УДК 712.03
ШИНУАЗРИ И АНГЛО-КИТАЙСКИЕ ПАРКИ В ЕВРОПЕ
© Елена Владимировна Голосова
Главный ботанический сад РАН, e-mail: [email protected]
Шинуазри в садах и парках XVIII в. - это определенный европейский дизайн на азиатские мотивы, воплощение образа идеальной страны. Китайский стиль пришел в Европу в виде предметного декора, но и сады в стиле шинуазри не были исключением. На основании анализа 47 парков Великобритании автор предлагает ввести понятие «Англо-китайский парк».
Ключевые слова: шинуазри; Китай; Европа; стиль; сады; парки; ландшафт.
Рассматривая пейзажный стиль садов и парков Европы, необходимо помнить, что своим становлением английское садово-парковое искусство во многом обязано Китаю.
В недрах «причудливого и странного» барокко (итал.) во Франции в первой половине ХУШ в. возникает стиль рококо. Характерными чертами нового стиля от периода регентства Филиппа Орлеанского до его апо-
гея во времена Людовика XV стала изысканность и несколько излишний и тяжелый декор интерьеров. Часто рококо называют продолжением барокко, поскольку дальше дизайна интерьеров его яркое проявление распространилось мало. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, и его проявление касалось, главным образом, достижений декоративной эффектно-
сти, не ограничиваясь никакими традициями в использовании более ранних стилевых наработок. В интерьерах этот стиль проявился грациозным орнаментальным ритмом, большим вниманием к мифологии, эротическим и жанровым сценкам в изображении на обоях, драпировках, обивке мебели, посуде, мелкой пластике и т. д. В этот же период из Португалии, Испании, Голландии и Англии в поле зрения французского двора и французской знати попадают интерьерные вещицы, вывезенные морскими экспедициями этих стран из Китая.
Увлечение или просто благосклонность европейцев к китайским вещам превратились в хорошую европейскую манеру, а использование их в интерьере и более позднее копирование и имитация китайского стиля получило свое развитие в одном из проявлений стиля рококо, называемое на французский манер шинуазри (от фр. китайский стиль). Шинуазри как стиль вышел на европейскую художественную сцену в XVII в., а к XVIII в. достиг своего пика. Наряду с действительно китайскими произведениями искусств, возрастающий спрос на которые не могли удовлетворить никакие большегрузные корабли Ост-Индийских компаний, широко распространялись европейские изделия в китайском стиле, выполненные европейскими художниками, часто не видавшими оригиналов. Художники XVIII в., работавшие в стиле рококо, не стремились к формально точному воспроизведению китайских образцов, а творчески постигали их суть. Они создавали изящные и несерьезные пасторальные картины, часто персонажами подобных «китайских» сюжетов были воины в батальных сценах, императоры с многочисленными наложницами, танцоры и летающие богини. Появилось множество причудливых изображений мнимого Китая, асимметрия в форме и нехарактерные для европейского искусства цветовые и формовые контрасты, а также попытки подражать в изготовлении и росписи китайскому фарфору и даже лаковым изделиям. В европейских пейзажах французских художников появлялись очень стилизованные китайские павильоны, а в руках у придворных красавиц - китайские зонтики (Франсуа Буше, Огюст Фрагонар и др.).
На сдержанную Европу избыточная пестрота красок и форм подействовала завора-
живающе. Повсеместное увлечение керамикой и фарфором Китая, бронзовым литьем, оригинальной живописью в свитках, ярким шелком и резной мебелью и вызвало к жизни и широкому распространению стиля шинуаз-ри. Повсеместно заимствовались характерные элементы - китайские решетки, декоративные планки, мебель, особенно ширмы. Во дворцах европейской знати особым шиком стали устройство китайских кабинетов и китайских гостиных.
Одни из наиболее известных во всем мире и в России подобных произведений ин-терьерного дизайна находятся в Екатерининском дворце Царского села. Китайская гостиная Александра I, созданная в 1752-1756 гг. Ф.-Б. Растелли, имела из «китайского» только шелковую обивку стен с акварельными росписями на китайские темы, а после пожара в 1820 г. была воссозданна архитектором В. Стасовым, эти же стены затянули новым расписным шелком, заказанным в Китае. Китайская голубая гостиная появилась в Екатерининском дворце 1783 г. Интерьер гостиной был создан по эскизам русского архитектора Василия Неелова Чарльзом Камероном, который удачно совместил мотивы китайского декоративного искусства (голубой шелк с изящной росписью на стенах и мотивы китайских зонтиков в наборном паркете) с элементами классического интерьера (плафон с изображением античных мифологических персонажей, золоченый лепной фриз, белый мраморный камин).
Шинуазри - это определенный европейский дизайн на азиатские мотивы и ни в коей мере не подделка китайских произведений искусств, это осязаемое и цельное воплощение образа идеальной страны - богатой, далекой, экзотической и таинственной, каким представляли себе Китай большинство европейцев, никогда там не бывавших.
Гончарные производства Голландии, Англии и Германии, начиная с конца XVII в., довольно быстро стали осваивать сине-белую керамику в стиле Минской династии. Немалую роль сыграла в этом опубликованная еще в конце XVII в. книга Йохана Ньюхоффа «Путешествия» со 150 иллюстрациями китайских фарфоровых изделий. Ранние изделия Мейсенского фарфорового производства в Саксонии имитировали формы китайских блюд, ваз и чайных сервизов.
Изображения ландшафтов в стиле шину-азри так и остались только изображениями и почти не перешли в реальное садово-парковое искусство. Причудливые горные пейзажи с паутиной мостов, легкие и изящные бамбуковые павильоны, водопады, лодки с драконами и фениксами, украшенные цветами, остались в большинстве только на холстах, фарфоре, обоях и шелке.
Тем не менее, некоторые китайские элементы в садах все-таки можно найти, но они, как и все другие проявления стиля шинуазри, не имеют практически ничего общего с китайской культурой, кроме намека на происхождение.
Такими китайскими элементами в садовом ландшафте стиля шинуазри являются пагоды, павильоны, мосты, т. е. исключительно малые архитектурные формы. Так, пагоды и садовые сооружения с многоярусными китайскими крышами, называемые Пагодами в Европе, по сути, не несли никакой смысловой нагрузки, их прототипами были как пагоды буддийских храмов, так и садовые башни, а чаще всего - рисунки путешественников, которые использовали потом архитекторы и садовники. Так, самое известное сооружение Европы, выполненное в стиле шинуазри, - пагода королевского ботанического сада Кью в Лондоне, была построена по проекту сэра Уильяма Чемберса по образцу фарфоровой пагоды XV в. в Нанкине, рисунок которой был к тому времени опубликован в Австрийском архитектурном атласе Фишера фон Эрлаха. Множество других пагод по всей Европе, появившихся на гребне новой английской моды паркостроения, демонстрировали лишь необычную форму сооружения в «китайском стиле», предназначенную для приятного времяпрепровождения, или давали возможность обозревать окрестности с высоты.
Павильоны разной величины и этажности - эклектические архитектурные произведения, в которых часто не соблюдались размеры и пропорции традиционной китайской архитектуры. Они могли быть совершенно легкими - деревянными или металлическими, или каменными тяжелыми с позолотой и другими элементами яркого китайского архитектурного декора.
В императорских, королевских, княжеских садах Европы строились целые архитек-
турные комплексы под названием «Китайская деревня», их примеры можно найти в России и в Германии.
Европейские ландшафтные архитекторы всегда придавали большое значение садовым сооружениям, прежде всего для того, чтобы расставить акценты в пейзаже и достичь его завершенности. Ведь по представлению и архитекторов и ученых того времени пейзажный парк должен был лишь напоминать природный ландшафт, подчеркивая его руко-творность. «Китайские домики» - архитектурные курьезы, веселые и диковинные -стали появляться на территориях крупных поместий, как виньетки шинуазри в явно некитайском окружении» [1]. Один из первых таких летних домиков возник в парке Стоу в 1738 г. Подражая китайским павильонам се, уходившими каменными основаниями в воду с береговой террасы, первоначально он был построен на деревянных сваях в пруду. Композицию дополняли две деревянные «китайские» птицы, «плавающие» поблизости, а с берегом этот павильон был связан мостом, украшенным вазами. Из сохранившихся произведений в парковом варианте стиля шину-азри следует назвать домик в парке Шагборо в Стаффордшире. В домике есть картины на китайские сюжеты, расписные зеркала и рамы с декором на китайские мотивы [1].
К середине XVIII в. мода на ландшафтную архитектуру в стиле шинуазри в садах и парках получила широкое распространение. Везде, где проходили крупномасштабные ландшафтные работы, появлялись пагоды и павильоны. Это касается, в первую очередь, Англии и тех стран, которые уже начали копировать новые английские сады [2].
Французская садовая мода еще долго сопротивлялась натиску английских пейзажных парков, где «слишком мало фонтанов и слишком много лужаек» [1]. Прошло время и к концу XVIII в. французы, не признаваясь в этом даже себе, начали копировать английские, точнее англо-китайские парки, основоположником которых по праву считается сэр Уильям Чемберс, который хоть и видел Китай лишь с борта торгового судна, но, как и многие посетившие эту страну с различными миссиями, считался признанным экспертом по китайскому садоводству и архитектуре.
В XVIII в. Европа и не была настолько однородна, как сейчас, но процессы глобали-
зации в культуре шли уже достаточно активно. Еще до того как в Германию пришла мода на нерегулярные английские сады, первый китайский павильон был построен в Потсдаме в парке Сан-Суси - среди регулярного французского парка. Весьма экзотические китайские деревни строятся в Россвальде и Касселе. Причем в некоторых случаях любовь к экзотике, как в Касселе, доходит до абсурда: китайская деревня играла роль молочной фермы, где не только пагода, но даже коровники и амбары имели декор на китайские темы, а чернокожие африканские молочницы играли роль китаянок. Также в Германии в 70-х гг. XVIII в. по решению графа Людвига фон Бентхайма в Вестфалии был разбит англо-франко-китайский сад. В архитектурном плане он не был слишком вычурным и эксцентричным, но там имелись уже кроме архитектурных сооружений в виде двух павильонов и парома с надстройкой-пагодой и другие ландшафтные элементы -искусственные скалы, холмы, острова.
В этот же период и в России, в Царском Селе отцом и сыном Нееловыми, которых Екатерина отправляла учиться садоводству в Англию, строится китайская деревня и знаменитый Крестовый мост с беседкой. Беседка с китайскими мотивами (островерхая, как у пагод, крыша, расписанная под рыбью чешую) и арочный «горбатый» мост вместе сформировали композицию, достойную традиционных пропорций китайской архитектуры.
Ко второй половине XVIII в. распространению шинуазри в ландшафтных садах английской знати противостояла позиция некоторой части английской интеллигенции -«борцов за чистоту искусства», презиравших «китайщину».
Так Ричард Пейн Найт, философ, поэт и теоретик изобразительного искусства, писал о саде в стиле шинуазри: «легкий и сказочный, однако чопорный и неживой, дитя бесплодной фантазии, прихоть и каприз» [1]. Однако его собственные взгляды на чистоту искусства не мешали ему построить свой замок Даунтон в смеси готики и итальянского классицизма. Тем не менее, стиль шинуазри достойно противостоял нападкам, поскольку для Англии он все еще был слишком красив и слишком связан с ландшафтной архитектурой. Вплоть до конца XVIII в. продолжали
возникать обширные парки, в которых использовались откровенные китайские мотивы, как например ограда, скопированная с императорской резиденции Юаньминюань для Уильяма Бэкфорда в Фонтхилле.
Китайский стиль пришел в Европу первоначально в виде предметного декора, и сады в стиле шинуазри не были исключением. Яркие китайские павильоны были только декоративным украшением ландшафта. Но уже к концу XVIII в. в Англии яркость и вычурность форм китайской архитектуры перестает быть исключительно популярными. Сохраняя восточный дух, постройки становятся более выдержанными, они рассматриваются в комплексе с рельефом, а главное, большое внимание английские садовники начинают уделять растениям, вслед за архитектурными образами хлынувшим из Китая в благодатный климат Британских островов.
Широко стали использоваться растения, привезенные из Китая. Только естествоиспытатель Роберт Форчун в течение 15 лет присылал семена китайских растений для английских садов. Ландшафтные архитекторы в Англии с удовольствием принимали новые виды к использованию в садах, понимая, что наконец получили возможность познакомиться с настоящим китайским садом. Постепенно шинуазри перестал быть уделом только частных владений и стал обслуживать художественные запросы городской системы развлечений - увеселительные сады стали новым модным местом отдыха горожан. Фактически, с середины XVIII в., в Англии появился новый тип англо-китайского сада. Поскольку первые описания садов, начиная с
XVII в., были сделаны дипломатами, не видавшими никаких других кроме императорских, сложилось полумифическое мнение о том, что все китайские сады если не огромны, то очень велики по площади. Поэтому и в XIX в. англо-китайские сады устраивались на очень больших площадях. Последний в Англии большой англо-китайский парк был разбит под Чеширом в 1850 г. Однако несмотря на повсеместное использование китайских растений, основными признаками китайского стиля в европейских садах была по-прежнему архитектура.
Мода на английские и англо-китайские сады распространилась в Европе примерно к 1750 г. Несмотря на близость Франции, эта
страна и ее культурные традиции еще долго сопротивлялись внедрению новой садовой моды. Появление в Швеции парка около китайских павильонов датируется 1753 г., а китайский чайный домик Фридриха II в Сан-Суси построен в 1754-1757 гг. Прошло более 20 лет, прежде чем Франция заинтересовалась новым типом садов. Однако первый шаг в этом направлении был сделан еще в 1737 г., когда свергнутый король Польши Станислав Лещинский построил в своем французском владении Люневиль первый китайский домик, но это скорее исключение, чем правило.
Основными признаками англо-китайских садов были большие пространства с крупными деревьями, ухоженные обширные газоны и китайские павильоны и мосты, но также и греко-римские храмы, алтари и павильоны. Все постройки в садах не имели никакого философско-религиозного значения: важен был только их внешний вид, поскольку функционально они предназначались исключительно для развлечений и отдыха, т. е. имели несерьезное значение и в целом обозначались одним общим словом - fabriques (фр.). В русском языке это слово очень близко по своему истинному значению к «сфабриковать», реально отображая несерьезность построек, а главное - отсутствие претензии на историко-архитектурную значимость.
Однако, несмотря на повсеместное использование китайских растений, основными признаками китайского стиля в европейских садах была по-прежнему архитектура. Несмотря на то, что понятие «Англо-китайский парк» существует в литературе с середины
XVIII в., точное определение этого явления в энциклопедиях, словарях и научной литературе отсутствует.
На основании анализа 47 англо-китайских садов и парков в разных странах Европы, построенных или реконструированных в течение XVIII-XIX столетий, предлагается следующее определение для данного понятия: «Англо-китайский парк» - стилевое направление в европейских пейзажных парках XVIII-XIX вв., основанное на создании натуралистических ландшафтов с использованием элементов китайской архитектуры.
Основными признаками этих садов являются значительные размеры территории, слабопересеченная местность, обширные водоемы и объекты садовой архитектуры в стиле шинуазри (пагоды, чайные домики, беседки, мосты), наряду с другими «не китайскими» малыми архитектурными формами. Все без исключения сады принадлежали представителям высшего сословия Европейских стран, они были созданы в поместьях правящих монархов, их семей, и ближайшего окружения. Ни один из этих объектов не был построен полностью по законам китайского садового искусства с привлечением китайских архитекторов, все они были выполнены исключительно европейскими архитекторами, инженерами, поэтами и политиками. Для англо-китайских садов Европы XVIII-XIX вв. свойственно значительное смешение стилей как в области планировки, так и в садовой архитектуре.
1. Джекобсон Д. Китайский стиль. М., 2004.
2. Соколов Б. Английская теория пейзажного парка в XVIII столетии и ее русская интерпретация. иКЬ: www.gardenhistory.ru/. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 2.08.2010 г.
UDC 712.03
CHINOISERIE AND ANGLO-CHINESE PARKS IN EUROPE
Elena Vladimirovna Golosova, Main Botanical Garden RAS, e-mail: [email protected]
Chinoiserie in gardens and parks of the 18th century is certain European design to Asian motifs, the embodiment of the ideal image of the country. Chinese style came to Europe as a decorative object, but also gardens in the Chinoiserie style were no exception. Based on analysis of 47 parks in the UK the author proposes to introduce the concept of “Anglo-Chinese Park”.
Key words: Chinoiserie; China; Europe; style; gardens; parks; landscape.