УДК 341.17 ББК 67.91
ШЕНГЕНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ПРИМЕР НАДНАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
О. М. Мещерякова
Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)
На примере Шенгенской информационной системы как одного из успешных механизмов межгосударственного взаимодействия показаны проблемы и перспективы наднационального научно-технического сотрудничества. Анализу подвергнуты как преимущества, так и резервы совершенствования Шенгенской информационной системы.
Ключевые слова: Шенгенская информационная система, международное информационное право, научно-техническое партнерство, цифровизация.
SCHENGEN INFORMATION SYSTEM AS AN EXAMPLE OF SUPRANATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION
O. M. Meshcheryakova
Law Institute of Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)
The problems and prospects of supranational scientific and technical cooperation are shown On the example of the Schengen information system as one of the successful mechanisms of interstate interaction. Both advantages and reserves of improvement of the Schengen information system are analyzed.
Keywords: Schengen information system, international information law, scientific and technical partnership, digitalization.
В эпоху глобализации межгосударственное сотрудничество охватывает не только политическую, правовую, экономическую сферы, но и научно-технические связи, бурно развивается процесс интернационализации исследований во многих областях науки и техники. Во многих сферах реализация проектов становится невозможной без международного сотрудничества в рамках разработок в сфере наукоемких производств. Реализация многих проектов на современном этапе развития телекоммуникационных технологий зачастую становится просто невозможной в рамках одной страны. Примерами такого сотрудничества могут служить международные космические проекты, разработки в области экологии, медицины и т. д. Кроме того, в настоящее время существует большое количество сфер, в которых достичь успеха можно только совместными усилиями всего человечества, например, борьба с парниковым эффектом, сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу и т. д.
Таким образом, в эпоху глобализации развитие международного научно-технического сотрудничества является объективной необходимостью. Большое значение имеет также промышленное сотрудничество. Его необходимость была провозглашена еще в 1975 г. на Хельсинском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Для Российской Федерации научно-техническое сотрудничество означает совместную разработку научно-технических проблем в двустороннем или многостороннем формате, а также «взаимный обмен научно-техническими достижениями, производственным опытом, а также сотрудничество в области подготовки научно-технических кадров» [1].
В Российской Федерации также разработана концепция государственной политики в сфере научно-технического сотрудничества. В этой концепции выделяются два приоритетных направления: во-первых, повышение роли и удельного веса инновационной составляющей в общей структуре международного
72
Российско-Азиатский правовой журнал
научно-технического сотрудничества Российской Федерации; во-вторых, создание рыночных механизмов и инфраструктуры такого сотрудничества, которые бы отвечали международным стандартам [2].
Целью международного научно-технического сотрудничества является создание продукта, обладающего таким качеством, как значимость для того или иного региона или даже для всего человечества, а также продукта, который подлежит реализации на мировом рынке.
Однако международное научно-техническое сотрудничество иногда может быть затруднено ввиду осложнений в международных отношениях, в частности, негативное влияние на развитие международного научно-технического сотрудничества оказывают санкции, например, в отношении Ирана или Российской Федерации. Следует отметить, что несмотря на все заявления политиков, санкции не способствуют развитию науки и техники, поскольку в условиях изоляции невозможен научный обмен в отраслях, в которых введены секторальные санкции [3].
Факторами развития международного научно-технического сотрудничества являются:
— политические факторы, обусловленные различной степенью необходимости для развития такого сотрудничества;
— экономические факторы, основывающиеся на необходимости регионального и межгосударственного сотрудничества;
— факторы, обусловленные развитием информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время большое значение имеет правовое обеспечение научно-технического сотрудничества. В этой сфере заключаются договоры как на региональном, так и на международном уровне, создаются долгосрочные программы научно-технического сотрудничества, которые, как правило, направлены на достижение каких-либо конкретных целей. Нормы, закрепляющие алгоритмы научно-технического сотрудничества, как правило, формируются в соответствии с общепризнанными принципами международного права, а также правового регулирования той или иной сферы сотрудничества. Например, при строительстве атомных станций должны быть учтены специальные принципы, относящиеся сразу к нескольким сферам международного сотрудничества.
Для интеграционных объединений понятие «научно-техническое сотрудничество» наполняется особым смыслом, так как для развития интеграции во многих областях необходимо наращивать научно-техническое сотрудничество на уровне регионального интеграционного объединения. Такое сотрудничество может иметь самые разнообразные формы [4]. В интеграционных объединениях научно-техническое сотрудничество имеет также еще один важный аспект: оно должно способствовать постепенному выравниванию уровней социально-экономического развития в государствах-членах.
Еще одним из наиважнейших аспектов сотрудничества для государств-членов интеграционного объединения является сотрудничество в области внутренних дел и уголовной юстиции. Поскольку в интеграционных объединениях между государствами-членами, как правило, существует безвизовый режим, то сотрудничество органов внутренних дел является настоятельной необходимостью. В современном мире такое сотрудничество невозможно без включения в него элемента научно-технического сотрудничества.
В этой связи целесообразно рассмотреть пример Европейского Союза, где между государствами-членами существует безвизовый режим, подкрепленный институтом европейского гражданства, а также в рамках правового поля Европейского Союза выделяется такая сфера, как Шенгенское пространство. Разумеется, все эти аспекты на современном этапе развития науки и техники не могут полноценно развиваться без применения телекоммуникационных технологий, самых современных цифровых технологий и т. д. В Европейском Союзе после того, как Шенгенское соглашение было подписано, началась работа по формированию баз данных Шенгенской информационной системы. Все государства — члены Европейского Союза обязаны были создать свои национальные базы данных (National Schengen Information System, NSIS), которые затем объединялись в одну общую, так называемую Шенгенскую информационную систему (Schengen Information System), или сокращенно SIS.
Формирование системы завершилось к 2013 г. и примерно в это же время начинается ее модификация, в основе которой лежал уже новый инструментарий, получивший название SIS-2.
SIS представляет собой обширное информационное пространство, которое включает модули и блоки различной модификации. Основу этого пространства составляет VIS — визовая информационная система, правовой основой для которой служит Визовый кодекс Европейского Союза, который сейчас также подвергается изменениям в сторону усложнения процесса получения многократной визы.
Система имеет несколько модулей для различных государств, сотрудники каждого из этих модулей несут ответственность за внесение данных, которые затем поступают в общую систему. В VIS заносятся сведения обо всех гражданах третьих стран, которые когда-либо подавали прошение о выдаче им Шенгенской визы. Отдельным списком в этой системе содержатся сведения о запрете на получении Шенгенской визы по тем или иным основаниям. Все основания, по которым тому или иному лицу было отказано в получении визы, вносятся в систему. К самым распространенным основаниям следует отнести: нарушение национального законодательства соответствующего государства — члена ЕС во время нахождения на территории Шенгенской зоны; предоставление для получения визы поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения; депортация лица из государства — члена Европейского Союза; нахождение лица в розыске или проведение в отношении него следственных действий и т. д.
Запретительные записи вносятся национальными бюро SIRENE [5], далее информация поступает в Schengen J. S. A. — Schengen Joint Supervisory Authority (Шенгенский совместный наблюдательный орган), где их аккумулируют и обрабатывают. Schengen J. S. A. представляет собой орган, куда входят представители национальных органов, занимающихся вопросами охраны персональных данных граждан государств, входящих в Шенгенское пространство. Орган осуществляет технический надзор, а также наблюдательные и контрольные функции.
Каждое лицо, в отношении которого в системе имеется запретительная запись, имеет право получить соответствующую информацию путем запроса в соответствующие национальные органы или напрямую в Schengen Joint Supervisory Authority. При этом каждое лицо в случае обнаружения ошибок в данных, внесенных в систему, обладает правом требовать их исправления с предоставлением соответствующей компенсации материального и морального вреда. Об аннулировании неверных данных заявитель подает запрос в национальные органы, выдавшие запрет, или в Schengen Joint Supervisory Authority. Сроки хранения информации составляют 5 лет для данных подсистемы VIS и 10 лет для запретительных данных.
Как видно из приведенных дынных, Шенгенская информационная система представляет собой современнейшую телекоммуникационную сеть, к которой обязано подключиться каждое государство, вступающее в Европейский Союз. Поэтому вне зависимости от того, входит ли то или иное государств в Шенгенское пространство, если оно присоединяется к Европейскому Союзу, то все его пограничные терминалы подключаются к Шенгенской информационной системе. Существуют также государства, например Швейцария, Норвегия и др., которые, не являясь членами Европейского Союза, входят в Шенгенское пространство. Эти государства также подключаются к Шенгенской информационной системе.
Таким образом, Шенгенская информационная система является примером научно-технического сотрудничества на региональном уровне, которое вызвано настоятельной необходимостью, и этот опыт, успешно примененный Европейским Союзом, может быть использовано другими интеграционными сообществами в целях совершенствования их пограничного сотрудничества с использованием достижений современного научно-технического прогресса.
Библиографический список
1. Белов А. П. Международное промышленное и научно-техническое сотрудничество: понятие и правовые формы // Право и экономика. 2001. № 5. С. 40-48.
2. Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества (на период 2000-2005 годов). URL: http://www.minstp.ru/011.htm (дата обращения: 30.06.2019).
3. Мещерякова О. М. Санкции ЕС и их влияние на развитие международного права // Юридическая наука. 2017. № 5. С. 31-36.
4. Мещерякова О. М. Лиссабонский договор и научно-техническое сотрудничество государств — членов Европейского Союза в космической сфере // Современное международное право и научно-технический прогресс : материалы Международной научно-практической конференции. М., 2012. С. 434-442.
5. NOTICES FROM MEMBER STATES // Official Journal of the European Union (OJ) // V. 6128 June 2018. P. 226.