Научная статья на тему 'Школьная библиотека в условиях реализации ФГОС'

Школьная библиотека в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1106
435
Поделиться
Ключевые слова
школьная библиотека / внеурочная деятельность / информация / ФГОС / информационная компетентность / поддержка чтения / проектная деятельность

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — М.Н. Бученкова

В статье рассматриваются положения ФГОС, касающиеся школьных библиотек, взаимодействие учащихся и школьной библиотеки, формирование информационной компетентности учащихся, использование школьной библиотеки во внеурочной деятельности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — М.Н. Бученкова,

SCHOOL LIBRARY IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

The article deals with the provisions of the GEF relating to school libraries, the interaction of students and the school library, the formation of information competence of students to use the school library during extracurricular activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Школьная библиотека в условиях реализации ФГОС»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

Школьная библиотека в условиях реализации ФГОС

М.Н. Бученкова, к.п.н., доцент кафедры образовательного менеджмента

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия,129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: buchenkova_mn@asou-mo.ru

В статье рассматриваются положения ФГОС, касающиеся школьных библиотек, взаимодействие учащихся и школьной библиотеки, формирование информационной компетентности учащихся, использование школьной библиотеки во внеурочной деятельности. Ключевые слова: школьная библиотека, внеурочная деятельность, информация, ФГОС, информационная компетентность, поддержка чтения, проектная деятельность.

Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.

Главной целью образования сегодня становится формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний. Образование в широком смысле рассматривается как инвестирование в развитие общества.

Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний.

Новая система образования должна ориентироваться не столько на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески креативная, интегрирующая, роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Введение нового стандарта образования может способствовать модер-

низации школьных библиотек. В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты - это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиально новое - это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы - внеурочной деятельности учащихся (рис. 1).

В соответствии со стандартом определены пять приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность.

Специалист библиотеки может и должен организовать внеурочную деятельность.

Для этого необходимо создать в школьной библиотеке следующие условия:

1) библиотека должна быть информационным центром с компьютерами и сложными программами;

Организация внеурочной деятельности

Г

Направления развития личности

А

Спортивно- N оздоровительное

Духовно-нравственное

Э Q

Интеллектуальное

D

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Социальное ^ ^ Общекультурное ^

Г

Формы деятельности А -

С

Научные исследования

Л / Общестаенно- N / поисковые^

полезные практики соревнования

^ Диспуты ^ ^ Конференции ^ ^ Секции

^ (Школьные нучныеЛ общества

С

Круглые столы

X

Кружки

3

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Схема внеурочной деятельности

3■2016

История и педагогика естествознания

17

Е

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2) совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библио-течно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

• навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиогра-фическая компетентность);

• умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

• умения перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

• умения использовать современные информационные технологии.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки.

Главное - научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания, необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС школьные библиотеки становятся оперативными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Осуществить поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ни одна другая библиотека не приближена к своему читателю так, как школьная библиотека. И это приближение налагает на школьного библиотекаря и педагогические задачи. По сути, школьный библиотекарь является и воспитателем, и учителем. Он использует как традиционные библиотечные средства, так и педагогические техно-

логии. Школьный библиотекарь прививает любовь к Отечеству, к славной истории предков, воспитывает чувство гордости и сопричастности достижениям страны, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор читателей, обучает способам работы с книгой, дает полезный опыт поиска и получения необходимой информации, то есть в полной мере реализует требования основных документов и положений ФГОС.

Школьная библиотека также должна принимать самое активное участие в проектной деятельности своих читателей, предоставляя традиционные и электронные источники информации, обучая поиску, отбору, обработке полученной информации.

Таким образом, в современных условиях информационного и культурного разрыва школьная библиотека способна компенсировать издержки среды, стать для наших детей своеобразной духовной скорой помощью, аптекой для души и с опорой на принципы ФГОС в полной мере реализовать поставленные перед образованием задачи по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

2. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках // Информ. бюллетень РБА. № 20. СПб., 2002. С. 127-130.

3. Архипова Л.В. Роль библиотеки в организации исследовательской деятельности школьников. СПб., 2010.

4. Барболина М.А. Место библиотеки в образовательном и воспитательном процессах. М., 2013.

5. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде. М., 2013.

6. Михальченко Е.П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы. М., 2004.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

SCHOOL LIBRARY IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

Buchenkova M.N., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof. of Education Management

Academy of public administration (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: buchenkova_mn@asou-mo.ru ABSTRACT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the provisions of the GEF relating to school libraries, the interaction of students and the school library, the formation of information competence of students to use the school library during extracurricular activities.

Keywords: school library, extracurricular activities, information, GEF, informational competence, support for reading, the project activity. REFERENCES

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic General education]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010.

2. IFLA/ UNESCO School Library Manifesto. Inform. byulleten' RBA, 2002, no. 20, pp. 127-130 (In Russian).

3. Arkhipova L.V. Rol' biblioteki v organizatsiiissledovatel'skoy deyatel'nosti shkol'nikov [The role of the library in the organization of research activity of students]. St. Petersburg, 2010.

4. Barbolina M.A. Mesto biblioteki v obrazovatel'nom i vospitatel'nom protsessakh [The role of the library in the educational and training processes]. Moscow, 2013.

5. Zuyeva Ye.M. Shkol'nyye biblioteki vnovoy obrazovatel'noy srede [School libraries in the new educational environment]. Moscow, 2013.

6. Mikhal'chenko Ye.P. Shkol'naya biblioteka kakkomponentpedagogicheskoy sistemy [The school library as a component of the educational system]. Moscow, 2004.

7. Polat Ye.S. Novyye pedagogicheskiye iinformatsionnyye tekhnologii vsisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, 2010.

Î28)

История и педагогика естествознания

3■2016