Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
326
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ТИП УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Маргарита Васильевна, Терскова Анжелика Сергеевна

В статье рассматривается школьная неуспеваемость как проблема современного образования и ее причины в контексте индивидуально-психологических особенностей учащихся. Результаты исследования могут быть полезны работникам системы общего и профессионального образования и родителям старшеклассников при обсуждении вопросов профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL FAILURE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article examines school failure as a problem of modern education and its causes in the context of individual psychological characteristics of students. The results of the study can be useful for employees of the system of general and vocational education and parents of high school students when discussing issues of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). С. 112-116. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). P. 112-116.

Научная статья УДК 159.9

ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Маргарита Васильевна Третьякова1, Анжелика Сергеевна Терскова2

1 2

' Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

1 margo-tretyakova@mail.ru

2

terskova.anzhelika@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается школьная неуспеваемость как проблема современного образования и ее причины в контексте индивидуально-психологических особенностей учащихся. Результаты исследования могут быть полезны работникам системы общего и профессионального образования и родителям старшеклассников при обсуждении вопросов профессионального самоопределения.

Ключевые слова: академическая успешность, школьная неуспеваемость, мотивация, тип умственной деятельности, процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, профессиональное самоопределение.

Для цитирования: Третьякова М. В., Терскова А. С. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). C. 112-116.

Original article

SCHOOL FAILURE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

12 Margarita V. Tretyakova , Angelika S. Terskova

1 2

' Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

1 margo-tretyakova@mail.ru

2

terskova.anzhelika@mail. ru

Abstract. The article examines school failure as a problem of modern education and its causes in the context of individual psychological characteristics of students. The results of the study can be useful for employees of the system of general and vocational education and parents of high school students when discussing issues of professional self-determination.

Keywords: academic success, school failure, motivation, type of mental activity, processes of excitation and inhibition in the central nervous system, professional self-determination.

For citation: Tretyakova M. V., Terskova A. S. School failure as a psychological and pedagogical problem. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). Pp. 112-116. (In Russ.)

Вопросы успешности человека в процессе его жизнедеятельности на разных этапах онтогенеза всегда были значимыми для отечественной психологической и педагогической нау-

© Третьякова М. В., Терскова А. С., 2021

Третьякова М. А., Терскова А. С.

113

ки. К изучению психологических причин школьной неуспеваемости в разное время обращались А. Р. Лурия, В. А. Сухомлинский, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Д. Б. Эльконин и др.

В процессе анализа теоретического материала нами было обнаружено, что индивидуальные особенности старшеклассников, не успевающих в обучении, изучаются значительно реже, чем индивидуальные особенности младших школьников.

И. В. Дубровина полагает, что «неуспеваемость является серьезным противоречием между имеющимися у школьника индивидуальными особенностями и требованиями существующих программ обучения, нормативов. Существующие программы не учитывают индивидуально-типологические особенности школьника, а загоняют всех учащихся под одни стандарты» [1].

По мнению П. П. Блонского, неуспеваемость кроется в противоречиях, существующих в отношениях между учителями, учениками и детской социальной средой. Эти противоречия могут создаваться как самой системой образования, так и лично каждым из участников триады учитель - ученик - детский коллектив. Ведь, по сути, каждый из участников данной схемы имеет свои личностные особенности, которые нельзя заранее запрограммировать или рассчитать. И вероятность несовпадения триадных позиций значительно велика [2].

Л. И. Божович говорит о том, что «неуспеваемость во многом зависит от наличия или отсутствия у ребенка возможностей к школьному обучению. Возможности включают в себя две составляющие - физические и психические» [3].

В связи с тем, что условия современной жизни выдвигают новые требования к уровню подготовки выпускников школ, проблема неуспеваемости обучающихся девятых классов общеобразовательных школ становится всё более актуальной.

Цель исследования: изучение психологических причин школьной неуспеваемости.

Гипотеза исследования. Можно предположить, что в качестве психологических причин школьной неуспеваемости у старшеклассников могут быть: низкий уровень познавательной мотивации, тип мыслительной деятельности, затрудняющий процесс обучения, а также преобладание процессов торможения над процессами возбуждения в центральной нервной системе (далее - ЦНС).

В исследовании приняли участие обучающиеся параллели девятых классов в количестве 50 человек, из них 28 девочек и 22 мальчика.

Вся выборка была поделена на две группы - обучающиеся с хронической неуспеваемостью (группа 1) и девятиклассники, обучающиеся успешно (группа 2).

Для обработки данных, полученных в ходе психологической диагностики и подтверждения гипотезы, мы применили ¿-критериальный анализ по Стьюденту и корреляционный анализ по Пирсону.

Результаты диагностики уровня развития мотивации к обучению представлены на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что:

- переменная «уровень развития познавательной мотивации» имеет более высокие значения в выборке школьников, хорошо успевающих в обучении. Неуспевающие учащиеся не проявляют интереса к школьным предметам и наукам, их не привлекают новые знания, нет глубокого стремления к познанию, слабо выражен или совсем отсутствует интерес к логическому анализу нового материала, низкое стремление к достижению успеха в учебе;

- переменная «уровень развития социальной мотивации», наоборот, имеет более высокие значения у неуспевающих школьников. К социальной мотивации старшеклассников можно отнести стремление занять определенную лидерскую позицию в коллективе, быть эмоциональным лидером и заслужить одобрение у одноклассников и учителей через общественную деятельность.

Диагностика типов мышления показала, что значимые различия по ¿-критерию Стью-дента были выявлены только по наглядно-образному мышлению и по креативности (рис. 2).

Методика Домбровской

5 О -5 -10

1,93 - 3,08 1,73

2,664

гр.1 Ср. ар.

гр.2 Ср. ар.

Уровень социальной мотивации

Уровень развития познавательной мотивации

1-уа1ие

Рис. 1. Мотивация к обучению неуспевающих (гр. 1) и успевающих (гр. 2) обучающихся (ср. ар. - среднее арифметическое)

Методика Резапкиной

10 5 О -5 •10

-4,239

1-уа1ие

-5Г402

Креативность

Наглядно-образное мышление

Рис. 2. Результаты сравнения типов мышления неуспевающих (гр. 1) и успевающих (гр. 2) обучающихся (ср. ар. - среднее арифметическое)

Методика Стреляу

60 50 40 30 20 10 О -10

гр. 1 Ср. ар.

гр.2 Ср. ар.

-6,217

Уровень процессов возбуждения

1-уа1ие

Рис. 3. Результаты сравнения типов нервной деятельности неуспевающих (гр. 1) и успевающих (гр. 2) обучающихся (ср. ар. - среднее арифметическое)

Третьякова М. В., Терскова А. С.

115

Переменные «наглядно-образное мышление» и «креативность» в большей степени выражены у школьников, обучающихся успешно. Это характеризует их как творческих людей, имеющих нестандартный подход к решению учебных задач. Высокие значения по «креативности» говорят об умении школьников принимать и создавать принципиально новые идеи, нестандартно мыслить, решать проблемы, возникающие в классе, таким образом, чтобы это решение приносило результат.

Что касается сравнения типов нервной деятельности, то значимые различия выявлены только по переменной «уровень процессов возбуждения» (рис. 3).

Информация рис. 3 позволяют говорить о том, что для академической успешности в данной образовательной организации важно преобладание процессов возбуждения. Процессы торможения не имеют значимых различий, так же как и уровень подвижности нервных процессов. Можно предположить, что учащиеся с таким типом нервной деятельности обладают высоким уровнем врабатываемости, они быстро включаются в учебный процесс. При современных темпах учебного процесса школьники с высоким уровнем процессов возбуждения будут чувствовать себя более уверенно.

Корреляционный анализ по Пирсону позволил установить наличие значимых взаимосвязей между изучаемыми параметрами в двух выборках испытуемых и выявить в них как сходства, так и различия. Сходства заключаются в том, что при высоком уровне процессов торможения в обеих выборках преобладает только социальная мотивация обучения в школе.

В выборке респондентов, успешно справляющихся с учебной нагрузкой, в состав взаимосвязей вошли познавательная мотивация, уровень процессов возбуждения и наглядно-образное мышление.

В выборке неуспевающих школьников в состав взаимосвязей вошли социальная мотивация, уровень процессов торможения, словесно-логическое мышление. Учитывая выраженность наглядно-действенного мышления, социального типа мотивации и низкие показатели проявления процессов возбуждения, можно предположить, что эти характеристики и являются индивидуальными факторами неуспеваемости.

Имея представление об особенностях личности, которые затрудняют процесс усвоения учебного материала, можно составить индивидуальные коррекционные программы, способствующие повышению уровня академической успешности и выбору образовательной траектории после окончания основного общего образования с учетом готовности к профессиональному самоопределению обучающихся.

Список источников

1. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. Рабочая книга школьного психолога [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 1991. 303 с. URL: http://www.psychologylib.ru/books/item/ f00/s00/z0000017/index.shtml (дата обращения: 09.10.2021).

2. Блонский П. П. Развитие мышления школьников // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2016. С.131-142.

3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2016. 209 с.

References

1. Dubrovina I. V., Akimova M. K., Borisova E. M. Rabochaja kniga shkol'nogo psihologa [Working book of school psychologist]. Moscov, Prosveshhenie, 1991, 303 p. (In Russ.) Available at: http://www.psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml (accessed: 09.10.2021).

2. Blonskij P. P. Razvitie myshlenija shkol'nikov [Developing schoolchildren's thinking]: hres-tomatija: ucheb. posobie. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija, Moscov, Akademija, 2016, pp. 131-142. (In Russ.)

3. Bozhovich L. I. Izbrannye psihologicheskie trudy. [Selected psychological works. Personality Formation Challenges]. Problemy formirovanija lichnosti. Pod red. D. I. Fel'dshtejna. Moscov, Mezhdu-narodnaja pedagogicheskaja akademija, 2016, 209 p. (In Russ.)

Информация об авторах М. В. Третьякова — старший преподаватель кафедры «Психология и педагогика»,

Прикамский социальный институт;

А. С. Терскова — студентка 4-го курса, направление подготовки «Психология»,

Прикамский социальный институт.

Information about the authors

M. V. Tretyakova - Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy,

Prikamsky Social Institute;

A. S. Terskova - 4th Year Student of the Direction of Training "Psychology",

Prikamsky Social Institute.

Статья поступила в редакцию 12.10.2021; одобрена после рецензирования 26.10.2021; принята к публикации 26.10.2021.

The article was submitted 12.10.2021; approved after reviewing 26.10.2021; accepted for publication 26.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.