Научная статья на тему 'Школа начинающего исследователя мира личных финансов'

Школа начинающего исследователя мира личных финансов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / PUPILS’ RESEARCH WORK / FINANCIAL EDUCATION / FINANCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прутченков Александр Сергеевич

Представлена школа начинающего исследователя как технология, активизирующая учащихся, преподавателей, родителей на более активное и самостоятельное изучение основ финансовой грамотности в области личных финансов. Одна из таких школ проводится во время летних молодежных форумов, где участники погружаются в мир личных финансов, получают возможность провести авторское исследование и представить его на конкурс «Человек. Город. Финансы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the school of novice researcher –the technology that encourages students, teachers, parents to be more active and independent in studying the fundamentals of financial competence in the sphere of personal finance. One of such schools takes place during summer youth forums where participants are absorbed into the world of personal finance, get a chance to carry out an author’s research and take part in the contest “Man. City. Finance”.

Текст научной работы на тему «Школа начинающего исследователя мира личных финансов»

ды личности: свободе познания соответствует в толерантности осознание многомерности окружающей действительности, понимание относительности точности суждений, мнений; свободе выбора - признание прав и свобод каждого человека; свободе воли - терпимость в отношении к любого рода различию людей, не выходящему за рамки норм и правил человеческого общежития; ответственности - нахождение компромиссных решений через диалог и распространение гуманных отношений.

Таким образом, действующей установкой толерантности является настроенность человека на диалог, предполагающий стремление к достижению взаимопонимания. К важнейшим проявлениям толерантности относятся выдержка и самообладание, открытость и солидарность, общение и взаимодействие. В таком понимании толерантность наряду с надындивидуальной имеет сугубо индивидуальную ценность, т.к. обеспечивает возможность формирования представлений о себе, определяет силу мотивации социального поведения, способствует расширению кругозора и развитию жизненного опыта, позволяя личности принять другие точки зрения и видения решения проблем.

литература

1. Апресян Р.Г., Гусейнов A.A. Демократия и гражданство // Вопр. философии. 1996. № 7.

2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестн. Моск. ун-та.Сер. 7 : Философия. 1996. № 1.

3. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопр. философии. 1994. № 1.

4. Кабатченко М.В. Педагогика мира. Постановка проблемы и теоретическое обоснование // Педагогика мира: история, теория, практика. М., 1992. Вып. 1. С. 11-20.

5. Коган Л.А. Триединство свободы // Вопр. философии. 1997. № 5.

6. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопр. философии. 1997. № 1.

7. Лекторский В.А. О терпимости, плюрализме и критицизме // Вопр. философии. 1997. № 11.

8. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М. : Высш. шк., 1990.

9. Сорокин П.А. Социологический этюд об основных началах общественного поведения и морали // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.

10. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: ст. разных лет. М., 1994.

11. Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // Вопр. философии. 1997. № 3.

12. Федотов Г.П. Россия и свобода // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. М., 1992. Т. 2.

13. Филонов Г.Н. Свобода личности и воспитание // Педагогика. 2005. № 9.

14. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995. № 9.

15. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопр. философии. 1994. № 1.

Tolerance in the aspect of personality inner freedom

There is revealed the potential of implementation of positive relations between the phenomena of freedom and tolerance, when the tolerance determination is estimatedfrom the point of view of the category of personality inner freedom.

Key words: indifference, will, responsibility, freedom, leniency, patience, tolerance.

а.с. прутченков

(Москва)

школа начинающего исследователя мира личных финансов

Представлена школа начинающего исследователя как технология, активизирующая учащихся, преподавателей, родителей на более активное и самостоятельное изучение основ финансовой грамотности в области личных финансов. Одна из таких школ проводится во время летних молодежных форумов, где участники погружаются в мир личных финансов, получают возможность провести авторское исследование и представить его на конкурс «Человек. Город. Финансы».

Ключевые слова: финансовое просвещение, финансовая грамотность, исследовательская деятельность школьников.

Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать обучающимся адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и облегчать

© Прутченков А.С., 2013

выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь, повышая уровень их информированности в различных областях жизни, в том числе и в сфере личных финансов. Отсутствие базовых знаний по основам потребительского поведения и, что более важно, ключевых социальных компетенций в сфере личных финансов (технологии сбережения денежных средств, оптимизации доходов и расходов, заимствования и страхования на финансовом рынке, безопасного инвестирования с использованием доступных финансовых инструментов, налоговой дисциплины, неадекватная оценка финансовых рисков и т.д.) приводит к тому, что ряды неграмотных потребителей и инвесторов, а также ненадежных заемщиков в банковской системе пополняются представителями молодого поколения, вчерашними выпускниками школы, которые не имеют ни знаний, ни практического опыта ответственного поведения в сфере финансовых услуг.

По результатам исследования Фонда «Общественное мнение» 65% участников опроса считают, что вкладчики на рынке финансовых услуг не защищены законами; 37% полагают, что при резком снижении стоимости акций убытки инвесторам обязано возмещать государство; 64% опрошенных старшеклассников не получают в школе даже начальных знаний о правилах грамотного и безопасного инвестиционного поведения, при этом 58% школьников завили о желании стать владельцами каких-либо акций [1, с. 8].

По экспертным оценкам, общее число пострадавших от действий финансовых мошеннических структур за период новейшей истории России приближается к 20 млн чел. Подобная ситуация свидетельствует о массовой финансовой безграмотности граждан России, о неадекватной оценке ими объективных рисков, присущих любому способу вложения средств, а также о большой предрасположенности населения страны к попаданию в «финансовые пирамиды» [1, с. 8].

В этой связи одним из важных направлений работы системы общего образования должно стать введение в учебный план школ курсов, позволяющих подросткам и старшеклассникам получить ключевые социальные компетенции в области финансовой и потребительской культуры. И, разумеется, в школе следует максимально использовать образовательный потенциал проектно-

исследовательской деятельности школьников. Тем более, что это сегодня одно из ведущих требований федеральных государственных образовательных стандартов к основной и старшей школе, а финансовое просвещение школьников должно иметь прикладной характер.

Школа, оставаясь главным звеном образовательного процесса, перестает быть единственным источником учебной информации, тем более в такой сложной сфере, как личные и семейные финансы. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка, предпринимательское сообщество, регулирующие органы, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся защитой прав потребителя, просвещением в сфере прикладного экономического образования. Речь идет о привлечении представителей бизнеса, финансовых институтов к образовательному процессу, о создании реально работающей системы социального партнерства в области образования с целью обеспечения практической составляющей финансового просвещения детей и подростков.

Важной составной частью образовательного процесса по рассматриваемым направлениям является активное участие школьников в проектной и исследовательской деятельности. Именно эта составляющая обучения позволяет обеспечить формирование базовых финансовых компетенций, которые необходимы каждому молодому человеку.

Кафедра экономики Московского института открытого образования (МИОО) уже несколько лет занимается реализацией программ практико-ориентированного финансового просвещения школьников, в число которых входит Московский Отрытый конкурс исследовательских работ обучающихся «Человек. Город. Финансы». Основные цели конкурса - активизация деятельности учащихся, преподавателей, родителей по изучению основ финансовой грамотности в области личных финансов; привлечение профессиональных участников финансового рынка к проблеме финансового просвещения школьников и родителей; распространение положительного опыта семейного воспитания в данной сфере. Учредителями конкурса выступают Департамент образования города Москвы, кафедра экономики МИОО, Институт краткосрочных программ Финансового университета при Правитель-

стве РФ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам, государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1518».

Целевыми аудиториями конкурса являются:

1) школьники и студенты колледжей 1318 лет, т.е. в возрасте, который отличается а) отсутствием знаний в области управления личными финансами (таких знаний не дает система общего образования); б) особенностью молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность, а не сбережение и инвестирование; в) доверием к финансовой информации рекламного характера, размещенной на интернет-ресурсах, востребованных молодежью, и использующей психологические особенности данного возраста: желание заработать побольше и побыстрее, например, играя на бирже с помощью интернет-технологий;

2) родители, заинтересованные в данной проблематике, могут принять участие в исследовании как руководители, соавторы и консультанты, т.к. темы конкурса посвящены семейному бюджету, способам его формирования и расходования, кредитованию, накоплению, страхованию, инвестированию, пенсионному обеспечению, защите прав потребителей.

Основные номинации конкурса: личное финансовое планирование и семейный бюджет; поведение потребителя в условиях современного мегаполиса; грамотный потребитель на рынке банковских, страховых, инвестиционных услуг; грамотный налогоплательщик.

Из материалов конкурса. Любовь А., 11-й класс, тема «личное финансовое планирование и семейный бюджет».

Я все острее понимаю, что детство уходит, на пороге меня ждет взрослая жизнь. Прочитав темы исследования, я остановилась на заинтересовавшей меня теме «Личное финансовое планирование и семейный бюджет». Как отложить деньги на завтра? Как сделать условия жизни комфортными для существования? Что я лично могу сделать, чтобы пополнить семейный бюджет? Ответив на эти вопросы, я смогу отложить деньги на завтра, а значит, я смогу продолжить учебу в других учебных заведениях. Как жаль, что в нашем законодательстве нет пункта о том, что от-

крыть свой бизнес может даже ребенок. Чтобы правильно и рационально распределять финансы семьи, правильно и точно определять доход и расход семейного бюджета, необходимо, прежде всего, учиться этому, шаг за шагом постигать экономическую науку. Если рационально и правильно вести семейное хозяйство, пытаться найти способы пополнения семейного бюджета, то можно добиться его существенного увеличения.

Наша семья маленькая, мама и я, хотя когда я была еще ребенком, наша семья состояла из 6 человек. Папа мой умер, сестры выросли и живут отдельно, далеко от нас. После смерти папы осталось много никому ненужных пластинок. И именно папины пластинки натолкнули меня на мысль, что из них можно изготовить разные вещи, которые можно продать. Первый мой успех -победа на олимпиаде по технологии. Работая над проектом, я научилась подсчитывать себестоимость, продавать свои сумки на рынке. Следующий эксперимент - я стала изготавливать коврики в ванную комнату из полиэтиленовых пакетов и пластмассовой сетки. У меня появились заказчики, и я этому очень обрадовалась.

Я считаю, что в современном мире просто непозволительно сидеть сложа руки, и для меня важно мое личное участие в пополнении семейного бюджета, его финансовом планировании. Достойно жить - это не роскошь, это образ жизни.

Конкурс проводится с активным использованием интернет-технологий:

1) на сайте конкурса (http://ec-school.ru) размещена полная информация о номинациях конкурса, составе экспертов, приведены ссылки на информационные источники для исследований, отражается ход конкурса, есть форум для участников;

2) каждый участник конкурса создает личный кабинет, где размещаются его материалы, рецензии, происходит онлайн-общение с экспертом и другими участниками конкурса.

В 2012/13 учебном году в конкурсе приняли участие школьники и студенты системы среднего профессионального образования из 20 регионов России. Анализ материалов, присылаемых участниками, показал, что школьники и студенты испытывают трудности не только с тематикой работ, но и с методикой подготовки и проведения исследования. Ребенок по своей природе - ис-

следователь, а в современном стремительно меняющемся мире исследование рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, а как неотъемлемая черта успешной личности. И даже шире - это стиль жизни современного человека. Однако эта способность нуждается в развитии и поддержке, следовательно, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его необходимым умениям и навыкам - важнейшие задачи современной школы. Именно в процессе самостоятельного исследования ребенок познает окружающий мир, обнаруживает закономерности его развития.

тем не менее процесс освоения учащимися методов исследовательской работы протекает неоднозначно, возникают различные педагогические проблемы:

- подмена исследовательской работы обычным рефератом, т.е. обзором различных научных статьей или материалов, опубликованных в Интернете;

- замена самостоятельного исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением формально логично выстроенных отрезков из разных научных материалов;

- нарушение логики научного исследования, которая задается закономерностям научной работы;

- неспособность авторов проведенного самостоятельного исследования вести дискуссию, защищая результаты своей работы, и отвечать на вопросы аудитории и экспертов;

- затруднения, связанные с оформлением исследования, которое должно соответствовать требованиям к научным текстам.

Чтобы помочь участникам конкурса и педагогам, которые осуществляют научное руководство исследовательской деятельностью школьников, кафедра экономики МИОО организовала постоянно действующую «Школу начинающего исследователя», занятия которой регулярно проводятся в нескольких московских школах (гимназии № 1503, 1518, 1583, лицей № 1535, школа № 633 и в ряде других образовательных учреждений) в течение учебного года. Организационный комитет конкурса решил расширить рамки данной Школы и провести две летние сессии во время молодежных форумов (на берегу озера Байкал с 13-го по 25 июля и в Федеральном детском центре «Смена» с 9-го по 22 августа 2013 г. под девизом «Молодежь за финансовую грамотность»). Осно-

вой смены является деловая игра «Мегаполис», которая моделирует финансовоэкономические отношения и стимулирует участников с помощью финансовых инструментов: использование игровой валюты (ме-гов), ведение личных счетов в банке «Мегаполис», организация экономической деятельности как отдельных участников программы, так и небольших групп (фирм и предприятий, создаваемых на время смены). Игра проводится с использованием компьютерного симулятора банковской системы, который создается в локальной сети, где для каждого участника смены открывается персональный банковский счет.

Основные программы смены

1. Практический курс «Школа начинающего исследователя», в ходе которой участники смены изучают соответствующие темы (Понятие науки и научного знания. Тема исследования. Принципы выбора темы. Целесообразность выбора. Постановка проблемы исследования. Формулирование цели и гипотезы исследования. Определения объекта исследования, выделение его предмета. Методика поиска, накопление и обработка научной информации. Организация работы с научной литературой и другими источниками. Методы исследования. Применение информационных технологий в исследовании. Экспериментальные исследования. классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента. Оформление результатов научной работы. Структура работы. Аннотация, реферат, рецензия, статья, эссе. Подготовка презентации и публичного выступления. Публичное выступление с итогами проведенного исследования. Подготовка и публикация материалов исследования). Занятия проводятся в виде тренингов и ролевых игр, в ходе которых участники смены готовят материалы для дальнейшей работы во время наступающего учебного года, чтобы провести качественное исследование и принять участие в конкурсе в 2014 г.

2. Полевой практикум «как изучить общественное мнение», в ходе которого проводятся социологические исследования, помогающие участникам смены составить примерный план своего исследования. Полевой практикум проводится непосредственно на территории детского центра среди участников других тематических смен. Это дает возможность начинающим исследователям изучить отношение ровесников к выбранной теме.

3. Интеллектуальная викторина «Личная финансовая безопасность», в ходе которой участникам предлагается проверить свои знания по ряду тем (Банки и банковские услуги. Страховые услуги. Налоги, сборы, вычеты. Рынок ценных бумаг. Негосударственные пенсионные фонды и т.д.).

Во время смены будет работать молодежный пресс-центр на сайте http://ec-school.ru и издаваться своя интернет-газета - как тематическое приложение молодежного интернет-журнала «Sententia» (http://senten.ru).

Для педагогов, сопровождающих делегации участников, организуется дополнительная программа в виде курсов повышения квалификации в академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Нормативноправовые и организационно-педагогические аспекты развития и поддержки ученического самоуправления».

Конкурс «Человек. Город. Финансы» продолжается на сайте по адресу www.ec-school.ru.

литература

1. Прутченков А.С., Калинина Н.Н., Топешки-на Н.В. Концепция «Финансовое просвещение молодежи в России» // Молодежь и общество. 2012. № 1. С. 4-15.

2. Прутченков А.С., Калинина Н.Н. Практикоориентированное экономическое образование: новые тенденции // Экономика в школе. 2011. № 1. С. 4-11.

3. Прутченков А.С. Интернет-технологии в финансовом просвещении школьников // Молодежь и общество. 2012. № 2. С. 47-52.

School of novice researcher of personal finance world

There is considered the school of novice researcher -the technology that encourages students, teachers, parents to be more active and independent in studying the fundamentals of financial competence in the sphere of personal finance. One of such schools takes place during summer youth forums where participants are absorbed into the world ofpersonal finance, get a chance to carry out an author’s research and take part in the contest "Man. City. Finance”.

Key words: financial education, financial competence, pupils’ research work.

Е.В. ПАНИШЕВА (Кострома)

обеспечение

индивидуализации учебной деятельности студента вуза как проблема профессионального образования

Освещается обеспечение индивидуализации учебной деятельности студента как условие повышения эффективности профессионального образования в вузе на современном этапе. С позиций ресурсного подхода выдвигается идея о программнодидактическом обеспечении индивидуализации учебной деятельности студента, основанном на применении современных информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: индивидуализация, учебная деятельность, профессиональное образование, информатизация образования, ресурсный подход, программно-дидактическое обеспечение.

Модернизация высшего профессионального образования в России на современном этапе, связанная с переходом вузов на образовательные стандарты нового поколения, ставит перед отечественной высшей школой актуальную задачу повышения качества и эффективности подготовки специалистов -конкурентоспособных профессионалов на рынке труда. В основных документах, задающих целевые ориентиры в области государственной образовательной политики России (закон «Об образовании в РФ», Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г., Концепция модернизации российского образования, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.), решающая роль в реформировании образования отводится идее гуманизации. Гуманизация образования предполагает такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, на формирование у нее механизмов самообучения и самовоспитания через удовлетворение потребностей, проявляющихся в ее стремлении к самореализации в общении, творчестве, познании.

Как свидетельствуют результаты научных исследований Т.В. Бурлаковой, Н.А. За-

© Панишева Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.