ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «АНГЛИЙСКОГО» ПАРКА Ильин Ю.О. Email: [email protected]
Ильин Юрий Олегович - магистрант, кафедра дизайна среды, факультет дизайна, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, г. Москва
Аннотация: данная статья повествует о становлении такого вида архитектурно-ландшафтного стиля в обустройстве садов и парков, как пейзажный «английский» парк. В статье описываются наиболее прославившиеся деятели, которые внесли большой вклад в развитие «английского» парка, их великолепные творения и интересные приёмы в организации садово-паркового пространства. Также затронуты интересные факты и особенности в организации различных планировочных решений и даже рассадке деревьев, ведь от этого зависело то, как будет выглядеть парк или сад, на сколько он будет великолепен. Ключевые слова: пейзаж, «английский» парк, живопись, планировка, садоводство.
THE HISTORY OF THE "ENGLISH" PARK Ilyin Yu.O.
Ilyin Yury Olegovich - Master student, DEPARTMENT "ENVIRONMENT DESIGN", FACULTY OF DESIGN, RUSSIAN STATE UNIVERSITY BY A.N. KOSYGIN, MOSCOW
Abstract: this article tells about the formation of such a type of architectural and landscape style in the arrangement of gardens and parks, as a landscape "English " park. The article describes the most famous figures who have made a great contribution to the development of the "English" park, their magnificent creations and interesting techniques in the organization of garden and park space. Interesting facts and peculiarities in organizing various planning decisions and even planting trees are also affected, because it depends on how the park or the garden will look and how beautiful it will be. Keywords: landscape, "English " park, painting, planning, gardening.
УДК 7
В начале XVIII столетия в Англии, под большим влиянием господствующих филосовских и социально-политических изысканий эпохи Просвещения, сформировался пейзажный (ландшафтный) стиль в обустройстве садов и парков. Именно в данное время стал популярным лозунг Жан Жака Руссо из «Общественного договора» - «Назад к природе!» [1]. Люди хотели стать ближе к природе и естественным природным условиям. Поэтому данный стиль быстро нашёл своих сторонников среди собственников крупных и мелких поместий.
Впервые в живописи появляется пейзаж, как обособленный, отдельно взятый жанр искусства во второй половине XVIII века. Как раз в это же время Англия становится законодательницей мод по всей Европе.
Пейзажный стиль не преследовал слепого подражания восточным традициям в ландшафтном дизайне, а стал следствием исторического развития общества. Европейцы устраивали в парках и садах мостики, беседки, пагоды и павильоны в китайском духе, что являлось лишь внешней составляющей ландшафтного направления. Идеи же восточных мастеров, опирающиеся на религиозный и филосовский контекст, оставались чуждыми для европейцев [2].
Устроители пейзажных парков вдохновлялись пейзажной живописью века. Прежде всего это были работы Пуссена, Лоррена и С. Розы. Создание такого типа парков никогда не начиналось с системного подхода, умозрительного архитектурного плана, который являлся единственным возможным решением для предыдущей эпохи. Возведение парка начиналось с графических набросков или акварельных эскизов. Общая структура формировалась из различных видов, связанных между собой, которые создавались садоводом по типу завершения написанной им картины. Посетитель, входящий в такой сад воспринимал набор отдельных видов, как единый целостный образ.
Данное направление в устройстве садово-паркового пространства представляют такие известные имена как Уильям Кент, Хемфри Рептон и Ланселот Браун. Основным утверждением в концепции планировки сада, созданной Кентом, является то, что природе не свойственна прямая линия. Также это он заменил симметрично пропорциональные водоёмы прудами неправильной, кривой формы. Такие люди, как Браун и Рептон вошли в историю выдающимися ландшафтными архитекторами. Благодаря им прямые дорожки на территориях были заменены естественными извилистыми тропами, а вместо систематичного прямого расположения живых изгородей кустов, пришли свободно расположенные группы растений. Ручьи и водопады представляли собой непрерывно движущуюся панораму, а газон начинался от самого крыльца дома. Но всё-таки «королём» и мастером пейзажного паркового стиля является Ланселот Браун (1715-1783), получивший почётное прозвище Всемогущий Браун, благодаря своим способностям в определении возможностей улучшения, на которые он указывал своим заказчикам. Основной задачей в обустройстве садов и парков для Брауна было придание им естественного вида. Его лучшим творением считается Стоу в Бакингемшире. В Стоу Ланселот придумал хитрый приём, который позволил не применять изгороди, портившие общее впечатление от созданного им пространства. Для этого он проложил ров, одной из задач которого являлась защита от домашнего скота. Также Браун уделял пристальное внимание работе с водой, это было его любимым занятием. Озёра - подлинное украшение его парков.
Питомники растений, семян и луковиц, которые поставлялись из разных стран, оказали большое влияние на развитие садоводства в Англии. Самым большим питомником был питомник, принадлежавший Джорджу Лондону и Уайзу.
В 1798 году лордом Аберконвеем, президентом садоводческого общества Англии, был спланирован и обустроен известный на весь мир сад в Боднанте, в Северном Уэльсе. Особой изюминкой, которой прославился Боднант являются его бархатные газоны, зеленеющие под кронами деревьев и террасные посадки. Детище Генри Хора - сад Стаурхеда, отличительной особенностью которого является трёх рукавное озеро, с воздвигнутым пантеоном на одном из его берегов. Творец этого великолепного сада отдал 30 лет своей жизни, чтобы превратить его в прекрасный образец ландшафтной архитектуры. С середины XVIII века коллекции растений сада пополнились различными новыми видами. Парки Великобритании не похожи друг на друга и обладают определённой естественностью и гармоничностью, которые они позаимствовали у природы.
Работы по планировке садов и парков велись масштабно, устройство озёр проводилось путём строительства дамб на реках, перекапывание большого количества земли и посадке леса, которая опиралась на законы гармонии и должна была соответствовать высоким эстетическим требованиям. Совершенство групповой посадки заключается в правильном сочетании различных пород деревьев друг с другом, опираясь на их характеристики возраста и величины. Одним из приёмов, который сформировался вместе с зарождением пейзажного сада является посадка хвойных пород деревьев вместе с широколиственными, сбрасывающими листву.
Мастера английского пейзажного парка уделяли пристальное внимание эффекту неожиданности и непредсказуемости, сюрприза. Человек, посетивший парк очень редко мог предугадать, что его ожидает за тем или иным поворотом извилистой аллеи. Навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников живописные мостики и садовые павильоны привносили разнообразия в пейзаж парка. Также с пейзажным парком иногда хорошо сочетались вкрапления восточной экзотики, либо мотивы готического стиля.
В начале XIX столетия авторитет манеры Брауна в композиционном формировании садов и парков начал стремительно падать. На его место встал Викторианский сад с его симметричными и прямолинейными посадками однолетних растений, в котором все его многочисленные компоненты композиции были подчинены расположению цветников. Но и этот тип сада просуществовал не долго. Наплыв новых культур растений не известных ранее, которые культивировались многочисленными садоводами и селекционерами с ботаником исследователем Дэвидом Дугласом, разрушил всю педантичность Викторианского сада. Благодаря этим преобразованиям появился современный английский сад с его посадками кустарника, способного расти среди каменного покрова, густым травяным покровом и бордюром из травянистых растений.
В начале XIX века произошла промышленная революция, которая изменила социальный строй в Англии. Теперь особыми привилегиями и силой обладали банкиры, промышленники и купцы, а землевладельцы-аристократы перешли на второй план. Теперь большое количество лендлордов не могли иметь в своих владениях огромные территории садов или парков, что в значительной мере повлияло на формирование искусства новой планировки садов. Наиболее востребованным стали небольшие современные сады.
В конце XIX века появился один из видов такого декоративного цветника в пейзажном саду, как травянистый бордюр. Придумали его Уильям Робинсон и Гертруда Джекил. Преобразовалась целая система в обустройстве данного типа декоративного цветника. Стройные ряды растений получили категорический отказ, писались определённые правила о том, как правильно и для чего необходимо высаживать в бордюр растения, бордюрные многолетники сажались строго по ярусам и группами. Те что были низкорослыми высаживались по переднему краю, отделяя бордюр от газона, а те, что были повыше высаживались за ними. Также были недопустимы какие-либо цветовые контрасты. Мастерски скомпонованный и правильно ухоженный травянистый бордюр - потрясающее зрелище в летнее время года.
Гертруда Джекилл изобрела вид смешанного бордюра под названием «мискбордер». Он представляет собой декоративный цветник, состоящий из различных особенностей и характерных черт травянистого и кустарникового бордюра, английского деревенского сада и палисадника.
На протяжении XIX века городская жизнь с каждым днём набирала обороты и расширялась. Этот факт привёл к слиянию городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства. Благодаря этому нынешний ландшафтный дизайн и архитектура обрели уникальный статус.
Во второй половине XIX столетия архитектор Фредерик Лоу Олмстед в своих творениях, которые и по сей день оказывают огромное влияние на ландшафтную архитектуру, применил данные тенденции. Среди его работ можно выделить «Изумрудное ожерелье» - парковая система в Бостоне, Центральный Парк в Нью-Йорке и Проспект парк в Бруклине.
У современного пейзажного английского сада есть небольшой ряд принципов, некоторые из которых берут начало из далекого XVIII века, но актуальны и в наше время, а именно:
1) Одним из первых принципов современного пейзажного английского сада является его пейзажная планировка. Дорожки и тропинки таких садов имеют
свободные криволинейные очертания, то же касается и рассадки кустарников и деревьев. Элементы правильной геометрической формы располагаются только там, где это удобно.
2) Вторым принципом является полная свобода в том, какие растения будут посажены на территории сада.
3) Ещё одним из принципов современного пейзажного сада является то, что все архитектурные элементы должны быть состаренными и создавать впечатление о том, что у сада имеется своя многолетняя история. Он не должен выглядеть новым. Этот принцип называется принципом «ностальгических мотивов».
4) Также очень важно брать во внимание аспект связанный с природой и историей места, где располагается данный сад.
5) И последним принципом такого типа садов, является его полное единение с домом. Другими словами, дом, как часть сада и сад, как часть дома. Данное единение и рождает такой вид ландшафтного дизайна и архитектуры, как английский пейзажный сад. Данный принцип называется «сад для дома и дом для сада» [5].
Список литературы /References
1. Monique Mosser. The history of Garden Design. London, 1987.
2. Швидковский Д.О. Британские сады и их отражение в Европе. История садов. Вып.1.М.,1994.
3. Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб, 1991.
4. Молок Н.Ю. Соун и пикчереск. История садов. Вып.1.М., 1994.
5. Косаревский И.А. Композиция городского парка. Киев: Будивельник, 1977.