Научная статья на тему 'Шахтная травма, как особый вид производственного травматизма'

Шахтная травма, как особый вид производственного травматизма Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
431
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / угледобыча / шахта

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Марков О. В.

Шахтный травматизм одна из важных проблем, касающаяся не только регионов с угледобывающими предприятиями, но и всей страны в целом. Данную проблему следует рассматривать как в медицинских так к в социально-экономических аспектах, т.к. снижение уровня смертности и инвалидизации от травм представляет большой резерв экономии государственных средств и является важной задачей государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Марков О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шахтная травма, как особый вид производственного травматизма»

«.. .В левой подключичной вене электрокардиостимулятор, конец которого располагается в области правого желудочка.»;

«.В области левой подключичной вены операционный разрез скреплённый узловыми швами, в данной области подшит ЭКС. В левой головной вене электрод, конец которого располагается в правом желудочке.» и т.д.

В 10-ти случаяхне были отражены послеоперационные рубцы, повреждение от катетеризации подключичных вен, связанных с применением ТВЭКЭС. В 3-х случаях, когда согласно данным была выполнена имплантация искусственного водителя ритма, в протоколах вскрытий отсутствовала какая-либо информация, указывающая на его наличие.

При проведении гистологических исследований не было уделено должного внимания структурам проводящей системы сердца. Это связано с выполненим в 5-ти выявленных случаях неоднократной комбинированной электродеструкции атриовентрикулярного соединения. А между тем, сохранившиеся после электродеструкции клетки Пуркинье могут провоцировать возникновение парасистолий—конкуренции между естественным (синусовым) ритмом и электрическими импульсами кардиостимулятора, что может являтьсяведущим фактором в опасности развития фибрилляции желудочков [6].

В свою очередь, приведем несколько примеров, которые могут указывать на неэффективность функционирования ТВЭКЭС:

У гр-на М., 64 лет внезапно 2.12.2000 в 23.55 появились загрудинные боли, развился кардиогенный шок с последующей фибрилляцией желудочков, после дефибрилляции развилась полная поперечная блокада сердца. Был установлен ЭКС-500, навязан ритм ЭКС. 3.12.2000 в 6.05 развилась асистолия и 7.30 зарегистрирована биологическая смерть;

Гр-ну К., 62 лет 28.12.1998 выполненаэндокардиальная имплантация ЭКС-500М. В 17.50. развилась желудочковая тахикардия и констатирована биологическая смерть;

Гр-ну А., 61 лет, 2.07.1998 гв 16.05. по жизненным показаниям произведена имплантация эндокардиального электрода для временной электорокардиостимуляции. На фоне групповой желудочковой экстрасистолии возникла фибрилляция желудочков с переходом в асистолию. В тот же день в 18.00 констатирована биологическая смерть.

Изучение этих материалов указало на дефекты в объективности информации о функционировании компонентов ТВЭКЭСи их роли в наступлении смерти. Данный вопрос не ставился перед врачом, который, в свою очередь, всегда находил непосредственную причину смерти, совершенно не связывая её с возможной неисправностью искусственного водителя ритма. Между тем, наиболее актуальным и важным моментом является решение вопроса о функционировании обнаруженного в ходе исследования кардиостимулятора на фоне механической, термической, электротравмы и других. В связи с этим, необходима разработка универсальной методики исследования трупов лиц с компонентами ТВЭКЭС. Основными её составляющими должны стать следующие этапы:

1. оценка состояния ложа кардиостимулятора, целостности эндокардиального проводника на всём его протяжении, плотности его фиксации к источнику питания и эндокарду;

2. проведение технического исследования компонентов ТВЭКЭС;

3. изучение медицинской документации (амбулаторной карты, карты стационарного больного) для установления характера кардиопатологии и даты установки искусственного водителя ритма [2].

Таким образом, решение вопросов, касающихся объективизации исследования трупов лиц с компонентами ТВЭ-КЭС путём применения единой методики, является актуальной задачей современной судебно-медицинской и патологоанатомической практики.

Литература:

1. Автандилов Г.Г. Основы патологоанатомической практики. —М: РМАПО, 1994. — 512 с.

2. Джуха Ю.П., Панов А.Е., Семочкин Д.В. и др. // Актуальные проблемы практической судебно-медицинской экспертизы. — Ростов-на.-Дону: Экспертиза, 2000. Вып. 1. — С. 127-131.

3. Миллер О.Н., Бондарева З.Г., Гусева И.А. и др. «Неуравновешенность» в характере работы искусственных водителей ритма сердца: электрофизиологические и клинические аспекты //Вестник аритмологии. — 1998. — № 10. — С. 44-49.

4. Пермяков Н.К. Патология реанимации и интенсивной терапии. —М.: Медицина, 1985. — 352 с.

5. Тимофеев И.В. Патология лечения. — СПб, 1999. — 450 с.

6. Янушкевичус З.И., Бредикис Ю.Ю., Лукошявичуте А.Й., Забела П.В. Нарушение ритма и проводимости сердца. — М.: Медицина, 1984. — 384 с.

© О.В. Марков, 2003 УДК 616-001.1:340.624.21

О.В. Марков

ШАХТНАЯ ТРАВМА, КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА Бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ Республики Коми (нач. — к.м.н. Э.С. Наумов)

Шахтный травматизм — одна из важных проблем, касающаяся не только регионов с угледобывающими предприятиями, но и всей страны в целом. Данную проблему следует рассматривать как в медицинских так к в социально-экономических аспектах, т.к. снижение уровня смертности и инвалидизации от травм представляет большой резерв экономии государственных средств и является важной задачей государства в целом.

Ключевые слова: тра.вматизм, угледобыча, шахта.

O.V. Markov

MINE TRAUMA AS SPECIAL ASPECT OF TRAUMATISM In wohle mine traumaticm — is one of the most important problems of the country. This problem must be studied from medical,social and economicalpositions,because of death and invalidization is an important tasks of the country.

Уровень травматизма в угледобывающей промышлен- так и в целом по стране) на протяжении многих лет остается

ности (как на предприятиях Печерского угольного бассейна, довольно высоким, имеется тенденция к его утяжелению.

Проблема травматизма на шахте в большой степени связана с судебно-медицинской экспертизой, поскольку каждый случай травмы является объектом судебно-медицинского исследования и одной из основных задач при этом является определение технической причины травмы на основании детального исследования характера и особенностей повреждения, ее сопровождающих. Большая часть всех несчастных случаев на угледобывающих предприятиях не имеет свидетелей происшедшего (что обусловлено спецификой технологического процесса) и представляет для проведения судебно-медицинской экспертизы большие трудности, в частности, при определений причин травмы и особенно механизма образования повреждения. Это заставляет органы следствия ставить на разрешения эксперта ряд сложных вопросов (орудие травмы последовательность причинения повреждений, поза пострадавшего в момент травмы и т.д.). Очень большие сложности по данному поводу возникают у экспертов, незнакомых с технологической цепочкой, основными агрегатами и их наиболее травмоопасными узлами.

Судебно-медицинская практика показывает, что характер производственного травматизма весьма многообразен. ВработахА.П. Громова [1],В.С. Мельникова [3],М.Д. Мазу-ренко [2] были разработаны критерии производственного травматизма, классификации и были даны характеристики различных видов. Детально разработкой классификаций шахтного травматизма занимался А.П. Громов, но в силу обстоятельств того времени, работа была «закрыта».

В основном, в классификациях были выделены следующие виды производственного травматизма:

— падение с высоты;

— травма транспортными средствами;

— сдавление деталями, механизмами и конструкциями производственного процесса;

— травма работающими машинами и агрегатами;

— травма при взрывах механизмов;

— сочетанная травма.

На наш взгляд, шахтный травматизм может быть выделен, как особый вид производственного травматизма, так как имеет свои особенности:

— внутришахтное оборудование и механизмы резко отличаются от остальных промышленных агрегатов;

— повреждения вследствие обвалов, обрушений, падения отдельных предметов, а также вследствие падения в узкое, ограниченное пространство, в остальном промышленном травматизме встречаются довольно редко;

— также в промышленном травматизме довольно редки случаи механической асфиксии, такой как от сдавления гру-

ди и живота, закрытия отверстий рта и носа, асфиксия в замкнутом пространстве;

— повреждения транспортными средствами (подземный рельсовый транспорт) значительно отличаются от железнодорожного травматизма (на что также указывал и А.П. Громов), хота этот вид транспорта также относится к рельсовому;

— подавляющее большинство случаев смертельного травматизма не имеют свидетелей происшедшего.

Нами был исследован материал по случаям смертельной производственной травмы на шахтах Печерского угольного бассейна с 1985 по 2002 год. В имевшихся до этого классификациях производственной травмы у различных авторов не нашла полного отображения сложившаяся картина, в связи с чем, на наш взгляд, возникла необходимость создании отдельной классификации шахтного травматизма, как отдельного и самостоятельного вида производственной травмы.

Рабочая классификация:

1. механическая травма:

1.1. падение с высоты.

1.1.1. падение в шахтных стволах, штреках.

1.1.2. падение вне стволов, штреков (здание, сооружение)

1.2. травма работающими машинами и механизмами, оборудованием.

1.2.1. при попадании в работающие механизмы.

1.2.2. травма отделившимися и оторвавшимися частями и деталями.

1.2 3. придавление механизмами.

1.3. травма при обрушениях, кровли и обвалах, породы.

1.4. травма на внутрипроизводственном транспорте.

1.4.1. подземный ререльсовый транспорт.

1.4.2. наземный транспорт (рельсовый и безрельсовый).

2. кислородное голодание:

2.1. сдавление (придавление) груди и живота.

2.2. асфиксия в замкнутом пространстве.

2.3. закрытие отверстий рта и носа сыпучими массами.

3. взрывная травма включая действие: механического фактора; термического фактора; химического фактора (отравление метаном и продуктами горения); а также комбинированное действие факторов.

4. поражение техническим электричеством.

5. отравления (вне действия взрыва);

5.1. угарным газом;

5.2. метаном и другими сопутствующими газами.

Подобная расширенная классификация будет способствовать уточнению обстоятельств возникновения и механизма травмы по характеру повреждений.

Литература:

1. Громов А.П. Судебно-медицинская харакетристика смертельных повреждений при обвалах, обрушениях и падениях тяжелых предметов//Вопросы травматологии, токсикологии, скоропостижной смерти и деонтологии. —М., 1966. — С. 9-14.

2. Мазуренко М.Д. Классификация смертельной производственной травмы //2-й Всесоюзный съезд судебных медиков. — Моск-ва-Минск, 1982. — С. 300-301.

3. Мельников В.С. Судебно-медицинская экспертиза повреждений человека машинами и механизмами промышленного производства. — Автореф... дис. канд. мед. наук. — Москва, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.