_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 37.013.77; 159.9:316.6
Сафронова Маргарита Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
школьная самоорганизация как условие психосоциального благополучия учащихся*
В статье было показано значение реализации проекта школьной самоорганизации «Новая волна» для таких составляющих психосоциального благополучия подростков как самочувствие, активность, настроение, просоциальное поведение, социальная адаптация, успешность в обучении и внешкольных занятиях, самооценка, отклоняющееся поведение, проблемы общения со сверстниками, интерес к школьной жизни и внешкольным мероприятиям, возможность самореализации.
Ключевые слова: психосоциальное благополучие подростков, школьная самоорганизация, проект «Новая волна»
Safronova Margarita Victorovna
Candidate of psychological sciences., assistant professor of social work and social anthropology, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
school self-organization as a predictor of psychosocial well-being of students**
The article showed the importance of the project of self-organization in the schools called "New Wave" for the following components of psychosocial well-being of adolescents as health, activity, mood, prosocial behavior, social adaptation, success in learning and extra-curricular activities, self-esteem, deviant behavior, problems with peers, interest in school and extracurricular activities, ability of self-realization.
Keywords: psychosocial well-being of adolescents, school self-organization, the "New Wave" project
Психосоциальное благополучие ребенка - весьма актуальная задача, которую пытаются решить многочисленные структуры и подразделения из сферы образования, здравоохранения, МВД. Оно включает в себя психологическое, психическое и физическое здоровье, успешность в обучении и других делах, адаптацию в школе, социокультурные и социальные условия жизни ребенка, самореализацию в общение и социальный статус в классе или группе, а также включенность родителей в жизнь ребенка, что особенно важно для младших школьников [1]. Проблемы психосоциального благополучия детей и подростков ведут к противоправным действиям, самоубийствам и психосомати-
ческим заболеваниям [3]. Часто эмоциональные расстройства и отклонения в поведении сопутствуют друг другу, и сопровождаются проблемами общения [2].
Школьная самоорганизация является одним из факторов психосоциального благополучия подростков. Среди задач разработчиков и организаторов проекта школьной самоорганизации «Новая волна» были следующие: создание среды для проявления и развития способностей и самореализации каждого ребёнка; мобилизация не столько педагогического потенциала школы, сколько детского с активным привлечением родительского. Также решались вопросы научения умению не только адаптироваться, но и
* Исследование было проведено при поддержке гранта РГНФ № 11-06-00517 «Психическое здоровье и благополучное развитие детей и подростков: взаимодействие семейных и личностных факторов риска и защиты» и Фонда «Право на будущее».
** Research was conducted with support of a grant of RGNF No. 11-06-00517 «Mental health and safe development of children and teenagers: interaction of family and personal risk factors and protection» and «Right to the Future» Fund.
формировать бесконфликтную среду, выбирать позитивные способы общения с людьми, ориентироваться в социальных ситуациях; формирования уверенности в себе, своих силах, адекватной самооценки.
«Новая волна» - это авторский проект М. Н. Чешевой, цель которого создание школьной самоорганизации в рамках проекта «Школа детей для детей». В нем принимали участие школьники 5-9 классов нескольких районов Новосибирской области и города - более 100 человек, а также педагоги и студенты, ставшие инструкторами смены. Технологиями решения задач были практики социальной самоорганизации, проектная деятельность, профильные творческие мастерские .
Цель нашего исследования - показать значение школьной самоорганизации подростков для психосоциального благополучия учащихся.
Для достижения цели мы поставили для себя рад технологических задач, включающих: определение выборки (экспериментальная группа - школьники, участвующие в проекте, и контрольная группа) позволившей сделать сравнительный анализ; подбор и разработку диагностических методик; организацию проведения исследования в школах Новосибирска и Новосибирской области; анализ полученных результатов.
Наше исследование предполагало: изучение психосоциального благополучия с помощью таких опросников как «Сильные стороны и трудности» Р. Гудмана (ССТ), позволяющего провести диагностику выраженности просоциального поведения, проблем общения со сверстниками, отклоняющегося поведения, гиперактивности и эмоциональных проблем, САН (самочувствие, активность, настроение), предназначенного для измерения функциональных состояний. Опросники ССТ и САН заполняли дети и родители. Самостоятельность, уверенность в себе, социальную активность, отношения в коллективе изучали с помощью анкеты, включающей 15 вопросов. Анкету заполняли подростки, родители и учителя, вопросы почти полностью дублировались.
Идентичность вопросов анкеты для разных респондентов и наличие в ней тематических блоков позволили нам создать четыре шкалы.
1. Шкала «самооценка» включала такие во-
просы как: «Я умею ставить цели и достигать их», «Я умею отстаивать свою точку зрения», «Выглядит уверенным», «Высоко оценивает себя и свои возможности», «Придерживается позитивных жизненных ценностей».
2. Шкала «успешность» состояла из вопросов: «Учиться легко и интересно», «Учиться очень трудно, я сильно устаю», «Я удовлетворен своими успехами в школе».
3. Шкала «социальная активность» включала вопросы: «Школьная жизнь интересная и разнообразная», «Многое из того, что мы изучаем и делаем в школе, мне пригодится в будущем», «У нас в школе созданы все условия для проявления своих способностей», «У нас в школе созданы все условия для интересного проведения времени», «Участвует в различных мероприятиях».
4. Школа «социальная адаптация» включала следующие вопросы: «В нашем классе принято помогать и поддерживать друг друга», «Мне часто не хочется идти в школу», «У меня нет конфликтов с учителями», «Считает, что школа небезопасное место», «Легко адаптируется к новым условиям».
В исследовании приняло участие 317 школьников из 6 школ (139 учащихся двух школ Черепановского района и гимназии Советского района г. Новосибирска - участники проекта «Новая волна». 178 подростков, вошедших в контрольную группу, были учащимися двух школ г. Новосибирска и одной школы г. Бердска). В исследовании также участвовало 100 родителей (63 из них -родители участников проекта, а 37 - родители детей из контрольной группы). Учителя заполнили анкеты на 189 детей (111 анкет заполнено учителями - участниками проекта). Средний возраст школьников 13 лет. Мальчиков - 147, девочек - 138, остальные пол не указали.
Результаты исследования
Сравнительный анализ выраженности проблем психосоциального благополучия, функционального состояний, успешности, социальной активности, социальной адаптации и самооценки подростков из экспериментальной группы (участников проекта Новая волна) и контрольной проводился с помощью таких статистических методов как ^критерий Стъюдента и х2.
Сравнительный анализ данных, полученных от родителей школьников из контроль-
ной и экспериментальной групп, показал достоверные различия оценок просоциаль-ного поведения и настроения подростков. По мнению родителей, социально желательное поведение в большей степени проявлялось у школьников, участвующих в проекте Новая волна (8,49±1,84) по сравнению со школьниками из контрольной группы (7,61±2,0; t=2,19 при р=0,031). Оценки настроения в экспериментальной группе были также достоверно выше (62,57±5,9) по сравнению с контрольной группой (57,33±6,1; 1=2,44 при р=0,018).
Достоверно различались самооценки функциональных состояний, просоциально-го поведения, выраженность проблем общения со сверстниками и сумма всех проблем, касающихся психосоциального благополучия (Таблица).
Таким образом, по данным детей и родителей настроение, просоциальное поведение, а по данным подростков самочувствие и активность в группе участников проекта были достоверно выше, а проблем, связанных с общением со сверстниками и отклоняющимся поведением - меньше.
Сравнительный анализ самооценки (1=2,5 при р=0,02), успешности (1=3,3 при р=0,004), социальной активности (1=3,33 при р=0,001) и социальной адаптации (1=2,94 при р=0,01) также выявил достоверные различия разных групп (Рисунок 1).
Сравнительный анализ процентного распределения ответов на вопросы анкеты, данных учителями, родителями и подростками из контрольной и экспериментальной групп показал, что достоверно различалось число ответов подростков на вопросы, в основном касающиеся школьной жизни (что « у нас в школе созданы все условия для интересного проведения времени» положительно ответило 45% учащихся из экспериментальной группы и 28% - из контрольной), отношений в классе и интереса к учебе. Также различалась частота ответов учителей, участвующих в проекте и педагогов из обычных школ по вопросу о проявлении способностей в школьной жизни и родителей - на вопросы о школьной жизни и личностных особенностях детей.
В результате исследования можно сделать ряд выводов:
Таблица - Сравнение самооценок функциональных состояний и сильных сторон и трудностей подростков из контрольной и экспериментальной групп
Группы Экспериментальная Контрольная Разл.
Шкалы Среднее Ст.откл Среднее Ст.откл 1-кр
Самочувствие 57,57 8,4 53,09 11,5 3,52**
Активность 48,90 10,8 45,80 10,5 2,36*
Настроение 60,87 8,6 56,92 11,4 3,11*
Просоциальное поведение 7,72 2,2 6,99 2,1 2,89*
Отклоняющееся поведение 2,04 1,6 2,53 1,6 2,45*
Проблемы общения 2,43 1,8 2,92 1,8 2,39*
Сумма проблем 9,97 5,5 11,26 5,2 2,55*
Примечание: * р<0,05; ** р<0,001
Социальная адаптация
Социальная активность
Успешность Самооценка
10
15
20
□ Контрольная
□ Экспериментальная
25
0
5
Рисунок 1 - Сравнение оценок по шкалам подростков из экспериментальной и контрольной групп
32
63
□ Эксперимента льная группа
□ Контрольная
33
49
а) «В школе много интересных мероприятий и возможностей
б) «У нас в школе созданы все условия для проявления своих для общения» способностей»
Рисунок 2 - Положительные ответы подростков на вопросы а) и б).
46
49
70
а) «Считает, что школьная жизнь интересная и разнообразная»
б) «Участвует в различных мероприятиях»
Рисунок 3 - Положительные ответы родителей на вопросы а) и б).
1. Сравнение психосоциального благополучия школьников участвующих в проекте «Новая волна» с учащимися других школ показало, что оценки самочувствия, активности, настроения и просоциального поведения, социальной адаптации, социальной активности, успешности в обучении и внешкольных занятиях, а также самооценки были достоверно больше у участников проекта. У них также было достоверно меньше проблем с отклоняющимся поведением и общением со сверстниками.
2. Учащиеся и родители - участники проекта «Новая волна» чаще определяли школьную жизнь как интересную, подростки давали больше положительных оценок отношений в классном коллективе, родители -указывали на такую характеристику детей как умение отстаивать свою точку зрения. Все респонденты - участники проекта дали больше положительных ответов о наличии в школе условий для самореализации, воз-
можностей интересного общения, участия в мероприятиях по сравнению с опрашиваемыми из других учебных заведений.
Таким образом, организованная при активном участии детей школьная среда, является не только мощным средством развития лидерских и других положительных качеств ребенка, но и первичной профилактикой де-виантного поведения, эмоциональных расстройств и проблем общения, аргументом чего послужила реализация проекта школьной самоорганизации «Новая волна».
Библиографический список
1. Гаврилова Е .В., Сафронова М. В., Хлызо-ва Е. В. Психосоциальное благополучие российских детей // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3 - С. 201-204.
2. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. -СПб.: Триада-Х, 2008. - 350 с.
3.Дубровина И. В. Практическая психология образования. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
8