Научная статья на тему 'Правовое регулирование информационных систем пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС'

Правовое регулирование информационных систем пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ / ШЕНГЕНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЕВРОДАК / ВИЗОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ВЪЕЗДА И ВЫЕЗДА / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ О ПУТЕШЕСТВИИ И АВТОРИЗАЦИИ / AREA OF FREEDOM / SECURITY AND JUSTICE / THE SCHENGEN INFORMATION SYSTEM / EURODAC / VISA INFORMATION SYSTEM / THE ENTRY/EXIT SYSTEM (EES) / THE EUROPEAN TRAVEL INFORMATION AND AUTHORISATION SYSTEM (ETIAS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войников Вадим Валентинович

Введение: существующие информационные системы в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС (ПСБП) обеспечивают сбор, анализ и обмен информации, используемой для целей пограничного контроля и борьбы с преступно стью. Цель: комплексное изучение правовых основ регулирования существующих и перспективных информационных систем ПСБП. Методологическая основа: общенаучные методы научного познания (анализа и синтеза, индукции и дедукции, системный, метод теоретического моделирования и др.) и специальные юридические (метод юридической интерпретации, сравнительно-правовой и др.). Результаты: проведен анализ правового режима четырех существующих и одной перспективной централизованной информационной системы, выявлены их общие черты, а также особенности функционирования и внутренней структуры. Кроме того, показано место указанных систем в правоприменительной практике ЕС. Выводы: развитие централизованных информационных систем свидетельствует об усилении над национальной составляющей в рамках ПСБП. В настоящий момент наблюдается процесс по унификации юридической и технической составляющей данных систем, а также обеспечение их совместимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE INFORMATION SYSTEMS WITHIN THE EU’ AREA OF FREEDOM, SECURITY AND JUSTICE

Background: existing information systems within the area of freedom, security and justice of the EU (AFSI) provide collection, exchange and analysis of information used for the purposes of border control and the fight against crime. Objective: comprehensive study of the legal basis for the regulation of existing and future information systems of AFSI. Methodology: general scientific methods of scientific knowledge (analysis and synthesis, induction and deduction, system, method of theoretical modeling, etc.) and special legal ones (method of legal interpretation, comparative legal, etc.) Results: the analysis of the legal regime of four existing and one perspective centralized information systems has been carried out, the author also identified the common features, differences, as well as the in ternal structure of these systems. In addition, this study showed the place of these systems in the EU law enforcement practice. Conclusions: the development of centralized informa tion systems indicates the strengthening of the supranational component within the AFSI. At the moment, there is the process of unification of the legal and technical components of these systems, as well as ensuring their mutual compatibility.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование информационных систем пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС»

27. Conception of forming Single system of protection and exploitation of intellectual property in the Tasks union and Single economic space. Scientific report. / ed. by U.V. Ykovtca. M.: Institute of economic strategies, 2014. 120 p.

28. Rybkovskaya О.N. On the intellectual property strategy in the European Union // Legal Informatics. 2015. № 2. P. 61-64.

29. Agamagomedova S.Ä. Treaty on EAEU and protection of rights on objects of intellectual property // Patents and licences. Intellectual rights. 2015. № 5. P. 56-62.

30. Äliev S.B. Problems of Eurasian integration and practice of solving in work of the EAEU // X International forum «Innovation development through the market of intellectual property». Documents and materials / ed. by V.N. Lopatin, doctor of law. Moscow: RSRIIP, 2018. P. 221-223.

УДК 341.16

В.В. Войников

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРОСТРАНСТВА СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ ЕС

Введение: существующие информационные системы в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС (ПСБП) обеспечивают сбор, анализ и обмен информации, используемой для целей пограничного контроля и борьбы с преступностью. Цель: комплексное изучение правовых основ регулирования существующих и перспективных информационных систем ПСБП. Методологическая основа: общенаучные методы научного познания (анализа и синтеза, индукции и дедукции, системный, метод теоретического моделирования и др) и специальные юридические (метод юридической интерпретации, сравнительно-правовой и др). Результаты: проведен анализ правового режима четырех существующих и одной перспективной централизованной информационной системы, выявлены их общие черты, а также особенности функционирования и внутренней структуры. Кроме того, показано место указанных систем в правоприменительной практике ЕС. Выводы: развитие централизованных информационных систем свидетельствует об усилении наднациональной составляющей в рамках ПСБП. В настоящий момент наблюдается процесс по унификации юридической и технической составляющей данных систем, а также обеспечение их совместимости.

Ключевые слова: пространство свободы, безопасность и правосудие, Шенгенская информационная система, Евродак, визовая информационная система, система регистрации въезда и выезда, Европейская система информации о путешествии и авторизации.

© Войников Вадим Валентинович, 2019

Доктор юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права (Балтийский Федеральный университет им. И. Канта); e-mail: [email protected] © Voynikov Vadim Valentinovich, 2019

Doctor of law, Associate professor of the International and European law department (Baltic Federal University named after I. Kant) 99

V.V. Voynikov

LEGAL REGULATION OF THE INFORMATION SYSTEMS WITHIN THE EU' AREA OF FREEDOM, SECURITY AND JUSTICE

Background: existing information systems within the area of freedom, security and justice of the EU (AFSI) provide collection, exchange and analysis of information used for the purposes of border control and the fight against crime. Objective: comprehensive study of the legal basis for the regulation of existing and future information systems of AFSI. Methodology: general scientific methods of scientific knowledge (analysis and synthesis, induction and deduction, system, method of theoretical modeling, etc.) and special legal ones (method of legal interpretation, comparative legal, etc.) Results: the analysis of the legal regime of four existing and one perspective centralized information systems has been carried out, the author also identified the common features, differences, as well as the internal structure of these systems. In addition, this study showed the place of these systems in the EU law enforcement practice. Conclusions: the development of centralized information systems indicates the strengthening of the supranational component within the AFSI. At the moment, there is the process of unification of the legal and technical components of these systems, as well as ensuring their mutual compatibility.

Key-words: the area of freedom, security and justice, the Schengen information system, Eurodac, the visa information system, the Entry/Exit system (EES), the European Travel Information and Authorisation System (ETIAS).

Пространство свободы, безопасности и правосудия (далее — ПСБП) представляет собой одну из важнейших политик, реализуемых в рамках ЕС.

В соответствии с учредительными договорами политика в области ПСБП охватывает широкий круг вопросов, включающий в себя: пересечение лицами внешних и внутренних границ, обеспечение внутренней безопасности, а также осуществление правового сотрудничества по уголовным и гражданским делам.

При этом для эффективной реализации политики во всех указанных выше сферах ключевым условием является обеспечение обмена необходимой информацией. В настоящее время в рамках ПСБП создан целый ряд информационных систем, направленных на упрощение сотрудничества компетентных органов государств-членов.

На сегодняшний момент существующие информационные системы обеспечивают выполнение задач в двух основных сферах: пограничный контроль и правоохранительная сфера1.

Указанные информационные системы формируют так называемый информационный компонент ПСБП, который можно определить как совокупность информационных систем, а также механизм их взаимодействия, который позволяет компетентным органам собирать, анализировать и передавать данные для целей пограничного контроля и осуществления правоохранительной деятельности.

Существующие информационные системы ПСБП различаются по двум различным основаниям: по уровню централизации и по задачам, на решение которых направлена та или иная информационная система.

1 См.: Dumbrava, Costica. European information systems in the area of justice and home affairs: An overview. EPRS | European Parliamentary Research Service. May 2017 — PE 603.923. P. 9. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2017/603923/EPRS_IDA(2017)603923_ 100 EN.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

В зависимости от задач информационные системы ПСБП можно поделить на следующие группы:

1. Информационные системы в области пограничного контроля.

2. Информационные системы в области правоохранительной деятельности.

3. Смешанные информационные системы, призванные решать задачи в области и пограничного контроля, и правоохранительной сферы.

Следует отметить то, что большая часть информационных систем относится к смешанному типу, поскольку они направлены на решение задач в обеих сферах.

В зависимости от уровня централизации информационные системы следует делить на централизованные и децентрализованные системы. Главное отличие между указанными видами систем состоит в том, что основная доля ответственности за создание и поддержание децентрализованных систем лежит на государствах-членах, при этом ЕС устанавливает лишь общие рамки их функционирования. В отношении централизованных информационных систем на уровне ЕС устанавливается не только порядок их работы, но и создается наднациональный компонент по их управлению.

К централизованным системам следует отнести Шенгенскую информационную систему (далее — ШИС), Европейскую дактилоскопическую систему «Ев-родак» (далее — Евродак), визовую информационную систему (далее — ВИС), а также систему регистрации въезда и выезда, запуск которой планируется к 2020 г. К децентрализованным системам относится информационная система европейской уголовной регистрации (European Criminal Records Information System (ECRIS)2.

Цель настоящей работы состоит в исследовании правовых основ функционирования централизованных информационных систем.

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний момент в рамках ПСБП созданы четыре централизованные информационные системы: ШИС, ВИС, (Евродак), Система регистрации въезда и выезда.

Первые три системы являются централизованными и относятся к смешанному типу, поскольку призваны решать задачи в области пограничного контроля, правоохранительной деятельности.

Система регистрации въезда и выезда также является централизованной, однако, она создана для решения задач в области пограничного контроля.

С целью оперативного управления на уровне ЕС существующими и перспективными централизованными информационными системами в 2011 г. было принято решение о создании специализированного Агентства по оперативному управлению крупномасштабными информационными системами в области ПСБП (Агентство ЕС-ЛИСА) (European Agency for the operational management of large-scale IT systems in the area of freedom, security and justice (eu-LISA)3. В июне 2017 г. в рамках реформирования всего информационного компонента ПСБП Комиссия подготовила новый проект регламента об Агентстве ЕС-ЛИСА4,

2 Cm.: Council Decision 2009/316/JHA of 6 April 2009 on the establishment of the European Criminal Records Information System (ECRIS) in application of Article 11 of Framework Decision 2009/315/JHA. OJ L 93, 7.4.2009, p. 33-48.

3 Cm.: Regulation (EU) No 1077/2011 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2011 establishing a European Agency for the operational management of large-scale IT systems in the area of freedom, security and justice. OJ L 286, 1.11.2011, p. 1-17.

4 Cm.: Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on the European Agency for the operational management of large-scale IT systems in the area of freedom, security 101

цель которого состоит в том, чтобы адаптировать правовой статус Агентства к новым задачам по повышению эффективности информационных систем и повышению их совместимости.

Шенгенская информационная система (ШИС) является старейшей информационной системой в рамках ПСБП, первоначально учрежденная в соответствии с Конвенцией от 19 июня 1990 г. о применении Шенгенского соглашения5.

ШИС представляет собой централизованную информационную систему, содержащую сведения об объектах и лицах, используемую компетентными органами государств-членов и Агентствами ЕС для целей пограничного контроля и осуществления сотрудничества в правоохранительной сфере.

В своем развитии ШИС прошла несколько последовательных этапов, в настоящий момент действует ШИС второго поколения или ШИС II (SIS II), которая была запущена в 2013 г.

Правая основа ШИС II представлена в виде пакета законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты функционирования информационной системы: регламент № 1987/20064 регулирующий использование ШИС II в области пограничного контроля; решение № 2007/533/JHA7, касающееся использования ШИС II в правоохранительной деятельности.

В настоящее время помимо государств-членов ЕС участниками ШИС являются также четыре ассоциированных участника Шенгенского пространства — Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия и Исландия.

ШИС II состоит из трех основных компонентов:

1. Центральная система ШИС II, состоящая из центральной базы данных (SIS II database) и единого национального интерфейса (NI-SIS). й 2. Национальная система (N.SIS II) каждого государства-члена.

8 3. Коммуникационная инфраструктура между центральной системой и на-

* циональными системами.

OI

? Действующее законодательство предусматривает для ШИС II шесть видов

I информационных запросов (alerts) в отношении физических лиц и объектов:

ф

f 1. Запросы в отношении иностранцев с целью запрета на въезд или пребы-

I вания.

й 2. Запросы, касающиеся граждан, в отношении которых выдан Европейский

| ордер на арест или которые подлежат экстрадиции.

® 3. Запросы в отношении без вести пропавших лиц и лиц, которые нуждаются

§ в защите лиц.

| 4. Запросы в отношении лиц (свидетелях, подозреваемых, обвиняемых, под-

| судимых), разыскиваемых для осуществления правосудия или исполнения

о

J приговора.

о *

и ш

0 _

| and justice, and amending Regulation (EC) 1987/2006 and Council Decision 2007/533/JHA and ^ repealing Regulation (EU) 1077/2011. Brussels, 29.6.2017. C0M/2017/0352 final - 2017/0145

1 (COD). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52017PC0352 (дата § обращения: 18.05.2018).

5 См.: The Schengen acquis — Convention implementing the Schengen Agreement of 14 June 1985 between the Governments of the States of the Benelux Economic Union, the Federal Republic of Germany and the French Republic on the gradual abolition of checks at their common borders OJ L 239 , 22/09/2000. P. 0019-0062.

6 См.: Regulation (EC) No 1987/2006 of the European Parliament and of the Council of 20 December 2006 on the establishment, operation and use of the second generation Schengen Information System (SIS II), OJ L 381, 28.12.2006. Р. 4-23.

7 См.: Council Decision 2007/533/JHA of 12 June 2007 on the establishment, operation and use 102 of the second generation Schengen Information System (SIS II) OJ L 205, 7.8.2007.

5. Запросы в отношении лиц и транспортных средств в целях осуществления конфиденциального наблюдения или контроля за ними.

6. Запросы в отношении предметов, находящихся в розыске в целях изъятия или использования в качестве доказательств в рамках уголовного судопроизводства.

В зависимости от сферы применения указанные выше запросы можно разделить на две группы: запросы, используемые в правоохранительных целях (пп. 2-6) и запросы, используемые для регулирования въезда на территории Шенгенского пространства иностранных граждан (п. 1). Таким образом, ШИС изначально предназначалась, во-первых, для проверки лиц и предметов в правоохранительных целях и, во-вторых, для целей контроля доступа на территорию Шенгенского пространства иностранцев [1, с. 908].

Согласно ст. 24 Регламента № 1987/2006 информация об иностранцах, в отношении которых выданы запросы о недопуске, вносится в систему на основании решений, принятых административными или судебными органами в соответствии с национальным законодательством государств-членов ЕС. В частности, такими основаниями является: осуждение иностранца за совершение преступления; наличие оснований подозревать данное лицо в совершении тяжкого преступления; наличие фактов нарушения иностранцем миграционных правил. Кроме того, отдельным основанием для внесения иностранца в базу данных ШИС является принятие ЕС в отношения данного лица решения о запрете на въезд в рамках политики по установлению ограничительных мер.

Необходимо отметить то, что наличие в отношении иностранца запроса о недопуске является основанием для отказа во въезде такому гражданину. Однако данное основание не является безусловным. Решение о въезде иностранца на территории Шенгенского пространства принимается компетентными органами на основании индивидуальной оценки, иными словами в данной ситуации должен исключаться автоматический подход. Согласно ст. 21 Регламента № 1987/2006 при решении вопроса о направлении запроса о недопуске государство-член ЕС должно исходить из принципа пропорциональности, в силу которого принятие соответствующего решения должно базироваться на достаточно важных и адекватных обстоятельствах.

Регламент № 1987/2006 (ст. 25) также устанавливает особый порядок направления запроса о недопуске в отношении граждан третьих государств, пользующихся правом свободы передвижения (члены семей граждан ЕС и т.д.). Данная норма введена вследствие разбирательства в суде ЕС по делу № С-503/03 Комиссия против Королевства Испания8. По рамках данного дела суд пришел к выводу о том, что отказывая в выдаче визы двум гражданам Алжира, которые являются супругами гражданок ЕС только на том основании, что в отношении них поступил запрос о недопуске без проверки того обстоятельства что их нахождение действительно представляет угрозу безопасности или общественного порядка, Испания допустила нарушение требований законодательства ЕС о свободе передвижения членов семей граждан государств-членов. В данном случае

8 См.: Case C-503/03 Commission of the European Communities v. Kingdom of Spain, 31 January 2006. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A62003CJ0503 (дата обращения: 20.06.2018).

суд посчитал то, что автоматический отказ во въезде нарушает положения ст. 1 и 3 Директивы № 64/221/ЕЕС от 25 февраля 1964 г.9 ЩЙШ/ЯШШШШШ

Доступ к информации, содержащейся в ШИС II, предоставлен различным национальным органам и Агентствам ЕС в зависимости от категории информационного запроса, к которому необходимо получить доступ.

В связи с этим следует выделить два вида доступа к информации, находящейся в ШИС II: общий доступ и специальный доступ.

Общий доступ предоставлен полицейским, таможенным и пограничным службам и предполагает возможность доступа ко всем видам информационных запросов. Специальный доступ означает возможность поиска необходимой информации только по определенным видам информационным запросам. Такой доступ предоставлен национальным органам, осуществляющим регистрацию транспортных средств10; службам, ответственным за выдачу виз и иных документов на право пребывания или проживания; агентствам ЕС — Европолу и Евроюсту.

Работа с ШИС II основывается на принципе «монопольного использования» (ownership principle) [2, с. 197], который закреплен в ч. 2 ст. 34 Регламента № 1987/2006. Согласно указанному принципу только то государство, которое внесло информацию в ШИС II, отвечает за правильность и точность сведений и только это государство имеет право внести в эти сведения изменения или удалить их из системы [3, с. 53].

При этом вопрос о внесении того или иного запроса в базу данных ШИС полностью находится в зоне ответственности государств-членов11.

В декабре 2016 г. Комиссия подготовила отчет об анализе работы ШИС II12, в котором признала необходимость совершенствования правового регулирования работы системы. Одновременно был представлен пакет законопроектов, направленных на реформирование существующей правовой основы ШИС II: проект регламента об использовании ШИС в области пограничного контроля13; проект регламента об использовании ШИС в области полицейского сотрудничества и

Ï 9 См.: Council Directive 64/221//EEC of 25 February 1964 on the coordination of special mea-

sures concerning the movement and residence of foreign nationals which are justified on grounds 5 of public policy, public security or public health, OJ 056 , 04/04/1964 P. 0850 - 0857. 8 10 См.: Regulation (EC) No 1986/2006 of the European Parliament and of the Council of 20 De-

>g cember 2006 regarding access to the Second Generation Schengen Information System (SIS II) by S the services in the Member States responsible for issuing vehicle registration certificates. OJ L

g 381, 28.12.2006, p. 1-3.

§ 11 См.: De Capitani, Emilio. The Schengen system after Lisbon: From cooperation to integra-

^ tion. ERA Forum 15(1):101-118. June 2014. P. 105. DOI: 10.1007/s12027-014-0344-1. URL: https:// 1 rd.springer.com/article/10.1007/s12027-014-0344-1 (дата обращения: 20.06.2018). i 12 См.: Report from the Commission to the European Parliament and the Council on the evalua-

tion of the second generation Schengen Information System (SIS II) in accordance with art. 24 (5), 43 (3) and 50 (5) of Regulation (EC) No 1987/2006 and art. 59 (3) and 66 (5) of Decision 2007/533/ JHA. Brussels, 21.12.2016. C0M(2016) 880 final. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=C0M:2016:880:FIN (дата обращения: 18.05.2018).

13 См.: Proposal for a Regulation of the European Parliament and the Council on the establishment, operation and use of the Schengen Information System (SIS) in the field of border checks, amending Regulation (EU) No 515/2014 and repealing Regulation (EC) No 1987/2006. Brussels, 21.12.2016 C0M/2016/0882 final - 2016/0408 (COD). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/ 104 EN/TXT/?uri=CELEX:52016PC0882 (дата обращения: 18.05.2018).

правового сотрудничества по уголовным делам14; проект регламента об использовании ШИС для целей возврата нелегальных иммигрантов15.

Таким образом, Комиссия предложила новую редакцию правовых актов, регулирующих работу ШИС в трех основных сферах: пограничный контроль, правоохранительная сфера и борьба с нелегальной иммиграции. Законопроекты предусматривают целый ряд новшеств, направленных на повышение эффективности работы ШИС, а также расширение сферы ее применения.

При этом рассматриваемая реформа не означает создание нового поколения ШИС, цель данной реформы заключается в расширении возможностей ШИС, но не ее кардинальной трансформации.

Комиссия предложила ввести новый вид запроса в отношении неизвестных разыскиваемых лиц с целью их идентификации. В данном случае речь идет о внесении в базу данных ШИС биометрических данных (отпечатков пальцев и т.д.), принадлежащих лицам, которые могут иметь отношения к совершению того или иного серьезного преступления.

Существенной новеллой можно также считать использование ШИС для целей возврата незаконных иммигрантов. В частности, предусмотрен новый вид запроса, касающийся иностранных граждан, в отношении которых принято решение о депортации. Основная цель данного вида запроса состоит в том, чтобы обеспечить проверку соблюдения исполнения иностранным лицом решения компетентного органа о его депортации.

Визовая информационная система (ВИС) представляет собой централизованную информационную систему обмена данными, связанными с выдачей государствами-членами ЕС виз гражданам третьих государств.

Создание механизма обмена визовой информации преследовало сразу несколько задач. Во-первых, снижение угрозы внутренней безопасности, борьба с организованной преступностью. Во-вторых, пресечение незаконной иммиграции. В-третьих, повышение эффективности системы легального въезда и предотвращение явлений, получивших название «Виза-шопинг» (Visa-shopping)16.

Правовая основа ВИС представлена в виде решения Совета № 2004/512/EC17 и регламента Совета и Парламента № 767/200818.

ВИС состоит двух компонентов: Центральная информационная система (Central Visa information System (CS-VIS)) и Национальный интерфейс (National Interface (NI-VIS)). Исходя из указанной схемы, вся информация будет вноситься

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 См.: Proposal for a Regulation of the European Parliament and the Council on the establish- | ment, operation and use of the Schengen Information System (SIS) in the field of police cooperation е and judicial cooperation in criminal matters, amending Regulation (EU) No 515/2014 and repealing | Regulation (EC) No 1986/2006, Council Decision 2007/533/JHA and Commission Decision 2010/261/ * EU. Brussels, 21.12.2016 C0M(2016) 883 final 2016/0409(C0D). URL: http://eur-lex.europa.eu/ № legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52016PC0883 (дата обращения: 18.05.2018). 1

15 См.: Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUN- ) CIL on the use of the Schengen Information System for the return of illegally staying third-country 2 nationals. Brussels, 21.12.2016. COM/2016/0881 final - 2016/0407 (COD). URL: http://eur-lex. 3 europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52016PC0881 (дата обращения: 18.05.2018).

16 См.: Visa-shopping — явление, означающее заведомое нарушение заявителем установленного порядка определения государства, ответственного за выдачу визу, посредством обращение в консульское учреждение, где при существующих условиях легче всего получить визу.

17 См.: Council decision (2004/512/EC) of 8 June 2004 establishing the Visa Information System (VIS), OJ L213, 15.06.2004, p. 0005-0007.

18 См.: Regulation (EC) No 767/2008 of the European Parliament and of the council of 9 July 2008 concerning the Visa Information System (VIS) and the exchange of data between Member States on short-stay visas (VIS Regulation), OJ L218, 13.08.2008, p. 0060-0081. 105

через Национальный интерфейс и сохраняться в Центральной системе. Передача данных осуществляется посредством коммуникационной инфраструктуры.

В соответствии с регламентом № 767/2008 в ВИС подлежат внесению сведения обо всех заявлениях на выдачу Шенгенских виз, а также о принятых по этим заявлениям решениях, в т.ч. о выдаче визы, об отказе в выдаче, об аннулировании или продлении срока визы.

ВИС состоит из определенного количества файлов, которые создаются в момент получения визовой службой соответствующего ходатайства о выдаче визы. Именно указанные файлы и составляют основную информационную единицу ВИС. При работе с ВИС не применятся принцип «монопольного использования», характерный для ШИС, т.е. файл, сформированный визовой службой одного государства, будет дополнен компетентным органом другого государства, который, к примеру, принял решение об аннулировании визы. Согласно ст. 23 Регламента № 767/2008 визовый файл сохраняется в системе на срок до 5 лет с момента истечения срока действия визы по любым основаниям (в случае ее выдачи) или с момента принятия решения об отказе в выдаче визы (в случае принятия такого решения).

Регламент выделяет два вида доступа к визовой информационной системе: активный и пассивный. Активный доступ, т.е. доступ, при котором пользователь имеет возможность вносить данные, изменять или удалять их, предоставлен исключительно службам, которые уполномочены принимать решения о выдаче, аннулировании или продлении визы.

Пассивный доступ, т.е. доступ, при котором пользовать имеет возможность только получить определенную информацию без права внесения в нее каких-либо сведений, предоставлен — пограничным службам, иммиграционным властям, правоохранительным органам, Европолу19.

Анализ существующей правовой основы ВИС позволяет сделать вывод о том, что указанная система используется не только для обработки визовых ходатайств, но и выступает в качестве инструмента для содействия в осуществлении процедуры предоставления убежища, борьбе с нелегальной иммиграцией и предотвращения угроз внутренней безопасности. Иными словами, ВИС, как и большинство централизованных информационных систем, относится к смешанному типу.

Евродак представляет собой централизованную информационную систему, используемую с целью определения государства, ответственного за рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и содержащую данные отпечатков пальцев иностранных граждан и лиц без гражданства, подавших ходатайства о предоставлении в ЕС убежища или въехавших в ЕС нелегально.

Использование системы Евродак в рамках процедуры рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища является основной целью данной системы, но не единственной. Как и все централизованные информационные системы ПСБП Евродак используется также для содействия в пресечения террористической деятельности и иных опасных видов преступлений.

19 Cm.: Council Decision 2008/633/JHA of 23 June 2008 concerning access for consultation of the Visa Information System (VIS) by designated authorities of Member States and by Europol for the purposes of the prevention, detection and investigation of terrorist offences and of other serious 106 criminal offences. OJ L 218, 13.8.2008, p. 129-136

Правовой основой системы Евродак выступает регламент № 603/201320! являющийся частью второго поколения законодательства ЕС об убежище. Система Евродак состоит из двух компонентов: центральной базы данных (Central System) и системы обмена информацией между государствами-членами и центральной базой (Communication Infrastructure).

Основная идея системы Евродак состоит в том, чтобы обеспечить эффективное применение государствами-членами так называемых «Дублинских критериев»21, под которыми следует понимать систему критериев для определения государства, ответственного за рассмотрения ходатайства иностранного гражданина о предоставлении убежища.

Посредством сопоставления данных об отпечатках пальцев компетентные органы государств-членов ЕС получают необходимую информацию для рассмотрения вопроса о предоставлении убежища, а именно какое из государств является страной первого въезда и подавало ли данное лицо ходатайство о предоставлении убежища ранее.

Необходимость более детальной идентификации просителей убежища при помощи биометрических данных была вызвана тремя главными причинами. Во-первых, нередко правоохранительным или иммиграционным властям приходится работать с иностранцами, которые умышленно уничтожают свои документы сразу после прибытия. В этом случае установление личности возможно только по устной информации, полученной от нелегала. Во-вторых, незаконные иммигранты используют поддельные или чужие документы, что также существенно снижает возможность точной идентификации личности. В-третьих, иностранцы одновременно подают ходатайства о предоставлении убежища сразу в нескольких государствах.

При этом следует отметить, что в отличие от ВИС и ШИС в систему Евродак не вносятся персональные данные, включающие фамилию и имя иностранца. В системе Евродак персональные данные зашифрованы посредством использования специального условного номера, который состоит из совокупности буквенных и цифровых символов.

В рамках запущенной реформы Европейской системы предоставления убежища в мае 2016 г. Комиссия подготовила новую редакцию регламента, устанавливающего систему Евродак22.

20 См.: Regulation (EU) No 603/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June | 2013 on the establishment of 'Eurodac' for the comparison of fingerprints for the effective applica- • tion of Regulation (EU) No 604/2013......OJ L 180, 29.6.2013, p. 1-30 №

21 См.: Regulation (EU) No 604/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 11 2013 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for ) examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third- 2 country national or a stateless person. OJ L 180, 29.6.2013, p. 31-59 ¡3

22 См.: Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on the establish- ш ment of 'Eurodac' for the comparison of fingerprints for the effective application of Regulation (EU)

No 604/2013 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third-country national or a stateless person, for identifying an illegally staying third-country national or stateless person and on requests for the comparison with Eurodac data by Member States' law enforcement authorities and Europol for law enforcement purposes COM/2016/0272 final/2 -2016/0132 (COD). URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2016:272:FIN (дата обращения: 18.06.2018). 107

Необходимость подготовки новой редакции регламента было продиктовано пересмотром других ключевых актов в области предоставления убежища, главным образом Дублинского регламента.

Тем не менее, законопроект от 4 мая 2016 г. содержит в себе целый ряд новшеств, в частности сферу действия системы Евродак планируется расширить, применив ее для идентификации незаконных иммигрантов с целью содействия их возвращению. Проект регламента также меняет структуру данных, подлежащих внесению в систему Евродак, отныне в системе подлежат внесению также персональные данные иностранного гражданина.

Кроме того, помимо отпечатков пальцев в базу данных подлежат внесению и иные биометрические данные (изображение лица). Таким образом, Евродак перестанет быть чисто дактилоскопической системой регистрации, поскольку будет содержать в себе не только дактилоскопические данные.

Система регистрации въезда и выезда (entry-exit system (EES) представляет собой централизованную информационную систему, содержащую данные о пересечении иностранцами внешних границ Шенгенского пространства и используемую для целей подсчета продолжительности их пребывания, выявления случаев превышения разрешенного периода пребывания, а также иных целей.

Правовой основой системы регистрации въезда/выезда является регламент № 2017/222623, устанавливающий систему регистрации въезда/выезда и регламент № 2017/222524 о внесении изменений в Шенгенский кодекс о границах.

На сегодняшний день указанная система еще не запущена, планируется, что она должна быть введена в действие в 2020 г.

Основная идея системы регистрации въезда и выезда состоит в том, чтобы автоматизировать систему подсчета продолжительности разрешенного пребывания иностранца на территории Шенгенского пространства.

В соответствии с Шенгенским кодеком о границах (ст. 6) разрешенный период пребывания иностранца, совершающего краткосрочные поездки, не должен превышать 90 дней в течение каждого 180-дневного периода25.

Поэтому формально сотрудники пограничных служб обязаны при каждом пересечении иностранцем внешней границы подсчитывать период пребывания данного лица на территории Шенгенского пространства. В настоящее время такой подсчет проводится вручную на основе штампов о въезде (выезде).

Новая система позволит проводить такой подсчет автоматически, при этом отпадает необходимость проставления в проездные документы штампов о въезде/выезде. В случае превышения разрешенного срока пребывания система автоматически сгенерирует соответствующую информацию, направляемую национальным правоохранительным органам для принятия мер.

^ 23 Cm.: Regulation (EU) 2017/2226 of the European Parliament and of the Council of 30 November

! 2017 establishing an Entry/Exit System (EES) to register entry and exit data and refusal of entry i data of third-country nationals crossing the external borders of the Member States and determining

the conditions for access to the EES for law enforcement purposes, and amending the Convention implementing the Schengen Agreement and Regulations (EC) No 767/2008 and (EU) No 1077/2011. OJ L 327, 9.12.2017, p. 20-82.

24 Cm.: Regulation (EU) 2017/2225 of the European Parliament and of the Council of 30 November 2017 amending Regulation (EU) 2016/399 as regards the use of the Entry/Exit System. OJ L 327, 9.12.2017, p. 1-19

25 Cm.: Regulation (EU) 2016/399 of the European Parliament and of the Council of 9 March 2016 on a Union Code on the rules governing the movement of persons across borders (Schengen Borders

108 Code). OJ L 77, 23.3.2016, p. 1-52.

Помимо достижения основной цели, система регистрации въезда и выезда позволит решить целый ряд иных задач в области повышения эффективности пограничного контроля, борьбы с нелегальной иммиграцией, а также некоторых задач в правоохранительной сфере.

Кроме того, внедрение системы регистрации въезда и выезда должно существенно упростить порядок пересечения границ для законопослушных иностранцев. Во-первых, отменяется обязательное проставление штампов о въезде/ выезде, во-вторых, вводится система пересечения границы иностранцами в автоматическом режиме через электронные пункты пропуска, в-третьих, для иностранцев будет создан специальный интернет ресурс, посредством которого путешественник сможет проверить оставшийся период разрешенного пребывания на территории Шенгенского пространства (ст. 13 регламента № 2017/2226).

Система регистрации въезда и выезда будет иметь схожую с иными централизованными информационными системами структуру, состоящую из двух уровней: Центральная система (EES Central System) и Единый национальный интерфейс (National Uniform Interface (NUI) в каждом государстве-члене.

Кроме того, система регистрации въезда и выезда должна быть совместима с ВИС. Такая совместимость должна обеспечивать, в частности, возможность пользователя при работе с одной системой получать информацию из другой системы.

Правом доступа к системе регистрации въезда и выезда получат компетентные органы государств-членов, ответственные за пограничный, миграционный контроль, а также выдачу виз. Кроме того, как уже отмечалось выше, указанная система будет применяться в правоохранительных целях, соответственно право доступа предоставлено будет также национальным полицейским службам и Европолу.

Процесс формирования информационного компонента ПСБП нельзя считать завершенным. В настоящее время институты ЕС проводят работу по совершенствованию существующих информационных систем, а также по разработке и внедрению новых систем.

В апреле 2016 г. Комиссия подготовила Сообщение, касающееся повышения эффективности информационных систем26.

Анализ Сообщения Комиссии позволяет сделать вывод о том, что совершенствование существующих информационных систем может быть достигнуто, во-первых, посредством устранения имеющихся операционных и технических недостатков, а также совершенствования правовой основы, и, во-вторых, посредством обеспечения совместимости и взаимосвязанности существующих информационных систем, позволяющих различным системам передавать друг другу необходимую информацию.

Европейская Комиссия выделяет 4 уровня совместимости информационных систем:

единый поисковой интерфейс (Single Search Interface (SSI));

взаимосвязанность информационных систем, позволяющая пользователю одной системы получать информацию из другой;

26 См.: Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. Stronger and Smarter Information Systems for Borders and Security. Brussels, 6.4.2016. COM(2016) 205 final. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/ securing-eu-borders/legal-documents/docs/20160406/communication_on_stronger_and_smart_ borders_20160406_en.pdf (дата обращения: 18.05.2018). 109

создание общей системы сравнения биометрических данных (shared Biometric Matching Service (BMS)), которая будет использоваться различными информационными системами;

создание общего хранилища данных (common repository of data) для разных информационных систем27.

Кроме того, в перспективе планируется создание новых централизованных информационных систем. Одной из таких систем должна стать Европейская система информации о путешествии и авторизации (European Travel Information and Authorisation System (ETIAS)).

В ноябре 2016 г. Европейская Комиссия подготовила проект регламента, устанавливающего Европейскую систему информации о путешествии и авторизации28.

Европейская система информации о путешествии и авторизации представляет собой централизованную информационную систему, посредством которой иностранцы, пользующиеся правом безвизового въезда на территорию Шенгенского пространства, смогут получить предварительное разрешение на въезд, подтверждающее тот факт, что данное лицо не создает риск нелегальной иммиграции и не представляет угрозу общественному порядку и общественному здоровью в странах ЕС.

Предполагается, что данная система также будет состоять из двух уровней: Центральное подразделение (ETIAS Central Unit) и национальное подразделение (ETIAS National Units) в каждом государстве-члене.

Основная идея данной системы заключается в том, что посредством ее использования иностранцы, в отношении которых не требуется наличие Шенгенской визы, должны будут проходить предварительную авторизацию для въезда на территорию Шенгенского пространства.

Принцип работы Европейской системы информации о путешествии и авторизации будет заключаться в следующем. Иностранный гражданин обязан будет подавать через интернет электронную анкету, которая после автоматической обработки подлежит рассмотрению в индивидуальном порядке сотрудниками национального подразделения Европейской системы информации о путешествии и авторизации того государства, которое является страной первого въезда. По результатам рассмотрения уполномоченные должностные лица принимают решение о выдачи авторизации о путешествии или об отказе в выдаче. Предполагается то, что такая авторизация будет выдаваться на 5 лет с оплатой сбора в размере 5 евро.

Иными словами, указанная процедура по своему характеру соответствует процедуре получения Шенгенской визы с той лишь разницей, что авторизация всегда выдается на длительный период, она стоит дешевле и выдается в электронном виде.

27 См.: Dimitrova, Diana. Connecting the dots in the Area of Freedom, Security and Justice (AFSJ) - Part I. 28 MARCH 2017. URL: https:// https://www.law.kuleuven.be/citip/blog/connecting-the-dots-in-the-area-of-freedom-security-and-justice-afsj-part-i/ (дата обращения:

28 См.: Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing a European Travel Information and Authorisation System (ETIAS) and amending Regulations (EU) No 515/2014, (EU) 2016/399, (EU) 2016/794 and (EU) 2016/1624. 16.11.2016 COM(2016) 731 final 2016/0357(COD). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52016PC0731

110 (дата обращения: 18.05.2018).

Таким образом, посредством введения данной системы ужесточается порядок въезда на территории ЕС иностранцев из т.н. «безвизового списка». Фактически для таких лиц вводятся долгосрочные электронные визы.

Развитие информационных систем ПСБП показывает то, что ЕС уделяет большое значение т.н. информационному компоненту. Наличие в рамках ЕС централизованных информационных систем позволяет сделать вывод об усилении наднациональной составляющей ПСБП, а также то, что ЕС все больше приобретает признаки государственно подобного образования.

Фактически в рамках ЕС создается общее информационное пространство в области пограничного контроля и правоохранительной сферы. При этом национальные информационные системы постепенно интегрируются в общее информационное пространство.

Все существующие и планируемые централизованные информационные системы имеют схожую структуру, состоящую из двух уровней: национального и центрального. Такая структура позволяет, во-первых, справедливо распределить между ЕС и государствами-членами бремя затрат на содержание информационных систем, а во-вторых, обеспечивать эффективное использование содержащихся в них данных.

На сегодняшний день продолжается работа, направленная на совершенствование информационного компонента ПСБП. В этой связи следует отметить две основные тенденции: обеспечение совместимости существующих и внедрение новых информационных систем.

References

1. Peers, Steve. EU Justice and Home Affairs law, Third Edition, Oxford Unversity Press, 2011. 973 p.

2. Karanja, Stephen Kabera. Transparency and Proportionality in the Schengen Information System and the Border Control Co-operation, Leiden — Boston, 2008, 468 p.

3. Brouwer, Evelien. Digital Borders and Real Rights Effective Remedies for Third-Country Nationals in the Schengen Information System, LEIDEN — BOSTON, 2008, 568 p.

УДК 341.9

Т.А. Иванова

ПРОЦЕСС УНИФИКАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Введение: устранение коллизий в праве, с ростом процесса интернационализации хозяйственной жизни, становится явным не только для участников определенных частноправовых отношений и ученых-теоретиков права, но и для отдельных

© Иванова Татьяна Александровна, 2019

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Ivanova Tatiana Aleksandrovna, 2019

Candidate of law, Associate professor, associate professor, International law department (Saratov State Law

Academy) 111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.