МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ШАЛОМ, АФРИКА! МЯГКАЯ СИЛА ИЗРАИЛЯ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ
О 2023 А.А. Семенова
СЕМЕНОВА Анна Алексеевна, магистрант факультета международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации, младший научный сотрудник Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье очерчены общие контуры стратегии Израиля на африканском континенте, дана характеристика ключевым целями и средствам распространения израильского влияние в регионе. Особый акцент делается на анализе деятельности израильского Агентства по международному сотрудничеству в целях развития, которое с момента своего основания вскоре после провозглашения государства Израиль стало основным проводником мягкой силы Израиля в Африке.
Ключевые слова: Израиль, еврейская диаспора в Африке, мягкая сила, африканская политика, Агентство по международному сотрудничеству в целях развития (МАШАВ)
DOI: 10.31132/2412-5717-2023-62-1-52-63
В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
Лао-цзы
Кто не в состоянии быстро воспринимать чужой передовой опыт, тот проигрывает в историческом соревновании.
В.Г. Кликов
ВВЕДЕНИЕ
«Израиль возвращается в Африку!» - под таким девизом в Париже 31 мая 2022 г. прошла конференция, посвященная будущему африкано-израильских отношений [1]. И хотя со схожими лозунгами в разные годы не раз выступали первые лица Израиля, проведение подобного мероприятия в текущей геополитической ситуации является четким сигналом той важности, которую придает израильское руководство африканскому вектору своей внешней политики.
В мероприятии, организованном в посольстве Израиля во Франции, наряду с официальными лицами принимающей стороны во главе с министром иностранных дел Яи-ром Лапидом1, приняли участие журналисты, дипломаты, предприниматели и деятели
1 1 июля 2022 он занял пост премьер-министра Израиля.
культуры африканских стран, среди который представители даже тех государств, которые официально не поддерживают дипотношений с Израилем - Мали, Сомалиленд. Они собрались, чтобы обсудить будущее израильского сотрудничества с африканскими странами с акцентом на тот факт, что Израилю, сумевшему в последние десятилетия достичь значительных успехов по многим направлениям, есть что предложить африканцам. И это действительно так.
Африка сегодня - место столкновения интересов множества держав, как глобальных, так и региональных. Все они преследуют свои цели, прибегая для этого к различным методам. Один из таких методов, вошедших в международный дискурс в 1990-е гг. с подачи американского политолога Джозефа Ная, применявшийся на деле в политической практике задолго до этого, - «мягкая сила». Сущностно игра антонимов по замыслу автора предполагала способность добиваться желаемых результатов не через принуждение или подкуп, а на основе симпатии [2]. Речь идет о проведении политики за счет «власти информации и образов», т.е. нематериального, вербального воздействия, использования гибких подходов для достижения политических целей.
Со временем арсенал инструментов, воспринимающихся в качестве элементов мягкой силы, пополнялся. В итоге, многие державы осознали необходимость разработки национальных стратегий для продвижения на международной арене своей мягкой силы и создали для этого специализированные подразделения, которые, как привило, являются структурными подразделениями Министерств иностранных дел. Наиболее известными национальными институтами продвижения мягкой силы являются Институт Конфуция (Китай), Институт Гёте (ФРГ), Агентство США по международному развитию {и8АЮ), Британский совет (Великобритания), Альянс Франсез (Франция), Институт Сервантеса (Испания), Институт им. Юнуса Эмре (Турция). Изучение опыта различных стран, реализующих стратегии мягкой силы на таком важном в геополитическом и экономическом плане континенте, как Африка, является необходимым элементом процесса совершенствования собственной российской стратегии.
ЦЕЛИ ИЗРАИЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ В АФРИКЕ
Прежде всего, нужно определить базовые стимулы, обуславливающие стремление Израиля к укреплению своих позиций в Африке. Первый по значимости заключается в необходимости повышения статуса еврейского государства на международной арене, создания благоприятного имиджа страны и придания легитимности часто критикуемой политике Израиля в отношении палестинцев.
Африка - зона стратегических интересов Израиля также и потому, что здесь проходит граница арабского и мусульманского мира. Именно поэтому наибольшее внимание при реализации внешней политики на Африканском континенте руководство Израиля традиционно уделяло странам, «опоясывающим» явно или латентно враждебные ему арабские страны Северной Африки.
Торгово-экономические интересы Израиля в Африке носят второстепенный характер. На это указывают стабильно низкие показатели взаимного товарооборота. На африканские страны приходится около 1% внешней торговли Израиля (см. табл. 1). Для Израиля устойчивые взаимоотношения с африканцами в разрезе экономики - это в первую очередь гарантия бесперебойной работы логистических цепочек, которые связывают его с основными торговыми партнерами в Азии - Китаем, Индией и Южной Кореей.
Деятельность Израиля в Африке, наряду с прагматическими соображениями, имеет и идеологические основы [3]. Ими стал тезис о «единстве извечно угнетаемых наро-
дов». Еврейский народ, подобно многочисленным народам Африки, на протяжении всей истории своего существования страдал от притеснений, а то и геноцида со стороны представителей доминирующих держав. Не говоря уже о том, что сама территория государства Израиль перестала быть частью подмандатной Великобритании Палестины лишь на десятилетие раньше выхода большинства стран Африки из колониальной зависимости. Произошедшее при Голде Меир сближение Израиля с черной Африкой не было только политическим шагом. Первая израильская женщина-премьер симпатизировала африканцам, считая, что они, как жертвы империалистической эксплуатации и расовой дискриминации, являются для евреев братьями по несчастью: ведь евреи - единственный белый народ, подвергшийся расовой дискриминации. Сделавшая выход в Африку своим ключевым приоритетом на посту Министра иностранных дел, она заявляла, что подобно тому, как африканцы «сбросили с себя иностранное правление, так и нам пришлось научиться возвращать себе свою землю...» [4]. Будучи министром иностранных дел (1956-1966 гг.), Голда Меир успела создать систему помощи африканским странам, в первую очередь, в деле образования и земледелия.
Таблица 1. Товарооборот Израиля с Африкой
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.*
Товарооборот Израиля со странами Африки (млн долл. США) 1 125,8 1 116,5 1 081,8 882,9 1 044,4 891,1
Совокупный товарооборот Израиля (млн долл. США) 108 862,6 117 576,7 135 193 130 702,3 117 832,5 122 926,9
Доля Африки в совокупном товарообороте Израиля (%) 1,0 1,0 0,8 0,7 0,9 0,7
* Данные за первые 9 месяцев 2022 г.
Источник: составлено автором на основе данных Центрального бюро статистики Израиля https ://www .cbs .gov.il/he/publications/doclib/2022/yarhon 1022/h 10 .pdf
Вопрос поддержания связей с еврейской диаспорой в Африке является второстепенным, поскольку здесь проживает сравнительно небольшая еврейская община - всего 72 тыс. человек, что составляет около 0,5% всего мирового еврейства. При этом в странах Северной Африки, главным образом в Марокко, проживает 3,3 тыс. человек, а в Африке южнее Сахары - 67,5 тыс. По странам еврейское население распределено неравномерно: 94% всех «африканских» евреев (67,5 тыс.) проживает не в Эфиопии, как можно было бы предположить, а в ЮАР, где в период с 1980 по 2019 гг. численность еврейского населения сократилась на 37,5% [5].
В тоже время официальные лица Израиля не забывают подчеркивать, что тысячи выходцев с Африканского континента, евреев из Марокко и Алжира, Туниса и Ливии, Египта, Эфиопии и ЮАР сегодня обрели новый дом на Святой земле, а Израиль имел бы совершенно иной облик, если бы не тот культурный багаж, который принесли выходцы из Африки в общую культурную канву Израиля, где высоко ценят вложение репатриированных африканцев в развитие науки, бизнеса и политической жизни страны [4].
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ АФРИКАНО-ИЗРАИЛЬСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Фундамент партнерских взаимоотношений африканских стран и Израиля был заложен отцами-основателями еврейского государства. Первый премьер-министр Давид Бен-Гурион провозгласил, что «принципы взаимопомощи и равенства должны составить основу международных отношений. Эти принципы основываются на солидарности всех людей, проистекающей из братства и взаимопомощи во всех сферах жизни -экономической, социальной и научной» [6].
В 1950-1960-е гг. Израиль присоединился к волне признаний молодых африканских государств. В 1956 г. были установлены дипломатические отношения с Ганой, в 1959 г. открыто посольство в столице Гвинеи - Конакри, в период 1960-1961 гг. установлены официальные отношения с Демократической Республикой Конго (Заир), Мали, Сьерра-Леоне, Мадагаскаром и Нигерией. К началу 1963 г. число израильских посольств в Африке достигло 22, а к 1972 г. их насчитывалось уже 32.
«Золотой век» африкано-израильских отношений пришелся на 1960-е гг. вплоть до Войны Судного дня 1973 г., после которой произошел разрыв дипломатических отношений большинства африканских стран с Израилем. Полноценные отношения в этот период поддерживались лишь с Малави, Лесото и Свазилендом, контакты через представителей иностранных дипмиссий сохранялись еще с рядом государств.
Премьер-министр Кении Джомо Кенната обращается с речью к присутствующим на церемонии заложении первого камня в здание посольства Израиля в Нагфоби,
справа Голда Меир, 1963 г.
Большинство же стран континента строго соблюдало резолюцию Организации африканского единства, инициированную Египтом после событий 1973 г. и призывающую к полному разрыву отношений с «государством-агрессором» [7]. Попытки восстановления официальных связей активно предпринимались израильской дипломатией в 1980-е гг. [8], но реальные сдвиги в этом направлении произошли лишь после подписания в 1993 г. Соглашений Осло .
2 Соглашения Осло - пакет документов, подписанный представителями Израиля и Организации освобождения Палестины в 1993-1995 гг. по итогам тайных переговоров в Осло. Достигнутые договоренности не предусматривали окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта, а устанавливали пя-
С конца 1993 г. после длительного периода заморозки официальных связей началось долгожданное потепление. К 1995 г. дипломатические отношения были восстановлены или установлены впервые с 17 странами, к концу 1990-х гг. количество таких африканских стран достигло 40, что превысило число, которого удалось достичь в «золотое десятилетие» африкано-израильских отношений, выпавшее на 1960-е.
Волна активизации сотрудничества продолжилась и в 2000-е гг. В сентябре 2009 г. Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман посетил Эфиопию, Кению, Гану, Нигерию и Уганду. В рамках встреч с африканскими лидерами был подписан ряд важных соглашений о политическом и экономическом сотрудничестве, а также о сотрудничестве в целях развития.
На сегодняшний день посольства Израиля функционируют в двенадцати африканских странах: Анголе, Гане, Египте, Камеруне, Кении, Кот-д'Ивуаре, Нигерии, Руанде, Сенегале, Эритрее, Эфиопии и ЮАР.
МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗРАИЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ В АФРИКЕ
К магистральным направлениям израильской политики в Африке относятся те сферы, в которых Израиль достиг заметных успехов, в частности, сельское хозяйство, управление водными ресурсами, здравоохранение, подготовка кадров, высокие технологии и инновации [9]. Особое место в африкано-израильском связях занимают гуманитарное, военное и военно-техническое сотрудничество, а также появившаяся на повестке в свете пандемии СОУЮ-19 «вакцинная дипломатия».
Главным проводником мягкой силы Израиля в Африке является Агентство по международному сотрудничеству в целях развития, известное как МАТТТАВ. Агентство было создано в 1958 г. по инициативе одной из наиболее влиятельных политических фигур Израиля, занимавшей в разные годы самые ответственные посты в молодом государстве, - Голды Меир. В этом же году она отправилась с визитом в Африку.
Руководство страны понимало стратегическое значение формирования дружественной коалиции на Африканском континенте, поэтому уже в 1952 г., спустя всего 4 года после провозглашения независимости, премьер-министр Израиля Давид Бен Гурион направил своих эмиссаров в Африку, что по заявлениям самих властей стало своего рода предтечей активной деятельности МАШАВа в последующие годы [10].
Из официальной информации Министерства иностранных дел Израиля следует, что приоритетными направлениями деятельности МАТТТАВ являются Эфиопия, Гана, Кения, Руанда, Уганда, Южный Судан и Сенегал - все они, за исключением Сенегала и Ганы, относятся к бассейну реки Нил. Первая причина повышенного интереса Израиля к странам бассейна Нила заключается в том, что здесь проходит граница Арабского и Мусульманского мира. Страны Африканского континента южнее Сахары исторически находились в орбите влияния крупных ближневосточных держав. Основной предпосылкой этой близости являлись тесные торговые связи, обусловленные территориальной близостью. Схожие климатические условия закладывали схожие основы общественного устройства, культуры и менталитета. Вдобавок так сложилось, что наиболее экономически развитые страны континента располагаются на севере континента. Они на протяжении многих столетий служили своеобразным связующим звеном между богатыми рынками Средиземноморья и африканскими народами, проживавшими на землях к югу от Сахары.
тилетний переходный период, во время которого израильская сторона обязалась вывести войска из Сектора Газа и территорий на Западном берегу реки Иордан, после чего предполагалось завершить определение статуса палестинских территорий. Нерешенными оставались такие принципиальные вопросы, как демаркация границ, статус Иерусалима, еврейские поселения, право на возвращение палестинских беженцев.
Таблица 2. Распределение голосов африканских стран при голосовании по некоторым резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающим действия Израиля
Резолюция ГА ООН № Краткое содержание За Против Воздержались Не голосовали
2253 от 1967 г. Осуждение мер Израиля по изменению статуса Иерусалима и признание их как недействительных Алжир, Ботсвана, Бурунди, Верхняя Вольта, Гвинея, Гамбия, Гана, Замбия, Камерун, Конго, Кот-д'Ивуар, Лесото, Ливия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, ОАР, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Уганда, Чад, Эфиопия ДР Конго, ЦАР, Дагомея, Габон, Кения, Либерия, Малави, Руанда, ЮАР
АЛ1Е8/2546 (XXIV) от 1969 г. Осуждение нарушений Израилем прав человека и основных свобод на оккупированных территориях Алжир, Бурунди, Гвинея, Замбия, Конго, Кения, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мали, Марокко, Нигерия, ОАР, Сенегал, Сомали, Судан, Танзания Тунис, Уганда. Дагомея, Габон, Гамбия, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Руанда Верхняя Вольта, Гана, ДР Конго, Камерун, Кот-д'Ивуар, Нигер, Сьерра-Леоне, Того ЦАР, Чад, Эфиопия Ботсвана, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея, ЮАР
А/С.4/71/Ь.1 2 от 2016 г. Требование к Израилю применять на оккупированных территориях Женевскую конвенцию 1949 г. о защите гражданского населения во время войны Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Джибути, ДР Конго, Египет, Замбия, Зимбабве, Кабо Верде, Кения, Конго, Лесото, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, ЦАР, Чад, Эритрея, Эфиопия, ЮАР. Камерун, Кот-д'Ивуар, Того. Гвинея-Бисау, Коморы, Либерия, Мадагаскар, Нигер, Сан-Томе и Принсипи, Сейшелы, Сомали, Южный Судан, Уганда, Экваториальная Гвинея.
А/С.4/76/Ь.9 от 2021 г. Подтверждение того, что израильская оккупация палестинских земель, включая Восточный Иерусалим, и сирийских Го-ланских высот является незаконной Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау Джибути, Египет, Зимбабве, Кабо-Верде, Кения, Коморы, Конго, Кот-д'Ивуар, Лесото, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Тринидад и Тобаго, Тунис, Уганда, Чад, Эритрея, Эфиопия, ЮАР Либерия Замбия, Камерун, Мадагаскар, Малави, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Того. Бенин, Ботсвана, Бурунди, ДР Конго, Сенегал, Сейшелы, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Эсвати-ни. Южный Судан
Источник: составлено автором на основе данных Цифровой библиотеки Организации объединенных наций. https://digitallibrary.un.org/71rFru
Тесные культурно-исторические пересечения арабских и африканских стран нашли отражение и в том, какую позицию африканские страны традиционно занимают в отношении палестинского вопроса. На многочисленных международных форумах и в ходе голосований по резолюциям, осуждающим Израиль, подавляющее большинство представителей африканских стран голосуют за осуждение политики Израиля, будь то в отношении прав палестинцев, оккупации земель на Западном берегу реки Иордан или статуса Иерусалима (см. табл. 2).
В 2012 г. израильский предприниматель Ури Села создал в Политехническом институте Яунде первый и единственный в Западной Африке академический центр по изучению высоких технологий [15]. Центр предлагает желающим пройти курсы по робототехнике, электронике, информатике и промышленной автоматизации. Он оснащен 12 лабораториями с более чем 100 роботами и 160 компьютерами и считается одним из самых передовых в своем роде на африканском континенте. В 2019 г. при центре открыт отдел ЗБ-печати, который предоставил африканским студентам уникальную возможность проводить передовые исследования, внося свой вклад в модернизацию камерунской промышленности (например, за счет печати прототипов протезов, разработанных за рубежом) [16].
Видный израильский дипломат и африканист Арье Одед [17] в своем труде «Африка и Израиль», опубликованном в 2011 г., наряду с активной деятельностью МАТТТАВ предлагает в качестве магистрального направления израильской политики в Африке выделять «политико-медийное направление». В рамках этого направления в разные периоды руководство Израиля выдвигало различные инициативы, нацеленные на качественное улучшение отношений с рядом африканских государств. Так, в 2017 г. израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху предложил простую формулу, согласно которой африканские страны должны воздержаться от голосования по палестинскому вопросу против Израиля в обмен на контракты в области экономического развития и сотрудничество в сфере безопасности между Израилем и заинтересованными африканскими государствами.
Также в октябре 2017 г. по инициативе израильского руководства состоялся саммит с участием 25 стран Африки. Конечная цель таких контактов - создание дружественной еврейскому государству коалиции в Африке, которая смогла бы гарантировать лояльную Израилю позицию государств континента на международных площадках.
Исследователи отмечают, что специфика израильской политики в Африке заключается в том, что руководство страны не тратит большие средства на помощь, оставаясь при этом важным игроком в Африке южнее Сахары [18]. В действительности, трудно дать точную оценку финансовым ресурсам, которые Израиль направляет на реализацию проектов в целях развития в Африке. Международная помощь развитию осуществляется по двум каналам: по линии международных организаций, таких как ООН и группа Всемирного банка (в 2020 г. направлено $45,9 млн) и напрямую нуждающимся странам по линии израильских ведомств (в 2020 г. - $241,6 млн). При этом из объема средств, направляемых напрямую, доля МАТТТАВ входящего в структуру МИД страны, составляет не более 4,6%. Куда более значительные ресурсы идут по линии Государственного управления водоснабжения и канализации (29,1%), Министерства алии и интеграции (28,7%), учреждений высшего образования (15,1%) [19].
Крупнейшим получателем израильской помощи в Африке является Эфиопия. По данным ОЭСР, в 2020 г. объем поступлений помощи в целях развития, приходящей в Эфиопию по каналам МАТТТАВ составил $1,2 млн [20]. При этом совокупно помощь, оказываемая Израилем на двусторонней основе развивающимся странам по линии МАШАВ, составляет лишь 5% ($291 млн).
Еврейская диаспора в Эфиопии по состоянию на 2019 г. насчитывает всего 100 человек. В то время как в 1980 г. ее численность была около 32 тыс. [5], но 99% диаспоры репатриировала в Израиль. Тем не менее, по данным Агентства Сохнут3, около 2 тыс. граждан Эфиопии - членов семей уже репатриированных евреев в настоящее время ожидают возможности переехать в Израиль [21]. Ввиду существенных отличий менталитета и устройства быта в эфиопском и израильском обществах в 2001 г. по решению правительства Израиля был создан Эфиопский национальный проект [22], который занимается интеграцией эфиопских семей, прежде всего детей в возрасте 13-18 лет, в израильское общество.
Депутат Кнессета от партии Ликуд Гади Еваркан в ходе визита делегации израильских парламентариев в Эфиопию в апреле 2022 г. заявил, что «помогать Эфиопии соответствует интересам Израиля, поскольку она является самой важной страной в Африке, в ней располагается штаб-квартира Африканского союза. В Африке Эфиопия является символом независимости и победы над Западом» [23]. При этом некоторые исследователи указывают, что стратегический союз с Эфиопией особенно важен для Израиля в свете напряженности между Эфиопией и Египтом по поводу плотины «Великого эфиопского возрождения».
Заметно активизировалось в последние годы новое направление мягкой силы Израиля в Африке - «вакцинная дипломатия». В 2014 г. Министерство иностранных дел Израиля уполномочило МАШАВ направить три мобильные клиники неотложной помощи в районы Западной Африки, подверженные высоким эпидемиологическим рискам. К каждому мобильному пункту был прикреплен медицинский персонал, обучавший местных врачей работать с привезенным оборудованием. Во время вспышки эпидемии Эбола 2014-2016 гг. Министерство иностранных дел Израиля также направило аварийно-спасательное оборудование правительству Сьерра-Леоне и комплекты средств индивидуальной защиты врачам, работающим под эгидой Африканского союза, за что страну удостоили награды Африканского союза «за вклад в предотвращение распространения лихорадки Эбола»[6].
В рамках гуманитарной миссии в Камеруне Израиль работал с беженцами, бежавшими от нападений террористов Боко Харам в Нигерии и гражданской войны в ЦАР. Израильские медики проводили вакцинацию детей и предоставляли нуждающимся необходимые лекарства. В 2016 г. проведена операция по оказанию экстренной помощи для борьбы со вспышкой эпидемии птичьего гриппа [15].
Во время пандемии COVID-19 активисты Южноафриканской сионистской федерации заключили соглашение с израильским стартапом Sonovia Tech о бесплатной поставке высокотехнологичных медицинских масок, которые за счет слоя из оксида цинка гарантируют защиту от 99,99% бактерий, в том числе устойчивых к антибиотикам, и таким образом помогают сохранять жизни врачей на передовой борьбы с эпидемией [24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом той непростой конъюнктуры, в которой развивалось молодое еврейское государство с момента своего основания, можно положительно оценить результаты политики, проводимой руководством страны на Африканском континенте. Израильская
3 Еврейское агентство или Сохнут - международная сионистская организация с центром в государстве Израиль, которая занимается репатриацией в Израиль (алия) и помощью репатриантам, а также вопросами, связанными с еврейско-сионистским воспитанием и глобальным еврейским сообществом.
помощь африканцам осуществляется путем трансфера технологий, оказания технической помощи, реализации проектов в сфере ирригации и сельского хозяйства, а также через «вакцинную дипломатию».
В фокусе африканского вектора внешней политики Израиля такие страны, как Эфиопия, Гана, Кения, Руанда, Уганда, Южный Судан и Сенегал. Успешная реализация гуманитарных проектов в этих странах способствует улучшению имиджа страны, а также формирует рычаги воздействия на арабские страны, необходимые для продвижения по пути нормализации отношений с ними.
Одной главных причин имеющихся успехов проводимой политики в целом и мягкой силы в частности является то, что в Израиле с самого начала понимали важность долгосрочных партнерских отношений со странами региона. В 1960 г. во время выступления в Кнессете отец-основатель Израиля Давид Бен-Гурион сказал следующее: «Помощь, которую мы оказываем африканским странам, не является актом благотворительности. Мы нуждаемся в дружбе этих стран больше, чем они нуждаются в нашей помощи» [4].
ИСТОЧНИКИ
1. Lazar Berman. 'Israel is back": Revitalized ties in Africa touted at Paris conference. June 2022. The Times of Israel, https://www.timesofisrael.com/israel-is-back-revitalized-ties-in-africa-touted-at-paris-conference/ (дата обращения 06.07.2022)
2. Nye, J. Soft power: the origins and political progress of a concept. 2017. https://doi.org/10.1057/ palcomms.2017.8 (дата обращения 06.07.2022)
3. Zielinska, К. Israeli development aid to sub-Saharan Africa: Soft Power and Foreign Policy (1st ed.). Routledge. 2021. https://doi.org/10.4324/9781003118961 (дата обращения 09.07.2022)
4. FM Lapid: For too long, outside political pressure kept us at arm's length. But today, Israel is back in Africa. That is not a slogan. It is a diplomatic, economic, and social reality. Ministry of Foreign Affairs. https://www.gov.il/en/Departments/news/fm-lapid-s-remarks-to-the-2022-africa-israel-conference-31-may-2022 (дата обращения 06.07.2022)
5. Sergio DellaPergola. World Jewish Population, 2019. In Arnold Dashefsky and Ira M. Sheskin (Editors), The American Jewish Year Book, 2019, Volume 119 (2019). Cham, Switzerland: Springer, pp. 263-353 https://www.jewishdatabank.org/content/upload/bjdb/2019_World_Jewish _Population_(AJYB,_DellaPergola)_DataBank_Final.pdf (дата обращения 05.07.2022)
6. Israel-Africa friendship continues to deepen. Israeli MFA. March 2016. https://www.gov.il/en/ Departments/General/israel-africa-friendship-continues-to-deepen-march-2016 (дата обращения 06.07.2022)
7. Israel among the nations: Africa. Ministry of Foreign Affairs of State of Israel. https://embassies. g0v.il/MFA/Ab0utIsrael/Nati0ns/Pages/ISRAEL%20AM0NG%20THE%20NATI0NS-%20Af-rica.aspx (дата обращения 15.09.2022)
8. Hamdi Abdel-Rahman. Israel and its Soft Power in Africa (на араб.яз.). Aljazeera Center For Studies. 30 December 2009. https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2009/2011722101398753 32. html (дата обращения 10.07.2022)
9. Панельная дискуссия МАШАВ «Продвижение инноваций в Африке». https://www.youtube. com/ watch?v=0JLLXP7EQrc (дата обращения 09.07.2022)
10. Mashav Department. Israeli Embassy in Nigeria. https://embassies.gov.il/abuja/mashav/Pages/ About-Mashav.aspx (дата обращения 05.07.2022)
11. 60-летие Национального агентства Израиля по оказанию помощи (на иврите). https://www.gov.il/he/Departments/general/mashav_mfa (дата обращения 11.07.2022)
12. Международное сотрудничество в целях развития. Министерство иностранных дел Израиля (на иврите), https://www.gov.il/he/departments/units/mashav (дата обращения 10.07. 2022)
13. Israel in Africa: Kenya. MFA. https://www.gov.il/en/Departments/General/israel-in-africa-kenya-3-july-2016 (дата обращения 15.09.2022)
14. Israel in Africa: Rwanda. https://www.gov.il/en/Departments/General/israel-in-africa-rwanda-4-july-2016 (дата обращения 15.09.2022)
15. Israel in Africa: Cameroon. MFA. https://www.gov.il/en/Departments/General/israel-in-africa-cameroon-30-june-2016 (дата обращения 15.09.2022)
16. Cameroon has his first 3D Printing Centre. Embassy of Israel in Cameroon. https://embassies. gov.il/ yaounde/NewsAndEvents/Pages/3D-Printing-Centre-.aspx (дата обращения 15.09.2022)
17. Nation-Building, Diplomacy and Friendships in Africa - Interviewing Dr. Arye Oded. The Jerusalem Post. https://www.jpost.com/Blogs/From-Green-Finland-to-Yellow-Arava/Nation-Bu-ilding-Diplomacy-and-Friendships-in-Africa-Interviewing-Dr-Arye-Oded-364011 (дата обращения 10.07.2022)"
18. Хлебникова JI.P. Сотрудничество государства Израиль со странами Восточной Африки в сферах безопасности и развития (на примере Республики Кения). Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 4. https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-gosudar-stva-izrail-so-stranami-vostochnoy-afriki-v-sferah-bezopasnosti-i-razvitiya-na-primere-respubliki-keniya (дата обращения: 07.11.2022).
19. Official development assistance (ODA) from Israel 2020. Central Bureau of Statistics. June 2022. https://www.cbs.gov.il/en/publications/pages/2022/oda20-e.aspx (датаобращения 15.09.2022)
20. Development Co-operation Profiles - Israel. OECD. https://www.oecd-ilibrary.org/sites/46d662-29-en/index.html?itemId=/content/component/46d66229-en (дата обращения 15.09.2022)
21. The History of Ethiopian Aliyah, Explained. The Jewish Agency for Israel. https://www.jewish-agency. org/ethiopian-aliyah-explained/ (дата обращения 15.09.2022)
22. Ethiopian National Project. https://www.enp.org.il/en/pages/About_ENP/ (дата обращения 15.09. 2022)
23. Lahav Harkov. MKs to lead Israeli humanitarian delegation to Ethiopia. The Jerusalem Post. https://\\\\\\.j post.com/isracl-nc\\s/articlc-703839(aaTa обращения 15.09.2022)
24. SAZF Sources High-Tech Israeli Masks to Help Fight Coronavirus in South Africa. The South African Zionist Federation, https://www.sazf.org/media-statements/sazf-sources-high-tech-isra-eli-masks-to-help-fight-coronavirus-in-south-africa-2 (дата обращения 15.09.2022)
SHALOM, AFRICA! ISRAELI SOFT POWER ON THE AFRICAN CONTINENT
© 2023 Anna Semenova
SEMENOVA Anna A., 2nd year student, Master's program in Economics, Faculty of International Economic Relations of MGIMO MFA of Russia, Junior Research Fellow at the Center for North African and African Horn Studies, Institute for African Studies, RAS. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: [email protected]
Abstract. The article outlines Israel's strategy on the African continent, characterizes the key goals and measures used for spreading Israeli in fluence in the region. Special emphasis is placed on analyzing the activities of the Israeli Agency for International Development Cooperation, which since its foundation shortly after the proclamation of the State of Israel has been the main handler of Israel's soft power in Africa.
Keywords: Israel, Jewish Diaspora in Africa, soft power, African policy. Agency for International Development Cooperation (MASHAV)
DOI: 10.31132/2412-5717-2023-62-1-52-63
REFERENCES
60th Anniversary of the Agency for International Development Cooperation (in Hebrew).
https://www.gov.il/he/Departments/general/mashav_mfa (accessed 11.07.2022) Cameroon has his first 3D Printing Centre. Embassy of Israel in Cameroon, https://embassies.gov.il/
yaounde/NewsAndEvents/Pages/3D-Printing-Centre-.aspx (accessed 15.09.2022) Development Co-operation Profiles - Israel. OECD. https://www.oecd-ilibrary.org/sites/46d66229-en/
index.html?itemId=/content/component/46d66229-en (accessed 15.09.2022) Ethiopian National Project. https://www.enp.org.il/en/pages/About_ENP/ (accessed 15.09.2022) FM Lapid: For too long, outside political pressure kept us at arm's length. But today, Israel is back in Africa. That is not a slogan. It is a diplomatic, economic, and social reality. Ministry of Foreign Affairs. https://www.gov.il/en/Departments/news/fm-lapid-s-remarks-to-the-2022-africa-israel-con-ference-31-may-2022 (дата обращения 06.07.2022) Hamdi Abdel-Rahman. "Israel and its Soft Power in Africa" (in Arabic). Aljazeera Center For Studies. 30 December 2009. https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2009/201172210139875332.html (accessed 10.07.2022)
Israel among the nations: Africa. Ministry> of Foreign Affairs of State of Israel, https://embassies.gov. 11/ MFA/AboutIsrael/Nations/Pages/ISRAEL%20AMONG%20THE%20NATIONS-%20Africa.aspx (дата обращения 15.09.2022) Israel in Africa: Cameroon. MFA https://www.gov.il/en/Departments/General/israel-in-africa-came-
roon-30-june-2016 (accessed 15.09.2022) Israel in Africa: Kenya. MFA https://www.gov.il/en/Departments/General/israel-in-africa-kenya-3-
july-2016 (accessed 15.09.2022) Israel in Africa: Rwanda https://www.gov.il/en/Departments/General/israel-in-africa-rwanda-4-july-
2016 (accessed 15.09.2022) Israel-Africa friendship continues to deepen. Israeli MFA. March 2016. https://www.gov.il/en/Depart-ments/General/israel-africa-friendship-continues-to-deepen-march-2016 (дата обращения 06.07. 2022)
Khlebnikova L.R. Cooperation of the State of Israel with the countries of East Africa in the spheres of security and development (on the example of the Republic of Kenya). Vestnik RUDN. Series:
International relations. 2017. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-gosudarstva-izrail-so-stranami-vostochnoy-afriki-v-sferah-bezopasnosti-i-razvitiya-na-primere-respubliki-keniya (accessed 07.11 .2022). Lahav Harkov. MKs to lead Israeli humanitarian delegation to Ethiopia. The Jerusalem Post.
https://www.jpost.com/israel-news/article-703839 (accessed 15.09.2022) Lazar Berman. 'Israel is back": Revitalized ties in Africa touted at Paris conference. June 2022. The Times of Israel, https://www.timesofisrael.com/israel-is-back-revitalized-ties-in-africa-touted-at-paris-conference/ (accessed 06.07.2022) Mashav Department. Israeli Embassy in Nigeria. https://embassies.gov.il/abuja/mashav/Pages/About-
Mashav.aspx (accessed 05.07.2022) Mashav Panel «Promoting Innovation in Africa». https://www.youtube.com/watch?v=0JLLXP7EQrc (accessed 09.07.2022)
Nation-Building, Diplomacy and Friendships in Africa - Interviewing Dr. Arye Oded. The Jerusalem Post. https://www.jpost.com/Blogs/From-Green-Finland-to-Yellow-Arava/Nation-Building-Dip-lomacy-and-Friendships-in-Africa-Interviewing-Dr-Arye-Oded-364011 (accessed 10.07.2022) Nye, J. Soft power: the origins and political progress of a concept. 2017. https://doi.org/10.1057/
palcomms.2017.8 (accessed 06.07.2022) Official development assistance (ODA) from Israel 2020. Central Bureau of Statistics. June 2022.
https://www.cbs.gov.il/en/publications/pages/2022/oda20-e.aspx (accessed 15.09.2022) SAZF Sources High-Tech Israeli Masks to Help Fight Coronavirus in South Africa. The South African Zionist Federation, https://www.sazf.org/media-statements/sazf-sources-high-tech-israeli-masks-to-help-fight-coronavirus-in-south-africa-2 (accessed 15.09.2022) Sergio DellaPergola. World Jewish Population, 2019. In Arnold Dashefsky and Ira M. Sheskin (Editors), The American Jewish Year Book, 2019. Volume 119 (2019). Cham, Switzerland: Springer, pp. 263-353. https://www.jewishdatabank.org/content/upload/bjdb/2019_World_Je-wish_Population_(AJYB,_DellaPergola)_DataBank_Final.pdf (accessed 05.07.2022) The Agency for International Development Cooperation (in Hebrew), https://www.gov.il/
he/departments/units/mashav (accessed 10.07.2022) The History of Ethiopian Aliyah, Explained. The Jewish Agency for Israel. https://www.jewishagency.
org/ethiopian-aliyah-explained/ (accessed 15.09.2022) Zielinska, K. Israeli development aid to sub-Saharan Africa: Soft Power and Foreign Policy (1st ed.). Routledge. 2021. https://doi.org/10.4324/9781003118961 (accessed 09.07.2022