Научная статья на тему 'Шенгенская зона в условиях кризиса с беженцами в Европе'

Шенгенская зона в условиях кризиса с беженцами в Европе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
757
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА / ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ / ШЕНГЕНСКАЯ ЗОНА / ВОЙНА В СИРИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Изместьев И.П.

Данная статья представляет комплексный анализ современного состояния Шенгенской зоны и её связь с потоком беженцев из стран Ближнего Востока и северной Африки. На основе обзора отдельных событий в рамках кризиса выделены наиболее специфические и неоднозначные моменты в функционировании Шенгенской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шенгенская зона в условиях кризиса с беженцами в Европе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

Данное Положение распространяется на муниципальные услуги, оказываемые органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, предприятиями или иными организациями полностью или частично финансируемых за счет средств бюджета.

В результате проведенного анализ реализации функций управления, можно сделать вывод, что функции управления Администрации Черниговского сельского поселения Приморского края реализуются в полном объеме, так в 2015году было принято участие в 41 судебном заседании; подготовлено в суд 15 исковых заявлений и жалоб на действия должностных лиц; признано право собственности на 74 невостребованные земельные доли ТОО «Алтыновское»; принято 1 решение суда о взыскании задолженности по договору аренды муниципального имущества; направлено в суд 4 заявления в порядке исполнения решения суда; подготовлено 5 апелляционных жалоб на решения суда; направлено 8 претензий арендатором муниципального имущества; проведена правовая экспертиза муниципальных правовых актов: 172 распоряжений администрации Черниговского сельского поселения; 403 постановлений администрации Черниговского сельского поселения, 27 решений Муниципального комитета Черниговского сельского поселения.

Список использованной литературы:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон 15.02.2016 Ш31-Ф3 [Электронный ресурс]//

Консультант -Плюс доступа:http://base.consultant/ru. /

2. Устав муниципального образования Черниговского сельского поселения //

[Электронный ресурс] // Официальный сайд Администрации Черниговского сельского поселения -Режим доступа ±йр: // www.adm-chernigovka/ru/ content/?s=125

© Зорькина И.В.

УДК: 325.25

И.П. Изместьев

Студент Института международных отношений и мировой истории. 3 курс.

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

г. Нижний Новгород, Российская федерация

ШЕНГЕНСКАЯ ЗОНА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА С БЕЖЕНЦАМИ В ЕВРОПЕ

Аннотация

Данная статья представляет комплексный анализ современного состояния Шенгенской зоны и её связь с потоком беженцев из стран Ближнего Востока и северной Африки. На основе обзора отдельных событий в рамках кризиса выделены наиболее специфические и неоднозначные моменты в функционировании Шенгенской системы.

This article represents the complex analysis of the current condition of the Schengen Area and its link to the refugee stream from countries of the Middle East and the northern Africa. The most specific and controversial points in functioning of the Schengen system were highlighted on the basis of certain events within the refugee crisis.

Ключевые слова:

беженцы, нарушение закона, пограничный контроль, кризисное состояние, Шенгенская зона, война в

Сирии.

Keywords: refugees, violation of the law, border control, crisis situation, Schengen area, war in Syria.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

С интенсификацией процессов глобализации и региональной интеграции все большее влияние друг на друга оказывают явления и события, происходящие на большом расстоянии друг от друга. Усиление международных торговых связей и расширение многопланового и многостороннего финансово-экономического и культурного взаимодействия между государствами, международными организациями, общественно - политическими движениями, отдельными индивидами а также террористическими сетями рождает особую плотную комплексную взаимозависимость. Тесные линии коммуникации при этом устанавливаются между сразу всеми акторами МО, что создает систему с крайне сложной структурой. В такой системе связей размывается иерархия как международных игроков (в частности государство как ведущий международный актор теряет свои позиции), так и приоритетных целей и задач (вопрос обеспечения государственной безопасности сопряжен со многими другими а потому не возвышается а стоит в одном ряду с другими проблемами). Одним из проявлений описанной ситуации является кризисное состояние Шенгенской зоны Европейского союза, вызванное гражданской войной в Сирии.

Весьма нетипичный и неуправляемый поток беженцев из охваченной гражданской войной Сирией и других вовлеченных в данный конфликт стран Ближнего Востока в начале 2015 года спровоцировал миграционный кризис в Европе. Серьезные нарушения европейского законодательства и пренебрежение порядком проведения надлежащих бюрократических процедур беженцами вызвало перегрузку большинства компетентных ведомств на системном уровне, вследствие чего поток стал слабо поддаваться мониторингу и управление им было частично утрачено. Несмотря на положения европейского законодательства и на нормативно-правовые акты государств-членов ЕС беженцы из Сирии и Ирака сами выбирают предпочтительные для их временного проживания страны Европы и минуя границы, стремятся туда. Столь массовые слабо контролируемые движения по пространству Европы провоцируют социальную нестабильность, рост ксенофобии и криминализации местного населения. Вынужденно покинувшие свою Родину и потерявшие таким образом государственные гарантии равно как и социальные права беженцы, перемещенные в совершенно другую этнокультурную среду, подвержены сильнейшему стрессу, что повышает уровень их агрессии и правового нигилизма.

В момент, когда угроза, исходящая извне, то есть из-за пределов государственных границ начинает угрожать национальной безопасности, и текущая внешняя политика более не отвечает национально-государственным интересам, государство начинает усиливать контроль на своих границах вплоть до полного их закрытия. В данном случае свое практическое воплощение приобретает теория политического реализма, согласно которой, государство как главный актор международных отношений, руководствуясь исключительно своими интересами, может нарушить любое международное соглашение или правило членства в альянсе равно как и любую моральную норму, чтобы защитить себя[1]. Одной из первый стран, предпринявших подобные меры, и ставшей примером подобного варианта действий стала Венгрия. К 30.08.2015 на границе с Сербией была возведена четырёхметровая стена, целью которой было препятствование проникновению экономических и прочих нелегальных беженцев на территорию страны[2]. Правительство Венгрии сразу подверглось осуждению со стороны других членов Европейского союза, потому что данные действия хотя и предпринимались в рамках Шенгенского кодекса, но противоречили европейским ценностям и морали. Однако по мере развития кризиса в подобном ключе стали действовать все остальные члены союза поочередно сначала объявляя о серьёзной угрозе общественной безопасности и правопорядку а затем вводя приграничный контроль сначала на месяц или в экстренной ситуации на 10 дней (согласно букве Кодекса), а затем продлевая его на неопределенный срок. Германия 13/09/2015 приостановила на 24 часа железнодорожное сообщение с Австрией из-за большого количества беженцев. Несколькими днями ранее «Австрийские железные дороги» приостановили сообщение с Венгрией, чтобы откорректировать движение транспорта, сбившегося из-за перегрузок, связанных с наплывом беженцев. А вечером в воскресенье глава МВД Германии Томас де Мезьер объявил о введении временного контроля в целях безопасности на границах, в первую очередь с Австрией и Баварией. В понедельник, 14 сентября, о возможном временном введении пограничного контроля заявила Бельгия[3]. Введение приграничного контроля хотя и предусмотрено законом, но рассматривается как исключительная мера для урегулирования чрезвычайных или экстренных ситуаций. Однако далее Кодекс гласит, что «В случае если ощутимая угроза

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

общественной стабильности или внутренней безопасности остается по истечению срока, закрепленного в параграфе 1, страна-участница имеет право продолжить пограничный надзор исходя из причин, указанных в параграфе 1, и, принимая во внимание вероятные новые факторы, на возобновляемые периоды, каждый из которых не должен длиться более тридцати дней, - в соответствии с процедурой, регламентированной в ст. 26»[4]. Это положение фактически дает право и возможность государствам членам трактовать весьма широкий набор ситуаций как исключительные и поддерживать надзор за границами неопределенный период времени. Исходя из положений Кодекса можно логически заключить, что применение данной исключительной меры сразу несколькими отдельными странами в том числе и Германией означает общее кризисное состояние пространства Шенгена. В результате этого временно прекращают действие основополагающие принципы Шенгенского соглашения (позднее Шенгенского Кодекса), что нарушает беспрепятственное передвижение через границы рабочей силы (так как существенная часть рабочих являются челночными мигрантами). По той же причине замедляется работа многих политических институтов, так как осуществление совещаний в разных городах разных стран - обычная практика. В определенном смысле, восстановление контроля (в том числе и таможенного) спровоцирует несистемные колебания рынка, расшатывание части устоявшихся торгово-промышленных связей и переориентацию некоторых товаропроизводителей на другие сегменты рынка. Более того, пассажирские перевозки и автотранспортное движение уже сейчас серьезно замедлено и создает на границах пробки, что нивелирует значимость развитой европейской инфраструктуры и в некоторой степени снижает социальную мобильность населения. Следует отметить, что и транспортировка товаров другие страны Шенгена из-за решения части стран ЕС прервать транспортное сообщение друг с другом также усложнилась. К примеру, Германия 13.09.15 восстановила таможенный контроль с Австрией руководствуясь статьей 23 Шенгенского Кодекса. Вскоре после этого и сама Вена ввела контрольные процедуры на австрийско-венгерской границе. Помимо этого, Дания также прервала железнодорожное сообщение с Германией на неопределенный период времени[5].

Исходя из вышесказанного слоит заметить, что теперь уже не только Венгрия, но семь других стран (Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Германия, Франция и Мальта) официально применяют статьи законодательства о временном введении контроля на внутренних границах Шенгенской зоны в целях пресечения притока нелегальных мигрантов, преследуя хотя и схожие, но все же в гораздо более высокой степени национально государственные интересы[6]. В данном случае проявляется анархичная природа международных отношений, которая подразумевает, что государство, преследуя личные интересы, готово разорвать любое соглашение, союз или, если принять во внимание европейскую специфику, использовать для того возможные, хотя и нежелательные, законные методы. Степень интеграции между странами Европы (особенно Западной Европы) весьма высока, но прием сирийских, иракских и афганских беженцев согласно данной теории не может стать «общеевропейским делом». Смысл в том, что лидеры европейских стран не готовы и не собираются жертвовать своей репутацией, идти на риски и существенные государственные расходы, выполняя обещания «принять всех» и «справиться», данные единолично Ангелой Меркель от лица всей Европы[7]. С позиций функционализма это можно объяснить, как недостаточную степень интеграции европейских стран. Если в экономическом плане она прошла в основном успешно, закономерно перейдя в валютный союз, то крепкого политического союза реально достигнуто не было. Его можно декларировать на бумаге, но в действительности нужно постоянно укреплять и поддерживать. Исходя из этого, именно политическая составляющая сотрудничества в данной ситуации не прошла проверку на прочность, что и повлекло дальнейшие осложнения в экономической сфере на пространстве Шенгена. Ответом системы на данный вызов может служить либо её перестройка, либо распад. Второе означало бы полное возвращение стран к национальной политике и снижению внимания к общеевропейским проблемам, что нуждается в серьёзной перестройке национальной стратегии. Шенгенская зона является важным достижением европейских народов, поэтому стоит отвлечься от данного сюжета и сконцентрировать внимание на первом варианте. Корректировка системы в данном случае является наиболее рациональным ответом на кризисную ситуацию. В частности, данный кризис с принятием сирийских беженцев четко обозначил существующий недостаток Шенгена: необходимо продолжать политическую интеграцию стран-членов соглашения. Конкретным проявлением этого плана стало намерение ряда европейских стран создать единую

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

пограничную службу с широким объемом полномочий для охраны внешних границ зоны Шенгена от нелегальной иммиграции из стран Ближнего Востока и северной Африки[8]. Ожидается, что оно заменит нынешнее агентство ЕС по безопасности внешних границ Frontex, ощущающее недостаток ресурсов. Разумным этот шаг следует считать ещё и потому, что Шенгенская зона уже бывала в кризисных ситуациях подобного характера, и система подвергалась в результате этого изменениям и дополнениям, призванным вернуть её стабильность и развитие. Речь идет о споре Италии и Франции в 2011 году по поводу большого потока беженцев из Ливии, Туниса и Египта, говорящих преимущественно на французском языке в Италию, а затем - во Францию. Большое скопление беженцев на итальянском о. Лампедуза заставило власти Италии пойти на неограниченную выдачу Шенгенских виз основной части прибывших мигрантов и отправить их далее во Францию. Данные действия спровоцировали скандал между двумя европейскими странами, вследствие чего Франция временно прервала железнодорожное сообщение с Италией по соображениям безопасности, поскольку в итальянском г. Вентимилья (находится в 7 км от Франции) проходили акции протеста, в которых участвовали поддерживающие беженцев французские и итальянские активисты[9]. В результате премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент Франции Николя Саркози совместно нашли решение на итальянско-французском саммите в Риме. Его итогом стало совместное письмо, адресованное Еврокомиссии в котором содержалась инициатива об изменении некоторых положений Шенгена и возможности восстанавливать внутренние границы[10]. После саммита ЕС в июне 2011 года данная поправка была принята. Этот пример показывает успешный вывод системы из нестабильного состояния посредством политического вмешательства. Однако стоит отметить, что в полной мере разрешить проблему иммиграции в Европу данным образом не удалось, так как миграционный поток сохранился и после Ливийского конфликта 2011 года. Из этого вытекает явная необходимость дальнейшего и более точного законодательной регламентации миграционного процесса в Европу. Одна из главных сложностей состоит в том, что такие страны как Италия и Греция не имеют сухопутных границ со странами Магриба и разделены с ними Средиземным морем. Как следствие, они не могут просто отправить прибывающих с юга беженцев обратно, поскольку это в большинстве случаев означает их гибель и вступает в противоречия с положениями Всеобщей Декларацией прав человека[11]. В итоге страны неизбежно вынуждены принять мигрантов на свою территорию, разместить их и зарегистрировать. Это резко снижает меры по охране южных границ Шенгена от нелегальной иммиграции.

Если законодательное регулирование функционирования Шенгенской зоны не дает нужный результат, стоит обратиться ещё к одному немаловажному фактору. Миграционный поток (в т.ч. нелегальный) - это тенденция. Её нельзя остановить заборами и патрулями, так как он будет менять свое направление многократно, быстро и гибко реагируя на меняющуюся ситуацию. В условиях развития информационных технологий и инфраструктуры беженцы и экономические мигранты среди них могут оперативно реагировать на изменяющиеся условия. Чтобы предотвратить это нужно «доказать», что в данной конкретной ситуации беженство необоснованно. Для этого необходимо четко понимать причины возникновения данного явления, которые в определенном смысле отражены в Кодексе Шенгена: преследование гражданина по причине религиозной расовой или этнической принадлежности, членстве в ряде социальных групп, приверженность к определенным взглядам или ведение военных действий в стране. Чтобы не возникало почвы для феномена беженства, необходимо способствовать демократизации стран (в частности государств Ближнего Востока и стран Магриба), укреплению принципа плюрализма мнений и свободы совести посредством деятельности международных институтов, компетентных в данной сфере.

Исходя из всего вышесказанного необходимо отметить, что Шенгенская зона хотя и является весьма нестабильной в настоящее время и испытывает сложности на системном уровне регулирования вопроса о беженцах, все же сохранит свое существование. Опыт управления Шенгенской зоной показывает, что политическое вмешательство и актуализация принципов её функционирования способны существенно укрепить стабильность Шенгена. Наряду в этим нельзя не отметить, что удаление главного дестабилизирующего фактора - потока беженцев (в том числе экономических) зависит от осознания лидерами европейских государств того, что остановить миграционный поток механически нельзя. Его нужно лишить оснований для самого существования. Прекращение войны в Сирии и Ираке, восстановление

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

сильной государственности в Ливии обозначает формальное прекращение притока беженцев, так как оснований для его наличия как такового больше нет. Список использованной литературы:

1. Hans J. Morgenthau, Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace, Fifth Edition, Revised. - New York: Alfred A. Knopf, 1978, pp. 4-15

2. Keno Verseck: Flüchtlinge in Serbien: Das letzte Land ohne Zäune - SPIEGEL ONLINE [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //www .spiegel.de/politik/ausland/fluechtlinge -in-serbien-das-letzte -land-ohne -zaeune -a-1078026.html (дата обращения 11.03.2016)

3. Аргументы и факты: Германия приостановила ж/д сообщение с Австрией из-за наплыва беженцев [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.aif.ru/politics/world/germaniya_priostanovila_zh_d_soobshchenie_s_avstriey_iz-za_naplyva_bezhencev (дата обращения 11.03.2016)

4. Official Journal of the European Union L 105, 13.4.2006, p. 1 (перевод с английского)

5. Анастасия Берсенева, Артур Громов: ЕС объединяется против беженцев. [Электронный ресурс]: Откуда взялось нашествие беженцев, пошатнувших шенгенские соглашения / Газета.т. - электрон. текст. дан. -режим доступа: http://www.gazeta.ru/social/2015/09/14/7755377.shtml (дата обращения 12.03.2016)

6. Корр. ТАСС Михаил Щербаков: Австрия из-за беженцев может ввести контроль на границе с Италией в Южном Тироле - канцлер [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://ru.euronews.com/newswires/3135277-newswire/ (дата обращения 12.03.2016)

7. Иван Яковина: Шенгенский кризис. Почему единство Европы оказалось под угрозой / Finance.ua. - режим доступа: http://news.finance.ua/ru/news/-/367916/shengenskij-krizis-pochemu-edinstvo-evropy-okazalos-pod-ugrozoj (дата обращения 09.03.2016)

8. BBC: Миграционный кризис: ЕС создает новую погранслужбу [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2015/12/151218_migrant_crisis_new_border_force (дата обращения 13.03.2016)

9. Viperson: Трещина Шенгена прошла между Италией и Францией, надолго ли...? [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://viperson.ru/articles/treschina-shengena-proshla-mezhdu-italiey-i-frantsiey-nadolgo-li (дата обращения 08.03.2016)

10. Сергей Панкратов: Шенген "усовершенствуют". [Электронный ресурс] / ВестиFM, - режим доступа: http://radiovesti.ru/article/show/article_id/11984 (дата обращения 08.03.2016)

11. The Universal Declaration of Human Rights [Электронный ресурс] / United Nations, - режим доступа: http://www.un.org/en/universal-declaration-human-rights/index.html (дата обращения 13.03.2016)

© Изместьев И.П., 2016

УДК 228

Н.А. Пояркова

студентка 3-го курса

Кафедра государственного и муниципального управления и права Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

г. Владивосток, Российская Федерация

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА,

Г. УССУРИЙСК

Экономика России переживает непростой период восстановления послекризисной ситуации, когда формирование новых механизмов модернизируемой экономики должно происходить на фоне стабилизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.