Научная статья на тему 'Школа молодого преподавателя: взгляд в будущее'

Школа молодого преподавателя: взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / HUMAN RESOURCES / MEDICAL EDUCATION / COMPETENCE-ORIENTED APPROACH / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КАДРЛЫқ әЛЕУЕТ / МЕДИЦИНАЛЫқ БіЛіМ / КОМПЕТЕНТТі-БАғДАРЛАНғАН ТәСіЛ / КәСіБИ ДАМУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кемелова Г.С., Молотов-Лучанский В.Б.

Представленная работа адресована преподавателям медицинского вуза и отражает основные проблемы преподавания в высшей медицинской школе. Для формирования молодых специалистов нового формата в вузе возникла необходимость создания школы молодого преподавателя, чтобы научить учить. Организация школы молодого преподавателя в медицинском вузе позволит укрепить кадровый потенциал, совершенствовать использование компетентностно-ориентированных подходов и моделей образования и обеспечить продуктивное взаимодействие опытных преподавателей и молодых специалистов в совместной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL FOR YOUNG TEACHERS: A LOOK INTO THE FUTURE

The article addressed to young teachers of medical university and performed core problems for them in teaching and learning process. The University staff tries to help young teachers to become qualified specialists. First step in this adaptation is organization of young teachers’ school. The main aim of this course is training young teachers ‘how to teach correctly’, help them find their way in teaching process and organize friendly and positive environment in faculty, when qualified teacher becomes tutor and mentor for young one.

Текст научной работы на тему «Школа молодого преподавателя: взгляд в будущее»

Медицинское и фармацевтическое образование

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 61 (09)

Г. С. Кемелова, В. Б. Молотов-Лучанский

ШКОЛА МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Карагандинский государственный медицинский университет

Представленная работа адресована преподавателям медицинского вуза и отражает основные проблемы преподавания в высшей медицинской школе. Для формирования молодых специалистов нового формата в вузе возникла необходимость создания школы молодого преподавателя, чтобы научить учить. Организация школы молодого преподавателя в медицинском вузе позволит укрепить кадровый потенциал, совершенствовать использование компетентностно-ориентированных подходов и моделей образования и обеспечить продуктивное взаимодействие опытных преподавателей и молодых специалистов в совместной педагогической деятельности.

Ключевые слова: кадровый потенциал, медицинское образование, компетентностно-ориентированный подход, профессиональное развитие

Профессиональное становление личности в современных условиях развития высшей школы, в особенности в медицинских вузах, приобретает все большую значимость, которая должна быть направлена на формирование профессиональной компетентности преподавателя медицинской школы. Предполагается, что преподаватель медицинского университета должен быть способен адаптироваться к меняющимся условиям современного общества, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии и эффективно осуществлять профессиональную деятельность на основе саморазвития, самообразования, самопроектирования личности. К сожалению, последние тенденции в медицинских университетах показали такие противоречия, как недостаточный приток молодых специалистов и растущая потребность вуза в педагогических кадрах нового типа. При этом профессиональный рост педагога в условиях высшей медицинской школы недостаточно организован педагогическим обеспечением, а профессиональные функции преподавателя имеют тенденцию к возрастающей сложности педагогической деятельности, отсутствию специальной педагогической, психологической и методической подготовки, способствующие становлению молодого специалиста, особенно преподавателей клинических кафедр, которые не имеют специальной педагогической подготовки.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями, такими как неумение точно рассчитать время и логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами и студентами. Начинающему преподавателю

необходимо освоиться в новом коллективе, наладить правильные взаимоотношения со студентами, уметь грамотно обсуждать темы занятий, стараться заинтересовать студентов своей дисциплиной. Ему необходимо научиться учить других, выработать свой индивидуальный стиль общения со студентами и коллегами [2]. Часто молодые преподаватели испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной на занятиях.

По данным исследования психолога М. В. Зязько, 82% начинающих преподавателей ставят плохую дисциплину обучающихся на первое место. При этом преподаватель винит студентов в сложившейся обстановке, а себя считает жертвой данной ситуации [1]. Такие педагогические навыки, как уверенность в себе, умение организовать занятие и удержать дисциплину приходят к преподавателю постепенно. Молодым специалистам легче начинать свою педагогическую деятельность, если старшее поколение преподавателей стремится передать им свой опыт, а они при этом готовы его принять. Хорошо спланированная система наставничества для начинающих преподавателей медицинского вуза помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно выполнять свою работу. Такая поддержка просто необходима начинающему преподавателю. Ведь мало быть талантливым и образованным специалистом, если рядом не окажется мудрых наставников, которые способствуют развитию педагогических навыков от начинающего преподавателя до ценного специалиста.

С целью изучения заинтересованности молодых специалистов в самосовершенствовании и приобретении основных педагогических навыков для реализации эффективного обра-

Медицинское и фармацевтическое образоваиие

зовательного процесса в Карагандинском государственном медицинском университете были проанкетированы 45 молодых преподавателей со стажем работы в преподавании до 5 лет, из них более 50% имеют стаж работы менее 1 года. По результатам анкетирования было выявлено, что 51% преподавателей заинтересованы в дальнейшей педагогической деятельности и 49% - не видят перспективы в дальнейшем преподавании. Так возникла необходимость повышения квалификации молодых специалистов нового формата и создания школы молодого преподавателя.

В рамках школы молодого преподавателя планируется организация условий для развития основных педагогических компетенций молодого специалиста, содействие личностному и профессиональному росту начинающих преподавателей и проведение им консультативной помощи в профессиональном становлении.

Основная цель данного проекта - укрепление кадрового потенциала, развитие образовательных программ всех уровней и совершенствование приоритетных направлений деятельности с использованием компетентностно-ориентированных подходов и моделей образования, а также обеспечение продуктивного взаимодействия опытных преподавателей и

молодых специалистов в совместной педагогической деятельности.

Для реализации данной цели поставлены задачи, которые должны отражать приоритетные направления стратегии по развитию кадрового потенциала университета: формирование индивидуального стиля, а также творческого подхода к работе, решение актуальных вопросов профессиональной деятельности, самосовершенствование молодых педагогов с учетом современных тенденций развития науки, вовлечение в научные исследования, осмысление образовательного процесса и формирование мотивации самосовершенствования у молодого специалиста.

Нет сомнения в том, что молодым преподавателем быть нелегко, но вместе с тем есть вера в то, что молодые сотрудники вуза, полные энергии и оптимизма, не только будут учить студентов медицинским дисциплинам, а также станут примером для подражания в самореализации и самосовершенствовании.

ЛИТЕРАТУРА

1 Зязько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. - М., 1995. -С. 30-32.

2 Teaching problems and the problems of teaching, Magdalene Lampert. - New Haven: Yale University Press, 2001. - 496 p.

Поступила 15.12.2014 г.

Г. С. Кемелова, В. Б. Молотов-Лучанский

ЖАС ОК,ЫТУШЫСЫНЫЦ МЕКТЕБ1: БОЛАШАККА КвЗКАРАС

Осы макала медициналык жоFары оку орын окытушыларына арналран жэне жорары медициналык мектепте окытудын басты проблемасын керсетедг ЖОО-да жана форматтары жас мамандарды дайындау Yшiн, оларды окура Yйрету Yшiн жас окытушылар мектеб^ куру кажетплИ туындап отыр. Медициналык ЖОО-да жас окытушылар мектеб^ уйымдастыру кадрлык элеуетт беютуге, кузыретп-барытталран тэсiлдердi жэне б^м беру модели колдануды жетiлдiруге жэне бiрлескен педагогикалык кызметте жас мамандар мен тэжирибелi окытушылардын енiмдi эрекеттесу^ камтамасыз етуге мYмкiндiк бередг

Клт сездер: кадрлык элеует, медициналык б^м, компетентп-бардарланран тэст, кэаби даму

G. S. Kemelova, V. B. Molotov-Luchanskiy

SCHOOL FOR YOUNG TEACHERS: A LOOK INTO THE FUTURE

The article addressed to young teachers of medical university and performed core problems for them in teaching and learning process. The University staff tries to help young teachers to become qualified specialists. First step in this adaptation is organization of young teachers' school. The main aim of this course is training young teachers 'how to teach correctly', help them find their way in teaching process and organize friendly and positive environment in faculty, when qualified teacher becomes tutor and mentor for young one.

Keywords: human resources, medical education, competence-oriented approach, professional development

Медицине и экология, 2014, 4

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.