Политические проблемы международных отношений,
глобального и регионального развития
DOI: 10.31862/2500-2988-2021-12-2-129-143 С.В. Мельникова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 119454 г. Москва, Российская Федерация
Ближневосточный курс
Д. Трампа и Дж. Байдена через призму
«традиционной» политики США в регионе
Статья посвящена изучению ближневосточного курса Трампа и Байдена через призму исторически сложившейся «традиционной» ближневосточной политики США. Также в работе анализируется, в какой степени подход Байдена будет отличаться от подхода Трампа и как он отразится на трендах, наметившихся на Ближнем Востоке, в американо-израильских отношениях и на палестинском направлении с 2016 по 2020 гг. Актуальность темы определяется тем, что подход Трампа, резко отличающийся от «классического» американского подхода, привел к изменению роли США в регионе, а также возобновлению арабо-израильского мирного процесса на фоне увеличения темпов строительства еврейских поселений на оккупированных территориях и ухудшения положения палестинцев. В результате исследования автор приходит к выводу, что подход Байдена, в отличие от подхода Трампа, вероятно, будет четко вписан в традиционную американскую логику поддержания баланса в палестинском вопросе при сохранении союзнических отношений с Израилем. Однако это не окажет серьезного влияния на такие глобальные тренды, как нормализация отношений между Израилем и арабскими странами, и не остановит падение международного интереса к палестинской проблеме. Более того, такие
1ШУ
© Мельникова С.В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
129
шаги Трампа, как перенос посольства США в Иерусалим и признание Гол-ланских высот частью Израиля, тоже останутся частью ближневосточной реальности. С поражением Трампа, вероятно, изменится иранская политика США, также возможно незначительное изменение некоторых аспектов внутренней израильской политики.
Ключевые слова: выборы президента США, Джо Байден, Дональд Трамп, палестино-израильских конфликт, мирный процесс на Ближнем Востоке, ближневосточная политика США
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мельникова С.В. Ближневосточный курс Д. Трампа и Дж. Байдена через призму «традиционной» политики США в регионе // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2021. Т. 12. № 2. С. 129-143. DOI: 10.31862/2500-2988-2021-12-2-129-143
DOI: 10.31862/2500-2988-2021-12-2-129-143 S.V. Melnikova
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, 119454, Russian Federation
D. Trump's and J. Biden's Middle East course through the prism of the "traditional" US policy in the region
The article is devoted to the study of the Middle East course of Trump and
Biden through the prism of the historically formed "traditional" US Middle East
policy and to the assessment of possible influence of Joe Biden presidential
elections 2020 win on the US Israeli-Palestinian politics, and on the global
trends shaped by D. Trump's Middle Eastern politics. The research was carried
± out through historical and comparative analysis. Trump's strategy was differ-
§ o >x ent from the "traditional" US approach of maintaining balance in the PalesO Q ^
? £ J tinian conflict and led to the resumption of the Arab-Israeli peace process, 5 | rapid increase in the number of Jewish settlements on the occupied territories and to the degradation of living conditions of the Palestinians. The author concludes that Biden's approach, in contrast to the Trump's approach,
Ю
о Q- X
с z 5
130
is Likely to be closer to the traditional US Logic of maintaining balance in the Palestinian-Israeli conflict. However, it will affect neither such global trends as normalization of relations between Israel and the Arab countries, nor will it stop the decline of international interest in the Palestinian problem. Moreover, such Trump's moves as moving the US Embassy to Jerusalem and recognizing the Gollan Heights to be a part of Israel are likely to remain a part of the Middle Eastern reality. Trump's defeat would probably lead to the correction of the Iran policy of the United States. Moreover, it may also define some changes in the Israeli domestic politics.
Key words: US presidential election, Biden, Trump, Palestinian-Israeli conflict, peace process, US middle eastern policy
FOR CITATION: Melnikova S.V. D. Trump's and J. Biden's Middle East course through the prism of the "Traditional" US policy in the region. Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 2. Pp. 129-143. (In Russ.) DOI: 10.31862/2500-2988-2021-12-2-129-143
Введение
Политика США на Ближнем Востоке на протяжении десятилетий оказывает серьезное влияние на политическое и экономическое состояние региона. Ближний Восток, в свою очередь, был и остается важным направлением для каждой американской администрации. План, предложенный администрацией Д. Трампа в 2019 г., радикально изменил традиционный американский подход к политике на Ближнем Востоке и, в частности, к палестино-израильскому вопросу более того, этот план стал импульсом к началу революционных изменений в сложной мозаике ближневосточных противоречий. При этом видение американской ближневосточной политики избранного в ноябре 2020 г. президентом США Дж. Байдена на уровне риторики радикально отличается от видения Трампа.
Цель этого исследования состоит в том, чтобы определить, какое место подход Д. Трампа занимает в ближневосточной политике США, а также спрогнозировать, какой будет политика Байдена на этом направ- ®
т, ю
лении, и приведет ли она к остановке процессов, запущенных на Ближ- о^
нем Востоке администрацией 45-го президента США. ^ |
Для достижения цели автор ставит перед собой следующие задачи: § о
нию палестинской проблемы;
z
9 е.*
рассмотреть историю американо-израильского сотрудничества ¥ ™ ^ и политики США в регионе для определения «традиционных» особен- х 3 1 ностей американского ближневосточного подхода и подхода к реше- ^ ^ |Е
- изучить некоторые результаты политики Трампа на ближневосточном направлении и определить, как она вписывается в «классическую» американскую политику;
- составить прогноз, каким может стать ближневосточный подход Дж. Байдена и приведет ли он к остановке процессов, запущенных на Ближнем Востоке администрацией 45-го президента США.
В процессе исследования автор изучает некоторые аспекты истории американо-израильских отношений, процесс формирования ближневосточной политики США и подходы к ближневосточной политике различных американских лидеров с целью определения «классического» американского подхода, используя при этом метод исторического анализа. При сопоставлении ближневосточных подходов США в разные исторические периоды, при Трампе и Байдене автор использует метод сравнительного анализа.
Актуальность исследования определяется тем, что ситуация на Ближнем Востоке меняется. Во многом это происходит из-за начала реализации «Сделки века» и активизации мирного процесса на Ближнем Востоке, которая выражается в нормализации отношений между Израилем и такими странами арабского лагеря, как ОАЭ, Бахрейн и Судан. Достижение мира между Израилем и арабскими странами больше не увязывается с решением палестинского вопроса, как это было, например в Арабской мирной инициативе 2002 г.1 Палестино-израильский конфликт выносится за скобки арабо-израильского и, как следствие, теряет свое место в системе современных международных отношений. Закрепление этого тренда в будущем серьезно зависит от политики США.
В отечественной литературе тема американо-израильских отношений хорошо разработана. Базовыми являются работы, посвященные общей эволюции американо-израильского партнерства [2], а также его роли в палестино-израильском противостоянии [11] и влиянии на ближневосточный регион в целом. Есть много публикаций, посвященных анализу подхода конкретного президента США к решению палестинской проблемы [5], влиянию еврейского лобби на внешнюю политику США [8].
5 Также за последнее время вышли несколько работ, посвященных пре-
зидентским выборам США 2020 г. [7]. Тема стратегии Трампа на Ближнем Востоке [15], американо-израильских отношений [19] и ситуации на Ближнем Востоке в свете выборов в США [14] хорошо освещены о ;х в работах западных исследователей. Автор этой статьи считает важным
О- X
изучение подходов конкретной администрации именно через призму
ю
о О- х 1= з
О) I
Ü
о
d z o 1 Arab Peace Initiative - LAS Summit. URL: https://www.un.org/unispal/document/auto-
insert-181223/ (accessed: 28.10.2020).
исторически сложившейся политики США в регионе, т.к. это позволяет сформировать более глубокое понимание региональных процессов и динамики американского ближневосточного подхода.
Место ближневосточного подхода Д. Трампа в традиционной региональной политике США
Сложно обозначить конкретный период, когда отношения между США и государством Израиль перешли в категорию «особых». Еще с XIX в. американские власти активно выстраивали свою ближневосточную политику, а уже после 1945 г. Ближний Восток стал одним из внешнеполитических приоритетов США, чему способствовали не только развитие торговых отношений со странами региона и рост потребления нефти, но и обострившиеся проблемы еврейских беженцев. Именно эти два вопроса - «еврейский» и «нефтяной» - обусловили стремление США после Второй мировой войны выстраивать партнерские отношения и с Израилем, и с арабскими странами, формируя подход «гаранта стабильности» в регионе [11, с. 1-2].
Уже Ф.Д. Рузвельт, при своем открытом одобрении планов по созданию в Палестине «еврейского очага», подчеркивал, что США в любом случае будут учитывать интересы арабских стран. Г. Трумэн, вступив в должность президента, принял Декларацию Бальфура, однако отношения между США и Израилем при нем так и не стали союзническими2. В начале 1950-х гг. для США арабо-израильский конфликт был, по сути, частью холодной войны, и американские власти не стремились резко улучшать отношения с Израилем в ущерб их отношениям с арабскими странами и, тем более, с СССР.
Вопреки классическому представлению о том, что «особые» отношения США и Израиля стали складываться при президенте Дж.Ф. Кеннеди или благодаря ему, протоколы встречи Кеннеди и премьер-министра Д. Бен-Гуриона демонстрируют, что в 1960-х гг. выгоды от крепкого стратегического партнерства двух государств еще не были очевидны для американской администрации3. Кеннеди до последнего пытался отложить увеличение поставок «тяжелых вооружений» Израилю, f в частности, не оборонительного, а наступательного зенитного комплекса «Хоук». Он, в уже ставшей для США традиционной манере, стремил- ¡1 х ся проводить максимально сбалансированную политику на Ближнем ш i
__* о=х
-2--и Q_ X
2 U.S. Récognition of the State of Israël. National Archives. URL: https://www.archives.gov/ го x
education/lessons/us-israel (accessed: 12.11.2020). fE g
3 Memorandum from Deputy Special Assistant to the President - Kennedy-Ben-Gurion ^ л § Meeting (May 30, 1961). URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/kennedy-ben-gurion- m z о
meeting-may-1961(accessed: 12.11.2020).
Востоке, сохраняя хорошие отношения и с Израилем, и с арабскими странами, тем самым не допуская усиления СССР в регионе [12, с. 208].
При этом сложно не признать, что американо-израильские отношения получили новый вектор развития именно в 1960-е гг. Кеннеди стал президентом в 1960 г. во многом благодаря еврейскому электорату (82% еврейских голосов у Кеннеди против 18% у Никсона) [10, с. 119]. В середине своего первого срока он принял решение о начале поставок Израилю «Хоук», во многом, для того, чтобы сохранить поддержку еврейской диаспоры, тем самым обеспечив себе переизбрание в ноябре 1964 г.
После шестидневной войны 1967 г. Израиль стал официально союзником США. С тех пор практически каждый президент США разрабатывает свой, уникальный, план разрешения арабо-израильского или палестино-израильского конфликтов.
При безусловной уникальности каждого предложенного плана или мирной инициативы, основы американского ближневосточного подхода оставались неизменными. Во-первых, сохранялись линия на обеспечение баланса в регионе и стремление поддерживать с арабскими странами нормальные отношения при союзнических с Израилем. Во-вторых, в определенной степени делался акцент на важность соблюдения прав палестинского народа, а оккупация Израилем значительной части палестинских территорий и масштабное строительство поселений осуждались.
Если при Д. Эйзенхауэре и Кеннеди «особые» отношения между США и Израилем только формировались, то при президенте Дж. Картере был разработан первый план «К миру на Ближнем Востоке» [3, с. 66]. Он, как и любой успешный кандидат в президенты США, во время своей предвыборной кампании говорил о невозможности ведения переговоров с Палестинской национальной администрацией (ПНА) и о приоритеза-ции отношений с Израилем, чем обеспечил себе поддержку со стороны еврейского электората [17, с. 153]. Однако именно во время президентства Картера на палестинцев посмотрели по-новому: из формата «гума-5 нитарной проблемы» или «террористической проблемы» палестинский
вопрос перешел в измерение «ключевого» на Ближнем Востоке, а проблема создания Палестинской автономии стала неотъемлемой частью ближневосточной повестки [16, с. 8].
ю
0
о. х 1= з
Ш I
§ о >х В 1982 г. администрация Р. Рейгана представила свой план, и при том,
ш °.х 5 ГО I
1 И °
о ш н ных им в результате Шестидневной войны территорий была четко
что в нем право палестинцев на создание своего государства не утверждалось, необходимость освобождения Израилем большей части захвачен-
[= z о
обозначена. В 2000 г. при активном посредничестве Б. Клинтона
были проведены переговоры в Кэмп-Дэвиде. Дж. Буш открыто критиковал поселенческую политику Израиля, а спорные территории обозначались как оккупированные.
Администрация Б. Обамы в 2013 г. представила «план Керри» (назван по фамилии госсекретаря Дж.Ф. Керри), в соответствии с которым стороны должны были добиться примирения через обмен территориями и допущение иностранных сил в зону конфликта [3, с. 66]. На юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Обама сказал, что обе стороны выиграют, если Израиль признает, что он не может оккупировать палестинские земли вечно, а палестинцы признают законность существования государства Израиль4.
Таким образом, при том что Израиль является одним из самых важных союзников США, на протяжении последних десятилетий политика Соединенных Штатов оставалась в рамках концепции сохранения баланса в регионе.
«Преемственность» в подходах американских президентов к палестинской проблеме была нарушена Д. Трампом, чья политика в этом вопросе серьезно отличалась от политики его предшественников. Такие действия Трампа, как перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, значительное сокращение финансирования Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам (БАПОР), признание Голландских высот частью территории Израиля, одобрение односторонних действий Израиля по аннексии части Западного берега, имеют явно произраильский характер и способствуют значительному усилению Израиля в регионе.
Представители администрации Трампа не раз говорили о том, что строительство поселений на оккупированных территориях не является, с их точки зрения, нарушением международного права5. Так, во время голосования в Совете безопасности ООН по вопросу принятия резолюции № 2334, осуждающей строительство поселений, представители США предпочли воздержаться [Там же, с. 65]. На протяжении президентского срока Трампа (2017-2020) поселенческая активность Израиля на оккупированных территориях значительно увеличилась. Если в пери- з од президентства Обамы на оккупированных территориях строилась ^
4 Barack Obama tells Israel it 'cannot permanently occupy and settle Palestinian land'. ^ i Independent. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/barack-obama- g gjx israel-palestine-comments-occupation-settlements-cannot-be-permanent-a7319956.html ro x (accessed: 12.11.2020). ¡E jj |
5 Israeli Settlements Don't Violate International Law, Pompeo Announces. Haaretz. ^ * § URL: https://www.haaretz.com/us-news/israeli-settlements-not-inconsistent-with-international- c z o law-pompeo-to-announce-1.8139055 (accessed: 30.10.2020).
ю
в среднем 1,8 тыс. новых домов, то при Трампе в год появлялось уже более 2,2 тыс.6 Более того, при Трампе представители Совета еврейских поселений Иудеи, Самарии и сектора Газа встречались с высокопоставленными должностными лицами администрации США, например, со специальным представителем Трампа на Ближнем Востоке Дж. Гринблаттом. Послом в Израиле Трамп назначил Д. Фридмана, открыто выступающего за активизацию строительства поселений и известного своими жесткими заявлениями и призывами аннексировать Западный берег.
Реализация плана Трампа по ближневосточному урегулированию («Сделка века») запустила процесс нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами. Если на протяжении всей истории арабо-израильского противостояния нерешенность палестинского вопроса была основным препятствием на пути к миру, то теперь проблема Палестины была вынесена за скобки мирного процесса и не помешала подписанию мирных договоренностей между Израилем и ОАЭ, Суданом и Бахрейном.
Так, нужно отметить, что ближневосточная политика Д. Трампа выходит за рамки «классического» подхода США в регионе. За четыре года президентского срока Трампа США перестали быть посредником между палестинцами и израильтянами, выполняя исключительно роль союзника Израиля, поддерживающего его во всем и любыми средствами. Это привело к активизации следующих процессов: резкое ухудшение положения палестинцев, увеличение скорости израильского строительства на оккупированных территориях и старт процесса нормализации отношений между Израилем и арабскими странами в обход решения палестинской проблемы. Интересно проанализировать, насколько победа Дж. Байдена повлияет на ближневосточную политику США и их подход к решению палестинского вопроса, приведет ли смена американской администрации к остановке или замедлению обозначенных процессов?
Подход Джо Байдена
Можно выделить несколько основных аспектов ближневосточной f политики США, которые в контексте американо-израильских отно-
^ шений вызывают особый интерес: это отношение правящей админи-
§_ х страции к созданию палестинского государства, к планам Израиля по аннексии палестинских территорий, к строительству поселений, переносу посольства США в Иерусалим и к заключению мирных дого-
О) I X d
* о=х ® го Х
^ ш воров между Израилем и некоторыми арабскими государствами.
o
EI Z o 6 New 2018 Population Data for Israelis in the West Bank. Peace now. URL: https://
1peacenow.org.il/en/population-data-in-israel-and-in-the-west-bank (aaccessed: 11.11.2020).
В предвыборной платформе Байдена американо-израильские отношения и палестинская проблема рассматриваются в традиционном для Демократической партии формате. Утверждается важность отношений с Израилем, а также необходимость способствовать решению конфликта через создание «жизнеспособного» палестинского государства при обеспечении безопасности государства Израиль и сохранении его еврейского характера. При этом отмечается неприемлемость односторонних действий, таких, как аннексия территорий и расширение еврейских
"7
поселений7.
Логично ожидать от администрации Байдена проведение политики, сходной с политикой Обамы. Так, например, во время президентства Обамы Байден сыграл серьезную роль в замораживании строительства поселений в Иерусалиме. В 2010 г. после того, как он в качестве вице-президента США посетил Израиль, Иерусалимский региональный комитет по планированию и строительству опубликовал план строительства 1800 новых жилых единиц в районе Рамат-Шломо к северу от Зеленой линии. Это привело к серьезному кризису в американо-израильских отношениях, и под давлением США строительство было заморожено до тех пор, пока в США к власти не пришел Трамп. Сегодня, ожидая, что после смены администрации строительство поселений может быть вновь заморожено, власти Иерусалима делают все, чтобы ускорить процесс утверждения планов по созданию новых кварталов за зеленой линией. Так, на первый взгляд, ужесточение политики США по отношению к Израилю с приходом Байдена к власти кажется очень вероятным, однако при более детальном рассмотрении становится понятно, что это не совсем так.
Безусловно, после четырех лет президентства Трампа Израиль, привыкший к тому, что любые его действия находят поддержку в Белом доме, услышит антиизраильскую риторику в заявлениях Байдена о важности соблюдения прав палестинского народа, в осуждении строительства поселений и приоритетности формулы «два государства для двух народов». Однако, по большому счету, риторика Байдена - это не признак «ужесточения» израильской политики США, а, скорее, лишь возвращение к классическому подходу США к отношениям с Еврейским ® государством и к палестинской проблеме, в частности. Администрация ^ Байдена, как любая американская администрация, ограничена в своих ^ | возможностях и не может быть «антиизраильской» по определению, при § о =х
S ГО I
--х S3
7 2020 Democratic Party Platform. URL: https://www.demconvention.com/wp-content/ ^ л §
uploads/2020/08/2020-07-31-Democratic-Party-Platform-For-Distribution.pdf (accessed: с z о 27.10.2020). f
Z
том, что США по-прежнему заинтересованы в сохранении определенного баланса на Ближнем Востоке.
Так, например, изначально в тексте демократической платформы присутствовали слова о необходимости освободить палестинцев от жизни в оккупации, однако под давлением еврейских сообществ США ссылка на оккупационный характер внешней политики Израиля была удалена. Другой пример: не так давно представители Демократической партии призывали ограничить финансовую помощь, которую США оказывают Израилю, в случае начала оккупационных действий. Однако инициатива, оформленная в виде письма к госсекретарю М. Помпео, встретила серьезное сопротивление Американо-израильского комитета по общественным связям (АИКОС) и не имела реальных последствий8.
Байден уже заявил, что не намерен переносить посольство США обратно в Тель-Авив из Иерусалима. Несмотря на то, что американское консульство в Восточном Иерусалиме, вероятно, вновь будет открыто для палестинцев, а палестинское представительство вновь будет открыто в Вашингтоне9, следует отметить, что такие шаги достаточно формальны и ведут только к снятию напряженности между США и Палестиной, но не возвращают Соединенным Штатам статус посредника в палестино-израильском конфликте. Даже если представить, что палестино-израильское урегулирование войдет в список внешнеполитических приоритетов Байдена, то для изменения уже заданного Трампом курса ему придется потратить значительное количество ресурсов и в короткий срок организовать международную платформу для проведения палестино-израильских переговоров, которые, в свою очередь, имеют шанс стать эффективными лишь при участии стран-членов квартета, а также других международных игроков. В условиях пандемии такой международно-политический проект представляется слишком сложным, чтобы занять приоритетное место в политике нового президента США.
Мирные договоры, заключенные между Израилем и некоторыми арабскими государствами, - это свершившийся факт, который в бли-5 жайшие годы останется важнейшей определяющей для политической
и экономической архитектуры Ближнего Востока. Вне зависимости от того, как администрация Байдена видит этот аспект международной
ю о
о. х 1= з
О) X X Cl ^ О). О. X
8 Edward Moreno J. Progressive lawmakers call for conditions on Israel aid. The Hill. URL: ro x https://thehill.com/policy/international/505224-progressive-lawmakers-call-for-conditions-¡E g on-israel-aid (accessed: 27.10.2020).
^ » § 9 If elected, Biden to restore Palestinian aid, reopen PLO office in Washington: Harris. Al Ara-
[Z z o biya. URL: https://english.alarabiya.net/en/News/middle-east/2020/11/03/If-elected-Biden-
to-restore-Palestinian-aid-reopen-PLO-office-in-Washington-Hams (accessed: 12.11.2020).
повестки, ОАЭ, Бахрейн и Судан намерены максимально использовать те экономические возможности, которые открывает им установление дипломатических отношений с Израилем. Связи между Израилем и странами Персидского залива в последние годы стремительно развивались, подкрепленные общей угрозой со стороны Ирана. Теперь же, после заключения мирных договоров, только по примерным оценкам за 3-5 лет объем ежегодной торговли между Израилем и ОАЭ достигнет более 4 млрд долл. США10.
Единственное изменение, которого можно ждать от Байдена, - это изменение подхода США к иранской проблеме. Байден был убежденным сторонником Совместного Всеобъемлющего плана действий - ядерного соглашения, разработанного администрацией Обамы - соглашения, против которого выступал премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху. Бай-ден назвал решение администрации Трампа выйти из соглашения «катастрофой» и заявил, что в случае его победы будет готов восстановить договоренности с Ираном.
И, тем не менее, если поражение Трампа не остановит глобальные процессы, на израильской внутренней политике оно, вероятно, отразится в значительной степени.
Под вопросом остается, насколько Трамп в качестве президента США был предпочтительней именно для Израиля, а не конкретно для израильского премьер-министра. Прекрасные личные отношения, которые сложились между Трампом и Нетаньяху, объясняют, почему победа Трампа была так важна для лидера партии Ликуд. Премьер-министр заявил в своем выступлении в Кнессете, что для Израиля нет разницы, кто победит, республиканцы или демократы, однако до последнего не поздравлял Байдена с победой и старался не называть его новым президентом США11. Нетаньяху имеет сложные отношения с Демократической партией США, во многом из-за разногласий с администрацией Обамы по поводу строительства поселений и иранской ядерной сделки. Теперь, после поражения Трампа, он будет лишен поддержки американского президента и, вероятно, уверенности, с которой в течение последних четырех лет действовал как внутри Израиля, так и за его з пределами. Планы (и предвыборные обещания) Нетаньяху, связанные с аннексией части Западного берега, отложенные ради заключения ^ соглашений о нормализации отношений с ОАЭ и Бахрейном, теперь ^ |
X ^
__* о>х
--и Œ X
10 Josephs J. Israel-UAE peace deal "big" for trade in Middle East. BBC News. URL: https:// го x
www.bbc.com/news/business-54574022 (accessed: 19.11.2020). fE g
11 Harel A. There is one thing Trump can do to help netanyahu. Haaretz. URL: https:// ^ л § www.haaretz.com/israel-news/.premium-there-is-one-thing-trump-can-do-to-help-netanyahu- m z о 1.9306943 (accessed: 16.11.2020).
сложно реализуемы. В рамках данного исследования нет возможности вдаваться в подробности внутриизраильской электоральной повестки, однако важно отметить, что с победой Байдена позиции нынешнего лидера Израиля ослабевают и это может стоить ему победы на ближайших выборах.
Заключение
В Израиле большинство надеялось на победу Трампа. Как показали опросы, проведенные Институтом Брукинса, 59% граждан Еврейского государства высоко оценивают его политику12. Однако интерес израильтян к предвыборной гонке в США 2020 г. был рекордно низок. Нетипично спокойное отношение к американским выборам объясняется не только тем, что страна озабочена внутренними проблемами, такими, как негативные последствия пандемии COVID-19 или коррупционные скандалы вокруг Нетаньяху, но и тем, что все меньше людей верят в возможность возобновления переговорного процесса и конструктивное разрешение палестинской проблемы вне зависимости от того, кто находится у власти в США, и такой скептицизм кажется оправданным.
Ближневосточная политика США начала складываться в начале ХХ в. Традиционным стал подход поддержания нормальных отношений как с Израилем, так и с арабскими странами. Выбор именно такой стратегии был обусловлен двумя аспектами: высокой актуальностью вопросов «еврейской миграции», с одной стороны, и важностью обеспечения стабильной нефтяной торговли с арабскими странами - с другой. Более того, реалии холодной войны заставляли власти США опасаться возможного усиления СССР в регионе, которое стало бы вероятным в случае ухудшения отношений США с одной из сторон конфликта.
В этой же логике складывался подход США к палестинской проблеме: при оказании поддержки Израилю практически все американские президенты подчеркивали важность соблюдения прав палестинского населения, осуждали возможные односторонние действия Израиля, строительство поселений на оккупированных территориях и т.д. Под-
f ход же Трампа стал исключением: вследствие его откровенно произра-
ш
^ ильских шагов США потеряли свой статус посредника между палестин-
§. х цами и израильтянами, сохранив за собой лишь роль союзника Израиля.
С
ш I Изменения, произошедшие на Ближнем Востоке за последние 4 года,
и §_'! революционны. Перенос американского посольства в Иерусалим,
¥ го I
^ л § 12 Tehlami S. Poll: Jewish Israelis love Trump. The Brookings institution. URL: https://www.
С Z о brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/05/15/poll-jewish-israelis-love-trump/ (accessed:
12.11.2020).
признание Америкой Голландских высот частью Израиля, заключение мирных соглашений между Израилем и некоторыми арабскими странами на фоне рекордно быстрого израильского строительства на оккупированных палестинских землях - еще вчера все это казалось невозможным, а уже сегодня является неотъемлемой частью реальности на Ближнем Востоке.
Подход же Байдена, вероятнее всего, будет отличен от политики Трампа и четко вписан в традиционную американскую логику поддержания баланса в палестинском вопросе при сохранении союзнических отношений с Израилем. Однако это не означает замедление трендов, наметившихся при президентстве Трампа. Такие процессы, как снижение международного интереса к палестинской проблеме, ухудшение положения палестинцев, строительство новых еврейских поселений на Западном Берегу, продолжатся. Исключение составит политика США по отношению к Ирану. Также важно отметить ослабление позиций Нетаньяху из-за поражения Трампа, что может означать незначительные изменения в израильском подходе к вопросу палестинских территорий. Наиболее важным трендом останется процесс нормализации отношений между Израилем и арабскими странами. На фоне падения значимости палестинской проблемы и роста важности экономических факторов будут выстраиваться политические и торговые связи как с ОАЭ, Бахрейном и Суданом (с государствами, уже подписавшими мирные договоры с Израилем), так и с другими арабскими странами, что в долгосрочной перспективе закрепит нерешенность проблемы израильской оккупации палестинских территорий на неопределенное время.
Библиографический список / References
1. Бобкин Н.Н. Ближневосточная стратегия США и региональные конфликты // Россия и Америка в XXI веке. 2018. Вып. 1. URL: https://rusus.jes. su/s207054760000084-9-1/ (дата обращения: 30.11.2020). [Bobkin N.N. US Middle East policy and regional conflicts. Russia and the USA in the XXI century. 2018. No. 1. URL: https://rusus.jes.su/s207054760000084-9-1 (In Russ.)]
2. КарасоваТ.А. Израиль и США: Основные этапы становления стратеги- z ческого партнерства (1948-2014). М., 2015. [Karasova T.A. Izrail' i SShA: Osnovnye etapy stanovleniia strategicheskogo partnerstva (1948-2014) [Israel ^ ^ and USA: Main stages of strategical Partnership formation (1948-2014)]. Mos- ^ | cow, 2015.] §
3. Карасова Т.А. «Сделка века» Д. Трампа. Приведет ли новый план ш х США к урегулированию палестино-израильского конфликта // Свободная х ^ ^ мысль. 2020. № 4. С. 63-74. [Karasova T.A. D. Trump's "Deal of a Century". | | о Will the new American plan lead to the settlement of the Palestinian-Israeli con- ^ ь flict. Svobodnaia mysl. 2020. No. 4. Pp. 63-74. (In Russ.)]
4. Кравченко И.Ю. «Новый курс» Б. Обамы в палестино-израильском конфликте // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2013. №21 (122). С. 196-209. [Kravchenko I.U. The new Obama administration's approach to the Israeli-Palestinian conflict. Vestnik RGGU. Seriya «Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya». 2013. No. 21 (122). Pp. 196-209. (In Russ.)]
5. Киреев А.А. Внешнеполитическая стратегия Б. Клинтона на Ближнем Востоке: Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2008. [Kireev A.A. Vneshnepoliticheskaia strategiia B. Klintona na Blizhnem Vostoke [International strategy of B. Clinton's administrations in the Meddle East]. Dr. diss. Moscow, 2008.]
6. Крылов А.В., Морозов В.М. Палестино-израильский трек: провал ближневосточной политики администрации Б. Обамы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 4 (55). С. 99-112. [Krylov A.V., Morozov V.M. Palestino-Israelian track: The failure of Obama administration's Middle East policy. MGIMO Review of International Relations. 2017. No. 4 (55). Pp. 99-112. (In Russ.)]
7. Травкина Н.М. Президентские выборы 2020 г. Первый этап // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2020. № 4. С. 23-42. [Travki-na N.M. The U.S. Presidential elections 2020: Phase of caucuses and primaries. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2020. No. 4. Pp. 23-42. (In Russ.)]
8. Хлебникова Л.Р. Израильский лоббизм: голос без права вето // Историческая психология и социология истории. 2013. № 6 (2). С. 128-141. [Khleb-nikova L.R. Israeli lobbyism. Vote without veto power. Historical Psychology & Sociology. 2013. No. 6 (2). Pp. 128-141. (In Russ.)]
9. Хлебникова Л.Р. Проблемы израильско-американского взаимодействия на Ближнем и Среднем востоке (2001-2012 гг.): Дис. . канд. ист. наук. М., 2016. [Khlebnikova L.R. Problemy izrailsko-amerikanskogo vzaimodeist-viia na Blizhnem i Srednem vostoke (2001-2012 gg.) [Problems of Israeli-US cooperation in the Middle East]. PhD diss. Moscow, 2016.]
10. Хлебникова Л.Р. США и Израиль в 60-е годы XX века: у истоков «особых отношений» // Новая и новейшая история. 2015. № 3. С. 113-127. [The USA and Israel in the 1960s: At the origins of special relations. Modern and Contemporary History. 2015. No. 3. Pp. 113-27. (In Russ.)]
11. Хлопов О.А. Проблемы безопасности и стратегия США на Ближнем Востоке при администрации Д. Трампа // Colloquium-journal. 2019. № 21 (45). С. 44-48. [Khlopov O.A. The security issues and US strategy in the Middle East under D. Trump's Administration. Colloquium-journal. 2019. No. 21 (45). Pp. 44-48 (In Russ.)]
z 12. Эпштейн Е.Е. Стратегический союз США и Израиля как фактор ближ-
^ невосточного конфликта // Вестник Санкт-Петербургского университета.
go Международные отношения. 2006. № 3. С. 207-212. [Epshtein E.E. Strategic
с з US-Israeli alliance as a factor in the Middle Eastern conflict. Vestniks of Saint
ш i '
g d Petersburg University. International relations. 2006. No. 3. Pp. 207-212.
И Ц (In Russ.)]
x ^ ^ 13. Ben-Zvi A. From Truman to Obama. The Rise and Early Decline of Ameri-
|| ^ о can-Israeli Relations. Tel-Aviv, 2011. Pp. 117-121.
° ^ н 14. Bilal M. United States presidential election 2020: Who will win - Bi-den or Trump? URL: https://www.researchgate.net/publication/344675210_
United_States_Presidential_Election_2020_Who_Will_Win_-_Biden_or_ Trump (accessed: 12.11.2020).
15. Doran M. The Trump Doctrine in the Middle East. The Trump Doctrine and the Emerging International System. S.A. Renshon, P. Suedfeld (eds.). Springer, 2021. Pp. 269-280.
16. Jensehausen J. Arab-Israeli diplomacy under Carter: The US, Israel and the Palestinians. London, 2018.
17. Terry J. The Carter Administration and the Palestinians. Arab Studies Quarterly. 1990. Vol. 12. No. 1/2. Pp. 153-165.
18. Vilasi A. Israel and the Middle East: The creation of a Nation. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2018. No. 9 (3). Pp. 47-56.
19. Waxman D. The Real Problem in U.S.-Israeli Relations. The Washington Quarterly. 2012. No. 35. Pp. 71-87.
Статья поступила в редакцию 22.12.2020, принята к публикации 30.02.2021 The article was received on 22.12.2020, accepted for publication 30.02.2021
Сведения об авторе / About the author
Мельникова Софья Владимировна - аспирант кафедры дипломатии факультета международных отношений, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Sophia V. Melnikova - Postgraduate student at the Department of the Diplomatic Service of the Faculty of International Relations, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
z
Ol ^
Ю
0
о. x i= 3
0) I
x ч
^ OS
S го I
1
О Ф i
1= Z О