Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС "НОРМАЛИЗАЦИИ" ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И АРАБСКИМИ МОНАРХИЯМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ'

ПРОЦЕСС "НОРМАЛИЗАЦИИ" ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И АРАБСКИМИ МОНАРХИЯМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / США / РОССИЯ / СОГЛАШЕНИЯ АВРААМА / БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крылов Александр Владимирович, Федорченко Андрей Васильевич, Марьясис Дмитрий Александрович

Статья состоит из двух блоков: в первом блоке на основе анализа оригинальных документов рассматривается эволюция формирования под эгидой США альянса между Израилем и арабскими странами, присоединившимися к Декларации о Соглашениях Авраама. Второй блок содержит оценку позитивных и неблагоприятных последствий, которые могут проявиться на ближневосточном пространстве в связи с формированием новых политических реалий. В соответствии с авторской точкой зрения, инициированный Д. Трампом план по так называемой нормализации между Израилем и арабскими странами включал основную цель - ослабление роли России и Китая при сохранении влияния США в регионе. США не удалось втянуть в антироссийский фронт своих ближневосточных союзников: арабские монархии, Египет и Израиль проигнорировали настойчивые призывы Вашингтона ввести санкции против России. Среди американских ближневосточных партнеров сформировался консенсус, который не предполагает активного участия США в региональной политике. Этот консенсус отчетливо проявляется в пассивной поддержке России и наращивании деловых связей с Китаем. В статье рассмотрено развитие отношений Израиля с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом после подписания соглашений о нормализации. Показано, что наиболее активно они развиваются на эмиратском направлении. Представляется, что Бахрейни Марокко постепенно «втягиваются» в процесс нормализации, тогда как для Судана, судя по всему - это чисто формальный процесс. По мнению авторов, в условиях сохранения конфликтного потенциала в отношениях между арабским миром и Израилем, с одной стороны, и Ираном - с другой, Россия смогла бы сыграть роль посредника, используя накопленный багаж позитивного сотрудничества с этими странами. В связи с этим важно задействовать в регионе как возможности и опыт российской дипломатии, так и отечественный внешнеэкономический потенциал. Представленные в статье консолидированные рекомендации составлены с учетом российских внешнеполитических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “NORMALIZATION” PROCESS OF THE RELATIONS BETWEEN ISRAEL AND THE ARAB MONARCHIES FROM THE POINT OF VIEW OF RUSSIAN INTERESTS

The article consists of two blocks: in the rst block, based on the analysis of original documents, the evolution of the formation of an alliance under the auspices of the United States between Israel and the Arab countries that acceded to the Declaration on the Accords of Abraham is considered. The second block contains an assessment of the positive and unfavorable consequences that may manifest themselves in the Middle East in connection with the formation of new political realities. The authors consider that “normalization” plan’s main goal is the weakening of the role of Russia and China while maintaining US in uence in the region. The United States failed to draw its Middle Eastern allies into the anti- Russian front: the Arab monarchies, Egypt and Israel ignored Washington’s insistent calls to impose sanctions against Russia. A consensus has formed among US Middle Eastern partners that does not imply active US involvement in regional politics. This consensus is clearly manifested in passive support for Russia and increased business ties with China. According to authors, given the continued potential for con ict in relations between the Arab world and Israel, on the one hand, and Iran, on the other,Russia could play the role of a mediator, using the accumulated baggage of positive cooperation with these countries. We believe, it seems important to use in the region both the capabilities and experience of Russian diplomacy and the domestic foreign economic potential. The consolidated recommendations presented in the article are based on Russian foreign policy interests.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС "НОРМАЛИЗАЦИИ" ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И АРАБСКИМИ МОНАРХИЯМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 3. C. 133-150

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 3, pp. 133-150

ПРОЦЕСС «НОРМАЛИЗАЦИИ» ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И АРАБСКИМИ МОНАРХИЯМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ

А.В. Крылов, А.В. Федорченко, Д.А. Марьясис

Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Россия; 0000-0002-3132-8995; a. mgimo. гы

Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Россия; вКСЮ:0000-0002-5951-5936; a.fedorchenko@inno.mgimo.ru

Институт востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия; вКСЮ:0000-0002-7910-4552; dmaryasis@ivran.ru

Аннотация: Статья состоит из двух блоков: в первом блоке на основе анализа оригинальных документов рассматривается эволюция формирования под эгидой США альянса между Израилем и арабскими странами, присоединившимися к Декларации о Соглашениях Авраама. Второй блок содержит оценку позитивных и неблагоприятных последствий, которые могут проявиться на ближневосточном пространстве в связи с формированием новых политических реалий. В соответствии с авторской точкой зрения, инициированный Д. Трампом план по так называемой нормализации между Израилем и арабскими странами включал основную цель — ослабление роли России и Китая при сохранении влияния США в регионе. США не удалось втянуть в антироссийский фронт своих ближневосточных союзников: арабские монархии, Египет и Израиль проигнорировали настойчивые призывы Вашингтона ввести санкции против России. Среди американских ближневосточных партнеров сформировался консенсус, который не предполагает активного участия США в региональной политике. Этот консенсус отчетливо проявляется в пассивной поддержке России и наращивании деловых связей с Китаем. В статье рассмотрено развитие отношений Израиля с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом после подписания соглашений о нормализации. Показано, что наиболее активно они развиваются на эмиратском направлении. Представляется, что Бахрейни Марокко постепенно «втягиваются» в процесс нормализации, тогда как для Судана, судя по всему — это чисто формальный процесс. По мнению авторов, в условиях сохранения конфликтного потенциала в отношениях между арабским миром и Израилем, с одной стороны, и Ираном — с другой, Россия смогла бы сыграть роль посредника, используя накопленный багаж позитивного сотрудничества с этими странами. В связи с этим важно за-

действовать в регионе как возможности и опыт российской дипломатии, так и отечественный внешнеэкономический потенциал. Представленные в статье консолидированные рекомендации составлены с учетом российских внешнеполитических интересов.

Ключевые слова: Ближний Восток; США; Россия; Соглашения Авраама; ближневосточное урегулирование; перспективы сотрудничества

Для цитирования: Крылов А.В., Федорченко А.В., Марьясис Д.А. Процесс «нормализации» отношений между Израилем и арабскими монархиями с точки зрения российских интересов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 3. С. 133-150.

THE "NORMALIZATION" PROCESS OF THE RELATIONS BETWEEN ISRAEL AND THE ARAB MONARCHIES FROM THE POINT OF VIEW OF RUSSIAN INTERESTS

Alexander V. Krylov, Andrey V. Fedorchenko, Dmitry A. Maryasis

Moscow State Institute of International Relations MFA of the Russian Federation,Moscow, Russia; ORCID:0000-0002-3132-8995; a.krylov@inno. mgimo.ru

Moscow State Institute of International Relations MFA of the Russian Federation, Moscow, Russia; ORCID: 0000-0002-5951-5936; a.fedorchenko@inno.mgimo.ru Institute of the Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; ORCID: 0000-0002-7910-4552; dmaryasis@ivran.ru

Abstract: The article consists of two blocks: in the first block, based on the analysis of original documents, the evolution of the formation of an alliance under the auspices of the United States between Israel and the Arab countries that acceded to the Declaration on the Accords of Abraham is considered. The second block contains an assessment of the positive and unfavorable consequences that may manifest themselves in the Middle East in connection with the formation of new political realities. The authors consider that "normalization" plan's main goal is the weakening of the role of Russia and China while maintaining US influence in the region. The United States failed to draw its Middle Eastern allies into the anti-Russian front: the Arab monarchies, Egypt and Israel ignored Washington's insistent calls to impose sanctions against Russia. A consensus has formed among US Middle Eastern partners that does not imply active US involvement in regional politics. This consensus is clearly manifested in passive support for Russia and increased business ties with China. According to authors, given the continued potential for conflict in relations between the Arab world and Israel, on the one hand, and Iran, on the other,

Russia could play the role of a mediator, using the accumulated baggage of positive cooperation with these countries. We believe, it seems important to use in the region both the capabilities and experience of Russian diplomacy and the domestic foreign economic potential. The consolidated recommendations presented in the article are based on Russian foreign policy interests.

Key words: Middle East; USA; Russia; Abraham Accords; Conflict Resolution; Cooperation Perspectives

For citation: Krylov A.V., Fedorchenko A.V., Maryasis D.A. (2022) The "Normalization" Process of the Relations between Israel and the Arab Monarchies from the point of View of Russian Interests. Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, no. 2, pp. 133-150. (In Russ.)

Введение

2020 г. по праву можно считать знаковым для Израиля. При посредничестве администрации президента США Д. Трампа удалось согласовать принципы нормализации отношений Израиля с четырьмя странами региона: ОАЭ, Бахрейном, Марокко, Суданом. Этот комплекс соглашений получил название «Соглашения Авраама» (Abraham Accords).

Признавая значимость самого факта формальной нормализации отношений Израиля указанными арабскими странами, многие эксперты задавались вопросом о том, будут ли эти соглашения холодным миром, как это произошло с мирными договорами, заключенными за несколько десятилетий до этого между Израилем и Египтом (1979), а также между Израилем и Иорданией (1994), или они станут основой для многофакторного сотрудничества [Makovsky, Hannah, Misztal, Ruhe, Cicurel, Ghalili, Millner, 2022: 9; Amr, 2021: 9; Alter, Janardhan, 2021: 4; Norlen, Sinai, 2020: 14; Maital, Barzani, 2021: 2; Rehman, 2021: 73].

На первый взгляд, складывалось впечатление, что расширение круга арабских партнеров Израиля еще больше укрепляло позиции США на Ближнем Востоке. Однако «украинский фактор» отчетливо показал, что за годы сирийского кризиса Россия сумела укрепить свой авторитет среди всех государственных и негосударственных акторов региона, и даже наиболее ориентированные на США и во многом зависимые от них страны отнюдь не собираются вступать в «антироссийский фронт» и сворачивать партнерские отношения с Российской Федерацией.

«План Трампа» и нормализация отношений Израиля с Арабскими монархиями

План Трампа имел две основные составляющие — палестино-израильское урегулирование и нормализацию отношений Израиля с арабскими странами региона. Сегодня можно однозначно утверждать, что как минимум первая его составляющая оказалась мертворожденной. При этом осуществление экономической составляющей этого плана предполагалось на основе успехов второй части данного плана.

Напомним, что в палестинской составляющей «плана Трампа» основной акцент был сфокусирован на грандиозной по своим замыслам программе экономического развития палестинских территорий. За 10 лет предполагалось увеличить ВВП Палестины в два раза, создать более миллиона новых рабочих мест и довести уровень безработицы до минимума, сократить на 50% показатель уровня бедности1. Для реализации этих задач предлагалось создать международный инвестиционный фонд («Фонд процветания») в размере 50 млрд долл. для финансирования 179 инфраструктурных и бизнес-проектов, который будет управляться «многосторонним банком развития», а инвестиции защищены «гарантиями безопасности, подотчетности, прозрачности и мерами противодействия коррупции»2. К финансированию проектов приглашались арабские нефтедобывающие государства, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония и, возможно, некоторые страны Евросоюза, а также состоятельные частные инвесторы3.

Что касается второй составляющей плана, то после очередного провала усилий по урегулированию на палестино-израильском треке в апреле 2014 г. американская дипломатия запустила процесс тайных переговоров Израиля с арабскими странами Персидского залива и Королевством Марокко. В подготовке и подписании соглашений между обозначенными выше сторонами участвовала прежняя команда дипломатов и переговорщиков во главе со старшим советником президента и его зятем Дж. Кушнером, ранее подготовившая основные положения «сделки века».

1 Peace to Prosperity: A Vision to Improve the Lives of the Palestinian and Israeli People. Economic Framework. January 29, 2020. URL: https://trumpwhitehouse.archives. gov/peacetoprosperity/economic/ (accessed: 17.05.2022).

2 Там же.

3 Там же.

Египет, КСА, ОАЭ, Бахрейн, Оман, Катар и Марокко с рядом существенных оговорок вошли в число сторонников «плана Трампа», из которого была извлечена политическая составляющая4.

Из всех прописанных документов договор, имеющий обязательный статус, подписали только Израиль и ОАЭ. Все остальные документы носят декларативный характер, т.е. страны-подписанты могут в любой момент отказаться от них без всяких последствий.

Администрация Дж. Байдена не отказалась от запущенного Д. Трампом процесса расширения круга стран ближневосточного региона, открытых для сотрудничества с Израилем. 2 февраля 2021 г. представитель Госдепартамента Н. Прайс заявил, что «Соединенные Штаты будут и впредь призывать другие страны к нормализации отношений с Израилем» и что нормализация «не заменяет израильско-палестинский мир... Мы надеемся, что Израиль и другие страны региона объединятся в общих усилиях по наведению мостов. для достижения мира между израильтянами и палестинцами»5. Однако администрация нового президента отказалась от использования термина «Соглашения Авраама», считая более уместным впредь обсуждать «процесс нормализации» между Израилем и другими странами региона6.

Отметим, что присоединение ближневосточных монархий к Ав-раамовым соглашениям во многом был обусловлено их интересом к израильским высоким технологиям во многих областях — медицине, сельском хозяйстве, ирригации, водоснабжении, борьбы с наступлением пустынь, ВТС, т.е. в целом диверсификации своих экономик. Со своей стороны, Израиль получал возможность покупать у арабских стран Персидского залива нефть и другие нефтепродукты, ранее недоступные для него из-за санкционных ограничений.

В марте 2022 г. сначала в Шарм-Эль-Шейхе произошла встреча лидеров Израиля, Египта и ОАЭ, на которой обсуждался широкий

4 Abdelaziz M. Arab Reactions to Trump's Peace Plan: An Analysis and Recommendation // Fikra Forum: Ап Initiative of the Washington Institute for Near East Policy, January 31, 2020. URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/arab-reactions-trumps-peace-plan-analysis-and-recommendation (accessed: 18.05.2022).

5 Samuels B. Israel's Normalization Pacts Not a Substitute for Peace with Palestinians, State Dept. Says. Haaretz, February 2, 2021. URL: https://www.haaretz.com/us-news/. premium-state-dept-israel-normalization-pacts-not-a-substitute-for-peace-with-palestin-ians-1.9505778 (accessed: 17.05.2022).

6 US State Department Press Briefing. April 1, 2021. URL: https://www.state.gov/ briefings/department-press-briefing-april-1-2021/ (accessed: 17.05.2022).

круг вопросов7. А в конце марта уже в Израиле состоялась встреча министров иностранных дел Израиля, США, Египта, ОАЭ, Марокко, Бахрейна, посвященная ядерной проблеме Ирана и обсуждению ситуации вокруг российско-украинского конфликта8. Примечательно, что на этих многосторонних саммитах не было достигнуто никаких конкретных результатов — свидетельство тому, что между участниками инициированного США Соглашения Авраама по-прежнему сохраняется много проблем, достижение консенсуса по которым в ближайшей перспективе представляется маловероятным.

Далее рассмотрим ситуацию с реализацией четырех подписанных соглашений о нормализации между Израилем с одной стороны и ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом с другой.

ОАЭ

Уже через месяц после подписания договора о сотрудничестве между Израилем и ОАЭ в октябре 2020 г. израильская государственная компания Europe Asia Pipeline Co (EAPC) и базирующаяся в ОАЭ MED-RED Land Bridge Ltd подписали соглашение о транспортировке сырой нефти и топлива из Персидского залива на западные рынки по трубопроводу между Эйлатом на Красном море и Средиземноморский порт Ашкелон. Однако Верховный суд Израиля удовлетворил иск местных экологов и заморозил сделку по причине возможных рисков для окружающей среды9.

Начало осуществления экономического и торгового сотрудничества, также ознаменовалась подписанием соглашения «О партнерстве для увеличения торговли между Израилем и остальными странами Ближнего Востока» между израильским банком "Leumi" и эмиратской компанией "Dubai Ports World". Соглашение предусматривает финансирование израильского портового сектора.

По итогам 2021 г. совокупный торговый оборот между Израилем и ОАЭ достиг объема в 600 млн долл., что в целом является

7 Lubell M., Lewis A. Egypt, UAE, Israel discuss economic challenges as Iran looms. Reuters, March 23, 2022. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/egypt-uae-israel-discuss-energy-market-stability-egypt-summit-2022-03-22/ (accessed: 28.03.2022).

8 Kingsley P., Jakes L. Israeli Summit Mixes Historic Symbolism with Sharp Disputes. The New York Times, March 28, 2022. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/28/world/ middleeast/arab-israeli-summit.html (accessed: 31.03.2022).

9 Rabinovitch A. Scrap UAE pipeline deal over oil risks to Red Sea, Israeli minister says. Reuters, November 16, 2021. URL: https://www.reuters.com/business/energy/israels-energy-minister-calls-cancel-oil-pipeline-deal-with-uae-firm-2021-11-16/ (accessed: 31.03.2022).

незначительной величиной. Однако обе стороны уверены, что в последующие годы данный показатель может существенно увеличиться. Ключевыми секторами развития израильско-эмиратских деловых контактов являются: туризм, сельское хозяйство, бриллианты, энергия солнца, вопросы воды, нефть и газ, инвестиции в израильские технологические компании, потребительские товары и профессиональные услуги10. Одной из наиболее привлекательных сфер сотрудничества с самого начала считались финансы и инвестиции.

Так, суверенный фонд из Абу Даби "Mubadala Investment" вложил порядка 100 млн долл. в шесть израильских (или инвестирующих в Израиле) фондов венчурного капитала — в пределах 20 млн долл. в каждую структуру11.

В феврале 2022 г. во время визита в ОАЭ президента Израиля Иц-хака Герцога наследный принц Эмиратов Мохамед бин Зайед принял решение разморозить $10 млрд, предназначенных для инвестиций в израильские компании (ранее он принял решение их заморозить в связи с политической нестабильностью в Израиле). Инвестиции будут осуществляться посредством нескольких крупных эмиратских суверенных фондов12. С израильской стороны поддержку в поиске инвестиционных проектов им будут оказывать такие структуры, как Ассоциация производителей Израиля и Израильский институт экспорта. Существенную роль в этом процессе также будет играть известная израильская некоммерческая организация "Start-UpNa-tionCentral" (SNC), занимающаяся организацией контактов между иностранными инвесторами и израильскими технологическими

13

командами13.

Поскольку инвестиционное сотрудничество Израиля и ОАЭ во-многом направлено в сферу инновационной экономики, то далее приведем несколько примеров сотрудничества в этой сфере.

В ноябре 2020 г. Управлением глобальных рынков и финансовых услуг Абу-Даби (The Abu Dhabi Global Market Financial Services Regulatory Authority) и Управлением ценных бумаг Израиля (Israel

10 Israel and the UAE to trade $2 billion by 2022. Atalayar, January 24, 2021. URL: https:llatalayar.comlenlcontentlisrael-and-uae-trade-2-billion-2022(accessed: 24.03.2022)

11 UAE's Mubadala invests $100m in Israeli VC firms — report. Globes, January 16, 2022. URL: https:llen.globes.co.illenlarticle-uaes-mubadala-invests-100m-in-israeli-vc-firms-report-1001398762 (accessed: 28.03.2022).

12 Zaken D. UAE proceeding with planned $10b. Israel investments. Jerusalem Post, February 2, 2022. URL: https:llwww.jpost.comlbusiness-and-innovationlall-newsl article-695276 (accessed: 27.03.2022)

13 Там же.

Securities Authority) было подписано Соглашение о сотрудничестве в области финансовых технологий (финтех)14. Этот документ формирует пространство распространения необходимой информации, движения стартапов и перелива знаний и технологий между двумя сторонами.

В декабре 2020 г. была создана Эмирато-израильская технологическая зона — сообщество инноваторов, нацеленное на продвижение двустороннего сотрудничества в практической плоскости между инноваторами обеих стран. К концу 2021 г. в сообществе насчитывалось более тысячи членов15.

В октябре 2021 г. SNC и крупнейший финансовый хаб Ближнего Востока и южной Азии Дубайский международный финансовый центр подписали соглашение о развитии сотрудничества в области инноваций16. В соответствии с подписанным соглашением обе организации содействуют интенсификации коммуникаций обращений компаний из своих стран по поиску партнеров в стране-партнере для обеспечения своего присутствия в соответствующем регионе.

Развивается сотрудничество между странами и в сфере ВПК. Так, Израильская компания «Аэрокосмическая промышленность» (Israel Aerospace Industries — IAI) и компания из ОАЭ "EDGEGroup" (обе во владении государства) в ноябре 2021 г. подписали два меморандума о взаимопонимании. Согласно первому документу, в ОАЭ будет создан совместный центр поддержки и продвижения электрооптических систем израильской разработки. Второй документ предполагает совместную разработку этими компаниями беспилотных средств передвижения по суше как для военных, так и для гражданских нужд17. Стало известно также, что израильская компания "Elbit

14 Godinho V. Abu Dhabi Global Market signs fintech agreement with Israel Securities Authority. Gulf Business, November 19, 2020. URL: https://gulfbusiness.com/abu-dhabi-global-market-signs-fintech-agreement-with-israel-securities-authority/ (accessed: 01.06.2022)

15 Ben-David R. New Israel-UAE agreement to promote innovation-based business ties. Times of Israel. October 19, 2021. URL: https://www.timesofisrael.com/new-israel-uae-agreement-to-promote-innovation-based-business-ties/ (accessed: 27.03.2022)

16 Там же.

17 Gross G.A. UAE, Israel sign deal to jointly develop military, commercial autonomous vehicles. Times of Israel, November 18, 2021. URL: https://www.timesofisrael. com/uae-israel-sign-deal-to-jointly-develop-military-commercial-autonomous-vehicles/ (accessed: 29.03.2022).

Systems" получила пятилетний контракт стоимостью 53 млн долл. от военно-воздушных сил (ВВС) ОАЭ на поставку своих систем электронной борьбы и систем защиты от ракет с инфракрасным наведением18. Эти системы планируется использовать для оснащения военно-транспортного самолета эмиратских ВВС.

Израильская компания по тестированию качества воды Lishtot была одной из первых, осуществивших прямые поставки своей продукции в Дубай19. В столице ОАЭ был открыт ряд кошерных ресторанов для обслуживания туристов из Израиля и посетителей-евреев. Израиль размещает свой павильон на Всемирной выставке Expo Dubai.

Бахрейн20

15 сентября 2020 г. Королевство Бахрейн вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами и Государством Израиль подписала «соглашения Авраама», в которых, однако, про развитие экономического сотрудничества с Тель-Авивом было написано только в одном предложении (в аналогичном документе, подписанном Израилем с ОАЭ, данному направлению было посвящено приложение на четыре страницы)21.

В рамках визита главы израильского Совета национальной безопасности Меира Бен Шаббата в сопровождении генерального директора МИД А. Ушпиза и исполняющего обязанности генерального директора канцелярии премьер-министра Р. Переца 18 октября 2020 г. в присутствии министра финансов США С. Мнучина были подписаны первые документы между двумя государствами, а именно: коммюнике об установлении мирных дипломатических отношений, меморандум о взаимопонимании по вопросам тор-

18 AhronhemA. Elbit to supply airborne defense systems to the UAE Air Force's tanker aircraft. Jerusalem Post, January 3, 2022. URL: https://www.jpost.com/middle-east/ article-691394 (accessed: 27.03.2022.)

19 Zaken D. Among the first consignments were the water quality testers of Jerusalem company Lishtot. Globes, September 3, 2020. URL: https://en.globes.co.il/en/article-dhl-flies-first-consignments-direct-from-israel-to-dubai-1001341501(accessed: 27.03.2022).

20При написании данного раздела использовались материалы из [Кротов, 2022].

21 Abraham Accords: Declaration of Peace, Cooperation, and Constructive Diplomatic and Friendly Relations.The U.S. Department of State. September 15, 2020. URL: https:// www.state.gov/wp-content/uploads/2020/09/Bahrain_Israel-Agreement-signed-FINAL-15-Sept-2020-508.pdf (accessed: 15.04.2022).

гово-экономического сотрудничества, меморандумы о взаимопонимании между министерствами финансов и министерствами иностранных дел двух стран, меморандумы о взаимопонимании в сфере телекоммуникации, сельского хозяйства и гражданской авиации22.

В целом дальнейшее расширение договорной базы для межгосударственной экономической кооперации происходило в областях торговли и технологий. Так, в декабре 2020 г. стороны подписали 3 меморандума о взаимопонимании, охватывающие сотрудничество в сфере разработки технологий и передачи инноваций, взаимодействия малого и среднего бизнеса стран. В январе следующего года крупнейшие банки Израиля "Leumi" и "Hapoalim" подписали соглашение о кооперации с национальным банком Бахрейна для предоставления возможности своим клиентам совершать транзакции напрямую между странами, что должно способствовать развитию торговли. В сентябре того года в ходе открытия израильского посольства в Бахрейне министром иностранных дел страны Й. Лапи-дом были подписаны рамочные соглашения о технологическом сотрудничестве в области энергетики и опреснения воды23. Наконец, в феврале 2022 г. Израиль и Бахрейн подписали соглашение о развитии сотрудничества в сфере научных исследований и разработок. Соглашение позволяет израильским компаниям запустить в Бахрейне пилотные проекты в таких приоритетных для обеих стран сферах, как: климат, энергоэффективность, электронная коммерция, произ-

24

водственные технологии24.

Однако даже по данным двум направлениям достигнутый прогресс в рамках экономического сотрудничества остается довольно скромным, как по количеству подписанных документов (порядка шести договоров и меморандумов), так и по совокупным экономическим показателям. Например, за последний квартал 2020 г. объем

22 Israel and Bahrain sign Memorandums of Understanding. Ministry of Foreign Affairs of Israel.October18, 2020. URL: https://www.gov.il/en/Departments/news/israel-and-bahrain-sign-memorandums-of-understanding-18-october-2020 (accessed: 20.05.2022).

23 Berman L. Lapid Inaugurates Israeli Embassy in Bahrain. Abraham Accords Peace Institute, September 2021. URL: https://www.aapeaceinstitute.org/latest/lapid-inaugurates-israeli-embassy-in-bahrain (accessed: 17.05.2022).

24 Zaken D. Investment and security top Bennett's agenda in Bahrain.Globes, February 16, 2022. URL: https://en.globes.co.il/en/article-investment-and-security-top-bennetts-agenda-in-bahrain-1001402525 (accessed: 29.03.2022).

товарооборота между странами составил 86 тыс. долл. США, а за весь 2021 г. достиг значения в 6.5 млн долл25.

При двустороннем взаимодействии в деловом сегменте на бах-рейнско-израильском направлении наблюдается смещение от торговли товаров на взаимодействие секторов услуг, что объясняется меньшей взаимодополняемостью структуры экспорта и импорта товарных групп за исключением медицинских препаратов и драгоценных камней. В то же время развитый финансовый сектор Королевства Бахрейн (обеспечивает 20% ВВП) и сектор Израиля, связанный с информационно-коммуникационными технологиями (образует 17% ВВП), представляют значительный потенциал для совместной кооперации [Guzansky, Fadlon, Even, 2020].

При оценке потенциала и динамики развития израильско-бахрейнских торгово-экономических отношений следует учитывать несколько факторов: во-первых, скромные размеры совокупного товарооборота и финансово-экономические возможности Манамы по сравнению с ОАЭ; во-вторых, меньшая взаимодополняемость израильского и бахрейнского национальных хозяйств при значительно большем технологическом отставании последнего; в-третьих, отсутствие неофициальных экономических связей Бахрейна с Израилем в противовес ОАЭ, которые негласно вели торговлю с еврейским государством с 2000-х годов, что вынуждает страны выстраивать контакты с нуля. Наконец, напряженная внутренняя обстановка внутри королевства, связанная с широким распространением недовольства правящей властью среди шиитской части населения, ограничивает действия политической и экономической элиты [Khurma, Farley, Sherman, 2020].

Наиболее существенным в сравнении с ОАЭ стало развитие связей в сфере безопасности Израиля и Бахрейна. Так, в феврале 2022 г. в ходе своего в Бахрейн министр обороны Б. Ганц подписал вместе со своим бахрейнским коллегой меморандум о взаимопонимании в сфере безопасности, первый документ такого характера между монархией Залива и Израиля.

25 Trade Countries — Imports and Exports. Central Bureau of Statistics (Israel). 2021. URL: https://www.cbs.gov.il/he/mediarelease/doclib/2021/427/16_21_427t1.pdf (accessed: 16.02.2022).

Марокко

На протяжении всего периода правления с 1999 г. Мухаммед VI тайно стимулировал через третьи страны импортные поставки израильского вооружения для элитных частей марокканской армии [Levi, 2018: 13], а израильтяне, имеющие марокканские корни, могли беспрепятственно посещать Марокко26.

22 декабря 2020 г. представители США, Марокко и Израиля в Рабате в присутствии короля Мухаммеда VI подписали Совместную декларацию, в соответствии с которой восстанавливались полноценные дипломатические и торговые отношения между двумя странами, а также устанавливалось прямое воздушное сообщение между Тель-Авивом и Марракешем. 11 августа 2021 г. Марокко и Израиль подписали три соглашения: о проведении регулярных политических консультаций, авиаперевозках и развитии культурных связей. 24 ноября 2021 г. министр обороны Израиля Б. Ганц завизировал совместное соглашение о взаимопонимании в области безопасности с министром обороны Марокко Абд аль-Латифом Лоди27. 26 мая 2022 г. министр инноваций, науки и технологий Израиля О. Фаркаш Акоэн и ее марокканский визави подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве в таких областях, как: искусственный интеллект; сельскохозяйственные технологии; возобновляемые источники энергии; биотехнологии28.

Судан

23 октября 2020 г. Судан согласился нормализовать отношения с Израилем и присоединиться к тем арабским странам, которые выразили поддержку новым дипломатическим усилиям США Ближнем Востоке29. В октябре 2020 г. две страны объявили об установлении дипломатических отношений, но открытия посольств до сих пор

26 Israel, Morocco agree to normalize relations in US-brokered deal. AlJazeera, December 10, 2020. URL: https://www.aljazeera.com/news/2020/12/10/israel-morocco-agree-to-normalise-relations-in-us-brokered-deal (accessed: 14.05.2022).

27 Gross J.A. In Morocco, Gantz signs Israel's first-ever defense MOU with an Arab country. Times of Israel, November 24, 2021. URL: https://www.timesofisrael.com/in-morocco-gantz-signs-israels-first-ever-defense-mou-with-an-arab-country/ (accessed: 16.05.2022).

28 Zaken D. Acharei Dubai veBahrein, Heskem Technologi shlishi le sarat hakhad-shanut (heb.) (После Дубая и Бахрейна, третий договор по технологиям у министра инноваций — иврит). May 26, 2022. URL: https://www.globes.co.il/news/article. aspx?did=1001413278(accessed: 30.05.2022).

29 President Donald J. Trump Brokers a Historic Peace Agreement Between Israel and Sudan. Washington: The White House, October 23, 2020. URL: https://trumpwhitehouse.

не произошло.6 апреля 2021 г. кабинет министров Судана принял решение, отменяющее закон 1958 г., запрещавший дипломатические и деловые контакты с Израилем30.

В феврале 2020 г. воздушное пространство Судана было открыто для пролета израильских самолетов.

Выводы и рекомендации

Региональная безопасность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соглашения Авраама не предлагают каких-либо радикальных идей, способных вывести ближневосточный регион из состояния повышенной конфликтогенности. Более того, в них изначально заложена своего рода «бомба замедленного действия», которая в случае детонации способна активизировать конфликт между странами-подписантами соглашений и Ираном. Россия при таком неблагоприятном раскладе смогла бы сыграть роль посредника, используя накопленный багаж позитивного сотрудничества с этими странами. В качестве инструмента посредничества в этом противостоянии имеет смысл продвигать тщательно проработанный и известный нашим партнерам российский план создания зоны региональной безопасности в регионе Персидского залива.

Палестинский трек (БВУ)

Соглашения Авраама лишь декларируют нерешенность палестинского вопроса, но не содержат никаких прорывных предложений по его урегулированию, которое было бы приемлемо для обеих сторон палестино-израильского конфликта. Опыт всех предыдущих инициатив достижению стабильного мира посредством реализации программ экономического развития в зоне палестино-израильской конфронтации более, чем убедительно продемонстрировал, что без политического урегулирования вопросов постоянного статуса (границы, статус Иерусалима, беженцы, поселения), рассчитывать на скорое наступление эры «процветания палестинского и израиль-

archives.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-brokers-historic-peace-agreement-israel-sudan/ (accessed: 17.05.2022).

30 Sudan's cabinet votes to repeal Israel boycott law. AlJazeera, April 6, 2021. URL: https://www.aljazeera.com/news/2021/4/6/sudanese-cabinet-votes-to-repeal-israel-boycott-law (accessed: 17.05.2022).

ского народов» — задача абсолютно бесперспективная, и заведомо обреченная на провал.

В России существует понимание того, что без справедливого решения вопроса о Палестине вакуум в сфере региональной безопасности на Ближнем Востоке по-прежнему будет продуцировать

31

новые угрозы и вызовы31.

Как представляется, произошедшие изменения в отношениях Израиля и ряда стран арабского Востока могут оказаться позитивными для процесса БВУ как минимум по трем причинам. Во-первых, осознание смены парадигмы в отношении к Израилю со стороны стран Персидского залива может заставить палестинское руководство пересмотреть свои позиции и интенсифицировать процесс как внутри палестинского примирения, так и урегулирования непосредственно конфликта с Израилем. Во-вторых, как ни странно, в случае реализации планов делового сотрудничества Израиля с ОАЭ, Бахрейном и, может быть, другими странами региона, израильским политикам придётся внимательнее прислушиваться к их позиции по вопросу решения конфликта с палестинцами, так как у них появится реальный (экономический и финансовый) рычаг давления на Израиль. И, в-третьих, в случае возникновения позитивной тенденции в процессе урегулирования палестино-израильского конфликта, указанные страны, скорее всего, будут готовы выступить активными медиаторами и спонсорами осуществления договоренностей между сторонами.

Экономическое сотрудничество

В научных публикациях и материалах СМИ по текущим событиям на Ближнем Востоке редко рассматривается экономическая составляющая кризисной обстановки в этом регионе, что не вполне обоснованно. Среди множества перспективных проектов с участием России можно выделить следующие.

Наращивание российских торговых потоков в рассматриваемые здесь пять ближневосточных стран. В условиях санкционного режима это вполне соответствует курсу на изменение географической направленности нашей внешней торговли. В последнее время происходит наращивание объемов российско-арабской торговли. Товарная номенклатура российского экспорта, очевидно, будет

31 Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова нью-йоркскому бюро телеканала «Аль-Арабия», Москва, 21 сентября. Информационный бюллетень Департамента информации печати МИД России, 21.09.2021. С. 15-16.

включать продовольствие, продукцию ОПК, энергетическое сырье, изделия вновь создаваемых высокотехнологичных предприятий и др. Развитая транспортная инфраструктура ОАЭ и Израиля поможет решить логистические проблемы. Эмираты уже давно утвердились в качестве очень крупного транспортного хаба и делового центра не только Ближнего Востока, но и Африки. По итогам 2021 г. ОАЭ занимали первое место среди торговых партнеров нашей страны в арабском мире (двусторонний товарооборот оставил 5,1 млрд долл.).

Для расширения этих торговых направлений закономерным представляется создание новых трансконтинентальных транспортных коридоров. Они имели бы не только большое хозяйственное значение, но и послужили одним из фундаментов смягчения арабо-иранского противостояния. При отсутствии интереса российских транспортных и строительных компаний к этим коридорам есть риск появления логистических цепочек в обход России.

Инновации

К началу третьего десятилетия XXI в. многие страны мира, в том числе и ряд стран Ближнего Востока, сформулировали и, так или иначе, начали реализовывать на национальном уровне планы по формированию системы, обеспечивающей долговременное устойчивое развитие. Решение ряда задач при реализации соответствующих планов требует внедрения новейших подходов и технологий, что напрямую связано с инновационной составляющей экономической деятельности. Очевидно, также, что эффективное решение ряда поставленных задач в рамках реализации национальных стратегий устойчивого развития требует наднационального, интегративного подхода. Ускорение процессов цифровой трансформации позволяют по-новому посмотреть на возможности реализации стратегий устойчивого развития на Ближнем Востоке.

Россия, играющая значимую роль в ряде политических процессов, происходящих на Ближнем Востоке, должна иметь возможность конвертировать текущие успехи в долгосрочные проекты, которые позволят ей оставаться влиятельным внешним актором в регионе. Представляется, что сотрудничество в вопросах устойчивого развития, особенно в контексте инноваций в данной сфере не только будет отвечать данной задаче, но и соответствует общему курсу на развитие в нашей стране инновационной экономики, создаст внешние условия для технологического перехода (технологического скачка) России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кротов И.И. Экономическое сотрудничество как фактор выстраивания новой системы отношений между Израилем и арабскими государствами Персидского залива. Магистерская диссертация. МГУ имени М.В. Ломоносова. Факультет мировой политики. Рукопись. М., 2022.

2. Alter E.C.F., Janardhan N. Abraham Accords: Legal Interpretation and Scope for Collaboration with Asia. Abu Dhabi: Abu Dhabi Emirates Diplomatic Academy, 2021.

3. Amr J. The Regional Impact of the Abraham Accords. West Point, N.Y. Modern War Institute, 2021.

4. Guzansky Y., Fadlon T., Even Sh. The Economic-Strategic Dimension of the Abraham Accords. The Institute for National Security Studies, October 2020. URL: https:// www.inss.org.il/publication/abraham-accords-economic-dimension/ (accessed: 20.05.2022).

5. Khurma M., Farley A., Sherman B. UAE, Bahrain Normalize relations with Israel. Wilson Center, September 2020. URL: https://www.wilsoncenter.org/article/news-roundup-uae-bahrain-normalize-relations-israel (accessed: 20.05.2022).

6. Levi E. Israel and Morocco: Cooperation Rooted in Heritage. Mitvim. The Israeli Institute for Regional Foreign Policies. Ramat-Gan, Israel. 2018.

7. Maital S., Barzani E. The Economic Impact of the Abraham Accords After One Year: Passions vs. Interests. Haifa: Technion, Samuel Neaman Institute for National Policy Research, 2021.

8. Makovsky M., Hannah J., MisztalB., Ruhe J., Cicurel A., Ghalili A., Millner S. (Project Staff). A Stronger and Wider Peace: A U.S. Strategy for Advancing the Abraham Accords. Washington: The Jewish Institute of National Security of America (JINSA), 2022.

9. Norlen T., Sinai Т., George C. The Abraham Accords: Paradigm Shift or Realpolitik? Garmisch-Partenkirchen: Marshall European Center for Security Studies, 2020.

10. Rehman A. U. Causes behind the Abraham Accord and its consequences for the Peace Process in the Middle East. The Middle East Journal., 2021. Vol. 2. No. 4. P. 73-83.

11. Sudan Country Study Guide. Strategic Information and Developments. New York: International Business Publications, Inc., Vol. 1, 2017.

REFERENCES

1. Krotov I.I. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo kak faktor vystraivaniya novoj sistemy otnoshenij mezhdu Izrailem i arabskimi gosudarstvami Persidskogo zaliva. [Economic Cooperation as a Factor in Building a New System of Relations Between Israel and the Arab States of the Persian Gulf.] Master's thesis. Moscow Lomonosov State University, Faculty of World Politics. Manuscript. Moscow. 2022. (In Russ.)

2. Alter E.C.F., Janardhan N. Abraham Accords: Legal Interpretation and Scope for Collaboration with Asia. Abu Dhabi: Abu Dhabi Emirates Diplomatic Academy, 2021.

3. Amr J. The Regional Impact of the Abraham Accords. West Point, N.Y. Modern War Institute, 2021.

4. Guzansky Y., Fadlon T., Even Sh. The Economic-Strategic Dimension of the Abraham Accords. The Institute for National Security Studies, October 2020. URL: https:// www.inss.org.il/publication/abraham-accords-economic-dimension/(accessed: 20.05.2022).

5. Khurma M., Farley A., Sherman B. UAE, Bahrain Normalize relations with Israel. Wilson Center, September 2020. URL: https://www.wilsoncenter.org/article/news-roundup-uae-bahrain-normalize-relations-israel (accessed: 20.05.2022).

6. Levi E. (2018) Israel and Morocco: Cooperation Rooted in Heritage. Mitvim. The Israeli Institute for Regional Foreign Policies. Ramat-Gan, Israel.

7. Maital S., Barzani E. The Economic Impact of the Abraham Accords After One Year: Passions vs. Interests. Haifa: Technion, Samuel Neaman Institute for National Policy Research, 2021.

8. Makovsky M., Hannah J., Misztal B., Ruhe J., Cicurel A., Ghalili A., Millner S. (Project Staff). A Stronger and Wider Peace: A U.S. Strategy for Advancing the Abraham Accords. Washington: The Jewish Institute of National Security of America (JINSA), 2022.

9. Norlen T., Sinai T. George C. The Abraham Accords: Paradigm Shift or Realpolitik? Garmisch-Partenkirchen: Marshall European Center for Security Studies 2020.

10. Rehman A.U. Causes behind the Abraham Accord and its consequences for the Peace Process in the Middle East. The Middle East Journal., 2021. Vol. 2.No. 4, pp. 73-83.

11. Sudan Country Study Guide. Strategic Information and Developments. New York: International Business Publications, Inc., Vol. 1, 2017.

Статья поступила в редакцию 19.09.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 26.09.2022

The article was submitted 19.09.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 26.09.2022

ОБ АВТОРАХ

Крылов Александр Владимирович — доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, профессор кафедры востоковедения; a.krylov@inno.mgimo.ru

Федорченко Андрей Васильевич — доктор экономических наук, профессор, директор Центра ближневосточных исследований Института международных исследований МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН; профессор ИСАА МГУ; a.fedorchenko@inno.mgimo.ru

Марьясис Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, зав. отделом изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН; dmaryasis@ivran.ru

ABOUT THE AUTHORS

Alexander V. Krylov — DSc (History), professor, Leading Research Fellow, Center for Middle East Studies of the Institute of International Relations at MGIMO, MFA of the Russian Federation; a.krylov@inno.mgimo.ru

Andrey V. Fedorchenko — DSc (Economy), professor, Head of the Center for Middle East Studies of the Institute of International Relations at MGIMO, MFA of the Russian Federation; Leading researcher, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences; professor, IAAS MSU; a.fedorchenko@inno.mgimo.ru

Dmitry A. Maryasis — PhD (Economy), Head of the Department of Israel and Jewish Communities Studies, Institute of Oriental Studies RAS; dmaryasis@ivran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.