Научная статья на тему 'Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся'

Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБУЧАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Н. М.

Школьная неуспешность воспитанников детских домов. Причины школьной неуспеваемости детей-сирот — воспитанников детских домов. Направления работы с воспитанниками, отстающими в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forster children of orphanages: why they study badly

School failure of orphan's pupils. The reasons for school failure among children orphans who are the pupils of orphanages. Areas of work with pupils, who are not having progress at school.

Текст научной работы на тему «Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся»



• школьная успеваемость • воспитанники детского дома • индивидуальный подход

• дифференцированный подход • обучаемость

При изучении школьной неуспеваемости воспитанников детского дома традиционно выявляются как факторы, негативно влияющие на успешность в обучении, так и конкретные причины, вызывающие отставание в обучении. Школьная неуспеваемость — очень сложное явление, в подавляющем большинстве случаев обусловленное несколькими переплетающимися между собой причинами разного порядка. При этом внешне всё выглядит порой весьма просто и, на первый взгляд, очень понятно: ученик плохо пишет — значит, не старается; плохо ведёт себя на уроках — значит, надо наказать; не делает уроки — значит, нужно заставить; не справляется с задачами — значит, нужно ещё раз объяснить и т.п. Но педагогическая практика многократно показывала, что такое упрощённое понимание причин школьных проблем детей, воспитывающихся в детском доме, и осуществляемые в соответствии с ним действия по устранению этих трудностей не приводят к желаемому результату, в лучшем случае несколько «ретушируются», «сглаживаются» внешние их проявления.

На успеваемость, или на темп продвижения, оказывают влияние многие особенности психики учащихся — внимание, память, волевые качества и др. Но поскольку обучаемость в определённой степени является характеристикой умственных способностей, в её содержание прежде всего входят особенности мышления. Это качественное своеобразие развития процессов анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Именно они обусловливают индивидуально-типические особенности школьников.

Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врождённой организации его нервной деятельности. Одинаково

Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся

Н.М. Баранова,

санаторный детский дом № 17, Москва

«Явсегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками, этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжёлым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребёнка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него пятёрок, в крайнем случае, мирятся с четвёрками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником».

Сухомлинский В.А.

-0"

Н.М. Баранова. Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся

высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы и психики, учитывая и акцентуации характера, и уровни агрессивности и тревожности.

Проведённая нами в детском доме диагностическая работа позволила выявить пять групп школьников — воспитанников детского дома, неуспеваемость которых вызывается одной из следующих причин:

1-я группа — неправильное отношение к учению;

2-я группа — трудности усвоения учебного материала, связанные с тем, что обычно называют отсутствием способностей;

3-я группа — неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной деятельности;

4-я группа — неумение трудиться;

5-я группа — отсутствие познавательных и учебных интересов.

При выявлении причин неуспеваемости воспитанников детского дома нельзя исключать и социальный фактор. Любая психологическая особенность, затрудняющая учебную деятельность, складывается при определённых условиях воспитания и обучения и под воздействием значимых для ребёнка людей. У таких детей и подростков необходимо изменить внутреннюю позицию, моральные установки, сформировать новое отношение к школе и учению.

Главное направление в работе с неуспевающими школьниками, воспитывающимися в условиях детского дома, — формирование познавательных потребностей, правильного отношения к труду, в том числе учебному, посредством включения их в общественно полезную деятельность в коллективе, а также преодоление отрицательных наклонностей.

В целях и задачах помощи в обучении следует использовать психолого-педагогические подходы к слабоуспевающим школьникам:

• обеспечение дозированной помощи взрослых при выполнении школьниками заданий — вначале её можно оказывать в больших дозах, затем мера помощи уменьшается, тем самым расширяется зона самостоятельного мышления ребёнка;

• необходимо предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;

• постепенно повышать требования в соответствии с возрастными возможностями ребёнка;

• обязательное поощрение учителем, воспитателем, педагогом-психологом правильного выполнения детьми заданий;

• обеспечить индивидуальный подход (необходимо учитывать уровень имеющихся знаний и скорость их усвоения разными воспитанниками детского дома, свойства нервной системы, особенности индивидуального стиля деятельности каждого) и дифференцированный подход (дифференцированный подход состоит в том, что слабым ученикам предлагаются для самостоятельного выполнения задания на уровне требований учебной программы, но более простые, разбитые на отдельные дозы, этапы) к обучению;

• устранение пробелов в знаниях силами служб детского дома и педагогами;

• создание ситуации успеха, стимулирование даже незначительных элементарных успехов воспитанников;

• во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями, схемами, картами;

• при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности слабоуспевающих школьников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения (просмотр фильмов, иллюстраций и т.п.);

• чаще обращаться к неуспевающим с вопросами, вовлекать их в обсуждение;

• нельзя исключить и медикаментозную помощь неуспевающим воспитанникам (препараты, стимулирующие мозговую деятельность).

На основании психологической исследовательской работы, неоднократно проводимой с отстающими в учёбе воспитанниками, можно сделать вывод, что обучение на основе личностного подхода представляет собой специальным образом организованный процесс взаимодействия с ребёнком в целях преодоления или ослабления выявленных недостатков в развитии. В ходе целенаправленного взаимодействия педагогов, специалистов с учащимся происходит выяснение причин, мешающих ему реализовать себя, а также выявление того, какого вида опыта ребёнку не хватает, чтобы найти в себе ресурсы для активного саморазвития.

В ходе исследовательской психолого-педагогической работы также было выявлено, что отсутствие самостоятельности, несформирован-ность волевой регуляции, отсутствие соответствующей педагогической поддержки личностных проявлений учащихся приводят к появлению у них проблем, связанных с обучением, главные из которых — низкий уровень мотивации учебной деятельности и личностные особенности (поведение, самооценка, акцентуации характера и т.д.).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд условий, которые, по мнению исследователей, создают благоприятную основу для формирования мотивации учебной деятель-

Н.М. Баранова. Воспитанники детского дома: почему они плохо учатся

ности: создание противоречий между известным и неизвестным, привлечение учащихся к установлению причин явления, показ значимости знаний для развития личности, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной творческой деятельности и т.д.

Отсюда следует, что мотивация учебной деятельности воспитанников детского дома как особый вид личностного опыта представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают их овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активными в учебной деятельности. Положительное отношение к учению обнаруживается по наличию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, добровольности выполнения учебных заданий, успеваемости и посещаемости уроков.

К сожалению, в современной школе коррекционная работа с неуспевающими учениками по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации к обучению, явно недостаточна. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным отчасти разрешить проблемы, которыми обусловлена низкая успеваемость воспитанников детского дома.

Литература

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. Свердловск, 1986.

2. Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью //П.П. Блон-ский. Психология школьника: Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Лип-киной, Т.Д. Марцинковской. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985.

4. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности / Е.Е. Васюкова // Вопр. психологии. 1984. № 5.

5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. М., 2001.

6. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рож-кова. М., 2001.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

8. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. М., 1954.

9. Гильбух Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся дифференцированных классов / Ю.З. Гильбух. Киев,1992. 10. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? / И. Гликман // Народное образование. 2003. № 2.

11. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинце-ва, Н.В. Ялпаева / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

12. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В.В. Гришин, П.В. Лушин. М., 1990.

13. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М.: Знание, 1982.

14. Дьяченко В.К. Обучение по способностям / В.К. Дьяченко // Народное образование. 1994. № 2.

О

15. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982.

16. Кирьянова A.B. Ориентация школьников на социально-значимые ценности / A.B. Кирьянова. Д.: РГПУ, 1991.

17. Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы // Дефектология. 1995, № 1.

18. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

19. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.

20. Маркова A.K. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А.К. Маркова/Вопросы психологии. 1980. № 5.

21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М., 1990.

22. Менчинская Н.М., Калмыкова З.И. Проблемы преодоления отставания в учении. Народное образование. 1969. № 4.

23. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб., 2005.

24. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурач-ковский. Минск: «Нар. Асвета», 1977.

25. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004.

26. Натанзон Э.М. Трудный школьник и педагогический коллектив / Э.М. Натанзон. М.: Просвещение, 1984.

27. Немов Р.С. Психология. Учебник. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

28. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект: Сб науч. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995.

29. Обучение в коррекционных классах: Пособие для учителя / Под ред. Г.Ф. Кумари-ной. М.: Академия пед.наук СССР, 1991.

30. Особенности обучения и психическое развитие школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.

31. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков, Н.П. Аниси-мова / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.

32. Прихожан А.М., Н.Н. ТолстыхН.Н. Психология сиротства. Питер, 2007.

33. СлавинаЛ.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л.С. Славина. М.: Просвещение, 1961.

34. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 1998.

35. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М., 1960.

36. Толстых H.H. Жизненные планы детей и подростков / H.H. Толстых // Вопросы психологии. 1984, № 3.

37. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974, Т. 1.

38. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

39. Шевандрнн Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шеван-дрин. М.: ВЛАДОС, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.