Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

НАУЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДИАТРИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каплиева О.В., Рзянкина М.Ф.

В статье представлены исторические вехи развития педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета, ведущие научные школы кафедр педиатрического профиля, показана важность подготовки врачей-педиатров на додипломном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS IN THE HISTORY OF THE PEDIATRIC FACULTY

The article presents the historical milestones of the development of the pediatric faculty of the Far Eastern State Medical universityleading scientific schools of the pediatric departments, and shows the importance of training pediatricians at the undergraduate level.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2020-3-31-35

УДК 378.096:616-053.2(091):614.2-053.2]:378.661(571.62-25) О.В. Каплиева, М.Ф. Рзянкина

НАУЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел./факс 8-(4212)-30-53-11, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

Резюме

В статье представлены исторические вехи развития педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета, ведущие научные школы кафедр педиатрического профиля, показана важность подготовки врачей-педиатров на додипломном уровне.

Ключевые слова: образование, педиатрия, научные школы, охрана здоровья детей.

O.V. Kaplieva, M.F. Rzyankina THE SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS IN THE HISTORY OF THE PEDIATRIC FACULTY

Far Eastern State Medical university, Khabarovsk Summary

The article presents the historical milestones of the development of the pediatric faculty of the Far Eastern State Medical universityleading scientific schools of the pediatric departments, and shows the importance of training pediatricians at the undergraduate level.

Key words: education, pediatrics, scientific schools, children health.

Основной системой по защите здоровья будущего государства - детского населения, является педиатрическая служба. Еще Н.А. Семашко, занимавший в период 1918-1930 гг. должность народного комиссара здравоохранения РСФСР, отмечал важность развития системы охраны здоровья матери и ребенка, как первого этапа оздоровления населения. Тем не менее, организация охраны здоровья матери и ребенка как целостной системы в сфере здравоохранения завершилось в России лишь к 1940 году, когда были официально разработаны и внедрены в клиническую практику основные документы по различным аспектам охраны здоровья женщин и детей, а также определены виды учреждений и основные формы помощи, как лечебно-диагностической, так и профилактической направленности не только детям, но и беременным женщинам, а также матерям с детьми как грудного, так и дошкольного возраста. Наряду с этим, начали открываться и дошкольные учреждения [3].

Это создало предпосылки для организации при медицинских высших учебных заведениях соответствующих факультетов, так как реализация мероприятий по охране здоровья матери и ребенка обусловила необходимость в медицинских кадрах, обладающих углубленными знаниями как анатомо-физиологиче-ских особенностей детского населения, так и способных к системному прогнозному мышлению в части предотвращения рисков развития отклонений и осложнений, т. е. полноценно постигающих науку о многофункциональной помощи здоровым и больным детям с точки зрения профилактики, диагностики, лечения и реабилитации [7].

История педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета начинается в 1958 г с его организации. В 1963 г. состоялся первый выпуск врачей-педиатров, диплом получили 122 выпускника. Всего, с 1963 по 1967 гг., факультет окончили 634 студента. Выпускниками педиатрического факультета с 1968 по 1972 года стали 681 врачей-педиатров. В последующем, количество педиатров - выпускников динамично увеличивалось: с 1973 по 1977 гг. педиатрический факультет окончили 708 человек, с 1978 по 1982 гг. - 869 врачей-педиатров, а в период с 1983 по 1987 гг. - 828. Максимальное количество педиатров пришлось на период с 1988 по 1997 гг., ими стали 1 269 человек. В дальнейшем количество будущих специалистов значительно сократилось: с 1998 по 2004 гг. выпустилось 567 человек, с 2005 по 2010 гг. - 588 врачей, в период с 2011 по 2017 гг. - 613 человек.

Со дня основания педиатрического факультета подготовка будущих врачей проводилась в соответствии с требованиями высшей школы и запросами практического здравоохранения. Особое внимание в профилированном преподавании уделяется изучению особенностей течения физиологических или патологических процессов у детей различных возрастно-половых групп. Это относится как к теоретическим предметам, так и к медико-биологическим и общим клиническим дисциплинам [6].

Первым деканом педиатрического факультета ХГМИ на протяжении 10 лет был профессор Росляков А.Г. (до 1972 г.). С его именем связано открытие фармацевтического и стоматологического факультетов и музея истории ДВГМУ, создание в Хабаровске НИИ

охраны материнства и детства СО АМН СССР, строительство многоэтажных студенческих общежитий [2]. Были организованы межобластные кардиохирургиче-ский и сосудистый центры, краевой пульмонологический центр на базе Краевой клинической больницы, научным руководителем которых долгие годы был А.Г. Росляков. Во время его руководства факультетом было организовано 14 новых кафедр, реорганизована Центральная научно-исследовательская лаборатория ХГМИ с открытием электронно-микроскопической и радиоиммунологической лабораторий [4]. В 1986 г А.Г. Росляков был избран членом-корреспондентом АМН СССР, в декабре 2013 г. решением Ученого совета ДВГМУ ему присуждено звание Почетного профессора университета.

С 1973 по 1975 гг. декан педиатрического факультета Поступаев В.В. Под научным руководством профессора В.В. Поступаева выполнены 5 кандидатских и одна докторская диссертация, большое внимание уделялось усовершенствованию учебно-методической работы, подготовке новых пособий для студентов.

Когут Б.М. - декан педиатрического факультета с 1975 по 1981 гг. Выпускник ХГМИ 1962 г, доктор медицинских наук, профессор, почетный профессор Лексингтонского университета (США), автор более 120 научных и методических работ. Когут Б.М. прошел путь от ассистента, доцента, заведующего кафедрой, декана факультета, проректора по учебной работе, до ректора университета. Решением Ученого совета ДВГМУ от 30 мая 2017 г. Б.М. Когуту присвоено звание Почетного профессора университета.

В период его пребывания в должности декана и проректора в учебный процесс активно внедрялись современные педагогические технологии высшей школы, технические средства обучения. Были заложены основы для развития собственной университетской клинической базы: открыты стоматологическая поликлиника, университетская аптека, лаборатория по контролю качества лекарственных препаратов. Впервые на Дальнем Востоке и Восточной Сибири была организована клиника общей врачебной практики, на базе которой впервые среди вузов восточнее Урала была открыта кафедра семейной медицины. Когут Б.М. инициировал внедрение технологий дистанционной медицины в работу высшей школы и в систему здравоохранения [4].

В разные года деканами педиатрического факультета работали: с 1981 по 1986 гг. - Иванов Н.А., с 1986 по 1991 гг. - Посохов П.С., с 1991 по 1994 гг. -Сулейманов С.Ш. В эти годы факультет продолжал стремительно развиваться, а выпускники-педиатры пополняли достойные ряды специалистов лечебных учреждений.

С 1994 по 2001 гг. декан педиатрического факультета Кольцов И.П. В 1981 г. он был избран на должность ассистента кафедры микробиологии, в 1993 г. на должность доцента и с данного периода времени успешно руководит кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Кафедра, во главе с заведующим, активно развивает иммунологию, как научное направление, в част-

ности, ведет исследование иммунологии инфекционных болезней, иммунного статуса, а также такой значимый в современных реалиях раздел, как экологическая иммунология. Для этого на кафедре специально создана иммунологическая лаборатория, а также осуществляется взаимодействие с практическим здравоохранением, в частности, осуществляется внедрение иммунологических методик в стационарных учреждениях. За последние 25 лет на кафедре защищено 6 кандидатских диссертаций, сформированы и активно реализуются учебные курсы по микробиологии и клинической иммунологии.

Следующим деканом педиатрического факультета стал д. м. н., профессор Н.Г. Жила (2001-2006). Его докторская диссертация (2000) была посвящена хирургической коррекции деформаций грудной клетки у детей и подростков. В 2001 году Н.Г. Жила не только получил ученое звание профессора, но и открыл при кафедре детской хирургии аспирантуру, что послужило началом формирования новой научной школы, выпустившей 9 кандидатов наук по данной специальности. Благодаря этому, профессору Н.Г. Жила присвоено почетное звание «Основатель научной школы Детская хирургия, травматология и ортопедия».

С 2006 по 2018 гг. должность декана педиатрического факультета занимала М.Ф. Рзянкина. Под руководством М.Ф. Рзянкиной, которая возглавляла кафедру поликлинической педиатрии, коллектив факультета уделял огромное внимание совершенствованию медицинской помощи детям и подросткам, профилактической педиатрии, в том числе, школьной медицине. С 2018 г. педиатрический факультет возглавляет О.В. Каплиева. Палитра научных интересов факультета расширилась в части изучения распространенности, особенностей течения и диагностики сердечно-сосудистых заболеваний у детей.

Создание педиатрического факультета потребовало реорганизации процесса подготовки студентов по специальности «Педиатрия». До 1958 г. педиатрию, в том числе и на лечебном факультете, преподавали на кафедре детских болезней, основанной еще в 1934 г., лекционный курс и практические занятия со студентами-педиатрами вели преподаватели кафедр лечебного факультета. В 1954 г. заведующим кафедрой детских болезней лечебного факультета стал Постол Г. С., имевший за плечами 26-летний стаж работы врача педиатра Дальневосточной железной дороги, начальника санитарной службы ДВЖД.

Полноценное обучение студентов медицинским наукам невозможно без проведения практических занятий у постели больного. В связи с этим кафедры педиатрического факультета активно сотрудничали с лечебно-профилактическими учреждениями практического здравоохранения, что позволяло обучать студентов клиническому мышлению, знакомить их с практической работой врача амбулаторного звена или стационара [6]. Первой клинической базой кафедры детских болезней лечебного факультета стала Детская больница им. Истомина.

Работа сотрудников кафедры детских болезней с первых дней ее существования была тесно связана с

актуальными потребностями здравоохранения страны, решения проблем снижения младенческой смертности и распространенности инфекционных заболеваний. В 30-е годы XX века отсутствие в крае эффективных противоэпидемических и особенно профилактических мероприятий порождало катастрофически высокую детскую смертность, число умерших детей до 5 лет составляло на Дальнем Востоке около 66 % общей смертности [1].

В 1962 г. А.К. Пиотрович организовал кафедру детских инфекционных болезней, которую он возглавлял в течение 26 лет до последних дней жизни. Под руководством А.К. Пиотровича разрабатывались и проводились региональные программно-целевые исследования по геморрагической лихорадке с почечным синдромом, изучение иммунологии здорового и больного ребенка в регионе Дальнего Востока.

A.К Пиотрович первым изучал роль биологически активных веществ в развитии тяжелых форм детских инфекций [4].

В феврале 1962 г. был организован отдельный курс пропедевтики детских болезней (заведующий -канд. мед. наук, Р.Ф. Езерский) и основана кафедра детской хирургии и ортопедии (заведующий - доцент

B.И. Нефедов), первой клинической базой которой стало детское хирургическое отделение (ДХО) городской больницы на 35 коек. В декабре 1964 г. ДХО было переведено в городскую больницу № 13 (ныне краевая клиническая больница № 2), количество коек возросло до 80.

В течение 10 лет, с 1969 по 1979 гг. курс пропедевтики и кафедра факультетской и госпитальной педиатрии были реорганизованы в кафедру пропедевтики и факультетской педиатрии (заведующий - доцент Р.Ф. Езерский) и кафедру госпитальной педиатрии (заведующий - профессор Г.С. Постол).

Заведующий кафедрой пропедевтики и факультетской педиатрии Р.Ф. Езерский проводил многолетние исследования по изучению патологии мочевы-делительной системы у детей, которые он обобщил в своей монографии «Пиелонефрит у детей» (1977), что послужило крупным вкладом в отечественную педиатрическую науку. Под его научным руководством осваивались передовые технологии и методики в области детской нефрологии, проводилась дифференцировка и углубленная диагностика этиологических и патогенетических аспектов, совершенствовались лечение и профилактика [4]. Именно Р.Ф. Езерский, признанный одним из ведущих детских нефрологов России, стоял у истоков научной школы педиатров-нефрологов на Дальнем Востоке, выпустившей 12 кандидатов и трех докторов наук. Особое внимание на кафедре уделялось изучению пиелонефрита у детей, в рамках исследования клиники, диагностики и лечения которого было выпущено порядка 100 научных публикаций.

С 1966 г., после защиты докторской диссертации, посвященной многолетнему комплексному исследованию основных вопросов эпидемиологии, клинического течения, диагностики и лечения дизентерии у детей г. Хабаровска за период 1939-1963 гг., кафедру госпитальной педиатрии возглавил Постол Г.С. - один

из ведущих педиатров Дальнего Востока, посвятивших свою научную карьеру изучению региональных особенностей физиологии и патологии детского возраста. Будучи не только заведующим кафедрой, но и практиком, Г.С. Постол большое внимание уделял педагогической деятельности в части передачи опыта врачам-педиатрам, проводя семинарские занятия, читая лекции и осуществляя профессорские обходы. В 1980 г. по его инициативе открылось детское реанимационное отделение, ставшее первым таким специализированным подразделением в Дальневосточном регионе; началось строительство «модульных» детских поликлиник и женских консультаций [2].

В 1981 г. из кафедры госпитальной педиатрии была выделена кафедра педиатрии факультета усовершенствования врачей под руководством д. м. н., профессора З.В. Сиротиной. С этого времени кафедру госпитальной педиатрии возглавил один из учеников Г.С. Постола, канд. мед. наук, доцент В.К. Козлов, в настоящее время - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН.

Активное развитие неонатологической службы Хабаровского края связано с именем З.В. Сиротиной. Под ее научным руководством рассматривались основные пути снижения неонатальной смертности, особенности течения заболеваний у доношенных и недоношенных детей. Благодаря З.В. Сиротиной в крае был открыт Центр охраны психосоматического здоровья детей и подростков, созданы подразделения по оказанию экстренной неонатологической помощи, в т. ч. с помощью санитарной авиации.

Основными направлениями научной деятельности В.К. Козлова являются изучение распространенности акушерской, гинекологической и детской патологии в Хабаровском крае и Дальневосточном регионе, разработка научных основ организации специализированной медицинской помощи беременным женщинам и детям. Под руководством В.К. Козлова изучены закономерности влияния экологических факторов Дальневосточного региона на развитие, клиническое течение острых и хронических пневмоний у детей; проведено научное обоснование мер по профилактике и лечению бронхолегочной патологии, внедрение которых в практику здравоохранения позволило снизить младенческую и детскую смертность и заболеваемость. Была сформулирована концепция донозологических отклонений в состоянии здоровья женщин и детей коренного и пришлого населения в экологических условиях Приамурья, разработаны и внедрены нормативные величины физического и полового развития подростков коренного и пришлого населения региона, параметров иммунной и эндокринной систем. «Особенности развития, уровня здоровья и заболеваемости детей коренного и пришлого населения в ДФО. Разработка обоснованных методов профилактики и лечения» -научная школа проф. В.К. Козлова [4].

В 1970-1980 гг. развитие отечественного здравоохранения происходило по пути преимущественного финансирования и развития стационарных форм оказания медицинской помощи детскому населению. Ситуация усугублялась крайне недостаточным

уровнем подготовки студентов по вопросам оказания медицинской помощи детям в амбулаторно-поликли-нических условиях, соответственно, неготовностью выпускников педиатрических факультетов к работе в учреждениях первичного звена.

В 1989 г. была создана кафедра поликлинической педиатрии (заведующий - доцент В.А. Филонов), что позволило обучать выпускников педиатрического факультета должностным обязанностям участковых врачей-педиатров, при этом особое внимание уделялось профилактической педиатрии. С 2001 г. кафедру возглавляет д-р мед. наук, профессор М.Ф. Рзянкина. Следует отметить, что включение кафедры поликлинической педиатрии в проблемы первичного звена, открыли перед врачами дополнительные возможности по изучению формирования здоровья детей на разных этапах развития. По инициативе кафедры были созданы возможности для результативного научного поиска, что с течением времени было убедительно доказано результатами научной работы сотрудников.

В 90-е годы в крае активно развивалась детская реанимационная служба: был создан детский нефро-логический центр и реанимационное отделение в детской инфекционной больнице г Хабаровска. В 1994 г на факультете был организовал отдельный курс реанимации и интенсивной терапии в педиатрии, который возглавил д. м. н., профессор В.П. Молочный. Благодаря заслугам В.П. Молочного впервые на Дальнем Востоке были внедрены методы экстракорпоральной детоксикации (гемосорбция и плазмаферез). Им были разработаны и внедрены в практику новые эффективные методы комплексной терапии тяжелых форм острых кишечных инфекций у детей грудного возраста, находящихся в критическом состоянии. В дальнейшем на кафедре анестезиологии-реаниматологии, трансфузиологии и скорой медицинской помощи новым клиническим и научным направлением стало анестезиологическое обеспечение амбулаторных операций у детей, включая стоматологические, урологические и гинекологические вмешательства. Сотрудники кафедры стали пионерами на Дальнем Востоке по применению технологии индукции и поддержания анестезии у детей современными галогенсодержа-щими летучими анестетиками при эндотрахеальной и ларингеальномасочной анестезии. Накопленный материал по управляемому нейромышечному блоку в детской амбулаторной анестезиологии носил инновационный характер.

В 2001 г. прошла реорганизация структурных подразделений ДВГМУ, в результате чего объединены дисциплины пропедевтики детских болезней, факультетской и госпитальной педиатрии в одну кафедру -кафедру детских болезней педиатрического факультета под руководством д-р мед. наук, чл.-корр. РАН, профессора В.К. Козлова. С 2017 г. заведующей кафедрой является Ракицкая Е.В., д-р мед. наук, доцент. Сегодня факультет, кафедра и НИИ охраны материнства и детства (директор - д-р мед. наук О.А. Лебедько) работают в тесной связи. Научные исследования, проводимые студентами и сотрудниками факультета на базе НИИ, широко используются в изучении закономерностей

влияния экологических факторов Дальневосточного региона на развитие, клиническое течение заболеваний у детей. В 2018 г. образована кафедра «Поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней» путём объединения следующих кафедр: социальной педиатрии и здорового ребёнка, и детских инфекционных болезней.

В настоящее время учебная работа на факультете направлена на дальнейшее повышение качества образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС 3-го поколения [5]. Проводится внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс: мультимедийного обеспечения при чтении лекций и проведении практических занятий; использовании в учебном процессе тестов и ситуационных задач в виде электронных учебных пособий; разработка и внедрение электронных учебно-методических пособий и учебников. Обучение в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом переориентировало подготовку выпускников для работы в первичном звене здравоохранения сразу после окончания университета [5, 7].

Сохраняя верность многолетним традициям, факультет реализует на своих площадках научные конференции и вебинары, обогащая знаниями и расширяя кругозор студентов и врачей по различным направлениям педиатрии. За долгую историю ДВГМУ на факультете работала целая плеяда уникальных педагогов и сегодня гордостью факультета является профессорско-преподавательский коллектив, который насчитывает 9 докторов медицинских наук, 34 кандидатов медицинских наук, большинство из них - заслуженные врачи и лауреаты, награжденные государственными и ведомственными наградами Российской Федерации. В настоящее время выпускники педиатрического факультета, который в 2020 году отпразднует свое 62-летие, занимают ведущие положения в педиатрической службе, являются главными детскими специалистами Дальневосточного федерального округа, возглавляют больницы и лечебные отделения. Имена выпускников и преподавателей педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета известны в нашей стране и за ее пределами, они много раз давали детям шанс на жизнь и ежедневно - на здоровье.

Время показало, что открытие педиатрического факультета в медицинском вузе Дальнего Востока вписано красной строкой в историю российской педиатрии. Педиатрический факультет сегодня - авторитетный, надежный коллектив, отвечающий за подготовку врачебных кадров, повышение качества медицинского обслуживания детей и изучение детской патологии во всем Дальневосточном федеральном округе. Особенностью подготовки студентов педиатрического факультета является формирование важнейших личностных качеств: любовь и сострадание к детям, эмоциональная уравновешенность, чуткость, внимательность и колоссальная ответственность. Факультет ставит перед собой новые задачи в научных исследованиях и педагогическом процессе, продолжая и развивая традиции педиатрической школы, заложенной в 1930 году.

Литература

1. Антонов А.Н. Смертность грудных и малых детей. Ее причины и меры борьбы. - М.: Москва-Ленинград: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1931.

2. Бойко Т.А. История Дальневосточного государственного медицинского университета в биографиях сотрудников. К 150-летию Хабаровска / Под ред. В.П. Молочного. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2008. - 352 с.

3. Микиртичан Г.Л. Основные этапы развития отечественной педиатрии // История медицины. -2014. - № 1. - С. 46-60.

4. Молочный В.П., Когут Б.М., Бойко Т.А. Юбилейная книга. 75 лет Дальневосточному государственному медицинскому университету. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2005. - 326 с.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. № 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)».

6. Рошаль Л.М., Баранов А.А. Полунина Н.В., Альбицкий В.Ю. Педиатрическому образованию в России - 85 лет // Российский медицинский журнал. - 2015. - Т. 21, № 5. - С. 4-8.

7. Эрман Л.В., Баранов А.А., Симаходский А.С., Шабалов Н.П. Проблемные вопросы качественной подготовки врачей педиатров // Вопрос современной педиатрии. - 2009. - Т. 8, № 3. - С. 5-9.

Literature

1. Antonov A.N. Mortality in infants and young children. Its causes and countermeasures. - M.: M.-Leningrad State Publishing House of Biological and Medical Literature, 1931.

2. Boyko T.A. History of the Far Eastern State Medical University in Its Staff Biographies. In commemoration of 150-th anniversary of Khabarovsk // Ed. by V.P. Molochny. - Khabarovsk: Publishing House of SEI HPE FESMU, 2008. - 352 p.

3. Mikirtichan G.L. The main stages of the development of domestic pediatrics // History of Medicine. -2014. - № l. - P. 46-60.

4. Molochny VP., Kogut B.M., Boyko T.A. Anniversary book. 75-th Anniversary of the Far Eastern State Medical University. - Khabarovsk: Publishing House of SEI HPE FESMU, 2005. - 326 p.

Координаты для связи с авторами: Каплиева Ольга Викторовна - канд. мед. наук, доцент кафедры госпитальной и факультетской педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней ДВГМУ, тел. +7-914-153-50-45, e-mail: habmed@rambler.ru; Рзянкина Марина Федоровна - д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней ДВГМУ, тел. +7-914-776-45-81, e-mail: rzyankina@mail.ru.

5. Order № 853 of 17.08.2015 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation «On the approval of the Federal State Educational Standard of the higher education in 31.05.02 Pediatrics («specialist's degree» program)».

6. Roshal L.M., Baranov A.A., Polunina N.V., Albitsky VYu. Pediatric education in Russia is 85 years old // Russian Medical Journal. - 2015. - 2015. - Vol. 21, № 5. - P. 4-8.

7. Erman L.V, Baranov A.A., Simakhodsky A.S., Shabalov N.P. Problem questions of qualitative education of pediatricians // Current Pediatrics. - 2009. - Vol. 8, № 3. - P. 5-9.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.