Научная статья на тему 'Школа без агрессии'

Школа без агрессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / СЕМЬЯ / ПОДРОСТОК / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базина Тамара Георгиевна

Тематический педсовет на тему «Школа без агрессии». Этические законы и правила профессиональной деятельности педагога, работающего в «Школе без агрессии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School without aggression

Thematic teaching conference «School without aggression». Ethic laws and rules of professional teaching activity, which works at school «School without aggresion».

Текст научной работы на тему «Школа без агрессии»

Предлагаем статью с описанием педагогического совета, тему которого — «Школа без агрессии» — педагогическому коллективу подсказала сама жизнь. Ведь не секрет, что сегодня коммуникативная культура учащихся очень низка, а их общение часто носит насильственный характер, окрашено грубостью.

-о-

• агрессия • школьная среда • семья • подросток • коммуникативная культура

К тематическому педсовету на тему «Школа без агрессии» мы готовились очень тщательно — нам предстоял серьёзный разговор о том, как избежать негативных явлений в школьной среде.

Цели тематического педсовета:

• выявить причины проявления агрессии в ученической среде;

• определить формы, методы и приёмы устранения агрессивного поведения школьников;

• разработать законы этики учителя и правила его профессиональной деятельности.

Участниками обсуждения стали педагоги, психологи, администрация школы.

При подготовке к педсовету была создана инициативная группа, разработан сценарий педсовета и деловой игры, подготовлены экспертная группа и редакционная коллегия педагогического совета, а также раздаточный материал для проведения деловой игры («яблоки», «камни», «окно», «ладошки»), бумага, маркеры и т.д.

Выступление автора статьи, заместителя директора по воспитательной работе:

— Хочу обратить внимание коллег на значение слова «агрессия», толкование которого даёт «Словарь русского языка» Ожегова: это нападение с целью захвата, подчинения, порабощения. «Агрессор» — это захватчик, «агрессивный» — наступательно-захватнический. Сегодня нам пред-

Школа без агрессии

Тамара Георгиевна Базина,

заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 5 г. Тамбова

Т.Г. Базина. Школа без агрессии

стоит продумать, как избежать проявлений агрессии в совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей, разработать основополагающие идеи проекта «Школа без агрессии».

Нас не может не беспокоить агрессивный настрой общества, который как инфекционное заболевание распространяется среди наших детей. Что порождает и усиливает проявление агрессивности? А.С. Макаренко, вскрывая природу и сущность беспризорности детей и правонарушений несовершеннолетних, отмечал, что дефективность сознания и поведения таких детей не есть техническая дефективность личности, это «испорченные отношения личности с обществом». Эту мысль подтверждает и Фридрих Шиллер, утверждая, что «пагубность дурного поступка состоит в том, что он таит в себе зародыш новых мерзостей». Иными словами, если ребёнок подвергается агрессивному воздействию со стороны взрослых, то он усваивает некоторые «внутренние установки»: получает представления о том, что так поступать можно, позволительно (рациональный уровень); его это либо угнетает, либо он принимает агрессию (эмоциональный уровень). И наконец, на поведенче-ско-деятельном уровне ребёнок начинает действовать: либо подчиняясь агрессивному наступлению на собственное «я», либо перенося это на других. И то, и другое одинаково опасно и недопустимо.

Одним из основных условий преодоления агрессивности следует считать правильно поставленный педагогом диагноз причин возникновения негативных проявлений. У Я. Корчака есть такое высказывание: «Следует помнить, что ребёнок недисциплинирован и зол, потому что страдает. Горе ребёнка отзывается на родителях, страдания родителей необузданно бьют по ребёнку». Иными словами, все неблагоприятные воздействия условий жизни и воспитания школьников можно подразделить на такие группы:

• неблагоприятная обстановка в семье и недостатки семейного воспитания;

• обстоятельства, связанные с недостатками учебно-воспитательного процесса в школе;

• отрицательные воздействия бытового окружения (соседей, знакомых, друзей, атмосферы улицы и т.д.).

Весьма распространены ошибки взрослых в выборе мер воздействия на детей, в выборе стиля отношений. Агрессивному, авторитарному стилю сопутствуют бессмысленная строгость и деспотизм, проявление неуважения к ребёнку, преимущественное использование авторитарных методов словесного воздействия: нотаций, угроз, приказаний, немотивированных требований, а порой и физических наказаний. Следствием этого могут стать, и часто становятся, грубость, жестокость, деспотизм и агрессивность самого подростка либо его демонстративный уход из-под влияния взрослых.

Постоянное авторитарное воздействие, порождающее до поры-до времени смирение, подчинение подростка, позже непременно вызовет протест, стремление выйти из повиновения, стать независимым, самостоятельным. Но отсутствие при этом позитивного опыта самостоятельности может привести подростка к антиобщественному поведению, и свою агрессивность он повторит вновь и вновь, демонстрируя силу в кругу сверстников, обижая и унижая слабых, младших, демонстративно хлопая дверью при выходе из класса, не подчиняясь и грубя родителям.

Что чаще всего вызывает агрессию детей по отношению к окружающим? По данным опроса, самыми негативными явлениями со стороны учителей учащиеся называют крикливость, злость, жестокость, подхалимство, поощрение ябед. Всё это вызывает неадекватное поведение детей, которое можно характеризовать как протест, противостояние и даже нападение (ответное зачастую).

Становясь в семье свидетелем бытовых скандалов, драк, употребления спиртного, наркотиков, аморального поведения родителей, а главное — их равнодушия, подросток невольно является участником этих негативных проявлений. А.С. Макаренко писал: «Человек плох только потому, что он находится в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными быстро идти вперёд».

Чтобы избежать негативных проявлений в поведении детей, учителя должны прежде всего знать ребёнка. По словам К.Д. Ушинского, «узнать человека необходимо, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всём его величии». Мы должны изучать детей в семье, в коллективе сверстников, даже наедине со своей совестью; должны знать побудительные причины их поступков — «историю развития всякой страсти и всякого характера».

Методы психолого-педагогического исследования причин негативных проявлений в поведении детей достаточно известны, но часто ли мы их используем? В нашем распоряжении:

• документация — личное дело, медицинская карта, характеристики, классный журнал, при изучении которых необходимо строго сохранять конфиденциальность, такт, не позволяющие употреблять наши знания во зло;

• наблюдение — педагогический дневник, картотека фактов и т. д. (все ли учителя ведут их?);

• беседа — должна быть чётко поставлена цель, продуманы технические приёмы (голос, мимика, жесты), правильно выбраны место и время её проведения;

Т.Г. Базина. Школа без агрессии

• анкеты и вопросники для получения суждений по интересующим нас проблемам (интервьюирование по заранее составленному вопроснику можно проводить письменно и устно);

• сочинения на заданную тему, позволяющие выявить круг интересов детей, их ценностные ориентации, поведение в ситуации выбора;

• недописанный рассказ, предполагающий завершение мысли, предложенной педагогом (Если я знаю, что поступил неправильно, то... Когда в моём присутствии оскорбляют человека, то я. Нельзя позволять оскорблять себя, ведь. На месте моих родителей я бы...);

• тестирование (наркомания, агрессивность и т д.);

• работа, скрытая для подростка, — клинико-педагогическое обследование совместно с врачом и психологом, создание воспитывающей среды, переключение внимания и повышенного интереса подростка с отрицательных явлений на дела и интересы, свойственные людям с нормальным поведением, разнообразные виды деятельности, обязательная оценка деятельности (поощрение и наказание).

Не стоит забывать, что достичь намеченных целей перевоспитания возможно лишь на основе определённых принципов:

— единство сознания и поведения;

— воспитание в труде;

— опора на самостоятельность и активность, на положительное в ребёнке («подход к человеку с оптимистической гипотезой. пусть даже с некоторым риском ошибиться» — А.С. Макаренко);

— уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью;

— опора на возрастные и индивидуальные особенности.

Для реализации этих принципов нам придётся использовать различные педагогические приёмы воздействия на подростка. Известный педагог-психолог Э.Ш. Натанзон насчитывает более тридцати таких приёмов, среди которых:

• открытое проявление доброты, внимания и заботы;

• оказание добровольной помощи без нажима, нотаций;

• создание ситуации успеха, воодушевляющей на преодоление трудностей;

• намёк, рассчитанный не на прямое наказание провинившегося, — учитель ведёт себя так, будто ничего не произошло, а школьник сам чувствует свою вину;

• ирония без оскорбления, а лишь вызывающая чувство стыда;

• взрыв — коренная ломка, перестройка отношений под влиянием сильных, поражающих своей неожиданностью обстоятельств. Взрыв может выражаться в самых разнообразных формах — коллективно-

го гнева, осуждения, бойкота. Важно, чтобы эти формы были выразительны, создавали впечатление крайнего сопротивления общества.

Сегодня мы будем учиться противопоставлять агрессивным проявлениям в межличностных отношениях школу без агрессии.

Выступление психолога было посвящено психолого-педагогическим аспектам работы школы над проектом «Школа без агрессии»:

— Почти каждый учитель сталкивается в своей деятельности с тем, что школьники не хотят обучаться тому, чему их учат. Подобное сопротивление может принимать любые формы — от пассивного ничегонеделания до открытого бунта и отказа сотрудничать.

Такое поведение свидетельствует о серьёзных проблемах у школьников. Пока ученик не вернётся в беспроблемную зону, он необучаем. Выходом из этой ситуации может стать помощь ученику в виде индивидуального консультирования.

Начинается это с установления контакта. На этом этапе очень важно понять, в каком состоянии ученик находится, что способствовало этому состоянию. Обратите внимание на свои тон, жесты, позу. Здесь всё важно, в том числе — как вы сидите. Лучше всего сесть рядом, не навязывая ученику близкой позиции. Позвольте ему самому выбрать, где сесть. Если в разговоре собеседник от вас отодвигается, значит, контакт не установлен или прерван. Посмотрите на корпус ученика, если он наклонён к вам — ученик заинтересован в беседе, если отодвигается или сидит прямо — контакта нет. Внимательно следите за мимикой, за тем, как она меняется. Эта информация идёт из подсознания, и ей можно доверять больше, чем словам.

На втором этапе идёт активное слушание. Контакт установлен, начинается анализ ситуации. Человеку, а тем более юному, трудно делиться своими проблемами, поэтому то, что школьник говорит, нередко мало его волнует. Сбор информации начните с парафраза — повторения его слов, продолжайте, пока не будет понятно, в какой области лежит проблема. Когда вы это поняли, можно повторить наиболее значимую часть высказывания, выделить какую-то мысль как важную, ключевую. Когда проблемная зона найдена, переходим к выяснению причин поведения ребёнка — вербализации. Вербализация — предположение о мотивах поведения. Показателем того, что вы правильно поняли проблему, является «ага»-высказывание. Школьник либо кивает, либо говорит «ага», «да». Анализ продолжается до возникновения «ага»-эффекта. Если ученик не соглашается с предположением, то, скорее всего, это наша недоработка, неумение войти в доверие.

На третьем этапе идёт поиск вариантов решения. Сознательно либо подсознательно ученик знает, как решить свою проблему. Принятое

Т.Г. Базина. Школа без агрессии

им решение для него будет более верным, чем подсказанное. Наша задача — помочь ученику самому найти выход из ситуации и самому сформулировать решение. И снова использовать активное слушание. Если школьник отказывается формулировать решение, значит, проблема проанализирована им не полностью. Тогда придётся вернуться ко второму этапу. Вариантов решения предложите несколько, проводя при этом «экологическую проверку», которая заключается в следующем: школьник представляет, что будет с ним и его окружением, если он реализует такой-то вариант решения.

На последнем этапе подводим итоги — проблему и варианты решения проговариваем заново. Это делается для того, чтобы ещё раз убедиться, что вы друг друга правильно поняли. Стоит договориться о времени реализации намеченного решения.

Консультирование будет успешным, если:

• ученик хочет измениться (он устал от своего прежнего поведения, ищет способы жить по-другому);

• ваша позиция не имеет ничего общего с позицией следователя, вы не принуждаете, не давите, не вытягиваете насильно информацию, а беседуете без давления;

• предоставляете ученику возможность самому нести ответственность за выполнение или невыполнение предложенных решений.

• в ходе консультирования демонстрируете школьнику новый способ поведения и мышления. Это непривычно. Он будет «соскальзывать» на прежний способ поведения, делать ошибки. Будьте последовательны.

Психолог рекомендует учителям:

• попробовать новую форму работы — педагогическое консультирование;

• начать его тогда, когда чувствуете подъём жизненных сил, когда не загружены сверх меры работой;

• поговорить с тем учеником, который вам симпатичен (во что он верит, каковы его ценности?). Не стараться сразу изменить мнение, просто понаблюдать за собой и за ним;

• стараться как можно лучше узнать и понять своих учеников;

• консультироваться при необходимости с психологом.

Выступление заведующей библиотекой посвящено преодолению детской агрессивности посредством художественного слова.

По теме педагогического совета сделан подбор литературы, предложен краткий библиографический обзор этих книг, чтобы учителя,

в свою очередь, предложили прочитать эти книги родителям и школьникам. Подобрана и научно-популярная литература для учителя:

— Панков Д. и др. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом. М., 2001. Книга посвящена медицинским проблемам взросления подростков, помогает правильно оценивать их состояние и поведение.

— Михайловская И. и др. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990. Рассматриваются истоки и причины отклонений, возникающих в процессе социализации личности. Особое внимание обращено на роль школы в этом процессе.

— Безруких М. и др. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991. В книге говорится об особенностях психологического и физиологического развития детей младшего школьного возраста. Даются практические рекомендации по коррекции трудностей адаптации детей к школе.

— Байярд Р. и др. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. Книга представляет собой практическое руководство по психологии воспитания. Авторы — американские психологи — излагают целостную систему упражнений и рекомендаций, прошедших практическую проверку.

— Мудрик А. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990. В живой форме диалога со старшеклассниками автор поднимает проблемы, актуальные в ранней юности.

После этих выступлений мы начинаем деловую игру «Школа без агрессии» (использована методика КТД, деловая игра «Лидер»).

Каждый участник игры получает цветной жетон (красный, жёлтый, зелёный), после чего всем предлагается сесть по цвету своего жетона: красные — «педагоги», жёлтые — «родители», зелёные — «ученики». В начале игры предлагаем ответить на вопросы анкеты.

Анкета предпочтений

1. Если бы я был журналистом, то писал бы прежде всего:

а) об оригинальных изобретениях,

б) о происшествиях с людьми,

в) о выдающихся личностях.

2. Лучшим учителем является тот, кто:

а) умеет подойти к каждому,

б) увлечён своим предметом и вызывает интерес к нему,

в) создаёт на занятиях атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

3. Считаю, что люди страдают больше всего: а) от неудач в работе,

Т.Г. Базина. Школа без агрессии

б) от плохих взаимоотношений с близкими,

в) от того, что их не ценят.

4. Предпочитаю людей:

а) эмоциональных,

б) деятельных,

в) умеющих постоять за себя.

5. Больше всего в жизни даёт удовлетворение:

а) высокая оценка твоей работы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) сознание того, что дело сделано хорошо,

в) ощущение, что находишься среди друзей.

6. Основная задача школы состоит в том, чтобы:

а) давать знания, трудовые умения и навыки,

б) развивать индивидуальные способности,

в) воспитывать умение ладить с людьми.

7. Мне не нравятся коллективы, в которых:

а) человек теряет свою индивидуальность,

б) царит атмосфера недружелюбия,

в) нужно заниматься не тем, чем хочется.

8. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

а) для общения с друзьями,

б) для любимых дел,

в) для самосовершенствования.

9. Больше всего мне не нравится, когда:

а) встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи,

б) в коллективе ухудшаются товарищеские взаимоотношения,

в) меня критикуют.

10. Мне кажется, что я способен к максимальным результатам, когда:

а) работаю с симпатичными людьми,

б) мне поручается работа, которая меня удовлетворяет,

в) мои усилия не остаются незамеченными.

11. Мне нравится, когда:

а) другие меня ценят,

б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы,

в) приятно провожу время с друзьями.

12. Нет ничего хуже чем:

а) оскорбление личного достоинства,

б) неуспех в важном деле,

в) потеря друзей.

13. В коллективной работе я больше всего ценю:

а) личный успех,

б) атмосферу совместного труда,

в) практический результат.

14. Я не переношу:

а) ссоры и споры,

б) когда тормозят дело, «вставляют палки в колёса»,

в) людей, которые считают себя выше других.

15. На работе я хотел бы:

а) чтобы решения принимались коллективно,

б) самостоятельно трудиться над разрешением проблемы,

в) чтобы начальство признавало мои достоинства.

16. Человек должен вести себя так, чтобы:

а) другие были довольны им,

б) прежде всего выполнить свою задачу,

в) избежать нареканий.

Затем переходим к следующему этапу игры.

1-й тур. Всем участникам предложено на символических «яблоках» написать своё понимание проблемы: на чём строится школа без агрессии. «Созревшее яблоко» учителя прикрепляют к символическому дереву и комментируют свои мысли (5 минут). Это наши ожидания от сегодняшней игры.

2-й тур. У каждого на столе символические «окна», в них уже есть начало мысли, нужно завершить высказывание и прокомментировать (5 минут). Прикрепляем «окна» на здание школы — это будут наши правила, руководство к действию.

3-й тур. На столах — символические «камни». Они угнетают своим весом. Нужно написать на «камнях»: в чём, по-вашему, кроется причина агрессии в школе, что вызывает агрессию у взрослых и у детей (5 минут). Складываем «камни» в виде горки, чтобы можно было увидеть «кучу» наших проблем.

4-й тур. Нужно найти способы разрешения причин агрессии. На «ладошках» пишем предполагаемые способы, разделённые на такие части:

• школьные традиции,

• из того, что делается в школе, наиболее приемлемо... (продолжить),

• мысли о том, что ещё могло бы стать способами разрешения проблем.

5-й тур. Секретариат озвучивает результат анкетирования.

Т.Г. Базина. Школа без агрессии

6-й тур. Эксперты анализируют и комментируют итоги деловой игры, оформляют их в правила профессиональной деятельности педагога, работающего в «Школе без агрессии».

7-й тур. В завершение педсовета участники игры прикрепляют к газете свои добрые советы в адрес педагогов, учащихся и их родителей. Редколлегия вывешивает стенгазету с результатами анкетирования и коллективного проектирования.

1. «Яблоки» — наши ожидания:

• от «учителей» — установление контактов учителя как можно с большим количеством учеников, творчество в работе, личный пример, сотрудничество учителя и ученика;

• от «родителей» — «мой ребёнок — уникальная личность», «хочу, чтобы учителя ценили в детях индивидуальность», «взаимопонимание учителей и учащихся», «создание доброжелательной атмосферы в школе и среди учащихся»;

• от «учеников» — «доверительные отношения с учителями», «взаимопонимание со сверстниками», «взаимопонимание с людьми».

2. «Окна» — надежды:

• мой учитель — это помощник, консультант;

• учитель моего ребёнка — яркая личность, дети часто берут пример с учителя, которого любят и уважают;

• мой коллега — новатор, творческая личность, интеллектуал, хороший товарищ, организатор;

• мой ребёнок — это личность, которую надо уважать;

• мой одноклассник — это хороший друг;

• мои родители — это пример для подражания;

• родители моих учеников — мои первые помощники;

• мой ученик — личность со всеми недостатками и достоинствами;

• одноклассники моего ребёнка — это его друзья, единомышленники.

3. «Камни» преткновения, или в чём кроются причины агрессии среди детей:

• социальное неблагополучие;

• низкая культура;

• утрата нравственных ориентиров;

• переоценка жизненных ценностей;

• негативное влияние средств массовой информации, несущих агрессию, низкий уровень культуры, «жёлтая пресса»;

• низкий уровень воспитания в семье;

• экономическое состояние страны;

• преобладающее влияние улицы на детей;

• отсутствие взаимопонимания между учителями и учащимися;

• социальное расслоение на бедных и богатых;

• отсутствие внимания со стороны родителей;

• контраст между бедными и богатыми;

• неблагополучие в семье;

• социальная незащищённость.

4. «Ладошки», объединяющие усилия по поиску способов разрешения причин агрессии, или рекомендации «что делать?»:

• проводить с детьми индивидуальные беседы, беседы за круглым столом, встречи с представителями правоохранительных структур, брифинги, пресс-конференции;

• осуществлять социально-адресную помощь нуждающимся детям в виде бесплатного питания, бесплатного проезда, посещения учреждений культуры на льготной основе;

• вовлечение детей в трудовую деятельность, в кружки, секции и т.д.;

• воспитание и привитие навыков культурного поведения на классических примерах (литература, искусство, жизнь исторических деятелей, политических деятелей);

• активное привлечение к воспитанию детей их родителей;

• наиболее приемлемые формы работы — совместный труд и досуг детей и взрослых, развитие творческих способностей детей, ценностная ориентация, походы, поездки, конкурсы, диспуты, спортивные соревнования;

• сохранение школьных традиций.

Экспертная группа на основе предложений, высказанных в ходе игры, разрабатывает законы этики и правила профессиональной деятельности учителей, работающих в «Школе без агрессии».

По итогам работы мы принимаем решение педагогического совета: педагогическому коллективу руководствоваться разработанными законами этики и правилами профессиональной деятельности учителя, работающего в «Школе без агрессии».

Законы этики учителя таковы:

• относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой;

• не позволяйте себе грубых, безапелляционных суждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• будьте тактичны, никогда не подчёркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и в общении с коллегами и родителями учеников;

• в любой конфликтной ситуации находите и предлагайте разумное, оптимальное решение;

• будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям;

• умейте щадить самолюбие и достоинство других людей;

• стремитесь к тому, чтобы родители ваших учеников стали вашими единомышленниками;

• не выясняйте отношений в присутствии посторонних;

• ничего не начинайте делать во гневе;

Т.Г. Базина. Школа без агрессии

• в любой жизненной ситуации помните, что вы — педагог, с вас строже спрос за поведение, образ мыслей;

• помните золотое правило этики — относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.

Правила профессиональной деятельности педагога, работающего в «Школе без агрессии»:

1. Будьте профессионалом, умейте так преподавать свой предмет, как будто он самый важный.

2. Принимайте ученика таким, каков он есть, независимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. Не оценивайте ученика лишь через призму его отметок. Не оценивайте знания ученика в зависимости от его поведения.

3. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребёнка в школе. Для этого:

• будьте ему старшим другом и опорой;

• стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;

• проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам;

• не навязывайте своего мнения;

• будьте тактичными;

• доверяйте детям;

• не допускайте расхождений между словом и делом;

• не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

4. Не устраивайте ребёнку «прилюдных разборок», скажите ему всё наедине.

5. Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости — извинитесь.

6. Никогда не критикуйте личность, давайте оценку только негативному поступку (не «ты — плохой», а «ты плохо поступил»).

7. Никогда не «воюйте» с детьми — если вам не удаётся настоять на своём, то дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.

На педсовете было также решено:

• администрации и педагогам начать работу над реализацией проекта «Школа без агрессии»;

• классным руководителям провести классные часы и родительские собрания, выяснить мнения учащихся и родителей о причинах проявления агрессии учащихся, путях и способах её преодоления.

Педагогический совет побудил коллектив думать и действовать в этом направлении. Конечно, нам ещё не удалось окончательно преодолеть агрессию в поведении детей и учителей. Но многое изменилось в школе — доброжелательнее стали отношения учитель — ученик, школа — родители. Становится другой сама школьная атмосфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.