Научная статья на тему 'ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ИМЕНИ В.Г. ЗАХАРЧЕНКО И ЕЕ РОЛЬ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО ВОЙСКОВОГО ПЕВЧЕСКОГО ХОРА'

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ИМЕНИ В.Г. ЗАХАРЧЕНКО И ЕЕ РОЛЬ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО ВОЙСКОВОГО ПЕВЧЕСКОГО ХОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНСКИЙ ВОЙСКОВОЙ ПЕВЧЕСКИЙ ХОР / КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Албанов Иван Алексеевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы популяризации традиций Кубанского войскового певческого хора в современном культуротворческом пространстве школы-интерната для одаренных детей им. В.Г. Захарченко. Автор подчеркивает, что создание и становление данного учебного заведения неразрывно связано с этим хором. Культурологический подход к исследованию обозначенной проблемы позволил проанализировать духовные традиции Кубанского казачьего хора и определить их влияние на образовательный процесс учебной организации. Сохранение и популяризация традиций певческого хора, проявившихся в исторических, культурологических, художественных и образовательных формах, показывают обширное видение духовно-культурного контекста сбережения народных традиций, а также содействует верной оценке аксиологической роли, места и значения дополнительного образования в сфере искусств при развития современного социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.G. ZAKHARCHENKO BOARDING SCHOOL FOR GIFTED CHILDREN AND ITS ROLE IN POPULARIZING THE TRADITIONS OF THE KUBAN MILITARY SINGING CHOIR

Issues of popularizing the traditions of the Kuban Military Singing Choir in the modern cultural and creative space of the boarding school for gifted children named after V.G. Zakharchenko are considered in the present paper. The paper emphasizes that the founding and establishment of this institution - Boarding School for gifted children named after V.G. Zakharchenko is inextricably linked with Kuban Cossack Choir. The culturological approach to the study of this problem made it possible to analyze the spiritual traditions of the Kuban Cossack choir and determine their influence on the educational process of the educational institution under study. Preservation and popularization of the Kuban Military Singing Choir traditions, manifested in historical, culturological, artistic and educational forms, reveals an extensive vision of the spiritual and cultural context of the preservation of folk traditions, as well as contributes to the correct assessment of the axiological role, place and importance of supplementary education in the field of arts towards the elaboration of modern socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ИМЕНИ В.Г. ЗАХАРЧЕНКО И ЕЕ РОЛЬ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО ВОЙСКОВОГО ПЕВЧЕСКОГО ХОРА»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 10. С. 82-86. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 10. P. 82-86.

Научная статья

УДК 374:398.8(282.247.38)

https://doi.org/10.24158fik.2021.10.14

Школа-интернат для одаренных детей имени В.Г. Захарченко и ее роль в популяризации традиций Кубанского войскового певческого хора

Иван Алексеевич Албанов

Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Россия, iaalbanof@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0112-119X

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы популяризации традиций Кубанского войскового певческого хора в современном культуротворческом пространстве школы-интерната для одаренных детей им. В.Г. Захарченко. Автор подчеркивает, что создание и становление данного учебного заведения неразрывно связано с этим хором. Культурологический подход к исследованию обозначенной проблемы позволил проанализировать духовные традиции Кубанского казачьего хора и определить их влияние на образовательный процесс учебной организации. Сохранение и популяризация традиций певческого хора, проявившихся в исторических, культурологических, художественных и образовательных формах, показывают обширное видение духовно-культурного контекста сбережения народных традиций, а также содействует верной оценке аксиологической роли, места и значения дополнительного образования в сфере искусств при развития современного социокультурного пространства.

Ключевые слова: Кубанский войсковой певческий хор, Кубанский казачий хор, школа-интернат, традиционная культура, фольклор, народное искусство, культурные ценности

Для цитирования: Албанов И.А. Школа-интернат для одаренных детей имени В.Г. Захарченко и ее роль в популяризации традиций Кубанского войскового певческого хора // Общество: философия, история, культура. 2021. № 10. С. 82-86. https://doi.org/10.24158/fik.2021.10.14.

Original article

V.G. Zakharchenko boarding school for gifted children and its role in popularizing the traditions of the Kuban Military Singing Choir

Ivan A. Albanov

Krasnodar State Institute of Culture and Arts, Krasnodar, Russia, iaalbanof@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0112-119X

Abstract. Issues of popularizing the traditions of the Kuban Military Singing Choir in the modern cultural and creative space of the boarding school for gifted children named after V.G. Zakharchenko are considered in the present paper. The paper emphasizes that the founding and establishment of this institution - Boarding School for gifted children named after V.G. Zakharchenko is inextricably linked with Kuban Cossack Choir. The culturological approach to the study of this problem made it possible to analyze the spiritual traditions of the Kuban Cossack choir and determine their influence on the educational process of the educational institution under study. Preservation and popularization of the Kuban Military Singing Choir traditions, manifested in historical, culturological, artistic and educational forms, reveals an extensive vision of the spiritual and cultural context of the preservation of folk traditions, as well as contributes to the correct assessment of the axiological role, place and importance of supplementary education in the field of arts towards the elaboration of modern socio-cultural space.

Keywords: Kuban Military Singing Choir, Kuban Cossack Choir, boarding school, traditional culture, folklore, folk art, cultural values

For citation: Albanov I.A. V.G. Zakharchenko boarding school for gifted children and its role in popularizing the traditions of the Kuban Military Singing Choir // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 10. P. 82-86. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.10.14.

Исследование популяризации традиций Кубанского войскового певческого хора в современном культуротворческом пространстве школы-интерната для одаренных детей им. В.Г. Захарченко актуализировано двумя событиями, которые отмечаются осенью 2021 г.: 210 лет назад создан певческий хор, 30 лет назад - школа-интернат народного искусства. Обращение к обозначенной тематике обусловлено неоспоримой ценностью народной культуры - основы классического искусства, которое может гармонично развиваться и выполнять свои функции лишь при условии постоянного взаимодействия с устоями. В рамках академического образования изучение народного творчества и популяризация традиций занимают важное место. В школе-интернате сегодня созданы условия для определения новой формы обучения, опирающегося на традиционную культуру.

© Албанов И.А., 2021

Историко-культурный анализ развития традиционной культуры Кубани позволил выявить место певческих хоров в ее популяризации, а также сформулировать утверждение, что уже в первые десятилетия XIX столетия в регионе сформировалась основа для становления музыкальной культуры и хорового пения. Как свидетельствуют архивные источники, казачество, пришедшее в этот регион, сначала строило церковные здания. К началу XIX в. здесь было возведено более 30 таких строений. Каждая церковь имела свой хор. Это были стихийные объединения, в которых под руководством священника пели сами верующие [1, с. 38-39].

Исследуя историю Кубани, Ф. Щербина отметил особенности ее столицы - Екатеринодара: крепость с пушками, большая площадь и войсковой хор. Именно этот коллектив можно назвать началом церковного пения кубанского казачества [2]. В историческом очерке, посвященном 100-летию войсковых певческого и музыкантского хоров Кубанского казачьего войска, есаул И. Кияшко указывал, что в первые годы переселения на Кубань, которые были связаны с хлопотами по обустройству на новом месте и борьбой с новыми врагами - адыгами, людям сложно было проявлять любовь к пению. В дальнейшем, наладив быт и выстроив защиту, казаки учредили названные коллективы [3].

Инициативу по созданию хора проявил протоиерей К.В. Россинский - известный кубанский просветитель. Он направил войсковому атаману прошение о необходимости создать в местной церкви певческий коллектив. Оно получило одобрение у атамана Ф. Бурсака и членов канцелярии, и в 1810 г. в Екатеринодаре началась деятельность хора, который вскоре стал штатной единицей войска. С ходатайством о расширении протоирей снова обратился к атаману и попросил включить в его состав «певчих из казачьих детей», что позволило бы исполнять восьмиголосье. Исторические документы показали, что к 1830 г. коллектив насчитывал 30 человек. Особо выделяли певчих М. Бу-даршикова (бас), О. Лопату (альт), а также дискантов С. Дмитриенко, П. Сахно, А. Кучера [4, с. 87].

Дети, которые входили в хор, находились на содержании войска. Их обучали грамоте, пению по нотам, игре на музыкальном инструменте. Работа в коллективе означала особый статус во время войны и засчитывалась в срок действительной службы. Певчие повышались по службе и в воинских званиях.

Певческий хор был известен далеко за пределами Кубани. В 1838 г. распоряжением регента коллектива Г.Г. Пентюхова четырех лучших певчих - Ивана Гупало, Ефима Фисенко, Аре-фия Жагло, Михаила Кравченко - посылали в Тифлис, чтобы оказать творческую помощь местной церкви. Об этом хоре тепло отзывался наместник Кавказа князь М.С. Воронцов и ставил его в пример другим коллективам. Император Александр II, посетив войско в 1861 г., отметил выступление коллектива как замечательное и стройное по исполнению. Александр III при осмотре состояния войска в сентябре 1888 г., похвалив хор, дал указание войсковому начальству расширить и улучшить его.

Репертуар был разнообразным. Он включал культовые сочинения, светские хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сочинения духовного содержания, народные песни в обработке кубанских хормейстеров [5]. Хор полюбили екатеринодарцы, которые посещали собор, чтобы послушать пение. Этот коллектив как символ Кубанского казачьего войска более двух веков находился в его штате, играя важную роль по формированию, сохранению и популяризации традиций кубанского и российского хорового творчества.

Итак, природная музыкальность черноморских казаков привела к созданию войсковых музыкантского и певческого хоров, которые, осуществляя культурную миссию, стали основой «нравственного отдыха и духовного утешения боевых казаков», поддерживая и развивая музыкальные дарования, особенно детей. Популяризируя музыкальное искусство, коллективы занимались распространением духовной и нравственной культуры среди населения Кубани. Это были единственные организации, готовившие профессиональных музыкантов. Вместе с хором в войске появились учителя пения для начальных и средних учебных заведений, педагоги по обучению игре на музыкальных инструментах, регенты церковных коллективов и понимающих хоровое пение казаков [6].

Творческая эстафета от этого коллектива перешла к Кубанскому государственному казачьему хору, который выступил его правопреемником. На протяжении всей деятельности данный коллектив пропагандирует духовное наследие, накопленное казачеством. Кубанский казачий хор стал духовным, интеллектуальным, художественным пространством, формированием которого уже много лет занимается Виктор Гаврилович Захарченко - одаренный и работоспособный человек, умудренный жизнью, прекрасно знающий местную хоровую культуру.

История хора доказывает известную истину, что в художественном творчестве всеобщее связано с уникальным, традиционное - с новым, современным. Оно живет мудростью прошлых поколений и движением вперед благодаря новым сочинениям.

Накопление культурного наследия происходит как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали оно связано с преемственностью, передачей ценностей культуры от одного поко-

ления к другому, которые не просто передаются, но и сохраняются в течение длительного времени (народное творчество, традиции, обычаи, обряды и др.). В них отражаются особенности народа, его уровень развития и качество жизни [7, с. 11]. В рамках накопления по горизонтали в народном творчестве Кубани особое место принадлежит художественным ценностям - пластам музыкального фольклора.

Важная роль в сохранении культурного наследия региона отводится деятельности В.Г. За-харченко, который постоянно акцентирует внимание на масштабном возрождении традиционной народной культуры Кубани, обладающей богатейшим духовным потенциалом, столь актуальным для нашего времени [8]. В связи с этим в 1985 г. при Кубанском казачьем хоре был создан детский хоровой коллектив под управлением Н.В. Безугловой. Его работа показала необходимость охвата всех направлений народного искусства для более глубокого изучения кубанского фольклора. Возникла потребность обучать детей не только народному хоровому пению, но и народным танцам, игре на народных инструментах, знакомить их с декоративно-прикладным искусством. Организацией воплощения этих идей активно занимался Виктор Гаврилович [9].

Далее, в 1990 г., открыты Центр народной культуры Кубани и Студия традиционного творчества, а в 1992 г. - Школа народного искусства, которая стала спутником казачьего хора. В 1995 г. ей выделили здание дворца культуры, куда она переехала и стала называться Краевая детская экспериментальная школа народного искусства (КДЭСОШНИ). Именно тогда в одном образовательном учреждении объединились две учебные программы - среднего общего образования и дополнительного образования детей в области культуры и искусства [10, с. 40].

Этот коллектив стал специализированным учебным заведением профиля традиционного народного искусства. Он выполняет две главные функции: осуществляет эстетическое воспитание детей, приобщая их к народному творчеству, и реализует специальную подготовку в области традиционной культуры одаренных детей, выделенных в специальные классы и группы, которые в последующем получают возможность профессионально заниматься изучением, сохранением и развитием традиционной культуры. По существу, было создано учебное заведение нового типа, отличающееся от традиционного академического. Оно органично вошло в систему дополнительного образования - социокультурного института, имеющего специфические особенности в структуре образовательного комплекса, богатую историю, логику развития.

Сегодня обучение и воспитание средствами традиционной культуры активно внедряется в образовательное пространство России и ее регионов. Сформулирована приоритетная задача государства в области дополнительного образования - развитие высоконравственной личности ребенка на основе традиционных духовных ценностей, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества [11].

Основной целью такой системы является творческое развитие личности ребенка с опорой на его общественно полезную деятельность на базе неполного или основного общего образования. В связи с этим главными задачами школы стали создание необходимых условий для удовлетворения потребностей детей в приобретении знаний, умений, навыков и компетенций искусства, выявление степени одаренности обучаемых и формирование у них профессиональной направленности [12].

Преимущество подобного учебного заведения состоит в том, что оно является площадкой для массового художественного воспитания средствами народного искусства и обеспечивает формирование механизмов, поддерживающих сохранение традиций народной культуры Кубани. В частности, организация создает в городской среде условия для осуществления культурной преемственности в области традиционной культуры; формирует своими средствами национальное самосознание детей в условиях маргинальной среды; воспитывает гармонично развитую личность на базе традиционной и профессиональной культуры; формирует у детей представления о значимости и специфике народного искусства и традиционной культуры; развивает художественно-творческие способности в разных областях народного творчества с учетом особенностей региона; разрабатывает и внедряет комплексные воспитательно-образовательные учебные программы, основанные на разнообразных блоках, видах и жанрах традиционной культуры; поэтапно, с учетом половозрастных особенностей детей, обеспечивает практическое освоение учащимися ядра славянской традиции; моделирует учебно-воспитательный процесс на базе календарного цикла [13].

В экспериментальной школе учащиеся заняты на концертных мероприятиях, международных и всероссийских детских фольклорных конкурсах и фестивалях, которые наиболее значимы для популяризации кубанского народного творчества. Особое внимание в учебном заведении уделяется хоровому пению. Применяются дополнительные профессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и «Хоровое пение».

Школа активно занимается реализацией регионального культурно-образовательного компонента, направленного на углубление и уточнение содержания образования по дополнительным программам допрофессионального и общего развития. Актуализируются такие целевые компоненты, как воспитание разносторонней личности учащегося, знающего и уважающего историю, культуру, национальные традиции поликультурного пространства Кубани, формируется уважение к обычаям и культурным ценностям народов, проживающих в регионе. В современном образовательном пространстве школы реализуется и региональный культурно-образовательный компонент, отвечающий за патриотическое, гражданское, нравственное, эстетическое направления воспитания детей.

Роль этого учебного заведения в популяризации традиций Кубанского военного певческого хора неоспорима. Здесь созданы все условия для формирования художественного вкуса детей, их уважения к истории и культуре Кубани. В стенах учреждения воспитывается личность активного участника межкультурной коммуникации, способного достойно представлять себя и Родину на разных конкурсах. Углубленное художественно-эстетическое воспитание осуществляется на основе изучения народного искусства России и Кубани. Воспитывается поколение, знающее традиции и обычаи своего народа, развиваются интерес к казачьей фольклорной традиции, творческие способности к поисковой, исследовательской, проектной деятельности по изучению исторических источников. Приобщение обучаемых к культуре, искусству, способам художественного самовыражения происходит на примерах творчества земляков - известных деятелей науки и культуры, представителей всех национальностей, что обеспечивает формирование собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Содержание процесса дополнительного образования детей влияет на особенности программы общего образования, также направленной на сохранение и популяризацию народной культуры. Поставленные задачи решаются через внедрение в учебно-образовательный процесс школы различных курсов:

- кубанское наречие (формирование интереса к изучению языка славянских первопоселенцев Кубани);

- народные ремесла (знакомство с историей народного декоративно-прикладного искусства Кубани, изучение творчества народных мастеров);

- работа с природным материалом (приобретение навыков традиционных кубанских ремесел: вышивки, ткачества, вязания, плетения из сухих трав, соломы, камыша, рогоза и др.);

- народное творчество (изучение народных песен, обрядов и традиций Кубани и народов Северного Кавказа);

- учебная дисциплина «Народно-сценический танец», в рамках которой изучаются жанровое многообразие казачьей танцевальной культуры, стиль и манеры исполнения казачьих хореографических композиций.

Деятельность по реализации регионального культурно-образовательного компонента в школе строится на принципах систематичности, доступности, наглядности, разнообразия учебно-творческого материала, связи дидактического материала с учебной, воспитательной и творческой работой. Немаловажную роль играет освоение учащимися произведений кубанских авторов В. Захарченко Г. Пономаренко, Н. Кубаря, Г. Гальперина, В. Модзолевского, В. Копылова, Л. Милова-нова, Б. Межакова, В. Магдалица, Б. Целковникова, А. Селезнева и др. Повышению эффективности данного направления работы способствуют участие школьников и преподавателей в фестивалях и выставках народного художественного творчества, а также совместные концерты с Кубанским казачьим хором на краснодарской сцене и сцене Государственного Кремлевского дворца.

Культурная и просветительская деятельность Кубанского государственного казачьего хора вносила и продолжает вносить большой вклад в сохранение и развитие традиций отечественной культуры, духовное и нравственное развитие населения как внутри страны, так и за ее пределами. В настоящее время народная культура, которая долгое время держалась на энтузиазме казаков, получила поддержку государства, что способствует ее укреплению и популяризации в обществе. Активно создаются и реализуются в творчестве коллективы казачьей песни и танца, которые пропагандируют это искусство.

Историко-культурный анализ становления, развития и популяризации традиций Кубанского войскового певческого хора от зарождения до сегодняшнего дня позволяет сделать вывод, что хоровая народная казачья культура является важной составляющей в общей системе воспитания детей и имеет такие устойчивые характеристики, как традиционность, этничность, социальность, включает духовный и материальный аспекты жизнедеятельности людей [14]. Важно отметить, что текущая социокультурная ситуация на фоне проблем, связанных с пандемией, не должна привести к утрате такого свойства народной культуры, как коллективность творчества.

С данной проблемой можно справиться, опираясь на объединение усилий всех образовательных институтов, семьи, учреждений культуры.

Культурологическое осмысление проблемы сохранения и популяризации традиций исследуемых коллективов показало актуальность изучения духовно-культурного наследия, его исторических, культурологических, художественных и образовательных форм. Сохранение народных традиций способствует адекватному пониманию аксиологической роли дополнительного образования в сфере искусства для развития и воспитания детей.

Таким образом, основополагающий аспект деятельности детской школы народного искусства - формирование успешной личности, адаптирующейся к любым изменениям окружающей среды (социальной, природной), адекватно оценивающей свои способности и возможности, стремящейся к вершинам профессионального и жизненного успеха. Особо важным в контексте данного анализа является вывод, что обращение к традициям хорового пения в школе-интернате для одаренных детей им. В.Г. Захарченко обеспечивает духовное взаимодействие и объединение людей, позволяет формировать современное общество на основе внутренней духовной и нравственной связи между людьми в процессе творчества.

Следует отметить, что в одной статье невозможно раскрыть все аспекты рассматриваемой проблемы ввиду ее многогранности. На наш взгляд, необходимо совершенствовать методы и технологии сохранения и популяризации хоровой культуры Кубани в сфере дополнительного образования детей.

Список источников:

1. Лях В.И. Музыкальное искусство Кубани : лекции и инструментарий учебного курса : учеб. пособ. Краснодар, 2006. 236 с.

2. Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар, 1997. 447 с.

3. Из истории Кубанского казачьего хора. 200 лет : материалы и очерки / сост. и общ. ред. В.Г. Захарченко. Краснодар, 2012. 439 с.

4. Лях В.И. Музыкальное искусство ... С. 87.

5. Лях В.И. Просвещение и культура ...

6. Лях В.И.: 1) Музыкальное искусство ... ; 2) Просвещение и культура ...

7. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI в. : учеб. пособ. для студентов вузов. М., 2003. 301 с.

8. О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае [Электронный ресурс] : закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1264-КЗ // Правовые акты Краснодарского края. URL: https://krasnodarpravo.ru/zakon/2007-06-28-n-1264-kz (30.09.2021).

9. Захарченко В.Г. Связь времен. Беречь духовные традиции народа // Кубань. 1990. № 6. С. 45-49 ; Захарченко В.Г., Соколова Т.В. Народно-песенная культура Кубани как средство воспитания детей и молодежи на современном этапе // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 2 (73). С. 88-91.

10. Дроздова Д.Р. Система художественного образования школьников // Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя. Управление : мат-лы XIII Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2013. С. 38-42.

11. Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Саетович Д.Н. Концепция развития детской экспериментальной школы народного искусства Государственного Кубанского казачьего хора. Краснодар, 1998.

14. Никитин М.Н. Культурно-просветительская деятельность казачьих хоровых коллективов в России // Культура: теория и практика. 2015. № 6 (9). С. 10.

Информация об авторе И.А. Албанов - заслуженный деятель искусств Кубани, директор средней общеобразовательной школы-интерната народного искусства для одаренных детей имени В.Г. Захарченко, аспирант Краснодарского государственного института культуры, Краснодар, Россия.

Information about the author I.A. Albanov - Honored Art Worker of Kuban, Director of the Secondary Folk Art Boarding School for gifted children named after V.G. Zakharchenko, PhD student, Krasnodar State Institute of Culture and Art, Krasnodar, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.09.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 07.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.