Научная статья на тему 'Шахтеры в бурном потоке революционного десятилетия'

Шахтеры в бурном потоке революционного десятилетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ГУКОВСКИЙ МУЗЕЙ ШАХТЕРСКОГО ТРУДА ИМ. Л.И. МИКУЛИНА / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДОНА / ОРУДИЯ ТРУДА ШАХТЕРОВ / ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ / ПЛАКАТЫ / ФОТОГРАФИИ / ДОКУМЕНТЫ / ИСТОРИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ДОНА / L.I. MIKULLIN GUKOVSKY MUSEUM OF MINER'S LABOUR / COAL INDUSTRY OF THE DON / MINERS' WORK EQUIPMENT / MUSEUM EXHIBITS / POSTERS / PHOTOGRAPHS / DOCUMENTS / THE DON COAL INDUSTRY STORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудлаева О.С., Колтунова А.Н., Наумова Ю.В.

2017 год в России проходит под знаком 100-летия двух русских революций, изменивших ход истории не только в стране, но и во всем мире. Первая мировая война, Февральская буржуазная революция, отречение императора, Октябрьская революция и Гражданская война вот череда знаковых событий для всех слоев населения России, однозначную оценку которым современное общество не может дать и по сей день. Однако почувствовать дух тех стремительных переломных лет все еще возможно. Для этого нужно просто прийти в музей. В Гуковском музее шахтерского труда им. Л.И. Микулина, уже много лет работающем в Ростовской области, сохранились свидетельства событий первых десятилетий бурного ХХ века: имена геологов, первых горнопромышленников, шахтовладельцев и шахтеров-революционеров, орудия труда и быта, документы и фотографии, которые предстают перед посетителями комплекса залов «Шахта». В статье представлена этап истории развития угольной отрасли на Дону с 1873 г. до Октябрьской революции в 1917 г., отраженный в экспонатах Гуковского музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Miners in the the revolutionary decade outrush

The year 2017 in Russia passes under the sign of the 100th anniversary of the two Russian revolutions which changed the course of the history not only in the country, but throughout the world. World War,I, February bourgeois revolution, abdication of the emperor, October Revolution and Civil War are a series of landmark events for all segments of the Russian population, an unequivocal estimate of which the modern society is unable to give to this day. However, it is still possible to feel the spirit of those rapid turning-points. All one has to do is to come to the museum. L.I. Mikulin Gukovsky Museum of Miner’s Labour which has been working in the Rostov region for many years, preserved the evidences of the events of the first decades of the turbulent 20th century: the names of geologists, the first mine operators and mine owners and miners-revolutionaries, work equipment and household items, documents and photographs which appear before the visitors of the "Shakhta" hall complex. The article presents the stage of the story of the coal industry development on the Don from 1873 to the October Revolution in 1917, which is reflected in the exhibits of the Gukovsky Museum.

Текст научной работы на тему «Шахтеры в бурном потоке революционного десятилетия»

УДК 06.91:622.335(470.61)«1873/1917» © О.С. Кудлаева, А.Н. Колтунова, Ю.В. Наумова, 2017

Шахтеры в бурном потоке революционного десятилетия

2017 год в России проходит под знаком 100-летия двух русских революций, изменивших ход истории не только в стране, но и во всем мире. Первая мировая война, Февральская буржуазная революция, отречение императора, Октябрьская революция и Гоажданская война - вот череда знаковых событий для всех слоев населения России, однозначную оценку которым современное общество не может дать и по сей день. Однако почувствовать дух тех стремительных переломных лет все еще возможно.

Для этого нужно просто прийти в музей.

В Гуковском музее шахтерского труда имени Л.И. Микулина, уже много лет работающем в Ростовской области, сохранились свидетельства событий первых десятилетий бурного ХХ века: имена геологов, первых горнопромышленников, шахтовладельцев и шахтеров-революционеров, орудия труда и быта, документы и фотографии, которые предстают перед посетителями комплекса залов «Шахта».

Угольные шахты стали первыми промышленными предприятиями в Области Войска Донского, не связанными с аграрным сектором. Первыми углепромышленниками были только казаки, так как до 1856 г. никто, кроме войсковых жителей не имел права заниматься горным промыслом.

В 1873 г. на Дону было основано акционерное общество с участием иностранного капитала - Азовская угольная компания английских про-

Лампа «Бахмутка» -

мало света и опасность пожара

мышленников Брадле и Стурма. В это время Восточный Донбасс твердо стал на путь развития угледобычи, передовой для того времени отрасли. Появился и солидный потребитель угля: с 1874 г. заработал Сулинский чу-гуноплавительный завод.

Гуковский антрацитовый район появился на карте в начале ХХ века. Предприниматели Вацлав Ферди-нандович Русецкий и Петр Степанович Сивожелезов проводили геологические изыскания, и в 1907 г. были сданы в эксплуатацию первые гуков-ские шахты - типичные «мышеловки», разрабатывающие угольные пласты, близкие к поверхности или обнаженные прорезами оврагов и балок.

Первые орудия труда зарубщиков, основных рабочих в дореволюционной шахте, - обушок и кайло. Зарубщики отмеривали свои паи, ложились на бок или становились на колени и

Санки для доставки угля в дореволюционной шахте. Подлинный экспонат. В таких санках тягальщик мог везти до 150 кг угля

Фрагмент шахты-«мышеловки» Гуковского музея шахтерского труда им Л.И. Микулина с подлинными орудиями труда дореволюционных шахтеров

начинали подрубывать и отбивать пласт, время от времени заменяя в кайлах малые зубья большими. Рабочие стремились получить как можно больше крупного угля, так как основной сбыт имели «плита» и «кулак».

Единственным средством освещения в шахте была «Бахмутка» - первая лампа. Многозначительно прозванная «бог в помощь», лампа впервые стала применяться в XIX веке в Бах-мутском уезде Екатеринославской губернии. Это была жестяная коптилка, которая набивалась смоченной мазутом паклей или тряпьем, без предохранительных сеток. Копоти она давала больше, чем света и часто являлась причиной взрывов и пожаров и в гуковских «мышеловках».

Две наиболее крупных шахты в 1910 г. заложил инженер-промышленник Иванов. В 1913 г. станичным сбором Черкасского округа было предоставлено право на разведку угля при станциях Зверево и Гуково англичанину Эрнесту Стурму (русские горняки прозвали британца «Мистер Штурм»). Британский магнат выкупил у промышленника Иванова заложенные им рудники. В народе их стали называть «азовками». Англичанин планировал заложить современную шахту с металлическим копром. Но этому помешали революционные события.

Накануне Первой мировой войны в 17 верстах от станции Гуково приступила к разработке антрацитового пласта мелкая шахта-«мышеловка» «Углерод», рядом появился рудник промышленника Харыбина. В экспозиции музея представлены деревянные сани для доставки антрацита из забоя к откаточному штреку из «Хары-бинского рудника». Тягальщики (саночники), подтянув потуже ременные лямки, тащили груженые «солнечным камнем» сани по узким темным щелям шахт, прикрепив к лаптям бузлу-ки - металлические подковы, чтобы не скользить по каменистой почве выработки.

Особый интерес представляет мартовский номер журнала «Огонек» за 1913 г. В нем была опубликована статья «Как живут горнорабочие Донецкого бассейна». Автор статьи отмечает, что «даже богатые и образцово поставленные в техническом отношении предприятия оставляют своих рабочих в первобытных, в большинстве ужасных жилищных и санитар-

Журнал «Огонек» - один из немногих, поднявших тему ужасающего положения труда и быта шахтеров. Номер датирован мартом 1913 г.

ных условиях». Главная беда шахтеров - жилище. Когда открывались на Дону первые шахты и со всех концов России хлынули на новый выработок рабочие, как пишет «Огонек», «жилища на скорую руку сколачивались вокруг шахты. Ряды хибарок, от ветхости покосившиеся, маленькие дворики, кое-как обнесенные забором. Нигде ни садика, ни деревца, на улицах грязь...». Никто не думал о сроке проживания на новом промысле, каждому казалось, что вся эта непривычная шумиха нового труда - временная, что «жить по-настоящему»,

отдыхать, любить жену и детей, ходить в церковь и умирать придется, конечно, не здесь, а там - «дома», откуда пришел рабочий. Такое отношение к жилищу шахтера словно узако-нилось в дореволюционный период и закрепилось на многие годы.

Впрочем, не у всех людей, связанных с угледобычей, были такие условия жизни. Из статьи: «В то время, как для англичан-шахтеров, которых было не мало на Дону, и для мастеровых разных цехов, сознательно посвятивших себя горнозаводству, строятся в силу необходимости сносные и чистые домики, напоминающие подчас английские заводские коттеджи».

Социальная несправедливость, снежным комом нарастающая в шахтерской среде, породила массовые протесты еще до начала Первой мировой войны. В 1912 г. рабочие шахты Русецкого встали на защиту своих прав. Не выйдя на работу, бастующие собрались у дома управляющего Левицкого и потребовали от него уплаты полного жалованья без вычетов и штрафов (обычного явления при оплате труда горняков). Ру-сецкому пришлось не только удовлетворить требование рабочих, но и уволить Левицкого.

Революционный подъем на Дону, как и по всей России, был прерван начавшейся мировой войной и шахтовладельцам были даны широкие полномочия. Рабочий день на гуковских шахтах стал практически неограниченным. Усилились штрафы и другие наказания. За невыход на работу тут же отправляли на фронт.

Ж /

^ \

.г,:—— ..V

Шахтерский поселок - угнетающее зрелище, запечатленное на полотне художника П.В. Грибинюка

Война была крайне непопулярной. Под руководством большевиков Н. Семинашина и И. Мочалина на гу-ковских шахтах проводятся антивоенные митинги. А после свершения Февральской революции 1917 г. на шахтах остановилась работа. Состоялся многолюдный митинг, где принимается решение о создании Совета рабочих депутатов.

В период революционных потрясений наглядная агитация обрела огромное значение. Один из образцов пропагандистского плаката выставлен в зале Гуковского музея шахтерского труда. Это подлинный плакат «Год пролетарской диктатуры», автором которого является российско-латвийский художник Александр Ап-сит. Плакат был выпущен в 1918 г., на нем художник изобразил свое видение будущего страны: под лучами восходящего солнца дымящиеся трубы заводов и фабрик, колосящиеся хлеба, колонны трудящихся с красными

Authors

Kudlaeva O.S.1, Koltunova A.N.1, Naumova Yu.V.1

Плакат

«Год пролетарской диктатуры», автор Александр Апсит, 1918 г.

знаменами, крестьянка с ребенком и под ногами у нового мира поверженные символы царской власти - корона, двуглавый орел.

Автор плаката в прошлом веке был весьма известным художником. Именно Александр Апсит стал основоположником советского политического плаката. Революция в виде юноши с факелом на белом крылатом коне, капитализм как отвратительное чудовище, земной шар, обвитый полотнищем красного знамени... Эти найденные художником символы получили широкое распространение в революционном искусстве.

Примечательна и история обретения Гуковским музеем данного плаката. До 1960-х годов он хранился в Государственном историческом музее в Москве, директором которого в тот период был В.Г. Вержбицкий. Именно он передал плакат в дар Гуковскому, тогда еще краеведческому, музею.

После Октябрьской революции 1917 г. Советы взяли власть в свои руки во всех горняцких городах и на рудниках. Рудники были отобраны у горнопромышленников и перешли и ведение выборных рабочих правлений. Угольная промышленность Дона, как и вся страна, вступила на путь строительства социалистических отношений.

О.С. Кудлаева, А.Н. Колтунова, Ю.В. Наумова, (ГБУ культуры Ростовской области «Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина»)

CHAPTER IN HISTORY

UDC 06.91:622.335(470.61)«1873/1917» © O.S. Kudlaeva, A.N. Koltunova, Yu.V. Naumova, 2017 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, № 10, pp. 70-72

Title

MINERS IN THE THE REVOLUTIONARY DECADE OuTRuSH

unequivocal estimate of which the modern society is unable to give to this day. However, it is still possible to feel the spirit of those rapid turning-points. All one has to do is to come to the museum. L.I. Mikulin Gukovsky Museum of Miner's Labour which has been working in the Rostov region for many years, preserved the evidences of the events of the first decades of the turbulent 20th century: the names of geologists, the first mine operators and mine owners and miners-revolutionaries, work equipment and household items, documents and photographs which appear before the visitors of the «Shakhta» hall complex. The article presents the stage of the story of the coal industry development on the Don from 1873 to the October Revolution in 1917, which is reflected in the exhibits of the Gukovsky Museum.

Keywords

L.I. Mikullin Gukovsky Museum of Miner's Labour, Coal industry of the Don, Miners' work equipment, Museum exhibits, Posters, Photographs, Documents, The Don coal industry story.

1 State-Funded Institution of culture of the Rostov region"L.I. Mikulin Gukovsky Museum of Miner's Labour", Gukovo, 347879, Russian Federation

Authors' Information

Kudlaeva О.S., Chief Custodian, e-mail: musey_261@gukovo.donpac.ru Koltunova А.N., Researcher, e-mail: koltunova2009@yandex.ru naumova Yu.V., Researcher

Abstract

The year 2017 in Russia passes under the sign of the 100th anniversary of the two Russian revolutions which changed the course of the history not only in the country, but throughout the world. World War,I, February bourgeois revolution, abdication of the emperor, October Revolution and Civil War are a series of landmark events for all segments of the Russian population, an

72

ОКТЯБРЬ, 2017, "УГОЛЬ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.