Научная статья на тему 'Качество человеческого капитала студентов и выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования как индикатор уровня безопасности региона'

Качество человеческого капитала студентов и выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования как индикатор уровня безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / HUMAN CAPITAL ASSETS / QUALITY OF HUMAN CAPITAL ASSETS / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / VITALITY / LEARNING CAPACITY / INNOVATIVE CAPACITY / WORKING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Маргарита Васильевна

На основе прикладного социально-психологического исследования и статистической информации дается оценка качества человеческого капитала студентов и выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО). Методами анкетирования и психологического тестирования определен уровень выраженности компонентов качества человеческого капитала и выявлены различия в них у студентов и выпускников ОО СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF HUMAN CAPITAL OF STUDENTS AND GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION AS AN INDICATOR OF THE REGIONAL SECURITY LEVEL

The quality of human capital of students and graduates of secondary professional educational organizations in Perm region is assessed on the basis of the applied research and statistical information. The questionnaire survey and psychologic testing determine the level of completeness of human capital components and the difference in them between the students and graduates of educational organizations of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Качество человеческого капитала студентов и выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования как индикатор уровня безопасности региона»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Третьякова М. В. Качество человеческого капитала студентов и выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования как индикатор уровня безопасности региона // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). С. 118-127.

Tretyakova M. V. The quality of human capital of students and graduates of educational organizations of secondary professional education as an indicator of the regional security level. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 1 (76). Pp. 118-127. (In Russ.)

УДК 377+331.44

М. В. Третьякова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Третьякова Маргарита Васильевна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

E-mail: margo-tretyakova@mail.ru

На основе прикладного социально-психологического исследования и статистической информации дается оценка качества человеческого капитала студентов и выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО). Методами анкетирования и психологического тестирования определен уровень выраженности компонентов качества человеческого капитала и выявлены различия в них у студентов и выпускников ОО СПО.

Ключевые слова: человеческий капитал, качество человеческого капитала, личностные свойства, профессионально важные качества, жизнеспособность, способность к обучению, способность к инновациям, работоспособность.

M. V. Tretyakova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

THE QUALITY OF HUMAN CAPITAL OF STUDENTS AND GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION AS AN INDICATOR OF THE REGIONAL SECURITY LEVEL

Tretyakova Margarita V. - Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy.

The quality of human capital of students and graduates of secondary professional educational organizations in Perm region is assessed on the basis of the applied research and statistical information. The questionnaire survey and psychologic testing determine the level of completeness of human capital

© Третьякова М. В., 2017

components and the difference in them between the students and graduates of educational organizations of secondary professional education.

Key words: human capital assets, quality of human capital assets, personal qualities, professionally important qualities, vitality, learning capacity, innovative capacity, working efficiency.

Современный человеческий капитал - это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, который неразрывно связан с человеком, с его интеллектом и менталитетом. Он формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательские способности, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство [2].

Под человеческим капиталом понимаются накопленные посредством обучения и профессионального опыта знания, навыки, умения, обуславливающие профессиональную компетентность, творческие и интеллектуальные способности, за счет которых потенциально может увеличиваться производительность труда, вследствие чего растут как доход организации, так и непосредственно доходы ее работников. Инвестициями в человеческий капитал могут быть все виды вложений в человека, которые оцениваются в денежной или иной форме [7].

Аналитический обзор литературы показал, что оценка человеческого капитала долгое время осуществлялась экономистами, социологами, демографами, но в данных исследованиях не хватало психологических измерений его качества. При этом много лет разрабатывались инструменты измерения когнитивных процессов, свойств личности, психических состояний и др.

С точки зрения психологии теория человеческого капитала основывается в сознании людей на индивидуальной (личной) успешности в деятельности. Индивид как субъект инвестиций в свой человеческий капитал осуществляет затраты всех трех видов - психологические, социальные и материальные [ 1].

Образование и здравоохранение - это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к интенсивному и продолжительному труду. В процессе постоянного обучения работника и накопления им производственного опыта происходят накопление человеческого капитала и его качественное развитие [5].

Актуальность проблемы формирования человеческого капитала в Российской Федерации объясняется тем обстоятельством, что в условиях современной цивилизованной и высокоразвитой экономики национальное производство и сфера услуг не могут обходиться без высокообразованных и высококвалифицированных работников, от которых в подавляющей степени зависит эффективность национального хозяйства страны. Без них невозможны дальнейшее появление и освоение новых высоких технологий в масштабе отдельных компаний, отраслей и страны в целом, появление новых и более совершенных компьютерных программ, новых знаний и т. д. [6, с. 152-154].

В практике исследования человеческого капитала недостаточно широко применяются междисциплинарные подходы к изучению развития человека с точки зрения его способности принять глобальные изменения и успешно использовать их для себя и общества. Знания о человеке неполны, рассыпаны по многочисленным научным областям, что ведет к фрагментарности эмпирических оценок человеческого капитала [9].

Использование фундаментальных положений теории человеческого капитала применительно к современным условиям России позволяет раскрыть более подробно его роль в качестве жизни работника в процессе производства, человека и общества [8, с. 24-25].

В основе данного исследования лежит предположение, что одна из причин неэффективной реализации населением существующих возможностей кроется в психологических характеристиках человеческого капитала.

Следует отметить: отсутствие в коллективах психологов, измеряющих развитие человека или человеческого потенциала, объясняется тем, что психологическая наука пока не ставила перед собой задач психологического измерения массовидных явлений и поэтому не располагает к сегодняшнему дню теорией и практикой такой работы. Психологическое исследование массовидных явлений типа населения региона или города требует преодоления ряда исторически сложившихся в психологии ограничений и отсутствия доказательств возможности такой работы. Для преодоления этих ограничений и приобретения опыта могут потребоваться многие десятилетия, в то время как реальная практика требует скорейшего получения психологических данных [3].

Человеческий капитал составляют четыре базовых компонента, такие как жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению. Из этого следует, что человеческий капитал - это количество и качество людей, пригодных по своим медицинским показателям, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы [4; 10].

На данный момент, хотя и существует общее мнение о том, что человеческий капитал играет огромную роль в процессах развития, практические методы его измерения являются неполными, опосредованными и недостаточно точными. Следствием подобных ограничений является недостаток информации об имеющемся потенциале и о возможностях развития человеческих ресурсов, которыми обладает регион.

Объект нашего исследования - качество человеческого капитала.

Предмет исследования - различия в компонентах качества человеческого капитала студентов и выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО).

Гипотеза исследования: можно предположить, что существуют различия в выраженности компонентов качества человеческого капитала студентов и выпускников ОО СПО.

Цель исследования: апробация методологии «полевого этапа мониторинга» для получения комплексных и сопоставимых сведений о человеческом капитале, которые отражают экономические, социальные и психологические аспекты. Проведение «полевого этапа» исследования необходимо для уточнения методологии исследований человеческого капитала и последующего анализа его состояния для выработки рекомендаций по его формированию и накоплению в Пермском крае.

Человеческий капитал определяется в первую очередь уровнем развития и состоянием психических процессов, свойств и состояний, которые должны формироваться у ребенка с раннего возраста в школе и в дальнейшем, у студентов - в профессиональных образовательных организациях. Формирование человеческого капитала представляет собой длительный процесс с временным лагом 15-25 лет. Принято считать, что человеческий капитал формируется к 20-летнему возрасту, начиная с 35-летнего возраста может снижаться. Поэтому необходимо тестирование человеческого капитала целых городов и регионов. Данные исследования могут быть полезны при разработке программ развития системы профессионального образования, формирования образовательно-производственных кластеров в соответствии с приоритетами региональной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала конкретного региона.

К одной из основных тенденций современного российского образования относится несбалансированность развития ступеней системы профессионального образования, выра-

жающаяся в нехватке специалистов среднего профессионального образования в сочетании с массовым развитием высшего образования.

Исследование проводилось на базе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Пермский центр профориентации» совместно с Управлением профессионального образования Министерства образования и науки Пермского края на основании приказа Минобрнауки Пермского края № СЭД-26-01-04-910 от 13 ноября 2015 г. В иследовании участвовали 60 человек, из них 30 мужчин и 30 женщин. Были сформированы две выборки. В первую выборку вошли студенты выпускных курсов ОО СПО - 30 человек (из них 15 женщин и 15 мужчин) в возрасте от 18 до 20 лет; вторую выборку составили выпускники ОО СПО (рабочие и служащие) - 30 человек (из них 19 женщин и 11 мужчин) в возрасте от 22 до 30 лет.

В исследовании использовались следующие методы: анкетирование, тестирование и математико-статистическая обработка данных.

Предварительное тестирование методики измерения человеческого капитала показало, что выполнение диагностической процедуры одним респондентом занимает от 2 часов 30 минут до 3 часов.

Для экспресс-диагностики и оценки психофизиологического состояния человека в динамике использовались диагностические комплексы «НейроЛаб»: КПФ-^ (индивидуальный) и КПФ-1Ь (исследовательский), которые позволяют оценить исследуемые качества на уровне как сознательных, так и бессознательных реакций человека. Эта возможность обеспечивается анализом содержания ответов и времени, потраченного на ответ, т. е. вызванных потенциалов.

Исходя из теоретических оснований оценки качества человеческого капитала, разработанных на кафедре политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета под руководством профессора А. И. Юрьева, использующей методические разработки академика Б. Г. Ананьева и профессора В. А. Ганзена, модель содержит четыре компонента качества человеческого капитала (как уже говорилось выше): жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению.

Каждый из компонентов представлен психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими свойствами.

Жизнеспособность - это индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами (здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами) в контексте социально-культурных норм и средовых условий, способность человека выходить из кризисных состояний, аффективных расстройств. В целом, соглашаясь с авторами, мы оценивали степень выраженности:

• депрессивных синдромов (депрессивные реакции, эндогенные депрессии);

• суицидальных наклонностей;

• общих зависимостей (алкоголизм, наркомания, медикаментозная зависимость, табакокурение, сексуальная зависимость);

• реагирования в экстремальных ситуациях;

• асоциальных и социальных тенденций, таких как:

- отношение к криминалу, отношение к оружию, запущенность в детстве, агрессивность;

- психосоматика (психогенные нарушения питания, психогенные нарушения пищеварения, психогенные нарушения дыхания, психогенные нарушения сердца, физическое здоровье);

- психическое здоровье (маниакальные синдромы, нормативность поведения, долг, кризис возраста, работа в собственных интересах).

Работоспособность - это величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Работоспособность включает в себя психофизиологические показатели:

• самочувствие, активность, настроение;

• функциональное состояние;

• силу нервной системы (простая зрительно-моторная реакция);

• подвижность нервных процессов - возбуждения и торможения (сложная зрительно-моторная реакция);

• распределение внимания;

• эргичность;

• социально-психологические установки на труд, деньги, свободу, власть, процесс, результат;

• самореализацию, работу, отношения на работе;

• ситуативную тревожность, ригидность.

Способность к инновациям - это способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. Способность к инновациям включает следующие показатели:

• сложную зрительно-моторную реакцию;

• пластичность;

• личностные свойства;

• психопатию, паранойяльность, психостению, гипоманию;

• тревожность, фрустрированность;

• религиозность, нравственность, отношение в семье, самореализацию, долг.

Способность к обучению - это способность воспринимать, усваивать и накапливать

передаваемые знания, формировать опыт, умения и навыки. Это одна из важнейших интегративных форм жизнедеятельности. Способность к обучению включает показатели шкал:

• кратковременной и долговременной памяти;

• распределения внимания; интеллекта;

• простой зрительно-моторной реакции;

• сложной зрительно-моторной реакции;

• личностных свойств (интеллекта, тревожности, самоконтроля);

• социально-психологических установок на процесс, результат;

• перспективности.

Результаты исследования позволяют судить о выраженности компонентов человеческого капитала у представителей двух выборок.

Так, индекс здоровья, включающий в себя субъективную оценку уровня здоровья и отношение к собственному здоровью (заложенные с детства привычки в питании и поведении отражаются на состоянии здоровья в зрелом возрасте), оказался довольно сходным по обеим выборкам (см. рис. 1).

В основном респонденты оценивают состояние своего здоровья как хорошее (более 50 % работающих и более 40 % студентов). Отличным свое здоровье считают более 30 % работающих и более 40 % студентов, на удовлетворительном уровне свое здоровье оценило меньшее количество работающих нежели студентов, неудовлетворительных оценок состояния здоровья в данных выборках нет.

60% 50% 40%% 30°% 20%% 10% 0%

Студенты Работающие

Отличное здоровье

Хорошее здоровье

Удовлетворительное здоровье

Рис. 1. Субъективная оценка состояния здоровья

Для большинства студентов самым важным фактором профессиональной деятельности (см. рис. 2) является оплата труда: 84 % респондентов ориентированы на хорошо оплачиваемую работу; в то же время 75 % желают, чтобы работа была интересной, около 50 % хотят иметь возможность общения и творчества, для 35 % важна независимость в работе. Респонденты, имеющие опыт профессиональной деятельности, отмечают значимость возможности общения (75 %), хорошей оплаты (70 %), интересной и творческой работы (70 % и 60 % соответственно). Полностью совпало требование карьерного роста (в 50 % случаев в каждой выборке). Это позволяет говорить о том, что существуют как сходства в требованиях к профессиональной деятельности, так и различия, например, по отношению к оплате труда.

X

х х

Ш

Э о а

ш ^

и

Т I-

о

IX

Ш ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о а

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Студенты Работающие

л <Ф / / ^

У* У

/ ^ ✓

^

& ^ ^ -О"

г с/'

* / ^ /У

Критерии оценки

/

Рис. 2. Требования к профессиональной деятельности

Для работающих получение профессионального образования важно тем, что это дает общественное признание, возможность отстаивать свое мнение, пользуясь свободой слова, и почти в 80 % случаев подчеркивается значимость получения диплома о высшем образовании при наличии диплома СПО. Студенты считают, что образование обеспечит саморазвитие, профессионализм, уверенность в себе, эффективность в делах и возможность зани-

маться интересным делом. Респонденты обеих выборок выделили правильность выбора профессии и престижность будущей профессии, при этом без особого внимания остался такой критерий, как престиж образовательной организации (рис. 3).

о

90% 80% 70%% 60% 50%% 40%% 30%% 20%% 10%% 0%%

I Студенты I Работающие

£ £ ^

/ / /

/ / / *

«г ® О

,<? С? ^ ю

/ /

# /

° /

Л № с? #

. О -о

0

<* ** <

/

Л?

Л

/ /

/

/ ^ ^ ^ ^ ^

в, к м х О О ,£>

/ / / <£ £ & £

/ /о///// /

Й / / ^ / / / / / / ^ / /

Критерии оценки V"

/ Р <

СГ

/

//' ^ л?

/

/ У

Рис. 3. Ценности получения высшего и среднего профессионального образования

Сравнительный анализ результатов диагностики базовых свойств качества человеческого капитала студентов и работающих выявил значимые различия по уровню выраженности пластичности, сдержанности, тревожности, конформизма, свободы и фрустрирован-ности. Эти свойства входят в разные компоненты качества человеческого капитала.

Из рисунка 4 видно, что для работающих характерны более низкие показатели по таким шкалам, как пластичность, тревожность, конформизм, свобода, а показатель «сдержанность» имеет уровень выраженности выше, чем у студентов.

10 и

л с; с; ге Ш

Студенты Работающие

Пластичность Сдержанность Тревожность Конформизм

Шкалы

Свобода

Рис. 4. Значимые различия показателей в уровнях пластичности, сдержанности, тревожности, конформизма, свободы

На рисунке 5 видна существенная разница по шкале фрустрированности. Студенты, по сравнению с работающими, менее уверенны в себе и своих силах, нацелены, как правило, на избегание трудностей и неудач, более подвержены стрессу. Работающим свойственен низкий уровень фрустрированности, что может говорить об уже сложившейся устойчивой форме эмоционального реагирования на жизненные трудности и сформированные адаптационные механизмы.

25 20

2 15

5 10

Фрустрированность

Студенты Работающие

5

0

Рис. 5. Различия показателей в уровне фрустрированности

Обобщая результаты исследования, следует сказать о выявленных различиях в двух компонентах человеческого капитала - работоспособности и способности к инновациям. Из рисунка 6 видно, что у выпускников ОО СПО выше уровень обоих компонентов (60 % и 65 % соответственно). Кроме этого, следует отметить: для обеих выборок характерно наличие одинаково высокого уровня жизнеспособности и способности к обучению (в пределах 80 %); полагаем, что это будет определять высокий потенциал в будущем.

Для любого современного работодателя первостепенное значение имеют его сотрудники, т. е. человеческий капитал. Одной из важных особенностей человеческого капитала является его динамический характер: состав, структура человеческого капитала и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и величина человеческого капитала. Разумеется, работодатель заинтересован в том, чтобы величина его корпоративного человеческого капитала была как можно больше.

Обобщая полученные результаты, можно отметить, что представители той и другой выборки имеют высокие показатели по компонентам, которые составляют жизнеспособность. Это обусловлено тем, что возрастная категория испытуемых находится в диапазоне от 18 до 30 лет. Это период, характеризуемый повышенной активностью и работоспособностью. Показатели, отрицательно влияющие на психическое и физическое здоровье, находятся на низком уровне, что повышает жизнеспособность и напрямую влияет на работоспособность.

Существует дискуссия об инвестициях в человеческий капитал и о том, насколько допустимо их сравнение с обычными инвестициями. Субъектами, осуществляющими инвестиции в человеческий капитал - конкретного человека, могут быть: сам человек, другие люди (индивидуально и сообща), организации, государство. Каждый из этих субъектов осуществляет инвестиции в рамках своих возможностей, реализуя собственные интересы.

х

I I

ш 3 о а

гс

и 5 Т

I

ш ^

о а

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Работоспособность Жизнеспособность

Способность к обучению

Способность к инновациям

Студенты Выпускники

Компоненты человеческого капитала

Рис. 6. Сравнительная характеристика индексов человеческого капитала студентов и выпускников ОО СПО

Благодаря исследованию выявлены совпадения у респондентов обеих выборок по двум психологическим компонентам, а именно - по жизнедеятельности и способности к обучению. Высокие показатели по данным выборкам свидетельствуют об оптимальном уровне психологического и физического здоровья респондентов этой возрастной группы, что позволяет поддерживать эффективность их деятельности в течение определенного времени.

Полевой этап исследования позволил отработать методологические аспекты, подобрать методический инструментарий для мониторинга качества человеческого капитала, воспроизводимого региональной системой среднего профессионального образования по критериям конечной социально-экономической эффективности региональной политики в данной сфере. Мониторинг, так же как и полевой этап исследования, включен в актуализированный план-график мероприятий, входящих в программу модернизации системы среднего профессионального образования Пермского края - победителя конкурсного отбора региональных программ развития профессионального образования субъектов Российской Федерации.

Возможно, что результаты мониторингового исследования помогут создать программу (на основе единой концепции) повышения жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям и способности к обучению населения Пермского края.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.

2. Борисов О. В. Человеческий капитал фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 1999. № 1. С. 173-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бурикова И. С., Коновалова М. А., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Опыт психологического измерения человеческого капитала / под науч. ред. проф. А. И. Юрьева. СПб., 2009. 139 с.

4. Ганзен В. А. Системное описание в психологии. Л., 1984. 378 с.

5. Евграшина И. А. Оценка человеческого капитала молодежи // Экономика образования. 2014. № 4. С. 53-63.

6. Зарецкий А. Д. Человеческий капитал в гносеологическом контексте социально-гуманитарного знания. Рыбинск - Сыктывкар, 2006. 188 с.

7. Иванов Н. П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 9. С. 19-31.

8. Нестеров А. А., Форрестер С. В. Проблемы человеческого капитала в современной экономике. Самара, 2010. 178 с.

9. Синявская О. В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 1. С. 43-87.

10. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: учеб. пособие / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб., 2006. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.