Научная статья на тему 'Шаманский танец в Туве: к постановке проблемы'

Шаманский танец в Туве: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
668
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / ШАМАНСКИЙ ТАНЕЦ / КАМЛАНИЕ / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА / TUVA / SHAMAN DANCE / SHAMAN RITUAL / RELIGION / CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ондар И. О.

В статье ставится проблема осмысления феномена шаманского танца в культуре Тувы. Рассматриваются различные точки зрения на шаманский танец в культуре родственных народов. Особое внимание уделяется терминологической проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAMAN DANCE IN TUVA: CONCERING THE PROBLEM

The comprehending of the shaman dance phenomenon in Tuvan culture is discussed in this article. The different points of view on shaman dance in the culture of related people are thought through. The great attention is paid to the problem of using terms.

Текст научной работы на тему «Шаманский танец в Туве: к постановке проблемы»

Раздел 3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

ЛИДИЯ ПАВЛОВНА ГЕКМАН - доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусства (г. Барнаул)

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)

УДК 21+793.31

Ondar I.O. SHAMAN DANCE IN TUVA: CONCERING THE PROBLEM. The comprehending of the shaman dance phenomenon in Tuvan culture is discussed in this article. The different points of view on shaman dance in the culture of related people are thought through. The great attention is paid to the problem of using terms.

Key words: Tuva, shaman dance, shaman ritual, religion, culture.

И.О. Ондар, преп. хореографических дисциплин, председатель предметно-цикловой комиссии «Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество» ГОБУ СПО «Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола», заслуженный работник культуры Республики Тыва, аспирантка каф. философии Тувинского государственного университета, E-mail: irina.ondar@net, или irina.ondar@rambler.ru

ШАМАНСКИЙ ТАНЕЦ В ТУНЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье ставится проблема осмысления феномена шаманского танца в культуре Тувы. Рассматриваются различные точки зрения на шаманский танец в культуре родственных народов. Особое внимание уделяется терминологической проблеме.

Ключевые слова: Тува, шаманский танец, камлание, религия, культура.

Тува - уникальный регион, где в силу многих причин (в т.ч. исторических условий1) сохранились многие элементы древних традиций. В частности, Тува славится своими шаманами, получившими известность благодаря своим уникальным способностям. Шаманство в Туве сохранилось в более яркой и цельной форме, чем у соседних народов. Оно представляет живое явление, действующую функцию бытовой культуры части населения. Сегодня шаманство в Туве переживает процесс возрождения.

Шаман - это человек, обладающий способностью общения с духами высшими и низшими, угадывать их волю, а иногда и направлять, чаще при помощи хитрости, их действия по своему желанию [1, с. 112]. У каждого шамана свои атрибуты деятельности: свои духи-помощники, своя манера связи с ними. Каждое шаманское «путешествие» всегда уникально в силу разнообразия конкретных причин камлания. Но это не значит, что у шаманизма отсутствовала система единых мировоззренческих оснований. Ритуальная практика шаманизма строго регламентирована, как у любой другой религиозной системы. Каждый шаг, слово и мысль традиционного человека не только в ритуалах и обрядах, но и в повседневной жизни, направлены на сохранение равновесия и гармонии мира в целом и человека с ним.

1 Тува, расположенная в самом центре азиатского материка, имеет особую историю развития: до 1911 года входила в состав Цинской империи, после свержения маньчжурского ига она была принята под протекторат России; с 1921 по 1944 гг. Тува была суверенным государством - Тувинской Народной Республикой; в октябре 1944 г. на правах национальной автономии вошла в состав СССР; после распада Советского Союза с 1991 г. - Республика Тыва в составе Российской Федерации.

Особенностью шаманского восприятия реальности является целостное видение мира в образах-символах, что более характерно для иррациональных структур сознания. Отметим, что такое состояние сознания характерно и для людей одарённых, находящихся в процессе активного творчества в искусстве. В традиционном обществе подобные люди (музыканты, поэты, сказители, художники) также считались связанными с иными мирами, получившими свой дар от духов и являющимися посредниками между мирами. Чтобы быть шаманом, нужно иметь настоящий творческий дар (близкий артистическому), позволяющий шаману импровизировать, свободно выражая свое состояние в словах и музыке, мимике и движениях.

Темой нашей статьи является шаманский танец в Туве, который, рассматриваясь лишь как составляющий элемент камлания, пока не получил специального освещения в научной литературе. Обращение к данной теме связано с рядом проблем.

Первая проблема состоит в том, что в мифах и легендах многих, в том числе и тюркских народов, есть описания или хотя бы упоминания о танцах шаманов, описана история их появления, функциональное назначение. В опубликованных тувинских легендах, переведенных на русский язык и находящихся в научном обиходе, об этом ничего не говорится. К тому же в тувинском языке не выявлено специального слова для понятий «танцевать» и «танец» как таковой2.

2 На сегодняшний день в Туве существует термин девиг - так называемый «танец орла», и самы (сам), который является производным от слова цам, что связано с буддийским влиянием (ритуальные танцы в мистерии Цам).

К примеру, у сицилийских ведьм просматривается генетическая связь с шаманством, так как они имеют духов-помощников и в своих видениях «летают ночью в неведомые края, где танцуют под музыку и пируют вместе с духами» [2, c. 9]. Естественно, что в XVI-XVII вв. и духи-помощники, и «страны», куда летали ведьмы, представали в народном воображении иначе, чем духи и иные миры сибирских шаманов. У шинаязычных народов пери могут похитить человека, чтобы объявить о своём выборе. Если человек согласен, тогда пери учат его своему танцу [2, c. 10]. Дальше во время камланий шаман входит в транс и то поёт, то танцует. Смысл обряда -призыв пери, установка с ними связи. Когда, соблазнённые музыкой, словами песен и дымом можжевельника, духи приходят, шаман подражает их танцу и вторит их песне. Когда контакт с пери установлен, душа шамана должна вознестись вверх. Тело будет продолжать танец, но его второе «Я» полетит над горами, долами и другими странами. В песне шаман описывает свои приключения и возвращение. Очень похоже на обряд тувинских шаманов, но, по словам М.Б. Кенин-Лопсана, душа не покидает тело шамана [3].

У древних тюрков шаман назывался кам. Для обозначения ритуальных действий шамана употреблялось слово «шаманить» (камлать)3. Но были и другие выражения. В средневековье пользовались и словом «играть» в смысле шаманить (кирг. «бакши ойноп атат» - сравните у гуннов в середине V в. верховный шаман носил титул «ата-кам» («отец-шаман»). У уйгуров шаманский сеанс называется словосочетанием «пари уйнатмак» - заставить играть [духов] пари» или «пари-ойюн» -игра пери. Якуты называли шамана «оюн» («ойун») [4, с. 1314]. Тот факт, что слово «играть», обозначающее шаманский сеанс, известно народам, которые (например якуты и туркмены) в течение нескольких последних столетий не имели между собой непосредственных связей, позволяет предполагать значительную древность термина. Слово «оюн» - тюркское, но возможно, что его связь с шаманским сеансом внушена представлениями иранской культуры («танцы пери» в шаманстве шинаязычных дардов) [5]. Существует и такое мнение, что танец есть особенная и весьма совершенная форма игры, так как в танце мы находим важнейшие качества, присущие игре. Танец - свободная деятельность, которая не диктуется физической и моральной обязанностью, необходимостью. Его первостепенное требование - порядок, выраженный в наборе определённых pas и, в их строгой, зачастую, последовательности (это очень напоминает правила в игре). Процесс исполнения танца, как и процесс игры, предполагает наличие напряжения - стремления к разрядке, расслаблению. В этом контексте «взаимосвязь танца и игры кажется настолько очевидной, столь органичной и столь полной», что позволяет сделать вывод о тождестве их сущности [6, c. 15-16]. У хакасов шаманский танец носил название «пеелбек». Завершающим действием сеанса, после возвращения из далёкого путешествия, были танцевальные кружения юношей и девушек. В обряде «ымай тартханы» (испрашивание детей) 9 невинных парней и 7 непорочных дев повторяли за шаманом его движения и песнопения. Они являлись ответственными за игру и танцы, на которые, как считалось любила смотреть Богиня Умай - хранительница детских душ [7, с. 125].Корейский шаман должен научиться не только искусству предсказания и изготовления амулетов, но и танцевать [8, c. 15].

Когда же мы читаем описания процесса камлания тувинских шаманов у русских и зарубежных исследователей, мы ни разу не встречаемся со словами «пляска» или «танец шамана». Однако шамановед М.Б. Кенин-Лопсан пишет: «”Шаман-бык” специально репетировал в своей юрте с молодым шаманом, учил его искусству исполнять шаманский танец» [9. c. 12]. В личных разговорах шамановед также настаивает на том, что

3 Языки алтаесаянских народов и жёлтых уйгуров сохранили эту

традицию.

тувинские шаманы танцуют [10]. Тувинские современные шаманы расходятся во взглядах на танец как явление в процессе камлания: одни считают, что шаман, конечно же, танцует; другие считают, что это вовсе не обязательно, так как всё зависит от конкретного случая.

Вторая проблема заключается в том, что существуют разные точки зрения на движения тувинского шамана в обряде камлания. Первая: как только шаман начинает как-то дви-

гаться (это может быть дрожь, покачивание, перебирание пальцев и т.д.), значит, он вошёл в контакт с духами, и этот процесс не контролируется им. Это и называют шаманским танцем4. Так рассуждает один из наших информаторов-шаманов [11]. Другая, противоположная: движения шамана подконтрольны ему. Он сам, при помощи духов, выполняет все путешествия, битвы, преподношения подарков и т.д. Таким образом, в самой шаманской среде танец шамана как явление осмысливается неоднозначно, в широкой градации от спонтанных телодвижений до контролируемых и вполне осознанных.

Третья проблема, вытекающая из первой, состоит в том, что во многих исследованиях понятия «танцевать (плясать, прыгать)» и «играть» обозначают суть одно - процесс камлания. На наш взгляд, разница все же есть. Вероятно, исследователи, воспитанные на иных культурных основах, телодвижения шамана, сопровождаемые ударами в бубен, воспринимали через танец. В их понимании это был, конечно, не совсем танец, но очень его напоминающий. Например, С.И. Вайнштейн о движениях шамана осторожно пишет - «Вдруг шаман ... резко вскочил. Почти в танце [курсив наш. - И.О.] он сделал несколько движений.» [12, с. 155]. Читаем у В.Н. Баси-лова: «Действия шамана во время камлания обычно дополняются телодвижениями, напоминающими своеобразный «танец» [13, с. 9]. Другие исследователи затрагивали вопрос о телодвижениях шамана вскользь, называя их то «танцевальными», то просто телодвижениями.

Эта проблема до сих пор не решена. Так, например, преподаватели физического воспитания Тувинского университета рекомендуют на уроках физкультуры использовать народные игры, танцы и физические упражнения национальных видов спорта, т.к. они продиктованы не только традиционным трудом и бытом, но и темпераментом народа, природными, историческими особенностями, т.е. генетически запрограммиро-ванны природой и климатом. При этом, перечислены национальные сценические, а не народные танцы. Например, А.Ч. Делег пишет: «Игры, состязания, самобытные физические упражнения, национальные виды спорта, средства закаливания, танцы народов характеризуются универсальностью, комплексностью своего воздействия» [14, с. 164-165]. Т.е., танец идет в одном ряду с физкультурой, при этом не рассматриваются его традиционные формы и не перечисляются средства выразительности. Это говорит об отсутствии специальной терминологии применительно к тувинскому танцу. Так, в сознании многих тувинцев физические игры, состязания и танец - явления практически однопорядковые.

Итак, главная проблема: правомерно ли телодвижения шамана в процессе камлания называть танцем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое танец и что он из себя представляет.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие общества. Существует огромное множество видов, стилей, форм, а главное — функций танца. Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства, как способ релаксации и психологической разгрузки, как способ облегчения трудового процесса, как форма телесной

4 В таком случае, это напоминает пляску св. Витта.

34б

радости, как источник информации, как закодированный в движениях и позах эстетический идеал, как отражение этических норм любого исторического сообщества в конкретную эпоху.

Танцу посвящено множество работ, в которых его рассматривают с различных позиций. Общепризнанно, что танец является феноменом телесно-культурной и духовнокультурной деятельности человека, но отношение к нему у разных народов и в разные эпохи было различным. У одних народов (мексиканцев, индийцев) танцевали сами боги. У других танец рассматривался как недостойное богов дело (Аполлон не танцует, а сопровождает танцующих). В эпоху Средневековья и Возрождения танцы были уделом низших сословий - скоморохов, менестрелей, трубадуров, шпильманов и демонстрировали неблагородный тип поведения. Видимо, с тех пор отношение к танцам не претерпело значительных изменений. Что стоит отзыв Петрарки о танце? Танец, говорит он - это «развлечение столь же смешное, сколько позорное» [15, с. 11]. Для В.Я. Поппа «пляска есть не что иное, как судорожное усилие» [16, с. 162].

Но самое распространённое определение танца, которое встречается в энциклопедиях, следующее: «Танец (польск. Taniec, от немецкого Tans) - вид искусства [курсив наш. -И.О.], в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела» [17, с. 503]. Если определение танца трактовать лишь через понятие искусства, то тогда нельзя допускать мысли, что танец существовал уже в палеолите, потому что искусство как таковое там еще не сформировалось. При этом, танец родился вместе с человеком как невербальный язык коммуникации. Тогда древние танцы разумнее воспринимать не как танцы в современном понятии, а как дотанцевальные формы искусства и как элемент культуры. Также мы не относим исполнение массовых, дискотечных танцев к искусству, но, тем не менее, мы всё равно используем термин «танцы». Для нас важно подчеркнуть, что танец не всегда вид искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз, не всякий танцевальный образ отличается художественностью и эстетической значимостью.

Отечественные дансологи трактовали танец лишь как средство создания художественного образа в искусстве. Но, исходя из многофункциональности феномена танца, имеется огромное количество танцев, в которых не ставятся цели создания художественного образа - это лечебные и оздоравли-вающие, военные и боевые и др. Таким образом, получается, что определять танец только как вид искусства - значит, объявлять «не танцем» почти половину танцевальных проявлений. В этом случае мы согласны с корректировкой стандартного определения танца, произведённое В.В. Роммом в его докторской диссертации: «Танец, явление культуры [курсив наш. - И.О.], в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела» [18, с. 25 ].

Размышляя в духе отечественных дансологов, танец шамана нельзя назвать танцем потому, что он не является видом искусства. А придерживаясь второй точки зрения, никто не будет оспаривать тот факт, что танец шамана - это явление культуры. Шаман - это человек, умеющий использовать психическую энергию и управлять ею, переходя в изменённое состояние, что называют медитативным шаманским трансом, путём камлания и произнесения призываний, и, как следствие этого - способности шаманов к левитации, ясновидению, трансформации в животные или растительные формы. Он является посредником между миром людей и миром духов, и воплощает в себе «пограничное состояние». Но внешнее проявление танца шамана (его движенческая сторона) не всегда ярко выявлена для зрителя, часто только намечена. Шаман как бы обозначает, но не делает это «в полную ногу», как сказали

бы сегодня профессионалы. Дело в том, что основное действо происходит в невидимом для простого смертного мире, до нас доносятся только «отголоски» происходящего там действа. В борьбе с нечистыми силами шаман должен быть расторопным, изворотливым, ловким. За душу приходиться бороться, а значит нужно много двигаться. Таким образом, чем сложнее случай, тем дальше шаман путешествует и, соответственно, интенсивнее двигается. В таком путешествии появляется опасность потерять свою душу. Чтобы сохранить душевное равновесие, ему и приходится двигаться. Есть камлания, где набор движений шамана минимален. Нет канонизированных движений, которые являются обязательными для всех. Каждый раз во время танца шаман двигается по-разному. Это зависит от местности, повода камлания, характера болезни человека и мн. др.

Пространство, где происходит танец, тоже несёт на себе информационную функцию. Оно, как и время, имеет важнейшее значение. Камлающий, также как и танцующий в другом смысловом контексте, намеренно воздействует на пространство вокруг себя, преобразуя его, что особенно ярко проявляется в обрядовых танцах. Новая реальность, которую создают шаманы, позволяет соединить в целостность, уравновесить диссонирующие, распадающиеся кусочки бытия и заново осознать человеку значение его собственной жизни. Чего добивается шаман, камлая? Главное - вернуть гармонию, равновесие. Ведь и здоровье человека многими целителями и врачами рассматривается как итог достигнутого духовного равновесия. В этом - главное предназначение шаманской практики, отсюда и функционально-смысловое наполнение танца шамана.

Танец - это огромный пласт человеческой культуры, который вбирает и передаёт своими собственными методами и средствами весь социально-унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни. Человек - это целостность души и тела. Если речь -это выражение языка сознания, то телодвижения - язык тела, который у каждого народа имеет свою специфику. Мы полностью согласны с определением В.В. Ромма: «Танец - это творческий процесс перевода мысленных или музыкальных образов в зримые образы, создаваемые движениями и положениями человеческого тела» [18, с. 32]. Можно также сказать, что танец передаёт своим специфическим языком знания, верования, искусства, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества. Танец, исполняемый в определённом человеческом сообществе, понятен только членам этого сообщества. Отсюда ясно, что танцы у каждого народа так же своеобразны, как и язык, традиции, костюм. Таков и танец шамана. Наблюдающие процесс камлания члены традиционного сообщества прекрасно понимают, что происходит, где сейчас находится шаман в данный момент. Сами камлания «теснейшим образом связаны с системой верований, со всеми аспектами материальной и духовной культуры, такими, как фольклор, мифология, декоративно-прикладная практика, музыкальное творчество» [19, с. 105]. Шаманская техника действенна и эффективна, если она опирается на устную и обрядовую традиции, которые хорошо известны аудитории.

Если говорить об определённом наборе движений шаманского танца, то здесь можно выделить следующие: кружение (обязательно по солнцу), перепрыгивание с ноги на ногу, подскоки на двух ногах, покачивание верхней части тела из стороны в сторону, «прислушивание», различные способы битья в бубен. У каждого шамана свой взгляд на танец в частности и на процесс камлания вообще. Добавим, что при исполнении любого танца желателен посторонний наблюдатель, и шаманский танец всегда исполняется для кого-то (духов, людей). Итак, при наличии всех вышеназванных компонентов, подвижное действо шамана, несомненно, можно считать танцем.

На сегодняшний день нет ни одной научной статьи не только о танцах тувинских шаманов, но и о народных танцах тувинцев в целом. Поэтому многие вопросы пока остаются открытыми. С каких сторон мы не рассматривали бы шаманский танец, мы должны помнить, что он не существует вне контекста ритуала камлания, поэтому изучение специфики

шаманских танцев не может идти в отрыве от процесса камлания и понимания сути шаманизма в целом. Нужно более детально изучать структуру и содержание процесса камлания, приближаясь к пониманию его сакрального смысла, скрытого от нас под множеством слоёв обыденного сознания.

Библиографический список

1. Яковлев, Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. - Минусинск, 1900.

2. Басилов, В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1992.

3. Личный архив автора. Рукопись. Л. 4.

4. Потапов, Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. - Новосибирск, 1978.

5. Басилов, В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1992.

6. Герасимов, О.М. Народный танец и его сценическая жизнь // Герасимов, О.М. Музыка и танец: вопросы взаимодействия: сб. ст. - Майкоп, 2004.

7. Бутанаев, В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 200б.

8. Кальвайт, Х. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью / пер. с нем. М.В. Ильюшиной. - М.: Совершенство, 1998.

9. Монгуш, К.-Л. Магия тувинских шаманов. Тыва хамнарны хувулары. Magic of Tuvinian shamans. - Кызыл: Новости Тувы, 1993.

10. Личный архив автора. Л. 7.

11. Личный архив автора. Л. 2.

12. Басилов, В.Н. Избранники духов. - М.: Политиздат, 1984.

13. Басилов, В.Н. Среднеазиатское шаманство // IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук: сб. ст. — Чикаго, 1972.

14. Делег, А.Ч Психические особенности традиционных тувинских игр и состязаний // Науч. тр. Тывинского государственного университета. - Кызыл: ТывГУ, 2005. - Вып. III. - Том I.

15. Левинсон, А. Мастера балета: очерки истории и теории танца. - СПб., 1914.

16. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. - Л., 197б.

17. Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Сов. энциклопедия, 1981.

18. Ромм, В.В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры: дис. ... д-ра культурол. - Барнаул, 200б.

19. Анжиганова, Л.В. Шаманизм как религия // Религия и общество: материалы межвуз. науч. конф., 1б ноября 2002 г. / под ред. Л. В. Анжигановой. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова.

Bibliography

1. Yakovlev, E. K. Etnograficheskij obzor inorodcheskogo naseleniya doliny yuzhnogo Eniseya i ob'yasnitel'nyj katalog et-nograficheskogo otdela muzeya. - Minusinsk, 1900.

2. Basilov, V. N. Shamanstvo u narodov Srednej Azii i Kazahstana. - M.: Nauka, 1992.

3. Lichnyj arhiv avtora. Rukopis'. L. 4.

4. Potapov, L. P. K voprosu o drevnetyurkskoj osnove i datirovke altajskogo shamanstva // Etnografiya narodov Altaya i Zapadnoj Sibiri. - Novosibirsk, 1978.

5. Basilov, V. N. Shamanstvo u narodov Srednej Azii i Kazahstana. - M.: Nauka, 1992.

6. Gerasimov, O. M. Narodnyj tanec i ego scenicheskaya zhizn' // Gerasimov, O. M. Muzyka i tanec: voprosy vzaimodejstviya: sb.

st. - Majkop, 2004.

7. Butanaev, V. Ya. Tradicionnyj shamanizm Hongoraya. - Abakan: Izd-vo HGU im. N. F. Katanova, 2006.

8. Kal'vajt, H. Shamany, celiteli, znahari. Drevnejshie ucheniya, darovannye samoj zhizn'yu / per. s nem. M. V. Il'yushi-noj. - M.:

Sovershenstvo, 1998.

9. Mongush, K. -- L. Magiya tuvinskih shamanov. Tyva hamnarny huvulary. Magic of Tuvinian shamans. - Kyzyl: Novosti Tuvy, 1993.

10. Lichnyj arhiv avtora. L. 7.

11. Lichnyj arhiv avtora. L. 2.

12. Basilov, V. N. Izbranniki duhov. - M.: Politizdat, 1984.

13. Basilov, V. N. Sredneaziatskoe shamanstvo // IX Mezhdunarodnyj kongress antropologicheskih i etnograficheskih na-uk: sb. st. - Chikago, 1972.

14. Deleg, A. Ch Psihicheskie osobennosti tradicionnyh tuvinskih igr i sostyazanij // Nauch. tr. Tyvinskogo gosudarstvennogo universiteta. - Kyzyl: TyvGU, 2005. - Vyp. III. - Tom I.

15. Levinson, A. Mastera baleta: ocherki istorii i teorii tanca. - SPb., 1914.

16. Propp, V. Ya. Fol'klor i dejstvitel'nost'. - L., 1976.

17. Balet: еnciklopediya / gl. red. Yu. N. Grigorovich. - M.: Sov. еnciklopediya, 1981.

18. Romm, V. V. Tanec kak faktor еvolyucii chelovecheskoj kul'tury: dis. ... d-ra kul'turol. - Barnaul, 2006.

19. Anzhiganova, L. V. Shamanizm kak religiya // Religiya i obschestvo: materialy mezhvuz. nauch. konf., 16 noyabrya 2002 g. /

pod red. L. V. Anzhiganovoj. - Abakan: Izd-vo HGU im. N. F. Katanova.

Статья поступила в редакцию 17.05.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.