Научная статья на тему 'Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы'

Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ НЕНАСИЛИЯ / ВОСПИТАНИЕ МИРОЛЮБИЯ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ / НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усова Светлана, Жукова Евгения

Сегодня уже в начальной школе наблюдается увеличение количества детей, склонных к агрессии и жестокости. Авторы статьи рассматривают методы и формы воспитания позиции ненасилия у учеников младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of non&violence position for primary school children within educational space of school

Today within elementary school, there is the increasing of children who are inclined to aggression and violence. The authors review observe the methods and forms of training the position of nonviolence among the pupils of primary school in educational space of school.

Текст научной работы на тему «Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы»



Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы

Светлана Усова,

доцент Педагогической академии последипломного образования (г. Москва), кандидат педагогических

наук

Евгения Жукова,

преподаватель Чистопольского педагогического колледжа

Педагоги-практики, школьные психологи отмечают, что в последнее время растёт число детей, относящихся к группе риска. Причём в эту категорию сегодня попадают не только подростки, но и младшие школьники. К сожалению, уже в начальной школе наблюдается увеличение количества детей, склонных к агрессии и жестокости. Авторы статьи, которую мы предлагаем, рассматривают методы и формы воспитания позиции ненасилия у учеников младших классов.

• позиция ненасилия • воспитание миролюбия • коррекция агрессивного поведения

• гуманизация взаимоотношений взрослых и детей • ненасильственное отношение к себе

Радикальные преобразования, которые происходят сегодня в обществе, не могут не оказывать влияния на сознание миллионов россиян. Многие моральные ценности, формирующие характер и нравственное сознание нескольких поколений людей в советское время, подвергаются переосмыслению и переоценке. Изменяются представления наших соотечественников о нравственных ценностях, философском и психологическом содержании таких моральных категорий, как долг, совесть, справедливость, честность, патриотизм. Социально-психологический климат в обществе в целом характеризуется уже не только ценностной разряженностью, крайней напряжённостью и агрессивностью, повышенной тревожностью, эмоциональными перегрузками, но и обесцениванием человеческой жизни. Не исключено, что именно это послужило причиной обострения кризиса отечественной педагогики, так как любая педагогическая система обусловлена целями обучения и воспитания, отражающими потребность общества и личности в их жизнеобеспечении.

Рост числа детей, склонных к агрессии и жестокости, — это проблема, решение кото-

-е-

рой становится сегодня приоритетным направлением педагогической теории и практики.

В той или иной мере проблема ненасильственного взаимодействия основных субъектов педагогического процесса поднималась и исследовалась ещё представителями такого гуманистического направления в педагогике, как свободное воспитание (К.Н. Вентцель, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.), психологами-гуманистами (А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл), а также Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонским, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким и др. Отдельные аспекты ненасильственного взаимодействия рассмотрены в работах Ю.М. Антоняна, Р. Бэрона, Ю.М. Орлова, Д. Ричардсон. Однако основное внимание исследователи этой проблемы уделяли содержанию понятия «воспитание на ненасильственной основе». При этом почти не рассматривался такой аспект, как «обучение и воспитание в духе ненасилия».

Из отечественных исследований, разрешающих некоторым образом проблему принуждающего и ненасильственного отношения к себе и другим, следует отметить концепцию саногенного мышления, разработанную психологом Ю.М. Орловым. В его работах «Психология принуждения» и «Психология ненасилия» насилие и ненасилие рассматриваются с позиций управления другими и собой.

Наиболее глубоко проблема воспитания позиции ненасилия проработана В.А. Ситаровым и В.Г. Марало-вым в «Педагогике и психологии ненасилия» [5]. Авторы понимают позицию ненасилия как систему взглядов, ценностей, установок, мотивов, где выражаются стремления человека строить отношения с другими людьми, миром в целом на ненасильственной основе, что достигается посредством свободного выбора, умения совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление. В то же время остаются нераскрытыми в полной мере вопросы готовности детей к подобному взаимодействию в современных социально-экономических и политических условиях.

К числу решающих факторов, влияющих на формирование позиции ненасилия у детей, исследователи относят систему образования и семейное воспитание.

В школе насилие может исходить как со стороны учителей по отношению к ученикам, так и со стороны учеников по отношению к учителям, а также со стороны учеников по отношению к другим ученикам.

В методическом пособии «Предупреждение насилия в школе» достаточно полно описаны и систематизированы виды насилия как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Насилие со стороны

Рост числа детей, склонных к агрессии и жестокости, — это проблема, решение которой становится сегодня приоритетным направлением педагогической теории и практики.

С. Усова, Е. Жукова. Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы

учителей проявляется в критике учеников учителями; наказании за неправильный ответ; прерывании речи учеников; насильственном вызове учеников для ответа на поставленные вопросы; привилегированном отношении к «заискивающим» ученикам; практике оценивания (отметка часто выступает как фактор риска для ученика); узурпации учителем ученического времени на отдых — отмена перемен, а также узурпации внеучебного времени — расширенные домашние задания и др.

Насилие со стороны учащихся выражается в прерывании урока вопросами, не относящимися к предмету разговора; давлении на учителя путём апелляции к вышестоящим инстанциям; шуме, болтовне на уроках; невнимании к содержанию урока; узурпации свободного времени учителя провокационными вопросами после урока; «подкалывании», панибратстве с учителем; прерывании урока опозданием, сопровождающимся для пущего эффекта громкими извинениями; попытке снизить экзаменационные требования; «торговле» из-за отметки и др. [3, с. 63].

Воспитание позиции ненасилия предполагает решение комплекса конкретных задач, в том числе:

— воспитание у младших школьников миролюбия, духа ненасилия;

— коррекция агрессивного поведения школьников, воспитание гуманного отношения к людям, в том числе и к самому себе, развитие способности к принятию и пониманию другого человека;

— гуманизация взаимоотношений взрослых (педагогов, родителей) и детей.

Рассмотрим, с помощью каких методов и форм воспитания могут быть решены такие задачи.

В воспитании миролюбия можно выделить две взаимосвязанные стороны: уважение к людям другой национальности, их культуре, языку, традициям и формирование гуманных отношений между детьми разных национальностей, умения разбираться в сложных ситуациях, искать способы выхода из них без применения силы.

Решение второй задачи предполагает использование широкого спектра форм и методов взаимодействия с детьми, причём как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. И вот почему.

Причины агрессивного поведения могут быть самыми разнообразными. Чаще всего его корни нужно искать в семье. Известно, что если ребёнок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла от близких ему людей, если воспитывается в атмосфере жёсткого давления, то в последующем его неудовлетворённость, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения.

За агрессией может скрываться и стремление отстоять свою самостоятельность, защитить своё «Я», тогда агрессия выступает как защитный механизм.

Особого внимания требуют внутриличностные причины. Противоречивость «Я-концепции», глубокий эмоциональный дискомфорт побуждают ребёнка избавиться от терзающих его переживаний, что он и делает через агрессивное отношение к другим людям.

Распространена и такая причина, как ответная агрессивная реакция на угрожающие факторы, оскорбления со стороны других при отсутствии иных способов реагирования.

Агрессия может возникать и в случае ощущения своей незащищённости, брошенности, чувства одиночества, а также быть следствием утомления, перенапряжения.

При этом педагоги сами порой не знают, как работать с детьми агрессивного поведения. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на некоторое время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности и отрицательные качества таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

С точки зрения педагогики ненасилия, необходимо учить детей занимать позицию и положительного доминирования, и положительного подчинения. Но основное внимание должно быть уделено развитию у ребёнка способности к паритетному взаимодействию, к сотрудничеству, способности согласовывать индивидуальные и коллективные цели, позиции, установки. Всему этому можно научиться, овладевая искусством общения, развивая навыки ведения диалога.

В педагогической практике сложились следующие стратегия и тактика работы по нивелированию уровня агрессии:

• прежде всего, педагогу самому следует встать в позицию ненасилия, исключить со своей стороны всякое проявление насилия, агрессии, раздражительности, неудовольствия;

• важно как можно быстрее выяснить причину агрессивного поведения ребёнка и, если есть такая возможность, устранить её. Эффективны разнообразные способы переключения агрессии на другой объект без тяжёлых последствий, замещение агрессивного поведения позитивным;

• положительное влияние оказывает объяснение ребёнку последствий его действий для него самого и для других людей, однако объяснить это необходимо после аффективной реакции ребёнка, пред-

Причины агрессивного поведения могут быть самыми разнообразными. Чаще всего его корни нужно искать в семье. Известно, что если ребёнок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла от близких ему людей, если воспитывается в атмосфере жёсткого давления, то в последующем его неудовлетворённость, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения.

С. Усова, Е. Жукова. Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы

варительно его успокоив, дав ему возможность выговориться, пусть и в резкой форме;

• в тех ситуациях, когда причиной агрессии является неадекватное представление о себе, нужно помочь ребёнку познать себя и позитивно принять;

• проигрывание ситуации даёт возможность ребёнку понять всю бесперспективность, нелепость агрессивного поведения, осознать его как личностный тупик для него самого, научить преодолевать состояние агрессивности (суть игротерапии состоит в том, что ребёнок в игровой форме ставится в позицию проявляющего агрессию).

Что касается гуманного отношения к себе, то в этом аспекте поведение человека по отношению к себе иногда более жестоко и безжалостно, чем по отношению к другим. Сегодня статистика самоубийств производит удручающее впечатление. Особенно суицидные устремления детей, пытающихся таким способом кому-то и что-то доказать (и по большей части педагогам и родителям). Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления Э. Берн подобные ситуации называет «играми» с трагическим, но, в общем-то, прогнозируемым концом.

Не в меньшей мере насилие по отношению к себе проявляется в пренебрежительном отношении детей к собственному здоровью, в том вреде, которое они себе наносят, удовлетворяя свои «квазипотребности» (т.е. потребности, которые «не заложены» изначально в человеке). Прежде всего, это употребление наркотиков, спиртных напитков, табакокурение и т.п., пренебрежение занятиями физической культурой и спортом.

Для выработки ненасильственного отношения к себе очень важно самопознание личности с одновременным развитием рефлексивных механизмов. В то же время следует заметить, что само по себе развитое самопознание, способность к рефлексии могут дать и обратный эффект в виде нарастающего чувства неудовлетворённости собой, желания бороться с собой и т. п. Эта проблема снимается безболезненно, если самопознание сопровождается формированием позитивной «Я-концепции» личности, задействованием механизмов смыслообразования и самоопределения.

Методы и формы работы по формированию ненасильственного отношения к себе у младших школьников с использованием опыта, накопленного в гуманистической психологии и педагогике, описаны в программе развития универсальных учебных действий (далее — УУД) в рамках ФГОС второго поколения (в той её части, где представлены личностные УУД).

Решение третьей задачи предполагает использование таких методов и средств воспитания, которые способствовали бы развитию детей без давления на них со стороны воспитателей — педагогов и родителей.

В педагогической практике накоплено огромное количество методов воспитания ненасилия у детей младшего школьного возраста, которые могут применять как педагоги, так и родители:

• демонстрация образца (как делать?, как себя вести?);

• проигрывание инсценировок-миниатюр, моделирование поведения, создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться, демонстрация преимуществ данной формы поведения;

• предупреждение нарушений поведения ребёнка или отрицательных практических действий с его стороны;

• контроль за действиями ребёнка;

• стимулирование самоконтроля ребёнка.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что в настоящее время имеется достаточно ограниченное число методик для диагностики позиции ненасилия младших школьников и программ коррекции агрессивного поведения и нежелательных черт характера детей. Конечно, есть своего рода «локальные» психокоррекционные программы, цель которых — развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях. Но они не изучают проблему воспитания позиции ненасилия в целом и очень часто сложны в применении. Мы предлагаем диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности позиции ненасилия младших школьников, а также рекомендации по переводу потенциальной формы развития позиции неприятия насилия у младших школьников в актуальную.

Уровни сформированности позиции ненасилия у детей, основными показателями которой являются миролюбие, отказ от применения насилия в поведении, негативное отношение к насилию, дружелюбие и терпимость, можно определить с помощью методик «Три же-лания»[6], проективного теста «Несуществующее животное» [6]. Методика «Диагностика типических особенностей взаимодействия детей дошкольного и младшего школьного возраста» [6] позволяет выявить типы взаимодействия детей друг с другом (общительно-дружелюбные, необщительно-дружелюбные, общительно-враждебные и необщительно-враждебные), а также определить ряд характеристик личности — дружелюбие, общительность, умение строить отношения, миролюбие и их противоположные свойства. Для выявления уровней сформированности навыков культуры общения младших школьников можно провести опрос учащихся по методике Р.В. Овчаровой [4].

Методика «Диагностика ориентированности учителя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися» (авт. В.Г. Маралов) [5] позволяет выявить ориентированность педагогов на взаимодействие с детьми, как на уровне осознанных представлений, так и на уровне их реальных действий.

С. Усова, Е. Жукова. Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы

Обследование родительско-детских отношений целесообразно провести по опроснику, разработанномуА.Я. Варгой и В.В. Столиным[4].

Каждая из предложенных методик достаточно информативна, компактна и проста в употреблении (в том числе и для педагога, не имеющего специальное психологическое образование). Возможны индивидуальный и групповой варианты диагностики.

Коррекцию конфликтности детей и развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях желательно осуществлять с помощью игровых технологий, в силу того, что через игру младший школьник познаёт окружающий мир, учится радоваться и сердиться, общаться со сверстниками, взрослыми, адекватно реагировать на настроение окружающих. Игровой материал, рекомендуемый для использования на занятиях, представлен в методическом пособии «Игровые технологии как условие формирования личности ребёнка» [1] и учебном пособии Г.М. Коджаспировой «Педагогика: практикум и методические материалы» [2].

В работе с учителями, помимо проведения традиционных семинаров и методических встреч, рекомендуем апробировать комплекс игровых упражнений (см. табл.).

Таблица

Названия упражнений Цель упражнения

Упражнение «Ребёнок» Формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям

Упражнение «Встреча» Активизация у учителей детских воспоминаний, формирование «комплекса детскости»

Упражнение «Моё детство» Активизация у учителей детских воспоминаний

Упражнение «Моя первая учительница» Развитие у учителей способности к пед. рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий

Упражнение «Мой самый трудный ученик» Развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом общения с трудными учащимися

Упражнение «Интонация» Расширение диапазона коммуникативных возможностей учителей

Упражнение «Зеркало» Развитие коммуникативных возможностей учителей

Упражнение «Плохо-хорошо» Обучение учителей умению видеть в плохом — хорошее, не зацикливаться на грустных мыслях и переживаниях

Упражнение «Могло быть хуже» Обучение учителей умению держать себя «в форме» в трудных жизненных ситуациях, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться

-е-

Представляется эффективной коррекционно-развивающая программа по формированию родительско-детского взаимодействия «Вместе с мамой» [1, с. 68].

Предложенные диагностики и методики работы с детьми, учителями и родителями не претендуют на исчерпывающее освещение всех вопросов воспитания позиции ненасилия младших школьников, тем не менее, они представляют целостную программу психолого-педагогической работы по коррекции некоторых особенностей взаимодействия младших школьников (враждебности, неумения позитивно контактировать) и развития у них положительного отношения к ненасилию.

Литература

1. Игровые технологии как условие формирования личности ребёнка /Составитель к.пс.н. Л.Ф. Блинова. Казань: ЗАО «Новое знание», 2003.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: методические материалы. М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Предупреждение насилия в школе. Казань: РИЦ «Школа», 2001.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн 2. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2000.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.