Научная статья на тему '«Широкие объятия Родины»: право, «Правда» и материнская любовь в легитимации присоединения Крыма к России'

«Широкие объятия Родины»: право, «Правда» и материнская любовь в легитимации присоединения Крыма к России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
275
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СИМВОЛ "РОДИНА-МАТЬ" / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г / ПРАВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ / CRIMEA JOINING THE RUSSIAN FEDERATION / SYMBOL OF THE MOTHERLAND / UKRAINIAN CRISIS OF 2014 / LAW AND JUSTICE / INTERNATIONAL PROPAGANDA / POLITICAL LEGITIMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябов Олег Вячеславович

В статье анализируются дискурсивные и недискурсивные способы легитимации присоединения Крыма к Российской Федерации. Первая часть статьи посвящена тому, как в официальной риторике использовались апелляции к праву и справедливости («правде»). Вторая часть сфокусирована на способах привлечения российскими СМИ образа России-матушки для иллюстрации этической аргументации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOLD OF THE MOTHERLAND: LAW, “PRAVDA”, AND MATERNAL LOVE IN THE LEGITIMATION OF CRIMEA JOINING THE RUSSIAN FEDERATION

The paper deals with analysis of the discursive and non-discursive ways of legitimation of Crimea joining the Russian Federation. The frst part of the paper focuses on Russian offcials' calls to law and justice (“pravda”). The second part is devoted to the Russian media's employing the image of Russia as a mother which was aimed to support the calls to ethical issues of legitimation.

Текст научной работы на тему ««Широкие объятия Родины»: право, «Правда» и материнская любовь в легитимации присоединения Крыма к России»

УДК 94(470)

Рябов О. В.

«ШИРОКИЕ объятия РОДИНЫ»: ПРАВО, «ПРАВДА» И МАтЕРИНСКАЯ

любовь в легитимации

ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА К РОССИИ1

В статье анализируются дискурсивные и недискурсивные способы легитимации присоединения Крыма к Российской Федерации. Первая часть статьи посвящена тому, как в официальной риторике использовались апелляции к праву и справедливости («правде»). Вторая часть сфокусирована на способах привлечения российскими СМИ образа России-матушки для иллюстрации этической аргументации.

Ключевые слова: присоединение Крыма к Российской Федерации, символ «Родина-мать», украинский кризис 2014 г., право, справедливость, внешнеполитическая пропаганда, политическая легитимация.

«Родина-мать открыла вам свои широкие объятия и приняла в свой дом как родных дочерей и сыновей», — обращаясь к крымчанам, сказал президент России 9 мая 2014 г. в Севастополе, во время своего визита в Крым — первого после присоединения полуострова к РФ2. Эти слова В. Путина преследовали цель, очевидно, во-первых, легитимировать политику России в отношении Крыма, объясняя её материнской заботой и долгом защиты своих «детей», и, во-вторых, оправдать действия власти, которая тем самым репрезентировалась в качестве выразительницы интересов и желаний Родины-матери. Какое место привлечение материнского символа Родины занимает среди аргументации, используемой российской стороной в легитимации присоединения Крыма? Проблема легитимации присоединения Крыма уже получила освеще-

1 Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ 15-03-00010 «Символ «Родины-матери» в символической политике современной России».

2 На военном параде в Севастополе Путин потребовал от других стран уважать право россиян на самоопределение. [Электронный ресурс]: URL: http://www.newsru.com/russia/09may2014/putinsevast. htm! (дата обращения: 10.04.2016).

68

ние в ряде работ3. Напомню, что согласно П. Бергеру и Т. Лук-ману, легитимация как способ «объяснения» и «оправдания» представляет собой многоуровневый процесс, включающий в себя апелляцию к символическому универсуму — системе теоретической традиции, впитавшей различные области значений и включающей институциональный порядок во всей его символической целостности4. Иными словами, обращение к мифу, к символу, к сакральному является весьма эффективным способом легитимации.

Роль символов и метафор в риторике на международной арене — тема, которая вызывает активный интерес у исследователей на протяжении двух последних десятилетий5; затрагивают её и в работах, посвящённых проблеме легитимности в международных отношениях6. Очевидно, в дискурсе

3 Рябов О. В. Мать и мачеха: материнский символ России в легитимации присоединения Крыма к Российской Федерации // Женщина в российском обществе. 2014. № 4. С. 40-50; Бабурин С. Н. Крым навеки с Россией: Историко-правовое обоснование воссоединения республики Крым и города Севастополь с Российской Федерацией. М., 2014; Suslov M. "Crimea Is Ours!" Russian Popular Geopolitics in the New Media Age // Eurasian Geography and Economics. 2014. Vol. 55. № 6. P. 588-609; Laruelle M. Russia as a "Divided Nation", from Compatriots to Crimea: A Contribution to the Discussion on Nationalism and Foreign Policy // Problems of Post-Communism. 2015. Vol. 62, № 2. P. 88-97; Bacon E. Putin's Crimea Speech, 18 March 2014: Russia's Changing Public Political Narrative // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Ukraine. P. 13-36; Tsygankov A. Vladimir Putin's Last Stand: the Sources of Russia's Ukraine Policy // Post-Soviet Affairs. 2015. Vol. 31. № 4. P. 279-303.

4 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. [Электронный ресурс]: URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_social_construction/ default.aspx (дата обращения: 20.04.2016).

5 См., напр.: Cohn С. Wars, Wimps, and Women: Talking Gender and Thinking War // Gendering War Talk / Ed. by M. Cooke, A. Woollacott. Princeton, 1993; Chilton P. A. Security Metaphors: Cold War Discourse from Containment to Common House. N. Y., 1996; Marks M. P. The Prison as Metaphor: Re-imagining International Relations. N. Y., 2004; Steuter E., Wills D. At War with Metaphor: Media Propaganda and Racism in the War on Terror. Lanham (MD), 2008.

6 Picciotto S. International Law: The Legitimation of Power in World Affairs // Ed. by P. Ireland, P. Laleng. The Critical Lawyers' Handbook 2. L., 1997. P. 13-29.

международных отношений существуют различные режимы легитимности; в силу известной специфики данной сферы, аргументы правового характера не всегда оказываются решающими, и не менее важную роль играет аргументация этического характера — прежде всего, апелляция к справедливости.

Цель данной статьи, построенной на анализе выступлений Путина — прежде всего, его «Крымской» (март 2014 г.) и «Валдайской» (октябрь 2014 г.) речей, публикаций в российских печатных и интернет-изданиях, а также материалов бло-гов и интернет-форумов за период с октября 2013 г. по ноябрь 2014 г., заключается в анализе способов легитимации политики РФ в отношении Крыма. В первой части статьи речь пойдёт об использовании российской стороной аргументов правового и этического характера; во второй внимание будет уделено апелляциям к материнскому символу России.

Право и «правда» в легитимации присоединения Крыма к РФ. Анализируя место, которое занимала в легитимации присоединения Крыма апелляция к праву, необходимо принимать во внимание, что на протяжении 2000-х и 2010-х гг. декларация приверженности нормам международного права (в первую очередь, уважение государственного суверенитета) была краеугольным камнем внешнеполитической риторики РФ. В случае с Крымом можно встретить четыре основных аргумента правового характера.

Во-первых, это ссылка на право наций на самоопределение, зафиксированное в Уставе ООН. Приводя в «Крымской» речи этот аргумент, Путин подчеркнул, что, назначая референдум о независимости, Верховный совет Крыма исходил из той же статьи ООН, на которую ссылалась в 1991 г. при самоопределении и Украина7.

Во-вторых, это указание на демократичность референдума. Президент заявил, что референдум прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами, что абсолютно легитимный орган власти Крыма — парламент, избранный по украинскому закону — принял решение о проведении референдума, Декларацию независимости и обращение к РФ с известной просьбой8.

7 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/20603 (дата обращения: 10.02.2016).

8 Там же.

В-третьих, это ссылка на юридический прецедент, напоминающая, что в аналогичной ситуации международное сообщество признало отделение Косово от Сербии законным9.

В-четвёртых, это указание на то, что при передаче Крыма и Севастополя в состав УССР в 1954 г. была нарушена норма советского законодательства, согласно которой для того, чтобы одну территорию союзной республики передать другой, нужно было согласие Верховного Совета одного и второго субъектов10. Тем самым решение о передаче Крыма фактически объявлялось юридически ничтожным11.

Помимо легитимации собственных действий, осуществляется делегитимация противоположной позиции.

Прежде всего, следует отметить принципиальную позицию российской стороны, согласно которой в феврале 2014 г. в Киеве произошёл антигосударственный переворот. В «Крымской» речи Путин заявил, что Украина в результате путча лишилась легитимной исполнительной власти, многие государственные органы оказались «узурпированы самозванцами» и утратили контроль над ситуацией в стране12.

Кроме того, отказ Германии, Франции и Польши выполнять обязательства гарантов, подписавших соглашение от 21 февраля 2014 г., также рассматривался как нарушение правовых норм западными державами, которое в значительной степени предопределило ответные действия России. В силу специфики международных отношений, в условиях нарушения права одними акторами мировой политики другие для защиты своих интересов также получают основания для его нарушения.

Наконец, не менее значимыми были обвинения США в том, что те постоянно, на протяжении всего времени после окончания «холодной войны», игнорируют нормы международного права, подменяя его правом сильного13. В «Валдай-

9 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г.

10 Там же.

11 Такая оценка в выступлениях Путина не встречается, однако в 2015 г. её дала Генпрокуратура России_(Генпрокуратура РФ: передача Крыма Украине в 1954 году не соответствовала Конституции СССР. [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/politika/2075741 (дата обращения: 10.02.2016).

12 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г.

13 Там же.

ской» речи Путин говорит о необходимости уйти от практики двойных стандартов, обращая внимание на наиболее уязвимое с моральной точки зрения следствие их использования: фактически, подобная практика отрицает равенство людей и ставит под сомнение, что те обладают одинаковыми правами14.

Между тем апелляция к морали играла особую роль в легитимации позиции России по крыымскому вопросу. Уже позднее, в ноябре 2014 г., Путин в одном из интервью подчеркнул, что в основе международного права должны лежать такие моральные принципы, как справедливость, равноправие, правда15. Действительно, эти понятия использовались активно; так, например, термин «справедливость» в «Крыымской» речи встречается четыре раза, в Валдайской — пять; присоединение Крыша рассматривалось как восстановление справедливости16. В «Крыпмской» речи Путин подчеркнул: «В сердце, в сознании людей Крыым всегда быпл и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, быта непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней быпли бессильны и время, и обстоятельства»17.

Особое внимание хотелось бы обратить на привлечение президентом ещё одного концепта — концепта «правда». «Правда» понимается в отечественной культуре как синтез права и справедливости, права и морали18. Использование данного термина в контексте исследуемой темы представляет интерес потому, что в истории отечественной философской мысли он нередко служит для обозначения национальной

14 Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/46860 (дата обращения: 24.10.2014).

15 Там же.

16 О справедливости воссоединения Крыма с Россией Путин рассуждает и в интервью немецкому изданию, данном уже в 2016 г. (см.: Путин В. В. Интервью немецкому изданию Bild. Ч. 1. 11.01.2016. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/51154 (дата обращения: 10.02.2016)).

17 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г.

18 Де Лазари А., Фарыно Е., Исупов К. Правда/Истина // Идеи в России. Ideas in Russia. Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski: W 4 t. / Pod red. A. De Lazari. Lódz, 2001. T. 4. S. 436-449.

специфики России; при этом важную роль играет противопоставление права как ограниченного выражения справедливости, свойственного западной цивилизации, и «правды» как высшего выражения справедливости, характерного для российской цивилизации. В таком контексте пресловутый правовой нигилизм русских, антилегализм их ментальности, отмечаемый и в отечественных, и в зарубежных описаниях русского национального характера, превращается в достоинство. Вот как концепт «правда» включается в легитимацию присоединения Крыма в ноябрьском интервью: Путин говорит о том, что Россия сильнее своих оппонентов потому, что «сила — в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим <...>. Вот если бы мы ощущали, что где-то, извините, нагадили, поступили несправедливо, тогда у нас всё висело бы на волоске. <...> В данном случае у меня сомнений нет»19.

Рассмотрим, как при помощи данных концептов обосновывается моральная правота «своих» и неправота «чужих». Справедливость анализируемого события демонстрировалась за счёт обращения к истории; в связи с этим вспоминают крещение Руси князем Владимиром, присоединение Крыма в 1783 г., а также военные подвиги, совершённые в ходе Крымской и Великой Отечественной войн20. При этом, помимо популярного в территориальных спорах указания на древность обладания той или иной территорией, мы видим использование такого легитимационного ресурса, как напоминание о пролитой за Севастополь крови, которое призвано продемонстрировать заплаченную за это обладание цену.

Другой аргумент был связан с вопросами национальной безопасности страны. Контроль над Севастополем — это необходимое условие безопасности России, между тем как новые власти в Киеве заявили о намерении добиваться скорейшего

19 Путин В. В. Интервью информационному агентству ТАСС. 24.11.2014. [Электронный ресурс]: URL. http://kremlin.ru/events/ president/news/47054 (цата обращения: 10.02.2016).

20 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. В выступлении 9 мая 2014 г. на военно-морском параде в Севастополе президент использовал такой термин, как «верность исторической правде» (Путин В. Выступление на военно-морском параде 9 мая 2014 года. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/20992 (дата обращения: 10.02.2016)).

вступления Украины в НАТО, что привело бы к появлению натовского флота в Крыму и возникновению угрозы для всего юга России21. И с этой точки зрения действия России предлагается рассматривать как справедливую акцию, поскольку она в значительной степени носила оборонительный характер — в соответствии с принятым в теории международных отношений пониманием справедливой войны22. Для демонстрации реального характера угрозы для страны, связанной с приближением западного военного блока к границам России, вновь используется исторический дискурс; в «Крымской» речи расширение НАТО маркируется в качестве продолжения «пресловутой политики сдерживания России, которая проводилась и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веке»23.

В обоснование справедливости присоединения Крыма Путин повторил свою известную оценку распада СССР как катастрофы, данную в послании Федеральному Собранию 2005 г.; в частности, он сказал: «Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире»24. Президент подчеркнул при этом, что население сегодняшнего Крыма в значительной степени состоит из русских25.

Ещё один аргумент этического характера связан с тезисом об опасности, грозящей населению Крыма и Севастополя со стороны украинских национал-радикалов; тем самым действия России, которая просто не могла не откликнуться на их призыв защитить их права и жизни, представлены как бескорыстная помощь и выполнение долга.

21 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г.

22 Куманьков А. Д. Эволюция концепции справедливой войны в работах М. Уолцера // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4. С. 226-232.

23 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г.

24 Там же. Дискуссии о роли интерпретации русских как разделённого народа в легитимации присоединения Крыма и месте этнического национализма в целом во внешней политике России анализируются в: Lamelle M. Op. cit.; Tsygankov A. Op. cit.

25 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г.

Наконец, Путин предложил вспомнить исторические события, респектабельность которых сегодня не ставится под сомнение (хотя они и не соответствовали существующему на тот момент законодательству), связанные с борьбой за независимость и стремлением объединить разделённый народ: прежде всего, американскую Декларацию независимости и воссоединение Германии в 1989 г.26

Что касается приёмов делегитимации оппонента, связанных с аргументами этического характера, то, прежде всего, несправедливостью называется само нахождение Крыма в составе независимой Украины. Решение о передаче его УССР было не только незаконным, но и несправедливым; обратим внимание на едва ли случайное использование термина «тоталитарный» для характеристики советской власти, направленное, по всей вероятности, на делегитимацию её политики в области межнациональных отношений27.

Кроме того, утверждается, что власти Украины на протяжении всех лет независимости относились к Крыму несправедливо и потому утратили моральное право на дальнейшее управление им. Это касается и неэффективности украинской государственности, сотрясаемой перманентными кризисами, и ассимиляционной политикой в отношении русских. Это стало особенно очевидным после «очередного государственного переворота», в результате которого к власти в Киеве пришли «националисты, неонацисты, русофобы и антисемиты»28, поставившие цель построить этнически чистое украинское государство, о чём свидетельствует появление законопроекта о пересмотре языковой политики в республике.

Очевидным вызовом «правде» стало и то, что власть захватили «идейные наследники Бандеры — приспешника Гитлера во время Второй мировой войны»29. Память о Великой Отечественной войне является краеугольным камнем современной российской идентичности, и стремление «бандеров-цев» поставить под сомнение подвиг советского народа деле-гитимировало в глазах россиян их политику в целом.

26 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же.

Материнская любовь в легитимации присоединения Крыма к РФ. Таким образом, Россия возвращает своё, то, что ей принадлежит и по праву, и по «правде». Как отмеченные аргументы коррелировали с привлечением материнского символа России?

Прежде всего, отметим, что мифологические представления о своей земле как порождающем начале распространены у многих народов. Особенно популярным материнский образ страны становится в эпоху Модерности, что было связано с появлением идеологии национализма; метафора семьи играет исключительно важную роль в легитимации нации, в постулировании «натуральности» национального сообщества30. По этой причине в XVIII-XIX вв. — в эпоху зарождения национализма — во многих странах получают распространение женские аллегории национальных сообществ, среди которых отметим «Британию», «Германию», «Мать Свею» в Швеции, «Гельвецию» в Швейцарии, «Ибернию» в Ирландии, «Марианну» во Франции, «Колумбию» в Америке, «Мать-Латвию» и др.31 Вместе с тем необходимо принимать во внимание и фактор, который обусловил особенную популярность в России представлений страны в материнском облике. В российской идентичности важную роль играет подчёркивание отличий России от Запада. В результате одним из символов такого противопоставления становится Россия-женщина, Россия-мать как воплощение смирения, бескорыстия, религиозности, ир-

30 Tickner J. A. Gendering World Politics: Issues and Approaches in the Post-Cold War Era. N.Y., 2001. P. 54.

31 Warner M. Monuments and Maidens: the Allegory of the Female Form. N.Y., 1985; Mosse G. L. The Image of Man: the Creation of Modern Masculinity. N. Y., 1985. P. 23, 64; Douglas R., Harte L., O'Hara J. Drawing Conclusions: a Cartoon History of AngloIrish Relations, 1798-1998. Belfast, 1998. P. 67, 135; Landes J. B. Visualizing the Nation: Gender, Representation, and Revolution in Eighteenth-Century France. Ithaca, 2001; Hunt T. L. Defining John Bull: Political Caricature and National Identity in Late Georgian England. Burlington, 2003. P. 67; Эдмондсон Л. Гендер, миф и нация в Европе: образ матушки России в европейском контексте // Пол. Гендер. Культура: немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 2003. Вып. 3. C. 135-162; Gailite G. "Mother Latvia" in Constructing Self and Other: a Case of Latvian Caricature, XIX c. 1940 // Competing Eyes: Visual Encounters with Alterity in Central and Eastern Europe / Ed. by D. Demski, I. Sz. Kristóf, K. Baraniec-ka-Olszewska. Budapest, 2013.

рациональности, соборности — т. е. ценностей, альтернативных западным32.

«Родина-мать» — один из важнейших символов отечественной культуры на протяжении столетий; он популярен и сегодня33. Этот символ используется в разных типах дискурса: национальном, этническом, военном, гендерном, имперском, внешне- и внутриполитическом. Подчеркну, что его использование во внешнеполитическом дискурсе, в репрезентациях отношений с соседями (особенно славянскими народами) позволяет представить российскую политику в отношении этих народов как основанную на бескорыстной заботе и милосердии, что накладывает на Россию-матушку особые обязательства и даёт ей особые права — тем самым являясь важной составляющей «мягкой силы» страны. Аналогичным образом в имперском дискурсе образ России как матери всех народов, проживающих на территории страны, способствует легитимации государственного устройства34.

В обоснование особого характера отношений России и Крыма материнский символ использовался на протяжении всей постсоветской истории — о чём может свидетельствовать, например, привлечение на многих политических акциях лозунга «Русские Крыма никогда не отрекутся от матери-России»35. Этот символ приобретает особую популярность в

32 Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры России // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». 2014. № 1. С. 90-113.

33 Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры России; Рябова Т. Б., Романова А. А. «Родина-мать» как культурно-семиотический ресурс современного российского антиамериканизма // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 136-149; Смирнов Д. Г. К вопросу о ресемиотизации как форме символической политики: «Родина-мать» в политических практиках современной России // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 96-112.

34 Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры России; Докучаев Д. С. «Дочки-матери»: женские аллегории этнорегио-нов России в постсоветской монументальной риторике // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 82-95; Мутаев У. К. Символ Родины-матери глазами жителей Дагестана (на материале интервью) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 126-135.

35 Рябов О. В. Мать и мачеха. С. 42-43.

ноябре 2013 — феврале 2014 гг., во время событий Евромайда-на, которые воспринимались как несущие угрозу русскоязычному населению Украины. Свержение В. Януковича и приход к власти сторонников Евромайдана значительно усилили чувство опасности «бандеровского террора», и на митинге в Севастополе, состоявшемся через несколько дней после переворота, появляется плакат с уже другим мотивом — мотивом долга России-матери перед русскими жителями Крыма: «Россия! Мы брошенные дети твои»36. К идее материнского долга я ещё вернусь, а пока подчеркну, что маркировка радикалов Евромайдана как неонацистов заняла исключительно важное место в риторике российской прессы с декабря 2013 г. Не удивительно, что в период февраля — марта 2014 г. в связи с необходимостью политической мобилизации жителей Крыма были широко задействованы образы Родины времён Великой Отечественной войны и связанных с ней практик коммемо-рации, в том числе образ с плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Так, он появляется на агитационных материалах, поддерживающих проведение референдума о статусе Крыма37.

По мере того, как идея вхождения полуострова в состав РФ обретала всё большую поддержку, интенсифицировалось использование материнского символа. Так, в марте 2014 г., когда в регионах РФ были организованы митинги в поддержку крымского референдума, по всему Омску правительством области были установлены билборды «Своих не бросаем!», на которых Россия изображена в виде матери, а Крым — в виде ребёнка38. Этот факт позволяет предположить, что материнский символ России вполне целенаправленно привлекался в символическую политику, направленную на легитимацию присоединения Крыма.

Результаты референдума были восприняты в России как закономерные, и их естественность также обосновывается при помощи символа Родины. Так, в телерепортажах российских

36 Weaver C. Sevastopol Yearns for Mother Russia // Financial Times. 25.02.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ft.com/intl/ cms/s/0/d3fe0b06-9e 43-11e3-b429-00144feab7de.html#slide0 (дата обращения: 08.09.2014).

37 Рябов О.В. Мать и мачеха. С. 43.

38 Шмидт Н. В Омской области проходит акция «Своих не бросаем!» в поддержку Крыма. [Электронный ресурс]: URL: http:// omskregion.info/item.asp?id=19248 (дата обращения: 08.09.2014).

каналов о празднествах по случаю успеха референдума приводились мнения жителей Крыма, среди которых звучали и такие: «Здравствуй, мама! Здравствуй, Родина!»; «16-го числа мы постучались родной матери в дверь, и она нам её открыла. Ура!»39; «...Меня моя родная мама Россия отдала мачехе, мачеха вначале нас гладила по головке, потом она давала подзатыльники, и каждый раз всё больнее и больней. В конце концов, когда она уже просто захотела нас убить, мы начали кричать: «Мама, спаси нас». И тогда мама говорит: действительно, надо спасти. И вот сейчас состояние, что нас мама забрала домой»40.

Необходимо упомянуть, что символ России-матери использовался и в событиях на Юго-востоке Украины. На первом этапе этих событий — до начала активных боевых действий в апреле 2014 г. — риторика была во многом сходной. Жители этих регионов — этнические русские — были представлены как блудные дети, стремящиеся вернуться домой, к России-матушке. Приведём в качестве примера текст, получивший широкое распространение в интернете: «Ну, здравствуй, Россия! // Ты нас узнала? // Это мы, Крым и Донбасс. // Ты же помнишь нас, Родина Мама! // Помоги своим детям сейчас!!!»41. Мы вновь видим использование образа с плаката Тоидзе в визуальном дискурсе, на митингах и плакатах, призывающих принять участие в акциях протеста в Харькове и Донецке, Луганске и Николаеве42. Он сопровождается антифашистскими призывами — например, на митинге в Николаеве: «Не предайте память своих дедов, которые сражались с фашисткой нечистью. <...> Родина мать зовёт. Да здравствует свободная

39 Жители Крыма искренне рады возвращению «в родную гавань». [Электронный ресурс]: URL: http://www.ntv.ru/novosti/862620/ (дата обращения: 08.09.2014).

40 В Севастополе тысячи людей слушали речь В. Путина в центре города. [Электронный ресурс]: URL: http://www.1tv.ru/news/ social/254433 (дата обращения: 08.09.2014).

41 Здравствуй Россия, ты нас узнала? Это мы, Крым и Донбасс... [Электронный ресурс]: URL: http://news2.ru/story/401166/ (дата обращения: 08.04.2016).

42 См., напр.: [Электронный ресурс]: URL: http://maloros. ra/new/filestore/dnepropetrovsk3003.jpg (дата обращения: 08.09.2014); [Электронный ресурс]: URL: http://cs608022.vk.me/ v608022785/3bd5/0EK5xTcPw0w.jpg (дата обращения: 08.09.2014).

Новороссия!»43. Исследуемый образ привлекали и российские СМИ44. Особый резонанс получило включение данного образа в дискурс протестных акций в Донецке; 7 апреля, когда протестующие захватили здание ОГА, один из активистов в прямом эфире сказал: «Мать Россия, помоги детям своим Донбассу!»; затем плакат с таким текстом вывесили на стену здания администрации45. На следующий день российский политик Э. Лимонов поместил в своём блоге текст под названием «Мать не должна бросать своих детей без помощи!», в котором говорилось: «Россия должна придти на помощь Народным Республикам Востока Украины. Ведь Россия — мать, мать не должна бросать своих детей без помощи»46. Любопытно, что сторонники киевской власти ответили тем, что разместили на улицах Донецка билборды со слоганом «Мать-Украина! Береги Донбасс, как сына!»47. Со временем использование образа России как матери этнических русских Юго-востока Украины в российских СМИ становится гораздо менее заметным; однако на Донбассе он продолжает пользоваться популярностью и сегодня; так, в интервью, данном в апреле 2016 г., глава Донецкой народной республики А. Захарченко сказал: «Если я доживу до того момента, когда у нас с матушкой Россией будет одно знамя и гимн, я смогу сказать, что сделал то, ради чего меня мамка с папкой на свет произвели»48.

43 На «антимайданный» митинг в Николаеве собралось более тысячи человек. [Электронный ресурс]: URL: http://archive.is/mzKhA (дата обращения: 10.03.2014).

44 См., напр.: Асламова Д. Донбасс мечтает о матушке-России. И готовит вилы — встречать бандеровцев // Комсомольская правда. 17.03.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kp.ru/ daily/26207.5/3092543/ (дата обращения: 10.02.2016).

45 Дончане обращаются к Матери-России: «Мать, не оставь нас в беде! Заступись и помоги!» / [Электронный ресурс]: URL: http:// marina-yudenich.livejournal.com/feed (дата обращения: 10.02.2016).

46 Лимонов Э. Мать не должна бросать своих детей без помощи! [Электронный ресурс]: URL: http://limonov-eduard.livejournal. com/464221.html (дата обращения: 10.02.2016).

47 Фотофакт. В Донецке появились билборды «Мать-Украина! Береги Донбасс, как сына!» // Сегодня.^. 11 апреля 2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.segodnya.ua/politics/society/v-donek-ke-poyavilis-bilbordy-mat-ukraina-beregi-donbass-kak-syna-512079.html (дата обращения: 10.02.2016).

48 Коц А., Стешин Д. Глава ДНР Александр Захарченко: За на-

Легитимации политики России способствовало и привлечение такой модификации материнского символа, как образ России-медведицы, заботливо опекающей своего медвежонка — Крым. В ряде исследований показано, что символ «русский медведь» — это западное изобретение, появившееся около пятисот лет назад и используемое для поддержания идентичности Запада и обоснования негативного отношения к России49. Лишь в постсоветский период отношение к «русскому медведю» меняется и в России, и он приобретает популярность — не в последнюю очередь благодаря брендингу «партии власти», на логотипе которой изображён медведь. Однако в риторике на международной арене он использовался редко; официальные лица старались дистанцироваться от него, указывая на русофобский, расистский характер его применения50. Специфика же нынешней ситуации заключается в том, что теперь данный символ используется для самоидентификации; одним из наиболее заметных проявлений этого стало его включение в выступление президента на сочинской встрече Валдайского клуба (ноябрь 2014 г.), когда он привлекается для иллюстрации тезиса о равноправии как основе справедливого миропорядка. Путин, говоря о вопросах защиты интересов России, вспомнил выражение «что позволено Юпитеру, не позволено быку» и заявил, что «медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет» и «своей тайги никому не отдаст»51. В декабре 2014 г., отвечая на вопрос о причинах

ших павших друзей спросим обязательно // Комсомольская правда. 21 апреля 2016. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kp.ru/daily /26517.4/3536279/?broadcast.number=1 (дата обращения: 10.02.2016).

49 Рябов О. В., Константинова М. А. «Русский медведь» как символический пограничник // Труды Карельского научного центра Российской Академии наук. 2011. № 6. С. 114-123; Россомахин А. А., Хрусталёв Д. Г. Россия как Медведь: истоки визуализации (XVI-XVIII) // Границы: альманах Центра этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета. Иваново, 2008. Вып. 2: Визуализация нации. С. 123-161.

50 Riabov O., De Lazari A. Misha and the Bear: the Bear Metaphor for Russia in Representations of the "Five-Day War" // Russian Politics and Law. 2009. Vol. 47. № 5. P. 26-39.

51 Путин о политике РФ: русский медведь в другие земли не хочет. [Электронный ресурс]:ЦКЬ: http://ria.ru/politics/20141024/1029951137. html (дата обращения: 10.02.2016). Заметим, что до этого Путин лишь однажды обращался к «медвежьему» символу: в интервью немецкой

обострения отношений с Западом, президент вновь сравнил Россию с медведем, который не должен расслабляться, чтобы не потерять зубы и когти и не стать охотничьим трофеем в виде чучела52. Об изменениях в отношении общества к этому символу говорят и данные социсследований. Так, в ходе всероссийского репрезентативного опроса (N = 1500), проведённого в сентябре 2015 г., в ответ на вопрос «С какими образами Вы ассоциируете Россию?» 12 % респондентов назвали образ медведя (во время аналогичного опроса 2003 г. таковых было лишь 3 %)53.

Возвращаясь к вопросу об информационной политике, связанной с присоединением Крыма, отмечу появление многочисленных карикатур и демотиваторов, наделяющих «русскую медведицу» не только силой, но и заботой. На них она проявляет материнское участие (и материнскую властность) по отношению не только к Крыму, но и к другим «медвежатам», в число которых авторы изображений помещают и Белоруссию, и Казахстан, и даже Сербию54. Показательно, что сначала в облике медвежонка изображалась и Украина, и вопрос о том, как менялись границы между «своими» и «чужими» в дискурсе легитимации, тесно связан с материнским символом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом — «докрымском» — этапе конфликта, в ноябре 2013 — феврале 2014 гг., Украина была представлена в российском интернет-пространстве как жертва заговора западных держав, ударной силой которого выступили «банде-ровцы». По регионам России проходили митинги в поддержку

газете "Handelsblatt" (сентябрь 2009 г.) он высмеял попытки представителей стран ЕС создать образ России как «медведя, который хочет всех поглотить» (Путин: Россия не медведь, который хочет всех поглотить. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gazeta.ru/news/ lenta/2009/09/14/n_1403308 (дата обращения: 10.02.2016)).

52 Владимир Путин: как только русский медведь расслабится, из него сделают чучело // Вести.^. 18.12.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2209651 (дата обращения: 10.02.2016).

53 Образ Родины — в натуре // РОМИР. 29.09.2015. [Электронный ресурс]: URL: http://romir.ru/studies/709_1442955600/ (дата обращения: 10.02.2016).

54 Об особенностях образа материнской любви в отечественной культурной традиции см., напр.: Рябова Т. Б. Материнская и отцовская любовь в русской средневековой традиции // Женщина в российском обществе. 1996. № 1. С. 28-32.

«братского украинского народа». Эти настроения отразились и в визуальном дискурсе; так, на рисунке, призывающем «Все на защиту Украины!», помещён образ «Родины-матери» с Мамаева кургана55. Однако затем, после того как было объявлено о проведении крымского референдума, и между двумя государствами усиливается напряжённость, Украина переходит в число «чужих», и её чуждость Крыму репрезентируется при помощи метафоры мачехи. Противопоставление России-матери и Украины-мачехи в их отношении к Крыму становится востребованным риторическим приёмом56. Популярный текст содержал такие слова «Крыма», обращённые к «Украине»: «Не плачь по мне, Украина. 23 года ты была мне мачехой. Ты хотела обнести меня колючкой и извести моих детей только за то, что они разговаривают по-русски. Ты пыталась навязать мне твою придуманную историю, твой язык и твоих «героев». Ты превратила Севастополь в город барыг и торгашей, развалив все предприятия и заводы стратегического значения. Теперь я иду домой, туда, где моя семья. Я возвращаюсь к матери! Домой, в Россию! Не плачь по мне, Украина! Никогда не бывший твоим Крым»57.

Подводя итоги, отметим, что на практике были задействованы различные режимы легитимации российской политики: как дискурсивные, предполагающие апелляции к аргументам правового и этического характера, так и не дискурсивные, связанные с апелляцией к мифам и символам. Материнский символ Родины широко использовался в риторике, посвящённой присоединению Крыма к РФ, и подкреплял аргументацию этического характера, показывая, что полити-

55 Рябов О. В. Мать и мачеха. С. 45-46.

56 Напр.: Крым — трагедия пасынка у Украины-мачехи. [Электронный ресурс]: URL: http://ruskline.ru/special_opinion/krym_ my_s_toboj/ (дата обращения: 08.09.2014); Крым — это ребёнок, которого забрали у матери, и его воспитывала мачеха. [Электронный ресурс]: URL: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=55458 (дата обращения: 08.09.2014); Мать-или-мачеха? Семейная переписка Украины и Крыма. [Электронный ресурс]: URL: http://okara.org/2014/04/ krym-ukraina-perepiska/ (дата обращения: 08.09.2014).

57 Крым идёт в Россию. [Электронный ресурс]: URL: http:// gaIina-lyakhova.blogspot.com/2014/03/normaI-0-faIse-faIse-faIse-ru-x-non e-x.html (дата обращения: 08.09.2014).

ка России соответствует если не международному праву, то «правде» и справедливости.

Во-первых, его использование было призвано иллюстрировать идею о том, что право собственности на Крым принадлежит России: мать обладает особыми правами на своего ребёнка, которого она родила и вскормила. Россия и Крым связаны родственными, т. е. естественными узами, которые носят органический характер — в отличие от искусственных, договорных отношений, которые только и могут связывать Украину с ЕС. Эти органические связи сильнее правовых, договорных, — формальная принадлежность не может заменить родства58.

Во-вторых, тем самым вмешательство России в ситуацию на полуострове представлено как не только её право, но и обязанность: в силу тех обязательств, которые каждая мать имеет перед своими детьми, которым угрожает опасность.

В-третьих, репрезентации страны как матери позволяют моментально мобилизовать те значения, которые закреплены за материнским символом в истории человеческой культуры: Россия — это добрая, миролюбивая, бескорыстная страна, политика которой продиктована заботой о мире и сохранении жизни. Заметим, что репрезентации собственной страны при помощи образов женщин — обычный приём военной пропаганды, призванный убедить в чистоте намерений своей державы и справедливом характере войны с её стороны59.

В-четвёртых, использовался огромный мобилизационный потенциал символа «Родины-матери», накопленный за многовековую историю его существования. В ситуации противостояния с киевскими властями особенно эффективным

58 При этом подчёркивалась непреходящая ценность материнского начала и традиционной семьи, что было принципиальным в контексте дискуссий о происходящих в западных странах изменениях гендерных норм (Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism, and the Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61. № 2. P. 23-35; Riabova T., Riabov O. "Gayromaidan": Gendered Aspects of the Hegemonic Russian Media Discourse on the Ukrainian Crisis // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Ukraine. P. 83-109).

59 Mosse G. L. Nationalism and Sexuality: Middle-Class Morality and Sexual Norms in Modern Europe. London, 1985.

было обращение к образам Великой Отечественной войны и практик коммеморации послевоенного периода. Это позволяло представить ситуацию как связанную с реальной опасностью для страны, необходимостью защиты жизненно важных интересов России.

В-пятых, этот образ помогал установить связь нынешних событий с периодом Великой Отечественной войны и представить политику в отношении новых властей Украины как защиту памяти о героях войны.

Наконец, в-шестых, образ Украины-мачехи иллюстрировал несправедливое отношение Киева к Крыму на протяжении всех лет независимости страны и тем самым способствовал делегитимация политики «чужих».

Источники

Асламова Д. Донбасс мечтает о матушке — России. И готовит вилы — встречать бандеровцев // Комсомольская правда. 17.03.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kp.ru/ daiIy/26207.5/3092543 (дата обращения: 10.02.2016). В Севастополе тысячи людей слушали речь В. Путина в центре города. [Электронный ресурс]: URL: http://www.1tv. ru/news/sociaI/254433 (дата обращения: 08.09.2014). Владимир Путин: как только русский медведь расслабится, из него сделают чучело // Вести^и. 18.12.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.vesti.ru/doc.htmI?id=2209651 (дата обращения: 10.02.2016). Генпрокуратура РФ: передача Крыма Украине в 1954 году не соответствовала Конституции СССР. [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/poIitika/2075741 (дата обращения: 10.02.2016). Дончане обращаются к Матери-России: «Мать, не оставь нас в беде! Заступись и помоги!». [Электронный ресурс]: URL: http://marina-yudenich.livejournaI.com/feed (дата обращения: 10.02.2016). Жители Крыма искренне рады возвращению «в родную гавань». [Электронный ресурс]: URL: http://www.ntv.ru/ novosti/862620 (дата обращения: 08.09.2014). Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/46860 (дата обращения: 24.10.2014).

Здравствуй Россия, ты нас узнала? Это мы, Крым и Донбасс... [Электронный ресурс]: URL: http://news2.ru/story/401166/ (дата обращения: 08.04.2016).

Коц А., Стешин Д. Глава ДНР Александр Захарченко: За наших павших друзей спросим обязательно // Комсомольская правдa. 21.04.2016. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.kp.ru/daiIy/26517.4/3536279/?broadcast.number=1 (дата обращения: 10.02.2016).

Крым идёт в Россию. [Электронный ресурс]: URL: http:// gaIina-Iyakhova.bIogspot.com/2014/03/normaI-0-faIse-faIse-faIse-ru-x-none-x.htmI_(дата обращения: 08.09.2014).

Крым — трагедия пасынка у Украины-мачехи. [Электронный ресурс]: URL: http://ruskIine.ru/speciaI_opinion/krym_ my_s_toboj/ (дата обращения: 08.09.2014).

Крым — это ребёнок, которого забрали у матери, и его воcпитывалa мачеха. [Электронный ресурс]: URL: http:// vecherka.su/kataIogizdaniy?id=55458 (дата обращения: 08.09.2014).

Мать-или-мачеха? Семейная переписка Украины и Крыма. [Электронный ресурс]: URL: http://okara.org/2014/04/ krym-ukraina-perepiska (дата обращения: 08.09.2014).

На «антимайданный» митинг в Николаеве собралось более тысячи человек. [Электронный ресурс]: URL: http:// archive.is/mzKhA (дата обращения: 10.03.2014). На военном параде в Севастополе Путин потребовал от других стран уважать право россиян на самоопредeлeниe. [Электронный ресурс]: URL: http://www.newsru.com/russia/09may2014/ putinsevast.html (дата обращения: 10.04.2016).

Образ Родины — в натуре // РОМИР. 29.09.2015. [Электронный ресурс]: URL: http://romir.ru/studies/709_1442955600/ (дата обращения: 10.02.2016).

Плакят. [Электронный ресурс]: URL: http://cs608022.vk.me/ v608022785/3bd5/0EK5xTcPw0w.jpg (дата обращения: 08.09.2014).

Плaкат. [Электронный ресурс]: URL: http://maIoros.ru/ new/fiIestore/dnepropetrovsk3003.jpg (дата обращения: 08.09.2014).

Путин: Интервью информационному агентству ТАСС. 24.11.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47054 (дата обращения: 10.02.2016).

Путин. Интервью немецкому изданию Bild. Ч. 1. 11.01.2016. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/51154 (дата обращения: 10.02.2016).

Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/20603 (дата обращения: 10.02.2016).

Путин В. Выступление на военно-морском параде 9 мая 2014 года. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin. ru/events/president/transcripts/20992 (дата обращения: 10.02.2016).

Путин о политике РФ: русский медведь в другие земли не хочет. [Электронный ресурс]: URL http://ria.ru/ politics/20141024/1029951137.html (дата обращения: 10.02.2016).

Путин: Россия не медведь, который хочет всех поглотить. [Электронный ресурс]: URL. http://www.gazeta.ru/news/ lenta/2009/09/14/n_1403308 (дата обращения: 10.02.2016).

Шмидт Н. В Омской области проходит акция «Своих не бросаeм!» в поддержку Крыма. [Электронный ресурс]: URL: http://omskregion.info/item.asp?id=19248 (дата обращения: 08.09.2014).

Weaver C. Sevastopol Yearns for Mother Russia // Financial Times. 25.02.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www. ft.com/intl/cms/s/0/d3fe0b06-9e 43-11e3-b429-00144feab7de. html#slide0 (дата обращения: 08.09.2014).

Лимонов Э. Мать не должна бросать своих детей без помощи! [Электронный ресурс]: URL: http://limonov-eduard. livejournal.com/464221.html (дата обращения: 10.02.2016).

Фотофакт. В Донецке появились билборды «Мать-Украина! Береги Донбасс, как сына!» // Сегодня^. 11 апреля 2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.segodnya.ua/po-litics/society/v-donecke-poyavilis-bilbordy-mat-ukraina-bere-gi-donbass-kak-syna-512079.html (дата обращения: 10.02.2016).

Литература

Бабурин С. Н. Крым навеки с Россией: Историко-правовое обоснование воссоединения республики Крым и города Севастополь с Российской Федерацией. М., 2014.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. [Электронный ре-

сурс]: URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_ sociaLconstruction/defaultaspx (дата обращения: 20.04.2016).

Де Лазари А., Фарыно Е., Исупов К. Правда/Истина // Идеи в России. Ideas in Russia. Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-pol-sko-angielski: W 4 t. / Pod red. A. De Lazari. Lódz, 2001. T. 4. S. 436-449.

Докучаев Д. С. «Дочки-матери»: женские аллегории этнорегио-нов России в постсоветской монументальной риторике // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 82-95.

Куманьков А. Д. Эволюция концепции справедливой войны в работах М. Уолцера // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4. С. 226-232.

Мутаев У. К. Символ Родины-матери глазами жителей Дагестана (на материале интервью) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 126-135.

Россомахин А. А., Хрусталёв Д. Г. Россия как Медведь: истоки визуализации (XVI-XVIII) // Границы: альманах Центра этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета. Иваново, 2008. Вып. 2: Визуализация нации. С. 123-161.

Рябов О. В., Константинова М. А. «Русский медведь» как символический пограничник // Труды Карельского научного центра Российской Академии наук. 2011. № 6. С. 114-123.

Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры России // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». 2014. № 1. С. 90-113.

Рябов О. В. Мать и мачеха: материнский символ России в легитимации присоединения Крыма к Российской Федерации // Женщина в российском обществе. 2014. № 4. С. 40-50.

Рябова Т. Б. Материнская и отцовская любовь в русской средневековой традиции //Женщина в российском обществе. 1996. № 1. С. 28-32.

Рябова Т. Б., Романова А. А. «Родина-мать» как культурно-семиотический ресурс современного российского антиамериканизма // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 136-149.

Смирнов Д. Г. К вопросу о ресемиотизации как форме символической политики: («Родина-мать» в политических прак-

тиках современной России) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 96-112.

Эдмондсон Л. Гендер, миф и нация в Европе: образ матушки России в европейском контексте // Пол. Гендер. Культура: немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдера. М., 2003. Вып 3. C. 135-162.

Bacon E. Putin's Crimea Speech, 18 March 2014: Russia's Changing Public Political Narrative // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Ukraine. P. 13-36.

Chilton P. A. Security Metaphors: Cold War Discourse from Containment to Common House. N. Y., 1996.

Cohn С. Wars, Wimps, and Women: Talking Gender and Thinking War // Gendering War Talk / Ed. by M. Cooke, A. Woollacott. Princeton, 1993.

Douglas R., Harte L., O'Hara J. Drawing Conclusions: a Cartoon History of AngloIrish Relations, 1798-1998. Belfast, 1998.

Gailite G. "Mother Latvia" in Constructing Self and Other: a Case of Latvian Caricature. XIX c. 1940 // Competing Eyes: Visual Encounters with Alterity in Central and Eastern Europe / Ed. by D. Demski, I. Sz. Kristóf, K. Baraniecka-Olszewska. Budapest, 2013.

Hunt T. L. Defining John Bull: Political Caricature and National Identity in Late Georgian England. Burlington, 2003.

Landes J. B. Visualizing the Nation: Gender, Representation, and Revolution in Eighteenth-Century France. Ithaca, 2001.

Laruelle M. Russia as a "Divided Nation". From Compatriots to Crimea: A Contribution to the Discussion on Nationalism and Foreign Policy // Problems of Post-Communism. 2015. Vol. 62. № 2. P. 88-97.

Marks M. P. The Prison as Metaphor: Re-imagining International Relations. N.Y., 2004.

Mosse G. L. The Image of Man: the Creation of Modern Masculinity. N.Y., 1985.

Mosse G. L. Nationalism and Sexuality: Middle-Class Morality and Sexual Norms in Modern Europe. L., 1985.

Picciotto S. International Law: The Legitimation of Power in World Affairs // Ed. by P. Ireland, P. Laleng. The Critical Lawyers' Handbook 2. L., 1997. P. 13-29.

Riabov O., Lazari A. de. Misha and the Bear: the Bear Metaphor for Russia in Representations of the "Five-Day War" // Russian

Politics and Law. 2009. Vol. 47. № 5. P. 26-39. Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism, and the Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61. № 2. P. 23-35. Riabova T., Riabov O. "Gayromaidan": Gendered Aspects of the Hegemonic Russian Media Discourse on the Ukrainian Crisis // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Ukraine. P. 83-109. Steuter E., Wills D. At War with Metaphor: Media Propaganda and

Racism in the War on Terror. Lanham (MD), 2008. Suslov M. "Crimea Is Ours!" Russian Popular Geopolitics in the New Media Age // Eurasian Geography and Economics. 2014. Vol. 55. № 6. P. 588-609. Tickner J. A. Gendering World Politics: Issues and Approaches in

the Post-Cold War Era. N.Y., 2001. Tsygankov A. Vladimir Putin's Last Stand: the Sources of Russia's Ukraine Policy // Post-Soviet Affairs. 2015. Vol. 31. № 4. P. 279-303.

Warner M. Monuments and Maidens: the Allegory of the Female Form. N.Y., 1985.

Рябов Олег Вячеславович, доктор философских наук, профессор, консультант проректора по научной работе (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия); эл. почта: riabov1@inbox.ru.

The Fold of the Motherland: Law, "Pravda", and Maternal Love in the Legitimation of Crimea Joining the Russian Federation

The paper deals with analysis of the discursive and non-discursive ways of legitimation of Crimea joining the Russian Federation. The first part of the paper focuses on Russian officials' calls to law and justice ("pravda"). The second part is devoted to the Russian media's employing the image of Russia as a mother which was aimed to support the calls to ethical issues of legitimation.

Key words: Crimea joining the Russian Federation, symbol of the Motherland, Ukrainian crisis of 2014, law and justice, international propaganda, political legitimation.

Oleg Riabov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Consultant of Vice-Rector for Research (Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia); e-mail: Riabov1@inbox.ru.

References

Aslamova D. Donbass mechtaet o matushke — Rossii. I gotovit vily — vstrechat' banderovtsev // Komsomol'skaya pravda. 17.03.2014. URL: http://www.kp.ru/daily/26207.5/3092543 (data obrashcheniy a: 10.02.2016).

V Sevastopole tysyachi lyudey slushali rech' V. Putina v tsentre goroda. URL: http://www.1tv.ru/news/social/254433 (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Vladimir Putin: kak tol'ko russkiy medved' rasslabitsya, iz nego sdelayut chúchelo // Vesti.Ru. 18.12.2014. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2209651 (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Genprokuratura RF: peredacha Kryma Ukraine v 1954 godu ne sootvetst-vovala Konstitutsii SSSR. URL: http://tass.ru/politika/2075741 (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Donchane obrashchayutsya k Materi-Rossii: «Mat', ne ostav' nas v bede! Zastupis' i pomogi!». URL: http://marina-yudenich.livejournal.com/ feed (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Zhiteli Kryma iskrenne rady vozvrashcheniyu «v rodnuyu gavan'». URL: http://www.ntv.ru/novosti/862620 (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valday». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46860 (data obrashche-niya: 24.10.2014).

Zdravstvuy Rossiya, ty nas uznala? Eto my, Krym i Donbass... URL: http://news2.ru/story/401166/ (data obrashcheniya: 08.04.2016).

Kots A., Steshin D. Glava DNR Aleksandr Zakharchenko: Za nashikh pavshikh druzey sprosim obyazatel'no // Komsomol'skaya pravda. 21.04.2016. URL: http://www.kp.ru/daily/26517.4/3536279/?broadc ast.number=1 (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Krym idyet v Rossiyu. URL: http://galina-lyakhova.blogspot. com/2014/03/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x.html (data obra-shcheniya: 08.09.2014).

Krym - tragediya pasynka u Ukrainy-machekhi. URL: http://ruskline.ru/ special_opinion/krym_my_s_toboj (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Krym — eto rebyenok, kotorogo zabrali u materi, i ego vocpity-vala ma-chekha. URL: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=55458 (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Mat'-ili-machekha? Semeynaya perepiska Ukrainy i Kryma. URL: http:// okara.org/2014/04/krym-ukraina-perepiska (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Na «antimaydannyy» miting v Nikolaeve sobralos' bolee tysyachi chelo-vek. URL: http://archive.is/mzKhA (data obrashcheniya: 10.03.2014). Na voennom parade v Sevastopole Putin po-treboval ot drugikh stran uvazhat' pravo rossiyan na samoopredelenie. URL: http://www. newsru.com/russia/09may2014/putinsevast.html (data obrashche-niya: 10.04.2016).

Obraz Rodiny - v nature // ROMIR. 29.09.2015. URL: http://romir.ru/ studies/709_1442955600/ (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Plakat. URL: http://cs608022.vk.me/v608022785/3bd5/0EK5xTcPw0w. jpg (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Plakat. URL: http://maloros.ru/new/filestore/dnepropetrovsk3003.jpg (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Putin. Interv'yu informatsionnomu agentstvu TASS. 24.11.2014. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47054 (data obrashche-niya: 10.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Putin. Interv'yu nemetskomu izdaniyu Bild. Ch. 1. 11.01.2016. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51154 (data obrashche-niya: 10.02.2016).

Obrashchenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii. 18 marta 2014 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 (data obra-shcheniya: 10.02.2016).

Putin V. Vystuplenie na voenno-morskom parade 9 maya 2014 goda URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/20992 (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Putin o politike RF: russkiy medved' v drugie zemli ne khochet. URL http://ria.ru/politics/20141024/1029951137.html (data obrashche-niya: 10.02.2016).

Putin: Rossiya ne medved', kotoryy khochet vsekh poglotit', URL. http:// www.gazeta.ru/news/lenta/2009/09/14/n_1403308 (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Shmidt N. V Omskoy oblasti prokhodit aktsiya «Svoikh ne brosaem!» v podderzhku Kryma. URL: http://omskregion.info/item.asp?id=19248 (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Weaver C. Sevastopol Yearns for Mother Russia // Financial Times. 25.02.2014. URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/d3fe0b06-9e 43-11e3-b429-00144feab7de.html#slide0 (data obrashcheniya: 08.09.2014).

Limonov E. Mat' ne dolzhna brosat' svoikh detey bez pomoshchi! URL: http://limonov-eduard.livejournal.com/464221.html (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Fotofakt. V Donetske poyavilis' bilbordy «Mat'-Ukraina! Beregi Donbass, kak syna!» // Segodnya.ua. 11 aprelya 2014. URL: http://www. segodnya.ua/politics/society/v donecke poyavilis bilbordy mat ukraina beregi donbass kak syna 512079.html (data obrashcheniya: 10.02.2016).

Baburin S. N. Krym naveki s Rossiey: Istoriko-pravovoe obosnovanie vos-soedineniya respubliki Krym i goroda Sevastopol' s Rossiyskoy Fede-ratsiey. M., 2014.

Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sot-siologii znaniya. M., 1995. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ berger_reality_social_construction/default.aspx (data obrashcheniya: 20.04.2016).

De Lazari A., Faryno E., Isupov K. Pravda/Istina // Idei v Rossii. Ideas in Russia. Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski: W 4 t. / Pod red. A. De Lazari. Lodz, 2001. T. 4. S. 436-449.

Dokuchaev D. S. «Dochki-materi»: zhenskie allegorii etnoregionov Rossii v postsovetskoy monumental'noy ritorike //Labirint. Zhurnal sotsia-l'no-gumanitarnykh issledovaniy. 2015. № 4. S. 82-95.

Kuman'kov A. D. Evolyutsiya kontseptsii spravedlivoy voyny v rabotakh M. Uoltsera // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Regionovedenie, filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudent-siya, politologiya, kul'turologiya. 2012. № 4. S. 226-232.

Mutaev U. K. Simvol Rodiny-materi glazami zhiteley Dagestana (na ma-teriale interv'yu) // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issle-dovaniy. 2015. № 4. S. 126-135.

Rossomakhin A. A., Khrustalyev D. G. Rossiya kak Medved': istoki vizuali-zatsii (XVI-XVIII) // Granitsy: al'manakh Tsentra etnicheskikh i na-tsional'nykh issledovaniy Ivanovskogo gosudarstvennogo universite-ta. Ivanovo, 2008. Vyp. 2: Vizualizatsiya natsii. S. 123-161.

Ryabov O. V., Konstantinova M. A. «Russkiy medved'» kak simvolicheskiy pogranichnik // Trudy Karel'skogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy Akademii nauk. 2011. № 6. S. 114-123.

Ryabov O. V. «Rodina-Mat'» v istorii vizual'noy kul'tury Rossii // Vest-nik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoriya». 2014. № 1. S. 90-113.

Ryabov O. V. Mat' i machekha: materinskiy simvol Rossii v legi-timatsii prisoedineniya Kryma k Rossiyskoy Federatsii // Zhenshchina v ros-siyskom obshchestve. 2014. № 4. S. 40-50.

Ryabova T. B. Materinskaya i ottsovskaya lyubov' v russkoy srednevekovoy traditsii //Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. 1996. № 1. S. 28-32.

Ryabova T. B., Romanova A. A. «Rodina-mat'» kak kul'turno-semiotiche-skiy resurs sovremennogo rossiyskogo antiamerikanizma // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy. 2015. № 4. S. 136-149.

Smirnov D. G. K voprosu o resemiotizatsii kak forme simvolicheskoy po-litiki: («Rodina-mat'» v politicheskikh praktikakh sovremennoy Ros-sii) // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy. 2015. S. 96-112.

Edmondson L. Gender, mif i natsiya v Evrope: obraz matushki Rossii v evropeyskom kontekste // Pol. Gender. Kul'tura: nemetskie i rus-skie issledovaniya / Pod red. E. Shore, K. Khaydera. M., 2003. Vyp 3. P. 135-162.

Bacon E. Putin's Crimea Speech, 18 March 2014: Russia's Changing Public Political Narrative // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Ukraine. P. 13-36.

Chilton P. A. Security Metaphors: Cold War Discourse from Containment to Common House. N.Y., 1996.

Cohn S. Wars, Wimps, and Women: Talking Gender and Thinking War // Gendering War Talk / Ed. by M. Cooke, A. Woollacott. Princeton, 1993.

Douglas R., Harte L., O'Hara J. Drawing Conclusions: a Cartoon History of Anglolrish Relations, 1798-1998. Belfast, 1998.

Gailite G. "Mother Latvia" in Constructing Self and Other: a Case of Latvian Caricature. XIX c. 1940 // Competing Eyes: Visual Encounters with Alterity in Central and Eastern Europe / Ed. by D. Demski, I. Sz. Kristöf, K. Baraniecka-Olszewska. Budapest, 2013.

Hunt T. L. Defining John Bull: Political Caricature and National Iden-tity in Late Georgian England. Burlington, 2003.

Landes J. B. Visualizing the Nation: Gender, Representation, and Revolution in Eighteenth-Century France. Ithaca, 2001.

Laruelle M. Russia as a "Divided Nation". From Compatriots to Crimea: A Contribution to the Discussion on Nationalism and Foreign Policy // Problems of Post-Communism. 2015. Vol. 62. № 2. P. 88-97.

Marks M. P. The Prison as Metaphor: Re-imagining International Relations. N.Y., 2004.

Mosse G. L. The Image of Man: the Creation of Modern Masculinity. N. Y., 1985.

Mosse G. L. Nationalism and Sexuality: Middle-Class Morality and Sexual Norms in Modern Europe. L., 1985.

Picciotto S. International Law: The Legitimation of Power in World Affairs // Ed. by P. Ireland, P. Laleng. The Critical Lawyers' Handbook 2. L., 1997. P. 13-29.

Riabov O., Lazari A., de. Misha and the Bear: the Bear Metaphor for Russia in Representations of the "Five-Day War" // Russian Politics and Law. 2009. Vol. 47. № 5. P. 26-39.

Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism, and the Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61. № 2. P. 23-35.

Riabova T., Riabov O. "Gayromaidan": Gendered Aspects of the Hegemonic Russian Media Discourse on the Ukrainian Crisis // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Ukraine. P. 83-109.

Steuter E., Wills D. At War with Metaphor: Media Propaganda and Racism in the War on Terror. Lanham (MD), 2008.

Suslov M. "Crimea Is Ours!" Russian Popular Geopolitics in the New Media Age // Eurasian Geography and Economics. 2014. Vol. 55. № 6. P. 588-609.

Tickner J. A. Gendering World Politics: Issues and Approaches in the Post-Cold War Era. N.Y., 2001.

Tsygankov A. Vladimir Putin's Last Stand: the Sources of Russia's Ukraine Policy // Post-Soviet Affairs. 2015. Vol. 31. № 4. P. 279-303.

Warner M. Monuments and Maidens: the Allegory of the Female Form. N. Y., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.