УДК 338.332.142
Е. В. Белякова, Н. Е. Гильц, Н. В. Широченко
СФЕРЫ ВКЛЮЧЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Раскрываются преимущества включения малых предприятий в логистические системы, формируемые на региональном уровне. Рассматриваются формы взаимодействия предприятий в разных функциональных областях и условия, при которых возможно это взаимодействие.
Процесс формирования сферы обращения товаров и услуг охватывает сложный комплекс взаимосвязанных отношений, складывающийся в сфере закупок, транспортировки, сохранности, упаковки, продажи. Высокие издержки обращения стали важнейшим объектом управления не только на уровне предприятий, но и на региональном уровне. Эти издержки отнесены экономистами к логистическим, и в мировой практике созданы системы управления ими на основе интеграционных процессов с соответствующей инфраструктурой. Имеется опыт создания и эффективного функционирования логистических систем, охватывающих всех участников сферы обращения и развивающихся на базе информационных систем в глобальные логистические системы.
Российская экономика, длительное время изолированная от многих мировых процессов, функционировала в иных условиях, основанных на плановом распределении произведенных продуктов, дефиците многих товаров и услуг. Имеющаяся в советское время инфраструктура не была преобразована в эффективные распределительные сети. Только в конце XX - начале XXI вв. стали формироваться логистические системы, адекватные зарубежным. Следует отметить, что их создание сопряжено с большими финансовыми затратами, длительным сроком окупаемости, что осложняет процесс их формирования.
Процесс формирования сферы обращения и услуг охватывает сложный комплекс взаимосвязанных отношений, складывающихся в сфере осуществления закупок, сохранения, транспортировки, упаковки, продажи и т. п. Издержки обращения на современном этапе развития становятся одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности производителей и объектом управления на региональном уровне. Особенность современной организации товаропотоков в российской экономике характеризуют следующие положения:
- товаропроизводители в условиях рыночной экономики полностью самостоятельны в поиске партнеров (в отличие от плановой экономики);
- информационная база в настоящее время не обеспечивает потребности товаропроизводителей и не дает надежной информации по участникам рынка;
- имеются недостатки в специальном торговом законодательстве;
- инфраструктура товаропотоков не соответствует требованиям рынка, что не позволяет использовать современные логистические технологии;
- складское хозяйство предприятий, плохо оснащенное компьютерными технологиями и складским оборудованием, не соответствует условиям включения в логистические системы.
Усиление конкуренции на региональном рынке ставит его участников перед проблемой поиска новых форм взаимодействия на основе интеграции в создании инфраструктуры, обеспечивающей резкое снижение издержек обращения, расширение рынков сбыта и выхода на другие регионы, включая международные логистические системы.
Можно выделить и другие достоинства данного подхода, а именно:
- фирма, становясь звеном логистической цепи, значительно снижает свои издержки благодаря экономии, которая происходит в результате сотрудничества с другими членами логистической цепи;
- фирма имеет возможность сосредоточиться на тех видах работ, которые являются ключевыми в обеспечении ее конкурентных преимуществ, все остальные виды работ передаются другим фирмам, которые делают их более эффективно, что повышает качество и уровень логистического сервиса в целом;
- фирма имеет возможность повысить степень использования материально-технической базы, включая транспорт, складские и торговые площади;
- у фирмы появляются дополнительные возможности в обмене информации, повышении квалификации персонала, разработке и реализации новых идей, что в результате приводит к расширению рынков сбыта;
- между членами логистической цепи идет разделение риска пропорционально их вкладу в общие усилия по поддержанию высокой эффективности логистического соглашения.
Проблема создания логистических систем очень сложная и пока находит эффективную реализацию только в зонах интенсивного товарооборота - Москве и Санкт-Петербурге.
Региональные логистические системы особо важны для регионов, находящихся в сложных условиях производства и реализации: с низкой плотностью населения и соответственно возникающими проблемами с объемами производства; высокими транспортными расходами и повышенными издержками производства; усилением конкуренции со стороны регионов, имеющих более благоприятные условия, и т. п. Практика показывает, что в региональные логистические системы могут быть включены логистические парки, логистические центры, логи-стическе распределительные центры и товарные склады. Каждый из них имеет собственный набор функций и возможности координации участников всей логистической системы. Различие заключается в объемах услуг и их видах по отношению к потребителям.
Так, логистический парк как наиболее современная форма логистических услуг представляет собой функциональное звено в макрологистической системе, являясь
важнейшим посредником между производителями и потребителями определенного набора продукции, местом, где грузопотоки концентрируются и распределяются. Преимущество парка состоит в его доступности для клиентов и широком ассортименте транспортно-экспедиционных, складских и сервисных услуг при доставке товаров, а также в организации эффективной системы перевозок грузов в регионе и за его пределами, выполняемыми по интермодальным технологиям.
Основное отличие логистического парка от складского комплекса заключается в том, что при наличии одного девелопера на его площадке могут работать несколько логистических провайдеров. Это повышает конкуренцию и создает более благоприятные условия для клиентов.
Рынок логистических услуг в нашей стране имеет хорошие перспективы. В последние годы заметно вырос интерес к России со стороны известных международных логистических девелоперов и операторов. Так, крупная американская компания «Hines», занимающаяся девелопментом и управлением коммерческой недвижимостью, активно ведет работы по реализации проектов складских комплексов площадью по 100...200 тыс. м2 каждый в Московской области. На реализацию первой стадии работ, по данным сайта www.valnet.ru, уже выделено 60 млн долл.
Современные терминалы возводятся в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. А терминалы Национальной логистической компании рекомендованы Минздравом РФ и ГТК для таможенного оформления фармацевтических грузов.
Национальная логистическая компания (НЛК) работает на российском рынке логистических услуг с 1995 г Сегодня НЛК - это несколько самостоятельных структур, оказывающих клиентам полный комплекс данных услуг В состав компании входят «Национальная логистическая компания» (логистический оператор), «Национальный таможенный брокер», «ТЭК Карго-Транс» (таможенноскладская логистика) и «НЛК-development» (освоение земельных участков, строительство логистических парков). Основные операционные площади НЛК - таможенноскладской комплекс, включающий терминал «Лесной» (Минское шоссе, открыт для клиентов в 1997 г.), терминал «Рент-центр» (Минское шоссе, открыт в 2002 г.) и терминалы, находящиеся в Екатеринбурге и Новосибирске. На сегодняшний день НЛК является бесспорным лидером в сфере хранения и обработки фармацевтических препаратов. Среди ее клиентов, по информации сайта www.transportline.ru, - ведущие фармацевтические компании мира: «BristolMyers Squibb», «Glaxo-SmithKline», «Boots Healthcare», «Nycomed», «Balkanpharma», «Novonordick», «Lunbeck» и «Hoffmann-La Roche».
В качестве основных проблем создания и развития логистических парков в России специалистами отмечаются высокая стоимость заемных средств (многие миллионы долларов); достаточно продолжительные сроки строительства (срок окупаемости складских комплексов может превышать восемь лет); особые требования к земельным участкам по площади, рельефу; нехватка подготовленных кадров, особенно специалистов - операторов и технологов; отсутствие в России производителей высококлассного складского оборудования.
Многие из этих проблем снимаются при размещении парков в регионах, но при этом возникают проблемы их окупаемости (объемы услуг и количество клиентов). Требуется разработка теоретических подходов к проблеме эффективного функционирования логистических парков на региональном уровне, особенно в сибирских регионах. Во-первых, следует признать, что только система логистической инфраструктуры позволит обеспечить реальную конкурентоспособность регионального продукта в этих регионах. Во-вторых, должно быть понимание того, что только во взаимодействии можно достичь реального эффекта от создаваемой инфраструктуры. В-третьих, круг участников должен быть максимально широким, что позволит обеспечить необходимые грузопотоки. В-четвертых, необходимо более тщательно подойти к перечню планируемых функциональных областей, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала логистического парка.
Рассматривая возможность формирования логистического парка в городе Красноярске, необходимо отметить, во-первых, его уникальное геополитическое положение (Красноярск является географическим центром России и располагается на пересечении различных транспортных путей: Транссиба, Енисея, Северного морского пути, автомагистралей и узлового аэропорта); во-вторых, готовность администрации города оказывать поддержку перспективным проектам, в том числе по формированию региональной логистической системы; в-третьих, наличие заинтересованных в такой системе предприятий и инвесторов. Это находит отражение в программе социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 г., в которой определены такие стратегические направления развития, как развитие оптовой торговли и потребительского рынка, транспортной, инженерной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, развитие малого предпринимательства [1. С. 10].
Таким образом, Красноярск имеет все необходимые предпосылки для создания логистического парка.
Особое значение парки приобретают для предприятий малого бизнеса, которые не могут на высоком профессиональном уровне обеспечить все функции по снабжению и реализации продукции. Если рассмотреть основные функции логистического парка, то их можно разделить на три блока.
Первый блок - это организация логистических цепочек, заключение комплексных договоров с клиентами на доставку грузов и осуществление сопутствующих операций, связанных с перевозкой, в том числе нетранспортных операций (таможенной очистки и др.); обеспечение информационного взаимодействия с иностранными железными дорогами и другими иностранными участниками логистических цепочек; маркетинговые исследования рынка, предоставление клиентам справочной информации и т. д. Из перечня приведенных функций видно, что большинство из них на уровне малого предприятия осуществлять некому, что не позволяет такому предприятию даже при условии выпуска продукции высокого качества выходить на другие рынки, особенно зарубежные.
Второй блок - это осуществление контроля выполнения логистических цепочек, транспортных и других опе-
раций, возникающих в пути следования грузов, а также оперативный анализ нарушений согласованного графика перевозки грузов и выработка совместно с поставщиками услуг предложений по ликвидации или минимизации последствий сбоя в логистической цепочке. Эти функции требуют особого технического и информационного обеспечения, налаженных связей и не могут осуществляться непосредственно малыми предприятиями.
Третий блок - это связан с логистическим сервисом и включает организацию информационной поддержки, которая должна обеспечить взаимодействие с клиентами и партнерами, расчеты оптимизации маршрутов перевозок, ведение расчетов со всеми участниками, выполнение других функций, возможных в логистическом парке: складского хранения, комплектования грузов, авто-
транспортного обслуживания, гостиничного сервиса и др. Качественное предоставление услуг позволяет малым предприятиям более эффективно использовать свои площади, выделить отдельные функции на обслуживание.
Таким образом, наличие в регионе логистического парка позволяет предприятиям малого бизнеса получить доступ к высококвалифицированным услугам и снизить издержки обращения. В общем виде возможные функции логистического парка представлены в таблице.
Библиографический список
1. Основные положения проекта программы социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2010 г. Красноярск, 2004. 38 с.
Сферы включения малого предпринимательства в логистических парках
Наименование службы Выполняемые функции Возможности передачи функций малым предприятиям
Управляющая система Обеспечение руководства региональным логистическим парком, сертификация товаров и услуг, организация работы торговых представительств Отсутствуют в силу невозможности децентрализации выполняемых функций
Мультимодальный центр складского хранения и грузопереработки Хранение и переработка мелко- и крупнопартионных грузов Частично могут быть переданы малым предприятиям, использующим активы логис тичес-кого парка на правах концессии или аренды
Мультимодальный контейнерный терминал Обеспечение погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатация подъездных путей Отсутствуют в силу невозможности децентрализации выполняемых функций
Центр грузового транспорта Организация перевозок, функционирование автостоянок, выполнение транспортно-экспедиционных функций Частично могут быть переданы малым предприятиям, использующим активы логис тичес-кого парка на правах концессии или аренды
Центр технического обслуживания Техническое обслуживание подвижного состава транспорта, функционирование автомойки, АЗС, ремонт всех видов погрузчиков, технологического оборудования Могут быть переданы малым предприятиям, использующим активы логистического парка на правах концессии или аренды
Службы производственнотехнологического и технического обслуживания Обеспечение функционирования коммунального хозяйства, тепло- и электроснабжения, очистных сооружений Отсутствуют в силу невозможности децентрализации выполняемых функций
Центр таможенного оформления и контроля Таможенный контроль Отсутствуют в силу невозможности децентрализации выполняемых функций
Гостиничный комплекс Функционирование блока общественного питания, сервисного и бытового обслуживания, реабилитационнооздоровительного комплекса Могут быть переданы
Консалтинговоаналитический центр Мониторинг поставок, маркетинговые исследования региональных рынков, реклама Частично могут быть переданы малым предприятиям, использующим активы логис тичес-кого парка на правах концессии или аренды
Учебный центр подготовки и переподготовки персонала Подготовка и переподготовка персонала, повышение квалификации в области новых логистических технологий Могут быть переданы частично
Филиал банка Валютно-денежные операции, обслуживание счетов, кредитование Отсутствуют в силу невозможности децентрализации выполняемых функций
Центр оптово-розничной торговли Организация оптово-розничной торговли Могут быть переданы
Страховая компания Страхование Могут быть переданы
Служба безопасности Охрана и сопровождение грузопотоков Могут быть переданы
Центр связи (почта, телеграф, телефон) Обеспечение связи, поставка информации Могут быть переданы частично
E. V. Belaykova, N. E. Gilts, N. V. Shirochenko
SPHERES OF INCLUDING SMALL-SCALE ENTERPRISES INTO REGIONAL LOGISTIC SYSTEMS
Advantages of inclusion of the small enterprises into the logistical systems being formed at the regional level are described. Forms of interaction among enterprises in different functional fields and possible conditions of this interaction are considered.