Научная статья на тему 'Школа как фактор развития села'

Школа как фактор развития села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА / ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПРИРОДНАЯ СФЕРА / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ СЕЛА / А SOCIAL AND NATURAL SPHERE / RURAL SCHOOL / A FACTOR OF DEVELOPMENT / ECONOMY / TRADITIONS / EDUCATION / VILLAGE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

В статье определяется особый социальный статус сельской школы, рассматриваются причины, усиливающие влияние школы на развитие села, предлагаются направления и способы повышения влияния школы на развитие экономики села, сохранение и развитие народных традиций, организацию досуга и оздоровление сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School as a Factor of Village Development

In the article the special social status of rural school is defined, the reasons strengthening school influence on village development are considered, directions and ways to increase the school influence on development of village economy, preservation and development of national traditions, the organization of leisure and rural population sanitation are offered.

Текст научной работы на тему «Школа как фактор развития села»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013

Л. В. Байбородова

Школа как фактор развития села

В статье определяется особый социальный статус сельской школы, рассматриваются причины, усиливающие влияние школы на развитие села, предлагаются направления и способы повышения влияния школы на развитие экономики села, сохранение и развитие народных традиций, организацию досуга и оздоровление сельского населения.

Ключевые слова: сельская школа, фактор развития, экономика, традиции, социальная и природная сфера, образование, развитие села.

L. V. Baybarodova

School as а Factor of Village Development

In the article the special social status of rural school is defined, the reasons strengthening school influence on village development are considered, directions and ways to increase the school influence on development of village economy, preservation and development of national traditions, the organization of leisure and rural population sanitation are offered.

Key words: rural school, a factor of development, economy, traditions, а social and natural sphere, education, village development.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что школа оказывает существенное влияние на преобразование социума в самых разных направлениях. Такое влияние особенно заметно в сельской местности. Это позволяет утверждать, что сельская школа - важный фактор развития села.

Под фактором понимают причину, движущую силу развития процесса или явления. В этом случае речь идет о том, что общеобразовательная школа является движущей силой развития сельского социума.

Более сильное влияние школы в условиях села обусловлено тем, что в сельском социуме школа играет более значимую роль в жизни человека, его семьи, местного сообщества, чем школа в городе. Ее особый социальный статус определяется следующими причинами:

- экономическими (источник кадров для сельского хозяйства);

- социальными (сообщество тесно взаимодействующих в производстве и быту взрослых и детей);

- образовательными (школа часто является единственным образовательным учреждением на селе);

© Байбородова Л. В., 2011

- культурными (объединение на базе школы культурных ресурсов, сельской интеллигенции);

- нравственными (школа - центр сохранения, возрождения, развития культуры и традиций села);

- психологическими (место благоприятного, комфортного и безопасного пребывания детского и взрослого населения).

Что способствует усилению влияния сельской школы на развитие села?

Во-первых, на селе существуют большая зависимость, более тесные контакты между производством и школой, чем в городе. Различные предприятия, организации являются неформальными партнерами школы, порой они вынуждены сообща решать некоторые экономические и социальные вопросы. Вернутся ли выпускники школы в село после профессиональной подготовки, будут ли специалисты, способные решать местные экономические и хозяйственные задачи, - от этого зависит судьба предприятий, а значит - и будущее села. В то же время низкий уровень организации производства, отсутствие благоприятных условий труда, низкая заработная плата отбивают у школьников желание трудиться на местных предприятиях. Если

выпускники школ не возвращаются на село, возникает угроза сокращения производства или его закрытия.

Во-вторых, на селе сложились более глубокие, прочные, систематичные связи школы и сельского социума, что способствует более активному использованию ресурсов социума для организации обучения и воспитания детей. В свою очередь, повышение уровня образовательного и культурного уровня детей находит отражение в делах и событиях села.

В-третьих, автономность, замкнутость сельских поселений позволяют оказывать более сильное влияние на формирование общественного мнения селян, мобильно и оперативно организовывать их культурную, досуговую и оздоровительную деятельность.

В-четвертых, усилению влияния школы на социум способствует сосредоточенность, как правило, всей культурно-массовой работы с жителями на базе школы, которая часто становится единственным интеллектуальным, досуговым и оздоровительным центром на селе, выступает организатором всей системы дополнительного образования детей, школьников, взрослых.

На селе вполне естественно воспринимается участие местных специалистов, жителей в образовательном процессе школы, в проведении занятий по учебным дисциплинам, в организации кружков и проведении совместных мероприятий школы, местных культурных учреждений и администрации. Все это существенно влияет на образовательный и культурный уровень взрослого населения.

В-пятых, постоянное, устойчивое, более интенсивное, чем в городе, взаимодействие детского и взрослого населения позволяет объединять усилия для решения экономических и социальных проблем села. Во всех делах, праздниках и других мероприятиях участвуют взрослые и дети. Многие проблемы села, как правило, решаются сообща, так как судьба каждой семьи зависит от благосостояния села, эффективности местного производства.

В-шестых, на селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, более трепетное отношение к Родине и природе, сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива, устойчивы духовные и культурные традиции, которые являются важнейшим источником воспитания селян. Культурное наследие закрепляется,

развивается через систему учебно-воспитательной работы в школе.

В-седьмых, на селе более благоприятные экологические и природные условия для организации оздоровительной и досуговой деятельности жителей.

Следует отметить, что на селе по-прежнему велико влияние педагогического коллектива школы, который организует работу не только с детьми, но и населением, выступает организатором всех культурных событий и праздников.

Жизнь отдельной семьи, каждого человека на виду у всех жителей, общественное мнение является регулятором поведения и действий многих людей. В то же время заметна и ощутима роль каждого человека в общих делах, в жизни села. Наличие даже одного хорошего специалиста, увлеченного, творческого человека может повлиять на изменение образа жизни всего поселения, объединить взрослых и детей совместным творческим делом, например, когда увлеченный учитель физкультуры становится организатором спортивной работы всего поселения, школа с утра до позднего вечера является местом оздоровления жителей, взрослых и детей. Или педагог-организатор создает творческий коллектив, вокруг которого выстраивается вся досуговая деятельность людей на селе.

Таким образом, у сельской школы имеются благоприятные возможности для развития различных сфер жизнедеятельности людей. Она может оказывать существенное влияние на решение социально-экономических и культурно-оздоровительных проблем села.

Покажем, какими средствами и способами можно это осуществить.

Развитие экономики на селе зависит от того, как решаются школой задачи трудового воспитания детей, будущих сельских тружеников. Если будут подготовлены ответственные и грамотные хозяева земли, есть надежда на сохранение и развитие села. Важным условием решения этой задачи является целенаправленная учебно-воспитательная работа, которая организуется на уроке и во внеурочное время. В первую очередь необходимо учитывать возможности содержания всех учебных дисциплин, усиливая связь обучения с жизнью, практическую направленность учебной деятельности детей, ориентацию детей на сознательный, ответственный и созидательный труд на селе, используя возможности социума, краеведческий мате-

риал, местные трудовые достижения, человеческие ресурсы.

Эффективным средством подготовки труженика села является включение детей в различные объединения гражданского, экологического, краеведческого, трудового направления. Использование ресурсов дополнительного образования позволяет подготовить детей к жизни на селе, приобрести опыт ведения сельского хозяйства, стать успешными фермерами и умельцами. Профориентационная работа, предпрофильная подготовка и профильное обучение с привлечением авторитетных, состоявшихся специалистов, успешных жителей села помогают воспитать настоящего гражданина и труженика села.

Школа влияет на обогащение духовно-нравственных ценностей села, сохранение, восстановление народных традиций. Деятельность творческих и поисковых коллективов детей и взрослых, проведение праздников, использование местных обрядов способствуют духовно-нравственному развитию жителей села. Во многих селах, поселениях взрослые и дети создают краеведческие музеи, оформляют деревенские избы, позволяющие закреплять культурное наследие, развивать традиции и обогащать мир людей разных поколений.

Сельская школа - центр организации досуга детей и взрослых. На базе школы под руководством педагогов, а также специалистов дополнительного образования формируются творческие и клубные объединения, которые способствуют созданию положительной атмосферы на селе, обеспечивают занятость населения полезным делом, самореализацию и взаимодействие людей разных поколений, формируют потребность в здоровом образе жизни. Жизнедеятельность села зависит от состояния здоровья его жителей. Сельская школа берет на себя функцию здоровьесбережения детей и взрослых. Проблема укрепления и восстановления здоровья сельского населения является одной из актуальных еще и потому, что организация спортивной и оздоровительной работы позволяет включить местное население в полезную до-суговую деятельность. Центром такой деятельности на селе часто являются школы, имеющие соответствующую базу и выполняющие функцию дополнительного образования в этом направлении. Организаторами работы становятся учителя физкультуры, многие из которых постоянно развивают систему оздоровительной работы, охватывающую всех жителей,

создавая семейные спортивные объединения, кружки, секции, спортивные площадки.

Развитию села способствует приобщение жителей, специалистов, умельцев, творческих людей к организации дополнительного образования (ведению кружков, секций, подготовке и проведению отдельных занятий и мероприятий с детьми). Это, естественно, стимулирует самообразование взрослых, побуждает их к социально значимому поведению, активной созидательной деятельности, что, в целом, повышает образовательный уровень сельского населения. Педагоги школы проводят активную просветительскую работу среди населения по самым разным проблемам. Совместное творчество детей и взрослых в различных видах деятельности взаимно развивает и обогащает их, повышает уровень их культуры. Создаются уникальные творческие, исследовательские коллективы, результаты деятельности которых получают признание и высокую оценку общественности.

Большое место в сельских школах отводится экологической работе, в результате которой, сохраняется и улучшается природная среда. Дети с желанием участвуют в создании школьных лесничеств, экологических отрядов, отрядов юннатов в природоохранной деятельности. Школьники вносят большой вклад в сохранение лесных богатств, охрану водоемов, озеленение своих сел, решая вместе со взрослыми важные экологические проблемы.

Вышеизложенное показывает значительные возможности школы для решения социальных и экономических задач на селе. В то же время ресурсы школы как фактора развития села на практике реализуются не в полной мере, что обусловлено различными причинами, в том числе и независящими от учреждения. Например, ограничены возможности влияния школы на сохранение и развитие села при низком уровне производства или тем более его отсутствии, когда неизбежны отрицательные последствия, отражающиеся на всех сферах жизни населения. Тем не менее, школа может и должна взять на себя определенную ответственность в организации полноценной и достойной жизни молодежи и всего населения.

Изучение опыта социально-экономических и образовательных процесов различных регионов страны позволило выявить некоторые ресурсы влияния школы на развитие сельского социума и определить основные пути и средства повы-

шения эффективности деятельности школы как фактора развития села. Среди них:

- развитие социального партнерства на селе (инициатором которого может стать школа), направленного на изучение, выявление ресурсов местного социума, определение перспектив села, поиск путей его выживания и развития (разработка и реализация совместных социально-экономических проектов и программ, составление договоров о сотрудничестве, создание совместных органов государственно-общественного управления);

- практико-ориентированное обучение и воспитание школьников, обеспечивающие формирование активной гражданской созидательной позиции, чувства ответственности и гордости за то место, где родился (усиление практической направленности содержания учебного материала, его связи с будущими личными и профессиональными планами детей, самостоятельное решение социально значимых учебных задач, выполнение практических работ, учебных проектов, влияющих на благополучие села, связанных с производственными и сельскохозяйственными проблемами; повышение социальной значимости деятельности детей в объединениях и коллективах школы, учреждений дополнительного образования; более активное привлечение специалистов местных хозяйств, родителей к организации учебных занятий, профори-ентационной работе и др.);

- развитие сотрудничества взрослых и детей, организация их совместной деятельности, направленные на преобразование и улучшение окружающей среды (разработка и реализация детьми и взрослыми социальных проектов, предусматривающих улучшение жизни селян, сохранение и умножение культурного и природного богатства, например, очистка и восстановление водоемов, поиск способов повышения плодородия почв и т. п.; проведение праздников села, школы; создание совместных творческих, спортивных, художественных и других коллективов, объединяющих детей и родителей, жителей села);

- развитие взаимодействия школы и семьи с целью поднятия роли, статуса, престижа семьи в жизни села, его будущего; формирование взаимоуважительных отношений в семье между родителями и детьми, воспитание настоящего семьянина в процессе организации совместной деятельности, взаимодействия родителей и детей в учебном и внеучебном процессе (выпол-

нение совместных учебных заданий, решение творческих учебных задач, участие в семейных конкурсах и т. д.; организация конкурсов «Лучшая семья года», «Образцовая семья», «Самая дружная семья» и др.);

- изучение, выявление и оптимальное использование материальных, кадровых, культурных ресурсов села, всех его учреждений для организации дополнительного образования, досуга школьников, молодежи и всего населения (использование возможнотей специалистов образовательных учреждений, местных хозяйств и производств, умельцев, жителей, носителей народных традиций, их привлечение к организации постоянных и временных объединений, проведению праздников, созданию творческих коллективов детей, детей и взрослых);

- создание «передвижных» коллективов специалистов на базе муниципального района, которые по графику с учетом заказа родителей и детей организуют выезды в населенные пункты для формирования объединений детей и взрослых, руководства творческими коллективами, оказания квалифицированной помощи в проведении массовых мероприятий;

- привлечение кадровых и материальных ресурсов ближайших поселений, обмен специалистами;

- использование интернет-ресурсов школы для удовлетворения потребностей в дополнительном образовании детей и взрослых.

Таким образом, школа является важным фактором социально-экономического и культурно-образовательного развития села. Она способствует повышению образованности сельского населения, обогащению духовного и культурного потенциала села, сохранению и развитию положительных традиций сельских поселений, может существенно влиять на сокращение миграции сельского населения в город, повышение кадрового потенциала села, укрепление и развитие местного производства. В конкретном сельском образовательном учреждении или поселении имеются особые возможности и условия, поэтому в каждом случае важно определить соответствующую программу действий школы по повышению ее положительного влияния на жизнедеятельность села.

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе [Текст] : учеб. пособ. / Л. В. Байбородова. -

Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004. - 357 с. 3. Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети

2. Гурьянова, М. П. Сельская школа и общеобразовательных учреждений села [Текст]

социальная педагогика [Текст] : пособ. для : метод. реком. / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов. -

педагогов / М. П. Гурьянова. - Минск : М. : ИСПР РАО, 2003. - 191 с. Амалфея, 2002. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.