Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АБИТУРИЕНТАМ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АБИТУРИЕНТАМ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / АБИТУРИЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лозгачева Оксана Викторовна, Чеченихина Ольга Сергеевна

Проблема заключается в том, что специалисты по профориентационной работе вузов не всегда учитывают важность индивидуального подхода к абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, при реализации которого обеспечивается эффективное и грамотное психологическое сопровождение. Цель исследования - обоснование, разработка и апробация программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Методология: на первом этапе проведен теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старших подростков; на втором этапе осуществлена первичная диагностика, в ходе которой установлены уровневые характеристики профессионального самоопределения старших подростков; на третьем этапе обоснована, разработана и апробирована программа психологического сопровождения абитуриентов на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Результаты первичной уровневой характеристики профессионального самоопределения старших подростков выявили, что 49,0% детей имеют неопределенную профессиональную идентичность, 20,0% детей характеризуются кризисом выбора профессиональной деятельности, 21,0% детей имеют навязанную профессиональную идентичность, 10,0% детей характеризовались сформированной профессиональной идентичностью. Результаты апробации разработанной программы показали, что те подростки, которые характеризовались неопределенной профессиональной идентичностью и не предпринимали попыток сделать выбор своего будущего профессионального назначения, после освоения программы перешли в группу детей, которые находятся на этапе «кризиса выбора». Научная новизна состоит в том, что разработана программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки и доказана ее эффективность. Практическая и теоретическая значимость основывается на том, что программа может быть рекомендована к применению в общеобразовательных учреждениях. Заключение: задачи по разработке и апробации программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки полностью выполнены. Получены достоверные результаты. В связи с чем рекомендуем к использованию результаты работы в своей практике педагогам-психологам, специалистам, осуществляющим профессиональное развитие молодежи и занимающимся вопросами профориентации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE PROGRAM FOR APPLICANTS AT THE STAGE OF SELECTING THE DIRECTION OF PROFESSIONAL TRAINING

The problem lies in the fact that specialists in career guidance work of universities do not always take into account the importance of an individual approach to applicants at the stage of choosing the direction of professional training, the implementation of which provides effective and competent psychological support. The purpose of the study is to substantiate, develop and test a program of psychological assistance to applicants at the stage of choosing the direction of professional training. Methodology: at the first stage, a theoretical analysis of the problem of professional self-determination of older adolescents was carried out; at the second stage, primary diagnostics was carried out, during which the level characteristics of professional self-determination of older adolescents were established; at the third stage, a program of psychological support for applicants was substantiated, developed and tested at the stage of choosing the direction of professional training. The results of the primary level characteristics of professional self-determination of older adolescents revealed that 49,0% of children have an indefinite professional identity, 20,0% of children are characterized by a crisis in choosing a professional activity, 21,0% of children have an imposed professional identity, 10,0% of children were characterized by a formed professional identity. The results of approbation of the developed program showed that those adolescents who were characterized by an indefinite professional identity and did not attempt to make a choice of their future professional destination, after mastering the program, moved into the group of children who are at the stage of “choice crisis”. The scientific novelty lies in the fact that a program of psychological assistance to applicants at the stage of choosing the direction of professional training has been developed and its effectiveness has been proven. Practical and theoretical significance is based on the fact that the program can be recommended for use in educational institutions. Conclusion: the tasks of developing and testing a program of psychological support for older adolescents at the stage of choosing the direction of vocational training have been fully completed. Reliable results obtained. In this connection, we recommend that the results of the work in their practice be used by educational psychologists, specialists who carry out the professional development of young people and deal with issues of vocational guidance for adolescents.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АБИТУРИЕНТАМ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 37.015.3:37.048.45

ББК Ю962+Ч420.053.6 ГРНТИ 15.21.51 Код ВАК 19.00.07 (5.3.4)

Лозгачева Оксана Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: oksana.lozgacheva@yandex.ru

Чеченихина Ольга Сергеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры биотехнологии и пищевых продуктов, директор Центра профессионального развития молодежи, координатор проекта Сельских школ РФ по профориентации, Уральский государственный аграрный университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42; e-mail: olgachech@yandex.ru

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АБИТУРИЕНТАМ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профориентация подростков; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; выбор профессии; психологическое сопровождение; профессиональная идентичность; подростки; абитуриенты; психологическая помощь; психологические программы.

АННОТАЦИЯ. Проблема заключается в том, что специалисты по профориентационной работе вузов не всегда учитывают важность индивидуального подхода к абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, при реализации которого обеспечивается эффективное и грамотное психологическое сопровождение. Цель исследования - обоснование, разработка и апробация программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Методология: на первом этапе проведен теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старших подростков; на втором этапе осуществлена первичная диагностика, в ходе которой установлены уровневые характеристики профессионального самоопределения старших подростков; на третьем этапе обоснована, разработана и апробирована программа психологического сопровождения абитуриентов на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Результаты первичной уровневой характеристики профессионального самоопределения старших подростков выявили, что 49,0% детей имеют неопределенную профессиональную идентичность, 20,0% детей характеризуются кризисом выбора профессиональной деятельности, 21,0% детей имеют навязанную профессиональную идентичность, 10,0% детей характеризовались сформированной профессиональной идентичностью. Результаты апробации разработанной программы показали, что те подростки, которые характеризовались неопределенной профессиональной идентичностью и не предпринимали попыток сделать выбор своего будущего профессионального назначения, после освоения программы перешли в группу детей, которые находятся на этапе «кризиса выбора». Научная новизна состоит в том, что разработана программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки и доказана ее эффективность. Практическая и теоретическая значимость основывается на том, что программа может быть рекомендована к применению в общеобразовательных учреждениях. Заключение: задачи по разработке и апробации программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки полностью выполнены. Получены достоверные результаты. В связи с чем рекомендуем к использованию результаты работы в своей практике педагогам-психологам, специалистам, осуществляющим профессиональное развитие молодежи и занимающимся вопросами профориентации подростков.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лозгачева, О. В. Программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки / О. В. Лозгачева, О. С. Чеченихина. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 2. - С. 122-130.

Lozgacheva Oksana Viktorovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Educational Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Chechenikhina Olga Sergeevna,

Candidate of Agricultural Sciences, .Associate Professor of Department of Biotechnology and Food Products, Director of Center for Professional Development of Youth, Project Coordinator of the Rural Schools of the Russian Federation for Career Guidance, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE PROGRAM FOR APPLICANTS AT THE STAGE OF SELECTING THE DIRECTION OF PROFESSIONAL TRAINING

KEYWORDS: vocational guidance for adolescents; professional orientation; professional self-determination; choice of profession; psychological support; professional identity; teenagers; applicants; psychological help; psychological programs.

ABSTRACT. The problem lies in the fact that specialists in career guidance work of universities do not always take into account the importance of an individual approach to applicants at the stage of choosing the direction of professional training, the implementation of which provides effective and competent psychological support. The purpose of the study is to substantiate, develop and test a program of psychological as© Лозгачева О. В., Чеченихина О. С., 2022

sistance to applicants at the stage of choosing the direction of professional training. Methodology: at the first stage, a theoretical analysis of the problem of professional self-determination of older adolescents was carried out; at the second stage, primary diagnostics was carried out, during which the level characteristics of professional self-determination of older adolescents were established; at the third stage, a program of psychological support for applicants was substantiated, developed and tested at the stage of choosing the direction of professional training. The results of the primary level characteristics of professional self-determination of older adolescents revealed that 49,0% of children have an indefinite professional identity, 20,0% of children are characterized by a crisis in choosing a professional activity, 21,0% of children have an imposed professional identity, 10,0% of children were characterized by a formed professional identity. The results of approbation of the developed program showed that those adolescents who were characterized by an indefinite professional identity and did not attempt to make a choice of their future professional destination, after mastering the program, moved into the group of children who are at the stage of "choice crisis". The scientific novelty lies in the fact that a program of psychological assistance to applicants at the stage of choosing the direction of professional training has been developed and its effectiveness has been proven. Practical and theoretical significance is based on the fact that the program can be recommended for use in educational institutions. Conclusion: the tasks of developing and testing a program of psychological support for older adolescents at the stage of choosing the direction of vocational training have been fully completed. Reliable results obtained. In this connection, we recommend that the results of the work in their practice be used by educational psychologists, specialists who carry out the professional development of young people and deal with issues of vocational guidance for adolescents.

FOR CITATION: Lozgacheva, O. V., Chechenikhina, O. S. (2022). Psychological Assistance Program for Applicants at the Stage of Selecting the Direction of Professional Training. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 122-130.

Постановка проблемы. Этап выбора профессии является одним из важных событий в жизни каждого человека, так как именно будущая профессия соответствует или не соответствует нашим ожиданиям, приносит удовлетворение или нет.

Достаточно большое количество различных публикаций и научных трудов, конференций, семинаров, посвященных вопросам профессиональной ориентации подростков, доказывают неподдельный интерес ученых и практиков к данному направлению. Например, только за последнее пятилетие число научных статей по вопросам профессионального самоопределения молодежи увеличилось в 3 раза. При этом стоит отметить, что данное направление исследований все же имеет почти 100-летнюю историю становления и развития, в том числе в нашей стране [2, с. 6; 1, с. 42; 3, с. 19; 16, с. 25; 12, с. 16].

В настоящее время анализ существующих практик показывает, что уровень взаимодействия вузов с абитуриентами основывается только лишь на информационной и пропагандистской работе, на организации довузовской подготовки [4, с. 134; 14, с. 304].

При этом некоторые научные исследования убеждают практиков в том, что в работе над вопросами профессионального самоопределения детей и подростков все больше времени должно отводиться «профессиональному воспитанию, направленному на формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства» [6, с. 250-251; 5, с. 163].

Стоит уделять особое внимание возрастным особенностям школьников из числа старшеклассников, которым предстоит в ближайшее время сделать выбор своей будущей профессии. У выпускников школ это

пора душевного равновесия. Тревожность заменяется жизнерадостностью; в значительной степени повышаются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, нацеленность подростка в будущее. Однако они еще не освобождены от односторонности в своих оценках, нетерпимости, ультимативности. В рамках еще сохраняющегося максимализма любая реальность кажется подростку унылой, что подавляет его жизнедеятельность, приводит к пессимизму и отчаянию, провоцирует выбор «легкой жизни», быстрого и не затратного удовлетворения своих потребностей «здесь и сейчас» [7, с. 25].

В старшем подростковом возрасте основной особенностью школьников является осознание собственной индивидуальности и неповторимости, что влечет последствия, связанные с возникновением внутренней напряженности от чувства одиночества. Все это усиливает потребность в коммуникации и увеличивает ее избирательность [13, с. 111; 11, с. 223; 15, с. 245].

Присутствующее равновесие внутреннего мира подростка некоторым образом нарушается тем, что появляется необходимость профессионального самоопределения. Для подростка довольно сложно выбрать что-то одно, при этом отказавшись от многого другого [8, с. 90].

Есть ошибочное мнение, что выбор будущей профессии связан с любимым предметом в школе. На этапе выбора профессии нужно помочь в определении интересов (наука, спорт, творчество и др.). Обычно эти процессы активно сопровождают школа и семья, вузы не проявляют большого участия [9, с. 142; 10, с. 157].

Профориентационная деятельность вузов основывается на работе довузовской

подготовки путем увеличения количественного набора абитуриентов. Работа довузовских центров, профильных классов, проведение школьных олимпиад, конференций и других мероприятий активно способствуют повышению успешности школьников и берутся за основу профориентации.

Вместе с тем специалисты по профори-ентационной работе вузов не всегда учитывают важность индивидуального подхода к абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Как правило, при реализации индивидуального подхода обеспечивается эффективное и грамотное психологическое сопровождение. Наличие рационально разработанной программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки повысит эффективность системы профориентационной работы вуза.

Проблема исследования обусловлена следующими противоречиями между:

1) достаточно большим значением вопросов профориентации как для отдельной самоопределяющейся личности, так и для общества в целом и реальной недооценкой актуальности данного направления деятельности в условиях вуза;

2) актуальностью разработки инновационной системы профориентационной деятельности, которая соответствует требованиям современного общества, и недостаточной подготовленностью профориентологов;

3) очевидными потребностями выпускников школ в психологическом сопровождении их профессионального самоопределения и одновременно малоизученной и неподготовленной научно-методической базой образовательных организаций к удовлетворению данных потребностей.

Формулировка цели. Цель исследования заключается в обосновании, разработке и апробации программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования - процесс психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки будет успешен при условии реализации системы мероприятий, основанной на ак-меологическом подходе, принципах детерминации, системности, субъектности, с применением вариативных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса, предполагающего такие психологические механизмы, как идентификация, рефлексия, антиципация в процессах наблюдения, дискуссии, моделирования и мысленного проигрывания будущей профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Установить уровневую характеристику профессионального самоопределения старших подростков.

2. Разработать программу психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки.

3. Провести апробацию программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки.

Методология и методы исследования. Цель работы достигалась в процессе исследования, которое включало три этапа.

На первом этапе проведен теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старших подростков.

На втором этапе проведена первичная диагностика, где решались задачи по изучению особенностей проявления профессионального самоопределения обучающихся старших классов, осуществлялся количественный и качественный анализ полученных данных.

В задачи первичной диагностики входило установить уровневую характеристику профессионального самоопределения старших подростков. Методики, используемые для выполнения задачи: методика изучения статусов профессиональной идентичности, разработанная А. А. Азбель, А. Г. Грецовым.

В первичной диагностике принимали участие 100 человек (50 девушек, 50 юношей), которые составляли репрезентативную выборку простым случайным отбором из учащихся 11 классов общеобразовательных школ города Екатеринбурга. Диагностика проводилась в начале учебного года (сентябрь).

Третий этап посвящен разработке и апробации программы психологического сопровождения абитуриентов на этапе выбора направления профессиональной подготовки. Этап проводился в течение трех месяцев (октябрь - декабрь). В апробации разработанной программы принимали участие 90 человек (42 девушки, 48 юношей), которые составляли репрезентативную выборку первичной диагностики. Эти дети характеризовались в результате первичной диагностики неопределенным состоянием профессиональной идентичности, мораторием (кризис выбора), навязанной профессиональной идентичностью. В период реализации программы проводились исследования методом наблюдения по шкале субъективных оценок реактивности испытуемых (М. Гроднер, в модификации А. Крымова).

В работе использовались следующие методы: метод теоретического исследования, эмпирические методы, методы математической статистики.

Метод теоретического исследования: метод теоретического анализа литературы по проблеме научного исследования.

Экспериментальные методы: вер-бально-коммуникативные методы (беседа, анкетирование), метод наблюдения, метод психолого-педагогического эксперимента.

Методы математической статистики: пакет программ математико-статис-тической обработки данных Statistica версии 6.0, разработанный компанией StatSoft. При этом пороги статистически достоверных различий определяли между максимальным и минимальным значениями показателей: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

Результаты исследования. Психолого-педагогическая диагностика - это одна из областей профессиональной деятельности педагогов-психологов, она достаточно сложная и объединяет в себе психолого-педагогические диагностические подходы.

Первичная диагностика, проведенная на одном из этапов работы, позволила выявить и описать уровневую характеристику профессионального самоопределения старших подростков по результатам проведения методики изучения статусов профессиональной идентичности. В первичной диагностике принимали участие 100 человек (50 девушек, 50 юношей), которые составляли репрезентативную выборку простым случайным отбором из учащихся 11 классов общеобразовательных школ города Екатеринбурга. Диагностика проводилась в начале учебного года (сентябрь).

Первичная диагностика затрагивает важные характеристики респондентов, которые напрямую оказывают влияние на их последующий жизненный ориентир.

Результаты первичной диагностики выявили уровневые характеристики профессионального самоопределения старших подростков. Лишь 10 человек из 100 обладают сформированной профессиональной идентичностью. Это самая немногочисленная группа детей, которые готовы сделать осознанный выбор своего профессионального будущего или же уже сделали его. Подростки при этом совершенно уверены в правильности своего выбора. Как правило, дети из этой группы респондентов прошли через «кризис выбора», они вполне самостоятельно сформулировали знания о своих предпочтениях, о своей профессиональной ценности, они знают свои цели и имеют жизненные убеждения. Подростки со сформированной профессиональной идентичностью, как правило, вполне осознанно планируют свою профессиональную карьеру.

20% подростков характеризовались состоянием моратория (кризис выбора) профессиональной идентичности. В данную

группу вошли дети, которые уже пробовали исследовать различные варианты своего будущего в профессиональном плане. Эти подростки сейчас пробуют выйти из данного состояния и принять достаточно рациональное решение в отношении своего будущего. Респонденты, попавшие в эту группу, перебирают возможные варианты своего профессионального будущего, делают все, чтобы узнать как можно больше о разнообразии профессий. В такой ситуации часто имеют место достаточно неустойчивые отношения с родителями и (или) друзьями. Сначала может быть полное взаимопонимание, которое вдруг активно меняется на непонимание. Так называемый «кризис выбора» после его окончания приводит подростка к состоянию сформированной идентичности, а реже - к навязанной идентичности.

Примерно столько же подростков (21%) по результатам первичной диагностики обладали навязанной профессиональной идентичностью. Это означает, что данная группа состоит из детей, которые уже выбрали свою будущую профессию, но с помощью родителей, друзей или родственников.

При этом почти половина опрошенных (49%) характеризуются неопределенным состоянием профессиональной идентичности. Подростки в таком состоянии не имеют каких-либо прочных профессиональных целей и планов. Они даже не трудятся над тем, чтобы их получить, найти варианты своего профессионального развития. Поэтому можно говорить о том, что родители таких детей не хотят или вообще не имеют возможности активно интересоваться профессиональным будущим своих детей. В данную группу входят старшие подростки, которые так или иначе имеют привычку жить текущими желаниями, они пока не осознали и не поняли необходимость выбора будущей профессии.

Обрести готовность совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития, уверенность в правильности принятого решения о профессиональном будущем, избежать «кризиса выбора» помогут разработка и реализация программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки.

Цель программы - создание условий для формирования осознанной позиции абитуриентов в профессиональном самоопределении на этапе выбора направления профессиональной подготовки.

В задачи программы входит:

- актуализация потребности школьников к самопознанию и саморазвитию;

- формирование у подростков «образа будущего», связанного с установлением

прочных профессиональных целей и планов;

- выстраивание траектории преодоления «кризиса выбора» подростками на этапе самоопределения с переходом к состоянию сформированной идентичности.

Принципы реализации программы.

1. «Принцип безоценочности и принятия»: гарантия комфортного образовательного процесса.

2. «Принцип распределения ответственности»: самостоятельность участников, получение практического опыта, переосмысление ценностей, самостоятельные выводы.

3. «Принцип диалогического общения»: участники могут самостоятельно вырабатывать свою систему ценностей, есть возможность свободного выбора истинной ценности.

4. «Принцип адресности»: учитываются возрастные и социальные особенности подростков.

5. «Принцип деятельной позиции»: подростки активно применяют полученные знания на практике.

Основным критерием формирования группы являются наличие у подростков старшего возраста (10-11 класс) неопределенного состояния профессиональной идентичности, отсутствие прочных профессиональных целей и четкое нежелание их сформировать, выстроить варианты своего

Тематический

профессионального развития.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: отклонения в психическом развитии подростка; различные психоэмоциональные расстройства; сформированная профессиональная идентичность, выявленная при первичной диагностике.

Данная программа рассчитана на 6 учебно-тематических занятий объемом в целом 34 часа и включает в себя теоретическую и практическую части. Периодичность проведения занятий - один раз в неделю.

Форма проведения занятий - групповые занятия с оптимальным количеством участников в группе 10-15 человек.

Программа предназначена для работы педагогов-психологов, специалистов, осуществляющих профессиональное развитие молодежи и занимающихся вопросами профориентации подростков. Реализация программы осуществляется путем применения современных методик анкетирования и проведения занятий.

Программа включает в себя шесть тематических разделов: «Я и мое настоящее», «Я и мое будущее», «Родительские встречи», «Искусство выбора», «Мир профессий», «Я делаю выбор» (табл. 1).

Таблица 1

н программы

№ п/п Тема Количество часов

1 Я и мое настоящее (дискуссия «Плохие и хорошие качества», упражнения: «Качество характера», «Силуэт моих сильных сторон») 6

2 Я и мое будущее (дискуссия «Мое будущее зависит от меня», упражнения: «Меня зовут», «Лилия») 6

3 Родительские встречи (лекция с элементами дискуссии «Помощь в профессиональном самоопределении подростка», решение ситуационных задач) 6

4 Искусство выбора (упражнения: «Либо-либо», «Ситуация», «Сколько во мне людей?», упражнение с элементами тренинга «Сделай выбор») 6

5 Мир профессий (лекция-дискуссия «Удивительный мир профессий», интерактивная игра «Компетенции будущего», тренинг-игра «Как стать успешным в современном мире?» 6

6 Я делаю выбор (решение ситуационных задач по выбору профессии и самоопределению, проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мой друг через 10 лет») 4

Итого: 34

1 раздел «Я и мое настоящее» включает дискуссию и упражнения, направленные на осознание особенностей самовосприятия, активизацию процесса самопознания, узнавание своих способностей и возможностей.

2 раздел «Я и мое будущее» включает дискуссию и упражнения, направленные на выявление наилучшего способа определения жизненного пути, осознание важности профессионального выбора.

3 раздел «Родительские встречи» предназначен для родителей подростков, которые не обладают сформированной профессиональной идентичностью. Дискуссия и ситуационные задачи, входящие в раздел, направлены на осознание родителями необходимости помощи в профессиональном самоопределении подростка.

4 раздел «Искусство выбора» направлен на развитие умения выражать свои

эмоции, не бояться делать выбор, принимать решения, делать осознанный выбор.

5 раздел «Мир профессий» состоит из лекции-дискуссии, интерактивной игры и тренинг-игры. Раздел направлен на ознакомление подростков с разнообразием профессиональных сфер различных секторов экономики, с компетенциями современных специалистов.

6 раздел «Я делаю выбор» направлен на решение ситуационных задач по выбору профессии и самоопределению, проективные рисунки используются для планирования профессионального пути.

Разработанная и реализованная программа позволит подросткам:

- осмыслить собственные интересы, возможности и планирование профессионального пути;

- получить необходимый объем знаний и представлений о профессиональном разнообразии, современных образовательных технологиях, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современном обществе;

- найти личностный смысл, приобрести убежденность в значимости данного вида деятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сознательно и эмоционально принять ценности и нормы современного общества и комплексы мотивов, обеспечивающих эффективность, устойчивость и непрерывность процесса формирования профессионального самоопределения;

- сформировать четкое отношение к профессионально-трудовой среде и способу ее самореализации, выбору карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Система контроля критериев оценки достижения планируемых результатов основана на фиксации количественных и качественных показателей результативности в течение и по окончании реализации программы.

Количественные:

- повышение на 40% и более доли подростков, которые имеют статус сформированной профессиональной идентичности (по результатам вторичной диагностики -опросник А. А. Азбель, А. Г. Грецова).

Качественные:

- положительные отзывы от подростков и их родителей (результаты анкетирования и рефлексии в качестве обратной связи);

- стремление к применению и использованию полученных знаний и навыков (выполнение участниками всех заданий программы);

- повышение показателей реактивности подростков во время реализации программы (по методике наблюдения М. Грод-

нера в модификации А. Крымова);

- наличие у участников личностного смысла, убежденности в значимости определенного вида деятельности, осмысления собственных интересов, возможностей, а также планирование профессионального пути.

Для реализации программы используются дискуссии, упражнения, игры, тренинги, ситуационные задачи, рисование, анкетирование и пр. Применение разнообразных психологических механизмов и методов позволяет повышать эффективность реализации программы.

Особенностью программы является работа с родителями подростков, отобранных в группу для апробации, что способствует проявлению более активного родительского интереса к профессиональному будущему своих детей.

Разработанная программа психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки прошла успешную апробацию, результаты которой представлены ниже.

В группу подростков для апробации программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки вошли те дети (42 девушки, 48 юношей), которые характеризовались в результате первичной диагностики неопределенным состоянием профессиональной идентичности, мораторием (кризис выбора), навязанной профессиональной идентичностью.

В процессе апробации программы было проведено наблюдение за участниками процесса (табл. 2).

Установлено, что подростки, имеющие статус неопределенной профессиональной идентичности при первичной диагностике, имели низкие баллы (2,0-2,5) за способность работать длительное время без перерывов, отказывались от действий при обнаружении препятствий во время занятий, неохотно выполняли необходимые действия, которые требовали больших усилий.

Участники программы, обладающие статусом «кризиса выбора», имели достаточно высокие баллы (4,5-5,0) за ряд показателей. Они брали на себя ответственность, им не мешали шум и посторонние разговоры во время занятий, они не смущались.

Подростки, обладающие статусом навязанной профессиональной идентичности, имели схожие показатели с детьми, имеющими «кризис выбора». Но при этом несколько травмировались при малейших неудачах (2,0 балла).

В целом же все испытуемые в процессе проведения наблюдения имели низкий уровень реактивности во время апробации разработанной программы. Это связано, по

нашему мнению, с тем, что дети находились в достаточно неопределенном психическом состоянии относительно выбора своего бу-

дущего предназначения. А ряд из них имели существенное давление со стороны родителей, которые навязывали свое мнение.

Таблица 2

Показатель реактивности подростков разных статусов профессиональной идентичности

и

щ

Ч

Я «

о и л

и о я

о о

Щ

о л и

л

5

и

и

л а

I 2

I §

« £

£ £ о л и и

л Щ

й и

и о и

л с*-.

а;

& и

- о о

«

л

СГ

о и л

¡Е Ч Щ О

„ли

Щ я о О

и

Л

ч

Щ

н

л

ю

о

« ъ

о 3 и я я и

сг 3 «

о Й

я

я

я я и

л

я

щ И

я

о

о и

ч щ

Л

щ

Я

2 Д

§ I

'Я Й

Ч ю О

Поведенческий параметр

н

Щ

и н

о

н ь

ет

§ а

Я О л & вн

и

ч

о н т о

х О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ч

н в

о ю ю о

а р

и

ч

н

е

ю

о с о п

о

а йо

зя о

3 °

вт и й ст р и

>я я е й ^ 5

4 Г5 £

сп

о еп

нр л я

и и

й ой §§ д

т о и

ч 3

Щ «

а в

2

ак т

О

Я |

В, щ пр р

п о н нч

-

ю

о к

§ £

е с

и

ч

т

е д

и и н

е

Э

о? ю ю о

о

£ 5 ст м

л а Ч Ч ае чт

анч аав

а д

Неопределенная профессиональная идентичность

2,5± 0,06

3,0± 0,07

4,0± 0,09**'

4,0± 0,06

4,5± 0,05

2,5± 0,05

4,5± 0,04

4,5±

0,06***

2,0± 0,04

Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности

3,5± 0,08**

3,0± 0,06

3,0± 0,02

4,5±

0,05***

4,5± 0,06

2,5± 0,03

5,0±

0,06***

3,5± 0,04

4,0±

0,03***

Навязанная профессиональная идентичность

3,5± 0,09**

3,0± 0,06

2,0± 0,03

4,5±

0,04***

4,5± 0,06

4,0±

0,04***

5,0±

0,07***

4,0± 0,03

4,0±

0,03***

По окончании апробации программы, проведена вторичная (повторная) диагностики по той же методике, что и первичная. Результаты освоения программы представлены на рисунке.

Из результатов вторичной диагностики следует, что те подростки, которые характеризовались неопределенно профессиональной идентичностью и не предпринимали

попыток делать выбор своего будущего %

профессионального назначения, после освоения разработанной программы психологической помощи абитуриентам на этапе выбора направления профессиональной подготовки, перешли в группу детей, которые находятся на этапе «кризиса выбора». Ни один из этих детей не попал в группу, характеризующуюся сформированной профессиональной идентичностью.

60 50

55

40

30

20

10

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22

23

I I

Неопределенная Мораторий Навязанная Сформированная

профессиональная профессиональной профессиональная профессиональная идентичность идентичности идентичность идентичность

Рис. Уровневая характеристика профессионального самоопределения старших подростков по методике изучения статусов

профессиональной идентичности (по результатам вторичной / повторной диагностики)

0

Это означает, что требуется дальнейшая работа в данном направлении. Необходимо дальнейшее выстраивание траектории преодоления «кризиса выбора» подростками на этапе самоопределения с переходом к состоянию сформированной идентичности.

По окончании эффективной работы с детьми в рамках реализации и апробации программы, подростки, которые при первичной диагностике относились к группам «кризиса выбора» и навязанной профессиональной идентичности, перешли в группу подростков со сформированной профессиональной идентичностью.

Следовательно, данная группа подростков осмыслила собственные интересы, возможности и приступила к планированию своего профессионального пути. Дети получили некоторый объем знаний и представлений о профессиональном разнообразии, нашли личностный смысл. У подростков сформировалось четкое мнение о профессионально-трудовой среде, о выборе карьеры. Задачи программы выполнены.

Заключение. Установлена уровневая характеристика профессионального самоопределения старших подростков. Результаты характеристики показали, что 49,0% детей имеют неопределенную профессиональную идентичность, 20,0% детей характеризуются кризисом выбора профессиональной деятельности, 21,0% детей имеют навязанную профессиональную идентичность, 10,0% детей характеризовались сформированной профессиональной идентичностью.

Разработанная программа психологи-

ческого сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки рассчитана на 34 часа, включает в себя дискуссии, упражнения, игры, тренинги, ситуационные задачи, рисование, анкетирование и пр. Особенностью программы является работа с родителями подростков, отобранных в группу для апробации.

Результаты апробации программы показали, что те подростки, которые характеризовались неопределенно профессиональной идентичностью и не предпринимали попыток сделать выбор своего будущего профессионального назначения, после освоения разработанной программы перешли в группу детей, которые находятся на этапе «кризиса выбора». Ни один из этих детей не попал в группу, характеризующуюся сформированной профессиональной идентичностью. Остальные подростки перешли в группу подростков со сформированной профессиональной идентичностью.

Таким образом, задачи по разработке и апробации программы психологического сопровождения подростков старшего возраста на этапе выбора направления профессиональной подготовки полностью выполнены. Получены достоверные результаты. В связи с чем рекомендуем к использованию результаты работы в своей практике педагогам-психологам, специалистам, осуществляющим профессиональное развитие молодежи и занимающимся вопросами профориентации подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдулова, Т. П. Взаимосвязь особенностей мышления и профессиональных предпочтений подростков / Т. П. Авдулова, О. Б. Локтева // Современные психологические и педагогические технологии. -2019. - № 1. - С. 42-50.

2. Афанасьев, В. В. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития / В. В. Афанасьев, С. М. Куницына, М. П. Нечаев, С. Л. Фролова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1 (61). - С. 6-16.

3. Васильева, Т. М. Проблемы профориентации подростков и пути их решения / Т. М. Васильева // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. - 2019. - № 20. - С. 19-23.

4. Гуртов, В. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «Хочу», «могу» и «надо» / В. А. Гуртов, Е. А. Хотеева / / Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 1. - С. 134-150.

5. Ивкова, Е. А. Психологическое консультирование по вопросам профориентации подростков / Е. А. Ивкова // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.6 (28). - С. 163-166.

6. Келли, К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее / К. Келли ; пер. с англ. Ю. Константиновой и Т. Мамедовой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 347 с.

7. Килина, И. А. Содействие профориентации и карьерному устремлению подростков и молодежи / И. А. Килина, Е. В. Понамарева / / Территория науки. - 2017. - № 3. - С. 25-30.

8. Левченко, А. А. Проблема профессионального самоопределения подростка / А. А. Левченко // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 90-92.

9. Мартынюк, О. Б. Влияние детско-родительских отношений на профессиональную направленность подростков / О. Б. Мартынюк, М. О. Мосина // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2020. - № 3 (51). - С. 142146.

10. Миссуловин, Л. Я. Профориентация и профессиональное самоопределение старших подростков с эмоционально-волевыми нарушениями / Л. Я. Миссуловин, О. Ф. Карочкина, Г. Р. Чернова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2019. - № 4. - С. 157-166.

11. Пудова, Е. А. Понятие статусов профессиональной идентичности и выбора профессии в подростковом возрасте / Е. А. Пудова // Инновационная наука. - 2019. - № 12. - С. 223-227.

12. Селиванова, З. К. Государственное управление системой профориентации старших подростков как насущная проблема современной России / З. К. Селиванова, А. Б. Родин // Власть. - 2021. - Т. 29, № 1. - С. 16-22.

13. Сикорская, О. В. Возможности реализации различных форм профориентационной работы со старшими подростками в образовательных организациях / О. В. Сикорская, Е. В. Малыхина // Вестник магистратуры. - 2021. - № 1-1 (112). - С. 111-113.

14. Чеченихина, О. С. Актуальность психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи в условиях образовательной организации / О. С. Чеченихина, В. Н. Синько / / Материалы Международного научно-образовательного форума. - Екатеринбург, 2021. - С. 304-308.

15. Ярлыкова, О. В. Специфика профориентации подростков / О. В. Ярлыкова, Д. А. Ряузова // Профессиональная ориентация. - 2017. - № 1. - С. 245-250.

16. Яценко, О. В. Формирование учебной мотивации подростков средствами профориентации / О. В. Яценко // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2021. - Т. 37. -С. 69-87.

REFERENCES

1. Avdulova, T. P., Lokteva, O. B. (2019). Vzaimosvyaz' osobennostei myshleniya i professional'nykh predpochtenii podrostkov [The Relationship between the Peculiarities of Thinking and Professional Preferences of Adolescents]. In Sovremennyepsikhologicheskie ipedagogicheskie tekhnologii. No. 1, pp. 42-50.

2. Afanasyev, V. V., Kunitsyna, S. M., Nechaev, M. P., Frolova, S. L. (2019). Sistema proforientatsii: prob-lemy, tendentsii, opyt realizatsii i perspektivy razvitiya [Career Guidance System: Problems, Trends, Implementation Experience and Development Prospects]. In Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii. No. 1 (61), pp. 6-16.

3. Vasilyeva, T. M. (2019). Problemy proforientatsii podrostkov i puti ikh resheniya [Problems of Vocational Guidance of Adolescents and Ways to Solve Them]. In Vestnik NITs MISI: aktual'nye voprosy sovremennoi nauki. No. 20, pp. 19-23.

4. Gurtov, V. A., Khoteeva, E. A. (2018). Planirovanie kar'ernoi traektorii shkol'nikov: orientatsiya na «Hochu», «mogu» i «nado» [Planning the Career Trajectory of Schoolchildren: Orientation on "I Want", "I Can" and "I Must"]. In Integratsiya obrazovaniya. Vol. 22. No. 1, pp. 134-150.

5. Ivkova, E. A. (2019). Psikhologicheskoe konsul'tirovanie po voprosam proforientatsii podrostkov [Psychological Counseling on Career Guidance for Adolescents]. In Vestnik sovremennykh issledovanii. No. 1.6 (28), pp. 163-166.

6. Kelly, К. (2017). Neizbezhno. 12 tekhnologicheskikh trendov, kotorye opredelyayut nashe budushchee [Inevitably. 12 Technological Trends That Define Our Future] / transl. by Yu. Konstantinova and T. Mamedova. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber. 347 p.

7. Kilina, I. A., Ponamareva, E. V. (2017). Sodeistvie proforientatsii i kar'ernomu ustremleniyu podrostkov i molodezhi [Promotion of Career Guidance and Career Aspirations of Adolescents and Young People]. In Terri-toriya nauki. No. 3, pp. 25-30.

8. Levchenko, A. A. (2016). Problema professional'nogo samoopredeleniya podrostka [The Problem of Professional Self-Determination of a Teenager]. In Studencheskaya naukaXXI veka. No. 1-1 (8), pp. 90-92.

9. Martynyuk, O. B., Mosina, M. O. (2020). Vliyanie detsko-roditel'skikh otnoshenii na professional'nuyu napravlennost' podrostkov [The Influence of Child-Parent Relations on the Professional Orientation of Adolescents]. In Gumanitarnye nauki (g. Yalta). No. 3 (51), pp. 142-146.

10. Missulovin, L. Ya., Karochkina, O. F., Chernova, G. R. (2019). Proforientatsiya i professional'noe samoo-predelenie starshikh podrostkov s emotsional'no-volevymi narusheniyami [Career Guidance and Professional Self-Determination of Older Adolescents with Emotional and Volitional Disorders]. In Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. No. 4, pp. 157-166.

11. Pudova, E. A. (2019). Ponyatie statusov professional'noi identichnosti i vybora professii v podrostkovom vozraste [The Concept of Professional Identity Statuses and Career Choice in Adolescence]. In Innovatsionnaya nauka. No. 12, pp. 223-227.

12. Selivanova, Z. K., Rodin, A. B. (2021). Gosudarstvennoe upravlenie sistemoi proforientatsii starshikh podrostkov kak nasushchnaya problema sovremennoi Rossii [State Management of the System of Vocational Guidance of Older Adolescents as an Urgent Problem of Modern Russia]. In Vlast'. Vol. 29. No. 1, pp. 16-22.

13. Sikorskaya, O. V., Malykhina, E. V. (2021). Vozmozhnosti realizatsii razlichnykh form proforientatsionnoi raboty so starshimi podrostkami v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [The Possibilities of Implementing Various Forms of Career Guidance Work with Older Adolescents in Educational Organizations]. In Vestnik magistratury. No. 1-1 (112), pp. 111-113.

14. Chechenikhina, O. S., Sinko, V. N. (2021). Aktual'nost' psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo stanovleniya molodezhi v usloviyah obrazovatel'noi organizatsii [The Relevance of Psychological and Pedagogical Support for the Professional Development of Young People in the Conditions of an Educational Organization]. In Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma. Ekaterinburg, pp. 304-308.

15. Labelkova, O. V., Ryauzova, D. A. (2017). Spetsifika proforientatsii podrostkov [The Specifics of Vocational Guidance for Adolescents]. In Professional'naya orientatsiya. No. 1, pp. 245-250.

16. Yatsenko, O. V. (2021). Formirovanie uchebnoi motivatsii podrostkov sredstvami proforientatsii [Formation of Educational Motivation of Adolescents by Means of Career Guidance]. In Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. Vol. 37, pp. 69-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.