Научная статья на тему 'Мать и мачеха: мифология «России-матушки» в легитимации присоединения Крыма к РФ'

Мать и мачеха: мифология «России-матушки» в легитимации присоединения Крыма к РФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
присоединение Крыма к РФ / символ «России-матушки» / политическая легитимация / политическая мифология / Crimea joining the Russian Federation / symbol of «Mother Russia» / political legitimation / political mythology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — О В. Рябов

Статья посвящена анализу роли символа «Россия-матушка» в легитимации присоединения Крыма к РФ. Автор анализирует место мифологии «России-матушки» в истории российской политической культуры. Выявляются формы и функции использования материнского символа России в дискурсе легитимации присоединения Крыма. Особое внимание уделено включению в риторику такой модификации материнского символа, как образ Россиимедведицы, заботливо опекающей своего медвежонка – Крым. Показана эксплуатация дискурсом легитимации противопоставления образов России-матери и Украины-мачехи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mother and the step-mother: Mythology of the «Mother Russia» in legitimation of Crimea joining the Russian Federation

The article deals with role of the maternal symbol of Russia in legitimation of Crimea joining the Russian Federation. The author examines a place of mythology of «Mother Russia» in the history of Russian political culture. The article dwells upon forms and functions of exploitation of the maternal symbol of Russia in the discourse of legitimation. A special attention is paid to using the image of Russia as a she-bear who takes care of ‘Crimea the bear-cub’. The author examines how the discourse of legitimation employs juxtaposition of the images of Russia as a mother and Ukraine as a step-mother

Текст научной работы на тему «Мать и мачеха: мифология «России-матушки» в легитимации присоединения Крыма к РФ»

О.В. Рябов

МАТЬ И МАЧЕХА: МИФОЛОГИЯ «РОССИИ-МАТУШКИ» В ЛЕГИТИМАЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА К РФ

В марте 2014 г., когда в регионах РФ были организованы митинги в поддержку крымского референдума, по всему Омску правительством области были установлены билборды «Своих не бросаем!», на которых Россия изображена в виде матери, а Крым - в виде ребенка [Шмидт, 2014]. Этот факт показывает, что материнский символ России вполне целенаправленно привлекался в качестве инструмента символической политики, направленной на легитимацию присоединения Крыма1. Напомню, что, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, легитимация как способ «объяснения» и «оправдания» представляет собой многоуровневый процесс, включающий в себя и апелляцию к символическому универсуму - системе теоретической традиции, впитавшей различные области значений и включающей институциональный порядок во всей его символической целостности [Бергер, Лукман, 2001].

В данной статье, построенной на анализе публикаций в российских печатных и интернет-изданиях, а также блогов и интернет-форумов за период с октября 2013 по май 2014 г., рассматриваются предпосылки, условия, причины и формы использования символа России-матери в легитимации присоединения Крыма. Вначале я

1 Я разделяю понимание символической политики как «деятельности политических акторов, направленной на производство и продвижение / навязывание определенных способов интерпретации социальной реальности в качестве доминирующих» [Малинова, 201, с. 92].

охарактеризую роль мифологии «России-матушки» в политической культуре России; далее речь пойдет о том, как в оправдании и объяснении присоединения Крыма к РФ использовался материнский символ России; наконец, затрону вопрос о том, как дискурс легитимации эксплуатировал образ Украины-мачехи.

Мифология «России-матушки» в отечественной политической культуре

Мифологические представления о своей земле как порождающем начале, как источнике плодородия и изобилия распространены у многих народов. Особенно популярным материнский образ страны становится в эпоху Модерна, что было связано с появлением идеологии национализма. Сама идея национального сообщества выражает отношения родства; аналогия с семьей - это тот элемент дискурсивных практик национализма, который во многом определяет его концепты и символы, его иерархию ценностей. Концепты территории, государства, подданных облекаются в образы «матери», «сыновей», «братьев» и т.д. Троп семьи играет исключительно важную роль в легитимации нации, в постулировании «натуральности», природности национального сообщества [Tickner, 2001, p. 54]. Эссенциализация, которая имплицитно содержится в картине отношений между полами, переносится и на отношение к национальному сообществу. По этой причине в XVIII-XIX вв. - эпоху зарождения национализма - во многих странах получают распространение женские аллегории национальных сообществ, среди которых отметим «Британию», «Германию», «Мать Свею» в Швеции, «Гельвецию» в Швейцарии, «Ибернию» в Ирландии, «Марианну» во Франции, «Колумбию» в Америке, «Мать-Латвию» и др. [Warner, 1985; Mosse, 1985, p. 23, 64; Douglas, Harte, O'Hara, 1998, p. 67, 135; Landes, 2001; Hunt, 2003, p. 67; Эдмондсон, 2003; Gailite, 2013].

Помимо легитимации нации, женский образ страны способствует легитимации власти. Образ родины как матери постулирует специфические отношения между государством и его гражданами, обеспечивая и подчинение индивида государству, и его готовность жертвовать собственной жизнью во имя своей страны. Кроме того, к гендерным представлениям апеллирует идея иерогамии - священного брака Правителя и Земли, которая известна и на Древнем Востоке, и в античном мире, и в Средневековье [Kantorowicz,1957, p. 212]; не потеряла актуальности она и в Новое время.

Таким образом, образ страны как матери распространен не только в России. Вместе с тем необходимо принимать во внимание и фактор, который обусловил особенную популярность представлений страны в материнском облике в России. Он связан со способом позиционирования России в отношениях с Западом. В российской идентичности важную роль играет подчеркивание отличий России от Запада и даже противопоставление ему. В результате одним из символов такого противопоставления становится Россия-женщина, Россия-мать как воплощение смирения, бескорыстия, религиозности, иррациональности, соборности - т.е. ценностей, альтернативных западным индивидуализму, рациональности, се-кулярности, гордыне [Рябов, 2007, с. 110-112].

«Родина-мать» / «Россия-матушка» - один из важнейших символов отечественной культуры на протяжении столетий. Представления о материнской сущности страны проходят в своем развитии ряд этапов. Начало их истории следует отнести к образу Матери сырой земли - русскому варианту Великой Богини-матери. В дальнейшем эти представления получают выражение в образе Русской земли: в древнерусской литературе она показана как живое существо; ее изображают в женском - чаще всего материнском - облике. В XVI в. она приобретает вид Святорусской матери-земли (Святой Руси) под влиянием работ Максима Грека и Андрея Курбского. В XVIII в. получает распространение концепт Отечества, однако и образ России-матери остается востребованным. С первых изображений России в женском облике, появившихся в Петровскую эпоху, берет начало 300-летняя история визуализации России-матушки. Этот образ становится заметным элементом культуры Российской империи; он активно включается во внешне- и внутриполитическую риторику. После Октябрьской революции исследуемый образ использовался преимущественно как символ отсталости царской России, ее косности, а также национального гнета. В середине 1930-х годов материнский образ страны возрождается в образе Советской Родины-матери и остается одним из главных элементов символической политики советского государства на протяжении всей истории СССР [см., например: Щербинин, 2014]. Распад СССР сопровождался деконструкцией символов советской эпохи, включая Родину-мать, и на протяжении 1990-х образ Родины-матери был востребован главным образом представителями левопатриотиче-ской оппозиции. Для 2000-х годов характерна «реабилитация» властью данного образа; он широко включается в риторику первых

лиц государства [например: Попова, 2012, с. 233; подробнее об истории «России-матушки» см.: Рябов, 2007].

Чтобы охарактеризовать роль этого символа в русской культуре, рассмотрим его использование в разных типах дискурса -национальном, военном, гендерном, имперском, внешне- и внутриполитическом. Как заметил Дж. Армстронг, символы в национальных сообществах действуют как пограничники, отделяющие Своих от Чужих [Armstrong, 1982, p. 6]. Именно таким «символическим пограничником» и является «Родина-мать». Подобно другим национальным символам, этот символ принимает активное участие в идентификационных процессах. Как символ национального единства, он призван сделать из суммы индивидов единую нацию. Однако риторика включения неразрывно связана с риторикой исключения: Враг - это очень значимый компонент дискурса о Родине [Рябов, 2007].

Прежде всего, исследуемый символ определяет Своих и Чужих в национальном дискурсе. Свои - это сыновья и дочери Родины. Вместе с тем «Родина-мать» определяет норму отношения Своих к Чужим, в первую очередь к Западу, проводя тем самым внутренние границы и иерархии.

Затем она отделяет Своих от Чужих в военном дискурсе. Враг - этот тот, кто угрожает существованию Родины; Свои - это те, кто ее защищает и кто рассчитывает на ее помощь. Образы страдающей, защищающей, всемогущей, миролюбивой Родины занимают значительное место в российском военном дискурсе. Дискурс «России-матушки» обладает огромным мобилизационным потенциалом; во имя защиты Родины человек призван жертвовать и своей, и чужими жизнями. Исследуемый образ играет важную роль и в практиках коммеморации; фигура матери, оплакивающей погибших сыновей и дочерей, занимает заметное место в памяти о войне.

Далее, «Россия-матушка» оказывает воздействие на каноны мужественности и женственности, принимает участие в определении гендерного порядка российского общества. Очевидно, представление о сакральности Родины-матери едва ли получило бы распространение без представления о сакральности самого материнства, поэтому данный символ неразрывно связан с идеей о том,

что семья, материнство - это основное предназначение женщины1. То есть важнейший национальный символ используется для легитимации гендерного порядка: удостоверяя ценность материнства, он дискредитирует идею отказа от него.

Покровительство, забота, бескорыстие - эти черты, приписываемые «России-матушке», включаются во внешнеполитический дискурс, в обоснование роли России в мировой истории и в репрезентации отношений с соседями (особенно славянскими народами)2. Использование материнской метафоры позволяет представить российскую политику в отношении этих народов как основанную на бескорыстной заботе, что накладывает на нее особые обязательства и дает ей особые права - тем самым являясь важной составляющей «мягкой силы» России. Например, именно этот символ легитимировал вступление России в Первую мировую войну, основной причиной и главной целью которой нередко представляли защиту Сербии или даже объединение славян. На карикатуре 1914 г. Сербия представлена в виде безобидного шалуна, которому Австро-Венгрия и Германия угрожают серьезным наказанием. В этой ситуации Россия-мать просто не может не вступиться за своего ребенка - Сербию... [см. иллюстрацию: Заявка европейской войны, 1914; подробнее: ШаЬоу, 2014].

Кроме того, в имперском дискурсе материнский символ России оказывает влияние на репрезентации страны как полиэтнического и многоконфессионального государства: Россия позиционируется в качестве матери всех восточнославянских народов или всех народов, проживающих на территории государства. Следует заметить, что легитимация имперского порядка при помощи фигуры матери использовалась и за пределами отечественной культуры. Так, картина В. Бугро «Родина-мать» (1883) отражает

1 В качестве примера можно привести характеристику феминизма как «очень опасного явления», данную патриархом Кириллом: феминистические организации, по его словам, провозглашают псевдосвободу женщин, которая в первую очередь проявляется вне брака и вне семьи. Если же, полагает патриарх, «разрушается чрезвычайно важная функция женщины в семье, то вслед за этим разрушается все - и семья, и в широком смысле - родина. Недаром мы говорим Родина-мать» [Кирилл (Гундяев), 2014].

2 Например, о «материнском призвании» России, которое должно лежать в основе ее политики в отношении славянских народов, писал Ф.М. Достоевский [Достоевский, 1995, с. 356].

представления о Франции как о матери и колониальных народах -как о ее детях [см. иллюстрацию: Бугро, б. г.].

Наконец, «Родина-мать» занимает важное место во внутриполитическом дискурсе. Родная земля - источник силы, плодородия, изобилия; она кормит всех своих детей, и поэтому те находятся у нее в неоплатном долгу. Тем самым «Родина» легитимирует образ правителя как Царя-батюшки, который владеет Россией (в соответствии с мифологией иерогамии) и говорит от ее имени. Еще в средневековых текстах князь представлен как защитник Русской земли, хранитель ее чести [Черная, 1991]. Образ священного брака в качестве ресурса легитимации власти использовался и в Московской Руси, и в Российской империи, и в СССР, и в постсоветской России [ИиЬ^, 1988, р. 188-189; Рябов, 2007, с. 118120, 129-130 и др.; Рябова, 2008, с. 112]. Например, на медали, выпущенной по случаю кончины Александра II, Россия изображена как безутешная вдова, оплакивающая супруга [Щукина, 2000; см. иллюстрацию: Грилихес-сын, б. г.]. Со временем в символической политике властей появляется еще один мотив: они репрезентируются как защитники Родины, а их оппоненты - как внутренние враги, которые хотят ее уничтожить.

В свою очередь, политическая оппозиция использует образ Родины, страдающей от произвола неправедной власти, который восходит к XVI в. и связан с появлением концепта «Святая Русь»; князь Курбский пишет о сторонниках Ивана Грозного: «Прогрызли они чрево у матери своей, святой русской земли, что породила и воспитала их поистине на беду свою и запустение!» [Курбский, 1986, с. 319]. В народническом дискурсе в XIX в. «Россия-матушка» становится символом оппозиции государству как воплощению отцовского начала, которое после Петровских реформ нередко ассоциируется с чем-то чуждым в национальном плане, западным по самой своей сущности [Рябов, 2007, с. 125-126]. Во время Февральской революции народнический дискурс угнетенной Матушки-Руси активно использовался для ниспровержения старой власти и легитимации новой. Россия теперь представлялась в виде женщины, освобождающейся от цепей: либо самостоятельно, разрывая оковы, либо при помощи революционеров [ШаЬоу, 2014]. Кроме того, она изображалась в облике торжествующей триумфаторши, венчающей героев-освободителей; аллегорическая фигура женщины-России, наряду со Свободой, была наиболее популярным персонажем визуального дискурса Февральской революции [Корнаков, 1994, с. 358]. О популярности образа Родины-

матери можно судить и по многообразию способов его материализации: он появляется на знаменах рабочих организаций, воинских стягах, памятных жетонах, обложках журналов, агитационных плакатах политических партий [см. иллюстрацию: Монетовидные жетоны. б. г.].

Присоединение Крыма: Россия как мать

Материнский символ включается в обоснование особого характера отношений России и Крыма на протяжении всей постсоветской истории. Так, вопрос о «возвращении Крыма в лоно России-Матери» был поставлен депутатом Госдумы на одном из заседаний парламента в 2006 г. [Рябов 2007, с. 238]. Этот символ активно эксплуатировался в риторике пророссийских партий и движений полуострова. В частности, популярным стал лозунг «Русские Крыма никогда не отрекутся от матери-России», который использовался во время политических акций . Материнский символ обрел особую популярность в ноябре 2013 - феврале 2014 г. во время событий на Евромайдане, которые воспринимались как несущие угрозу русскоязычному населению Украины. Так, 9 декабря 2013 г. в Симферополе прошла акция против планов сторонников евроинтеграции, участники которой в числе прочих использовали знакомый лозунг «Русские Крыма никогда не отрекутся от матери-России» [Сыч, 2013; Ваньков, 2014].

Свержение президента В. Януковича и приход к власти сторонников Евромайдана, среди которых заметную роль играли радикальные националисты, преимущественно с Западной Украины, значительно усилили чувство опасности «бандеровского террора». На митинге в Севастополе, состоявшемся через несколько дней после переворота, появляется плакат с уже другим мотивом -мотивом долга России-матери перед русскими жителями Крыма: «Россия! Мы брошенные дети твои» [Weaver, 2014]. К идее материнского долга России мы еще вернемся, а пока подчеркнем, что маркировка радикалов Евромайдана и сторонников киевской вла-

1 Например, 30 января 2009 г., 19 февраля 2010 г., 4 ноября 2010 г., 25 октября 2013 г. и др. [В Крыму 100 человек требуют. 2009; «Русские Крыма никогда не отрекутся от Матери-России», 2010; Пророссийские организации Крыма. 2010; Пророссийские организации пикетировали. 2013].

сти в целом как неонацистов заняла исключительно важное место в риторике российской прессы с декабря 2013 г. Не удивительно, что в период февраля-марта в связи с необходимостью политической мобилизации жителей Крыма были широко задействованы образы Родины времен Великой Отечественной войны и связанных с ней практик коммеморации. Особой популярностью пользуется образ с плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Так, он появляется на агитационных материалах, поддерживающих проведение референдума о статусе Крыма.

Рис. 1.

Источник: [«Родина-мать зовет!...», 2014].

По мере роста популярности идеи вхождения полуострова в состав РФ материнский символ использовался все более активно. На митингах в поддержку Крыма, которые проходили в марте в регионах России, образ Родины-матери был весьма заметен, выступая инструментом политической мобилизации [например: В Саранске прошел народный сход... 2014; В Чебоксарах пройдет

митинг. 2014]. В Интернете распространяются демотиваторы, на которых идея материнского долга России перед Крымом получает визуальное воплощение. Названия поддерживающих референдум публикаций, появившихся в это время в Рунете, говорят сами за себя: «Русский Крым возвращается к матери-России, ура!» [Баша, 2014], «Крым: Мать Россия - мы твои дети!» [Колоссальный, 2014].

Результаты референдума были восприняты в России как закономерные, и их естественность также обосновывается при помощи символа Родины. Так, в телерепортажах российских каналов о празднествах по случаю успеха референдума приводились мнения жителей Крыма, среди которых звучали и такие: «Здравствуй, мама! Здравствуй, Родина!»; «16-го числа мы постучались родной матери в дверь, и она нам ее открыла. Ура!» [Калинин, Кобяков, 2014]; «.меня моя родная мама Россия отдала мачехе, мачеха вначале нас гладила по головке, потом она давала подзатыльники, и каждый раз все больнее и больней. В конце концов, когда она уже просто захотела нас убить, мы начали кричать: "Мама, спаси нас". И тогда мама говорит: действительно, надо спасти. И вот сейчас состояние, что нас мама забрала домой» [Давыдов, 2014].

Необходимо подчеркнуть, что образ России-матери включается в риторику представителей самых различных слоев общества. В статье, опубликованной в «Московском комсомольце», приводится мнение крымского пенсионера: «Мы хотим в Россию, она наша мать, а мы ее дети. А с теми, для кого Бандера герой, нам не по пути» [Перевозкина, 2014]. К материнскому символу обращаются деятели культуры. Например, кинорежиссер С. Говорухин отметил, что в постсоветские годы многих россиян мучила «фантомная боль от отрезанного от матушки России островка Отечества» [Путин: Россия не планировала. 2014], а группа «Любэ» выступила с новой песней «За тебя, родина-Мать!» во время концерта российских артистов, который состоялся в Севастополе за несколько дней до референдума [Севастополь Любэ. 2014]. Материнский символ России привлекался представителями различных политических сил. Скажем, в обращении к Путину главы организации «Черная сотня» А. Штильмарка говорилось: «Миллионы русских остались в Юго-Восточной Украине, они умоляют о помощи! <.> С нетерпением ждем, когда Новороссия вслед за Крымом вернется в лоно Матери-России!» [Штильмарк, 2014]. Глава КПРФ Г. Зюганов приветствовал желание Крыма «воссоединиться с матерью-Родиной - Российской Федерацией» [Депутаты Госдумы. 2014]. Наконец, президент России, выступая на

митинге-концерте «Мы вместе» на Васильевском спуске, приуроченном к подписанию договора о включении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации 18 марта 2014 г., прибегает к характеристикам страны, имеющим фемининные коннотации: «Мы очень переживали за них (севастопольцев. - О. Р.), и Россия открыла для них все свое сердце, всю свою душу» [Путин о политике РФ. 2014]. Еще более явно материнский образ России включается в выступление президента 9 мая в Севастополе во время празднования Дня Победы - события, обозначившего, очевидно, завершение процесса присоединения Крыма: «Родина-мать открыла вам свои широкие объятия и приняла в свой дом как родных дочерей и сыновей» [На военном параде. 2014].

Как было отмечено, включение в риторику, посвященную присоединению Крыма, известных образов, обладающих значительным символическим потенциалом, способствовало легитимации политики России. Очевидно, аналогичного эффекта достигало использование такой модификации материнского символа, как образ России-медведицы, заботливо опекающей своего медвежонка - Крым1. В ряде исследований показано, что в действительности символ «русский медведь» - это западное изобретение, появившееся около 500 лет назад и используемое для поддержания идентичности Запада и обоснования негативного отношения к России [ШаЬоу, ёе 2009; Россомахин, Хрусталев, 2008]. Вовлеченность медвежьего символа в брендинг «партии власти» порождало амбивалентное отношение к нему; во всяком случае, если в западных медиа в период обострения отношений между Россией и Западом во время пятидневной войны в Закавказье в 2008 г. он активно эксплуатировался, то российские СМИ и официальные лица старались дистанцироваться от него, указывая на русофобский, расистский характер его применения [ШаЬоу, с1е Lazari, 2009]. Специфика же нынешней ситуации заключается в том, что теперь данный символ охотно используется для самоидентификации; одним из наиболее заметных проявлений этого стало его включение в выступление российского президента на сочинской встрече Валдайского клуба в октябре 2014 г. Путин, говоря о вопросах защиты интересов России, вспомнил выражение «что позволено Юпитеру, не позволено быку» и заявил, что «мед-

1 Традиция представлять медведицу как символ материнской заботы берет начало в Библии [Войцеховска, 2012].

ведь ни у кого разрешения спрашивать не будет» и «своей тайги никому не отдаст» [Путин о политике РФ. 2014]1.

Многочисленные карикатуры и демотиваторы наделяют «русскую медведицу» не только силой, но и заботой. На них она проявляет материнское участие (и материнскую властность) по отношению не только к Крыму, но и к другим «медвежатам», в число которых авторы изображений помещают и Белоруссию, и Казахстан, и даже Сербию [см., например, иллюстрацию: «Вместе - навсегда!», 2014]. Показательно, что сначала в облике медвежонка изображалась и Украина, тем самым она включалась в число Своих; вопрос о том, как менялись границы между Своими и Чужими в дискурсе легитимации, тесно связан с материнским символом.

На первом - «докрымском» - этапе конфликта, в ноябре 2013 - феврале 2014 г., Украина была представлена как жертва заговора западных держав, ударной силой которого выступили «бандеровцы». По регионам России проходили митинги в поддержку «братского украинского народа». На многочисленных рисунках Украина и Белоруссия изображались как сестры России: в виде либо скульптур с известного фонтана «Дружба народов», либо трех матрешек, либо в облике прекрасных девушек. Однако затем, после того как было объявлено о проведении крымского референдума, и между двумя государствами усиливается напряженность, Украина переходит в число Чужих, и ее чуждость Крыму репрезентируется при помощи метафоры мачехи.

Присоединение Крыма: Украина как мачеха

Использование материнского символа в легитимации социально-политического порядка имеет, очевидно, оборотной стороной привлечение метафоры мачехи в качестве способа делегити-мации власти, равно как и целостности государства. Так, во время распада СССР демонтаж «Родины-матери» (и символической системы советского общества в целом) отражается в возникновении

1 Заметим, что до этого Путин лишь однажды обращался к медвежьему символу: в интервью немецкой газете «НаМе^ЫаИ» (сентябрь 2009 г.) он высмеял попытки представителей стран ЕС создать образ России как «медведя, который хочет всех поглотить» [Путин: Россия не медведь. 2009].

образа Родины-мачехи, заботы и защиты которой безуспешно ждут многие ее сыновья и дочери [Рябов, 2007, с. 229].

Противопоставление России-матери и Украины-мачехи в их отношении к Крыму становится востребованным риторическим приемом [например: Виноградов, 2014; Крым - это ребенок. 2014; Мать-или-мачеха? Семейная. 2014]. Любопытным примером использования исследуемых образов является получившая распространение в Интернете сказка, которая начинается словами «Жил-был лихой, разухабистый дядька Хрущёв», который «украл у Матери-России сына по имени Крым и отдал его сестре России, женщине по имени Украина...». Далее повествуется о том, что «сестер оторвали друг от друга хитрые заморские дядьки», которые принялись натравливать менее удачливую сестру на Россию. «Украину, как продажную девку, стали сватать и выдавать многократно замуж за сменяющих один другого "мужей". А пасынок Крым рос, терзаемый несчастьями мачехи, в вечной тоске по Родине». Когда же Крым вырос, то решил вернуться домой, «к своей матушке России, к братьям родным и сестрам». «Мать со слезами на глазах миллионов сестер и братьев раскрыла свои объятия Крыму, и он упал в них, упиваясь негой тепла родной груди, в которой бьется самое дорогое сердце - сердце его Родины-Матери» [Ключко Степаненко-Дамер, 2014].

Другой популярный текст содержал такие слова «Крыма», обращенные «Украине»: «Не плачь по мне, Украина. 23 года ты была мне мачехой. Ты хотела обнести меня колючкой и извести моих детей только за то, что они разговаривают по-русски. Ты пыталась навязать мне твою придуманную историю, твой язык и твоих "героев". Ты превратила Севастополь в город барыг и торгашей, развалив все предприятия и заводы стратегического значения. Теперь я иду домой, туда, где моя семья. Я возвращаюсь к матери! Домой, в Россию! Не плачь по мне, Украина! Никогда не бывший твоим Крым» [Крым идет в Россию, 2014].

Образ Украины как страны, которая относится к одним гражданам как мать, а к другим - как мачеха, включается и в риторику официальных лиц. Так, О. Царев, депутат украинского парламента и впоследствии один из лидеров «Новороссии», еще перед референдумом заявил, что «надо сделать так, чтобы Родина для одних не была матерью, а для других мачехой» [Царев, 2014]. Став кандидатом в президенты страны, он включает метафору мачехи в свои программные заявления: «. нужно сделать все для того, чтобы Украина была родиной-матерью для всех граждан, независимо

от того, являются они представителями титульной нации, проживают на западе, на востоке, в центре страны. Чтобы не было, что она для одних родина, а других мачеха» [Бас, 2014].

Необходимо упомянуть и о том, что противники вхождения Крыма в состав РФ также прибегали к оппозиции «мать - мачеха». Скажем, один из комментариев, появившийся в марте при обсуждении предстоящего референдума о статусе полуострова, звучал так: «Украина - это заболевшая бедная мама с детьми, а Россия -это богатая мачеха, которая пришла к этим детям и говорит: "Зачем вам больная мама, бросьте ее, идите ко мне, я буду вашей мамой... " Так вы бросите свою больную маму, с которой прожили столько лет!» [Ключко Степаненко-Дамер, 2014].

Заключение

Попробуем подытожить, в каких формах использование исследуемых образов способствовало легитимации присоединения Крыма. Во-первых, символическое отождествление с матерью позволяет мобилизовать те значения, которые закреплены за материнским символом в истории человеческой культуры: Россия - это добрая, миролюбивая, бескорыстная страна, политика которой продиктована заботой о мире и сохранении жизни. Во-вторых, тем самым вмешательство России в ситуацию на полуострове представлено как не только ее право, но и обязанность: в силу тех обязательств, которые каждая мать имеет перед своими детьми. Напомним, что одной из значимых составляющих легитимации было утверждение, что Россия не имела права проигнорировать угрозу русскоязычному населению Крыма со стороны «бандеровцев». Руководство страны подчеркивало, что оно просто не могло принять иное решение: если бы Россия не пришла на помощь, то это бы означало предательство1. В-третьих, это становится эффективным способом противостояния точке зрения на украинские события, разделявшейся большинством западных политиков и СМИ; материнский символ был призван продемонстрировать, что Россия и Крым связаны родственными, т. е. естественными узами, которые носят органический характер, - в отличие от искусственных, дого-

1 «Разумеется, мы. не могли оставить Крым и его жителей в беде, иначе это было бы просто предательством» [Путин, 2014].

ворных отношений, которые только и могут связывать Украину с ЕС. При этом подчеркивалась непреходящая ценность материнского начала и традиционной семьи, что было принципиальным в контексте дискуссий о происходящих в западных странах изменениях гендерных норм [Цалко, Рябова, 2010; Рябова, Рябов, 2013; ШаЬоу, ШаЬоуа, 2014]. В-четвертых, это позволило использовать символический капитал «Родины-матери», накопленный за многовековую историю существования данного символа. В ситуации противостояния с киевскими властями особенно эффективным было обращение к образам Великой Отечественной войны и практикам коммеморации послевоенного периода. Наконец, в-пятых, используя материнский символ, президент выступает в роли защитника Родины, легитимируя таким образом свою власть.

Литература

«Вместе - навсегда!». - 2014. - Режим доступа: http://cs606222.vk.me/v606222949/ 4b14/_ecdYcc94R8.jpg (Дата посещения: 08.09.2014.)

«Родина-мать зовет! Крым. Референдум». - 2014. - Режим доступа: http://www. odin-fakt.ru/galereya/rodinamat_zovet_refere/ (Дата посещения: 08.09.2014.)

«Русские Крыма никогда не отрекутся от Матери-России»: в Симферополе жгут портреты Хрущёва // Городской информационный центр «Севастополь». - Севастополь, 2010. - 19 февраля. - Режим доступа: http://sevastopol.net.ua/ novosti/simfnews-politika/ russkie_kryma_nikogda_ne_otrekutsya_ot_materi-rossii_v_simferopole_zhgut_ portrety_hruszeva_foto.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Бас Н. Народный депутат Олег Царев: Я принял решение баллотироваться в президенты Украины // Комсомольская правда. - М., 2014. - 28 марта. - Режим доступа: http://www.kp.ru/online/news/1697204/ - Mode of access: (Дата посещения: 08.09.2014.)

Баша В. Русский Крым возвращается к матери-России, ура! // Лит Причал. - М., 2014. - 9 марта. - Режим доступа: http://www.litprichal.ru/print.php?id=170261 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Academia-Центр: Медиум, 1995. - 334 с. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_social_construction/default.aspx (Дата посещения: 08.09.2014.)

Бугро В. «Родина-мать». - Режим доступа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ commons/thumb/c/cb/William-Adolphe_Bouguereau_(1825-1905)_-_The_Motherland_ (1883).jpg/220px-William-Adolphe_Bouguereau_(1825-1905)_-_The_Motherland_ (1883).jpg (Дата посещения: 08.09.2014.)

В Крыму 100 человек требуют восстановить институт президентства на полуострове. - Киев, 2009. - 30 января. - Режим доступа: http://podrobnosti.ua/society/2009/ 01/30/579442.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

В Саранске прошел народный сход «Мы вместе навсегда!» в поддержку жителей Крыма // Известия Мордовии. - Саранск, 2014. - 18 марта. - Режим доступа: http://izvmor.ru/news/view/19626 (Дата посещения: 08.09.2014.)

В Чебоксарах пройдет митинг в поддержку Крыма. - Чебоксары, 2014. - 15 марта. -Режим доступа: http://pg21.ru/news/view/69471 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Ваньков В. Крыму надоело быть подарком // Свободная пресса. - М., 2014. -19 февраля. - Режим доступа: http://svpressa.ru/society/article/82540/ (Дата посещения: 08.09.2014.)

Виноградов В. Крым - трагедия пасынка у Украины-мачехи // Русская народная линия. - 2014. - 17 марта. - Режим доступа: http://ruskline.ru/special_opinion/ krym_my_s_toboj/ (Дата посещения: 08.09.2014.)

Войцеховска К. Лютый зверь и образец заботливости: Образ медведя в библии и апокрифах // «Русский медведь»: история, семиотика, политика / Под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. - М.: НЛО, 2012. - С. 11-28.

Грилихес-сын А. Медаль на смерть Александра II. - Режим доступа: http://s017. radikal.ru/i412/1203/04/af0ea5099c20.jpg (Дата посещения: 08.09.2014.)

Давыдов Д. В Севастополе тысячи людей слушали речь В. Путина в центре города // Первый канал. - М., 2014. - 18 марта. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/ news/social/254433 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Депутаты Госдумы приветствовали крымских коллег аплодисментами // МИР24. - М., 2014. - 7 марта. - Режим доступа: http://mir24.tv/news/politics/ 10033490 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1877 // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. - Т. 14. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение,1995. - С. 5-513.

Заявка европейской войны // Жало. - Харьков, 1914. - № 31. - С. 1.

Калинин А., Кобяков К. Жители Крыма искренне рады возвращению «в родную гавань»: [видео]. // НТВ. - Симферополь, 2014. - 18 марта. - Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/862620/ (Дата посещения: 08.09.2014.)

Кирилл (Гундяев), патриарх. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с делегацией Всеукраинской общественной организации «Союз православных женщин» // Официальный сайт Московского Патриархата. - М., 2013. -9 апреля. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2899463.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Ключко Степаненко-Дамер Т. Здравствуй, Крым! Добро пожаловать на Родину! -2014. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2014/03/20/1287 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Колоссальный М. Крым: Мать Россия - мы твои дети! - 2014. - 8 марта. - Режим доступа: http://smi2.ru/blog/43589049501/Kryim:-Mat-Rossiya--myi-tvoi-deti (Дата посещения: 08.09.2014.)

Корнаков П.К. Символика и ритуалы революции 1917 г. // Анатомия революции, 1917 год в России: Массы, партии, власть / Под ред. В.Ю. Черняева. - СПб.: Глаголъ, 1994. - С. 356-365.

Крым - это ребенок, которого забрали у матери, и его воспитывала мачеха // Вечерний Челябинск. - Челябинск, 2014. - 26 августа. - Режим доступа: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=55458 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Крым идет в Россию. - Симферополь, 2014. - 16 марта. - Режим доступа: http:// galina-lyakhova.blogspot.com/2014/03/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Курбский А. История о великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XVI века. - М., 1986. - С. 218-399.

Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Полис. - М., 2010. - № 2. - С. 90-105.

Мать-или-мачеха? Семейная переписка Украины и Крыма // Слова & смыслы. -2014. - 4 апреля. - Режим доступа: http://okara.org/2014/04/krym-ukraina-perepiska/ (Дата посещения: 08.09.2014.)

Монетовидные жетоны императорской России, 1721-1917. Освобожденная Россия. -Режим доступа: http://www.jetons.ru/jetons/i/284 (Дата посещения: 12.12.2014.)

На военном параде в Севастополе Путин потребовал от других стран уважать право россиян на самоопределение. - М., 2014. - 9 мая. - Режим доступа: http:// www.newsru.com/russia/09may2014/putinsevast.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Перевозкина М. За вхождение в Россию голосовали всем Крымом // Московский комсомолец. - М., 2014. - 17 марта. - Режим доступа: http://www.mk.ru/old/ article/2014/03/17/998988-quotisterika-za-rossiyuquot-kryim-mezhdu-putinyim-i-obamoy.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Попова О.В. Символическая репрезентация прошлого и настоящего России в президентской кампании 2012 г. // Символическая политика: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Отв. ред.: Малинова О.Ю. - М., 2012. - Вып. 1. - С. 222-238.

Пророссийские организации Крыма отметили День народного единства // Крымское информационное агентство. - Севастополь, 2010. - 4 ноября. - Режим доступа: http://www.kianews.com.ua/node/25887 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Пророссийские организации пикетировали Генконсульство РФ в Симферополе // Главком. - Киев, 2013. - 25 октября. - Режим доступа: http://glavcom.ua/news/ 161981.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Путин В.В. Полный текст обращения Владимира Путина по Крыму. - М., 2014. -18 марта. - Режим доступа: http://russian.rt.com/article/24532 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Путин о политике РФ: русский медведь в другие земли не хочет // РИА Новости. - Сочи, 2014. - 25 октября. - Режим доступа: http://ria.ru/politics/20141024/ 1029951137.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Путин: Крым и Севастополь вернулись в родную гавань // РБК. - М., 2014. -18 марта. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/politics/18/03/2014/911944.shtml (Дата посещения: 08.09.2014.)

Путин: Россия не медведь, который хочет всех поглотить // Газета. Ru. - М., 2009. - 14 сентября. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/09/ 14/n_1403308 (Дата посещения: 12.12.2014.)

Путин: Россия не планировала присоединять Крым // ИТАР-ТАСС. - М., 2014. -10 апреля. - Режим доступа: http://itar-tass.com/politika/1111359 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Россомахин А., Хрусталев Д. Россия как Медведь: Истоки визуализации, (XVI-XVIII века) // Границы: Альманах Центра этнических и национальных исследований ИвГУ. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2008. - Вып. 2: Визуализация нации. - С. 123-161.

Рябов О.В. «Родина-мать» в истории визуальной культуры России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. - Тверь, 2014. -№ 1. - С. 90-113.

Рябов О.В. «Россия-матушка»: Национализм, гендер и война в России XX века. -Stuttgart; Hannover: Ibidem, 2007. - 290 с.

Рябова Т.Б., Рябов О.В. «Гейропа»: гендерное измерение образа Европы в практиках политической мобилизации // Женщина в российском обществе. - Иваново, 2013. - № 3. - С. 31-39.

Рябова Т.Б. Медведь как символ России: Социологическое измерение // «Русский медведь»: история, семиотика, политика / Под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. - М.: НЛО, 2012. - С. 338-353.

Севастополь Любэ - За тебя Родина - Мать 16 марта: [видео]. - Севастополь, 2014. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Gj_YO3GapdY (Дата посещения: 08.09.2014.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сыч С. Антимайдан в Крыму: «Мы никогда не отречемся от матери-России» // Сегодня. - Киев, 2013. - 9 декабря. - Режим доступа: http://www.segodnya.ua/ regions/krym/antimaydan-v-krymu-my-nikogda-ne-otrechemsya-ot-materi-rossii-481186.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Цалко Е. О., Рябова Т. Б. Русскость и европейскость сквозь призму гендерных идентификаторов // Женщина в российском обществе. - Иваново, 2010. - № 2. -С. 57-65.

Царев О. Родина: Мать или мачеха? // Конт. - 2014. - 10 марта. - Режим доступа: http://cont.ws/post/12298 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Шмидт Н. В Омской области проходит акция «Своих не бросаем!» в поддержку Крыма // Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН». - Омск, 2014. -21 марта. - Режим доступа: http://omskregion.info/item.asp?id=19248 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Штильмарк А. Р. Обращение главы Православно-Патриотической организации «Черная Сотня» и редактора журнала «Православный Набат» Александра Робертовича Штильмарка к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину // Черная сотня. - М., 2014. - 4 марта. - Режим доступа: http://www.sotnia.ru/ index.php?name=News&op=article&sid=70 (Дата посещения: 08.09.2014.)

Щербинин А.И. Политический праздник: концепт и коммуникация // Политическая концептология. - Ростов-на-Дону, 2014. - № 3. - С. 45-59.

Щукина Е.С. Два века русской медали: Медальерное искусство в России 17001917 гг. - М.: ТЕРРА, 2000. - 272 c. - Режим доступа: http://www.ccoins.ru/ article/grilihes.html (Дата посещения: 08.09.2014.)

Эдмондсон Л. Гендер, миф и нация в Европе: Образ матушки России в европейском контексте // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. - М.: РГГУ, 2003. - Вып 3. - C. 135-162.

Armstrong J. Nations before nationalism. - Chapel Hill: univ. of North Carolina press, 1982. - 411 p.

Douglas R., Harte L., O'Hara J. Drawing conclusions: A cartoon history of Anglo-Irish Relations, 1798-1998. - Belfast: Blackstaff, 1998. - 350 p.

Gailite G. «Mother Latvia» in constructing Self and Other: A case of Latvian caricature XIX c. - 1940 // Competing eyes: Visual encounters with alterity in Central And Eastern Europe / Demski D., Kristof I.Sz., Baraniecka-Olszewska K. (Eds.). - Budapest: l'Harmattan, 2013. - P. 170-189.

Hunt T.L. Defining John Bull: Political caricature and national identity in late Georgian England. - Aldershot; Burlington: Ashgate, 2003. - 452 p.

Kantorowicz E.H. The king's two bodies: A study in national political theology. -Princeton: Princeton univ. press, 1957. - 568 p.

Landes J.B. Visualizing the nation: Gender, representation, and revolution in eighteenth-century France. - Ithaca: Cornell univ. press, 2001. - 254 p.

Mosse G.L. The image of man: The creation of modern masculinity. - N.Y.: Oxford univ. press, 1996. - 240 p.

Riabov O. The symbol of «Mother Russia» across two epochs: From the First World War to the Civil War // Russian culture in war and revolution, 1914 - 22. - Book 2: Political culture / M. Frame, B. Kolonitskii, S.G. Marks and M.K. Stockdale (eds.). -Bloomington: Slavica publishers, 2014. - P. 73-98.

Riabov O., Lazari A. de. Misha and the bear: The bear metaphor for Russia in representations of the «Five-Day War» // Russian politics and law. - Cambridge, 2009. - Vol. 47, N 5. - P. 26-39.

Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, nationalism, and the legitimation of power under Vladimir Putin // Problems of post-Communism. - Cambridge, 2014. - Vol. 61, N 2. - P. 23-35.

Tickner J.A. Gendering world politics: Issues and approaches in the Post-cold War era. - N.Y.: Columbia univ. press, 2001. - 200 p.

Warner M. Monuments and maidens: The allegory of the female form. - N.Y.: Univ. of California press, 1985. - 417 p.

Weaver C. Sevastopol yearns for mother Russia // Financial Times. - L., 2014. -25 February. - Mode of access: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/d3fe0b06-9e43-11e3-b429-00144feab7de.html#slide0 (Дата посещения: 08.09.2014.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.