ШКО ЛА И КЛУБ КАК ПАРТНЁРЫ регионального развития
Елена Александровна Николаенко,
научный сотрудник Центра государственного сектора экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» e-mail: [email protected]
Школа даёт общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, ранней профориентации способствует дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в определённом объёме в соответствии с государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально из-за его многообразия, разнонаправленности, вариативности, с учётом этнокультурных особенностей.
• дополнительное образование • культурная политика • культурные центры
д
ети выбирают то, что соответствует их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно даёт возможность жить полноценной жизнью, реализовать себя, помогает раннему самоопределению. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Культурная политика
Правительством РФ 4 сентября 2014 г. была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, в результате реализации которой к 2020 году ожидается, что по дополнительным общеобразовательным программам будут заниматься не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В этой задаче — развитии личности, способностей ребёнка должны участвовать и культурно-досуговые учреждения. В Основах государственной культурной политики, утверждённых Указом Президентом РФ в декабре 2014 года, определяющих главные направления государственной культурной политики в предстоящий период, поставлена задача усилить роль организаций культуры, в том числе домов культуры и клубов, в историческом и культурном просвещении и воспитании.
Культурно-досуговая деятельность в стране в последние годы значительно изменилась: изменились её форма и содержание, расширились формы частно-государственного партнёрства и источники финансирования, произошла реорганизация культурно-досуго-вых учреждений. С появлением негосударственных, частных или
общественных учреждений культуры и досуга в целом число культурно-досуговых учреждений значительно возросло, но сократилась сеть ведомственных, профсоюзных клубов и домов культуры, детских до-суговых учреждений. Сократились многие направления деятельности, например: уменьшилось количество кружков технического и гуманитарного творчества, художественной самодеятельности разных жанров, клубов по интересам.
Цифры и факты
Однако в статистической базе Росстата можно найти только данные о деятельности государственных клубных учреждений, которые на данный момент составляют лишь незначительную часть клубно-досуговой сферы страны. В России в 2000 году насчитывалось 54,8 тысяч культурно-досуговых учреждений региональных и муниципальных органов культуры и других ведомств, в них — 370,2 тыс. клубных формирований и 6 млн человек — участников этих формирований. В 2013 году число учреждений такого рода сократилось до 42,4 за счёт учреждений всех ведомств, в том числе и Минкультуры России, в то же время число клубных формирований выросло до 410,0 тыс. Общее число участников в клубных формированиях составило 6,1 млн человек.
Число клубно-досуговых учреждений Мин-культуры России в 2000 году составляло 52,3 тысяч единиц (95,4% от учреждений всех ведомств), клубных формирований — 343,1 тыс. единиц и 5,2 млн участников. В 2013 году — 41,7 тысяч клубно-досуго-вых учреждений, но они составляли уже 98,3% учреждений всех ведомств России. Число клубных формирований возросло до 400,1 тыс. единиц, а численность их участников — до 5,9 млн человек.
Сеть клубно-досуговых учреждений по регионам России размещена крайне неравно-
мерно. Так, в Чукотском автономном округе таких учреждений 8, в Республике Ингушетия — 12, в Республике Башкортостан — 2 234, в Ростовской области — 1 296. И если в среднем по России в 2013 году на одно клубно-досуговое учреждение приходилось 3,4 тыс. жителей, то в Москве — 137,7 тыс., в Республике Алтай — 1,1. Некоторые районы имеют развитую инфраструктуру, обеспечивая население услугами, в то время как другие явно плохо оснащены.
Работа клубов в недалёком прошлом была в основном ориентирована на детскую аудиторию: доля детских клубных формирований в 2010 году составляла более 52 % Однако в последнее время доля детских клубных коллективов (кружков, объединений, клубов по интересам и т. д.) снизилась и по данным Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры РФ за 2013 год составляла в целом по России около 48%. Сократилась и численность детей, занимающихся в этих коллективах. В некоторых регионах очевидна тенденция снижения посещаемости детей, кружков самодеятельного народного творчества и развлекательных программ, что играет немаловажную роль в формировании личности. Сегодня среди подростков наибольшую популярность получают новые виды услуг, например: квест-дискотеки, фотокроссы, аквагрим, видеобитвы, гитар-па-ти, но далеко не во всех клубных учреждениях можно их организовать.
Однако, несмотря на социально-экономические и демографические трудности, не во всех регионах России за этот период сокращалось число клубных формирований для детьми и численность их участников. В Республике Алтай, Хабаровском крае, Ленинградской области, Ненецком автономном округе и г. Санкт-Петербурге число таких клубных формирований и их участников даже увеличилось, хотя и не на много, и в конечном итоге, несмотря на это увеличение, доля
детских клубных формирований во всех клубных формированиях в этих регионах за четыре года сократилась: в Республике Алтай с 45,5% в 2010 году до 44% в 2013 году, в Хабаровском крае — с 54,1% до 50,4%, в Ленинградской области — с 48,6% до 48,2%, в Ненецком автономном округе — с 46,8% до 42,6%, в г. Санкт-Петербурге — с 58,1% до 54,3% соответственно.
Региональные власти по-разному относятся к проблеме детей и подростков в клубных формированиях. Конечно, это связано со многими причинами: экономическими, демографическими, социальными и т.д. В основном ребята занимаются в клубах, кружках по месту жительства, в пределах муниципального округа. Однако доля детей и подростков, участвующих в клубных формированиях, различается в субъектах РФ на порядок, от 1,2% в Республике Ингушетии до 43,1% в Еврейской автономной области. В целом по России доля населения нетрудоспособного возраста, участвующего в клубных формированиях, составляет 11,1%. (Охват детей и подростков клубно-досуговыми учреждениями в регионе был рассчитан исходя из численности населения моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно).
Низкие показатели охвата детей и подростков в определённом регионе могут также означать, что они занимаются не только в кружках и самодеятельных коллективах при домах культуры и клубах: в столичных городах у них есть много альтернативных мест для занятий дополнительным образованием.
Клубные учреждения
Недостаточное финансирование муниципальных клубов, несовершенство нормативно-правовой базы, слабое материально-техническое оснащение, социальная незащищённость клубных работников и, как следствие, низкий престиж клубного учреждения и клубного специалиста — основные причины сложной ситуации в сфере клубного досуга не только детского контингента, но и взрослой аудитории.
Обратим внимание и на архитектурно-пространственную атмосферу дворцов культуры и клубов: качественная архитектурная и предметная среда воспитывает вкус, желание заниматься в красивых, чистых помещениях.
В клубных учреждениях расширяется деятельность профессионального образования: есть программы иностранного языка, пения, танцев, создаются компьютерные классы, кружки научно-технического творчества. Это помогает подросткам определиться в их дальнейшей профессиональной карьере. Клубы проводят в школах концерты, тематические вечера, лекции и другие мероприятия.
На основании Закона «Об образовании в РФ» можно заключать договоры между участниками при сетевой форме реализации образовательных программ. В статье 15 части 3 закона чётко прописано, что они должны включать: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (её части), статус учащихся, правила приёма; условия и порядок образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия; характер и объём ресурсов, используемых каждой организацией; выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации; срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Исходя из возможностей, предоставленных законом № 273-ФЗ, школы и клубные учреждения взаимодействуют в договорной форме, создавая учебно-воспитательные объединения (комплексы); открывают филиалы на базе школ. Клубные учреждения могут помочь в создании центров дополнительного образования в школах, в разработке и реализации совместных образовательных и культурно-досуговых программ, в повышении педагогической
квалификации педагогов дополнительного образования и учителей.
Программы
Особое внимание должно уделяться программам научно-технического творчества, которые имеют социальный смысл, помогают в определении дальнейшей профессиональной карьеры подростка. Однако возможность реализовать такие программы есть далеко не во всех клубно-досуговых учреждениях, особенно в сельской местности. Для них необходимы материальные и кадровые ресурсы, помощь региональных властей. Например, в 2013 году 15 сельских многофункциональных культурных комплексов Якутии получили грантовую поддержку в форме субсидий в размере 3 миллионов рублей. Грантовая поддержка должна укрепить материально-техническую базу муниципальных учреждений культуры сельских поселений, способствовать внедрению современных технологий. Источник финансирования — подпрограмма «Адресная поддержка культуры и искусства» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012—2016 годы».
В качестве примера программы научно-технического творчества приведём программу «Техношкола», которая осуществляется совместно с ДК «Зодчие» г. Москвы, Московским отделением Союза машиностроителей России. Этот проект был реализован при помощи грантовой поддержки Департамента культуры г. Москвы. Программа «Техношкола» направлена на ознакомление школьников с современным промышленным производством. Первая её часть — экскурсионная: ребята видят, как собирают двигатели современных боевых самолётов, узнают, как строится оборонная промышленность России, знакомятся с людьми, занятыми в промышленной отрасли. Второй этап — моделирование: участники программы из подручных материалов конструируют
летательные аппараты. На этом этапе культурный центр, работодатель и школа работают в тесном сотрудничестве и помогают ученику не только выявить свои способности, но и «заточить» их под конкретные предприятия, учат думать и действовать в условиях реального производства. На выставке-конкурсе победители получают призы, а все участники — памятные сувениры.
Культурный центр «ЗИЛ»
Активная работа с детской и подростко-
о о ♦♦ ТУ4
вой аудиторией ведется в Культурном центре «ЗИЛ» в Москве — крупнейшем современном культурном центре городского масштаба. Занятия ведутся по многим направлениям: танец, театр, фольклор, вокал, изобразительное искусство, скульптура, курс цифровой фотографии, hand-made, английский язык, шахматы, йойоинг, раннее развитие, адаптация к школе. Всего в центре насчитывается почти 80 студий, в том числе: Дом танца ЗИЛ — крупнейший центр танца в Москве. Танцевальное направление объединяет давно сложившиеся коллективы классического, народного, бального, эстрадного танца; Центр творческого развития (программы раннего развития для детей от 1,5 лет), драматический, эстрадный, музыкальный театр, занятия вокалом, народный фольклор, научно-техническое творчество (студии по программированию 3d игр, робототехнике, автодизайну и химическая лаборатория Политехнического музея), мастерские художественного проектирования (более 10 программ от азов скульптуры и истории искусства до медиа-археологии), мастерские hand-made дизайна, современный английский язык, шахматы, Skilltoy Академия, где совместно с Российской Ассоциацией Ио-Ио проводит профессиональное обучение зрелищным играм: Yo-Yo, контактное жонглирование, жонглирование диаболо, Кендама, Astrojax, PenSpin и т.д.
Также в Культурном центре «ЗИЛ» работает детский лекторий Политехнического музея, где занимаются по программам дополнительного образования для детей 8—11 лет: лекции, семинары, дискусии, встречи с учёными и специалистами. Посещать можно как отдельные занятия, так и целые курсы программ.
Сельский культурный комплекс
На селе перспективны комплексные культурные центры на базе одного из них, включённого в сетевое взаимодействие с остальными. Примером такого объединения организаций культуры может служить социокультурный комплекс села Почаево Грайворонского района Белгородской области. В состав социокультурного комплекса входят администрация Смородинского поселения, Почаевская средняя школа, Дом культуры, Духовно-просветительский центр г. Грайворона, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, Совета ветеранов, туристические усадьбы «Петривки» и «Васильково», туристический комплекс «Хутор на гранях».
Сельский культурный комплекс стал моделью реорганизации сельских учреждений культуры и в Новгородской области. Так, например, Передский сельский культурный комплекс Боровичского района включает музей, Дом культуры, два клуба, три библиотеки и кино-
тг «
установку. Комплекс имеет свой устав, Положение, коллективный договор, строит свою работу на основе договоров с центральной районной библиотекой на оказание методической и практической помощи в повышении квалификации кадров, использовании единого фонда, организации культурных событий. Единый фонд обеспечивает библиотечные филиалы периодическими изданиями, которые они сами выписать не в состоянии. Работа Перед-ского сельского культурного комплекса ведётся совместно с сельской администрацией, школой и детским садом. Организовано внестационарное обслуживание населения (на севере и северо-западе России множество мелких
населённых пунктов).
* * *
В современных условиях школоцент-ричная модель дополнительного образования, когда все дополнительные занятия и кружки концентрируются в школе, не отвечает запросам и потребностям ребят и их семей. Сегодня мы сталкиваемся с динамически меняющимися запросами и высокими требованиями с разных сторон, и обеспечить успех могут только совместные усилия и кооперация учреждений образования и культуры. НО