Научная статья на тему 'ШКОЛА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ШКОЛА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая социально-образовательная среда / медиадидактика / цифровая компетентность педагога / школа как центр развития цифровой культуры / digital socio-educational environment / media didactics / digital competence of a teacher / school as a center for the development of digital culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Галина Александровна

В статье актуализирована проблема освоения и грамотного применения цифровых ресурсов, формирования особой цифровой культуры, которая, становится сегодня одной из составляющих цифровой компетентности не только педагога, но и всех субъектов образования, обеспечивающих достижение планируемых результатов в соответствии с ФЕОС. Обозначены проблемы, затрудняющие успешность применения цифрового контента, в том числе связанные с низким уровнем знаний в области медиадидактики. Предложены характеристики цифровой компетентности педагога. Представлены возможные проблемы использования медиаинструментов в организации комфортной цифровой социально-образовательной среды. Обоснована необходимость разработки и внедрения программы развития общеобразовательной школы как центра развития цифровой культуры субъектов образовательных отношений, представлены цели данной программы, задачи и этапы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of mastering and competent use of digital resources, the formation of a special digital culture, which today becomes one of the components of the digital competence not only of the teacher, but also of all subjects of education, ensuring the achievement of the planned results in accordance with the Federal State Educational Standard. The problems hindering the success of the use of digital content, including those associated with a low level of knowledge in the field of media didactics, are identified. The characteristics of the digital competence of the teacher are proposed. Possible problems of using media tools in the organization of a comfortable digital socio-educational environment are presented. The necessity of developing and implementing a program for the development of a secondary school as a center for the development of digital culture of subjects of educational relations is substantiated, the goals of this program, tasks and stages of implementation are presented.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2001.-271 с.

5. Петухова, Е.И. Информационные технологии в образовании / Е.И. Петухова // Успехи современного естествознания. -2013.-№ 10.-С. 80-81

6. Рехлова, A.B. Дифференциация обучения на занятиях по иностранному языку / A.B. Рехлова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - № 52. - Том 10. - С. 138-140

7. Рубан, А.Г. История развития информационных технологий и информационно-коммуникационной среды / А.Г. Рубан // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 3-4. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15212 (дата обращения: 07.05.2023)

8. Чистяков, В.А. Понятие «Информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами» / В.А. Чистяков // Научный журнал КубГАУ. -2014. - №97. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-informatsionno-obrazovatelnye-tehnologii-i-ih-klassifikatsiya-pO" sposobu-vzaimodeystviya-uchaschihsya-s-informatsionno (дата обращения: 08.05.2023).

9. Шашков, В.В. История развития информационных технологий в образовании / В.В. Шашков // Вестник науки. -2018. -№9 (9).-Том 3.-С. 58-60

10. Яргулина, Г.Б. История информатизации отечественной системы образования во второй половине XX - начале XXI вв.: автореферат дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Яргулина Гульнара Буляковна. - Уфа, 2006. - 28 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ШКОЛА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье актуализирована проблема освоения и грамотного применения цифровых ресурсов, формирования особой - цифровой - культуры, которая, становится сегодня одной из составляющих цифровой компетентности не только педагога, но и всех субъектов образования, обеспечивающих достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС. Обозначены проблемы, затрудняющие успешность применения цифрового контента, в том числе связанные с низким уровнем знаний в области медиадидактики. Предложены характеристики цифровой компетентности педагога. Представлены возможные проблемы использования медиаинструментов в организации комфортной цифровой социально-образовательной среды. Обоснована необходимость разработки и внедрения программы развития общеобразовательной школы как центра развития цифровой культуры субъектов образовательных отношений, представлены цели данной программы, задачи и этапы реализации.

Ключевые слова: цифровая социально-образовательная среда; медиадидактика; цифровая компетентность педагога; школа как центр развития цифровой культуры.

Annotation. The article actualizes the problem of mastering and competent use of digital resources, the formation of a special digital culture, which today becomes one of the components of the digital competence not only of the teacher, but also of all subjects of education, ensuring the achievement of the planned results in accordance with the Federal State Educational Standard. The problems hindering the success of the use of digital content, including those associated with a low level of knowledge in the field of media didactics, are identified. The characteristics of the digital competence of the teacher are proposed. Possible problems of using media tools in the organization of a comfortable digital socio-educational environment are presented. The necessity of developing and implementing a program for the development of a secondary school as a center for the development of digital culture of subjects of educational relations is substantiated, the goals of this program, tasks and stages of implementation are presented.

Key words: digital socio-educational environment; media didactics; digital competence of a teacher; school as a center for the development of digital culture.

Введение. Создание единого цифрового информационного пространства взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, овладение ими цифровой культурой субъекта социально-образовательной среды является актуальным направлением развития школы. Взаимодействуя с обучающимися и их родителями, специалистами дополнительного образования, центров досуга и культуры, иными субъектами социума, сообщество педагогов становится носителем цифрового опыта образования. Качеством подготовки педагогического сообщества к построению эффективных коммуникаций с использованием цифровых инструментов определяет комфортность цифрового образовательного пространства в целом, а также является индикатором удовлетворенности данным контентом каждого из субъектов цифрового взаимодействия, а, следовательно, и индикатором реализации образовательных задач. Все это обусловливает необходимость разработки особой программы работы школы, направленной на формирование цифровой культуры всех ее субъектов.

Изложение основного материала статьи. Стремительное развитие цифровых ресурсов, информационных технологий, социальных сервисов и средств связи, а также активное внедрение их в современное образование актуализирует необходимость формирования и развития цифровой культуры субъектов образования. Современные векторы развития образования отражают важность воспитания поколения, способного грамотно воспринимать, оценивать и применять цифровую информацию [1; 2]. Обучающиеся и их родители должны владеть необходимыми знаниями о законах звукозрительного восприятия, межкультурной коммуникации, понятием инфо-этики и быть готовыми к безопасному общению в цифровой среде, которая должна стать гарантом их успешного сотрудничества.

Информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии, цифровые инструменты, цифра в образовании, цифровые ресурсы, электронное обучение... Данные формулировки уже давно никого не удивляют, они плотно вошли в нашу жизнь и не имеют сегодня даже возрастных рамок.

Однако приходится признать, что, применяя подобные формулировки, далеко не каждый понимает, о чем конкретно идет речь. Например, дистанционное обучение (ошибочно) связывается только с использованием дистанционных технологий, а те, в свою очередь, считаются (ошибочно) только технологиями с использованием ПК (персонального компьютера). Как и интерактивные технологии, которые большая часть взрослого населения (включая, разумеется,

педагогов образовательных организаций разных типов и видов, причем, независимо от возраста) продолжает считать технологиями, где применяется компьютер!!! Может быть, по аналогии с интерактивной доской?

Что уж говорить о цифровых инструментах, цифровых приложениях, платформах и порталах! Или о нынче «модной» геймификации...

Цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности человека XXI века требует от него определенной подготовки, способности быстро и грамотно ориентироваться в информационных потоках, цифровых приложениях и технологиях, реализуя в полной мере их возможности для решения как социально-бытовых, так и профессиональных задач. Материалы сайтов, платформ и порталов, иных электронных источников необходимой социально-педагогическому сообществу информации как для решения актуальных образовательных задач, так и доя построения стратегических ориентиров развития школы должны отвечать потребностям субъектов образования, быть надежными, проверенными, безопасными. Все больше времени и дети, и молодежь, и взрослые проводят в виртуальной среде - специфической среде, обладающей не только положительным потенциалом. Обеспечение надежности и безопасности цифрового контента, а также достижение эффективных коммуникаций в его переработке требует специальной подготовки педагогов. Именно учитель, школа становится транслятором опыта цифрового образования в широком смысле, источником знаний, цифровой культуры субъектов окружающего социума. Во многом это относится далеко не к авторским разработкам педагогов. Ссылаясь на недостаток времени, педагоги зачастую оправдывают себя, применяя в своей практической деятельности с детьми и родителями готовые информационно-дидактические материалы, наводняющие сомнительные сайты.

Говоря о развитии цифровой культуры, следует остановиться и на том, насколько часто общение педагога с родителями обучающихся, происходящее в виртуальной среде, удовлетворяет обе взаимодействующие стороны.

Таким образом, грамотное применение цифровых ресурсов, целеориентированное на удовлетворение потребностей субъектов образования, определяется особой - цифровой - культурой как одной из компонент цифровой компетентности всех субъектов образования, обеспечивающих достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС. Педагог не может действовать в одиночку. Школа обладает весомым потенциалом как центр развития цифровой культуры и может обеспечить условия, при которых субъекты образования будут говорить на одном языке - языке цифровых технологий.

Однако, признавая важность развития цифровой культуры, следует остановиться и на трудностях, нивелирующих успешность применения цифрового контента. Памятуя о том, что многое в данном случае зависит от школы, учителей как источников цифрового знания для иных субъектов общей образовательной деятельности, позволим себе соотнести возникающие проблемы с низким уровнем знаний педагогов в области медиадидактики. Знание основ медиадидактики обусловливает способность педагога к эффективному применению различных медиаинструментов в совместной работе с детьми и взрослыми. Следование принципам медиадидактики позволит избежать ошибок, даст возможность реализовать индивидуальный подход к субъектам образовательной среды, выстроить оптимальные стратегии коммуникации, в целом сделает социально-образовательный процесс интересным, безопасным, комфортным, обеспечивающим непрерывное приращение образовательных результатов обучающихся [6].

Современный педагог как непременный актор цифровой среды обесиечивает безопасность деятельности ее субъектов, формирует у них способность распознавать фейковую информацию и противостоять ее влиянию и т.п. Сегодня вопрос овладения цифровой культурой актуален как для детей, так и для взрослых, это сомнений не вызывает Г5; 71. Она -информационная цифровая культура - проявляется в различных аспектах, например, в умениях и навыках критического отношения к информации, полученной из разных источников; осторожного обращения с персональной информацией, распространяемой онлайн; в умении справляться с противоречиями между реальным и цифровым миром; способности уважать чужое мнение, соблюдать личные границы и нести ответственность за распространяемую в сети информацию.

Исследование проблем в сфере организации комфортной цифровой социально-образовательной среды [1; 2; 6] позволяет определить несколько страт: затруднения могут быть спровоцированы неумением педагога грамотно применять инструменты медиадидактики в работе с обучающимися и их родителями; могут быть обусловлены недостаточной мотивацией обучающихся, родителей и педагогов работать совместно в данном образовательном формате; могут стать следствием недостаточного технического оснащения школ, что не позволяет зачастую использовать цифровые инструменты в полную мощность.

Следует остановиться не только на методической, но и на психологической осведомленности педагога, знании им особенностей перцепции web-oбщeния. Цифровой формат отношений во многом обусловливает специфику все сторон общения. Предвидеть возникновение коммуникативных барьеров [3; 4], предусмотреть трудности, связанные с проблемами перцепции в условиях цифровизации, принять во внимание различные особенности субъектов интерактивного образования - все это должен уметь делать педагог.

Педагога современной школы, функционирующей и развивающейся в условиях цифровой социально-образовательной среды отличает умение преобразовывать то или иное содержание материала в медиаконтент, принимая во внимание его возможное искажение в формате web-инфopмaции для восприятия субъектов, в том числе разных возрастных категорий, умение организовать эффективную обратную связь в условиях дистанта, мотивировать субъектов к работе в особых условиях, работать в том числе над формированием и развитием их пе1-культуры. Это может выполнить только педагог, ориентированный на непрерывное профессионально-личностное приращение.

Обозначенные проблемы определили цель программы развития одной из подмосковных общеобразовательных школ: разработка и апробация модели единой цифровой социально-образовательной среды, направленной на становление и развитие цифровой культуры обучающихся и их родителей, определение механизмов ее функционирования в образовательной организации.

Задачи программы включали: развитие мотивации родителей к сотрудничеству со школой в освоении цифровых образовательных компетенций;

- организацию научно-исследовательской деятельности по проектированию и внедрению модели единой цифровой социально-образовательной среды;

- разработка технологии внедрения данной модели;

- создание условий для становления и развития цифровой компетентности обучающихся, педагогов, родителей.

Содержанием работы стало научное и информационно-методическое обеспечение деятельности МОУ «Средняя

общеобразовательная школа «Наши традиции» в рамках целевых приоритетов ее деятельности; разработка и внедрение модели единой цифровой социально-образовательной среды, целеориентированной на становление и развитие цифровой культуры обучающихся и их родителей, определение механизмов ее функционирования в образовательной организации; представление педагогическому сообществу апробированных практико-значимых методических материалов по теме работы (в материалах программ повышения квалификации, в пособиях, СМИ, на научно-практических конференциях и семинарах и др.).

Организационный этап работы включал выявление дефицитов в сфере цифровых компетенций субъектов образовательных отношений, разработку и реализацию системы мер, направленных на формирование их положительной мотивации в овладении цифровым инструментарием, разработку модели единой цифровой социально-образовательной среды, направленной на развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений, и технологии ее реализации. Этап реализации был связан с внедрением модели единой цифровой социально-образовательной среды школы, направленной на развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений.

На завершающем этап внедрения программы шла диагностика уровня достижения планируемых результатов; были выявлены проблемы, возникших в ходе реализации программы, разработаны коррекционные меры и пути их решения, подготовлен перспективный план дальнейший работы в этом направлении; были обобщены и представлены педагогической общественности практические наработки по проектированию и внедрению модели единой цифровой социально-образовательной среды, целенаправленной на становление и развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений.

В ходе внедрения программы была проведена серия региональных вебинаров, семинаров, мастер-классов и др. на тему «Школа как центр развития цифровой культуры субъектов образовательных отношений».

Педагоги школы приняли в обучающих семинарах, конференциях, круглых столах и др. мероприятиях по вопросам совершенствования профессиональной деятельности в сфере развития цифровой культуры обучающихся, педагогов и родителей.

Результатами работы стало следующее:

- описана и внедрена модель единой цифровой социально-образовательной среды, целенаправленной на становление и развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений;

- разработаны и апробированы эффективные практики внедрения модели единой цифровой социально-образовательной среды школы;

- подготовлено методическое обеспечение педагогов по вопросам развития цифровой культуры обучающихся и родителей в виде методических рекомендаций;

- обобщен и представлен педагогической общественности опыт по проектированию модели единой цифровой социально-образовательной среды, целенаправленной на становление и развитие цифровой культуры.

Выводы. Проектирование комфортной цифровой социально-образовательной среды, направленной на личностное развитие обучающихся в соответствие с требованиями нормативно-правовых документов в сфере современного российского образования, реалии жизни сегодняшней семьи и школы обозначает деятельность каждого субъекта образовательных отношений и как личностную активность по преобразованию этой самой среды и себя в ней как субъекта данной преобразуемой среды. В этом случае обеспечиваются условия личностной и профессиональной самореализации всех ее субъектов, а системообразующим элементом развития цифровой культуры социально-образовательной среды становится школа, педагоги, каждый учитель. Разработка модели единой цифровой социально-образовательной среды, определение механизмов ее реализации, учет возможностей, ресурсов и рисков внедрения - все это может обеспечить формирование и развитие цифровой культуры обучающихся, их родителей, педагогов при условии специфики социально-образовательного контента конкретной организации.

Литература:

1. Калимуллина, О.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И.В. Троценко // Открытое образование. - 2018. - № 22. -С. 61-73

2. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. - М: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Нечаев, М.П. Развитие воспитательной среды в условиях стандартизации образования: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, Г.А. Романова,-М.: АСОУ, 2019.

4. Нечаев, М.П. Директор в воспитательном процессе школы: монография / М.П. Нечаев, Г.А. Романова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 304 с.

5. Романова, Г.А. Медиадидактика и медиакомпетентность педагога: к трактовке понятий / Г.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -Вып. 74. -4.1. -С. 217-219

6. Романова, Г.А. Образовательные ресурсы и технологии нового поколения: к проблеме формирования необходимых компетенций / Г.А. Романова // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества = Teacher education in the context of transformation processes: resources and mechanisms to ensure sustainable development of society: сб. науч. ст. X Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10 ноября 2022 г. / Белорус. Гос. пед. ун-т им. Максима Танка ; под науч. ред. A.B. Позняк. - Минск: БГПУ, 2022. -С. 357-361

7. Романова, Г.А. Цифровизация в дополнительном образовании детей: вызовы, проблемы, находки / Г.А. Романова, И.В. Штанько // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски: монография. - Ялта: РИО ГПА, 2020. -С. 149-158

Педагогика

УДК 37.013.75

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Садовников Константин Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОМУ КУЗНЕЧНОМУ ДЕЛУ

Аннотация. В статье раскрывается авторская программа кружка по обучению кузнечному делу на примере технологии изготовления якутского ножа. По своей философии якутский нож является изделием, предназначенным исключительно для работы и творения. Сама конструкция ножа предопределяет это. Процесс изготовления якутского ножа состоит из определенных технологических операций. В соответствии с этими этапами изготовления якутского ножа мы разработали тематический план кружковых занятий и апробировали его. Программа базируется на общих и специальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.