Научная статья на тему 'Сформированность статуса профессиональной идентичности у абитуриентов среднего профессионального образования: мотивы, ожидания, страхи'

Сформированность статуса профессиональной идентичности у абитуриентов среднего профессионального образования: мотивы, ожидания, страхи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
абитуриент среднего профессионального обучения / профессиональная идентичность / статус профессиональной идентичности / the applicant of secondary vocational training / professional identity / the status of professional identity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна, Смирнова Ирина Александровна

В статье рассматривается процесс формирования профессионального статуса выпускника общеобразовательной школы. Авторами раскрываются подходы к пониманию таких феноменов, как «профессиональная идентичность» и «профессиональный статус» абитуриента среднего профессионального образования в вузе с психолого-педагогической точки зрения. В статье раскрыты результаты исследования, целью которого являлось выявление групп абитуриентов с различными статусами профессиональной идентичности. В работе приведены качественный анализ и корреляционно-значимые характеристики профессионального статуса абитуриента с мотивами, ожиданиями и страхами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна, Смирнова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the professional identity status among applicants of secondary vocational education: motives, expectations, fears

The article examines the process of forming the graduate’s professional status of a comprehensive school. The authors reveal approaches to understanding such phenomena as applicant’s “professional identity” and “professional status” of secondary vocational education at university from a psychological and pedagogical point of view. The article reveals the results of a study aimed at identifying groups of applicants with different professional identity statuses. The paper presents a qualitative analysis and correlationally significant characteristics of the applicant's professional status with motives, expectations and fears.

Текст научной работы на тему «Сформированность статуса профессиональной идентичности у абитуриентов среднего профессионального образования: мотивы, ожидания, страхи»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 209-217. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 209-217.

Научная статья УДК 377.8

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-19 EDN: NGLPJI

Сформированность статуса профессиональной идентичности у абитуриентов среднего профессионального образования: мотивы, ожидания, страхи

Марина Алексеевна Скворцоваш, Ирина Александровна Смирнова2

1,2Костромской государственный университет, Кострома, Россия,

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6693-6130 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4309-5981

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования профессионального статуса выпускника общеобразовательной школы. Авторами раскрываются подходы к пониманию таких феноменов, как «профессиональная идентичность» и «профессиональный статус» абитуриента среднего профессионального образования в вузе с психолого-педагогической точки зрения. В статье раскрыты результаты исследования, целью которого являлось выявление групп абитуриентов с различными статусами профессиональной идентичности. В работе приведены качественный анализ и корреляционно-значимые характеристики профессионального статуса абитуриента с мотивами, ожиданиями и страхами. Ключевые слова: абитуриент среднего профессионального обучения, профессиональная идентичность, статус профессиональной идентичности

Для цитирования: Скворцова М. А., Смирнова И. А. Сформированность статуса профессиональной идентичности у абитуриентов среднего профессионального образования: мотивы, ожидания, страхи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 209-217. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-19

Development of the professional identity status among applicants of secondary vocational education: motives, expectations, fears

Marina A. Skvortsova1H, Irina A. Smirnova2

Kostroma State University, Kostroma, Russia,

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6693-6130 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4309-5981

Abstract. The article examines the process of forming the graduate's professional status of a comprehensive school. The authors reveal approaches to understanding such phenomena as applicant's "professional identity" and "professional status" of secondary vocational education at university from a psychological and pedagogical point of view. The article reveals the results of a

® Скворцова М. А., Смирнова И. А., 2024

__ М. А. Скворцова, И. А. Смирнова. Сформированное статуса

НЕДА!UIИЧЕСкИЕ , „ _

НАУКИ профессиональном идентичности у абитуриентов

_среднего профессионального образования: мотивы, ожидания, страхи

study aimed at identifying groups of applicants with different professional identity statuses. The paper presents a qualitative analysis and correlationally significant characteristics of the applicant's professional status with motives, expectations and fears.

Keywords: the applicant of secondary vocational training, professional identity, the status of professional identity

For citation: Skvortsova M. A., Smirnova I. A. Development of the professional identity status among applicants of secondary vocational education: motives, expectations, fears. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 209-217. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-19

Введение

Профессиональный выбор и профессиональное самоопределение выпускника основного общего образования является одной из важнейших задач становления подростка. Данный период определяется установкой социумом и ближайшим окружением задачи выбора профессии, с которой будет связана их дальнейшая жизнь. Именно в связи с этим все жизненные установки, маршруты, цели и задачи строятся обучающимися с оглядкой на профессиональный выбор1.

С другой стороны, каждый выпускник находится в непрерывном процессе формирования и развития, изменения условий действительности, корректировке профессиональных планов и представлений о жизни2. Несомненно, это так же оказывает существенное влияние на выбор подростками своего профессионального пути. Вместе с тем, опросы старшеклассников показывают, что более 85 % учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, какую профессию выбрать; не определились с выбором учебного заведения, не уверены в правильности собственного выбора, а значит, не определились с тем, на изучение каких предметов следует обратить при-

3

стальное внимание .

Сложность ситуации формирования профессиональной идентичности обусловлена неопределенностью подлежащих рассмотрению альтернатив и следствий принятого решения, результаты которого будут определять социальную позицию в структуре общества в отдаленной перспективе. Кроме того, в современном обществе происходит некоторая подмена профессионального выбора образовательным, когда выпускник выбирает не столько саму профессию, сколько уровень профессионального образования (среднее или высшее) и конкретное учебное заведение, в котором представлены программы профессиональной подготовки в интересующей его сфере дея-

4

тельности .

1 Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. Москва: Центр «Развивающее образование», 2001. 86 с.

2 Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации. Москва: Говорящая книга, 2015. 171 ^

3 Чернякова М. М. Модернизация образования через создание системы раннего профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 264-275.

4 Шарова Е. Н. Рискологический подход к пониманию проблем профессионального самоопределения молодежи: соотношение определенности и неопределенности // Всероссийская

В отечественной психо лого-педагогической литературе существуют два подхода к пониманию профессиональной идентичности. В рамках первого подхода рассматриваемое понятие понимается как естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и представляющий собой личностное новообразование данного возраста (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Ф. Сафин, П. А. Шавир)1.

При втором подходе данный процесс рассматривается как процесс искусственный и внешне организованный (Л. М. Митина, М. Р. Гинзбург). В данном случае центральное место профессиональной идентичности занимает самодетерминация, собственная активность личности, осознанная тяга подростка занять определенную нишу2.

К числу психолого-педагогических теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе формирования профессиональной идентичности человека, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития личности Д. Сьюпера, положения о смыслоре-ализующем значении выбора профессии и трудовой деятельности В. Франкла3.

В нашем понимании профессиональная идентичность - это сложный интегратив-ный феномен, который представляет собой индивидуальную характеристику профессионального формирования личности, а также уровень принятия выбранной профессиональной педагогической деятельности в качестве инструмента самореализации и саморазвития.

Основная часть

Тема профессионального выбора и формирования профессиональной идентичности выпускников 9-х классов актуальна и в настоящее время. С 2022 г. Институт педагогики и психологии Костромского государственного университета открыл программы среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах, а с 2023 г. - 44.02.02 Преподавание в начальных классах и английский язык и 44.02.01 Дошкольное образование и английский язык.

В рамках работы с абитуриентами вуз особое внимание обращает не только на средний балл выпускника школы, но и на социально-педагогический портрет будущего первокурсника (мотивацию, уровень профессиональной идентичности, страхи,

научно-практическая конференция с международным участием «Социально-гуманитарное знание: история и современность» (г. Мурманск, 28 февраля-4 марта 2011 г.). Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2011. С. 256-260.

1 Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации. Москва: Говорящая книга, 2015. 171 с.

2 Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. Москва: Центр «Развивающее образование», 2001. 86 с.

3 Шарова Е. Н. Рискологический подход к пониманию проблем профессионального самоопределения молодежи: соотношение определенности и неопределенности // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-гуманитарное знание: история и современность» (г. Мурманск, 28 февраля-4 марта 2011 г.). Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2011. С. 256-260.

ISSN 1994-0637 211 (print)

опасения, личностные перспективы саморазвития и ожидания). В связи с этим нами было организовано и проведено исследование, направленное на выявление статусов и уровня сформированности профессиональной идентичности выпускников общеобразовательных организаций. В исследовании приняли участие 51 чел., планирующих поступать в Институт педагогики и психологии на педагогические специальности в 2023 г. Среди них 32 % - выпускники школ Костромской области, 49 % - обучающиеся из города Костромы, 19 % - абитуриенты из других регионов Российской Федерации; 79 % респондентов - обучающиеся 9-х классов, 21 % - обучающиеся 1011-х классов.

Основным инструментарием нашего исследования стала методика изучения сформированности статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов), целью которой являлось определение степени выраженности у школьников статусов профессиональной идентичности. Для более качественного исследования групп с выявленными профессиональными идентичностями нами было использовано глубинное интервью, основными компонентами которого стали следующие блоки вопросов: «Мотив», «Страхи» и «Ожидания». Интервью в нашем исследовании выполняет задачу установить корреляционные связи между статусом профессиональной идентичности обучающихся и мотивами, страхами и ожиданиями. Перейдем к анализу полученных результатов.

Рассмотрим статус «Неопределенная профессиональная идентичность» (далее -НеПИ) абитуриентов. В ходе анализа полученных результатов нами было выявлено, что у 73 % респондентов данный статус выражен слабо, у 27 % зафиксирован уровень ниже среднего. Выраженного выше среднего и сильно выраженного уровня «неопределенной профессиональной идентичности» выявлено не было. НеПИ - это состояние, которое характерно для обучающихся, не имеющих прочных профессиональных целей, перспектив и планов, стратегических планов по выстраиванию карьеры; они не видят и не определяют себя в карьере как значимую фигуру. Отличительной чертой данного статуса является тот факт, что на обучающегося влияет ближайшее окружение, чаще всего родители, которые либо выражают второстепенное внимание или даже демонстрируют полное безразличие к профессиональному становлению своего ребенка.

Качественный анализ ответов интервью показал, что обучающиеся чаще всего отмечают одним из мотивов выбора высшего учебного заведения следующие мотивы: «посоветовали друзья», «друг учился», «нет других вариантов», «попробую сюда поступить, вдруг получится», - что во многом свидетельствует об отсутствии личной заинтересованности обучающегося и мотивации поступить именно на педагогические направления подготовки. Основными мотивами, которые подтолкнули их к завершению обучения в 9-м классе, являются: «низкие оценки по учебным предметам», «не могу больше обучаться в школе», «отсутствие экзаменов при поступлении после 9-го класса». Обучающиеся данной группы отмечают наиболее частые страхи и опасения связанные с процессом обучения и социальным окружением: «я боюсь не поступить на бюджетное место», «я не буду участвовать в мероприятиях, боюсь скопления людей и выхода на сцену», «думаю, что мне трудно будет найти друзей и дело по душе». Достаточно негативные высказывания можно встретить и в блоке

М. А. Скворцова, И. А. Смирнова. Сформированное статуса __

, „ _ ПЕДА1UI ИЧЕСКИЕ

профессиональном идентичности у абитуриентов НАУКИ

среднего профессионального образования: мотивы, ожидания, страхи_

«Ожидания», так, например, наиболее частыми стали ответы: «уверена, что не оправдаю надежды родителей», «думаю, что родители будут часто недовольны моей учебой». Из ответов интервью видно, что для данной группы респондентов мнение взрослого остается важным.

Исходя из анализа результатов по оценке сформированности статуса «Навязанная профессиональная идентичность» (далее - НаПИ), у 25 % респондентов - уровень ниже среднего, у 40 % - средний уровень выраженности, у 35 % - уровень выше среднего. НаПИ - это состояние, при котором обучающийся сделал выбор и определил свой профессиональный путь под влиянием авторитетных взрослых либо ближайшего окружения. Данная позиция, с одной стороны, уменьшает риски беспокойства обучающегося за сделанный выбор и обеспечивает комфортное состояние личности, но, с другой стороны, не дает гарантии удовлетворенности от процесса обучения и, впоследствии, от профессиональной роли выпускника.

Качественный анализ ответов интервью показал, что обучающиеся данной группы чаще всего отмечают одним из мотивов выбора высшего учебного заведения следующие: «много слышал хорошего об институте, поэтому и поступаю», «посоветовали родители», «сестра закончила и мама училась, поэтому и я поступаю», «родители сказали, что институт престижный». В блоке вопросов, связанных с мотивом завершения обучения в 9-м классе, обучающиеся отмечают такие аспекты, как «отсутствие финансовой возможности оплачивать репетиторов», «эмоциональная напряженность в классе», «учиться в 10-11-х классах - только время терять», «хочу побыстрее уехать от родителей». На вопросы о страхах о предстоящем обучении респонденты чаще всего указывали: «думаю, что после окончания вуза я не найду достойную работу», «думаю, что у меня будут проблемы со сдачей зачетов и экзаменов», «боюсь, что не оправдаю ожидания родителей, они будут мной недовольны», «придется потом учиться дальше, так как это не высокооплачиваемая профессия».

Рассмотрим статус «Мораторий профессиональной идентичности» (далее -МПИ). В ходе анализа полученных результатов нами было выявлено, что у 3 % респондентов - слабо выраженный уровень сформированности, у 23 % - уровень выраженности ниже среднего, у 29 % - выше среднего уровня, у 45 % - уровень сильно выраженный. МПИ - это состояние, которое характерно для индивида, познающего альтернативные пути и направления профессионального самостановления и развития. Респонденты в разной степени активности пытаются выйти из этого состояния через принятие осмысленного решения о своем будущем профессиональном становлении. Обучающиеся данной группы активно размышляют о возможных существующих вариантах профессионального становления, рассматривают свою судьбу относительно той или иной профессиональной позиции. Они постоянно находятся в информационном потоке и стремятся к расширению своих границ в области разных направлений образования и путей их получения. Данный статус является пограничной стадией («кризис выбора») к переходу к «Сформированной профессиональной идентичности».

Качественный анализ ответов интервью показал, что обучающиеся чаще всего отмечают такие мотивы выбора образовательной организации, как «наличие бюд-

ISSN 1994-0637 213 (print)

жетных мест», «в институте другая среда и педагоги, не такие как в колледже», «любовь к детям», «думаю свою жизнь связать с педагогикой и психологией». Самыми популярными ответами в группе вопросов о причинах поступления после 9-го класса респонденты называли следующие: «хочу побыстрее получить профессию и начать работать», «отсутствие экзаменов при поступлении после 9-го класса», «не могу больше обучаться в школе из-за напряженных отношений в классном коллективе». Обучающиеся данной группы в качестве предполагаемых страхов высказывали следующие утверждения: «я боюсь не поступить на бюджетное место», «я думаю, что буду очень скучать по родителям», «я переживаю, что будет сложно учиться». Обучающиеся отмечали среди ожиданий от предстоящей учебы следующие: «думаю, что учеба в институте откроет новые грани моей личности», «после окончания института я смогу найти работу по душе», «уверен, что найду новых друзей», «думаю, что студенческая жизнь будет насыщенной и интересной».

Анализ результатов по оценке сформированности статуса «Сформированная профессиональная идентичность» (далее - СПИ) показывает, что у 20 % респондентов - слабо выраженный уровень сформированности, у 29 % - средняя степень выраженности, у 33 % - уровень выше среднего, у 18 % обучающихся - сильно выраженный статус. СПИ - это состояние, которое характеризуется наличием и осознанием самостоятельного выбора профессионального пути и его стратегии. Данной группе с разной степенью выраженности статуса, но понятны будущие профессиональные шаги и процесс профессионального осознанного получения образования. Полученные результаты представим графически (см. рисунок).

Качественный анализ ответов интервью показал, что обучающиеся чаще всего отмечают такие мотивы выбора образовательной организации, как: «учиться в вузе престижно», «возможность получить качественные знания для моей будущей профессии», «педагоги-профессионалы», «дружная атмосфера среди педагогов и студентов». В группе вопросов, связанных с причинами не продолжать обучение в 10-м классе, респонденты указывали среди наиболее популярных следующие утверждения: «хочу побыстрее получить профессию и начать работать», «обучение высококвалифицированным педагогическим составом», «не хочется 2 года тратить на подготовку к ЕГЭ», «отсутствие финансовой возможности оплачивать репетиторов». Среди ответов, связанных с переживаниями и страхами участников интервью, наиболее популярными стали следующие: «я боюсь не поступить на бюджетное место», «боюсь не сдать какой-нибудь экзамен или зачет», «переживаю, что не найду друзей среди одногруппников». В группе ожиданий от предстоящей учебы обучающиеся указывали следующие утверждения: «после окончания института я смогу найти работу по душе», «очень жду начала обучения в новом коллективе», «уверен, что найду новых друзей», «думаю, что смогу проявить свои творческие способности в полной мере».

80% 73%

70%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

45%

40% 35%

7%

25%

0% 0% 0%

0%

23%

29%-

0%

0%

ft

20%

29%33%

Г"_

18%

0%

НеПИ МаПИ МПИ СПИ

= Слабо выражен и Ниже среднего Средний ^ Выше среднего Сильно выражен

Рисунок. Сводная диаграмма сформированности статусов профессиональной идентичности

Выводы

Приведенный выше качественный и количественный анализ полученных результатов позволяет нам сделать ряд выводов о корреляционной зависимости между сформированным статусом профессиональной идентичности обучающегося и его мотивами, страхами и ожиданиями:

- Статус «неопределенной профессиональной идентичности» коррелируется с достаточно туманными представлениями обучающихся о будущем профессиональном обучении; стратегией избегания неудач; погруженностью в жизненные текущие проблемы и задачи; отсутствием стратегического планирования и перспективных взглядов; ожидания от учебы связаны лишь с социальным окружением.

- Статус «навязанной профессиональной идентичности» коррелируется с отсутствием самостоятельности в принятии решений; зависимостью от мнения окружающих; решением большого числа задач в разных областях и в разных режимах; авторитарной и навязанной позицией взрослого; страхами перед неизвестностью / неопределенностью; тревожным состоянием и повышенным напряжением в отношениях «родитель - ребенок».

- Статус «мораторий профессиональной идентичности» коррелируется с ощущением недостаточности информации о профессии; состоянием выбора / метания; напряженного состояния / недопонимания взрослого окружения обучающегося; страхом сделать неправильный выбор; страхом не оправдать надежд собственных / родительских.

- Статус «сформированной профессиональной идентичности» коррелируется с сомнениями / опасениями о сделанном выборе; недопониманием отстраненности взрослого в профессиональном выборе; опасением ответственности за сделанный выбор; более глубокими представлениями о предстоящем пути профессионального становления.

Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что достаточно большой процент абитуриентов обладает статусом «навязанная профессиональная идентичность», что может привести к быстрой потере мотивации к обучению или формальному получению образования («для корочек»). С другой стороны, результаты исследования показывают сильный (45 %) и выше среднего (29 %) уровень «Моратория профессиональной идентичности», что позволяет говорить об активном поиске, сомнениях, изучении и сопоставлении информации в области профессионального становления. Данный статус является кризисным для абитуриента, что говорит о достаточно прочном и качественном подходе к формированию профессиональной идентичности личности. Процент сформированной профессиональной идентичности составляет 18 % на высшем уровне и 33 % на уровне выше среднего. Данные показатели свидетельствуют о том, что у группы сформирована стойкая профессиональная позиция относительно своего будущего профессионального становления.

Список литературы / References

Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации. Москва: Говорящая книга, 2015. 171 с.

Volkov B. S. Choosing a profession. Fundamentals of career guidance. Moscow: Govoriash-chaia kniga, 2015. 171 p. (In Russ.)

Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. Москва: Центр «Развивающее образование», 2001. 86 с.

Priazhnikov N. S. Active methods of professional self-determination. Moscow: Tsentr "Razviva-iushchee obrazovanie", 2001. 86 p. (In Russ.)

Чернякова М. М. Модернизация образования через создание системы раннего профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях. Гуманитарные и социальные науки, 2015, № 1, с. 264-275.

Cherniakova M. M. Modernisation of education through the development of a system for early professional self-determination of students in educational organisations. The Humanities and Social Sciences, 2015, no. 1, pp. 264-275. (In Russ.)

Шарова Е. Н. Рискологический подход к пониманию проблем профессионального самоопределения молодежи: соотношение определенности и неопределенности. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-гуманитарное знание: история и современность» (г. Мурманск, 28 февраля-4 марта 2011 г.). Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2011, с. 256-260.

Sharova E. N. Riskological approach to understanding the problems of young people's professional self-determination: the ratio of certainty and uncertainty. All-Russian Research and Practice Conference with International Participation 'Social and Humanitarian Knowledge: History and Modernity' (Murmansk, 28 February-4 March 2011). Murmansk: Murmanskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2011, pp. 256-260. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Марина Алексеевна Скворцова - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-6693-6130, [email protected], Костромской государственный университет (17/11, ул. Дзержинского, 156005 Кострома, Россия); Marina A. Skvortsova -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-6693-6130, [email protected], Kostroma State University (17/11, ul. Dzerzhinskogo, 156005 Kostroma, Russia).

Ирина Александровна Смирнова - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-4309-5981, [email protected], Костромской государственный университет (17/11, ул. Дзержинского, 156005 Кострома, Россия); Irina A. Smirnova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-6693-6130, [email protected], Kostroma State University (17/11, ul. Dzerzhinskogo, 156005 Kostroma, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствие конфликта интересов.

Claimed contribution of the authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 28.02.2024; принята к публикации 13.03.2024.

The article was submitted 22.01.2024; Approved after reviewing 28.02.2024; Accepted for publication 13.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.