Научная статья на тему 'Мать и мачеха: материнский символ России в легитимации присоединения Крыма к российской Федерации'

Мать и мачеха: материнский символ России в легитимации присоединения Крыма к российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CRIMEA JOINING THE RUSSIAN FEDERATION / СИМВОЛ "РОССИЯ-МАТЬ" / SYMBOL OF "MOTHER RUSSIA" / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2013-2014 ГГ / THE UKRAINIAN CRISIS 2013-2014 / ОБРАЗ УКРАИНЫ-МАЧЕХИ / IMAGE OF UKRAINE AS A STEP-MOTHER / ОБРАЗ "РУССКОГО МЕДВЕДЯ" / IMAGE OF THE "RUSSIAN BEAR" / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ / POLITICAL LEGITIMATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / POLITICAL MOBILIZATION / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SYMBOLIC POLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рябов Олег Вячеславович

Анализируются предпосылки, условия, причины и формы использования символа России-матери в дискурсе легитимации присоединения Крыма. Особое внимание уделено включению в риторику такой модификации материнского символа, как образ России-медведицы, заботливо опекающей своего медвежонка Крым. Автор показывает, как дискурс легитимации эксплуатирует противопоставление образов России-матери и Украины-мачехи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mother and the step-mother: maternal symbol of Russia in legitimation of Crimea joining the Russian Federation

The article dwells upon the background, conditions, forms, and consequences of using maternal symbol of Russia in legitimation of Crimea joining the Russian Federation. The author pays a special attention to the use of the image of Russia as a she-bear who takes care of Crimea as a bear-cub. The author examines how the discourse of legitimation employs the image of Ukraine as a step-mother.

Текст научной работы на тему «Мать и мачеха: материнский символ России в легитимации присоединения Крыма к российской Федерации»

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ББК 60.561.37

О. В. Рябов

МАТЬ И МАЧЕХА: МАТЕРИНСКИЙ СИМВОЛ РОССИИ В ЛЕГИТИМАЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В марте 2014 г., когда в регионах Российской Федерации были организованы митинги в поддержку крымского референдума, по всему Омску правительством области были установлены билборды «Своих — не бросаем!», на которых Россия изображена в виде матери, а Крым — в виде ребенка [38] (ил. 1). Этот факт показывает, что материнский символ России вполне целенаправленно привлекался в информационную политику, направленную на легитимацию присоединения Крыма. Напомню, что, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, легитимация как способ «объяснения» и «оправдания» представляет собой многоуровневый процесс, содержащий и апелляцию к символическому универсуму — системе теоретической традиции, впитавшей различные области значений и включающей институциональный порядок во всей его символической целостности [4]. В данной статье предпринята попытка рассмотреть предпосылки, условия, причины и формы использования символа России-матери в легитимации присоединения Крыма. Вначале я остановлюсь на методологических вопросах исследования роли символа во внешне- и внутриполитической риторике; далее речь пойдет о том, как в оправдании и объяснении присоединения Крыма к РФ использовался материнский символ России; наконец, затрону вопрос о том, как дискурс легитимации эксплуатировал образ Украины-мачехи. Объектом исследования выступают российские печатные и интернет-издания, а также популярные блоги и интернет-форумы.

Ил. 1

© Рябов О. В., 2014

Материнский символ России как фактор международных отношений

В последние годы язык международных отношений активно исследуется в качестве их значимого фактора, прежде всего сторонниками конструктивистской парадигмы. Например, анализируя репрезентации войны в Персидском заливе, Дж. Лакофф отметил, что механизмы метафорического мышления активно используются в дискуссиях о внешней политике; подкрепленные бомбами, метафоры способны убивать [45]. Один из наиболее известных символов дискурса национальных и международных отношений — материнский. Мифологические представления о своей земле как порождающем начале, как источнике плодородия и изобилия распространены у многих народов. Особенно популярным материнский образ страны становится в эпоху Модерности, что было связано с появлением идеологии национализма. Сама идея национального сообщества выражает отношения родства. Аналогия с семьей — это тот элемент дискурсивных практик национализма, который во многом определяет его концепты и символы, его иерархию ценностей. Троп семьи играет исключительно важную роль в легитимации нации, в постулировании «натуральности», природности национального сообщества [50, р. 54]. Эссенциализация, которая имплицитно содержится в картине отношений между полами, переносится и на отношение к национальному сообществу. По этой причине в XVIII—XIX вв. — эпоху утверждения национализма — во многих странах получают распространение женские аллегории национальных сообществ, среди которых отметим «Британию», «Германию», «Мать Свею» в Швеции, «Гельвецию» в Швейцарии, «Ибернию» в Ирландии, «Марианну» во Франции, «Колумбию» в Америке, «Мать-Латвию» и др. [51, 47, 64, 41, 46, 43, 39, 42].

Помимо легитимации национального сообщества, женский образ страны способствует легитимации власти. Образ родины как матери постулирует специфические отношения между государством и его гражданами, обеспечивая и подчинение индивида государству, и его готовность жертвовать собственной жизнью во имя своей страны. Кроме того, к гендерным представлениям апеллирует идея иерогамии — священного брака Правителя и Земли как его мистического тела, которая известна и на Древнем Востоке, и в Античности, и в Средневековье [44, p. 212]; не потеряла актуальности она и в Новое время.

Итак, образ страны как матери распространен не только в России. Вместе с тем необходимо принимать во внимание и фактор, который обусловил то, что в российской культуре особенно популярными являются представления страны в материнском облике, фактор, связанный со спецификой позиционирования России в отношениях с Западом. В российской идентичности важную роль играет подчеркивание отличий России от Запада и даже противопоставление ему. В результате одним из символов такого противопоставления выступает Россия-женщина, Россия-мать как воплощение смирения, бескорыстия, религиозности, иррациональности, соборности, т. е. ценностей, альтернативных западным: индивидуализму, рациональности, секулярности, гордыне [30]. Как заметил Дж. Армстронг, символы в национальных сообществах действуют как пограничники, отделяющие Своих от Чужих [40, p. 6]. Именно таким «символическим пограничником» и является «Родина-мать». Подобно другим национальным

символам, этот символ принимает активное участие в идентификационных процессах. Как символ национального единства он призван сделать из суммы индивидов единую нацию. Однако риторика включения неразрывно связана с риторикой исключения: в различных дискурсах — национальном, военном, имперском, гендерном, внутри- и внешнеполитическом — исследуемый символ определяет не только Своих, но и Чужих [32].

Особое внимание хочется обратить на то, что материнский символ России занимает важное место в имперском дискурсе, оказывая влияние на репрезентации страны как полиэтнического и многоконфессионального государства. Россия может позиционироваться в качестве матери всех восточнославянских народов (русские, украинцы, белорусы) или всех народов, входящих в состав государства. Следует заметить, что легитимация имперского порядка при помощи фигуры матери использовалась и за пределами отечественной культуры. Так, картина В. Бугро «Родина-мать» (1883) отражает представления о Франции как о матери и колониальных народах как ее детях (ил. 2).

Наконец, покровительство, забота, бескорыстие — черты, приписываемые России-матушке, — включаются во внешнеполитический дискурс, в обоснование роли России в мировой истории и в репрезентации отношений с соседями (особенно со славянскими народами)1. Использование материнского символа позволяет представить российскую политику в отношении этих народов как основанную на бескорыстной заботе, что накладывает на Россию особые обязательства и, что особенно важно, дает ей особые права, тем самым выступая важной составляющей «мягкой силы» страны.

Россия как мать

Материнский символ включается в обоснование особого характера отношений России и Крыма на протяжении всей постсоветской истории. Так, вопрос о «возвращении Крыма в лоно России-Матери» был поставлен депутатом Госдумы на одном из заседаний парламента в 2006 г. (см. об этом: [32]). Этот символ активно эксплуатировался в риторике пророссийских партий и движений полуострова. В частности, популярным стал лозунг «Русские Крыма никогда не отрекутся от матери-России», который использовался во время политических акций2. Материнский символ обрел особую популярность в ноябре 2013 — феврале 2014 гг. во время событий на Евромайдане, которые воспринимались как несущие угрозу русскоязычному населению Украины. Скажем,

1 О «материнском призвании» России, которое должно лежать в основе ее политики в отношении славянских народов, писал, к примеру, Ф. Достоевский [12, а 356].

2 30 января 2009 г., 19 февраля 2010 г., 4 ноября 2010 г., 25 октября 2013 г. [5, 29, 24, 25] и др.

9 декабря 2013 г. в Симферополе прошла акция против планов сторонников ев-роинтеграции, участники которой в числе прочих использовали знакомый лозунг «Русские Крыма никогда не отрекутся от матери-России» [1, 9].

Свержение президента В. Януковича и приход к власти сторонников Ев-ромайдана, среди которых заметную роль играли радикальные националисты (преимущественно с Западной Украины), значительно усилили чувство опасности «бандеровского террора». На митинге в Севастополе, состоявшемся через несколько дней после переворота, появляется плакат уже с другим мотивом — мотивом долга России-матери перед русскими жителями Крыма: «Россия! Мы брошенные дети твои» [52] (ил. 3). К идее материнского долга России я еще вернусь, а пока подчеркну, что маркировка радикалов Евромайдана и сторонников киевской власти в целом как неонацистов заняла исключительно важное место в риторике российской прессы с декабря 2013 г. Неудивительно, что в период февраля — марта в связи с необходимостью политической мобилизации жителей Крыма были широко задействованы образы Родины времен Великой Отечественной войны и связанных с ней практик коммеморации3. Особой популярностью пользуется образ с плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Так, он появляется в агитационных материалах, поддерживающих проведение референдума о статусе Крыма (ил. 4).

По мере роста популярности идеи вхождения полуострова в состав РФ материнский символ использовался все более активно. На митингах в поддержку Крыма, которые проходили в марте в регионах России, образ Родины-матери был весьма заметен, выступая инструментом политической мобилизации (см., напр.: [6, 8]). В Интернете распространяются демотиваторы, в которых идея материнского долга России перед Крымом получает визуальное воплощение. Названия поддерживающих референдум публикаций, появившихся в это время в Рунете, говорят сами за себя: «Русский Крым возвращается к матери-России, ура!» [3], «Крым: Мать Россия — мы твои дети!» [15].

Результаты референдума были восприняты в России как закономерные, и их естественность также обосновывается при помощи символа Родины.

Ил. 3

Ил. 4

3 О роли материнского символа нации в военной пропаганде см.: [31].

В телерепортажах российских каналов о празднествах по случаю успеха референдума приводились мнения жителей Крыма, среди которых звучали и такие: «Здравствуй, мама! Здравствуй, Родина!»; «16 числа мы постучались родной матери в дверь, и она нам ее открыла. Ура!» [13]; «...меня моя родная мама Россия отдала мачехе, мачеха вначале нас гладила по головке, потом она давала подзатыльники, и каждый раз все больнее и больней. В конце концов, когда она уже просто захотела нас убить, мы начали кричать: "Мама, спаси нас". И тогда мама говорит: действительно, надо спасти. И вот сейчас состояние, как будто нас мама забрала домой» [7].

Необходимо подчеркнуть, что образ России-матери включается в риторику представителей самых различных слоев общества. В статье, опубликованной в «Московском комсомольце», приводится мнение крымского пенсионера: «Мы хотим в Россию, она наша мать, а мы ее дети. А с теми, для кого Бандера герой, нам не по пути» [22]. К материнскому символу обращаются деятели культуры. Например, кинорежиссер С. Говорухин отметил, что в постсоветские годы многих россиян мучила «фантомная боль от отрезанного от матушки России островка Отечества» [27], а группа «Любэ» выступила с новой песней «За тебя, Родина-мать!» во время концерта российских артистов, который состоялся в Севастополе за несколько дней до референдума [18]. Материнский символ России привлекался представителями различных политических сил. В обращении главы организации «Черная Сотня» говорилось: «Миллионы русских остались в Юго-Восточной Украине, они умоляют о помощи! <...> С нетерпением ждем, когда Новороссия вслед за Крымом вернется в лоно Матери-России!» [21]. Глава КПРФ Г. Зюганов приветствовал желание Крыма «воссоединиться с матерью-Родиной — Российской Федерацией» [11]. Наконец, президент В. Путин, выступая на митинге-концерте «Мы вместе» на Васильевском спуске, приуроченном к подписанию договора о включении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации 18 марта 2014 г., прибегает к характеристикам страны, имеющим фемининные коннотации: «Мы очень переживали за них [севастопольцев], и Россия открыла для них все свое сердце, всю свою душу» [26]. Еще более явно материнский образ России включается в выступление президента 9 мая в Севастополе во время празднования Дня Победы — события, обозначившего, очевидно, завершение процесса присоединения Крыма: «Родина-мать открыла вам свои широкие объятия и приняла в свой дом как родных дочерей и сыновей» [20].

Как было отмечено, включение в риторику, посвященную присоединению Крыма, известных образов, обладающих значительным символическим капиталом, способствовало легитимации политики России. Аналогичного эффекта, вероятно, достигало использование такой модификации материнского символа, как образ России-медведицы, заботливо опекающей своего медвежонка — Крым4. В ряде исследований показано, что в действительности символ «русский медведь» — это западное изобретение, появившееся около пятисот лет назад и используемое для поддержания идентичности Запада

4 Традиция представлять медведицу как символ материнской заботы берет начало в Библии [10].

и обоснования негативного отношения к России [48, 28]. Включенность медвежьего символа в брендинг «партии власти» порождало амбивалентное отношение к нему; во всяком случае если в западных медиа в период обострения отношений между Россией и Западом во время Пятидневной войны в Закавказье в 2008 г. он эксплуатировался активно, то российские СМИ и официальные лица старались дистанцироваться от него, указывая на русофобский, расистский характер его использования [48]. Специфика же нынешней ситуации заключается в том, что теперь данный символ охотно используется для самоидентификации. Мы видим, что многочисленные карикатуры и демотиваторы наделяют «русскую медведицу» не только силой, но и заботой5. На них она проявляет материнское участие (равно как и материнскую властность)6 по отношению не только к Крыму, но и к другим «медвежатам», в число которых авторы изображений помещают и Белоруссию, и Казахстан, и даже Сербию (см., напр., ил. 5, 6). Показательно, что сначала в облике медвежонка изображалась и Украина, и вопрос о том, как менялись границы между Своими и Чужими в дискурсе легитимации, тесно связан с материнским символом.

Ил. 5

Ил. 6

На первом — докрымском — этапе конфликта, в ноябре 2013 — феврале 2014 г., Украина была представлена как жертва заговора западных держав, ударной силой которого выступили «бандеровцы». По регионам России проходили митинги в поддержку «братского украинского народа». Эти настроения отразились и в визуальном дискурсе; так, в рисунке, призывающем «Все на защиту Украины!», воплощен образ «Родины-матери» с Мамаева кургана (ил. 7).

5 Следует отметить, что подобная семиотическая перекодировка символа «русский медведь» в восприятии жителей России происходила на протяжении всего постсоветского периода. В частности, пилотажное социологическое исследование, проведенное в России и США в 2008—2009 гг., показало, что американские и отечественные респонденты наделяют данный символ различными значениями: если для первых медведь воплощает агрессию, кровожадность, варварство, то для вторых — добродушие, справедливость, защиту слабых [34].

6 Идея об особых правах матери на любовь и послушание со стороны детей берет начало в древнерусской литературе [33] и впоследствии широко используется в дискурсе России-матушки [32].

На многочисленных рисунках Украина и Белоруссия изображались как сестры России: в виде либо скульптур известного фонтана «Дружба народов» (ил. 8), либо трех матрешек, либо прекрасных девушек. Однако после того как было объявлено о проведении крымского референдума и между двумя государствами усиливается напряженность, Украина переходит в число Чужих и ее чуждость Крыму репрезентируется при помощи метафоры мачехи.

РОССИЯ, УКРАИНА, БЕЛАРУСЬ

ТРИ СЕСТРЫ - ИМ НАВЕК ДАНА ОТ БОГА НА ТРОИХ ОДНА СУДЬБА, ОДНА ДОРОГА

Ил. 7

Ил. 8

Украина как мачеха

Использование материнского символа в легитимации социально-политического порядка имеет, очевидно, оборотной стороной привлечение метафоры мачехи в качестве способа делегитимации власти, равно как и целостности государства. Во время распада СССР демонтаж образа «Родины-матери» (и символической системы советского общества в целом) отражается в возникновении образа Родины-мачехи, заботы и защиты которой напрасно ждут многие ее сыновья и дочери [32].

Противопоставление России-матери и Украины-мачехи в их отношении к Крыму становится востребованным риторическим приемом (см., напр.: [16, 17, 19]). Любопытным примером использования исследуемых образов является получившая распространение в Интернете сказка, начинающаяся словами «Жил-был лихой, разухабистый дядька Хрущёв», который «украл у Матери-России сына по имени Крым и отдал его сестре России, женщине по имени Украина...». Далее повествуется о том, что «сестер оторвали друг от друга хитрые заморские дядьки», которые принялись натравливать менее удачливую сестру на Россию... «Украину как продажную девку стали сватать и выдавать многократно замуж за сменяющих один другого "мужей". А пасынок Крым рос, терзаемый несчастьями мачехи, в вечной тоске по Родине». Когда же Крым вырос, то решил вернуться домой, «к своей матушке России, к братьям родным и сестрам». «Мать со слезами на глазах миллионов сестер и братьев раскрыла свои объятия Крыму, и он упал в них, упиваясь негой тепла родной груди, в которой бьется самое дорогое сердце — сердце его Родины-Матери» [14].

Образ Украины как страны, которая относится к одним гражданам как мать, а к другим — как мачеха, включается и в риторику официальных лиц. Так, О. Царёв, депутат украинского парламента и впоследствии один из лидеров «Новороссии», еще перед референдумом заявил: чтобы выйти из кризиса, нужно, чтобы Украина для всех стала родиной-матерью [37]. Став кандидатом в президенты страны, он включает метафору мачехи в свои программные заявления: «...нужно сделать все для того, чтобы Украина была родиной-матерью для всех граждан, независимо от того, являются они представителями титульной нации, проживают на западе, на востоке, в центре страны. Чтобы не было, что она для одних родина, а для других мачеха» [2].

Необходимо упомянуть и о том, что противники вхождения Крыма в состав РФ также прибегали к оппозиции «мать — мачеха». Скажем, один из комментариев, появившийся в марте при обсуждении предстоящего референдума о статусе полуострова, звучал так: «Украина — это заболевшая бедная мама с детьми, а Россия — это богатая мачеха, которая пришла к этим детям и говорит: "Зачем вам больная мама, бросьте ее, идите ко мне, я буду вашей мамой..." Так вы бросите свою больную маму, с которой прожили столько лет?» [14].

В заключение остановлюсь на вопросе, в каких формах использование исследуемых образов способствовало легитимации присоединения Крыма. Во-первых, репрезентации страны как матери позволяют моментально мобилизовать те значения, которые закреплены за материнским символом в истории человеческой культуры: Россия — это добрая, миролюбивая, бескорыстная страна, политика которой продиктована заботой о мире и сохранении жизни. Во-вторых, тем самым вмешательство России в ситуацию на полуострове представлено как не только ее право, но и обязанность — в силу тех обязательств, которые каждая мать имеет перед своими детьми. Напомню, что одной из значимых составляющих легитимации было утверждение, что Россия не имела права проигнорировать угрозу русскоязычному населению Крыма со стороны «бандеровцев». Руководство страны подчеркивало, что оно просто не могло принять иное решение: если бы Россия не пришла на помощь, то это бы означало предательство7. В-третьих, это становится эффективным способом противостояния разделявшейся большинством западных СМИ и политиков точке зрения на украинские события; материнский символ был призван продемонстрировать, что Россия и Крым связаны родственными, т. е. естественными, узами, которые носят органический характер — в отличие от искусственных, договорных отношений, которые только и могут связывать Украину с ЕС. При этом подчеркивалась непреходящая ценность материнского начала и традиционной семьи, что было принципиальным в контексте дискуссий о происходящих в западных странах изменениях гендерных норм [36, 35, 49]. Наконец, в-четвертых, это позволило использовать символический капитал «Родины-матери», накопленный за многовековую историю существования данного символа. В ситуации противостояния с киевскими властями было особенно эффективным обращение к образам Великой Отечественной войны и практик комме-морации послевоенного периода.

7 «Разумеется, мы... не могли оставить Крым и его жителей в беде, иначе это было бы просто предательством» [23].

Библиографический список

1. Антимайдан в Крыму: «Мы никогда не отречемся от матери-России». URL: http://www.segodnya.ua/regions/krym/antimaydan-v-krymu-my-nikogda-ne-otrechemsya-ot-materi-rossii-481186.html (дата обращения: 08.09.2014).

2. Бас Н. Народный депутат Олег Царёв: я принял решение баллотироваться в президенты Украины // Комсомольская правда. 2014. 28 марта. URL: http://www.kp.ru/online/news/1697204/ (дата обращения: 08.09.2014).

3. Баша В. Русский Крым возвращается к матери-России, ура! URL: http://www.litprichal.ru/print.php?id=170261 (дата обращения: 08.09.2014).

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания. 2001. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_social_ construction/ default.aspx (дата обращения: 08.09.2014).

5. В Крыму 100 человек требуют восстановить институт президентства на полуострове. URL: http://podrobnosti.ua/society/2009/01/30/579442.html (дата обращения: 08.09.2014).

6. В Саранске прошел народный сход «Мы вместе навсегда!» в поддержку жителей Крыма. URL: http://izvmor.ru/news/view/19626 (дата обращения: 08.09.2014).

7. В Севастополе тысячи людей слушали речь В. Путина в центре города. URL: http://www.1tv.ru/news/social/254433 (дата обращения: 08.09.2014).

8. В Чебоксарах пройдет митинг в поддержку Крыма. URL: http://pg21.ru/news/view/ 69471 (дата обращения: 08.09.2014).

9. Ваньков В. Крыму надоело быть подарком. URL: http://svpressa.ru/society/article/ 82540/] (дата обращения: 08.09.2014).

10. Войцеховска К. Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах // «Русский медведь» : история, семиотика, политика / под ред. О. В. Рябова, А. де Лазари. М. : Новое лит. обозрение, 2012. С. 11—28.

11. Депутаты Госдумы приветствовали крымских коллег аплодисментами. URL: http://mir24.tv/news/politics/10033490 (дата обращения: 08.09.2014).

12. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1877 // Собр. соч. : в 15 т. Л. : Наука, Ле-нингр. отд-ние, 1995. Т. 14. С. 5—513.

13. Жители Крыма искренне рады возвращению «в родную гавань». URL: http://www.ntv.ru/novosti/862620/ (дата обращения: 08.09.2014).

14. Ключко Степаненко-Дамер Т. Здравствуй, Крым! Добро пожаловать на Родину! URL: http://www.proza.ru/2014/03/20/1287 (дата обращения: 08.09.2014).

15. Крым: Мать Россия — мы твои дети! URL: http://smi2.ru/blog/43589049501/Kryim:-Mat-Rossiya--myi-tvoi-deti (дата обращения: 08.09.2014).

16. Крым — трагедия пасынка у Украины-мачехи. URL: http://ruskline.ru/special_ opinion/krym_my_s_toboj/ (дата обращения: 08.09.2014).

17. Крым — это ребенок, которого забрали у матери, и его воспитывала мачеха. URL: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=55458 (дата обращения: 08.09.2014).

18. Любэ. «За тебя, Родина-мать». Севастополь. 2014. 16 марта. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Gj_YO3GapdY (дата обращения: 08.09.2014).

19. Мать-или-мачеха? Семейная переписка Украины и Крыма. URL: http://okara.org/2014/04/krym-ukraina-perepiska/ (дата обращения: 08.09.2014).

20. На военном параде в Севастополе Путин потребовал от других стран уважать право россиян на самоопределение. URL: http://www.newsru.com/russia/09may2014/ putinsevast.html (дата обращения: 08.09.2014).

21. Обращение главы православно-патриотической организации «Черная Сотня» и редактора журнала «Православный Набат» Александра Робертовича Штильмарка

к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину. URL: http://www.sotnia.ru/ index.php?name=News&op=article&sid=70 (дата обращения: 08.09.2014).

22. Перевозкина М. За вхождение в Россию голосовали всем Крымом. 17.03.2014. URL: http://www.mk.ru/old/article/2014/03/17/998988-quotisterika-za-rossiyuquot-kryim-mezhdu-putinyim-i-obamoy.html (дата обращения: 08.09.2014).

23. Полный текст обращения Владимира Путина по Крыму. URL: http://russian.rt.com/article/24532 (дата обращения: 08.09.2014).

24. Пророссийские организации Крыма отметили День народного единства. 2010. URL: http://www.kianews.com.ua/node/25887 (дата обращения: 08.09.2014).

25. Пророссийские организации пикетировали Генконсульство РФ в Симферополе. 2013. URL: http://glavcom.ua/news/161981.html (дата обращения: 08.09.2014).

26. Путин: Крым и Севастополь вернулись в родную гавань. URL: http://top.rbc.ru/politics/18/03/2014/911944.shtml (дата обращения: 08.09.2014).

27. Путин: Россия не планировала присоединять Крым. URL: http://itar-tass.com/ politika/1111359 (дата обращения: 08.09.2014).

28. Россомахин А. А., Хрусталёв Д. Г. Россия как Медведь : истоки визуализации (XVI—XVIII) // Границы : альманах Центра этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. Вып. 2 : Визуализация нации. С. 123—161.

29. «Русские Крыма никогда не отрекутся от Матери-России»: в Симферополе жгут портреты Хрущёва. URL. http://sevastopol.net.ua/novosti/simfnews-politika/russkie_ kryma_nikogda_ne_otrekutsya_ot_materi-rossii_v_simferopole_zhgut_portrety_hruszeva_ foto.html (дата обращения: 08.09.2014).

30. Рябов О. В. Национальная идентичность : гендерный аспект : дис. ... д-ра филос. наук. Иваново, 2000. 300 с.

31. Рябов О. В. Нация и гендер в визуальных репрезентациях военной пропаганды // Женщина в российском обществе. 2005. № 3—4. С. 19—28.

32. Рябов О. В. «Россия-Матушка» : национализм, гендер и война в России XX века. Stuttgart ; Hannover : Ibidem, 2007. 290 с.

33. Рябова Т. Б. Материнская и отцовская любовь в русской средневековой традиции // Женщина в российском обществе. 1996. № 1. С. 28—32.

34. Рябова Т. Б. Медведь как символ России: социологическое измерение // «Русский медведь» : история, семиотика, политика / под ред. О. В. Рябова, А. де Лазари. М. : Новое лит. обозрение, 2012. С. 338—353.

35. Рябова Т. Б., Романова А. А. Гендерное измерение российского антиамериканизма : (к постановке проблемы) // Женщина в российском обществе. 2012. № 3. C. 21—35.

36. Цалко Е. О., Рябова Т. Б. Русскость и европейскость сквозь призму гендерных идентификаторов // Женщина в российском обществе. 2010. № 2. С. 57—65.

37. Царёв О. Родина: мать или мачеха? URL: http://cont.ws/post/12298 (дата обращения: 08.09.2014).

38. Шмидт Н. В Омской области проходит акция «Своих не бросаем!» в поддержку Крыма. URL: http://omskregion.info/item.asp?id=19248 (дата обращения: 08.09.2014).

39. Эдмондсон Л. Гендер, миф и нация в Европе: образ матушки России в европейском контексте // Пол. Гендер. Культура : немецкие и русские исследования / под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М. : РГГУ, 2003. Вып 3. C. 135—162.

40. Armstrong J. Nations before Nationalism. Chapel Hill : University of North Carolina Press, 1982. 411 p.

41. Douglas R., Harte L., O'Hara J. Drawing Conclusions : a Cartoon History of Anglo-Irish Relations, 1798—1998. Belfast : Blackstaff, 1998. 350 p.

42. Gailite G. «Mother Latvia» in constructing self and other: a case of Latvian caricature, XIX c. — 1940 // Competing Eyes : Visual Encounters with Alterity in Central and Eastern Europe / ed. by D. Demski, I. Sz. Kristóf, K. Baraniecka-Olszewska. Budapest : l'Harmattan, 2013. P. 170—189.

43. Hunt T. L. Defining John Bull : Political Caricature and National Identity in Late Georgian England. Aldershot ; Burlington : Ashgate, 2003. 452 p.

44. Kantorowicz E. H. The King's Two Bodies : a Study in National Political Theology. Princeton : Princeton University Press, 1957. 568 p.

45. Lakoff G. Metaphor and War: the Metaphor System Used to Justify War in the Gulf. URL: http://www2.iath.virginia.edu/sixties/HTML_docs/Texts/Scholarly/Lakoff_Gulf_ Metaphor_2.html (дата обращения: 08.09.2014).

46. Landes J. B. Visualizing the Nation : Gender, Representation, and Revolution in Eighteenth-Century France. Ithaca : Cornell University Press, 2001. 254 p.

47. Mosse G. L. The Image of Man : the Creation of Modern Masculinity. New York : Oxford University Press, 1996. 240 p.

48. Riabov O., Lazari A. de. Misha and the Bear: the Bear Metaphor for Russia in Representations of the «Five-Day War» // Russian Politics and Law. 2009. Vol. 47, № 5. P. 26—39.

49. Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, nationalism, and the legitimation of power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61, № 2. P. 23—35.

50. Tickner J. A. Gendering World Politics : Issues and Approaches in the Post-Cold War Era. New York : Columbia University Press, 2001. 200 p.

51. Warner M. Monuments and Maidens : the Allegory of the Female Form. New York : University of California Press, 1985. 417 p.

52. Weaver C. Sevastopol yearns for mother Russia // Financial Times. 2014. 25th Febr. URL: http ://www.ft.com/intl/cms/s/0/d3fe0b06-9e43 -11e3-b429-00144feab7de. html#slide0 (дата обращения: 08.09.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список иллюстраций

1. Своих — не бросаем! URL: http://bk55.ru/fileadmin/images/photos/full/718_baner_12.jpg? 8.983598280914356 (дата обращения: 08.09.2014).

2. В. Бугро. Родина-мать. URL: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cb/ William-Adolphe_Bouguereau_(1825-1905)_-_The_Motherland_(1883).jpg/220px-William-Adolphe_Bouguereau_(1825-1905)_-_The_Motherland_( 1883).jpg (дата обращения: 08.09.2014).

3. Россия! Мы — брошенные дети твои. URL: http://im.ft-static.com/content/images/ d6d1cad 1 -ebfc-457b-9e49-76315b5cd93e.img (дата обращения: 08.09.2014).

4. Родина-мать зовет! Крым. Референдум. URL: http://www.odin-fakt.ru/galereya/ rodinamat_zovet_refere/ (дата обращения: 08.09.2014).

5. Добро пожаловать домой, родные наши! URL: http://politikus.ru/v-rossii/14902-dobro-pozhalovat-domoy-rodnye-nashi.html (дата обращения: 08.09.2014).

6. Вместе — навсегда!! URL: http://cs606222.vk.me/v606222949/4b14/_ecdYcc94R8.jpg (дата обращения: 08.09.2014).

7. Все на защиту Украины! URL: http://vk.com/pomogibratu (дата обращения: 08.09.2014).

8. Россия, Украина, Беларусь. URL: https://vk.com/antimaidana?z=photo-67554130_ 325552439%2Falbum-67554130_190656186 (дата обращения: 08.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.