УДК 712.31.7 : 574
Л. В. Эглит
Экология и ландшафтное искусство.
Учебное ландшафтное проектирование
В статье рассматриваются экологические тенденции в ландшафтном искусстве в разные эпохи его становления, а также представляется методика обучения ландшафтному проектированию, основанному на специфике пейзажного стиля.
The article discusses environmental trends in landscape art in different epochs of its formation, presenting methods of teaching landscape design based on the landscape style.
Ключевые слова: экология, ландшафтное искусство, сад, ландшафтное проектирование и дизайн, пейзажное стилевое направление.
Key words: ecology, landscape art, garden, landscape planning and design, landscape stylish direction.
Экологический подход в дизайне в широком смысле обозначился во второй половине XX в. как реакция на глобальное вытеснение природных материалов и самой живой природы из нашей среды обитания [3]. Мегаполисы с их мощнейшим электромагнитным зонтиком, повышенной шумовой нагрузкой, загазованностью атмосферы, практически самоорганизующимся технологическим миром в сфере производства, засильем искусственных и синтетических композитных материалов, все нарастающим их потреблением и проблемой утилизации отходов формируют новую среду обитания, как бы «вторую природу». И эта среда при очевидной легкости потребления благ цивилизации является крайне недружелюбной нам в свете понимания человека как биологического вида. В этом контексте сложно переоценить роль городского озеленения и ландшафтной архитектуры в целом.
Ландшафтное искусство, очевидно, экологично уже по определению, так как оперирует живыми растениями, одно присутствие которых гармонизирует среду и в физическом, и в эмоционально-психологическом, и в эстетическом плане. Поэтому на протяжении веков истории человечества вопросы озеленения городов неизбежно ставились на повестку дня. Известно, что еще в античности, в крупнейшем из существующих тогда городов - императорском Риме - с
© Эглит Л. В., 2016
его миллионным населением остро вставал вопрос о неблагоприятной экологии. Но в отличие от наших дней, чрезмерно высокий уровень шума и загрязнение воздуха тогда были вызваны не только большой скученностью людей, но и огромным количеством постоянно проживающих в городе полезных человеку животных. Известны эпиграммы римского поэта Марка Валерия Марциала, посвященные, как мы бы сегодня сказали, вопросам экологии. Есть данные о том, что выражались пожелания увеличивать количество хотя бы небольших площадок с растительностью в черте города, или «rus in urbe» - деревни в городе [4].
Бывали эпохи, когда вопросы защиты окружающей среды от антропогенного воздействия так или иначе поднимались в том числе и в рамках самого ландшафтного благоустройства. В этой сфере можно говорить о более или менее экологически выверенных решениях, способах и приемах создания садово-парковых объектов и ландшафтной среды в целом. Наиболее показательными в этом контексте можно считать регулярные сады.
Эпоха Возрождения в европейской культуре отразилась на садово-парковом строительстве формированием регулярного стиля. В итальянской Флоренции Ренессанс вызвал к жизни новое отношение к саду, вложив в него то, что отличает все произведения искусства -художественный замысел. Большую роль в этом сыграло богатое и влиятельное семейство Медичи, своими многочисленными виллами, созданными лучшими архитекторами, положившее начало моде на отношение к саду как к произведению искусства.
Виллы Медичи в Кастелло, Петрайя, Кареджи, во Фьезоле, в Ка-фаджоло, виллы Пальмьери, дель Амброджиана, Ланте в Баньяйе, д'Эсте в Тиволи, Джусти в Вероне, Фарнезе в Капрароле и другие сады этого периода создавались и обустраивались знаменитыми архитекторами и скульпторами того времени, такими как Джакомо Бароцци да Виньола, Пирро Лигорио, Броманте и Микелоццо ди Бар-толомео. Они относились к саду, как к органичному продолжению дома, исповедуя концепцию единого пространства. Сады при этом создавались как театральные декорации. Будучи в первую очередь архитекторами, они относились к саду, как к зеленой архитектуре, в соответствии с известным изречением, что «Бог создал мир по законам математики». Исключительный порядок, подчеркнутая симметрия и использование только что открытых законов линейной перспективы усиливали ощущение рукотворной гармонии, производили ошеломляющее воздействие на зрителя масштабностью и благородством линий в этом царстве чистой геометрии [4].
В организацию садов и в их декор закладываются еще и символические и семиотические посылы. Такова, например, терраса с аллеей ста фонтанов виллы д'Эсте, трактующихся как бесчисленные ру-ручейки творчества, символизирующие процесс развития культуры. Она соединяет расположенный с одной стороны террасы фонтан Ти-воли с возвышающейся фигурой Пегаса, отсылающего нас к источнику Гиппокрены (источнику вдохновения муз), с возведенным на другой стороне террасы фонтаном - аллегорией Рима как вершиной культурных, технических и технологических достижений того времени.
Таким образом, эпоха Ренессанса соединила в садах гармонию пропорций и чистоту линий с закодированным философски осмысленным посылом, выраженным языком ландшафтной архитектуры и дизайна. Так рождалось отношение к саду как к произведению искусства, осознание садово-паркового строительства как ландшафтного искусства [1].
Эпоха барокко довела до пронзительного звучания гармонию геометрии, построенной на симметрии, убедительность соотношения открытых и закрытых пространств, художественное раскрытие далеких перспектив. При этом еще больше усилилась регулярность сада, показывая в полной мере сущность стиля - полное подчинение природы человеку, порядок, возведенный в Абсолют. Природа исчезает в своей неповторимой индивидуальности и появляется в виде зеленой архитектуры. Заведомо загущенные посадки деревьев и кустарников призваны дать строительный материал для топиарных форм, стриженных живых изгородей, боскетов, для создания зеленых кабинетов. А травянистые растения высаживаются ковровым способом, обеспечивая в массе живописные красочные «мазки», формируя таким образов цветовые пятна достаточных размеров, чтобы читаться с больших расстояний. Морфологические свойства отдельного растения нивелируются и растворяются в массе; нюансные признаки вовсе теряются. Формируется искусственная среда из натурального живого материала, поражающая в то же время гармонией формы, общей сбалансированностью композиции, удивительной целостностью ансамбля, нарочитой демонстрацией художественного вкуса, и обязательно отгороженная от окружающей природы.
Насилие над природой в регулярных садах, запрет на свободный рост и развитие деревьев и кустарников ассоциируется с несвободой личности в обществе, и уже барочный сад начинает восприниматься просвещёнными современниками как зло. К середине XVIII в. в Европе на смену регулярному стилевому направлению постепенно приходит пейзажное направление, развивающее уважительное отношение к живой природе, не сдающее своих позиций и по сегодняшний день.
Европейской родиной пейзажного, или ландшафтного, стиля считается Англия, хотя несомненно влияние Дальнего Востока - Китая и Японии - где традиционно поклонение живой природе, а основным принципом построения композиции считается гармоничная асимметрия. Развитие философии и социально-политической жизни Англии к середине XVIII в. привело к отторжению помпезности регулярных садов, отрицающих свободу естественной природы. В садово-парковом искусстве тема регулярности начинает тесниться философией романтизма, превозносящей красоту «естественного человека, живущего в естественных природных условиях».
Основоположниками пейзажного стиля, теоретиками и практиками считаются Ланселот Браун, Вильям Кент и Хамфри Рептон. На первое место в концепции создания своих садов они выдвинули принцип «построения композиции на основе наиболее полной гармонии с окружающей средой». Так обозначилось экологическое течение в ландшафтном искусстве [2].
В пейзажных садах за основу композиции берутся природные достоинства конкретного места и всячески развиваются, усиливаются. Основой планировки выступают плавные природные линии, мягкие округлые пятна и природные материалы. Базовыми принципами становятся живописные свето-теневые отношения и использование переднего, среднего и заднего планов с фокусными и фоновыми посадками. Таким образом, вместо законов архитектуры в садах начинают использоваться основополагающие законы живописи. Видимо поэтому в Европе и сегодня ландшафтных дизайнеров называют пейзажистами. Для решения этих задач активно используются соли-терные посадки и куртины, а также природные неровности рельефа, или таковые создаются искусственно - холмы, склоны обогащают ландшафтную картину и позволяют ей вписываться в окружающий ландшафт.
Краеугольным камнем этого стиля можно обозначить индивидуальность. В отличие от регулярного сада, использующего посадки в массе, пейзажный стиль позволяет любоваться особенностями каждого растения. Не только морфологические характеристики вида или сорта, но и черты отдельного растения приветствуются и используются.
Пейзажный стиль по своей сути является очень дружелюбным природе. Развитие его в разное время и в разных странах проявлялось в формировании таких его модификаций, как романтический пейзажный парк, викторианский пейзажный сад, стиль кантри, «nature garden» или природный сад. Последний оформился уже в двадцатом веке и носит подчеркнуто естественные черты. В зависимости от экологических условий участка сады в стиле «nature garden» планируют-
ся как «болотца», «природные пруды» или как «лесной ландшафт». Создаются такие уголки почти полной копией аналогичных природных элементов - в «лесном ландшафте», например, используются растения, традиционные для данной местности, из числа высокорослых лиственных и хвойных видов, кустарники в качестве подлеска и почвопокровные растения в нижнем ярусе, занимающие большие площади. Несомненно, что при создании сада в стиле «nature garden» дизайнер не буквально воссоздает эндемичную (аутентичную) природу, иначе он не заработает свой гонорар. Создается образ, среда, воссоздается или сохраняется «гений места».
При этом могут использоваться даже селекционные сорта, но такие, которые лишь немного «доцвечены селекцией»; которые не будут доминировать, а способны выступить лишь акцентом, разбив монотонность какого-то уголка, добавив ему выразительности.
Рубеж XX и XXI веков обозначил новый этап в экологическом подходе к ландшафту, выразившийся в подчеркнутой экологической составляющей, усиленной, в сравнении с традиционным для начального этапа формирования пейзажного стиля, пониманием «естественной природы». Сады и парки в общих принципах построения базировались на плавных природных линиях, мягких округлых пятнах прудов, групповых посадок и цветников, но при этом цветники создавались и как клумбы, и как миксбордеры и были достаточно яркими, так как декорировались крупноцветковыми и яркоокрашенными растениями. Широко использовались такие виды, как розы, георгины, бегонии, тюльпаны, нарциссы, гиацинты и т. д. Пользовались популярностью и последние успехи селекции, т. е сорта нетрадиционной богатой окраски, вариегатные, с бахромчатыми краями, махровые формы.
Начиная с 80-90-х гг. прошлого столетия искусственно создаваемые пейзажные ландшафты все больше приближаются к дикой природе в моде естественные формы, благородное старение материалов. Если проанализировать выставочные сады Челси последних лет, то бросается в глаза подчеркнутая декоративная скромность используемого растительного материала - не по количеству, а по яркости морфологических черт. Большое внимание уделяется видовым формам, зачастую это оригинальные растения местности, видовые формы традиционной растительности региона. Используются и сорта, но такие, у которых не сильно изменены размеры и окраска цветка по сравнению с видовой формой. Как результат повысился спрос на мелкоцветковые сорта с более спокойной окраской, которые мягче вписываются в окружающую природу. Это с одной стороны.
С другой стороны, сорта с отселектированной крупноцветково-стью, насыщенным цветом и особенно махровостью, как правило, менее интересны насекомым. Это можно проиллюстрировать богатой палитрой роз, георгин, бегоний. Традиционная селекция на декоративность велась на укрупнение цветков, изменение окраски и усиление ее яркости, на мутационные изменения формы лепестков и самих цветков. В итоге они практически не интересуют насекомых. То же касается и кустарников - видовые формы являются более привычными и охотнее посещаются и заселяются птицами, чем, например, декоративно-лиственные их сорта.
Построенный по экологическим принципам пейзажный сад в современном толковании, должен содержать природу в ее полноте: не только строиться на природных линиях по принципам гармоничной ассиметрии, базироваться на индивидуальных морфолого-биологических характеристиках растений, подчеркивая их, но и привлекать многочисленных певчих птиц, бабочек, пчел, шмелей, мух, ежиков и белок и т. д.
В работе со студентами по ландшафтному проектированию большое внимание уделяется этапам становления и развития регулярного и пейзажного направления. Понимание особенностей проектирования в пейзажной стилистике основано на осознании уникальности каждого природного ландшафта и его исключительности в плане микроклимата, рельефа, режима водоснабжения и солнечной инсоляции, растительности, окружения.
В учебном проектировании одной из задач ставится формирование такого уровня проектной культуры, при котором создаваемый ландшафт не будет вступать в непримиримый конфликт с характером рельефа и существующей растительности, так как это определено пейзажной стилистикой.
Место диктует характер проектных линий, оно определяет уместность или неуместность определенных форм. В работе со студентами автором предложена методика от обратного - от линии к образу. Вначале создается абстрактный рисунок в природных пейзажных линиях. Затем он дорабатывается с целью добиться выразительности пятен, заливается цветом и проектируется в материале. И на последнем этапе подбираются видовые картинки, соответствующие и по характеру, и по создаваемому настроению. Таким образом раскрывается идея проектирования ландшафта в рамках пейзажного стилевого направления. Характер проектируемого ландшафта зависит от исходных его параметров и диктуется ими. Необходимо почувствовать особенности места и его окружения для создания гармоничного образа будущего сада, сквера, парка. И здесь важно заставить задуматься о логическом развитии образа из линии и пятна (рисунок).
На рисунке показаны в качестве примера две работы наших студентов, сделанные по предлагаемой методике ландшафтного проектирования в пейзажном стилевом направлении. Обе работы выполнены как пейзажные. Однако каждая из них имеет свой характер, особый темперамент линий. Отсюда и возникающие образы ландшафтной среды - тоже разные. По предложенной методике вначале появляется линия; линия, замыкаясь, рождает пятно; пятно воплощается в материале. И рождается образ. Образ ландшафта, согласованный с характером линии.
Список литературы
1. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. - М.: Согласие, 1998.
2. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: учеб. для вузов: Спец. «Архитектура». - М.: Архитектура-С, 2004.
3. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн: учеб. пособие. -Бийск: ИД Бия, 2011.
4. Эренфрид К. Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008.