УДК 398:792(571.56)
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МИСТЕРИИ КАМЛАНИЯ ЯКУТСКОГО ШАМАНА «ИСПРАШИВАНИЕ КОННОГО СКОТА» (к изучению театрально-игровых элементов)
© П. Е. Заболоцкая
Арктический государственный институт искусств и культуры Россия, Республика Саха (Якутия), 677000 г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4.
Тел./факс: +7 (411-2) 34 44 60.
E-mail: zabpasha2008@gmail. com
Цель исследования - выявление театрально-игровых элементов в ритуально-обрядовых формах культуры якутов, которые представляют истоки фольклорного и национального (профессионального) театра. Предметом исследования является анализ пространственно-временной организации шаманской мистерии-камлания якутов на примере «Испрашивания конного скота», зафиксированной этнографом А. А. Поповым. Изучены театрально-игровые элементы, к которым относятся время и место проведения мистерии-камлания, сооружение ритуальной площадки, ее архитектоника (условное разделение на две части: место для мистерии-камлания и место для зрителей), установление ритуальных предметов, использование различных ритуальных атрибутов, утвари и пищи. Мистерия-камлание имеет композиционную структуру, состоящую из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и финала, последовательность действий, присущие и театральному представлению. Главным является «шаманская игра» - совершение действий от имени божества конного скота, ведение диалогов, исполнение песен в особой манере, ритуальных движений, звукоподражаний.
Проведение мистерии-камлания шамана можно отнести к истокам фольклорного театра якутов, а особую «шаманскую игру» - к одной из игровых форм в культуре народа.
Ключевые слова: фольклорный театр, композиция, архитектоника площадки, шаманская игра, образ, песня, движение, звукоподражания.
Шаманские мистерии-камлания являются одной из составляющих в широком комплексе ритуально-обрядовых форм культуры народа, связанные с древними религиозно-мифологическими представлениями и верованиями. Они устраиваются шаманом по просьбе отдельных семей, или группы (социума), которые проводятся в определенном пространстве (на открытой или закрытой площадке) в определенное время года (весенние, осенние) и суток (ранним утром, днем, вечером, ночью). Различают мистерии-камлания, состоящие из одного или более обрядов; с жертвоприношением божествам и духам или без жертвоприношений, с общей продолжительностью от одной ночи до 2-3 дней.
При организации и проведении шаманских мистерий-камланий нужно учесть взаимосвязь каждого ритуального сооружения, атрибута, предмета, имеющих свое функциональное назначение наряду с костюмом и исполнением шаманских песен, звукоподражаний, пляски, различных движений. Эти элементы не могут отдельно существовать, внутриструктурно они взаимосвязаны, например, шаманская пляска и удары в бубен, шаманская маска и исполнение песни, мифологический мир и шаманская игра и др. Если рассмотреть их отдельно, то может возникнуть поверхностное представление и даже ошибочное мнение.
Музыковед О. Э. Добжанская рассматривает шаманский обряд как синкретическое музыкально-драматическое обрядовое действие, в котором соединяются пение, стихи, театральное действие, танец, пантомима и др. с целью обеспечения контакта с миром духов [1]. Другой исследователь
П. Е. Слепцов, отметил, что шаманский ритуал напоминает театральную игру, где присутствует обыгрывание ситуаций импровизационного характера. Посредством эмоционального воздействия на присутствующих шаман заставлял их увидеть происходящее наглядно и сопереживать вместе с ним [2]. Известный исследователь шаманства народов Средней Азии и Казахстана В. Н. Басилов ввел понятие шаманской «игры в духов», суть которого заключается в том, что «духи-помощники шамана являлись к нему, и духи, «тронувшие» больного, придя на звуки бубна, вступали в игру» [3, с. 158-170] с шаманом.
Известный отечественный исследователь, теоретик первобытного театра А. Д. Авдеев, выявил эстетическую функцию мистерий-камланий якутского шамана, создающего образы духов и божеств в очень эмоциональной форме [4, с. 160-172]. В монографии «Фольклорный театр якутов» нами была изучена структура массовой и индивидуальной форм шаманских мистерий-камланий якутов, состоящие из различных элементов искусства (музыки, пения, пантомимы, танца и т. д.), проблемы перехода ряда магических функций в эстетические, рассмотрена специфика эмоционально-психологического состояния «турук», присущее шаманам [5].
Аналитический обзор. В данной статье предпринята попытка анализа мистерии-камлания якутского шамана «Испрашивание конного скота», проводимой в закрытой площадке - юрте-балагане. Текст был зафиксирован этнографом А. А. Поповым в 1922-1925 гг. в Вилюйском округе Якутии и
опубликован отдельной книгой в 2006 г. (2-е издание вышло в 2008 г.) [6].
В отечественной науке существуют разные подходы к изучению текстов мистерий-камланий:
1) сбор и фиксация мистерий-камланий или их имитаций, совершаемых шаманами, их помощниками или зафиксирование рассказов очевидцев;
2) подготовка к публикации текстов ранее существующих рукописей энтузиастов и исследователей мистерий-камланий, хранящиеся в фондах архивов научно-исследовательских центров, музеев; 3) анализ текстов мистерий-камланий (изучение структуры, композиции, поэтики и др.); 4) искусствоведческие исследования (изучение шаманских песен, игры на ритуальном инструменте бубне, танцевальных движений и пластики, театрально-игровых элементов и др.).
На наш взгляд, мистерию-камлание нужно рассмотреть как организованное действо, имеющее различные структурные элементы и их взаимосвязь, как и в театральном действии. К ним относятся - время и место действия (время года или суток, продолжительность, сооружение ритуальной площадки, условное разделение ее на несколько частей), установление ритуальных предметов, использование различных ритуальных атрибутов, утвари и пищи. Также облачение шамана в специальный костюм и разыгрывание действий от имени различных духов и божеств (ведение диалогов, исполнение «ролевых» песен, подражательных движений, пляска, воспроизведение различных звуков), сопровождающиеся ударами в бубен. В совершении ритуальных действий ему помогали молодые девушки и юноши, или «кутуруксут», человек, хорошо знающий все стороны мистерии-камлания.
У якутов мистерия-камлание передается термином «кыырыы», который происходит от производной формы «кыыр» со значениями: скакать, прыгать, делать беспорядочные прыжки; камлать, служить большую мистерию, ворожить, колдовать, заклинать; сильно стучать чем-либо, греметь [7, Т. 2, ст. 1404], т.е. дается объемное определение совершаемых шаманом различных действий.
Время и место проведения мистерии-камлания. Время проведения мистерии-камлания «Испрашивание конного скота» в тексте не указано, но, видимо, оно проводилось весной или летом в дневное время суток. У якутов в первой половине суток (утро/день) ритуально-обрядовое действо проводили «белые шаманы», а во второй (вечер/ночь) - «черные шаманы» [8-9]. Есть сведения, что обычно подготовка мистерии-камлания занимала 2-3 часа, а его проведение - ночь или две ночи [10, с. 167].
Местом действия мистерии-камлания «Ис-прашивание конного скота» является площадка между печкой и кроватями-«наарами», располо-
женными вдоль стен жилища, которая условно разделялась на две части.
В правой части от входа устанавливались три столба-коновязи, соединенные волосяной веревкой «ситии» с девятью пучками белых конских волос и девятью белыми лоскутками ткани. Наверху каждого столба привязывали короткие волосяные веревки - «недоуздки» для жеребят, а у подножия столбов ставили по два деревянных сосуда «чоро-она» и по одному турсучку «чабычах» с маслом.
На этой площадке располагались участники -шаман и его помощники (трое юношей и трое девушек), которые стояли лицом на восточную сторону, где, по представлениям якутов, проживают божества «айыы» (см. юго-восточное небо - место обитания божества конного скота ДьеИегей Тойона) [11, с. 19]. У якутов право обращаться к светлым верхним божествам «айыы» имели белые шаманы «айыы ойууна» и их сопровождающие молодые девушки и юноши [8, с. 157; 9, с. 54-64]. Присутствующие рассаживались напротив площадки, что условно обозначало Средний мир. Во время мистерии-камлания шаман, находясь в правой части площадки, произносил: «Как посмотрю отсюда, Средняя страна, оказывается, величиною со дно большого берестяного турсучка» [6, с. 123]. Каждый сегмент площадки имел присущее только ему содержание, а шаман как медиатор между всеми мирами мог перемещаться в любой ее части.
Целью мистерии-камлания является отправление шамана со своими помощниками, тремя юношами и тремя девушками, в Верхний мир - страну божества ДьеИегей Тойона, с просьбой дать конный скот.
Структура мистерии-камлания состоит из подготовки и, собственно, ее проведения. В большинстве случаев у якутов подготовка мистерии-камлания включала выход шамана на улицу для «вселения» в себя главного духа» [12], и подметание тыльной стороной руки пола юрты-балагана, которое обозначало «выметание мелких злых духов из жилища для того, чтобы они не спрятались в грязи и мусоре» [10, с. 177] и не могли препятствовать шаману.
Экспозицией мистерии-камлания является расположение шамана перед печкой-«камелек», в правую сторону от него садятся трое парней, а вле-вую - трое девушек. Действие мистерии-камлания «Испрашивание конного скота» начинается с обращения шамана к духу-хозяину огня и призывания духов-помощников, обитающих в Верхнем и Нижнем мирах в образе молодых людей и светлых шаманок. К духам Среднего мира относятся подоконный дух и духи угла, страны, земли, юрты, хлева. Их шаман просит стать «силой» и оказать помощь. Призыв духов-помощников шамана представляет своеобразную завязку в композиционной структуре мистерии-камлания. Их прибытие можно узнать из текста песни шамана, где он перечисляет всех по
именам и сообщает просьбу хозяев светлым верхним божествам дать конный скот разнообразной масти. Следует уточнить, что это сообщение предназначалось не только прибывшим духам, но и присутствующим, которые внимательно следили за разворачиванием действий мистерии-камлания.
Затем начиналось «путешествие» шамана в мир светлого божества - Грозного господина ДьеИегей Тойона, которое передавалось посредством исступленной пляски «эккирээн мехсуу» и различных манер исполнения песен, представляющее собой основное событие, через которые развивается действия мистерии-камлания. В тексте описывается, что путь в дальнюю страну не прост, сначала нужно найти начало дороги «аартык», ведущей в Верхний мир, затем проехать несколько мест с выступами, а также каменные горы «турук» [6, с. 120-121].
Кульминацией мистериального действа служит своеобразная «игра» шамана, где он ведет диалог от своего имени и от имени божества конного скота, которого сам и изображает. В тексте мистерии-камлания их встреча красочно передается следующим образом - «стоя подобно двум собирающимся драться жеребцам» [6, с. 123]. После долгих уговоров божество соглашается дать конный скот, что символически передается клубком шерсти, обозначающим благодать «иИэгэй».
Развязкой действий является «возвращение» шамана и его сопровождающих в мир людей, где присутствующие помогали ему пригнать лошадей выкриками: «Сат!Сат!» и «Хоруу!Хоруу!». Ведется диалог между шаманом и присутствующими о Среднем мире, откуда шаман отправлялся в путь-дорогу. Затем шаман передает хозяину клубок шерсти «иИэгэй», приносящий размножение лошадей, и разрешает присутствующим испить молочный напиток кымыс из сосудов.
В финале камлания шаман совершает действие -«кормление» духов-помощников, выплевывая «медные опилки» по сторонам, после которого выходит на улицу и отправляет всех духов по местам их обитания [6, с. 130].
Ритуальные атрибуты, посуда и утварь. В данной мистерии-камлании используются следующие ритуальные атрибуты: волосяная веревка «си-тии», сплетенная из белого и черного конского волоса, украшенная пучками белого конского волоса и белых лоскутков ткани, а также «недоуздки» для привязывания жеребят. Конский волос в традиционной культуре якутов символизирует само божество конного скота ДьеИегей Тойона. Веревка «си-тии» как священная веревка символизирует жертвоприношение [13, с. 141-142] и олицетворяет собой дорогу [14, с. 77-78] в Верхний мир - страну божеств. Недоуздки для привязывания жеребят на коновязи изображают отсутствие конного скота, что указывает на «недостачу ценности» [15, с. 55] в
жизни людей, которым может помочь только шаман, знающий способ ее устранения.
Общее количество используемой ритуальной посуды сосудов «чороонов» и турсучков «чабычах» всего девять (трижды три). Число три (ср. три столба-коновязи, три девушки, три юноши, три волосяных недоуздка) через семантический ряд три/верх/Небо передают организацию космического порядка. Это «символ абсолютного совершенства и любого динамического процесса, предполагающего возникновение, развитие и завершение» [16, Т. 1, с. 404]. Полагаем, что сосуды «чорооны» по своей округлой пластике символизируют женское начало (открытая полость), связанное с плодородием и изобилием.
Основной ритуальной пищей в мистерии-камлании «Испрашивание конного скота» являются масло и молочный напиток кымыс. В традиционной культуре якутов масло обозначает изобилие «илгэ» светло-желтого цвета, а кымыс представляет священный напиток божеств. Исследователь С. К. Колодезников отметил, что в обрядово-праздничном действе «ЬШыах» посредством священного напитка «шаман получал эмбрион плодородия от верховного божества и приобщал к нему всех участников ритуала» [17, с. 169]. С одной стороны, он обозначал функцию «я жертвую, угощаю, почитаю», а с другой, «пошли, излей в мой сосуд из своей благодати» [18, л. 28].
Шаманские движения и манера исполнения песен. Основное действие мистерии-камлания происходит возле среднего столба-коновязи, где шаман, стоя лицом на восток, совершает различные ритуальные действия. За ним по правую сторону становятся юноши, а по левую - девушки, которые повторяют каждое его движение и вторят пению. По мнению исследовательницы Е. Н. Романовой, в традиционной культуре якутов левая сторона, определяется как женская, менее почетная, а правая сторона как мужская, наиболее почетная [9, с. 98].
В опубликованном тексте на русском языке дается не очень точное описание движений шамана, которые передаются общими формулировками «скачет, ударяя в бубен», «трясет головой», «крича, шевелясь», «подскакивая на одной ноге», «устремляясь вперед». Для проведения более подробного анализа мистерии-камлания нами предпринята попытка изучения текста заклинаний и песен шамана на якутском языке.
Из монолога божества конного скота ДьеИегей Тойона становится известно, что шаман имеет возможность подниматься вверх, благодаря духу-помощнику <^ер» шаманки по имени «Булгу-дахтаах», которую он «впускает» в себя [6, с. 125]. Это шаманка имеет золотые крылья (см. «дабыдал» -верхняя часть крыла птицы) для возвышения на небо, т. е. она выступает в образе птицы. Поэтому шаман исполняет подражательные движения птицы -подскоки на одной ноге и взмахи рук-крыльев, пе-
редающиеся выражением «кетен куу^нуех» (букв. с шумом полететь вверх), обозначающее стремительно быстрое движение, где от сильного взмаха крыльев воспроизводится своеобразный звук.
Во многих мистериях-камланиях якутский шаман очень красиво исполнял танец птиц. По материалам искусствоведа А. Г. Лукиной, «сначала шаман вставал на правую ногу, а затем медленно сгибал левую, осторожно поднимая ее до щиколотки или до конца опорной ноги. Затем разводил руки в стороны, при этом направлял ладони вниз и изящно вытягивал шею вперед» [19, с. 80-81].
Изображение пути в Верхний мир в тексте передается выражением «хабыр-хабыр айаннаан» (букв. топот копыт) (ср. хабыр-хабыр сиэллэр -конь бежал рысцой, звонко цокая копытами) [20, ст. 472], передающий имитацию бега лошадей (ср. движение ног - притоптывание). При этом основные движения шаман совершает корпусом и головой, например, «ньохчойо кетен истэхпит» переводится как «полететь, согнув спину» (см. якут. «ньохчой» - пригнуть спину, втягивать голову в плечи) [7, т. 2, ст. 1732; 20, ст. 261] и «чолойо кетен» как «лететь, поднимая голову вверх» (см. якут. «чолой» - поднимать голову вверх, задирать голову) [7, т. 3, ст. 3637; 20, ст. 511]. То есть сначала шаман исполняет следующее движение: втягивает голову к плечам, где, видимо, голова опускается вниз, затем поднимает голову вверх и опускает плечи. Шаману необходимо добраться до назначенного места, поэтому он торопится (см. в тексте «дьабыдыйан» - букв. стремительно вперед), но при этом нужно проявить осторожность (см. в тексте «ере Yемэн» - букв. подкрадываясь), для того, чтобы без причины не привлечь внимание злых духов.
Прибыв в страну божества конного скота, шаман поворачивает голову к зрителям и приставив ладонь к глазам смотрит вдаль, показывая, что он находится далеко от мира людей, ведь Средний мир остался позади [6, с. 127].
Движения спуска шамана с Верхнего мира в мир людей передаются выражениями «таенары суруудуйан» и «дьалкыттан».
Из них первое выражение, состоящее из двух слов, определяет сложное понятие - быстро и с шумом спуститься в одном направлении, находясь в положении «задом наперед». В якутском языке слово «таенары» обозначает - вниз, наоборот (задом наперед), слово «суруудуйан» (от корня «сур» -шум, звук, возникающий при моментальном обвале, провале, скольжении, с силой проносящегося, пролетающего предмета) - быстрое движение в одном направлении (см. «сурулаа» - производить шум при быстром скольжении, прошуршать, просвистеть) [7, т. 2, ст. 2359, 2368; 20, ст. 344, 374]. Второе слово «дьалкыттан» обозначает понятие -передвигаться, раскачиваясь из стороны в сторону
(см. дьалкыт - расплескивать, плескать, колыхать) [7, т. 1, ст. 779; 20, ст. 125-126].
Интересным движением шамана в этой мистерии-камлании является «тряска головы» и воспроизведение звуков «Ба!Ба!Ба!», которые обозначают действие «впуска» и «выпуска» духов из «тела» шамана.
Рассмотрим манеру исполнения шаманских песен, которые в тексте передаются словами «ор-дооттоон», «онолуйан», «кутуруу» и выражением «туойан тойулаан». Отдельно выделяем воспроизведение шаманом звукоподражания голосам птиц «кYPYЛYЙэн» (см. «кYPYлээ» - шипеть, производить сильный бурлящий шум, клокотать). На наш взгляд, в мистерии-камлании шаман воспроизводил эти звуки при полете в Верхний мир, совершая движения взмаха крыльев.
В якутском языке термин «ордооттоон» обозначает тембр голоса (густой, низкий голос) и его силу (см. якут. «ордооттоон ыллаа» - петь очень громко) [7, т. 2, ст. 1864; 20, ст. 336], т.е. шаман при исполнении песни использовал низкий регистр и пел громко.
Особая манера исполнения шаманом т. н. «жалобной песни» передается термином «онолуйан» (букв. «вопить или изливать горе, чтобы пожалели») [7, т. 2, ст. 1842; 20, ст. 273]. Отметим, что особая манера исполнения песен якутскими шаманами применялась с целью воздействия на духа или божества, чтобы вызвать чувство сострадания (ср. «ойуун кэп суорун тойуга» - песню-исповедь шамана). Существует и особый способ исполнения шаманских песен «кутуруу», который, по мнению исследователя шаманизма Г. В. Ксенофонтова, исполнялся в состоянии «одержимости» [12, с. 106-107], т.е. песни пел не шаман, а дух, вселившийся в него (ср. песня-плач духа). Это обстоятельство позволяет говорить о «ролевых» особенностях исполнения шаманских песен, имеющих «драматический» характер.
Выражение «туойан тойулаан» (см. якут. «ту-ой» - воспевать, восхвалять, величать) передает исполнение шаманом песни-восхваления божества конного скота ДьеИегей Тойона с целью его умилостивления.
Из изложенного видно, что во время мистерии-камлания шаман исполнял подражательные движения, использовал различные манеры пения, воспроизводил звуки для того, чтобы разыграть действие «полета» в Верхний мир и встречи с божеством конного скота ДьеИегей Тойона перед присутствующими.
Образ Дьвквгвй Тойона. По мифологическим представлениям якутов, божество конного скота ДьеИегей Тойона обитает на северо-восточной стороне неба в шестиугольном бревенчатом доме, обшитым снаружи белой конской шкурой [21, с. 10]. В тексте его образ передается эпитетами «уорда-ах», имеет грозный вид, и «улуу» - великий госпо-
дин, имеет звонкий (суровый) голос и произносящий веские слова [6, с. 125].
Образ божества конного скота ДьеИегей Тойона, которого впускает в себя шаман во время мистерии-камлания, по представлениям якутов, имеет зооморфный вид. Он изображается на белом облаке в виде бело-молочного жеребца со звонким ржанием [22, ч. 2, с. 255]. В текстах благословений «ал-гыса», посвященных божеству конного скота, приводится описание его внешнего вида:
С большими оттопыренными ушами, С живыми искрящими глазами...
С крапчатыми губами, С шелковистой длинной гривой, С развевающимися, подобно следу от лодки, хвостом...
[23, с. 305-309].
Основной функцией божества является дарование плодородия скота, жизненное начало, свет, счастье, покровительство певцов [9, с. 32]. В его делах помогают погонщик лошадей Плеяда и пастух Месяц.
В мистерии-камлании «Испрашивании конного скота» шаман от своего имени и от имени божества ведет диалог, выстраивая хитрые взаимоотношения. Божество предупреждает о злой участи, навлекаемой шаманом, и спрашивает, насколько искренни его мысли, если шаман врет и обманывает, то он расправится с шаманом и «быстро проломит ему голову» [6, с. 125]. В ответ шаман просит, чтобы у «великого господина» смягчилось сердце, чтобы он прислушался к его мольбам и помог пригнать 27 лошадей в Средний мир. Затем объясняет, что в знак глубокого уважения к великому божеству люди поставили три столба-коновязи, наполнили сосуды «чорооны» со священным напитком кы-мыс, выставили посуду в ряд и т. д.
Из текста диалога между шаманом и божеством видно эмоциональное поведение божества: изумление тому, что шаман так быстро примчался к нему; и сомнение - дать шаману лошадей или нет. Но божество, внимательно прислушиваясь просьбе шамана, решается дать лошадей, но только за особое вознаграждение.
Вывод. На ритуальной площадке создается условная мифологическая модель Верхнего и Среднего миров якутской космогонии, но не обозначается время проведения мистерии-камлания. Выбор центра, а также восточного и западного направлений на площадке соотносится с вертикальной и горизонтальной организацией структуры мира. Участники располагаются на западной части площадки, обозначающей Средний мир; в центре, который представляет границу между реальным и ирреальным мирами, находятся шаман, юноши и девушки; в восточной стороне, обозначающей Верхний мир, проживает божество конного скота. Во время мистерии-камлания шаман и молодые люди, совершая различные действия, перемещаются из центра в Верхний мир.
При возвышении в Верхний мир шаман встречает различные перипетии на остановках, которые называются «олохами» [10, с. 178]. В мифологии якутов небо имело девять таких остановок [9, с. 131]. В опубликованном тексте описание остановок не дано, хотя приводятся такие слова шамана: «. прибыли, на девяти местах остановок просиживая...» или «прошло девять остановок.» [6, с. 122-123]. Шаман настойчиво просит находящихся на этих остановках божеств или его помощников о том, чтобы они пропустили его дальше до назначенного места.
Композиция мистерии-камлания и его структурных элементов близки к развитию действия «драматического» характера. Здесь шаману важно разыгрывание ситуации перед присутствующими, для чего он использует все свои возможности -изящность пластики, ритмичную пляску, пение, воспроизведение различных звуков, складно сложенную речь, ведение диалогов и т.д.
Шаман представляет образ божества конного скота ДьеИегей Тойона суровым, выражающим чувства гнева, изумления, сомнения и угрозы, которые, на наш взгляд, можно отнести к своеобразной «шаманской игре» (ср. «игра в духов», по В. Н. Басилову) с логично и последовательно выстроенной линией развития действий.
Основными движениями шамана в мистерии-камлании являются подражательные, танец птиц и лошади, и движения, изображающие полет в Верхний мир. Отмечаем исполнение шаманом различных песен - песню-восхваление; песню, поющуюся от имени вселившегося духа «кутуруу»; «жалобную» песню, также воспроизведение звукоподражаний голосам птиц. В целом они характеризуют действия, в которых словесно-музыкальный текст является основным средством создания образа божества [5].
В тексте анализируемой мистерии-камлании приводится, что шаман ударяет в бубен, хотя не дается описание игры в бубен. Отсутствует и облачение шамана в специальный костюм.
При ведении диалога между шаманом и божеством ДьеИегей Тойона, которого изображает сам шаман, раскрываются значения поступка и речи обоих действующих лиц, присутствие мотива и изменение отношений (ср. божество сомневается в искренности слов шамана и угрожает).
Предпринятый анализ пространственно-временной организации мистерии-камлании якутского шамана «Испрашивание конного скота», показал:
• четкую композиционную структуру с последовательным развитием действий, присущих театральному действию;
• архитектоника ритуальной площадки условно разделяется на две части: место для проведения мистерии-камлания и место для зрителей, как и в театре (сцена и зрительный зал);
• установление ритуальных сооружений и предметов на площадке изображают место проведения мистерии-камлания, как и декорации в театре;
• совершение действий от имени божества конного скота («шаманская игра»), ведение диалогов, исполнение песен в особой манере, ритуальных движений, звукоподражаний представляет собой создание образа, как и в театре.
Проведение мистерии-камлания шамана можно отнести к истокам национального театра якутов (см. происхождение театра из обрядов и мистерий), а особую «шаманскую игру» к одной из игровых форм в культуре народа.
Примечания
1. Кутуруксут - помощник шамана, который хорошо знает шаманский мифологический мир, структуру и содержание мистерии-камлания, мотивы шаманских песен и движений, владеет игрой на бубне и по просьбе шамана может совершать ритуальные действия. У каждого шамана был свой помощник.
2. Ситии - ритуальная волосяная веревка, сплетенная из конского волоса «кыл» белого и черного цветов. Основными функциями являются охранительная и защитная. Имеет разную длину (3, 7, 12 м и т.д.).
3. Чороон - ритуальный сосуд для распития молочного напитка кымыс, имеет шейку, тулово (округлое, эллипсоидальное или шарообразное) и конусовидную ножку-поддон (одну или три). На тулово чоорона наносятся различные формы орнаментов (шнуровидные, треугольные, сетевые и т.д.).
4. Чабычах - маленькая берестяная посуда для хранения молочных продуктов.
5. Айыы - (от корня «ай» - творить) общее название пантеона светлых божеств Верхнего мира, дарующих людям плодородие, счастье, благополучие, удачу в охоте и промысле, приплод скота, души детей и т.д.
6. ДьеЬегей Тойон - божество конного скота, по представлениям якутов проживающее на третьем ярусе неба. Имеет зооморфный вид, дарует людям души-«кут» жеребят.
7. Айыы ойууна - (букв. шаман светлых божеств) в этнографической литературе за ним утвердилось понятие «белого шамана», который проводит обряды, посвященные божествам «айыы» Верхнего мира и добрым духам «иччи» Среднего мира. Имеет плащ из обработанной шкуры белой лошади, круглый бубен и колотушку, поет обрядовые песни с извлечением фальцетных призвуков «кылыЬах».
8. ИЬэгэй - в мифологии якутов обозначает клубок шерсти, символизирующий благодать и богатство.
9. Илгэ - благодать светло-желтого цвета. На празднике Нового года ЫЬыах верховные божества, спускают благодать в молочный напиток кымыс, тем самым освящают его. Испив кымыс люди укрепляют свое здоровье, притягивают плодородие и изобилие, им сопутствует удача и благополучие на весь предстоящий год.
10. ЫЬыах - (от корня «ыс» - брызгать, кропить) праздник Нового года, проводимый в день летнего солнцестояния. Структура праздника: произнесение благословения «алгыс» (кропление-угощение напитком «кымыс» верхних божеств и духов, прошение плодородия, счастья и благополучия), церемония кумысопития, исполнение кругового танца «оЬуохай», проведение различных состязательных игр.
11. Уер - душа умершего человека не нашедшая успокоения и причиняющая людям болезни и несчастье. По представлениям якутов, она блуждает в Среднем мире и «плачет», только шаманы могли поймать эту душу и поместить в специальную берестяную посуду небольшой
формы. Относили в лес и прятали на дереве, чтобы никто не увидел и не нашел.
12. Алгыс - ритуал кропления жертвенным молочным напитком кымыс священного огня, сопровождающийся гимнами-восхвалениями божеств и духов с целью прошения благополучия, защиты и покровительства. Исполняется в речевой, речитативной и песенной формах. В культуре якутов большим почетом и уважением пользуются «алгысчыты» - исполнители-профессионалы алгысов.
13. Олох - пути-остановки во время «путешествия» шамана в ирреальном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добжанская О. Э. Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда: автореф. дис. ... д-ра иск. М., 2008. 61 с.
2. Слепцов Е. П. Якутский шаманизм в контексте архаичных символических систем: мифология и ритуал: дис. ... канд. ист. н. Якутск, 2009. С. 208.
3. Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992. 328 с.
4. Авдеев А. Д. Происхождение театра. М.: Искусство, 1959. 265 с.
5. Заболоцкая П. Е. Фольклорный театр якутов. Опыт исто-рико-театроведческого исследования. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2009. 135 с.
6. Попов А. А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа: 2-е изд. / Сост. Р. И. Бравина. Новосибирск: Наука, 2008. С. 464.
7. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: в 3-х томах. 2-е изд. М.;Л.: изд-во АН СССР, 1958-1959. 500 с.
8. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в начале Х1Х-ХХ вв. Новосибирск: Наука, 1975. 199 с.
9. Романова Е. Н. Якутский праздник ысыах: истоки и представления. Новосибирск, 1994. С. 160.
10. Виташевский Н. А. Из наблюдений над шаманскими действиями // Сб. МАЭ. Петроград, 1918. Т. 5. Вып. 1. С. 167-172.
11. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Якут. книжное изд-во, 1979. 484 с.
12. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: Избранные труды (публикации 1928-1929 гг.). Якутск: Север-Юг, 1992. 315 с.
13. Стручкова Н. А. Формирование кинетического компонента в ритуальной практике: На примере генезиса якутского кругового хороводного танца осуохай / Под ред. А. И. Гоголев. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 234 с.
14. Романова Е. Н. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной (Судьба в контексте мифоритуальных традиций якутов). М.: Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии РАН, 1997. 200 с.
15. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М.: Наука, 1984. 304 с.
16. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1987. 2-ое изд. Т. 1.С. 672.
17. Колодезников С. К. Живое и неживое в традиционном мировоззрении якутов // Культура народов Сибири / Материалы III Сибирских чтений / Под. ред. Е. Г. Федоровой. СПб. Олимп, 1997. С. 169-174.
18. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 12а. Г. В. Ксено-фонтов. Праздник Ысыах у якутов.
19. Лукина А. Г. Традиционная танцевальная культура якутов Новосибирск: Наука, 1998. С. 175.
20. Якутско-русский словарь / Под ред. П. А. Слепцова. М.: Совет. энцикл., 1972. 606 с.
21. Гоголев А. И. Мифологический мир якутов. Божества и духи-покровители. Якутск: изд-во ЦКиИ им. А. Е. Кула-ковского, 1994. 30 с.
22. Исторические предания и рассказы якутов. В 2-х частях / Под ред. А. А. Попова. М.;Л.: изд-во АН СССР, 1960. Ч. 2. 160 с.
23. Обрядовая поэзия (саха) якутов / Сост. Н. А. Алексеев, П. Е. Ефремов, В. В. Илларионов. Новосибирск: Наука, 2003. С. 512.
Поступила в редакцию 09.01.2014 г.
SPATIAL-TEMPORARY ORGANIZATION OF MYSTERY PLAY OF YAKUT SHAMAN RITE "PRAY FOR HORSES" (STUDY OF THEATRE-PLAY ELEMENTS)
© P. E. Zabolotskaya
Аrctic State Institute of Art and Culture 4 Ordgonikidze St., 677000 Yakutsk, Sakha Republic (Yakutia), Russian Federation.
Phone: +7 (4112) 34 44 60. E-mail: zabpasha2008@gmail. com
The purpose of study is to reveal theatre-play elements in ritual forms of culture of the Yakuts that are the source for folklore and national (professional) theatre. A subject of research is the analysis of spatial-temporary organization of the of mystery play of yakut shaman on an example of the rite "Pray for Horses" fixed by the ethnographer A. A. Popov. Following theatre-play elements are investigated: time and place of action; structure of a ritual playground, divided in two parts, one for performing a rite, another for audience, placement of rituals objects, use of various ritual attributes, utensils and food. A mystery play has composite structure consisting of an exposition, rising of action, climax, falling of action and ending, sequence of actions inherent to theater play. The most significant is shaman play □ fulfilment of actions on behalf of various spirits-patrons and deities, performing songs in the special manner, ritual movements, sound imitation. The analysis of spatial-temporary organization of mystery play of yakut shaman rite "Pray for Horses" has shown:
- precise composite structure with a sequence and development of actions inherent to theater play;
- architectonics of ritual playground divided into two parts: one for performing a rite, another for audience, as well as at theatre (stage and auditorium);
- ritual constructions on a playground and some ritual objects serve to represent a place of a mystery play as a scenery at theatre;
- creation of image of a deity of horse cattle and fulfilment of actions from his name ("shaman play"), performing of songs in the special manner, movements, imitation of sounds is similar to theatre play.
Performing of mystery play by shaman can be related to sources of folklore theatre of the Yakuts (see origin of theatre from rituals and mystery plays), and special "shaman playing" to one of the play forms in the culture of the Yakuts people.
Keywords: folklore theatre, composition, playground architectonics, shaman play, image, song, movement, sound imitation.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Dobzhanskaya O. E. Shamanskaya muzyka samodiiskikh narodov v sinkreticheskom edinstve obryada: avtoref. dis. ... d-ra isk. M., 2008.
2. Sleptsov E. P. Yakut-skii shamanizm v kontekste arkha-ichnykh simvolicheskikh sistem: mifologiya i ritual: dis. ...kand. ist. n. Yakut-sk, 2009.
3. Basilov V. N. Shamanstvo u narodov Srednei Azii i Kazakhstana [Shamanism among the Peoples of Central Asia and Kazakhstan]. Moscow: Nauka, 1992.
4. Avdeev A. D. Proiskhozhdenie teatra [The Origin of Theatre]. Moscow: Iskusstvo, 1959.
5. Zabolotskaya P. E. Fol'klornyi teatr yakutov. Opyt istoriko-teatrovedcheskogo issledovaniya [Folk Theatre of the Yakuts. The Experience of Historical and Theatre Studies]. Ulan-Ude: IPK VSGAKI, 2009.
6. Popov A. A. Kamlaniya shamanov byvshego Vilyuiskogo okruga: 2-e izd. / Sost. R. I. Bravina. Novosibirsk: Nauka, 2008. Pp. 464.
7. Pekarskii E. K. Slovar' yakut-skogo yazyka: v 3-kh tomakh [Dictionary ofthe Yakut Language: in 3 Volumes]. M..: izd-vo AN SSSPp, 1958-1959.
8. Alekseev N. A. Traditsionnye religioznye verovaniya yakutov v nachale XIX-XX vv. [Traditional Religious Beliefs of the Yakuts in the Beginning of 19th-20th Centuries]. Novosibirsk: Nauka, 1975.
9. Romanova E. N. Yakut-skii prazdnik ysyakh: istoki i predstavleniya [Yakut Holiday Ysyakh: Origins and Views]. Novosibirsk, 1994.
10. Vitashevskii N. A. Iz nablyudenii nad shamanskimi deistviyami [From Observations on Shaman Actions]. Sb. MAE. Petrograd, 1918. Vol. 5. No. 1. Pp. 167-172.
11. Kulakovskii A. E. Nauchnye trudy [Scientific Works]. Yakutsk: Yakut. knizh-noe izd-vo, 1979.
12. Ksenofontov G. V. Shamanizm: Izbrannye trudy (publikatsii 1928-1929 gg.) [Shamanism: Selected Works (Publications 1928-1929)]. Yakutsk: Sever-Yug, 1992.
13. Struchkova N. A. Formirovanie kineticheskogo komponenta v ritual'noi praktike: Na primere genezisa yakut-skogo krugovogo khoro-vodnogo tantsa osuokhai [Creation of Kinetic Component in Ritual Practice: on the Example of the Genesis of the Yakut Circle Dance Osuokhai]. Ed. A. I. Gogolev. Saint Petersburg: izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2005.
14. Romanova E. N. Lyudi solnechnykh luchei s povod'yami za spinoi (Sud'ba v kontekste miforitual'nykh traditsii yakutov) [People of sun Rays with a Reins behind Their Backs (Fate in the Context of Mythos-Ritual Traditions of the Yakuts)]. Moscow: Koordinatsionno-metodicheskii tsentr Instituta etnologii i antropologii RAN, 1997.
15. Novik E. S. Obryad i fol'klor v sibirskom shamanizme. Opyt sopostavleniya struktur [Rite and Folklore in Siberian Shamanism. Experience of Structure Comparison]. Moscow: Nauka, 1984.
16. Mify narodov mira [Myths of the Peoples of the World]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1987. 2-oe izd. Vol. 1. P. 672.
17. Kolodeznikov S. K. Kul'tura narodov Sibiri / Materialy III Sibirskikh chtenii. Ed. E. G. Fedorovoi. SPb. Olimp, 1997. Pp. 169-174.
18. Arkhiv YaNTs SO RAN. F. 4. Op. 1. Ed. khr. 12a. G. V. Ksenofontov. Prazdnik Ysyakh u yakutov.
19. Lukina A. G. Traditsionnaya tantseval'naya kul'tura yakutov [Traditional Dance Culture of the Yakuts]. Novosibirsk: Nauka, 1998.
20. Yakut-sko-russkii slovar' [Yakut-Russian Dictionary]. Ed. P. A. Sleptsova. Moscow: Sovet. entsikl., 1972.
21. Gogolev A. I. Mifologicheskii mir yakutov. Bozhestva i dukhi-pokroviteli [Mythological World of the Yakuts. Deities and Guardian Spirits]. Yakutsk: izd-vo TsKiI im. A. E. Kulakovskogo, 1994.
22. Istoricheskie predaniya i rasskazy yakutov. V 2-kh chastyakh [Historical Legends and Stories of the Yakuts. In 2 Parts]. Ed. A. A. Po-pova. M.: izd-vo AN SSSPp. 1960. Ch. 2.
23. Obryadovaya poeziya (sakha) yakutov [Ritual Poetry (Sakha) of the Yakuts]. Comp. N. A. Alekseev, P. E. Efremov, V. V. Illarionov. Novosibirsk: Nauka, 2003.
Received 09.01.2014.