Научная статья на тему 'Дальневосточный государственный медицинский университет 75 лет в системе здравоохранения'

Дальневосточный государственный медицинский университет 75 лет в системе здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальневосточный государственный медицинский университет 75 лет в системе здравоохранения»

Передовая статья

УДК 378.661(571.620) "451.75"

Б.М. Когут

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИИ УНИВЕРСИТЕТ - 75 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И наш университет свой 75-летний путь проходил через различные этапы социальной, экономической, политической жизни страны. Их особенности не могли не влиять на временные особенности его жизни, но вектор развития во все времена определяли не внешние, а внутренние факторы: преданность его коллектива профессии, осознание им своей высокой научно-образовательной и культурной миссии, своей моральной ответственности за состояние и перспективы развития системы здравоохранения, научный уровень лечебно-диагностического процесса в крае.

Тем не менее, было бы глубоким заблуждением следовать сложившейся традиции в исторических очерках становление и развитие университета рассматривать делом исключительно его коллектива.

Отдавая должное организаторским способностям основоположников института и созидательной энергии последующих поколений, было бы странным не замечать, что их деятельность с первых и на протяжении всех дальнейших шагов его истории осуществлялась под непосредственным патронажем и при действенной помощи со стороны руководства края, при неразрывном единении планов его развития с проектами органов управления здравоохранением по совершенствованию системы охраны здоровья.

Прилежно выполняя задачу, сформулированную Постановлением Совета Народных Комиссаров в 1929 г. открыть в городе Хабаровске медицинский институт, руководство края никогда не оставляло институт один на один с проблемами, неизбежно возникавши ми при его становлении. На молодое учреждение не сыпалась манна небесная, но первый набор студентов в 1930 г. стал возможным только потому, что ему было выделено здание в центре города, напротив кинотеатра "Гигант", которое, претерпев со временем ряд инженерно-архитектурных изменений, и по современным критериям имеет вполне приличный вид и прекрасный аудиторный фонд. Сегодня в нем располагаются Центральная научно-исследовательс-кая лаборатория, стоматологическая поликлиника, ряд кафедр, лаборатория по анализу качества лекарственных препаратов. В то

"Бурлит, струится время, бродит в потоках света или тьмы. Нам кажется, оно проходит. Нет, это в нем проходим мы".

непростое время этот дар являл собой не эмоциональный широкий жест, а осознанную акцию, знаменовавшую значимость надежд, которые возлагались руководством края и города- на первое учреждение высшего медицинского образования на огромной территории Дальнего Востока и Восточной Сибири, и готовность оказывать ему весомую помощь в будущем.

Строительство главного учебного корпуса университета на площади имени В.И. Ленина, студенческого городка в 60-70 гг. под неусыпным контролем органов власти убеждает в приемствен-носги их действий по реализации замыслов развития материальной базы для подготовки медицинских кадров.

Благодаря усилиям нескольких поколений, сегодня университет имеет около 20 тыс. м2 учебно-лабораторных площадей, три корпуса общежитий, две поликлиники — стоматологическую и общей врачебной практики, современную инфраструктуру для получения студентами гуманитарного, медико-биологического, фармацевтического образования — учебно-научные лаборатории, информационный центр, фундаментальную библиотеку, достаточный парк компьютеров, компьютерных классов, единую информационную сеть, четыре специализированные научные лаборатории, телемедицинский центр. Университет выполняет ряд поручений Министерства здравоохранения РФ в Дальневосточном федеральном округе. Ему поручены вопросы координации последипломного образования в округе, при университете создан отдел по координации взаимодействия по вопросам здравоохранения с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в ДФО, филиал Центральной аттестационной комиссии Минздрава РФ в ДФО. Ряд его профессоров являются главными специалистами в ДФО (д.м.н. проф. В.К. Козлов — гл. педиатр ДФО, д.м.н. проф. Т.Ю. Пестри-кова — гл. акушер-гинеколог ДФО, д.м.н. проф. В.П. Свистунова — гл. фтизиатр ДФО, д.м.н. проф. В.П. Молочный — гл. инфекционист ДФО, д.м.н. доц. Л.М. Житникова — гл. специалист по ОВП ДФО, д.м.н. доц. В.Б. Пригор-нев — гл. специалист по проблемам общественного здоровья и здравоохранения ДФО).

Трудно переоценить роль, которую сыграло в становлении рождающегося научно-образовательного учреждения и его дальнейшем развитии краевое и ведомственное здравоохранение.

Следует отметить, что выбор города для открытия института не был случайным. К 30-м гг., на фоне весьма скромной сети лечебных учреждений на Дальнем Востоке в целом, в Хабаровске был сконцентрирован самый значимый ее материальный и кадровый потенциал. Наиболее квалифицированные специалисты региона работали в 301-м военном госпитале, больнице Управления железной дороги, ныне 3-й городской больнице. Эти лечебные учреждения и стали первыми учебными базами института. К 1935 г., к первому выпуску врачей, из 26 кафедр уже 16 возглавились лицами, имевшими научные степени докторов или канди-

датов наук, однако к повседневному практическому обучению студентов в качестве ассистентов часто приглашались наиболее квалифицированные специалисты, сотрудники клинических баз.

К 1940 г. педагогический коллектив института состоял уже в основном из штатных сотрудников, но в период Великой Отечественной войны значительное их число ушло в действующую армию, и опять на помощь институту пришли врачи лечебных учреждений.

К 60-м гг. энергичная работа по подготовке научно-педагогических кадров через собственную и целевую аспирантуру в центральных вузах страны увенчалась полным укомплектованием кафедр штатными преподавателями.

Педагогический состав непрерывно повышает свою квалификацию, и сегодня из 360 преподавателей 280 чел. имеют ученые степени, 70 из них — доктора наук, 2 — члены-корреспонденты РАМН, 8 — члены-корреспонденты и академики РАЕН, 7 — члены зарубежных академий, 3 — заслуженные деятели РФ, 9 — заслуженные врачи РФ, 69 — отличники здравоохранения, 11 чел. награждены орденами и медалями за лечебную, педагогическую деятельность. Однако, как и в прежние времена, студентов к врачебной деятельности готовят не только штатные сотрудники университета. Около 15% преподавателей клинических кафедр приглашаются из состава сотрудников клинических отделений лечебных учреждений. Это в основном лица, прошедшие научную подготовку в университете, имеющие ученую степень.

Участие коллективов лечебных учреждений в подготовке специалистов прослеживается во все времена и сводится не только к сотрудничеству в проведении академических занятий, но и к организации производственной практики студентов, обучению в интернатуре. Здравоохранение края и города предоставило университету практически все лечебные учреждения города для организации подготовки специалистов. При строительстве новых лечебных учреждений в них предусматриваются площади для размещения кафедр. Производственную практику студенты проходят под присмотром врачей лечебных учреждений не только вузовского города, но и отдаленных территорий края, практически всех регионов Дальнего Востока.

Поэтому не только первые, но и все последующие выпускники университета — это дети единого коллектива, сотрудников университета и лечебных учреждений, объединенных в единую систему - систему здравоохранения Хабаровского края.

Идеология совместной деятельности коллективов кафедр с лечебными учреждениями, как в образовательной, так и в лечебной, научной работе, закладывалась с первых шагов организации клинических кафедр их основоположниками и преемниками. Будучи представителями научно-образовательных центров страны и авторитетных клинических школ, они смогли перенести в рождающийся коллектив периферийного вуза ту атмосферу служения медицине, педагогическому долгу, открытости к сотрудничеству, объединению

науки, лечебно-диагностического и педагогического процесса, которые являлись нормой для передовых университетов страны и восходили к лучшим временам их истории.

Выпускники института получают направления на работу не только в районы Хабаровского края, но и других территорий. Институт и организовывался как дальневосточный, и только в 1938 г., в связи с административными изменениями территорий Дальнего Востока, он стал называться Хабаровским, но в 1996 г., перейдя в статус университета, он вновь обрел первоначальное название. И это наименование вполне справедливо, так как он все годы своей работы пополнял врачебный корпус всего Дальневосточного региона. Его выпускники и сотрудники принимали участие в открытии и становлении целого ряда образовательных и научных учреждений Дальнего Востока — Благовещенского, Владивостокского медицинских институтов, Хабаровского научно-исследователь-ского института эпидемиологии и микробиологии МЗ РФ, Института микрохирургии глаза, Научно-исследовательского института охраны материнства и детства СО РАМН, Института усовершенствования специалистов здравоохранения Хабаровского края.

Осознавая свое предназначение, университет во все времена оперативно реагирует на запросы системы здравоохранения. В 1949 г. для обеспечения малочисленных народов Севера медицинской помощью институт открыл подготовительное отделение для народов Севера (ПОНС), на котором ученики в течение двух лет заканчивали среднее образование и зачислялись в вуз. В период всеобщих реформ в стране с 1995 по 1999 г. министерство прекратило финансирование ПОНС. Не имея юридического права, университет, вопреки финансовым канонам, продолжал содержать его за счет собственных средств, пока администрация края не взяла его на краевой бюджет. В 1957 г. институт первым на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири открыл факультет подготовки детских врачей. С 1961 г. дальневосточные врачи получили возможность повышать квалификацию на открывшемся факультете усовершенствования врачей Хабаровского мединститута. Факультет перерос в Управление последипломного образования и сертификации специалистов, и в последние годы под руководством проректора профессора Н.В. Ворониной существенно расширил направления подготовки. Сегодня врачи, провизоры повышают квалификацию по 64 специальностям, средние медработники — по 12 специальностям, интерны, ординаторы го1чэвятся по 65 специальностям из всех десяти территорий Дальнего Востока.

С 1964 г. на кафедрах, в лабораториях открывшегося фармацевтического факультета Хабаровского института приступили к обучению будущие провизоры. Этот факультет, получив в 1981 г. статус самостоятельного института (ректор - доц. М.А. Джумаев), в 1995 г. возвратился в качестве факультета в объятия университета.

Проанализировав состояние оказания стоматологической помощи на Дальнем Востоке и придя к печальным выводам, институт и Отдел здравоохранения Хабаровского края убедили руководство края и Минздрав РФ в необходимости открытия стоматологического факультета. В 1979 г. сделан первый набор на факультет. Для его развития были приглашены тогда еще кандидаты наук из западных институтов, а ныне профессора В.И. Гоппе, И.Ф. Служаев, Г.И. Оскольский, которые успешно справились со стоявшей перед ними задачей: открыли специальные кафедры, сформировали научно-педагогический коллектив, и сегодня стоматологическая служба всех территорий представлена в основном выпускниками факультета.

Учитывая перспективную потребность в специалистах новых направлений в условиях реформирования системы здравоохранения, университет в 1998 г. организует факультет высшего сестринского образования (его организатор и первый декан — доцент С.А. Вавринчук), открыв специальность "менеджер" здравоохранения. Особенности фармацевтической деятельности в условиях новой экономики востребовали на рынке труда специалистов-фармацевтов, и впервые при высшем образовательном учреждении на Дальнем Востоке в ДВГМУ в 2003 г. открывается фармацевтический колледж (организатор — декан фармфакуль-тета доцент Г.А. Федоренко).

За годы своей работы университет подготовил около 14 тыс. врачей-лечебников, более 5 500 педиатров, более 4 тыс. провизоров, более 1700 стоматологов. Подавляющее большинство пополняет кадровый состав лечебных учреждений края. Ежегодно 2800 - 3000 врачей повышают квалификацию на кафедрах факультета.

Особую гордость университета составляет корпус его выпускников, на которых держится вся система охраны здоровья. Это тысячи врачей, работающих в лечебных учреждениях отдаленных районов, в системе первичного звена крупных городов, сельских районов. Более 500 чел. награждены правительственными орденами и медалями, 90 чел. имеют почетное звание "Заслуженного врача", 1 чел. — Герой Социалистического Труда, 750 чел. имеют звания "Отличники здравоохранения". Особо хочется отметить В.В. Алаеву, заслуженного врача РФ, зав. ожоговым отделением К.К.Б № 2; Л.Г. Даниленко — заслуженного врача РФ, главного врача роддома № 2 г. Комсомольска-на-Амуре; В.В. Юхно — заслуженного врача РФ, главврача 10 гор-больницы; награжденных орденами "Знак Почета Г.С. Абугова — главврача ЦРБ г. Николаевска-на-Амуре, Н.Д. Кондратенко-врача Троицкой районной больницы, А.З. Бендерскую — зам. главного врача краевой специализированной больницы восстановительного лечения "Анненских Вод" и многих, многих других. Без их преданного служения медицине, профессии, полученной в стенах университета и в клинических учреждениях края, никакие клиники, специализированные центры с самым современным оборудованием не смогли бы решать проблемы здоровья населения края.

Развитие рынка в стране вызвало в обществе потребность в получении второго высшего образования, и впервые на Дальнем Востоке и во всем Зауралье в ДВГМУ в 2000 г. открывается отделение второго высшего образования по специальности "Провизор" и "Стоматология".

Установив отставание дальневосточной медицины в использовании телемедицинских технологий, которые так необходимы для наших географических особенностей, университет активно приступил к их внедрению путем обучения врачей элементам телемедицинских технологий. В 2001 г., впервые на Дальнем Востоке, в университете создана лаборатория телемедицины, и на ее базе -Дальневосточный телемедицинский центр (руководитель — доцент В.Е. Казеннов). Сотрудничая с Телемедицинским центром РФ, телемедицинский центр ДВГМУ с целью популяризации идеологии телемедицинских коммуникаций провел несколько конференций, в том числе на международном уровне, что способствовало развитию региональных, межрегиональных и международных профессиональных связей с помощью телемедицинских контактов врачей в режиме реального времени, организации телеконсультаций пациентов. С 2005 г. телемедицинские технологии введены в программу обучения выпускников, а также в интернатуре, ординатуре. Полагаем, что в ближайшее время эти знания будут востребованы здравоохранением.

Планируя кадровую обеспеченность предстоящего внедрения в систему здравоохранения технологии оказания первичной медико-социальной помощи по принципу врача общей практики, ДВГМУ совместно с департаментом здравоохранения Хабаровского края разработал долгосрочную программу подготовки специалистов этого направления, и Постановлением главы Администрации Хабаровского края университету было поручено подготовить учебную базу — клинику "Семейной медицины" и приступить к подготовке специалистов. И опять впервые на Дальнем Востоке и в Сибири при ДВГМУ была открыта кафедра семейной медицины и клиника как база подготовки врачей общей практики. Коллектив кафедры, которую основал профессор В.Ф. Быстровский, разработал оригинальную методику организации работы общеврачебной практики, которую заимствуют другие территории, медицинскую документацию, учебные программы, адаптированные для различных моделей подготовки общих врачей, в зависимости от исходного уровня их врачебной практики. Пройдя этап неприятия, естественный, как и все новое, технология общеврачебной практики неуклонно развивается, и кафедра под руководством д.м.н. Л.М. Житниковой делает все возможное для ее кадрового обеспечения.

Проблемы, возникшие перед органами управления здравоохранением при реализации концепции его реформирования, потребовали научного обоснования принимаемых решений, и в 2001 г. университет открывает единственную на Дальнем Востоке научную лабораторию общественного здо-

ровья и организации здравоохранения (заведующий — д.м.н., профессор В.Г. Дьяченко). Ее немногочисленный коллектив совместно с сотрудниками кафедры (зав. кафедрой — профессор H.A. Капитоненко) и органов управления здравоохранением края и других территорий Дальнего Востока разработали концепцию региональных особенностей реформирования системы здравоохранения и основные направления действий по охране здоровья матери и ребенка в условиях Дальнего Востока с низкой плотностью населения. Результаты исследований научно обосновывают методологию формирования перспективной модели и программы охраны здоровья матери и ребенка для территорий с низкой плотностью населения. Учитывая высокую потребность органов управления в высококвалифицированных кадрах, кафедра открывает ординатуру и активно готовит специалистов по управлению здравоохранением.

Научный потенциал университета, перманентно наращиваясь кадрово и материально, всегда направлен на решение задач, стоящих перед практической медициной, на повышение научного уровня лечебно-диагностического процесса, управления системой здравоохранения.

Трудно назвать проблемы каких-либо разделов медицины, которые бы не нашли отклика у коллективов соответствующих кафедр вуза и в решение которых их сотрудники под руководством ведущих профессоров университета не внесли бы значимый вклад.

Каким бы беглым не был очерк по истории университета, невозможно не отметить, что современная хирургия края освещена именами профессоров C.B. Гейнаца, A.M. Дыхно, С.И. Сергеева, Г.Л. Александровича, С.К. Нечепаева, М.А. Хелимского, терапия — профессоров А.И. Ратнера, Б.А. Темпера, Л.И. Геллера, инфекционные болезни — проф.С,Е. Шапиро, А.К. Пиотровича, педиатрия — проф. Г.С. Постола, гинекология — проф. С.Б. Голубчина, доц. Ф.Я. Венцова. Благодарные выпускники университета увековечили своих учителей, позаботившись о присвоении шести лечебным учреждениям их имени. Проходят годы, появляются новые, более современные методы, способы исследования научных и прикладных проблем, технические возможности их изучения и решения, принципиально меняются наши представления о сути патологических процессов, но время не затмевает, а раскрывает величие этих имен для здравоохранения Дальнего Востока, так как сформированные ими школы воспитали и продолжают растить новые поколения талантливых, творческих врачей.

Несколько примеров внедрения в лечебно-диагностический процесс результатов научных разработок последнего времени убеждают в том, что университет остается приверженным заложенным традициям в своем стремлении вносить свой вклад в развитие здравоохранения края не только подготовкой дипломированных специалистов, но и направлять свой исследовательский потенциал на научно обоснованное решение его актуальных проблем.

Так, коллектив кафедры, возглавляемой профессором Б.З. Сиротиным, продолжая углубленное изучение на современном технологическом уровне проблемы геморрагической лихорадки с почечным синдромом, в которой он является признанным мировым авторитетом, совместно с сотрудниками 3-й городской больницы научно обосновал необходимость и инициировал открытие школ для больных с целью профилактики осложнений сахарного диабета.

Кафедра госпитальной хирургии (заведующий — доц. С.Н. Качалов) под научным руководством проф. Е.И. Кропачевой, кафедра факультетской хирургии (заведующий — проф. В. Р. Корита) активно совершенствуют и внедряют высокоэффективные методы хирургического лечения патологии желудочно-кишечного тракта.

Кафедрой детской хирургии (заведующий — д.м.н., проф. Н.Г. Жила) совместно с врачами Детского хирургического центра впервые в медицинской практике разработан универсальный способ хирургического лечения детей, страдающих врожденной и приобретенной деформацией грудной клетки, с хорошими косметическими результатами, со снижением инвалидизации.

Профессор З.В. Сиротина с целью снижения смертности новорожденных впервые в стране внедрила программированную технологию одновременной подготовки бригад, состоящих из различных специалистов-неонатологов, акушеров-врачей и медицинских сестер. Кафедрой нейрохирургии и нервных болезней (зав. кафедрой — проф. A.M. Хелимский) разработаны новые технологии лечения клещевого энцефалита. На основе исследований, проведенных профессором Т.А. Захарыче-вой совместно с сотрудниками Института эпидемиологии и микробиологии, введена на федеральном уровне новая Инструкция по применению иммуноглобулина человека.

Кафедрой урологии (зав. кафедрой — профессор М.И. Петричко) разработан и совместно с сотрудниками акушерско-гинекологических учреждений внедрен диагностический и лечебный комплекс при заболеваниях почек у беременных, практически исключающий показания к прерыванию беременности, что имеет важное социальное, медицинское и демографическое значение. Высокая эффективность лечения, исключающего показания к операции, которые ранее устанавливались в 15% случаев, позволяет отказаться от прерывания беременности, сократить сроки пребывания в стационаре.

Кафедрой хирургической стоматологии (зав. кафедрой — доцент Н.Г. Бобылев) разработана и внедрена высокоэффективная и экономически выгодная оригинальная методика лечения переломов костей лица всех локализаций с помощью изобретенного спицевого аппарата.

Профессором Е.В. Николаевым разработан и внедрен новый эффективный метод хирургического лечения экзогенно-конституционального ожирения, имеющий высокий социальный, медицинский и экономический эффект. Вся современная

эндоскопическая хирургия края прямо или косвенно проистекает из последовательной научно-внедренческой работы, предпринятой выпускником ДВГМУ (после окончания им ординатуры и аспирантуры в московской Мекке отечественной эндоскопической хирургии), ныне проф. Н.В. Таш-киновым, так же как становление урологии в крае в значительной мере определено работами профессора A.M. Войно-Ясенецкого.

Создание в университете творческой атмосферы, вовлечение в научный поиск будущих специалистов со студенческой скамьи является одной из важнейших предпосылок для восприятия нового у выпускников вуза, для научного роста практикующих врачей и становления их врачами-исследователями, лидерами новых лечебно-диагностических и организационных технологий.

Здравоохранение края может гордиться многими и многими выпускниками университета, которые достигли высочайшего уровня профессионализма, оказывая уникальные виды медицинской помощи, возглавляя целые направления лечебно-диагностической деятельности, крупные лечебно-профилактические учреждения, органы управления здравоохранением. Это и к.м.н. Рыков, впервые на Дальнем Востоке внедривший современные технологии протезирования суставов, и д.м.н. А.П. Тяжелков, стоящий у истоков формирующейся в г. Комсомольске-на-Амуре школы детских хирургов, д.м.н. проф. В.В. Егоров, который организовал Институт микрохирургии глаза и сформировал коллектив, внедряющий технологии международного уровня, д.м.н. Г.Е. Чму-тин, возглавляющий одно из крупнейших на Дальнем Востоке лечебных учреждений и способствующий внедрению новейших технологий в практику нейрохирургии, Б.А. Меркешкин, который вывел Дорожную больницу на уровень одного из лучших учреждений Дальнего Востока, проф. А.Б. Островский, достойно представляющий медицинское сообщество в Законодательной Думе Хабаровского края, академик РАМН А.И. Вялков, длительное время находившийся на посту первого заместителя министра здравоохранения РФ, определявший пути развития здравоохранения в стране и продолжающий влиять на них, возглавляя Институт организации и экономики здравоохранения при Московской медицинской академии, академик В.Ф. Учайкин, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней Московского медицинского университета.

Понимая, что при современном развитии медицины результаты лечебно-диагностической деятельности лечебных учреждений определяются уровнем научной подготовки врачей, их способностью к научному анализу, университет в последние годы активизировал подготовку для здравоохранения края специалистов высшей квалификации — кандидатов, докторов наук из сферы практикующих врачей. За последние пять лет университетом подготовлено 22 доктора наук, 85 кандидатов, из них для учреждений края 6 докторов, 38 кандидатов наук.

Привлекая врачей к выполнению научных исследований, университет представляет им широкие возможности материальной базы центральной научно-исследовательской лаборатории, оснащенной современной научной аппаратурой последних поколений, Информационного центра, фондов библиотеки, насчитывающей более 600 тыс. книг и журналов, выполняющей функции опорной библиотеки Дальнего Востока, располагающей электронными каталогами, медиатекой; патентного отдела, который за последние 5 лет юридически оформил 55 патентов на изобретения, 354 рацпредложения (совместно с врачами лечебных учреждений края), университет расширяет инфраструктуру организации зашиты диссертационных исследований. После 40-летнего перерыва, в 1995 г., университет возобновил периодическое издание "Дальневосточного медицинского журнала". Решением Высшей аттестационной комиссии России в 2003 г. статьи, размещенные на страницах этого журнала, разрешено рассматривать в качестве публикаций, необходимых для защиты докторских диссертаций с таким же основанием, как и научные работы, опубликованные центральными журналами страны.

Сегодня при университете работают два совета: по защите докторских и кандидатских диссертаций (хирургия, терапия, педиатрия), по защите кандидатских диссертаций (организация здравоохранения). В диссертационных советах университета только за последние пять лет защитили диссертации 69 сотрудников лечебных учреждений края (10 докторских, 59 кандидатских).

Развивая прикладные исследования, университет руководствуется общеизвестным положением о том, что их методический, методологический уровень зависит от развитости фундаментальных исследований, и уделяет их развитию первостепенное значение. Такие направления исследований, как клинико-экспериментальный анализ влияния регуляторных пептидов при патологии органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и репродуктивной систем, тканевой гомеостаз (руководитель С.С. Тимошин), экспериментальный анализ влияния эндокринного статуса на развитие головного мозга (руководитель проф. Б.Я. Рыжав-ский), по своей оригинальности, высокой оценке научным медико-биологическим сообществом страны стоят в одном ряду с ранее выполнявшимися в институте фундаментальными исследованиями по цитологии (проф. А.И. Алов), электрофизиологии (проф. Г.Н. Сорохтин, проф. О.П. Минут-Сорохтина), снискавшими их авторам международное признание. Авторы этих исследований приглашаются с докладами, лекциями в крупные научные центры, их работы публикуются в академических журналах, цитируются в монографиях, учебниках.

Развивающаяся материально-техническая база для фундаментальных исследований позволяет на современном научном уровне решать исследовательские задачи, имеющие народно-хозяйственное, медико-социальное значение для края.

По заданию Правительства Хабаровского края лаборатория медицинской экологии (заведующий доц. В.А. Рябкова) в сотрудничестве с рядом академических вузов изучает медицинские последствия влияния ухудшающейся экологической ситуации в бассейне реки Амур, разрабатывает пути их профилактики, реабилитации.

По заданию министерства здравоохранения края кафедра педиатрии ФУВ (заведующий — проф. З.В. Сиротина) совместно с коллективами других кафедр и лечебных учреждений исследуют медицинские последствия пожаров, их влияние на беременных женщин и на новорожденных, на их последующее соматическое и психическое здоровье.

Кафедра педиатрии (заведующий — чл. АМН РФ проф. И.К. Козлов) проводит научное исследование здоровья детей, проживающих в разных районах Дальнего Востока, разрабатывает рекомендации для его улучшения. Кафедрой фармакогнозии и ботаники (заведующий — проф. Т.А. Степанова) разработан и внедрен в производство новый препарат "Элима" (жидкий экстракт из корней дальневосточных лекарственных растений), оказывающий антиоксидантное, адаптогенное, тонизирующее действие.

Гордостью университета всегда будут его сотрудники, принимавшие участие в Великой Отечественной войне в различных званиях — от солдата до руководителей медицинских учреждений. Пройдя войну, одни из них приступили к обучению в институте и в последующем пополнили его профессорско-преподавательский состав (член-корр. АМН РФ, проф., ректор А.Г. Росляков, засл. деят. науки проф. A.A. Константинов, к.м.н. доцент В. Пичугин, проф. В.Ф. Григорьев), другие сразу влились в преподавательский корпус (проф. С.Е. Шапиро, проф. М.А. Хелимский, проф. В.Д. Линденбратен, доцент C.B. Верник). Их приверженность медицине была столь великой, что эту преданность они воспитали у своих детей и даже у внуков, положив начало медицинским династиям, некоторые представители которых являются сегодня ведущими профессорами университета — проф. A.M. Хелимский, заведующий кафедрой нейрохирургии и неврологии, внесший существенный вклад в становление ряда направлений нейрохирургии края и подготовку специалистов-нейрохирургов, зав. кафедрой терапии педиатрического и стоматологического факультетов проф. С.С. Рудь, поставившая воспитательный процесс в вузе на современный уровень, доцент C.B. Ципкина-Григорьева.

К сожалению, в настоящей статье не представилось возможным упомянуть имена многих и многих десятков сотрудников университета, организаторов здравоохранения, практикующих врачей — выпускников ДВГМУ, работающих во многих лечебных учреждениях края, благодаря которым его здравоохранение достойно представлено в системе здравоохранения страны, так как ее целью являлось не столько отражение заслуг достойных людей, сколько обоснование неразрывной связи университета с системой здравоохранения, его

важной роли в ее развитии. Такая направленность статьи может вызвать недоумение по причине самоочевидности постулируемых положений. Однако недавняя попытка бывших руководителей министерства здравоохранения края откинуть университет от системы здравоохранения, провести на краевом уровне реформу парадигмы высшего медицинского образования, сложившейся в мире, — готовить врачебные кадры на базе современных клинических учреждений, убеждает в справедливости утверждения И.В. Гете: "Истину необходимо повторять постоянно, ибо с не меньшей настойчивостью проповедуется ложь!". Опыт раздельного функционирования лечебных учреждений и системы подготовки врачей в России имеется, но его можно почерпнуть лишь из глубин XVIII в. Обремененные решением крупных, но преходящих проблем, они запамятовали уроки из истории отечественного здравоохранения, которое смогло приблизиться к высотам оказания медицинской помощи европейских стран лишь после реформы высшего медицинского образования, во второй половине XIX в., в которой принимали участие самые авторитетные профессора страны и даже коронованные особы. Только послереформенное единение образования и здравоохранения позволило университетам страны стать не только учреждениями подготовки "практического деятеля", но и местом приобретения студентами нового качества — "исследователя и творца" (выражения Н.И. Пирогова). В стране стали появляться врачи ев-

ропейского уровня, и отпала необходимость приглашать специалистов из Германии и Франции, представители которых и наши соотечественники, получившие образование в университетах западных стран, и составляли "золотой фонд" отечественного дореформенного здравоохранения. Нетрудно предсказать драматический итог, к которому бы подошла система подготовки кадров здравоохранения края, если бы эксперименты, предпринятые соискателями славы Герострата, не были остановлены новым руководством, отдающим себе отчет, что слава эта печальна.

Сегодня наш университет, как и все высшие учебные заведения страны, стоит перед новым вызовом времени. Проекты новых законов, подготовленных для рассмотрения Государственной Думой, свидетельствуют о переходе университета в обозримом будущем из статуса государственного учреждения в принципиально новое хозяйствен-но-юридическое состояние — в автономное учреждение или в государственную автономную организацию. Такое превращение меняет систему управления, меру ответственности, хозяйственно-правовые отношения с внешним миром, но хочется надеяться, что 75-летний опыт органической связи университета с системой здравоохранения, в недрах которой он вырос и в последующем сам стал одним из ее сегментов, влияющих и во многом определяющих ее развитие, позволит и в последующем сохранить это единство на благо решения задач, стоящих перед медициной края.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.