НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ЯПОНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГРАВЮРЕ*
На протяжении последних 5—6 лет наблюдается повышенный интерес к истории японской классической ксилографии, известной под названием укие-э. В России в издательстве «Белый город» вышли альбомы с пространными текстовыми комментариями об Андо Хиросигэ (1797—1858) и Кацусика Хокусай (1760—1849) в 2006 г.; Хисикава Моронобу (1618 или 1625—1694) и Китагава Утамаро (1753—1806) в 2007 г. Весьма содержательные комментарии по этим изданиям написаны известным специалистом по истории искусства Дальнего Востока Н.А. Виноградовой. В 2006 г. издательство ЗАО «БММ» выпустило «Сто знаменитых видов Эдо. Серия гравюр Андо Хиросигэ». Составителем издания, автором обширной вступительной статьи и подробных комментариев к каждой гравюре стал Михаил Успенский.
* Японская гравюра/ сост. Габриэль Фар-Бекер, — Taschen / Арт-Родник. М.:2010. 200 с. + ил.
Повышенный интерес к искусству «укие-э» отмечен не только в России, но и в Японии, где в последнее десятилетие вышло несколько трудов на эту тему. Заслуживает внимания, в частности, выход в 2006 г. обширнейшего каталога под названием «Живопись «укие-э» из Музея изящных искусств г. Бостона» (Эдо-но юваку Бостон бидзюцукан седзо. Никухицуукие-э тэн).
И, наконец, на исходе 2010 г. в переводе на русский язык вышла книга «Японская гравюра», составителем которой является Габриэль Фар-Бе-кер. В 2005 г. известное издательство Ташен в Гамбурге выпустило книгу на английском языке. Это издание оригинально по своей структуре и содержанию. Книга открывается вступительной статьёй японского искусствоведа Мацунобу Сато «Укие-э: происхождение и история». Затем идёт статья Томаса Захариаса «Вишня. Дерево. Цветение» о роли пейзажной живописи в гравюре «укие-э» и тонкостях японской эстетики восприятия природного мира. Самое большое место занимают цветные иллюстрации и комментарии к ним. Также помещён словарь японских терминов. И, наконец, биографии художников, копии с чьих картин помещены в книге. На русском языке ещё никогда не было ни исследований, ни каталогов, которые давали бы столь полное представление о гравюре «укие-э» и её влиянии на развитие японской культуры.
Издание меняет наше представление о том, что, казалось бы, хорошо известно и касается гравюр, пожалуй, самого известного в России представителя этого течения Андо Хиросигэ. Оригинальность труда по истории «укие-э» заключается в том, что серия гравюр Хиросигэ под названием «53 станции Токайдо» осуществлена с самой первой доски, на которой были вырезаны виды, характеризующие самый длинный дорожный тракт в Японии — Токайдо, связывающий столицу токугавской Японии г. Эдо с древней столицей Японии г. Киото, где жили японские императоры, предстоятели синтоистской религии. Гравюры «53 станции Токайдо» были настолько популярны, что пришлось вырезать несколько досок, с которых шло печатание данной серии Хиросигэ. Но только первая доска даёт правильное представление о цветовой гамме, она более жёсткая по рисунку и сдержанная по цветовой гамме. Работы Хиросигэ предстают в рецензируемом издании лишёнными налёта слащавости, которая стала уже привычной в других изданиях великого японского графика.
Ещё один аспект книги заслуживает отдельного упоминания. Это работы и их анализ школы Утагава, о которой в России известно не так много. А между тем школа была самой представительной в истории существования графики «укие-э» в Японии. Она имеет продолжительную историю, просуществовав с середины ХУШ до конца XIX в. После открытия Японии для внешнего мира школа стала проводником влияния европейского искусства на японскую культуру в целом. Наиболее выдающиеся представители этой школы сохранили своё влияние на мир японской культуры вплоть до конца XX в., что имеет большое значение для понимания места японской культуры в современном мире в процессе его глобализации.
Ю.В. С0ВАСТЕЕВА, аспирантка Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВ0 РАН