № 4. — S. 117-123.
5. Joussen J., Unberath H. Mediation im Arbeitsrecht. — München: Verl. C.H. Beck, 2009. — 178 s.
6. Lambrette K., Herrmann M. Eine explorative Studie zur Akzeptanz von Wirtschafts- und Arbeitsmediation in Deutschland: Diplomarbeit. — Dresden, 2002.
7. Pöpping W. Wirtschaftsmediation als Verfahren des betrieblichen Konfliktmanagements, Bedarf und Nachfrage — Eine empirische Untersuchung. — München; Mering: Rainer Hampp Verl., 2008.
8. Round Table Mediation & Konfliktmanagement der Deutschen Wirtschaft, Positionspapier der deutschen Wirtschaft zur Umsetzung der EU-Mediationsrichtlinie // ZKM. — 2009. — № 5. — S. 151.
9. Simen J., Morawitz Ch. Die Einbindung der Mediation in strategische Perspektiven von Unternehmen // Joussen J., Unberath H. Mediation im Arbeitsrecht. — München: Verl. C.H. Beck, 2009. — S. 55-64.
10. Stevens-Bartol E. Mediation im Arbeitsrecht // Breidenbach S. Henssler M. Mediation für Juristen. — Köln: Dr. Otto Schmidt, 1997. — S. 141 ff.
11. Weidner W. Konfliktkosten im Unternehmen — Ihre Chance als Wirtschaftsmediator // Kanzleiführung professionell. — 2005. — № 8. — S. 140-144.
12. Wirtschaftsmediation im europäischen Vergleich — Erfahrungen und Perspektiven — Im Auftrag des Bundesministeriums für Wirtschaft und Arbeit Europäisches Institut für Wirtschaftsmediation, Projektleiter: Dr. Ewald Filler. — Wien, 2005.
13. Wolf A. Die Konzeption und Analyse der Wirtschaftsmediation — Eine kritische Bestandsaufnahme, Diplomarbeit, Carl-von Ossietzky — Universität Oldenburg, 2007.
Перевод Н.А. Царенковой, старшего преподавателя кафедры иностранных языков Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Материал поступил в редакцию 23 августа 2014 г.
ON DEVELOPMENT AND THE FUTURE OF ECONOMIC MEDIATION IN GERMANY
Ueberschär Eyk — Dr. iur., Non-Staff Mediation Lecturer, Law Faculty of the University of Potsdam (Germany). 14482, Deutschland, Potsdam, August-Bebel-Str. 89.
Review. Currently mediation is deeply rooted in many branches of German law, and thanks to various model projects it is even introduced into the public justice. Since the later 1990s in Germany there is a discussion on the place of mediation in the system of justice within the framework of the German legal order. At the same time the legal instruments of «peaceful settlement» and «private arbitration tribunals» are not regarded as independent and efficient conflict resolution methods. Thanks to successful internationalization of economic relations, the conflict regulation via mediation, which is established in foreign states, comes to the sphere of interest of the public more and more often. However, use of mediation in German economy is still significantly limited. After the European Directive on Mediation was adopted the German legislation has fulfilled an obligation to transform the norms of European law and presented the draft of the German Law on Mediation (Law on Support for Mediation and Other Means of Non-Judicial Conflict Resolution — Law on Mediation). This draft is meant to compensate for the currently existing legal deficit.
Keywords: jurisprudence, mediation, economic mediation, system of justice, peaceful settlement, European Directive on Mediation, Law of the FRG on Mediation, the right to make offers on mediation.