Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Сергей Александрович, Волкова Наталья Алексеевна, Медяник Надежда Петровна

Статья посвящена проблеме становления профессиональной идентичности в период обучения в вузе. Профессиональная идентичность рассматривается как интегративный результат профессионального самоопределения и профессионально-личностного развития студентов в процессе освоения профессиональной образовательной программы, в достижении которого ведущая роль отводится самоидентификации в контексте будущей профессиональной деятельности, а также как процессуальная характеристика, изменяющаяся в процессе осмысления нового опыта и возникновения новых контекстов профессионального саморазвития. В основе гипотезы, проверяемой авторами эмпирическим путем, лежит положение о том, что существующие в обществе представления о престижности, статусности и перспективности определенных профессий оказывают влияние на профессиональный выбор, что отражается на различии показателей сформированности компонентов профессиональной идентичности у студентов вузов, ведущих подготовку специалистов для различных отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Сергей Александрович, Волкова Наталья Алексеевна, Медяник Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY: ON THE EXAMPLE OF FIRST-YEAR STUDENTS OF INDUSTRY UNIVERSITIES

The article is devoted to the problem of the formation of professional identity during the period of study at the university. Professional identity is considered as an integrative result of professional self-determination and professional and personal development of students in the process of mastering a professional educational program, in achieving which the leading role is given to self-identification in the context of future professional activity, as well as as a procedural characteristic that changes in the process of understanding new experiences and the emergence of new contexts of professional self-development. The hypothesis tested by the authors empirically is based on the position that the existing ideas in society about the prestige, status and prospects of certain professions influence professional choice, which is reflected in the difference in the indicators of the formation of components of professional identity among university students who train specialists for various sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ»

Применение педагогических инструментов формирования профессиональной идентичности: на примере студентов-первокурсников отраслевых вузов

Быков Сергей Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» E-mail: [email protected]

Волкова Наталья Алексеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры общей химии им. И.Д. Комиссарова Агротехнологического института, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» E-mail: [email protected]

Медяник Надежда Петровна,

кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры химии и фармакогнозии Института фармации ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме становления профессиональной идентичности в период обучения в вузе. Профессиональная идентичность рассматривается как интегративный результат профессионального самоопределения и профессионально-личностного развития студентов в процессе освоения профессиональной образовательной программы, в достижении которого ведущая роль отводится самоидентификации в контексте будущей профессиональной деятельности, а также как процессуальная характеристика, изменяющаяся в процессе осмысления нового опыта и возникновения новых контекстов профессионального саморазвития. В основе гипотезы, проверяемой авторами эмпирическим путем, лежит положение о том, что существующие в обществе представления о престижности, статусности и перспективности определенных профессий оказывают влияние на профессиональный выбор, что отражается на различии показателей сформированности компонентов профессиональной идентичности у студентов вузов, ведущих подготовку специалистов для различных отраслей экономики.

Ключевые слова: профессиональное образование; профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; статус профессиональной идентичности; компоненты профессиональной идентичности.

о с

U

см см о см см

Сегодня все более актуальным становится вопрос о качестве профессионального образования. С одной стороны, в постиндустриальную эпоху на первый план выходят требования относительно формирования в процессе освоения будущими специалистами профессиональных образовательных программ надпрофессиональных компетенций, готовности и способности к работе в условиях неопределенности и многозадачности, к освоению новых профессиональных функций, образованию на протяжении всей жизни. При этом функционирующая система профессионального образования ориентирована, прежде всего, на удовлетворение «заказа» конкретных отраслей экономики, что обуславливает спрос на рынке труда на специалистов с вполне конкретными профессиональными навыками и профессионально значимыми личностными характеристиками (что, однако, не умаляет значения «ключевых навыков XXI века»). Под решение этой задачи выстроена и система профессионального образования, и система профориентация в общем образовании.

Начиная подготовку будущих специалистов, вузы сталкиваются, помимо низкого уровня базовой подготовки вчерашних школьников, с негативными проявлениями, затрудняющими процесс профессиональной подготовки: «случайность» поступления на конкретное направление, отсутствие интереса к выбранной сфере профессиональной деятельности, и, соответственно, полное отсутствие или низкая мотивация к освоению будущей профессии, искаженный образ профессии и профессионала, неадекватное восприятие собственного потенциала для освоения профессии и дальнейшего развития в избранной профессиональной сфере и т.п.

Все эти проявления свидетельствуют о нес-формированности у определенной части студентов такой важной для формирования профессионала характеристики, как профессиональная идентичность, которую Л.Б. Шнейдер понимает как «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества» [1, с. 54].

Профессиональная идентичность должна рассматриваться как постоянно формирующееся, проектирующееся, достраивающееся явление, обеспечивающее смысловое единство личности в контексте профессиональной деятельности [2], как интегративный результат профессио-

нального самоопределения и профессионально-личностного развития студентов в процессе освоения профессиональной образовательной программы, в достижении которого ведущая роль отводится самоидентификации в контексте будущей профессиональной деятельности, в процессе которой будущий специалист соотносит себя и свою квазипрофессиональную и профессиональную деятельность с другими видами деятельности, себя как будущего специалиста - с «идеальным» образом профессионала в конкретной профессиональной области и с другими специалистами и студентами [3, с. 111].

Чтобы стать профессионалом, сегодняшнему студенту необходимо (наряду с накоплением совокупности знаний, освоением профессиональной терминологии, формированием умений, навыков, компетенций, приобретением и накоплением опыта) интегрироваться в профессиональную общность путем освоения и «присвоения» определенных установок, взглядов, идей, убеждений, правил поведения и проч., т.е. идентифицировать себя с представителями данной профессиональной общности, что является достаточно сложным и длительным процессом.

Профессиональная идентичность может рассматриваться как не столько результативная, сколько процессуальная характеристика с относительно стабильными состояниями, «открытая» для нового опыта, доступная для переосмысления на каждом новом этапе профессионального пути. Изменения в идентичность могут вноситься по мере осмысления нового опыта и возникновения новых контекстов профессионального саморазвития. При этом существует возможность возникновения не только позитивной, но и «кризисной», «негативной» профессиональной самоидентификации, что может являться следствием определенных способов самопонимания и интерпретации опыта в контексте профессиональной деятельности [4, с. 61].

Однако следует учесть, что осмысление нового опыта и возникновение новых контекстов профессионального саморазвития накладывается на уже имеющийся «фундамент» в виде базовых представлений о сфере профессиональной деятельности и о себе как потенциальном компоненте данной профессиональной среды. Многие авторы, исследовавшие аспекты профессионального выбора (И.Н. Галасюк, 2007), (И.О. Бугаева с соавт., 2016), (О.В. Кожевникова, Т.В. Шрейбер, 2017), (Ю.Ю. Раянова, Я.А. Бредихина, 2017), (Е.Г. Анти-перович, 2018), (М.Е. Литвиненко, А.Г. Миронов, 2018), (М.Ю. Кузьмин с соавт., 2020), (А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов, 2021), (Д.В. Лубовский, 2021), (И.А. Ставицкая, 2021) и др., отмечают, что существующие в обществе представления о престижности, статусности и перспективности определенных профессий, безусловно, способны оказать решающее влияние на выбор абитуриентов, а чаще - родителей, которые создают и культивируют соответствующее информационное поле либо принимают окончательное решение. Это, без-

условно, создает определенные сложности как для самих обучающихся (прежде всего - в виде отсутствия внутренней мотивации и «разочарования» в профессии уже на этапе ее освоения), так и для образовательных организаций, системы профессионального образования в целом и «рынка труда» (начиная с неравномерного распределения абитуриентских потоков и заканчивая «пустыми» выпусками, когда значительная часть выпускников либо не приступает к профессиональной деятельности по направлению подготовки, либо уходит в другие сферы в первые годы после выпуска).

Исследование проведено в октябре 2022 года. Выборку составили студенты первого курса Государственного аграрного университета Северного Зауралья (52 человека) и Тюменского государственного медицинского университета (59 человек).

При проведении исследования использовалась методика А.А. Озериной «Опросник профессиональной идентичности» [15]. Статус профессиональной идентичности определялся по сочетанию показателей сформированности и зрелости профессиональной идентичности. Респонденты со статусом «диффузный» характеризуются тем, что они еще не сделали выбор своего дальнейшего профессионального пути (часто - даже не задумывались об этом), у них не сформированы представления о том, в какой профессиональной сфере им предстоит трудиться, что для этого требуется, каковы возможности построения собственной карьеры. Для респондентов со статусом «мораторий» характерен так называемый «кризис выбора»: с одной стороны, есть осознание необходимости выбора профессионального пути, идет поиск возможного профессионального применения и реализации - с другой стороны, выбор в пользу одного из нескольких альтернативных вариантов еще не сделан, и респондент не готов его сделать в данный момент, позволяет себе сделать отсрочку в принятии решения. Респонденты со статусом «предрешенный» характеризуются тем, что представления о своем профессиональном будущем у них сформированы, но они являются результатом выбора не самого респондента, а представителей внешнего (часто близкого) окружения в лице родственников, знакомых, друзей.

Для респондентов со статусом «достигнутый» характерно наличие достаточно четко определенных профессиональных планов, причем это является результатом самостоятельного осмысленного решения.

Также методика позволяет определить сфор-мированность отдельных компонентов профессиональной идентичности: учебно-профессиональные планы: определенные / неопределенные (субшкала 3.1.), собственные / заимствованные (субшкала 3.2.); отношение к профессии: эмоциональное принятие / отвержение (субшкала 4.1.), рациональное принятие / отвержение (субшкала 4.2.); образ

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

профессии: внутренний / поверхностный (субшкала 5.1.), целостный / фрагментарный (субшкала 5.2.); образ профессионала: четкий / размытый (субшкала 6.1.), осознанный / стереотипный (субшкала 6.2.); профессиональная позиция: активная / пассивная (субшкала 7.1.), автономная / зависимая (субшкала 7.2.); профессиональная самооценка: адекватная / неадекватная (субшкала 8.1.), как результат собственной рефлексии / как

результат оценки других (субшкала 8.2.); профессиональная мотивация: положительная / отрицательная (субшкала 9.1.), интринсивная / экстрин-сивная (субшкала 9.2.).

Респондентам предлагалось выразить свое согласие / несогласие с каждым из 56 утверждений. Распределение по статусам профессиональной идентичности представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Распределение по статусам профессиональной идентичности студентов-первокурсников аграрного и медицинского вузов

Статус профессиональной идентичности Общее (п=111) Выборка 1 (п=52) Выборка 2 (п=59)

чел. доля чел. доля чел. доля

диффузный 48 43,24% 30 57,69% 18 30,51%

мораторий 24 21,62% 7 13,46% 17 28,81%

предрешенный 7 6,31% 2 3,85% 5 8,47%

достигнутый 32 28,83% 13 25% 19 32,2%

Можно констатировать, что большая часть студентов первого курса, принявших участие в исследовании, респондентов имеет диффузный статус профессиональной идентичности (48 чел. / 43,24% от общей совокупности выборки). У таких студентов отсутствует определенный хотя бы в общих чертах профессиональный план, представление о сфере профессиональной деятельности поверхностно и размыто, мотивация к овладению профессией практически отсутствует. Следует обратить внимание на то, что доля респондентов с данным статусом профессиональной идентичности существенно выше у респондентов из первой группы (студенты аграрного вуза), чем у респондентов из второй группы (студенты медицинского вуза): 57,69% и 30,51% соответственно.

Чуть меньше 1/3 респондентов имеет достигнутый статус профессиональной идентичности (32 чел. / 28,83%). У таких студентов профессиональный план определен, они связывают свое будущее с выбранными для обучения сферой и направлением профессиональной подготовки, считают имеющиеся у них личностные качества и знания подходящей основой для реализации и развития в профессиональной сфере, мотивированы на профессиональную трудовую деятельность в избранной сфере профессионального образования. Доля респондентов с данным статусом профессиональной идентичности несколько выше у респондентов из второй группы (студенты медицинского вуза), чем у респондентов из первой группы (студенты аграрного вуза): 32,2% и 25,0% соответственно.

Около 1/5 респондентов имеет статус профессиональной идентичности «мораторий» (24 чел. / 21,62%). Такие студенты еще не определились, подходит ли им та сфера, профессиональную деятельность в которой предполагает осваиваемая ими профессиональная программа высшего обра-^ зования, хотя они осознают необходимость и важ-3 ность выбора профессионального пути. Доля ре-^ спондентов с данным статусом профессиональной Ц идентичности существенно выше у респондентов

из второй группы (студенты медицинского вуза), чем у респондентов из первой группы (студенты аграрного вуза): 28,81% и 13,46% соответственно.

Менее остальных представлен предрешенный статус профессиональной идентичности (7 чел. / 6,31%). Для таких студентов характерна низкая внутренняя мотивация на получение профессиональных знаний и развитие в качестве профессионала. Доля респондентов с данным статусом профессиональной идентичности существенно выше у респондентов из второй группы (студенты медицинского вуза), чем у респондентов из первой группы (студенты аграрного вуза): 8,47% и 3,85% соответственно.

Сравнивая показатели сформированности компонентов профессиональной идентичности у студентов двух вузов, следует отметить, что показатели у студентов медицинского вуза в целом несколько выше, чем у студентов аграрного вуза (см. табл. 2).

Таблица 2. Показатели сформированности компонентов профессиональной идентичности студентов-первокурсников аграрного и медицинского вузов

Шкалы и субшкалы Относительный показатель от 0 до 1)

Общее (п=111) Выборка 1 (п=52) Выборка 2 (п=59)

1. 0,63 0,57 0,69

2. 0,61 0,57 0,64

3. 3.1. 0,67 0,62 0,71

3.2. 0,63 0,57 0,69

4. 4.1. 0,64 0,58 0,69

4.2. 0,69 0,69 0,69

5. 5.1. 0,68 0,59 0,75

5.2. 0,66 0,63 0,67

6. 6.1. 0,62 0,51 0,72

6.2. 0,50 0,46 0,54

7. 7.1. 0,62 0,59 0,65

7.2. 0,58 0,51 0,64

Окончание

Окончание

Шкалы и субшкалы Относительный показатель (от 0 до 1)

Общее (п=111) Выборка 1 (п=52) Выборка 2 (п=59)

8. 8.1. 0,69 0,63 0,75

8.2. 0,63 0,63 0,62

9. 9.1. 0,51 0,45 0,56

9.2. 0,55 0,51 0,59

Исключение составляют показатели по субшкалам 4.2. рациональное принятие / отвержение профессии (относительные показатели в двух выборках одинаковы) и 8.2. профессиональная самооценка как результат собственной рефлексии / как результат оценки других (относительный показатель в первой выборке незначительно выше).

Статистическая значимость различий в двух выборках проверена с использованием и-критерия Манна-Уитни.

Проверяемые гипотезы:

Н0 - показатели сформированности компонентов профессиональной идентичности в двух выборках не отличаются.

Н1 - показатели сформированности компонентов профессиональной идентичности в двух выборках отличаются.

Различия статистически значимы, если и >

' эмп

и

крит.

Если и < и р<0.05, то К принимается, Н

эмп крит для г ' 0 г '1

отклоняется, т.е. различия статистически не значимы.

Если и > и (для р<0.05), то К отклоняется,

эмп крит 0

но Н1 не принимается («зона неопределенности» -необходимо сравнение с икрит для р<0.01).

Если и > и (для р<0.01), то К отклоняется

эмп крит 0

и принимается Н1.

Эмпирическое значение критерия рассчитывалось по формуле:

+ п (п + 1)

2

иэмп пх '

--т,

где пх и пу - объем выборок, п - объем выборки, имеющей большую ранговую сумму, Т - большая сумма рангов из выборок X и Y.

икрит для данных выборок: 1139 (для р<0.01) и 1255 (для р<0.05).

Результаты расчета и-критерия в двух выборках представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни

по шкалам и субшкалам профессиональной идентичности в двух

выборках

Код шкал / 1 рангов и эмп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субшкал Выборка 1 Выборка 2

1 2382 3834 1004

2 2577 3639 1199

3.1. 2602 3614 1224

3.2. 2484 3732 1106

Код шкал / 1 рангов и эмп

субшкал Выборка 1 Выборка 2

4.1. 2622 3594 1244

4.2. 2928 3288 1518

5.1. 2537,5 3678,5 1159,5

5.2. 2844 3372 1466

6.1. 2323 3893 945

6.2. 2636,5 3579,5 1258,5

7.1. 2715,5 3500,5 1337,5

7.2. 2516 3700 1138

8.1. 2552,5 3663,5 1174,5

8.2. 2875 3341 1497

9.1. 2613 3603 1235

9.2. 2683 3533 1305

В зоне незначимости находятся эмпирические значения по субшкалам 4.2., 5.2., 6.2., 7.1., 8.2. и 9.2.

В зоне значимости находятся эмпирические значения по шкале 1, субшкалам 3.2., 6.1. и 7.2.

В зоне неопределенности находятся эмпирические значения по шкале 2, субшкалам 3.1., 4.1., 5.1., 8.1. и 9.1.

Таким образом, статистически не значимы различия показателей по рационального принятия профессии, целостности образа профессии, осознанности образа профессионала, активности профессиональной позиции, профессиональной самооценки как результат собственной рефлексии, интринсивности профессиональной мотивации.

С вероятностью 95% респонденты из двух выборок отличаются по сформированности профессиональной идентичности, собственных учебно-профессиональных планов, четкости образа профессионала, автономности профессиональной позиции.

С вероятностью 90% респонденты из двух выборок отличаются по зрелости профессиональной идентичности, определенности учебно-профессиональных планов, эмоциональному принятию профессии, сформированности внутреннего образа профессии, адекватности профессиональной самооценки, положительной профессиональной мотивации.

Полученные результаты будут использованы для дальнейших исследований по проблеме формирования профессиональной идентичности студентов в период обучения в вузе.

Литература

1. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: опыт теоретико-экспериментального исследования: [монография] / Л.Б. Шнейдер. -М.: Прометей, 2004. - 334 с.

2. Белякова Е.Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов - бу-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

дущих педагогов: ценностно-смысловой подход // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 4 (58). С. 64-72.

3. Волкова Н.А., Быков С.А. Становление профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности // Современное педагогическое образование. - 2020. -№ 1. - С.111-115.

4. Белякова Е.Г. Смысловые механизмы профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов: монография / Е.Г. Белякова; Министерство науки и высшего образования РФ, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. - 144 с.

5. Галасюк И.Н. Особенности профессиональной идентичности руководителя на разных этапах профессионального и возрастного развития: специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология: автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2007. 22 с.

6. Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Кулигин А.В., Магомедова М.С., Дзукаев Г.Н., Соловьева В.А. Стереотипы восприятия медицинских профессий. Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. Т. 12. № 4. С. 602-605.

7. Кожевникова О. В., Шрейбер Т.В. Несформи-рованная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. -2017. - № 3(31). - С. 381-395.

8. Раянова Ю.Ю., Бредихина Я.А. Типы социальных установок и мотивы выбора профессии старшеклассников. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2017. № 1. С. 5257.

9. Антиперович Е.Г. Престиж как критерий признания профессий в массовом сознании // Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Саратов, 03 ноября 2018 г. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. 203 с. С. 62-64.

10. Литвиненко М.Е., Миронов А.Г. Стереотипы старшеклассников в отношении профессий аграрного сектора // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 14 октября 2017 г. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. 292 с. С. 149-151.

11. Кузьмин М.Ю., Конопак И.А., Миронова Е.И., Осипенок О.А. Особенности проофессиональ-ной идентичности студентов-первокурсников гуманитарных направлений. Известия Иркут-

ского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 31. С. 56-65.

12. Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Некоторые аспекты профессионального самоопределения студентов медицинского суза в условиях непрерывного образования. Философия образования. 2021. Т. 21. № 2. С. 41-52.

13. Лубовский Д.В. Профессиональное самоопределение выпускников полной средней школы и студентов-первокурснников бакалавриата. Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 4 (57). С. 164-173.

14. Ставицкая И.А. Профессиональная идентичность курсантов ведомственных вузов: понятие и условия формирования // Культурно-образовательная среда: современные тенденции и перспективы исследований: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Белгород, 2021. С.162-166.

15. Озерина А.А. Разработка опросника профессиональной идентичности студентов. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2 (15). С. 15-22.

THE USE OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY: ON THE EXAMPLE OF FIRST-YEAR STUDENTS OF INDUSTRY UNIVERSITIES

Bykov S.A., Volkova N.A., Medyanik N.P.

Tyumen State University, Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen State Medical University of the Ministry of Health of Russia

The article is devoted to the problem of the formation of professional identity during the period of study at the university. Professional identity is considered as an integrative result of professional self-determination and professional and personal development of students in the process of mastering a professional educational program, in achieving which the leading role is given to self-identification in the context of future professional activity, as well as as a procedural characteristic that changes in the process of understanding new experiences and the emergence of new contexts of professional self-development. The hypothesis tested by the authors empirically is based on the position that the existing ideas in society about the prestige, status and prospects of certain professions influence professional choice, which is reflected in the difference in the indicators of the formation of components of professional identity among university students who train specialists for various sectors of the economy.

Keywords: professional education; professional self-determination; professional identity; status of professional identity; components of professional identity.

References

1. Schneider L.B. Professional identity: experience of theoretical and experimental research: [monograph] / L.B. Schneider. - M.: Prometheus, 2004. - 334 p.

2. Belyakova E.G. Accompaniment of professional self-determination of students - future teachers: value-semantic approach // Innovative projects and programs in education. 2018. No. 4 (58). pp. 64-72.

3. Volkova N.A., Bykov S.A. Formation of professional identity of students of the agrarian direction in the process of design and research activities // Modern Pedagogical Education. - 2020. -No. 1. - P. 111-115.

4. Belyakova E.G. Semantic mechanisms of professional self-determination of students - future teachers: monograph / E.G. Belyakova; Ministry of Science and Higher Education of the Rus-

sian Federation, Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy. - Tyumen: Tyumen State University Publishing House, 2020. - 144 p.

5. Galasyuk I.N. Features of the professional identity of the leader at different stages of professional and age development: specialty 19.00.13 Developmental psychology, acmeology: author. dis. cand. psychol. Sciences. Moscow, 2007. 22 p.

6. Bugaeva I.O., Kloktunova N.A., Kuligin A.V., Magomedo-va M.S., Dzukaev G.N., Solovieva V.A. Stereotypes of perception of medical professions. Saratov Scientific Medical Journal. 2016. V. 12. No. 4. S. 602-605.

7. Kozhevnikova O. V., Shreiber T.V. Unformed professional identity of an applicant as a predictor of the sophomore crisis // Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. - 2017. - No. 3 (31). - S. 381-395.

8. Rayanova Yu. Yu., Bredikhina Ya.A. Types of social attitudes and motives for choosing a profession among high school students. Bulletin of Omsk University. Series: Psychology. 2017. No. 1. S. 52-57.

9. Antiperovich E.G. Prestige as a criterion for the recognition of professions in the mass consciousness // Prospects for science and society in the context of innovative development: a collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. Saratov, November 03, 2018. Ufa: International Research Agency, 2018. 203 p. pp. 62-64.

10. Litvinenko M.E., Mironov A.G. Stereotypes of high school students in relation to the professions of the agrarian sector // Pro-

fessional self-determination of the youth of the innovation region: problems and prospects. Collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Krasnoyarsk, October 14, 2017. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2018. 292 p. pp. 149-151.

11. Kuzmin M. Yu., Konopak I.A., Mironova E.I., Osipenok O.A. Features of the professional identity of first-year students in the humanities. News of the Irkutsk State University. Series: Psychology. 2020. V. 31. S. 56-65.

12. Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Some aspects of professional self-determination of medical students in the context of continuing education. Philosophy of education. 2021. V. 21. No. 2. S. 41-52.

13. Lubovsky D.V. Professional self-determination of high school graduates and first-year undergraduate students. Actual problems of psychological knowledge. 2021. No. 4 (57). pp. 164173.

14. Stavitskaya I.A. Professional identity of cadets of departmental universities: the concept and conditions of formation // Cultural and educational environment: modern trends and prospects for research: collection of materials of the III International scientific and practical conference. Belgorod, 2021, pp. 162-166.

15. Ozerina A.A. Development of a questionnaire of professional identity of students. News of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2011. No. 2 (15). pp. 15-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.