Научная статья на тему 'Шедевры монументальной храмовой живописи и опыт сохранения религиозного искусства в советский период в Астраханском крае (вопрос авторства настенной росписи Астраханской Гостинно-Николаевской церкви)'

Шедевры монументальной храмовой живописи и опыт сохранения религиозного искусства в советский период в Астраханском крае (вопрос авторства настенной росписи Астраханской Гостинно-Николаевской церкви) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOW VOLGA FRONTIER / MONUMENTAL TEMPLE PAINTING / ASTRAKHAN GOSTINNO-MYKOLAIV CHURCH / MUSEUM / STOCK COLLECTION / НИЖНЕВОЛЖСКИЙ ФРОНТИР / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ХРАМОВАЯ ЖИВОПИСЬ / АСТРАХАНСКАЯ ГОСТИННО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ / МУЗЕЙ / ФОНДОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власова Наталья Владимировна

Статья посвящена сохранению религиозного искусства региональными музеями в советский период на примере изучения фондовой коллекции Астраханского музея-заповедника. Основная цель исследования видится автором, в первую очередь, в изучении, атрибуции и поиске уникальных авторских произведений церковного искусства, утерянных в советский период в результате антирелигиозной деятельности. С использованием концепции фронтир в статье проводится сравнительный анализ наиболее продуктивных методов деятельности по сохранению произведений религиозного искусства. Использование микроисторического подхода даёт возможность выявления региональной специфики вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses conservation of religious art by regional museums in the Soviet period, specifically studying the stock collections of the Astrakhan Museum-reserve. The main objective of the study is primarily attribution and search of unique works of religious art, lost in the Soviet period as a result of anti-religious activities. Using the concept of the frontier the author analyses the most productive methods of conservation of religious works of art. The use of micro-historical approach makes it possible to identify regional specifics of the problemn.

Текст научной работы на тему «Шедевры монументальной храмовой живописи и опыт сохранения религиозного искусства в советский период в Астраханском крае (вопрос авторства настенной росписи Астраханской Гостинно-Николаевской церкви)»

ШЕДЕВРЫ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ХРАМОВОЙ ЖИВОПИСИ И ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ (ВОПРОС АВТОРСТВА НАСТЕННОЙ РОСПИСИ АСТРАХАНСКОЙ ГОСТИННО-НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ)

Власова Н.В.

Власова Наталья Владимировна, научный сотрудник ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», 414000, г. Астрахань, ул. Советская 15.

Е-шаП: Ре аг1Иеауеи1у7 7 @уаМех. га

Статья посвящена сохранению религиозного искусства региональными музеями в советский период на примере изучения фондовой коллекции Астраханского музея-заповедника. Основная цель исследования видится автором, в первую очередь, в изучении, атрибуции и поиске уникальных авторских произведений церковного искусства, утерянных в советский период в результате антирелигиозной деятельности. С использованием концепции фронтир в статье проводится сравнительный анализ наиболее продуктивных методов деятельности по сохранению произведений религиозного искусства. Использование микроисторического подхода даёт возможность выявления региональной специфики вопроса.

Ключевые слова: нижневолжский фронтир, монументальная храмовая живопись, Астраханская Гостинно -Николаевская церковь, музей, фондовая коллекция.

В советский период, особенно начиная с 20 -х гг. стал значительно преобладать отрицательный идеологический аспект относительно функционирования общества в системе религиозного культа, что априори гарантировало негативную позицию к культовым объектам и храмовой культуре в целом. О губительности такого подхода общеизвестно. Лишь для незначительной части культовых объектов было сделано исключение - их ценность для общества была официально декларирована присвоением статуса «памятника», внесением в охранные списки, музеефикацией, помещением в музейные экспозиции, реставрацией. Для многих памятников культового зодчества, пожалуй, единственным спасением стала их дальнейшая музеефикация (Пиотровский & Цветаева, 2010) . Тем не менее, решений вынесенных по поводу музеефикации храмовых объектов было вынесено по стране очень малое, практически ничтожное количество. Гораздо больше можно найти документов и

заметок о закрытии или сносе храмов. Так, на примере Астраханской епархии можно проследить печальную статистику, по которой до 1917 г. в Астраханской епархии было 310 приходских храмов,

пять монастырей, духовная семинария и духовное училище. Даже на современном этапе, несмотря на возрождение и почти ежегодное открытие новых храмов пока не удалось восстановить эти показатели. Многие Астраханские храмы навсегда остались утеряны. Конечно же, решая вопрос о сносе храма, никто не ставил задачу о сохранении нередко уникальной монументальной храмовой живописи. Работа по сохранению настенной храмовой росписи требовала огромных физических и материальных затрат, чем явно не стало, да и не хотело заниматься руководство. Достаточно подробно о методах снятия и монтировки фрагментов росписей, опираясь на данные отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, описали в своей работе «О снятии фрагментов росписей со стен разрушенных храмов в конце 1920-х - 1930-е гг.» Ф.В Гузунов и К.И. Маслов: «Сначала проводилось предварительное укрепление красочного слоя «клеевым составом», затем на поверхность живописи наносилась профилактическая заклейка — слои тонкой папиросной бумаги, марли и ткани, серпянки на пшеничном клее. Затем хирургической пилой вокруг фрагмента прорезались борозды, и слой штукатурки отделялся от стены с помощью «эластичных длинных ножей» на фанерный подбитый войлоком щит. Левкасные гвозди либо перепиливались, либо отжимались. Снятый фрагмент укладывался тыльной стороной вверх, штукатурная основа выравнивалась, расчищалась, и фрагмент монтировался в деревянные рамы» (Гузунов & Маслов, 2003). На примере приведённого описания, можно сказать, что работа по снятию фрагментов настенных росписей была не просто сложной, а практически ювелирной. Тем не менее, в собрании коллекции Астраханского музея-заповедника хранятся уникальные фрагменты, являющееся частью настенной росписи ныне уже не существующей Гостинно-Николаевской церкви, одной из первых церквей, появившихся на территории Белого города и, по сути, последней, разрушенной в Астрахани в советское время (Марьян, 2002). Окончательно здание храма было разобрано в 1974 г. Церковь всегда славилась своим внутренним убранством. В Астраханских Епархиальных Ведомостях упоминается великолепный иконостас храма, обновлённый в 1906 г. по указу епархиального начальства от 13 июня 1905 г. №5795 и изготовленный известным мастером Д. Шепелевым. За свою работу мастером было запрошено 6250 р (1907, стр. 20). По тем временам это была достаточно крупная сумма, но у Гостинно-Николаевской церкви были богатые благотворители из

купеческих сословий, особо почитающие святого Николая Чудотворца как своего покровителя. К тому же не за долго до внутренних реставрационных работ иконостаса при Гостинно-Николаевской церкви было открыто церковно-приходское попечительство во главе с его председателем купцом И. Цветковым, который и сделал один из первых благотворительных взносов на отделку иконостаса общей суммой 1000 руб. Не менее славилась настенная живопись храма. В книге «Астрахань. Храмы и монастыри» упоминается о том, как после разрушения храма верующие приходили на то место, где он находился, и подбирали штукатурку с сохранившейся храмовой росписью, а потом забирали её домой как особую святыню. То, что удалось хотя бы частично сохранить некоторые фрагменты настенных росписей Гостинно-Николаевской церкви, это практически единственный случай на примере нижневолжского региона. Картина из фондовой коллекции Астраханского музея-заповедника, являющаяся частью настенной росписи Гостинно-Николаевской церкви, по музейной легенде принадлежит кисти российского художника Александра Иванова и повторяет знаменитый сюжет его картины «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Картина написана на холсте масляными красками и имеет весьма внушительные размеры 293х196 см. В фонды музея картина поступила в середине 70-х гг. XX в. от Астраханского краеведа Александра Сергеевича Маркова. По его словам, когда стало известно о планах разрушения Гостинно-Николаевской церкви, то вопрос о демонтаже со стен фрагментов монументальной живописи XVIII-XIX в. не стоял, хотя подобная практика была известна в других регионах. Тем не менее, оценивая искусствоведческую ценность росписей храма и не найдя поддержки ни у каких вышестоящих инстанций, Александр Сергеевич Марков принял решение обратиться к рабочим, находящимся в пока ещё не разрушенном здании храма, которые согласились снять со стены холст с уже упомянутой картиной на сюжет «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Конечно же, ни о каких из приведённых выше способов снятия фрагментов росписей не было и речи, тем не менее, уникальная живопись, хотя и не осталась не повреждённой, но, во всяком случае, была спасена. Вся остальная храмовая живопись Гостинно -Николаевской церкви, которая частично сохранилась лишь на некоторых фотографиях, находящихся сейчас в частных коллекциях.

Относительно того, что фрагмент настенной храмовой живописи, находящийся в фондах Астраханского музея-заповедника принадлежит именно кисти Иванова вопрос весьма спорный. Ни в одном из источников такие данные не встречаются, Известно имя ещё

одного мастера, работавшего над внутренней росписью стен храма. Его в своей рукописи упоминает П.В. Лебедев (Лебедев, 1974 -1975), который изначально также предполагает, что фрагмент храмовой росписи Гостинно-Николаевской церкви на сюжет ««Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» принадлежит кисти художника А. Иванова. Но в этой же рукописи, возможно, в более позднее время сделано добавление, где указывается, что обновлением росписи стен Гостинно-Николаевской церкви занимался в 1886 г. некий художник Ишаков. С искусствоведческой точки зрения сомнения по поводу того, что эскиз на сюжет «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» для росписи стен Гостинно -Николаевской церкви готовил именно художник А.А. Иванов подтверждаются тем, что на подлиннике картины художника присутствуют только две фигуры -собственно сам Христос и Мария Магдалина. Но если внимательно посмотреть на саму настенную роспись храма, запечатлённую на фотографии из коллекции Сергея Юрьевича Степанова, то на ней отчётливо прослеживается ещё одна фигура-фигура ангела. Сам сюжет картины представляет из себя эпизод из Евангелия от Иоанна а (Ин. 20:1-18), когда на третий день после распятия Мария приходит рано утром в сад ко гробу и видит, что он пуст. Она зовет Петра и другого ученика. Они осматривают пустой гроб и уходят. Мария остается и плачет. Обернувшись, она видит воскресшего Иисуса, но думает, что это садовник. Иисус обращается к ней, и Мария, узнав Его, тянется к Нему: «Учитель!». «Не прикасайся ко мне, - отвечает Иисус, - ибо я еще не восшел к Отцу Моему...». Сюжет над которым так упорно трудился мастер не был до него безызвестен. Например, за творениями европейцев на тему Явления Христа Марии Магдалине после Воскресения закрепилось общее название «Noli me tatgere» или «Не прикасайся ко Мне». Иконография noli me tangere с решительно уходящим Иисусом была давно известна Иванову. Ещё в 1834 г. он копировал в Падуе фреску Джотто, которая имеет много общих черт с его картиной. У Джотто Иисус в белых одеждах также резко выделяется на ночном фоне. Ведь если обратить внимание, то на картине А.А. Иванова, действительно, почти совсем нет заднего фона. Известно, что сам художник А. А. Иванов достаточно критично относился к вероятности исполнения церковной живописи. В декабре 1842 г. А. А. Иванов получает письмо от отца с радостным известием: архитектор К. А. Тон, строитель храма Христа Спасителя в Москве, намеревается заказать ему два больших образа - «Преображение» и «Вознесение», в представлениях К.А. Тона полотно А.А. Иванова «Явление Мессии» также должно было занять одно из центральных мест в будущем храме. Однако Иванов практически не принимает это

предложение, назвав свои работы скорее историческими, нежели религиозными. Тем не менее, художник очень серьёзно заинтересовался современным религиозным искусством. Со временем его взгляды относительно этого вопроса меняются. Последние восемь лет жизни А.А. Иванов работал над циклом библейских эскизов, основой для которых стала книга немецкого философа Д.Ф.Штрауса «Жизнь Иисуса». Мастер задумал около 500 сюжетов, однако исполнил только 200 (Степанов, 2012). Эскизы разработаны «эпохическими» циклами, с возможной полнотой охватывающими все подробности библейских рассказов. Библейские эскизы А.А. Иванова были переданы в Третьяковскую галерею из расформированного Румянцевского музея в 1925 г. Этот цикл по своему замыслу и стилистическим качествам не имеет аналогов в мировом искусстве. Среди библейских эскизов имеется и эскиз на сюжет «Явление Христа Марии Магдалине». Книга Штрауса дала толчок к иному размещению сюжетов, выдвинул на первый план не внешнюю хронологическую последовательность, но момент символико-религиозный. Эскиз весьма отличается от оригинала картины, но он не имеет достоверной схожести с фрагментом росписи Гостинно -Николаевской церкви. Хотя биографы и отмечают, что позднему творчеству А.А. Иванова присуща склонность к утопиям и к жизни в «параллельной реальности» (Охоцимский, 2017), поэтому можно предположить, что автор как-то доработал свой первоначальный вариант работы, чтобы привнести в свою картину оттенок религиозности, изобразив горний мир рядом с земным. Тем не менее, вопрос об авторстве того фрагмента настенной храмовой росписи, который находится в фондах Астраханского музея-заповедника остаётся открытым.

Список литературы

Гузунов, Ф.В. & Маслов, К.И. (2003). О снятии фрагментов росписей со стен разрушенных храмов в конце 1920-х - 1930-е гг.

Грабаревские чтения: Международная научная конференция. Мин. культуры РФ, ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря, М.: Сканрус, вып.V, стр.120-126

Икона «Явления Христа Марии Магдалине после Воскресения». (Конец XIX в.) Холст, масло. Астраханский музей-заповедник. КП № 33227

Лебедев, П.В. (1974-1975). Летопись монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. Астрахань, стр. 58.

Марьян, И. игуменю (2002). Астрахань. Храмы и монастыри. Астрахань, стр. 87

Охоцимский, А. Д. (2017) Душевное дело Александра Иванова. Retrieved from http: //lib. rmvoz. ru/bigzal/spiritual_Alexander_Ivano v

Пиотровский, М. Б. & Цветаева, М. Н. (2010). Проблемы сохранения церковного наследия: Сборник статей. СПб.

Слово по случаю обновления храма (1907). АЕВ (1), стр. 20

Степанов, С.С. (2012). «Воскресение Христово видевшее» эскизы Александра Иванова для храма Христа Спасителя. Наука и религия, (5).

MASTERPIECES OF MONUMENTAL TEMPLE PAINTING AND THE EXPERIENCE OF PRESERVING RELIGIOUS ART IN THE SOVIET PERIOD IN THE ASTRAKHAN REGION (THE QUESTION OF THE AUTHORSHIP OF THE MURALS OF THE ASTRAKHAN GOSTINNO-NIKOLAEVSKAYA CHURCH)

Vlasova N.V.

Vlasova Natal'ja Vladimirovna, Researcher of GBUK JSC «Astrakhan museumreserve», 414000, Astrakhan, The Soviet str. 15.

E-mail- PearlHeavenly77@yandex.ru

The article discusses conservation of religious art by regional museums in the Soviet period, specifically studying the stock collections of the Astrakhan Museum-reserve. The main objective of the study is primarily attribution and search of unique works of religious art, lost in the Soviet period as a result of anti-religious activities. Using the concept of the frontier the author analyses the most productive methods of conservation of religious works of art. The use of micro-historical approach makes it possible to identify regional specifics of the problemn.

Key words: Low Volga frontier, monumental temple painting, Astrakhan Gostinno-Mykolaiv church, museum, stock collection.

References

Guzunov F.V. & Maslov, K.I. (2003). On the removal of fragments of paintings from the walls of destroyed churches in the late 1920's -1930's. Grabarevsky readings: International scientific conference. The minimum culture of the Russian Federation, VHNRTS them. Acad. IE Grabar, Moscow: Scanrus, issue V, pp.120-126

Icon «The Appearance of Christ to Mary Magdalene after Resurrection». (The end of the XIX century.) Oil on canvas. Astrakhan Museum-Reserve. KP No. 33227

^YPHA^ OPOHTHPHblX HCQflEflOBAHHH [2017, №4)

Lebedev P.V. (1974-1975). Annals of monasteries, temples of Astrakhan: manuscript. Astrakhan, pp 58.

Marian, Ibns (2002). Astrakhan. Temples and monasteries. Astrakhan, pp 87

Okhotsimsky A.D. (2017) «The Mind of Alexander Ivanov». Retrieved from http://lib.rmvoz.ru/bigzal/spiritual_Alexander_Ivanov

Piotrovsky MB, Tsvetaeva M.N. (2010). Problems of preservation of the church heritage: a collection of articles. St. Petersburg.

Word on the restoration of the temple (1907). AEV (1), p. 20 Stepanov S.S. (2012). «Christ's Resurrection Seen» sketches of Alexander Ivanov for the Cathedral of Christ the Savior. Science and religion, (5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.