Научная статья на тему 'Школа Утагава и её место в истории японского искусства'

Школа Утагава и её место в истории японского искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
831
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Совастеева Юлия Витальевна

Автор анализирует школу Утагава в японской национальной живописи, прослеживает различные потоки в ее развитии в течение XVII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utagawa School and its Part in History of Japan Arts

The author, Yulia V. Sovasteeva, in this article analyzing Utagawa school in Japanese national painting traces the various streams in its development during the XVII-XIXth centuries.

Текст научной работы на тему «Школа Утагава и её место в истории японского искусства»

ШКОЛА УТАГАВА И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА

Юлия Витальевна СОВАСТЕЕВА,

менеджер, г. Москва

Школа Утагава сложилась в рамках традиции, зародившейся в Японии в эпоху Токугава, характерной для всей японской культуры. Она была связана с так называемым японским «ренессансом»1, который был порождён возвышением городских сословий в Японии—купечества и ремесленников. В период Гэнроку (1688—1703) большое распространение в литературе и искусстве получает направление, связанное с изображением укие-э («картины изменчивого мира», «картины бренного мира»).

Как писал известный английский историк Дж. Сэнсом, «...культура горожан в основном была культурой процветающей буржуазии, склонной к развлечениям. Создаваемое ею искусство сосредоточивалось вокруг того, что на разговорном языке в то время называли укие-э, то есть «картины изменчивого мира»: мир мимолётных наслаждений, театров и кабачков, борцовских балаганов и домов свиданий, постоянными посетителями которых были актёры, танцовщицы, певички, рассказчики, шуты, куртизанки, банщицы и странствующие торговцы, а также некоторые беспутные сынки богатых торговцев, похотливые самураи и шаловливые подмастерья»2.

Несколько иную характеристику эпохе Гэнроку и искусству укие-э давал известный японский историк Иэнага Сабуро: «Говоря в целом, можно отметить, что культуре горожан не удалось избежать таких черт, которые никак не назовёшь здоровыми народными чертами, им присущи неестественность и упадок. В то же время эта культура была наполнена духом стремления к свободе и равенству, возникшим как протест против лицемерной морали господствующего класса. Это свидетельствует о том, что культура горожан того периода играла в целом прогрессивную роль»3. О смысле укие-э Иэнага Сабуро замечает: «Хотя слово «укие», входящее в название «укие-дзоси», «укие-э», как уже говорилось, и означало современные нравы и обычаи, однако думается, что в своём окончательном значении оно имело смысл «похоть»4.

В рамках укие-э в XVIII в. и сложилась известная школа живописи Утагава, которая просуществовала до наступления эпохи Мэйдзи, т.е. охватывала период более ста лет—с середины XVIII в. до середины XIX в., включая так называемый период Бакумацу (50—60-е гг. XIX в.). Основоположником этой школы был Утагава Тоехару (1735—1814). В иллюстрированном энциклопедическом справочнике «Мировое искусство. Мастера

японской гравюры» приводится генеалогическое древо этой школы, которое насчитывает 32 персоны5. Японские энциклопедические издания кроме основоположника школы Утагава Тоехара к основным представителям этой школы относят его ученика Тоехиро (1773—1828), а также Тое-сигэ, включая учеников Кунисада, Кунимаса, Куниеси, Цукиока Есимон с его учениками Цукиока Еситоси, Мидзуно Тосиката, Кабураги Киека-та, Ито Фукати и др.6

Все эти художники работали в технике цветной гравюры, в жанрах укие-э (картины бренного мира), фукэй-га (пейзажная живопись), бид-зин-га (портреты красавиц), суримоно (буквально — «печать»), якуся-э (изображение актёров). Таким образом, школе было присуще большое жанровое разнообразие, по мере её развития количество жанров, в которых работали адепты, увеличивалось, но в то же время сохранялось объединяющее начало, присущее школе. Это приверженность к изображению повседневной жизни различных слоёв, как бы выразились европейцы, «третьего сословия», т.е. городских слоёв: красавиц, актёров, отчасти самураев. Нужно отметить, что к этой школе принадлежал всемирно известный Хиросигэ (1797—1858), прославившийся своими тонкими лирическими пейзажами, в частности знаменитым циклом «53 станции Токкайдо».

Очень хорошее представление о школе дают изданные в 2006 и 2007 гг. энциклопедические справочники «Мировое искусство. Мастера японской гравюры»7. Эти справочники дополняют друг друга, в издании 2006 г. содержится более 1000 гравюр, а в издании 2007 г. — более 700 гравюр и 121 биография. Если говорить о школе Утагава, то в первый справочник включены копии гравюр основоположника школы Тоехару Утагава и его ученика Тоехиро Утагава. Во втором справочнике содержатся копии работ Хиро-сада Утагава (1810—1864), который работал в жанре якуся-э (изображение актёров), великого пейзажиста Хиросигэ Утагава (1797—1858); Хиросигэ 11 Утагава (1826—1869), писавший преимущественно в жанре пейзажа, но отчасти и в жанре кате-га (изображение певцов), а также Хиросигэ 111 Утагава (1842—1894), ему помимо пейзажного жанра принадлежат и картины так называемого «Иокогама-э» (сцены из жизни Иокогамы).

В отечественной литературе уже неоднократно освещалось творчество великого японского пейзажиста Хиросигэ (Хиросигэ Утамаро 1)8. Поэтому не будем останавливаться на характеристике его картин. Пользуясь энциклопедическим справочником «Мировое искусство. Мастера японской гравюры», обратимся к творчеству основоположника школы Утагава—Тоехару Утагава, которое по-своему любопытно и весьма поучительно9. Его творчество подтверждает связь школы Утагава с направлением «укие-э». Одна из его гравюр носит название «Вид улицы Накано-со в квартале Есивара». В квартале Есивара располагались многочисленные увеселительные заведения столицы токугавской Японии г.Эдо, он вдохновлял многих представителей японского ренессанса. Это был и японский Боккаччо Ихара Сайкаку, и японский У. Шекспир—драматург Тикамацу Мондзаэмон, а также Утагава Тоехару.

Не менее любопытна гравюра под названием «Сцена с изображением европейского города». Гравюра свидетельствует не только о полёте фантазии художника, но и о его эрудиции. Дело в том, что с приходом к власти сёгуната Токугава для Японии наступил период изоляции от внешнего мира. Поэтому художник не мог видеть собственными глазами не только европейский город, но даже самих европейцев. О них он мог только прочесть. И цветная гравюра, сработанная им, изображает среднестатистический город, окружённый мощными красными стенами и оснащённый многочисленными башнями.

Ещё одна картина Тоёхару посвящена излюбленному сюжету японской литературы—легенде о 47 верных вассалах, пожертвовавших жизнями во имя чести своего господина. Картина называется «Нападение на дом Кира Кодзукэ-но Ёсинага («47 верных вассалов»)». Она отличается большим драматизмом и внутренним динамизмом, изображает бой 47 самураев с врагами своего сеньора. Эта картина—свидетельство широкого кругозора художника, который не ограничивался изображениями «бренного мира», но брался также за сюжеты героического характера.

И, наконец, ещё одна гравюра Тоехару «Девушки, развлекающиеся в тени вишнёвых деревьев». Она изображает трёх японских красавиц, любующихся цветением сакуры, в сопровождении слуги. Бросается в глаза изысканность и прихотливость линии, характеризующей поворот головы и корпуса красавиц, колористическое богатство и мастерство композиции. Сцена, изображённая художником, выглядит очень гармонично. Даже пяти гравюр, приведённых в книге, достаточно для того, чтобы составить представление о творчестве Тоехару Утагава. Недаром он стал основоположником школы Утагава, которая насчитывала четыре поколения художников, и не только дала японскому изобразительному искусству замечательных мастеров, но и снискала ему мировую славу в лице пейзажиста Хиросигэ 1 Утагава.

1 О японском ренессансе, см.: Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М.: Наука. 1988.

2 Sansom G.B. Japan: Short Cultural History. L. 1932. P. 466.

3 Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.: Прогресс. 1972. С. 158.

4 Там же.

5 Мировое искусство. Мастера японской гравюры. СПб.: СЗКЭО «Кристалл»; М.: «Оникс», 2007. С. 206.

6 Нихон рэкиси дзитэн (Справочник по истории Японии). Токио. 1986. С. 151.

7 Мировое искусство. Мастера японской гравюры.

8 См.: Дашкевич А. Хиросигэ. М.: Искусство, 1976; Хиросигэ. М.: Белый город. 2004.

9 Мировое искусство. Мастера японской гравюры. С. 152—153.

SUMMARY: The author, Yulia Sovasteeva, in this article analyzing Utagawa school in Japanese national painting traces the various streams in its development during the XVII—XlXth centuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.