Научная статья на тему 'Сформированность аксиосферы учащихся школы и лицея 12-14 лет'

Сформированность аксиосферы учащихся школы и лицея 12-14 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
506
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / АКСИОСФЕРА / СФОРМИРОВАННОСТЬ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / VALUES / VALUE SPHERE / MATURITY OF / THE ACCURACY OF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Екатерина Владимировна, Асеева Инна Николаевна

В статье рассмотрены закономерности динамики изменений в аксиосфере учащихся школы и лицея и их особенности в зависимости от пола и возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maturity of value sphere school students and Lyceum 12-14 years

The article examines the dynamics of changes in laws value sphere schools and lyceums, and features depending on the age and sex.

Текст научной работы на тему «Сформированность аксиосферы учащихся школы и лицея 12-14 лет»

СФОРМИРОВАННОСТЬ АКСИОСФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ И ЛИЦЕЯ 12-14 ЛЕТ*

© Е. В. Некрасова © И. Н. Асеева

Некрасова

Екатерина Владимировна кандидат

психологических наук старший преподаватель кафедры психологии Самарская

гуманитарная академия e-mail: [email protected]

Асеева Инна Николаевна кандидат

психологических наук доцент кафедры обшей и социальной психологии Самарская

гуманитарная академия e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены закономерности динамики изменений в аксиосфере учащихся школы и лицея и их особенности в зависимости от пола и возраста.

Ключевые слова: ценности, аксиосфера, сформированное^, достоверность.

Закономерности формирования ценностей на всем протяжении жизненного пути изучались многими отечественными и зарубежными учеными [3, 6, 11, 12, 15]. Акмеологический словарь определяет ценности как значимость (полезность, необходимость, желательность и т. д.) для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, других людей [2]. Таким образом, аксиосфера (ценностная сфера) является системой ценностей человека, представленной в виде иерархии ценностей, отношения между ними («менее важное — более важное», «менее полезное — более полезное», отношение противоречия, отношение подчинения или включения (одна ценность может быть частью другой) и т. д.) [2].

Согласно мнению исследователей [9,

11, 15], предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Поэтому чаще всего и изучается этот возраст на предмет сформированности аксиосферы. Тем не менее один из самых «сложных» и

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №12-06-00411а.

Е. В. Некрасова, И. Н. Асеева «противоречивых» возрастных периодов для формирования ценностной сферы остается подростковый возраст от 12 до 15 лет.

Особенности подросткового возраста были изучены в психологии достаточно детально многими учеными-психологами и педагогами [3, 8, 11, 12, 14]. В частности, подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они метут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции [3]:

• целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

• неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

• повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

• развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

• романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

• нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

• потребность в общении сменяется желанием уединиться.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития [14].

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое) [14].

В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация отличается противоречивым характером [15]. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали. По словам Г. Крайга, в доподростковый период дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями [7]. По мнению М. Хоффмана [7], процесс морального развития в подростковом возрасте, определяющийся построением и переоценкой системы ценностей, идет тремя различными, но не исключающими друг друга путями, основанными на новообразованиях подросткового возраста. Первый — это «основанное на тревоге сдерживание», то есть поведение, определяющееся сначала страхом наказания, затем, вследствие интернализации запретов, — чувством вины. Второй путь заключается в «основанной на эмпатии заботе», связанной с развитием способности понимать чувства других людей. Третий путь основан на развитии

Сформированность аксиосферы учащихся школы и лицея 12-14 лет «мышления на уровне формальных операций», появлении способности к переоценке информации и переформулированию понятий [15].

Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е. Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств [12]. Осознание несоответствия провозглашаемых родителями (или даже обществом в целом) нравственных принципов реальной действительности проявляется в резкой и категоричной их критике, «бунтарстве», в ряде случаев — в идеализации морали своего поколения, выступающего для подростка образцом «совести общества». Эти и подобные им особенности подросткового поведения, описываемые, в частности, А. Е. Личко как проявления реакций группирования со сверстниками и эмансипации [8], чаще не воплощаются в реальные дела, оставаясь на уровне общих рассуждений.

Исследование проблемы современного состояния сформированности ценностной сферы школьников [6, 15] выявило многоаспектность влияний и воздействий различных факторов, которые в совокупности и взаимосвязи определяют ее результативность.

В словаре синонимов [1] к понятию «сформированность» даются такие синонимы, как «комплектность», «зрелость», «развитость». Сформированность является характеристикой или свойством аксиосферы, т. е. в обществе существует огромное многообразие ценностей, однако далеко не все из них сформированы у личности. Л.Б. Эрштейн выделяет следующие основные свойства ценностей:

1. Ценности являются интрапсихическим или же интрасоциальным феноменом, отражающим отношение субъекта, будь то социум или данный конкретный человек, ко всем без исключения проявлениям реальности. Таким образом, ценности обладают свойством всеохватности.

2. Всегда можно указать, кому принадлежат те или иные ценности, абстрактных ценностей не существует, ценности всегда субъективны.

3. Отражая оценку или цену любого феномена реальности, с которым сталкивается субъект, ценности обладают свойством измеряемости, в соответствии с которым цена каждого элемента реальности представляется определимой.

4. Вследствие того, что ценности отражают количественную категорию цены, они обладают свойством изменчивости, что означает тот факт, что цена, которой наделяют те или иные феномены реальности, не остается постоянной в течение всего периода существования субъекта [15].

Гипотеза исследования: существуют статистически значимые изменения в сформированности аксиосферы учащихся на протяжении от шестого до восьмого класса.

Методика исследования

Существует множество методик, диагностирующих основные личностные ценности, однако определение сформированности той или иной ценности или группы ценностей является достаточно сложной задачей для экспериментальной психологии [4].

В нашем исследовании для измерения ценностей учащихся использовалась методика АНЛ 4.4 (Тест аксиологической направленности школьников) [5]. Кроме исследования ценностей в данной методике существуют следующие шкалы достоверности:

1. Шкала социальной желательности (субъективность), высокий уровень показателя которой позволяет поставить под сомнение результаты тестирования вследствие либо преднамеренного приукрашивания действительности, либо высокого уровня воспитанности испытуемого.

2. Шкалы безразличия (значимость), оценивающие установку испытуемого на неопределенные или средние ответы, т. е. определяющие влияние «факторов знания» ситуаций, описанных в пунктах теста, и представляющие собой количество средних ответов («безразлично») и браковкой результатов диагностики при достижении этого количества некоторого допустимого значения.

Для повышения достоверности результатов диагностики необходимо при интерпретации учитывать значения двух видов шкал, имеющихся в АНЛ 4.4, одновременно [5].

Эти шкалы мы использовали для определения сформированности ценностей учащихся. По нашему мнению, достоверность ценности является одной из основных составляющих ее сформированности. Одним из синонимов к понятиям «достоверность» и «сформированность» является «прочность» или «зрелость» [1], то есть нельзя утверждать, что сформированность — это только достоверность, но достоверность, несомненно, является одной из основных составляющих, так как недостоверные ценности однозначно нельзя назвать сформированными.

Кроме этого тест АНЛ 4.4. имеет следующие особенности:

1. На уровне значимости личностные ценности имеют свойство биполярности: значимость может свидетельствовать о выделении объекта как положительно значимого, так и отрицательно значимого. Поэтому в тесте предусмотрена диагностика положительной и отрицательной значимости ценностей.

2. Аксиосфера личности имеет двухуровневую структуру, в связи с чем, личностные ценности принадлежат к устойчивой или динамичной составляющей аксиосферы. Для оценки этого свойства в методике имеются шкалы «устойчивости».

В состав теста входят основные шкалы:

Группа шкал «ценности жизненных сфер» (по 8 пунктов в каждой шкале):

1) образования; 2) семейной жизни; 3) общественной жизни; 4) досуга.

Группа шкал личностных ценностей (по 4 пункта в каждой шкале): 1) коллективности; 2) духовного удовлетворенния; 3) креативности; 4) жизнедеятельности; 5) достижений; 6) традиций; 7) материального благополучия; 8) индивидуальности.

Для исследования сформированности аксиосферы подростков было проведено лонгитюдное исследование на выборке учащихся 12-14 лет: на 1 этапе — 6-7 классов, на 2 этапе — уже ставших 7-8 классами (п = 197 чел.), на базе МБУ лицея № 19 г.о. Тольятти. Одновременно с этим было проведено лонгитюдное исследование на выборке учащихся 12-14 лет (1 этап 2012 г. — 6 класс, 2 этап 2013 г. —

7 класс (п = 18 чел.)), на базе МОУ СОШ Самарская Вальдорфская школа.

После проведения методики выборка учащихся лицея была разделена по полу и возрасту, на первый и второй этапы тестирования, после чего были выделены четыре типа учащихся [4].

Первый тип учащихся: ценность была достоверна в первом тестировании — осталось достоверной во втором; второй тип учащихся: ценность была недостоверна — осталась недостоверной; третий тип учащихся: ценность была недостоверной — стала достоверной; четвертый тип учащихся: ценность была достоверной — стала недостоверной.

Выборка учащихся Самарской Вальдорфской школы на типы разделена не была ввиду малого количества испытуемых.

Математическая обработка полученных результатов изменений в сформированности аксиосферы учащихся осуществлялась с использованием критерия ц* Фишера, предназначенного для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта [13] с помощью программы Microsoft Exsel.

Результаты исследования

Приведем результаты процентной представленности достоверности или сформированности ценностей учащихся лицея в сравнении двух этапов тестирования в таблице 1.

Таблица 1

Относительное количество учащихся лицея (%) со сформированными (достоверными) ценностями

Образование Семья Общество Досуг Других Дух. удовл-ть Креативность Жизнед-ть Достижения Традиции Мат.благопол. Себя

бкл (м) 1 этап 74 90 56 84 77 82 74 77 87 67 87 77

7кл (м) 2 этап 79 85 79 85 96 94 68 98 89 79 89 74

7кл (м) 1 этап 85 77 67 87 85 79 67 90 92 59 87 85

8кл (м) 2 этап 89 94 68 91 91 96 68 98 87 68 94 89

бкл (ж) 1 этап 82 84 87 91 98 96 62 96 98 76 82 78

7кл (ж) 2 этап 74 80 73 83 91 94 67 92 92 53 79 79

7кл (ж) 1 этап 80 93 78 84 93 96 64 89 96 73 84 73

8кл (ж) 2 этап 83 85 76 80 95 95 61 91 97 61 85 74

Согласно табл. 1 более сформированными, о которых учащиеся твердо знают, являются ценности духовного удовлетворения и ценности достижения, что, возможно, является результатом влияния лицея и его программы на

формирование аксиосферы учащихся. Ценности духовной удовлетворенности, как правило, формируются не только в семье, но и с помощью различных предметов гуманитарного цикла. Такие учебные предметы являются основой образовательной программы лицея: мировая художественная культура, литература, изобразительное искусство, история, обществознание, проектная деятельность и т. д.

Ценности достижения также, по нашему мнению, являются особенностью детей, учащихся в лицее, так как с первого года обучения дети проходят отбор при поступлении, что также продолжается в течение всего процесса обучения с помощью многочисленных тестов, контрольных и экзаменов, количество которых превышает аналогичный показатель в средней общеобразовательной школе.

Наименее сформированными ценностями у учащихся являются ценности креативности и традиции. По своей природе эти две ценности при их формировании вступают в диалектическое противоречие, так как являются ценностями противоположных направленностей: прагматической гуманистической. Согласно проведенному нами ранее исследованию противоречий в аксиосфере личности на данной выборке [10] только у 36% учащихся лицея противоречия между этими двумя видами ценностей разрешены. В итоге, как мы наблюдаем, обе ценности оказались наименее сформированы.

Влияние школы на формирование личностных ценностей определяется как особенностями организации учебного процесса, так и взаимоотношениями с учителями и сверстниками. Как показано в ряде исследований [9, 11, 15], обычные и получившие в последнее время распространение нетрадиционные формы организации обучения («открытое» обучение, тьюторство и т. п.) по-разному опосредуют процесс формирования ценностной системы. Однако конкретные закономерности и специфика влияния последних на развитие ценностной сферы в настоящее время изучены недостаточно. Вне зависимости от формы организации и содержания учебного процесса личность учителя остается важным фактором развития системы ценностей учащихся. Как справедливо пишет Ю. В. Янотовская, творческий учитель «не только вооружает учащихся знаниями, но и формирует у них отношение к окружающему миру», актуализируя ценности доверия и творчества [15].

После изучения общего уровня сформированности личностных ценностей необходимо проследить статистически значимые изменения в сформированности ценностей. Для этого сравним с помощью критерия Фишера первый тип учащихся со вторым типом, что позволит нам определить соотношение количества учащихся, имеющих сформированные ценности, и количества учащихся с несформированными ценностями за один год наблюдения. Далее сравним также с помощью вышеупомянутого критерия первый тип со вторым, третим и четвертым типами, что может доказать или опровергнуть гипотезу о том, что количество учащихся со сформированными ценностями статистически значимо превышает количество учащихся с неустойчивыми ценностями.

Таблица 2

Изменения в сформированности ценностей учащихся лицея (мальчики, п=39)

6-7 кл Образование Семья Общество Досуг Других Дух. удовл-ть Креативность Жизнед-ть Достижения Традиции Мат.благопол. Себя

1 тип 64 74 44 72 69 64 49 72 79 44 74 64

2 тип 5 8 21 0 8 3 8 5 0 18 0 3

3 тип 21 3 23 15 15 15 18 18 13 15 13 21

4 тип 10 15 13 13 8 18 26 5 8 23 13 13

Фі 3* 4* 1,8** 3,6* 2,4* 2,5* 3,4* 2* 2,4*

ф 2 2,7* 4,4* -1,2 4* 3,6* 2,7* -0,2 4* 5* -1,2 4,4* 2,7*

Примечание: * р<0,05; ** р<0,01.

2 ф — значения критерия Фишера, полученные при сравнении учащихся 1 и 2 типа.

3 ф2 — значения критерия Фишера, полученные при сравнении учащихся 1 и 2, 3, 4 типа.

Согласно табл. 2 анализируя результаты сравнения количества учащихся со сформированными и несформированными ценностями ф , можно сделать вывод, что все вышеперечисленные ценности у учащихся 6-7 классов в большинстве случаев сформированы, так как получены значимые значения по критерию Фишера. Следует отметить, что, сравнивая количество учащихся первого типа (со сформированными ценностями) с количеством учащихся остальных трех типов ф , можно сделать вывод, что у учащихся 6-7 классов ценности сферы общественной жизни, ценности креативности и ценности традиций находятся на стадии формирования. Как отмечалось выше, противоречия ценностей креативности-традиции еще не разрешены, а динамическое формирование ценностей сферы общественной жизни является, возможно, следствием половозрастных особенностей учащихся данного лицея.

Значимость общественной жизни для школьника, как отмечают и психологи и педагоги, снижается с каждым годом. Влияние рыночной экономики на семью, в частности, на родителей этих подростков, а следовательно, и на самих школьников-лицеистов, снижает желание ребят участвовать в общественной жизни лицея, не получая при этом никакого поощрения.

Таблица 3

Изменения в сформированности ценностей учащихся лицея (мальчики, п= 47)

7-8 кл Образование Семья Общество Досуг Других Дух. удовл-ть Креативность Жизнед-ть Достижения Традиции Мат.благопол. Себя

1 тип 68 81 60 81 92 89 55 96 85 55 87 64

2 тип 0 2 13 0 4 0 19 0 4 9 4 0

3 тип 21 13 9 13 0 6 13 2 4 13 6 26

4 тип 11 4 19 6 4 4 13 2 6 23 2 11

Ф і 2,7* 3,3* 4,3* 2,9* 3,8* 2,9* 4*

ф 2 3,4* 5,2* 1 9** 5,2* 5,2* 5,6* 1 4,5* 5,5* 1 5,6* 2,7*

Примечание: * р<0,05; ** р<0,01.

Как видно из табл. 3, юношей 7-8 классов со сформированными ценностями значимо больше, чем юношей с несформированными ценностями (ф4). Следует отметить, что результаты, полученные по критерию Фишера ц , представленные в табл. 3, по значимости сходные по всем видам ценностей по сравнению с табл. 2, кроме ценности сферы общественной жизни, здесь получены значимые различия при р<0,01.

Следовательно, сравнивая таблицы 2 и 3, можно сделать вывод, что у юношей в возрасте от 12 до 14 лет некоторые ценности находятся на стадии формирования, т. е. нельзя заключить, что аксиосфера учащихся этого возраста в большинстве случаев сформирована. Согласно исследованиям Д. В. Каширского, в возрасте от 11 до 17 лет происходит переосмысление ценностных установок через их рефлексию и оформление ценностей в конечном итоге в психологическую систему (аксиосферу). Причем наиболее интенсивно формирование аксиосферы протекает после кризиса 14 лет (кризис ценностной рефлексии) [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 4, девушки 6-7 классов по сравнению с юношами сверстниками (табл. 2), согласно значениям ф2 отличаются формированием не только ценностей сферы общественной жизни, но и ценностей традиций. То есть можно сделать вывод, что аксиосфера девушек более сформирована на этом возрастном этапе, чем у юношей.

Таблица 4

Изменения в сформированности ценностей учащихся лицея (девушки, п= 45)

6-7 кл Образование Семья Общество Досуг Других Дух. удовл-ть Креативность Жизнед-ть Достижения Традиции Мат.благопол. Себя

1 тип 62 78 71 78 91 93 45 89 93 60 69 62

2 тип 0 0 7 2 0 2 18 4 0 11 2 7

3 тип 18 16 7 7 2 2 20 0 2 13 16 13

4 тип 20 7 16 13 7 2 18 7 4 16 13 18

Фі 3.6* 2.7* 3.3* 2.1** 4.1* 3.3* 2.4* 3.2*

ф2 2.4* 4.9* 4* 4.9* 5.5* 5.3* -1 5.6* 5.3* 2** 3.6* 2.4*

Примечание: * р<0,05; ** р<0,01

Как видно из таблицы 5, у девушек 7-8 классов согласно значениям критерия Фишера ф, ценности сферы общественной жизни, креативности и традиций также находятся на стадии формирования, что согласуется с результатами, полученными по мужской выборке (табл. 2). По ценностям традиций даже наблюдается значимое превышение количества учащихся с этими ценностями на стадии формирования по сравнению с учащимися со сформированными ценностями.

Таблица 5

Изменения в сформированности ценностей учащихся лицея (девушки, п= 66)

Т.£ хж Ё г я № 1 і н 1 Є І 1 і е і і м £ 1 п € •Ю І І^- І 1

1 пн л й я н « & 43 35 Й А Й

2 тли к к ! 2 1' 1Н 1 II 'Л\ 5 ■1

5 таи ІІ ЇЇ ю Р Ї 6 Ї7 6 1 її 15 її

4 тал 12 17 17 л 5 2і Й Л зо і 23

+ : 14* ф і.^т+ її 3,2* 2.3"

Т' ЭИ* и 4* і/* Зі* йЗ 5-5* 3.2* 4* і,:

Примечание: * р<0,05; ** р<0,01.

Исследование динамики сформированности ценностной сферы учащихся Самарской Вальдорфской школы велось несколько иначе, поскольку типологическое деление ввиду малого количества испытуемых было невозможно, оценивалась общая динамика увеличения частоты несформированных ценностей.

Поскольку ценностная сфера личности в предподростковом и подростковом периоде характеризуется неустойчивостью, изменчивостью, проанализируем динамику изменений несформированных ценностей учащихся, предварительно предположив, что с приближением к подростковому возрасту и кризису 14 лет ценностная сфера должна стать более рассогласованной.

Результаты первичной оценки ценностей на 1 и 2 этапах исследования представлены далее в таблице 6.

Таблица 6

Процентное соотношение несформированных ценностей учащихся школы

на 1 и 2 этапе исследования (п=18)

Образование Семья Общество Досуг Других Дух. удовл-ть Креативность Жизнед-ть Достижения Традиции Мат.благопол. Индив-ти

6 класс 1 этап 11 0 6 6 0 6 22 0 0 11 11 6

7 класс 2 этап 17 17 39 11 0 11 17 17 11 22 28 17

Видно, что общая тенденция отчасти подтверждает гипотезу о рассогласовании и неустойчивости сформированных ценностей в возрасте 12-14 лет. Частота встречаемости несформированных ценностей на 2 этапе исследования возросла во всех 4 ценностных сферах и во всех личностных ценностях, кроме ценности Других. Однако значимые статистические различия при р<0,01 получены в ценностных сферах семьи (ф =2,5) и общественной жизни (ф =2,61).

В личностных ценностях значимые статистические различия получены при р<0,03 для ценности жизнедеятельности (ф =2,5) и ценности достижений (ф =2,04).

4 т эмп ' '

Очевидно, что изменения данных компонентов в сторону несформирован-ности в 7 классе в отличие от их сформированности в 6 классе выдает некое предкризисное состояние личности, причем ясно видно наиболее актуальные проблемы осознания тех или иных ценностей в данном периоде.

Любопытно, что ценность Других не изменилась по характеристике сформированности ни тенденциозно, ни статистически. Вероятно, стремление к другим людям и группам достаточно стабильно в этом возрасте. Система социальных отношений выстроена, а критическое переживание отчужденности и одиночества свойственно более позднему подростковому периоду. Одновременно это может быть связано с особенностями вальдорфской педагогической среды, где с 1 класса социальные взаимодействия органично включены в общую стратегию образовательного процесса и являются частью педагогической концепции вальдорфской педагогики. Ценность другого человека формируется через социальные игры, множество заданий ученики выполняют в микрогруппах, одновременно учась осознавать ценность собственной индивидуальности.

Компоненты ценностной сферы, для которых обнаружены статистически значимые различия увеличения частоты несформированности на 2 этапе исследования, являются наиболее важными для учащихся, наиболее значимыми и проблемными одновременно. Можно предположить, что смена сформированного представления о той или иной ценности на несформированное, колеблющееся отчасти связана и с изменением мировоззренческих позиций личности. Возраст 12-13 лет еще характеризуется неким подражательным характером отношений и взаимодействий; взрослея, личность естественным образом должна выстраивать индивидуальный жизненный путь, основанный, прежде всего, на индивидуальных ценностных ориентирах.

Выводы

1. Уровень сформированности ценностей учащихся зависит от множества внутренних и внешних взаимовлияющих факторов.

2. Наименее сформированными ценностями у учащихся лицея (6-8 класс) являются ценности сферы общественной жизни, креативности и традиции.

3. Статистически доказано, что ценности сферы общественной жизни, ценности креативности и традиций находятся на стадии формирования в возрасте от 12-14 лет у учащихся лицея.

4. Наименее сформированными у учащихся школы на 2 этапе исследования являются ценностные сферы семьи и общественной жизни, а в структуре индивидуальных ценностей — ценности достижения и жизнедеятельности, что подтверждено статистически при изучении возрастной динамики изменений аксиосферы личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — М. : Русские словари, 1999.

2. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. — М. : Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.

3. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М. : Семья и школа,

1995.

4. Капцов, А. В. Методологические аспекты исследования изменений в аксиосфере опросниками самоотчета // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2013. - № 2(14). - С. 161-175

5. Капцов, А. В. Тест аксиологической направленности школьников: руководство по интерпретации результатов диагностики. — Самара : Самар, гуманит. акад, 2013. — 20 с.

6. Каширский, Д. В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. — Барнаул, 2002. — 198 с.

7. Крайг, Г. Психология развития : пер. с англ. — СПб. : Питер, 2000. — 992 с.

8. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб. : Речь, 2010. - 256 с.

9. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М. : Наука, 1984. — 446 с.

10. Некрасова, Е. В. Противоречия в аксиосфере личности современного подростка // Слагаемые качества обучения в гуманитарном вузе : сб. матер. X международ. науч.-метод, конф. 27—28 сентября 2013 года, г. Тольятти. — Самара : Самар, гуманит. акад., 2013.

11. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. — М., 1987. — 240 с.

12. Рыбалко, Е. А. Становление личности // Социальная психология личности. — Л., 1974. — С. 20—31.

13. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб. : Речь, 2003. — 350 с.

14. Хубиева, Ф. X. Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http:// festival. 1september.ru/articles/502850/ (дата обращения: 04.11.13).

15. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система URL: http://hpsy.ru/public/x2759.htm (дата обращения: 04.11.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.