Научная статья на тему 'Схемное решение адаптивного торового автовариатора'

Схемное решение адаптивного торового автовариатора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE TRANS­FER RELATION / АВТОВАРИАТОР / АДАПТАЦИЯ / КОНСТРУКЦИЯ / СХЕМА / ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДИАФРАГМА / AVTOVARIATOR / ADAPTATION / A CONSTRUCTION / THE SCHEME / A DIAPHRAGM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Балакин Павел Дмитриевич, Дюндик Ольга Сергеевна, Дюндик Евгений Александрович

Предложено техническое решение конструкции адаптивного торового вариатора, обеспе­чивающего автоматическое изменение передаточного отношения в зависимости от уро­вня силового нагружения. Проведена оценка уровня контактных напряжений, чтобы ис­ключить приближение к зоне допустимых σ max.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The block diagram for adaptive frictional autovariator

The construction of adaptive frictional variator providing automatic change of the transfer rate depending on the level of loading is offered. The evaluation of contact pressure is done to prevent approaching to the lim­itation zone of Sмах

Текст научной работы на тему «Схемное решение адаптивного торового автовариатора»

УДК 621.839-86

П. Д. БАЛАКИН О. С. ДЮНДИК Е. А. ДЮНДИК

Омский государственный технический университет

СХЕМНОЕ РЕШЕНИЕ АДАПТИВНОГО ТОРОВОГО АВТОВАРИАТОРА

Предложено техническое решение конструкции адаптивного торового вариатора, обеспечивающего автоматическое изменение передаточного отношения в зависимости от уровня силового нагружения. Проведена оценка уровня контактных напряжений, чтобы исключить приближение к зоне допустимых о^.

Ключевые слова: автовариатор, адаптация, конструкция, схема, передаточное отношение, диафрагма.

В современных технологических и транспортных машинах весьма актуальной задачей является создание технического решения автовариаторной механической передачи, связывающей двигатель и исполнительный орган, для обеспечения его эксплуатации на оптимальных режимах работы. Синтез таких схем можно проводить, используя принцип конструирования реальных механических систем путем наделения их свойством адаптации к переменному силовому на-гружению. Такой принцип позволяет в автоматическом режиме полно использовать располагаемую мощность двигателя за счет его эксплуатации на стабильном, экономичном режиме независимо от переменного внешнего нагружения [ 1 ].

Среди большого многообразия конструкций механических автовариаторов [2] с передаточной функцией, зависимой от уровня передаваемого силового потока, известен, например, автоматический фрикционный вариатор [3], в котором передаточное отношение изменяется автоматически в зависимости от изменения внешнего силового нагружения. Конструкция вариатора достаточно полно исследована, и поэтому интерес исследователей представляет устранение в данной конструкции некоторых недостатков

связанных с тем, что в момент изменения нагрузки, из-за отсутствия жесткой связи между телами качения, возможны их нерадиальные перемещения, что приводит к проскальзыванию тел качения, которое, в свою, очередь влечет за собой неравномерность передаваемого силового потока, нагрев элементов передачи, уменьшение их срока службы, уменьшении общего к.п.д., а кроме того, автовариатор обладает узким диапазоном изменения передаточного отношения.

Все это учтено конструкцией предлагаемого автоматического вариатора, схема которого приведена на рис. 1а и б.

Расширение диапазона и автоматическое изменение передаточного отношения можно реализовать в автоматическом фрикционном вариаторе, содержащим ведущее и ведомое звенья, которые связаны соответственно с ведущим и ведомым валами, промежуточные тела качения, оси вращения которых размещены в гнездах сепаратора, исполненного в виде диафрагмы, периферийная часть которой жестко закреплена в корпусе и нажимное устройство. Внутренняя часть диафрагмы соединена со штоком, который деформирует диафрагму в зависимости от передаваемой силовой нагрузки за счет косого разреза, разделяющего ведомое звено на две части.

Предлагаемый автоматический фрикционный вариатор содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, связанные, соответственно, с ведущим 3 и ведомым 4 звеньями. Промежуточные тела качения 5, взаимодействующие с рабочей поверхностью ведущего 3 и ведомого звена 4. Оси промежуточных тел соединены с диафрагмой 6, периферийная часть последней жестко закреплена на неподвижном корпусе 7, а центральная часть связана с нажимным устройством через

10

а)

Рис. 1. а) Модифицированная конструкция автоматического фрикционного вариатора; 6) вариант выполнения звена управления

~1 %

р

Рис. 2. К определению передаточного отношения вариатора

Рис. 3. Схема контактного силового взаимодействия активных поверхностей вариатора

шток 8. Перемещение штока 8 регулируется за счет цепи управления, включающей два звена со связью в виде косого разреза 9 по рис. 1 а., выполненного на ведомом звене 3. В иных случаях косой разрез может быть заменен на осевой разрез, поворот и осевое смещение которого регулируется стержневыми звеньями 10, шарнирно закрепленными на двух частях ведомого звена 3 по рис. 1 б.

Цепь управления при изменении нагрузки на ведомом звене реализуется в данной конструкции за счет деформации диафрагмы, регулируемой перемещением штока, за счет которого меняется угол а осей промежуточных тел, тем самым обеспечивается автоуправление передаточным отношением, последнее подчиняется зависимости:

Я -г

<хтах =0.3883(2) I Ч Р

Основным элементом, входящим в цепь управления автовариатора, является упругая диафрагма, в частности ее деформация, регулируемая перемещением штока. Именно она корректирует угол поворота промежуточного тела качения, что регулирует автоматическое изменение передаточного отношения в зависимости от силового нагружения. Поэтому именно она является объектом дальнейших исследований.

где Я, — кинематический радиус рабочей поверхности ведущего звена и тел качения, Р12 — кинематический радиус рабочей поверхности ведомого звена и тел качения (рис. 2).

Поскольку к, может быть любым, в том числе Л -> 0,, то диапазон вариации II, 2 существенно расширяется. При уменьшении нагрузки под воздействием пружин растяжения 11 происходит обратное относительное перемещение штока и, как следствие, изменяется угол а установки осей промежуточных тел качения и адекватное изменение передаточного отношения. Упругая диафрагма обеспечивает синхронное движение промежуточных тел 5 (рис. 1а).

При инженерном расчете на прочность значительный интерес представляет собой возникающие контактные напряжения на площадке при взаимодействии тела качения и цилиндрической поверхности ведущего звена. Допускаемые максимальный контактные напряжения для стали достигают сгмах = 50000кг/см2 [4]. На стадии проектирования необходимо провести отдельный расчет уровня контактных напряжений, чтобы исключить приближение к зоне допустимых сгмах.

Оценку максимальных контактных напряжений по рис. 3 в площадке контакта в первом приближении можно провести по известной зависимости, учитывающей внешнее нагружение Р и упругие свойств материала [4]:

Библиографический список

1. Балакин, П. Д Механические передачи с адаптивными свойствами/ П. Д. Балакин. - Омск: Изд-во ОмГГУ, 1996. - 144 с.

2. Балакин, П. Д. Механические автовариаторы : учеб. пособие/П. Д. Балакин // Омск: ОмГТУ, 1996. - 146 с.

3. Пат. 2101584 Российская Федерация. MKH6F 16 Н 15/50. Автоматический фрикционный вариатор / Балакин П. Д., Биенко В. В.; заявитель и патентообладатель Омский государственный технический университет. - №96115811/28; заявл. 31.07.96; опубл. 10.01.98, Бюл.№ 1. - Зс. :ил.

4. Писаренко, Г. С. Справочник по сопротивлению материалов/Г. С. Писаренко и другие// Киев: Наукова думка, 1975. — 704 с.

БАЛАКИН Павел Дмитриевич, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор, заведующий кафедрой «Теория механизмов и машин». ДЮНДИК Ольга Сергеевна, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Теория механизмов и машин».

ДЮНДИК Евгений Александрович, магистрант кафедры «Теория механизмов и машин». Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 29.03.2011 г. © П. Д. Балакин, О. С. Дюндик, Е. А. Дюндик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.