Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»
звуковые ошибки у детей 6 лет с задержкой психического развития
Михайлова Е. Р.
Научный руководитель: к.п.н. доцент Задумова Наталья Павловна Кафедра логопатологии
Санкт-петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: Михайлова Екатерина Руслановна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: mihailova.ekaterina1998@yandex.ru
ключевые слова: звукопроизношение; ЗПР.
Актуальность исследования: исследование фонетической стороны речи дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) важно в аспекте становления у детей речевой коммуникации и предупреждения нарушений письменной речи в школьном возрасте [2]. Особое значение для теории и практики логопедии имеет выявление механизмов, опосредующих звуковые ошибки в речи дошкольников и связанных с состоянием сенсомоторной организации устной речи.
цель исследования: выявить частоту и характер звуковых ошибок у детей 6 лет с ЗПР. Материалы и методы: в эксперименте принимали участие 20 детей 6 лет с ЗПР (основная группа — ОГ) и 20 детей 6 лет с нормой интеллекта (контрольная группа — КГ). Испытуемые были обследованы по следующим методикам: ЦПМР (детский вариант) [Равен et а1., 2007]; методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]; методика оценки артикуляционного праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки орального праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки качества произнесения звуков речи [Корнев, 2006]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012].
Результаты: наибольший процент ошибок удетей ОГ и КГ наблюдается при произнесении звуков позднего онтогенеза ([Р], [Р'], [Л], [Л']), причем у детей ОГ процент этих ошибок значительно выше (64%), чем у детей КГ (45%). Наиболее частым вариантом нарушения звуко-произношения у детей ОГ являются замены-упрощения звуков, встречающиеся в 77% случаев.
Выводы: у детей с ЗПР наблюдается полиморфное нарушение звуковой стороны речи, обусловленное тяжестью данной патологии [3]. В ходе эксперимента были выявлены нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, проявляющиеся в их заменах, искажениях и пропусках. Недостаточная сформированность фонетического компонента речевой системы у детей с данной патологией связана с нарушением тонких дифференцированных артикуляторных движений, ограничением подвижности мышц речевого аппарата, изменением их тонуса по типу спастичности или гипотонуса. Литература
1. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
2. Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития / Башкирский государственный университет им. М. Акмул-лы / Фатихова Л.Ф. — У.: Мир печати, 2014. — 246 с.
3. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чирки-на. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
FORCIPE
VOL. 4 SUPPLEMENT 2021
ISSN 2658-4174