Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1018
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рзянкина М.Ф., Костромина С.А., Васильева Ж.Б.

Состояние здоровья детей, обучающихся в образовательных организациях, вызывает озабоченность не только родителей, но и правительства страны, медицинское сообщество. На территории Хабаровского края научно-прикладными вопросами диагностики и профилактики отклонений в состоянии здоровья обучающихся активно занимаются сотрудники кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней. В статье приводятся данные многолетних научных исследований по проблемам школьной медицины. Дана оценка состояния здоровья школьников за последние пять лет. Отмечается увеличение количества детей с хроническими заболеваниями. Основное место в структуре заболеваемости детей школьного возраста принадлежит болезням костно-мышечной системы и органа зрения. Представлен опыт регионального и международного сотрудничества в части реализации пилотных проектов по изучению здоровья и его самооценки школьниками Хабаровского края и Японии. Показан вклад кафедры в развитие научно-практического, методического сопровождения в деятельности врачей-педиатров и образовательных организаций. Определены перспективные направления дальнейшей работы коллектива в области школьной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рзянкина М.Ф., Костромина С.А., Васильева Ж.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MEDICINE: RESUTS AND PERSPECTIVES OF FURTHER SCIENTIFIC RESEARCH

Health status of school children causes concern not only in parents but also the government of the country and medical society. Faculty members of the department of out-patient pediatrics with the course of infectious diseases have been scientifically studying applied issues of diagnostics and health problems prevention in the Khabarovsk Region. The article presents the data on many years studies on the problems of school medicine. The authors evaluated health status of school children for the last five years. The studies revealed that the number of children with chronic diseases is growing. The leading role in the structure of the school children morbidity belongs to the diseases of the muscular-skeletal system and the organ of vision. The authors shared the experience of regional and international cooperation while realizing pilot projects on studying health and its self-evaluation by school children of the Khabarovsk Region and Japan. The authors showed the department contribution into the development of scientific, practical, methodological support for practicing pediatricians working in educational establishments. Perspectives of further studies on school medicine were worked out and are presented in the article.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2020-3-124-129

УДК 616-053.5:355.511.512

М.Ф. Рзянкина1, С.А. Костромина1, Ж.Б. Васильева2

ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

'Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru;

2Министерство здравоохранения Хабаровского края, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 32, тел. 8-(4212)-40-23-22, e-mail: zdrav@adm.khv.ru, г. Хабаровск

Резюме

Состояние здоровья детей, обучающихся в образовательных организациях, вызывает озабоченность не только родителей, но и правительства страны, медицинское сообщество.

На территории Хабаровского края научно-прикладными вопросами диагностики и профилактики отклонений в состоянии здоровья обучающихся активно занимаются сотрудники кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней. В статье приводятся данные многолетних научных исследований по проблемам школьной медицины. Дана оценка состояния здоровья школьников за последние пять лет. Отмечается увеличение количества детей с хроническими заболеваниями. Основное место в структуре заболеваемости детей школьного возраста принадлежит болезням костно-мышечной системы и органа зрения. Представлен опыт регионального и международного сотрудничества в части реализации пилотных проектов по изучению здоровья и его самооценки школьниками Хабаровского края и Японии. Показан вклад кафедры в развитие научно-практического, методического сопровождения в деятельности врачей-педиатров и образовательных организаций. Определены перспективные направления дальнейшей работы коллектива в области школьной медицины.

Ключевые слова: подростки, школьники, школьная медицина, состояние здоровья, поликлиническая педиатрия.

M.F. Rzyankina1, &А. Kostromina1, Zh.B. Vasilieva2 SCHOOL MEDICINE: RESUTS AND PERSPECTIVES OF FURTHER SCIENTIFIC RESEARCH

'Far Eastern State Medical university;

Ministry of Health of the Khabarovsk Territory, Khabarovsk

Summary

Health status of school children causes concern not only in parents but also the government of the country and medical society.

Faculty members of the department of out-patient pediatrics with the course of infectious diseases have been scientifically studying applied issues of diagnostics and health problems prevention in the Khabarovsk Region. The article presents the data on many years studies on the problems of school medicine. The authors evaluated health status of school children for the last five years. The studies revealed that the number of children with chronic diseases is growing. The leading role in the structure of the school children morbidity belongs to the diseases of the muscular-skeletal system and the organ of vision. The authors shared the experience of regional and international cooperation while realizing pilot projects on studying health and its self-evaluation by school children of the Khabarovsk Region and Japan. The authors showed the department contribution into the development of scientific, practical, methodological support for practicing pediatricians working in educational establishments. Perspectives of further studies on school medicine were worked out and are presented in the article.

Key words: adolescents, school children, school medicine, health status, out-patient pediatrics.

В 1970-1980-е годы, с одной стороны, нарастала условиях, соответственно, неготовностью выпускни-

тенденция развития института врачей-специалистов в системе первичной первичной звена детского здравоохранения, а с другой, происходило снижение роли врача-педиатра участкового в системе медицинского наблюдения за ростом и развитием ребенка. Вместе с тем, в эти годы развитие отечественного здравоохранения происходило по пути преимущественного финансирования и развития стационарных форм оказания медицинской помощи детскому населению.

Ситуация усугублялась недостаточным уровнем подготовки студентов по вопросам оказания медицинской помощи детям в амбулаторно-поликлинических

ков педиатрических факультетов к работе в учреждениях первичного звена здравоохранения.

В связи с этим, по инициативе зам. министра здравоохранения РСФСР, профессора А.Г. Грачевой в 1986-1987 гг. в медицинских вузах страны стали организовываться кафедры поликлинической педиатрии.

Приказом ректора ДВГМУ .№ 155 от 4 декабря 1989 года курс поликлинического обучения госпитальной педиатрии был переведен в кафедру поликлинической педиатрии. Данное решение способствовало приближению выпускников по специальности «Педиатрия» к освоению профессиональных навыков участкового врача-педиатра.

На протяжении многих лет на кафедре осуществлялся поиск научного направления, который окончательно был завершен в 2004 г, когда были защищены 2 докторских диссертации. Изучение медико-социальных потребностей несовершеннолетних детей на современном этапе, оттачивание эффективных технологий на практике, обоснование мероприятий для сохранения и укрепления здоровья, все это сформировало научное направление кафедры.

Особенности состояния здоровья детей в образовательных учреждениях изучаются на кафедре с 2006 года.

Охрана здоровья детей и подростков в образовательных организациях является одним из приоритетных направлений государственной политики. В решении задачи формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения, несомненно, велика роль школы, т. к. большую часть дня (более 70 %) учащиеся проводят в образовательном учреждении. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Здоровье школьников определяет будущее здоровье нации. Важность проблемы подчеркивается и Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина (№ 240 от 29 мая 2017 г.), в соответствии с которым 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства. Ключевым вопросом программы «Десятилетие детства» (2018-2027 гг.) является совершенствование оказания медицинской помощи [7]. Один из важных социальных периодов в жизни детей и подростков (7-17 лет) - обучение в образовательных учреждениях, являющийся чувствительным к воздействию факторов (экзогенных, эндогенных). Многими учеными установлена достоверная связь между состоянием здоровья обучающихся и образованием, так как хорошие знания, физическую активность показывают здоровые школьники.

На сегодняшний день в крае осуществляют свою деятельность 376 краевых государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организаций, в которых обучается 140 668 детей. В соответствии с нормативно-правовыми документами [4, 5], медико-санитарная помощь (первичная) в образовательных организациях включает проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, диспансеризацию здоровых и больных детей, динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка, медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников образовательных организаций общего и коррекционного типов, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе, и по вопросам формирования здорового образа жизни, врачебную консультацию и медицинскую профориентацию, медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе и т. д.

Постоянно изменяющиеся условия жизни и требования, предъявляемые к ней, способствуют постановке новых задач перед современной школой в виде формирования здоровой, адаптивной личности, которая способна самостоятельно получать знания [3].

Активное развитие образовательной системы, увеличивающие требования к качеству и уровню образования привело к возрастанию хронических заболеваний обучающихся. Сегодня в практике врачей-педиатров широко распространено понятие «школьные болезни». Школьно-обусловленные функциональные нарушения и хронические болезни - это нарушения здоровья, полиэтиологичные по своей природе, наиболее распространенные среди учащихся общеобразовательных организаций.

Школьно-обусловленные нарушения здоровья приводят к негативным социальным последствиям - снижению качества жизни, ограничениям в выборе профессий, к службе в армии. Так, к окончанию обучения в образовательном учреждении, у практически 80 % старшеклассников имеются ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, уровень годности к службе в армии не превышает 50-70 %. Пики нарушений в состоянии здоровья отмечается в «критические» периоды: в 6-7 лет и в 9-10 лет, т. е. при поступлении в первый класс и при подготовке к переходу в средние классы образовательной организации соответственно [1].

Вышеизложенное согласуется с результатами исследований сотрудников кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней. С целью охраны и укрепления здоровья школьников и обеспечения их благоприятного развития в периоде обучения нами научно обоснованы и определены закономерности формирования отклонений в здоровье у детей 10-11 лет на протяжении пятилетнего обучения в образовательных организациях: увеличение патологической пораженности за счет функциональных нарушений, изменчивость структуры патологии за период обучения с лидирующим положением болезней костно-мышечной системы и нервно-психической сферы к пятому классу обучения [2, 6].

Результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся, проводимые в составе сотрудников кафедры поликлинической педиатрии, свидетельствуют о высокой распространенности функциональных отклонений. Проведенный мониторинг на основании статистической формы «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних» в Хабаровском крае зарегистрированных заболеваний несовершеннолетних школьного возраста (от 7 до 17 лет) за период 2015-2017 годов показал, что в структуре заболеваемости первое ранговое место занимают болезни глаза и придаточного аппарата (21,5 %), второе - заболевания костно-мышечной системы (13,0 %). Это происходит в большей степени из-за того, что дети элементарно не двигаются, большую часть времени проводят в школе и дома за компьютером. Тройку лидеров замыкают болезни эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (12,5 %). Отметим, что с 2015 года заболеваемость болезнями глаз выросла с 18,2 % до 21,5 %, эндокринными заболеваниями - с 11,1 до 12,3 %. В 2017 году в структуре болезней эндокринной системы 22,5 % занимает ожирение, где заболеваемость ожирением мальчиков составляет 54 %.

Результаты медицинских осмотров, проведенных в 2019 году показали, что первые два места в структуре заболеваемости детей от 7 до 17 лет занимают болезни костно-мышечной системы (49,5 %) и органа зрения (43,1 %). Третье место у детей 7 лет в структуре отводится болезням нервной системы (14,7 %), с 10 лет до 17 лет - болезням эндокринной системы (24,3 %). Таким образом, структура заболеваемости детей 7-17 лет на протяжении последних 5 лет не изменилась, однако отмечается тенденция по увеличению наполняемости групп болезней.

Одним из основных критериев состояния здоровья детей является физическое развитие.

В детском возрасте закладывается потенциал здоровья на поколение в старшей возрастной группе. Европейскими учеными установлены корреляционные связи продолжительности жизни и длины тела подростков.

Многолетнее изучение физического развития на территории России показало, что основной рост приходился на 60-80-е годы прошлого столетия, при этом установлена неоднородность по отдельным территориям страны. Процессы акселерации зафиксированы во всех странах мира. Однако с начала 80-х годов ускоренное развитие детей школьного возраста в основном закончилось, что подтверждено исследованиями НИИ гигиены детей и подростков. С этого момента телосложение современных подростков претерпело ряд изменений, которые привели к дисгармоничному развитию. Так, у современных подростков отмечаются уменьшения диаметра грудной клетки, таза в сравнении со сверстниками 60-х годов прошлого столетия (Н.А. Ананьева и соавт., 1995). Помимо этого зафиксировано уменьшение функционального потенциала за счет снижения массы тела.

В Хабаровском крае изучение физического развития детей проводилось в 1998-1999 гг. (Дьяченко В.Г., Мощинецкий А.Ю., Романова Н.В., Рзянкина М.Ф.), 2008 г. (Рзянкина М.Ф., Кунцевич С.А.), 2015 г. (Рзянкина М.Ф., Костромина С.А.), что позволило установить акселерацию в 1999 г.

Исследования, проведенные сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней, установили, что дети 10-11 лет имеют очень слабый тип телосложения. Исследование физического развития в 2015 году позволили разработать и внедрить в практическое здравоохранение региональные оценочные таблицы для детей в возрасте 10-17 лет.

Мониторинг физического развития школьников Хабаровского края, проведенный в 2018 году, показал еще большие изменения в антропометрических показателях обучающихся в образовательных организациях.

В исследование вошли 648 учащихся 11 классов, проживающие на территории г. Хабаровска и Хабаровского края.

Нами установлено, что на протяжении всего периода обучения в школе нормальное физическое развитие было всего лишь у 40 % мальчиков, и у каждой второй девочки отмечались отклонения в физическом развитии.

Важным критерием оценки физического развития является гармоничность. Так, на протяжении обучения в школе нормальный показатель гармоничности выявлен лишь у каждого третьего ребенка (30 %). В структуре дисгармонии в 1 классе (7 лет) преобладают дети с узкой грудной клеткой (47,2 % - мальчики, 41,9 % -девочки), к пятому классу обучения структура дисгармонии у девочек меняется в сторону избыточной массы тела (50,3 %), в то время, как у мальчиков изменений не отмечено. В 11 классе у мальчиков и девочек отмечается дисгармония за счет уменьшения массы тела (28,8 и 37,4 % соответственно).

Во всем мире для оценки лишнего веса используют индекс массы тела (ИМТ).

Нами тоже проведен расчет данного показателя в динамике школьного обучения. Установлено, что на протяжении всех лет обучения в школе нормальные вес имеют не более 50 % учащихся обоего пола.

Таким образом, в настоящее время у современных школьников имеют место частые отклонения от возрастных параметров физического развития. Нормальное развитие встречается лишь у 50 % обучающихся. С увеличением школьного стажа уменьшается количество гармоничных детей. Вызывает тревогу рост отклонений за счет избыточной массы тела, особенно выраженной у девочек 10-11 лет.

Сегодня проблема ожирения - одна из главных у педиатров, потому что она связана с другими грозными болезнями, прежде всего, с диабетом и сердечнососудистыми заболеваниями [9].

В России распространенность избыточной массы тела и ожирения в возрасте 16 лет составляет 10 % и 6 % у мальчиков и девочек соответственно. По нашим данным у хабаровских подростков избыточная масса тела и ожирение выявлена у 27,8 % мальчиков и 14,7 % девочек, что превышает общероссийские показатели (р<0,05). Употребление высококалорийных продуктов - один из факторов, приводящий к избытку веса [10]. По данным опроса каждый второй подросток ежедневно употребляет сладости, при этом чаще девочки, чем мальчики (60 % и 40 % соответственно). Ежедневное употребление сладких напитков выявлено у 12 % подростков.

Рост заболеваемости несовершеннолетних связан с плохим состоянием школьного здравоохранения, несоответствующим потребностям детей и общества в целом, недостаточным финансированием и кадровым «голодом» отделений организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях (ООМПОвОО), недостаточной профилактической работой в школах, за исключением, вакцинопро-филактики.

Необходимо отметить, заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, органов зрения у школьников связаны с негативными факторами образовательной среды и имеющейся межведомственной разобщенностью в сфере образования и здравоохранения.

В соответствии с федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, 2012 г.)

общеобразовательные организации должны создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся, включая санитарно-просве-тительскую работу и обучение навыкам ЗОЖ. Особое внимание в работе общеобразовательных организаций должно уделяться предупреждению распространения школьно-обусловленных заболеваний. В школах разработаны и реализуются программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование его ценности, физическое развитие обучающихся. Вместе с тем, не в полной мере используются возможности учреждений образования и здравоохранения с целью организации здоровьесберегающей работы школы, связанные с необходимостью выработки единых фундаментальных подходов к профилактике школьно-обусловленных заболеваний.

Изучение и анализ причин заболеваемости, разработка профилактических и лечебно-диагностических мероприятий важны не только для улучшения показателей здоровья школьников, но и с точки зрения прогнозируемого здоровья населения страны в будущем.

Одной из перспективных форм реализации научных направлений кафедры является социальное партнерство. Оно представлено сетью ведомств, организаций, институтов, нацеленных на максимальное согласование и реализацию общих интересов. Научная и практическая деятельность кафедры осуществляется в тесном взаимодействии с органами власти и управления: Правительством Хабаровского края и администрацией г. Хабаровска, министерством здравоохранения ХК, образования и науки ХК. Сотрудники кафедры являются членами диалоговых площадок для обсуждения, выработки и принятия конструктивных решений по различным актуальным проблемам педиатрии. Это общественные советы при губернаторе Хабаровского края и мэре г. Хабаровска, методический совет администрации города.

Коллектив кафедры более 20 лет активно реализует совместные проекты и программы в сфере образования и здравоохранения.

Так, во исполнение распоряжения Правительства Хабаровского края от 08 мая 2018 г. № 276-рп, решения коллегии министерства образования и науки края от 23 марта 2018 г. № 1, решения коллегии министерства здравоохранения Хабаровского края от 27 марта 2018 г. № 1 в целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и профилактики заболеваний в условиях общеобразовательных организаций края в 2018 году в Хабаровском крае стартовал пилотный проект «Школьная медицина», рассчитанный на 3 года.

Он явился фрагментом регионального проекта «Программы развития детского здравоохранения Хабаровского края, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».

Совместным распоряжением министерства здравоохранения края и министерства образования и науки края от № 774/670-р утвержден паспорт проекта, состав рабочей группы по реализации проекта, в который, в качестве исполнителей вошли сотрудники кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней разработана «дорожная

карта» и определены площадки по реализации пилотного проекта «Школьная медицина»: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Хабаровска (1 602 ученика); муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо (532 ученика). Всего в проекте участвовали 2 134 школьника.

Пилотный проект «Школьная медицина» направлен на формирование модели профилактики неинфекционных заболеваний в условиях общеобразовательных учреждений. Этот проект позволит создать методики оздоровления, провести коррекцию образа жизни школьников, поможет реализовать краевую программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Первым шагом в реализации проекта явилось анкетирование обучающихся с учетом возрастных категорий: анкеты для 1-4 классов (в виде ролевой игры), анкеты для 5-7 классов и 8-11 классов.

Анализ результатов анкетирования позволил выявить детей, имеющих поведенческие и неповеденческие факторы риска развития хронических заболеваний, определить степень заинтересованности родителей в участии в оздоровлении детей. При анализе результатов анкетирования родителей обращает на себя внимание распространенность поведенческих факторов риска: 75 % родителей отметили у своих детей проблемы со сном (плохое засыпание, трудное вставание), 67,7 % школьников жалуются на головные боли (беспричинные, при волнении, физической нагрузке), более половины родителей (52,7 %) отмечали слабость, утомляемость после занятий в школе. Отмечаются неясные боли в животе у 57,2 % обучающихся, колебания настроения и страхи испытывают по ответам родителей 52,2 % школьников.

В исследованиях, проведенных в 2018-2019 гг. (Рзянкина М.Ф., Костромина С.А.) установлены социальные факторы, оказывающие достоверное влияние на формирование школьной тревожности пятиклассников. Среди внутришкольных факторов выделим чувство усталости в течение учебной недели, работа за компьютером, непосредственно обучение в школе, трудности в общении с одноклассниками, успеваемость в пятом классе, новые учителя. Внутрисемейные факторы - дефицит общения с родителями, противоречивые взаимоотношения между членами семьи, социальное положение матери, продолжительность ночного сна и состояние здоровья самого школьника.

Распространенность неповеденческих факторов риска несколько ниже, однако, у 72 % школьников, по данным родителей, бывают какие-либо реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства. Неясные боли, перебои, неприятные ощущения в сердце отметили только 14 % родителей, повышение артериального давления -2,8 %, об обмороках написали 1,2 % родителей.

Все эти факторы риска способствуют развитию хронических заболеваний.

Интересными стали результаты анкетирования учащихся 5-7 классов, которые отразили вопросы отношения к своему здоровью, заботы о собственном здоровье.

Более половины учащихся (52,2 %) было «очень интересно и полезно» узнавать о том, как заботиться о своем здоровье, ответили «не интересно» только 4,1 % опрошенных. Большинство детей (85,6 %) ответили, что наиболее важным для счастливой жизни является «быть здоровым», на втором месте (63,9 %) ответ «иметь много денег», на третьем (61,1 %) - «жить в счастливой семье». А на последнем месте ответ -«быть красивым, привлекательным».

По сравнению с городскими школьниками у сельских ребят ответ «иметь много денег» на последнем месте, а ответ «иметь интересных друзей» у хабаров-чан не вошел в тройку основных.

С целью оценки состояния здоровья детей, рисков развития заболеваний, формирования групп заболеваний было проведено обследование обучающихся в пилотных школах.

Всего было осмотрено 1 578 школьников (528 обучающихся в п. Хор и 1050 детей школы № 68). Процентное соотношение «здоровых» детей и «детей с выявленными факторами риска развития заболеваний» составил 15 и 85 соответственно.

Резкое снижение числа «здоровых» регистрируется в 11-летнем возрасте в Хабаровске, и в 16 лет -в п. Хор.

На первом месте среди патологий заболевания глаз - 39 %, на втором - патология сердечно-сосудистой системы - 13,9 %, на третьем - заболевания опорно-двигательного аппарата - 10,9 %. Проведенное углубленное обследование позволило выявить группы детей с различной патологией, которые ранее не предъявляли жалоб и не обращались к специалистам.

На основании проведенных исследований в Хабаровском крае будет создана региональная система мониторинга (скрининга) здоровья обучающихся, позволяющая осуществлять анализ заболеваемости, факторов риска по результатам профилактических осмотров.

В процессе реализации межведомственного проекта «Школьная медицина» планируется разработка и апробация новой модели медицинского сопровождения обучающихся, адресные программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, охватывающие все этапы обучения.

Только совместная работа родителей, медицинских работников и учителей может способствовать сохранению здоровья школьников. Каждая школа должна стать «школой здоровья», центром здоровьесберегаю-щего отношения к ребенку.

Таким образом, на основании данных фундаментальных исследований, исследований коллектива кафедры разрабатываются теоретические положения совершенствования медико-социальной помощи, профилактической помощи детям и подросткам, включая этап обучения в образовательных учреждениях.

С целью оптимизации и совершенствования профилактической помощи кафедрой проводятся научно-практические конференции межрегионального, международного уровня по актуальным вопросам амбулаторной педиатрии, школьной и подростковой медицины, «круглые столы» для руководителей медицинских учреждений по обсуждению результатов

научных исследований кафедры и возможностей их внедрения в практическую деятельность учреждений медицинского профиля. Коллектив кафедры непрерывно повышает свой профессиональный уровень, обучаясь на кафедрах ДВГМУ, центральных базах России и за рубежом.

В Хабаровске последние десять лет действует региональное отделение Российского общества школьной и университетской медицины, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней является председателем. В рамках научного направления ведется большая работа по разработке нормативно-методической, инструктивной документации по проблемам охраны здоровья обучающихся, издаются монографии, сборники научных трудов, информационно-справочная и другая литература, которая является важным подспорьем для врачей-педиатров и врачей образовательных организаций.

Так, начиная с 1999 г., издаются пособия «Блокнот участкового педиатра» (в трех частях) и «Диспансеризация детей» для врачей-педиатров. На краевом уровне внедрены информационно-методические письма для врачей первичного звена здравоохранения: «Оценка физического развития детей подросткового возраста г. Хабаровска» (Хабаровск, 2008), «Оптимизация диагностики отклонений в состоянии здоровья школьников при переходе их к предметному обучению» (Хабаровск, 2009). Издано учебно-методическое пособие, рекомендованное УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России для аудиторной работы студентов 5 курса педиатрического факультета «Организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми» (Хабаровск, 2009). Разработано и оформлено рационализаторское предложение «Психологический портрет учащихся 10-11 лет» (удостоверение №о 2606 от 3 февраля 2009 г.). Работы, выполненные в направлении школьной медицины, отмечены дипломами на конкурсах молодых ученых, как краевого, так и общероссийского уровня. Результаты научно-исследовательской деятельности используются при разработке межгосударственных программ по формированию условий, обеспечивающих полноценное развитие детей. Результаты многолетнего изучения физического развития сотрудниками кафедры были включены в издание «Физическое развитие детей: фундаментальные и прикладные аспекты», подготовленное НИИ Гигиены детей и подростков в 2018 г. [8].

Опыт социального партнерства выходит за пределы территории России. В рамках согласительных документов о совместной деятельности ДВГМУ с университетами Японии, коллективом кафедры реализуется международный проект с кафедрой здоровья и питания Ниигатского университета здоровья и благополучия по изучению поведения подростков в отношении здоровья. За основу взята одноименная международная исследовательская программа, которая была адаптирована для каждого российского и японского подростка из-за особенностей культуры жизни и питания. Исследование проведено в 2018-2019 гг., промежуточные результаты исследований были озвучены на VI международной научно-практической конференции «Здоровье школьника» 13.03.2020 г.

За 30-летний период кафедрой подготовлено свыше 2 000 врачей-педиатров, добросовестно и успешно выполняющих свой профессиональный долг во всех регионах нашей страны и за ее пределами. Сегодня сотрудники направления «Поликлиническая педиатрия» кафедры поликлинической педиатрии с курсом ДИБ — это зрелый коллектив, который решает новые задачи и реализовывает перспективные научно-педагогические направления университета.

Изменения в системе здравоохранения требуют расширения фундаментальных и прикладных исследований в профилактике нарушений состояния здоровья, в частности, по медико-социальным аспек-

там и проведению превентивных работ. Продолжить работу регионального отделения Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, принять активное участие в разработке отраслевых региональных, краевых и городских программ, предусматривающих комплексное решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей («Охрана здоровья школьников»), обеспечить, по результатам научных исследований, содействие в разработке методического сопровождения реализации мероприятий по охране здоровья детей в рамках приоритетного Национального проекта «Здравоохранение» и многое другое.

Литература

1. Актуальные проблемы подростковой медицины / Рзянкина М.Ф., Кунцевич С.А. и др. // Дальневосточный мед. журнал. - 2010. - № 3. - С. 35-38.

2. Кунцевич С.А. Обоснование мер профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников 10-11 лет на этапе перехода их к предметному обучению: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Хабаровск, 2010. -25 с.

3. Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А., Антонова Е.В. и др. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации Альманах института кор-рекционной педагогики. - 2017. - № 31. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficulties-of-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-disabilities (дата обращения: 31.05.2020).

4. Приказ МЗ РФ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» от 05.11.2013 № 822н (зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2014 № 31045).

5. Приказ МЗ РФ «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» от 07.03.2018 № 92н (зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2018 № 50801, вступил в законную силу 29.04.2018).

6. Рзянкина, М.Ф. Совершенствование медико-социальной помощи детям подросткового возраста крупного индустриального центра: автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. - Хабаровск, 2005. - 43 с.

7. Указ президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29.05.2017 года № 240.

8. Физическое развитие детей: фундаментальные и прикладные аспекты / Н.А. Скоблина, О.Ю. Милуш-кина и др. - М.: Союз гигиенистов, 2018. - 179 с.

9. Burke V., Beilin L.J., Simmer K., et al. Predictors of body mass index and associations with cardiovascular risk factors in Australian children: a prospective cohort study. Int J Obes 2005; 29: 15-23.

10. World Health Organization, «European Action plan for food and nutrition policy 2007-2012» WHO, Geneva, 2008.

Literature

1. Actual problems of adolescent medicine / Rzianki-na M.F., Kuntsevich S.A., et al. // Far Eastern Medical Journal. - 2010. - № 3. - P. 35-38.

2. Kuntsevich S.A. Justification of measures for the prevention of deviations in the health of 10-11-year-old schoolchildren at the stage of their transition to subject teaching: Abstract of a thesis ... of a Candidate of Medical Science. - Khabarovsk, 2010. - 25 p.

3. Namazova-Baranova L.S., Baranov A.A., Antonova E.V., et al. Health problems of adolescents in the Russian Federation // Almanac of the Institute of Special Education. - 2017. - № 31. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficul-ties-of-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-disabilities (Date of access: 31.05.2020).

4. Order № 822n of 05.11.2013 of the Ministry of Health of the RF «On approval of the Procedure for the provision of medical care to minors, including during training and education in educational institutions» (registered at the RF Ministry of Justice on 17.01.2014, № 31045).

5. Order № 92n of 07.03.2018 of the Ministry of

Health of the RF «On approval of the Regulation on organization of the provision of primary healthcare to children» (registered at the RF Ministry of Justice on 17.04.2018, № 50801, came into legal force on 29.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Rziankina M.F. Improvement of medical and social assistance to adolescent children in a large industrial center: Abstract of a thesis . of a Doctor of Medical Science. - Khabarovsk, 2005. - 43 p.

7. Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2017, № 240 «On the announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation».

8. Physical development of children: fundamental and applied aspects / N.A. Skoblina, O.Yu. Milushkina et al. - M.: Union of Hygienists, 2018. - 179 p.

9. Burke V, Beilin L.J., Simmer K., et al. Predictors of body mass index and associations with cardiovascular risk factors in Australian children: a prospective cohort study. Int J Obes 2005; 29: 15-23.

10. World Health Organization, «European Action plan for food and nutrition policy 2007-2012» WHO, Geneva, 2008.

Координаты для связи с авторами: Рзянкина Марина Федоровна - д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней ДВГМУ, тел. +7-914-776-45-81, e-mail: rzyankina@mail.ru; Костромина Светлана Анатольевна - канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней ДВГМУ; Васильева Жанна Борисовна -начальник отдела медицинской помощи женщинам и детям министерства здравоохранения Хабаровского края.

□□□

http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2020-3-130-135 УДК 616-006:616-082 (571.620)

И.П. Логинов1, С.З. Савин2, Е.В. Солодкая1, С.Г. Геворкян1

ОБ ОПЫТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВЫХ НЕПСИХОТИЧЕСКИХ ДЕПРЕССИЙ

'Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru;

2Хабаровский центр новых информационных технологий ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», 680035, ул. Тихоокеанская, 136, тел. 8-(4212)-73-16-38, e-mail: info@minobrnauki.gov.ru, г. Хабаровск

Резюме

Исследование клинических и социально-психологических аспектов непсихотических депрессивных расстройств с использованием информационных моделей на основе теоретико-игрового подхода реализуется для профилактических целей предупреждения и диагностики депрессий и обеспечения стабилизации психосоматического благополучия населения удаленных регионов. Опыт исследований может быть использован широким кругом врачей и специалистов в области клинико-социальной психиатрии, медицинской психологии, социологии, медицинской демографии, практической конфликтологии, семейной медицины, а также способствовать развитию теоретических знаний в сфере системного анализа и информационного моделирования в охране психического здоровья населения Дальнего Востока.

Ключевые слова: подростки, системный анализ, теоретико-игровой подход (ТИП), информационное моделирование (ИМ), депрессивные расстройства (ДР), суицидальное поведение, Приамурье Дальнего Востока.

I.P. Loginov1, S.Z. Savin2, Ye.V. Solodkaya1, S.G. Gevorkyan1

EXPERIENCE OF INFORMATION MODELING OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND CLINICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH NON-PSYCHOTIC DEPRESSIONS

1Far Eastern State Medical university;

2Pacific National University, Khabarovsk

Summary

Based on the results of multi-level information and classification and prognostic modeling, taking into account individual clinical and pathodynamic, socio-psychological, transcultural and medical-demographic risk factors, practical recommendations are formulated and implemented to increase the effectiveness of depressive disorders prevention. The study of clinical, pathodynamic, socio-psychological, transcultural and medico-environmental aspects of non-psychotic depressive disorders using information systems was performed to prevent depressive disorders and stabilize the mental health of the region's population. The results of the study can be used by specialists in medical demography, medical psychology and social psychiatry, sociology, psychiatry, psychology and family medicine, conflict resolution, information modeling and systems analysis in health-care.

Key words: adolescents, system analysis, game-theoretic approach (TIP), information modeling (IM), depressive disorders (DR), suicidal behavior, Amur region of the Far East.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.