• школьная успеваемость • воспитанники детского дома • индивидуальный подход
• дифференцированный подход • обучаемость
При изучении школьной неуспеваемости воспитанников детского дома традиционно выявляются как факторы, негативно влияющие на успешность в обучении, так и конкретные причины, вызывающие отставание в обучении. Школьная неуспеваемость — очень сложное явление, в подавляющем большинстве случаев обусловленное несколькими переплетающимися между собой причинами разного порядка. При этом внешне всё выглядит порой весьма просто и, на первый взгляд, очень понятно: ученик плохо пишет — значит, не старается; плохо ведёт себя на уроках — значит, надо наказать; не делает уроки — значит, нужно заставить; не справляется с задачами — значит, нужно ещё раз объяснить и т.п. Но педагогическая практика многократно показывала, что такое упрощённое понимание причин школьных проблем детей, воспитывающихся в детском доме, и осуществляемые в соответствии с ним действия по устранению этих трудностей не приводят к желаемому результату, в лучшем случае несколько «ретушируются», «сглаживаются» внешние их проявления.
На успеваемость, или на темп продвижения, оказывают влияние многие особенности психики учащихся — внимание, память, волевые качества и др. Но поскольку обучаемость в определённой степени является характеристикой умственных способностей, в её содержание прежде всего входят особенности мышления. Это качественное своеобразие развития процессов анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Именно они обусловливают индивидуально-типические особенности школьников.
Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врождённой организации его нервной деятельности. Одинаково
Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся
Н.М. Баранова,
санаторный детский дом № 17, Москва
«Явсегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками, этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжёлым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребёнка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него пятёрок, в крайнем случае, мирятся с четвёрками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником».
Сухомлинский В.А.
-0"
Н.М. Баранова. Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся
высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы и психики, учитывая и акцентуации характера, и уровни агрессивности и тревожности.
Проведённая нами в детском доме диагностическая работа позволила выявить пять групп школьников — воспитанников детского дома, неуспеваемость которых вызывается одной из следующих причин:
1-я группа — неправильное отношение к учению;
2-я группа — трудности усвоения учебного материала, связанные с тем, что обычно называют отсутствием способностей;
3-я группа — неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной деятельности;
4-я группа — неумение трудиться;
5-я группа — отсутствие познавательных и учебных интересов.
При выявлении причин неуспеваемости воспитанников детского дома нельзя исключать и социальный фактор. Любая психологическая особенность, затрудняющая учебную деятельность, складывается при определённых условиях воспитания и обучения и под воздействием значимых для ребёнка людей. У таких детей и подростков необходимо изменить внутреннюю позицию, моральные установки, сформировать новое отношение к школе и учению.
Главное направление в работе с неуспевающими школьниками, воспитывающимися в условиях детского дома, — формирование познавательных потребностей, правильного отношения к труду, в том числе учебному, посредством включения их в общественно полезную деятельность в коллективе, а также преодоление отрицательных наклонностей.
В целях и задачах помощи в обучении следует использовать психолого-педагогические подходы к слабоуспевающим школьникам:
• обеспечение дозированной помощи взрослых при выполнении школьниками заданий — вначале её можно оказывать в больших дозах, затем мера помощи уменьшается, тем самым расширяется зона самостоятельного мышления ребёнка;
• необходимо предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
• постепенно повышать требования в соответствии с возрастными возможностями ребёнка;
• обязательное поощрение учителем, воспитателем, педагогом-психологом правильного выполнения детьми заданий;
• обеспечить индивидуальный подход (необходимо учитывать уровень имеющихся знаний и скорость их усвоения разными воспитанниками детского дома, свойства нервной системы, особенности индивидуального стиля деятельности каждого) и дифференцированный подход (дифференцированный подход состоит в том, что слабым ученикам предлагаются для самостоятельного выполнения задания на уровне требований учебной программы, но более простые, разбитые на отдельные дозы, этапы) к обучению;
• устранение пробелов в знаниях силами служб детского дома и педагогами;
• создание ситуации успеха, стимулирование даже незначительных элементарных успехов воспитанников;
• во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями, схемами, картами;
• при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности слабоуспевающих школьников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения (просмотр фильмов, иллюстраций и т.п.);
• чаще обращаться к неуспевающим с вопросами, вовлекать их в обсуждение;
• нельзя исключить и медикаментозную помощь неуспевающим воспитанникам (препараты, стимулирующие мозговую деятельность).
На основании психологической исследовательской работы, неоднократно проводимой с отстающими в учёбе воспитанниками, можно сделать вывод, что обучение на основе личностного подхода представляет собой специальным образом организованный процесс взаимодействия с ребёнком в целях преодоления или ослабления выявленных недостатков в развитии. В ходе целенаправленного взаимодействия педагогов, специалистов с учащимся происходит выяснение причин, мешающих ему реализовать себя, а также выявление того, какого вида опыта ребёнку не хватает, чтобы найти в себе ресурсы для активного саморазвития.
В ходе исследовательской психолого-педагогической работы также было выявлено, что отсутствие самостоятельности, несформирован-ность волевой регуляции, отсутствие соответствующей педагогической поддержки личностных проявлений учащихся приводят к появлению у них проблем, связанных с обучением, главные из которых — низкий уровень мотивации учебной деятельности и личностные особенности (поведение, самооценка, акцентуации характера и т.д.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд условий, которые, по мнению исследователей, создают благоприятную основу для формирования мотивации учебной деятель-
Н.М. Баранова. Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся
ности: создание противоречий между известным и неизвестным, привлечение учащихся к установлению причин явления, показ значимости знаний для развития личности, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной творческой деятельности и т.д.
Отсюда следует, что мотивация учебной деятельности воспитанников детского дома как особый вид личностного опыта представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают их овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активными в учебной деятельности. Положительное отношение к учению обнаруживается по наличию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, добровольности выполнения учебных заданий, успеваемости и посещаемости уроков.
К сожалению, в современной школе коррекционная работа с неуспевающими учениками по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации к обучению, явно недостаточна. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным отчасти разрешить проблемы, которыми обусловлена низкая успеваемость воспитанников детского дома.
Литература
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. Свердловск, 1986.
2. Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью //П.П. Блон-ский. Психология школьника: Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Лип-киной, Т.Д. Марцинковской. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985.
4. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности / Е.Е. Васюкова // Вопр. психологии. 1984. № 5.
5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. М., 2001.
6. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рож-кова. М., 2001.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
8. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. М., 1954.
9. Гильбух Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся дифференцированных классов / Ю.З. Гильбух. Киев,1992. 10. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? / И. Гликман // Народное образование. 2003. № 2.
11. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинце-ва, Н.В. Ялпаева / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В.В. Гришин, П.В. Лушин. М., 1990.
13. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М.: Знание, 1982.
14. Дьяченко В.К. Обучение по способностям / В.К. Дьяченко // Народное образование. 1994. № 2.
О
15. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982.
16. Кирьянова A.B. Ориентация школьников на социально-значимые ценности / A.B. Кирьянова. Д.: РГПУ, 1991.
17. Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы // Дефектология. 1995, № 1.
18. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
19. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.
20. Маркова A.K. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А.К. Маркова/Вопросы психологии. 1980. № 5.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М., 1990.
22. Менчинская Н.М., Калмыкова З.И. Проблемы преодоления отставания в учении. Народное образование. 1969. № 4.
23. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб., 2005.
24. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурач-ковский. Минск: «Нар. Асвета», 1977.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004.
26. Натанзон Э.М. Трудный школьник и педагогический коллектив / Э.М. Натанзон. М.: Просвещение, 1984.
27. Немов Р.С. Психология. Учебник. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
28. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект: Сб науч. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995.
29. Обучение в коррекционных классах: Пособие для учителя / Под ред. Г.Ф. Кумари-ной. М.: Академия пед.наук СССР, 1991.
30. Особенности обучения и психическое развитие школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.
31. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков, Н.П. Аниси-мова / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.
32. Прихожан А.М., Н.Н. ТолстыхН.Н. Психология сиротства. Питер, 2007.
33. СлавинаЛ.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л.С. Славина. М.: Просвещение, 1961.
34. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 1998.
35. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М., 1960.
36. Толстых H.H. Жизненные планы детей и подростков / H.H. Толстых // Вопросы психологии. 1984, № 3.
37. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974, Т. 1.
38. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
39. Шевандрнн Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шеван-дрин. М.: ВЛАДОС, 1998.