Научная статья на тему 'Школа завтрашнего дня Дональда Ховарда'

Школа завтрашнего дня Дональда Ховарда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
190
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ / КАРТА ПРОДВИЖЕНИЯ УЧЕНИКА / КАРТА ЦЕЛЕЙ УЧЕНИКА / КУРРИКУЛУМ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ / SCHOOL OF TOMORROW / STUDENT PROGRESS MAP / STUDENT GOAL MAP / CURRICULUM / CONTINUOUS CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

В статье описываются основы педагогической технологии Дональда Ховарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of tomorrow by Donald Howard

The article describes the main principles of pedagogic technology by Donald Howard.

Текст научной работы на тему «Школа завтрашнего дня Дональда Ховарда»

#

Школа завтрашнего дня Дональда Ховарда

Андрей Викторович Хуторской,

директор Института образования человека, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук

• Школа завтрашнего дня • карта продвижения ученика лум • система непрерывного контроля •

карта целей ученика • куррику-

Школа завтрашнего дня была создана Дональдом Ховардом в Луисвилле (штат Техас, США). В её основе лежат библейские принципы, индивидуализация и компьютеризация обучения. Другое название этой системы обучения — АСЕ (Accelerated Christian Education). Программа обучения ориентирована на учащихся как с высоким уровнем познавательных возможностей, так и со средним и низким уровнями.

Школа имеет международную сеть, которая насчитывает около 30 тыс. малых школ, из которых около 2000 являются школьными центрами. Школы действуют в США, Австралии, Англии, Азии, Европе и России.

Понимая реформу школы как ре-формирование, то есть возвращение к исходной форме, основатель данной школы предложил следующие её принципы:

1. Возвращение к Богу. Бог дал нам великое основание для построения нашего характера. Речь идёт не о религии, но о личности Бога и о характере Бога как образце для формирования характера наших детей.

2. Возврат к родителям. Мы должны заново вовлечь родителей в учебный процесс — сделать так, чтобы они стали ближе к своим детям и к школе.

3. Возврат к индивидуальному обучению. Индивидуальный темп обучения для каждого ребёнка по каждому предмету.

4. Интеграция школьного содержания обучения с вузовским программным обеспечением, с неограниченными возможностями всемирной информационной сети.

Обучение разбито на 12 ступеней (классов или лет обучения). Содержание образования представлено куррикулумом, в котором каждый предмет разбит на 12 порций, рассчитанных на один год. Каждая порция ставит перед учеником некую достижимую цель. Обучение ведётся посредством «пэйсов» — красочных учебных пособий, выдаваемых каждому ученику. На каждый год обучения даётся 12 пэйсов по каждому предмету. То есть один учебник, например по математике, делится на 12 порций, каждая из которых ставит перед учеником достижимую цель. Закончив один пэйс, ребёнок получает следующий.

Всего на время обучения в школе по каждому предмету приходится 144 отдельных единицы печатных материалов (брошюр). Для педагогов разработаны руководства (мануалы) с подробным планом каждодневных уроков.

Ученик имеет своё рабочее место, называемое «офис», где перед ним всегда находятся карта его продвижения (успехов) и карта целей (заданий), с которыми он работает каждый день. Приходя утром на своё рабочее место, ученик проверяет, какие цели он поставил себе на сегодня, и начинает

90

ХУТОРСКОЙ А.В. ШКОЛА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ДОНАЛЬДА ХОВАРДА

работать самостоятельно. Закончив выполнять запланированные на сегодня задания, он идёт к столу подсчёта баллов, где находит ответы на все упражнения, содержащиеся в его пэйсе, при необходимости сразу сам исправляет ошибки. Перед окончанием занятий ученик ставит себе цели на следующий день.

Ребёнок выполняет куррикулум на уровне той ступени, которая соответствует его подготовленности и потребности. Например, ученик может быть одновременно на уровне 7 класса по математике, 8 класса естествознания и 6 класса социальных наук — в любом сочетании в зависимости от того, что этому ребёнку нужно.

Куррикулум интегрирован в компьютерную сеть, управляемую учителем. Приходя на рабочее место, ученик сам начинает работать с учебным материалом, не ожидая команды учителя. Если возникают затруднения, ученик выставляет флажок, и учитель подходит к нему. Учитель не отвечает на вопросы ученика, а помогает ему найти ответ. Ребёнок сам несёт ответственность за своё учение. На занятиях используется учебное видео, самотестирование. За счёт отличной успеваемости ученик может заработать дополнительное свободное время и играть в различные игры.

Продвижение в собственном темпе не предполагает серьёзного отставания по предметам у учащихся с низким уровнем познавательных возможностей. Академический баланс регулируется преподавателем (су-первайзером) и его помощником (монитором) через систему непрерывного контроля (мониторинга) учебного процесса и стимулирования учащегося в соответствии с его индивидуальными интересами.

Программа Школы завтрашнего дня опирается на пять законов учения:

1. Учащийся должен находиться на том уровне сложности материала, на котором он может понимать и усваивать этот материал.

2. Учащийся должен ставить разумные цели, которые он может выполнить в предписанный промежуток времени.

3. Учащийся должен находится под контролем и иметь стимулы для усвоения и практического использования изученного материала.

4. Учение учащегося должно быть измеримо.

5. Учение учащегося должно вознаграждаться.

В российских общеобразовательных школах иногда применяются отдельные методики Ховарда, например, создаются «классы индивидуального обучения». Каждому ребёнку даётся возможность изучать такое количество учебного материала, какое он сможет усвоить, — в соответствии с его способностями и выбираемым темпом. После того, как в первом классе начальной школы ребёнок научился читать и писать по-английски, он переходит к основной программе, в которую входят пять основных предметов: математика, английский язык, общественные науки, естественные науки, словообразование, русский язык и литература. Эти предметы ведутся на английском языке в первой половине дня. Вторая половина дня — русская.

Одна из проблем данной системы обучения состоит в том, что акцент на индивидуальную деятельность с приоритетом самообразования ограничивает возможности детей по выбору различных стилей и форм обучения. Подробно разработанные учебные материалы обеспечивают в большей степени индивидуальный темп их изучения, но не индивидуальное содержание образования и творчество детей.

Другая проблема связана с переносом данной системы обучения в российскую среду, которая имеет свои образовательные традиции и особенности. Например, данная система критикуется православными организациями, которые относят её технологию к сектантской, в частности за то, что Христос в данной системе рассматривается не в качестве Бога, а в качестве идеального человека, 60 основных черт характера которого оказывают жизненно-формирующее влияние на каждого ученика школы. В то же время имеется опыт приспособления данной системы в частных отечественных школах.

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5'2013

91

БГ)Т_5_13.тс1с1 91

25.09.2013 16:57:39

#

Фрагмент обсуждения на форуме официального сайта Министерства образования Украины

Тема: «Религия и частная школа» Автор: Yelena

— У меня такой вопрос. Моя дочь — ученица одной из частных школ г. Харькова. С этого года директор (и владелица) нашей школы вводит новую программу обучения — по американской системе ACE (Accelerated Christian Education). Поиск, проведённый нами (родителями) в поисковых системах в Интернет, выводит на некую баптистскую секту (так её именуют в Министерстве образования США), создатель которой разработал систему ACE. Эта система обучения не прошла аккредитацию ни одним правительственным органом в США (либо в любой другой стране мира); она не аккредитована даже Ассоциацией христианских школ США (как противоречащая духу христианства).

Мы, родители, резко против введения в нашей школе баптистской программы обучения (в учебниках по этой программе, которые нам выдали сейчас за наши же деньги, картинки с изображениями физических наказаний — например, порки ребёнка якобы за то, что он «одержим Сатаной»). У нас был разговор с директором школы — мы попросили отменить эту программу и позволить нашим детям заниматься по прежней методике, соответствующей государственным стандартам.

Однако директор школы отвечает, что «это её школа, и она может исповедовать в ней любую религию любой конфессии», а те, кто с ней не согласен, могут «прямо сейчас забирать документы и уходить в другую школу».

Школа нас во всех отношениях устраивает — прекрасный педагогический состав и т.д. Уходить из школы нам не хочется. В этой связи хотелось бы узнать следующее: действительно ли в частных школах (наша школа сейчас — «частный учебно-воспитательный комплекс») разрешается «исповедовать любую религию»? Есть ли

какие-то законодательные акты, разрешающие (или запрещающие) это?

Автор: Костя

— Найдите себе другую школу. Если так же сделает ещё хотя бы часть родителей, то вопрос об обучении по «ненормальной» программе отпадёт сам собой (учить станет некого, прибыли не будет). Это очень эффективно включает у руководства тормозящие логические цепи (так называемую «причинно-следственную связь»). Не бойтесь! В других школах (лицеях, гимназиях), тоже есть хорошие преподаватели. Кроме того, если программа обучения негосударственная (не утверждённая МОН), то аттестата о среднем образовании вы рискуете не получить, следовательно могут возникнуть проблемы с поступлением в вуз (любой формы собственности, аккредитованный МОН). Подумайте.

Фрагмент обсуждения на форуме одной из школ г. Екатеринбурга

Автор: неизвестен

— Очень плохо, что сняли директора. Теперь неизвестно, что будет со школой. При ней школа была сильная, и учиться в ней было интересно. Постоянно внедрялось что-то новое и прогрессивное. Да, уроков много, но ведь и знания хорошие. Сколько раз побеждали на олимпиадах в Москве, Праге, Лондоне! Это уже показатель. А английский язык по системе Ховар-да ни с какими спецшколами с углублённым изучением языков даже в сравнение не идёт. Здесь не только английский изучался, но и математика, биология и другие предметы на английском языке. В классах по 10-15 человек. В школе для детей делалось всё. А что будет сейчас — неизвестно! □

92

ХУТОРСКОЙ А.В. ШКОЛА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ДОНАЛЬДА ХОВАРДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.