путем нанесения их твердыми тупыми предметами в сроки до одних суток после остановки сердечной деятельности.
Было выявлено, что каждый слой фасции голени и капсулы вилочковой железы имеют свою сосудистую сеть. Из-за своей протяженности различные отделы собственной фасции конечностей находятся в неодинаковых функциональных условиях, что подтверждается результатами проведенного морфометрического исследования диаметров всех звеньев мик-роциркуляторного русла. Так, в частности, диаметры микрососудов в дистальных отделах превосходят диаметры соименных микрососудов в проксимальных отделах.
При прижизненных повреждениях был выявлен ряд качественных и количественных изменений со стороны исследуемых микрососудов: неравномерный спазм артериального звена микроциркуляторного сосудистого русла фасции голени и в капсуле вилочко-вой железы с одновременным расширением венозного отдела, переполнением его форменными элементами и явлениями очагового стаза. Данные закономерности прослеживались во всех исследуемых объектах вне зависимости от возрастных изменений микроцир-куляторного русла. Отмечались также изменения диаметра посткапилляров, которые рассматривались как компенсаторные. Помимо того, установлена умеренная извилистость венулярного отдела при сохранении об-
щей картины ангиоархитектоники. Отмечалось уменьшение диаметров во всех звеньях микроциркулятор-ного русла, особенно (до 20-25% относительно нормы) артериол и прекапилляров, что объясняется наличием в стенке артериол и прекапилляров гладких мышечных клеток, которые обладают способностью реагировать на вазоактивные вещества, выделяемые в случае стрессовой реакции, какой и является механическая травма. Подобная реакция артериол и прекапилляров характерна для всех звеньев фасций конечностей и капсулы вилочковой железы, независимо от локализации повреждений. Местные локальные повреждения сопровождались разрывами микрососудов, имбибицией кровью всех слоев объекта. При этом типичными являются разлитые, обширные кровоизлияния.
При посмертных повреждениях также были отмечены кровоизлияния, но в сравнении с прижизненными они были маловыраженными, что объясняется пассивным истечением крови из сосудов. Отсутствовала характерная для прижизненной травматизации извилистость венулярного отдела. Диаметры микрососудов не отличались от диаметра соименных микрососудов при возрастной норме.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о целесообразности исследования микро-циркуляторного русла различных органов и тканей для диагностики прижизненности механических повреждений.
© О.В. Марков, 2001 УДК 614.82
О.В. Марков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАХТНОЙ ТРАВМЫ
Кафедра судебной медицины и права (зав. —проф. В.С. Мельников) Кировской государственной медицинской академии
Несмотря на постоянную модернизацию и улучшение технологического процесса, уровень производственного травматизма, в том числе и в условиях угледобычи, остается довольно высоким. Нами проведен анализ производственного травматизма со смертельным исходом на шахтах Воркутинского района Печерского угольного бассейна Республики Коми в период с 1985 по 1998 год. Материалом исследования служили заключения и акты, всего изучено 172 случая.
Современные угледобывающие предприятия состоят из ряда участков, различных по непосредственному назначению, механизмам и оборудованию. Угольные месторождения — это пластовые месторождения.
Добыча угля начинается с участка проходки. Работники данного участка «нарезают» угольный пласт на поля и далее на панели, производят подготовку к непосредственной добыче угля. Нарезка полей происходит путем горизонтальных и идущих под некоторым углом тоннелей — выработок. На данном этапе основные виды механической травмы — травма работаю-
щими механизмами и оборудованием (4 случая), в основном, проходческим комбайном, а также травма при обрушениях и обвалах (6 случаев). Имеют место одиночные случаи кислородного голодания — асфиксия в замкнутом пространстве и от сдавления груди и живота — при обвалах породы и кровли. Зарегистрирован ряд случаев взрывной травмы с повреждающими механическим (2 случая) и химическим (2 случая) факторами. Смертельный производственный травматизм на данном участке за анализируемый период составил 9,3% от общего числа случаев.
Следующий основной технологический участок — добыча. Средняя длина лавы колеблется в пределах 140-200 метров, выборка угля производится комбайном, приводящимся в движение тяговой цепью, по которой он движется в виде челнока. Добытый уголь грузится на конвейер. На данном участке зарегистрирован наибольший производственный травматизм со смертельным исходом — 50, 58 %. Наиболее часто источником травмы служили работающие механиз-
мы и оборудование, в основном, комбайн и приводная цепь (17 случаев), также имели место травмы при обрушениях породы и обвалах кровли (25 случаев). Зарегистрировано 2 случая падения с высоты и 2 случая повреждений техническим транспортом (конвейером). Выявлено 20 случаев кислородного голодания, возникшие при обвалах породы, из них 16 — от сдавления груди и живота, по 2 случая — асфиксия в замкнутом пространстве и асфиксия от закрытия отверстий рта и носа. Зарегистрировано 17 случаев взрывной травмы, из них химический фактор превалировал в 10 случаях, механический — в 6 случаях, термический — в 1 случае. Зарегистрировано 3 случая поражения техническим электричеством.
Следующим технологическим звеном является участок транспортировки угля, состоящий из участков конвейерного и внутришахтного транспортов. Транспортировка угля производится по цепочке конвейеров, в основном ленточных, а также рельсовым транспортом в вагонетках. В итоге весь выработанный уголь ссыпается в один большой бункер, откуда подъемным сосудом — скипом, выдается на — гора. Транспортировка людей осуществляется подземным рельсовым транспортом, тягой электровозом. На данном участке смертельный травматизм составил 26,7% от общего числа случаев. Основные виды — травма работающими механизмами и оборудованием — системой конвейеров, которые рабочие иногда используют для передвижения по штреку. Зарегистрировано 18 случаев, в основном, удары о низко расположенные перекрытия штрека и при пересыпке с одного конвейера на другой. Зарегистрировано 18 случаев травмы транспортными средствами — подвижным составом (вагонетками, электровозом). Смерть от кислородного голодания зарегистрирована в 9 случаях, из них 1 — от закрытия отверстий рта и носа угольной породой, остальные — при сдавлении груди и живота, в частности, сопряжением конвейеров, а также между элементами подвижного состава. Зарегистрирован 1 случай поражения техническим электричеством.
Следующий этап — обогащение угля, проводится на обогатительной фабрике, происходит отделение балластной породы различными методами — сепарацией, флотацией и т.д. Данные этап проводится уже на поверхности, на долю его приходится 2,3% от общего количества смертельных травм: зарегистрировано 1 падение с высоты, 2 случая травмы работаю-
щими механизмами и 1 случай асфиксии от закрытия отверстий рта и носа сыпучим углем при падении в бункер.
Заключительный участок цепи — транспортировка наземным транспортом. Выявлено 4 случая (2,3%), все— травма транспортными рельсовыми средствами.
Доля травматизма на других участках (подсобных и вспомогательных) составила 10,6%.
Наибольшее число случаев травм зарегистрировано в январе — 26, в июне — 23 случаев. В марте, октябре, августе — соответственно 18,17,16 случаев. Наименьшее число случаев зарегистрировано в июле — 5 и в апреле — 8.
Подавляющее большинство случаев (159 из 172) закончилось гибелью на месте травмы. В 1-е сутки после травмы в стационаре умерло 5 человек, в срок от 1-го до 7 суток — 3 человека, в срок свыше 7 суток-5 человек.
Из указанного количества случаев на долю женщин приходится 4 случая, остальные — на мужчин, причем по возрастным группам превалировал возраст 31-40 лет (74 случая), на втором месте мужчины в возрасте 21-30 лет (46 случаев), далее мужчины в возрасте 41-50 лет (32 случая). На долю мужчин в возрасте старше 50 лет приходится 16 случаев.
Сопутствующая алкоголемия разной степени имела место только у мужчин, всего в 19 случаях, причем в возрастной группе 31-40 лет — 10 случаев, в возрастных группах 21-30 лет и 41-50 лет зарегистрировано по 4 случая и 1 случай в группе старше 50 лет.
Выводы
— Шахтная травма является обширным самостоятельным разделом производственной травмы.
— При шахтной травме выделяются 4 вида травмы:
- механическая травма (66,3 % );
- кислородное голодание (19,8 %);
- взрывная травма (12,2 %);
- поражение техническим электричеством (1,7 %).
— Высокий процент смертельных исходов на месте происшествия (92,4 %) свидетельствует о тяжести шахтной травмы.
— Среди смертельного травматизма превалируют мужчины (97,7 %) в возрастных группах 21-30 (26,7 %) и 34-40 лет (43 %).
— Шахтный травматизм не имеет четкой сезонной зависимости.